Авианосная авиация

( Палубный самолет также известный как палубный самолет или палубный самолет ) — военно-морской самолет, предназначенный для действий с авианосцев . Авианосный самолет должен иметь возможность запускаться на короткое расстояние и быть достаточно прочным, чтобы выдерживать резкие нагрузки, возникающие при взлете и подъеме на раскачивающуюся палубу. Кроме того, их крылья, как правило, могут складываться, что облегчает работу в ограниченном пространстве.
Такие самолеты предназначены для многих целей, включая бой воздух-воздух , наземное нападение , противолодочную борьбу (ПЛО) , поиск и спасение (SAR) , транспортировку (COD) , наблюдение за погодой , разведку , а также дальнее предупреждение и управление с воздуха (AEW&C). ) обязанности. [1]
Этот термин обычно применяется только к самолетам , поскольку военно-морские вертолеты могут работать с более широкого спектра кораблей , включая вертолетоносцы , эсминцы , фрегаты и контейнеровозы.
История
[ редактировать ]
За появлением самолетов в 1903 году в 1910 году последовал первый полет самолета с палубы стоящего на якоре военного корабля ( США ВМС военный корабль « Бирмингем »), а в 1912 году - первый полет самолета с палуба военного корабля на ходу ( флота Hibernia HMS Королевского ). За ними последовали гидросамолеты и корабли поддержки тендеров на гидросамолеты , такие как HMS Engadine . К началу 1920-х годов эта эволюция уже шла полным ходом, в результате чего появились такие корабли, как HMS Argus (1918 г.), Hōshō (1922 г.), USS Langley (1922 г.) и Béarn (1927 г.). Благодаря этим разработкам стала осознанной необходимость в специализированных самолетах, приспособленных для взлета и посадки с кабин экипажа этих кораблей.
Значение авиации росло между войнами из-за увеличения дальности, грузоподъемности и эффективности палубной авиации, пока не стало невозможно игнорировать ее значение во время Второй мировой войны после потери многих военных кораблей из-за авиации, в том числе затопление « Принца Уэльского» и «Отражение» , битва при Таранто , нападение на Перл-Харбор и множество других инцидентов. После войны масштабы и значение авианосных операций продолжали расти. [2]
Типы
[ редактировать ]Современные палубные самолеты строятся в основном в трех различных модификациях, отвечающих потребностям различных пользователей. Следующие термины используются в настоящее время ВМС США.
Взлет с помощью катапульты, но восстановление задерживается
[ редактировать ]CATOBAR — система, используемая для запуска и подъема самолетов с палубы авианосца . Согласно этому методу, самолеты запускаются с помощью взлета с помощью катапульты и приземляются на корабль с помощью тормозных тросов . Хотя эта система дороже альтернативных методов, она обеспечивает большую гибкость в работе авианосца, поскольку позволяет самолету работать с более высокой полезной нагрузкой. Корабли с CATOBAR в настоящее время включают американский Nimitz класс , [2] американский Джеральда Р. Форда класс и французский Шарль де Голль .
Использование катапульт позволяет авианосцу запускать крупные самолеты. Например, ВМС США выпускают на вооружение E-2 Hawkeye самолеты ДРЛО и грузовые самолеты C-2A Greyhound с катапультами.

Короткий взлет и вертикальная посадка
[ редактировать ]STOVL Взлет осуществляется с помощью « трамплинов », а не катапульты. Использование STOVL обычно позволяет самолету нести большую полезную нагрузку по сравнению с использованием вертикального взлета и посадки , избегая при этом сложности катапульты. Самый известный пример — реактивный самолет Hawker Siddeley Harrier Jump Jet. [3] несмотря на то, что он способен взлетать с вертикальным взлетом, обычно используется как самолет STOVL для увеличения запаса топлива и вооружения.
Короткий взлет, но замедленное восстановление
[ редактировать ]STOBAR — система, используемая для запуска и подъема самолетов с палубы авианосца , сочетающая в себе элементы STOVL и CATOBAR. Самолеты запускаются своим ходом с помощью трамплина для облегчения взлета (а не с помощью катапульты). Однако это обычные самолеты, и требуются страховочные тросы для приземления на корабль . Авианосцы типа «Кузнецов» ВМФ России и ВМФ Народно-освободительной армии эксплуатируют Су-33 (Россия) и J-15 (Китай) в качестве самолетов STOBAR. Другие включают индийских Викрамадитью и Викранта ; оба будут эксплуатировать МиГ-29К . [ нужна ссылка ]
Самостоятельный взлет
[ редактировать ]
До Второй мировой войны вес большинства самолетов позволял запускать их с авианосцев своим ходом, но требовал помощи в остановке. Катапульты были установлены, но использовались только тогда, когда корабль стоял неподвижно или когда невозможно было обеспечить достаточный ветер на палубе, плывя против ветра. Даже такие большие самолеты, как North American B-25 Mitchell, таким запускались образом. Это стало возможным, поскольку скорость корабля даже при самом слабом преобладающем ветре в сочетании с низкой скоростью взлета позволяла ранним самолетам набирать скорость полета на очень коротком расстоянии. Самой экстремальной версией этого были платформы линкоров, которые использовались в 1920-х годах, когда небольшие истребители -бипланы времен Первой мировой войны , такие как Sopwith Camel, запускались с высоты всего в несколько десятков футов, установленных на вершине линкора передней артиллерийской башни .
