Военный корабль США Лэнгли (CV-1)
![]() Военный корабль США «Лэнгли» на ходу, 1927 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя |
|
Тезка | |
Строитель | Военно-морская верфь Мэр-Айленд |
Заложен | 18 октября 1911 г. |
Запущен | 24 августа 1912 г. |
Введен в эксплуатацию | 7 апреля 1913 г. |
Выведен из эксплуатации | 24 марта 1920 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 20 марта 1922 г. |
Выведен из эксплуатации | 25 октября 1936 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 21 апреля 1937 г. |
Переименован | Лэнгли , 21 апреля 1920 г. |
реклассифицирован |
|
пораженный | 8 мая 1942 г. |
Идентификация |
|
Псевдоним(а) | «Крытый вагон» |
Почести и награды |
|
Судьба | Затоплен после атаки японской авиации у побережья Явы 27 февраля 1942 года; 8 ° 51'4 "ю.ш., 109 ° 2'3" в.д. / 8,85111 ° ю.ш., 109,03417 ° в.д. |
Значок | ![]() |
Обзор класса | |
Предшественник | Н/Д |
Преемник | Лексингтон класс |
Планируется | 2 [1] |
Завершенный | 1 |
Общие характеристики | |
Класс и тип |
|
Смещение |
|
Длина | 542 футов (165,2 м) [2] |
Луч | 65 футов 5 дюймов (19,9 м) [2] |
Черновик |
|
Установленная мощность | |
Движение |
|
Скорость | 15,5 узлов (28,7 км/ч; 17,8 миль в час) |
Диапазон | 3500 миль (6500 км; 4000 миль) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) [2] |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Самолет перевезен |
|
Авиационные объекты |
|
USS Langley (CV-1/AV-3) — ВМС США первый авианосец , переоборудованный в 1920 году из угольщика USS Jupiter (Navy Fleet Collier No. 3) , а также первый авианосец ВМС США с турбоэлектрическим двигателем. корабль. Переоборудование еще одного угольщика было запланировано, но отменено, когда Вашингтонский военно-морской договор потребовал списать частично построенные «Лексингтон» типа линейные крейсеры «Лексингтон» и «Саратога» , освободив их корпуса для переоборудования в авианосцы «Лексингтон» и «Саратога» . Лэнгли был назван в честь Сэмюэля Лэнгли , пионера американской авиации. После очередного преобразования в тендер на гидросамолет , Лэнгли участвовал во Второй мировой войне . 27 февраля 1942 года при переправке груза P-40 USAAF на Яву он был атакован девятью двухмоторными японскими бомбардировщиками. [4] японских 21-й и 23-й военно - воздушных флотилий [2] и настолько сильно поврежден, что его пришлось затопить эскортом. Она также была единственным перевозчиком своего класса.
Строительство
[ редактировать ]Президент Уильям Х. Тафт присутствовал на церемонии - военно закладки киля Юпитера 18 октября 1911 года на морской верфи Мэр-Айленд в Вальехо , Калифорния. Он был спущен на воду 24 августа 1912 года при финансовой поддержке г-жи Томас Ф. Рум; и введен в эксплуатацию 7 апреля 1913 года под командованием командующего Джозефа М. Ривза . [5] Ее родственными кораблями были «Циклоп» , бесследно исчезнувший в Первой мировой войне, «Протей» и «Нерей» , оба исчезнувшие на том же маршруте, что и «Циклоп» во Второй мировой войне.
Юпитер был первым с турбоэлектрическим двигателем кораблем ВМС США . «Нептун» был построен с паровой турбиной и зубчатым приводом, но его характеристики уступали более раннему «Циклопу» с двумя паровыми двигателями тройного расширения . Юпитера карданным Электропривод , разработанный Уильямом Ле Роем Эмметом и построенный компанией General Electric , состоял из двух электродвигателей, каждый из которых напрямую связан с валом , приводимых в действие одной турбиной Кертиса и генератором переменного тока. При 2000 об/мин и 2200 вольт установка развивала скорость 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) с винтами на скорости 110 об/мин. Также наблюдалась экономия в весе: турбоэлектрический привод составил 156 тонн против 280 тонн аналогичной техники у «Циклопа» . [6]
История обслуживания
[ редактировать ]Кольер
[ редактировать ]
После успешного прохождения ходовых испытаний «Юпитер» погрузился на борт отряда морской пехоты США в Сан-Франциско , штат Калифорния, и прибыл на Тихоокеанский флот в Масатлане , Мексика, 27 апреля 1914 года, укрепив военно-морские силы США на мексиканском тихоокеанском побережье в напряженные дни войны. Веракрусский кризис . Она оставалась на побережье Тихого океана не отбыла в Филадельфию , пока 10 октября . По пути угольщик прошел через Панамский канал в День Колумба , став первым судном, совершившим транзит из Тихого океана в Атлантический. [5]
До вступления Америки в Первую мировую войну он совершил круиз по Атлантике и Мексиканскому заливу в составе Вспомогательной дивизии Атлантического флота . Корабль прибыл в Норфолк , штат Вирджиния, 6 апреля 1917 года и был приписан к Службе морского транспорта за рубежом, прервал свои операции по добыче угля двумя грузовыми рейсами во Францию, в июне 1917 года и ноябре 1918 года. 7 офицеров и 122 солдата в Англию. [7] Это было первое авиационное подразделение США, прибывшее в Европу, и им командовал лейтенант Кеннет Уайтинг , который пять лет спустя стал Лэнгли первым старшим офицером . [7] Юпитер вернулся в Норфолк 23 января 1919 года, откуда 8 марта отплыл в Брест , Франция, для работы по добыче угля в европейских водах, чтобы ускорить возвращение ветеранов-победителей в Соединенные Штаты. Достигнув Норфолка, 17 августа корабль был переведен на западное побережье. Ее переоборудование в авианосец было разрешено 11 июля 1919 года, и 12 декабря она отплыла в Хэмптон-Роудс , штат Вирджиния, где была выведена из эксплуатации 24 марта 1920 года. [5]
Авианосец
[ редактировать ]«Юпитер» был переоборудован в первый авианосец США на верфи Норфолкской военно-морской верфи Вирджиния в Портсмуте, штат . 11 апреля 1920 года он был переименован в «Лэнгли» в честь Сэмюэля Пирпонта Лэнгли , американского астронома, физика, пионера воздухоплавания и авиаинженера, и ему был присвоен бортовой номер CV-1 . К началу 1921 года воспоминания о Первой мировой войне склонили общественное мнение от строительства военных кораблей к разоружению. Статья VIII Вашингтонского военно-морского договора предусматривала исключение для экспериментальных авианосцев, существовавших или строящихся на 12 ноября 1921 года. Вашингтонский военно-морской договор был подписан 6 февраля 1922 года; и Лэнгли был повторно введен в эксплуатацию 20 марта 1922 года с целью проведения экспериментов в морской авиации. Командиром был командующий Кеннет Уайтинг, который впервые предложил переоборудование угольщика Генеральному совету ВМС США тремя годами ранее. [8] [5] «Лэнгли» был рассчитан на перевозку до 34 самолетов, в том числе 12 одноместных, 12 двухместных и 10 «торпедоносцев». [9]
Будучи первым американским авианосцем, «Лэнгли» стал ареной нескольких знаковых событий в морской авиации США. 17 октября 1922 года лейтенант Вирджил К. Гриффин пилотировал первый самолет - Vought VE-7 - запущенный с деревянной палубы во всю длину. [10] [11] Хотя это был не первый раз, когда самолет взлетал с корабля, и хотя «Лэнгли» не был первым кораблем