Обычные самолеты, такие как Curtiss P-40 Warhawk , Republic P-47 Thunderbolt , Supermarine Spitfire и Hawker Hurricane , часто доставлялись на зарубежные авиабазы авианосцами. Они будут погружены на авианосец в порту кранами, сброшены с авианосца в море недалеко от места назначения своим ходом и приземлятся на дружественном аэродроме на берегу. Обычно это не были боевые задачи, но в некоторых случаях запущенный самолет обеспечивал прикрытие корабля с воздуха, и авианосец не мог подобрать самолет.
Некоторые самолеты СВП , такие как North American Rockwell OV-10 Bronco , в последнее время эксплуатировались с авианосцев и десантных кораблей таким образом , но это не является обычной практикой.
Даже очень большие самолеты, такие как Lockheed C-130 Hercules, были успешно приземлены и запущены с больших авианосцев, но это было сделано без груза и с небольшим количеством топлива на борту.
Современные палубные самолеты на вооружении
[ редактировать ]В эксплуатации
[ редактировать ]
- Боинг EA-18G Гроулер
- Боинг F/A-18E/F Супер Хорнет
- Дассо Рафаль М
- Грумман C-2 Грейхаунд
- ХАЛ Теджас Навал
- Локхид Мартин F-35B/C Лайтнинг II
- Макдоннелл Дуглас AV-8B Харриер II
- Макдоннелл Дуглас F/A-18 Хорнет
- Макдоннелл Дуглас Т-45 Ястреб-тетеревятник
- Нортроп Грумман Е-2 Соколиный глаз
- Mikoyan MiG-29K
- Шэньян J-15
- Сухой Су-25УТГ/УБП
- Сухой Су-33
Су -33 — палубный самолёт, созданный на базе Су-27. - Белл Боинг CMV-22B Оспри
В разработке
[ редактировать ]- Боинг MQ-25 Стингрей
- Пометить МИУС [4]
- Байрактар ТБ3 [4]
- ТЭДБФ ВЕЩИ
- Шэньянский военно-морской вариант FC-31
- Ф/А-ХХ
См. также
[ редактировать ]- Эскорт-перевозчик
- Цикл запуска и восстановления
- Современные авианосные операции ВМС США
- Морская авиация
- Авианосец, использовавшийся во время Второй мировой войны.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Фред Т. Джейн (2005). Джейн «Все самолеты мира» . Информационная группа Джейн.
- ^ "Хокер Сиддели Харриер". Британский справочник самолетов . Дата обращения: 1 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Озберк, Тайфун (22 июля 2021 г.). «Турция развернет боевые беспилотные самолеты MIUS с базы LHD Anadolu» . Военно-морские новости . Проверено 18 августа 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Чант, Крис. «Самолеты Второй мировой войны» Barnes & Noble: Нью-Йорк (1999) ISBN 0-7607-1261-1
- Коллиер, Бэзил. «Японские самолеты Второй мировой войны» Мэйфлауэр: Нью-Йорк (1979) ISBN 0-8317-5137-1
- Дональд, Дэвид; Дэниел Дж. Марч (2001). Справочник ВВС авианосной авиации . Норуолк, Коннектикут: Издательство AIRtime. ISBN 1-880588-43-9 .
- Ганстон, Билл. «Боевые самолеты Второй мировой войны» Salamander Books: Лондон (1978) ISBN 0-89673-000-X
- Мансон, Кеннет. «Самолеты Второй мировой войны» Doubleday: Нью-Йорк
- Павловски, Гарет Л. Книги замка «Плоские вершины и птенцы»: Нью-Йорк (1971) ISBN 0-498-07641-5
- Кларк Г. Рейнольдс . Быстрые авианосцы: создание воздушного флота (1968; 1978; 1992)
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с авианосными самолетами, на Викискладе?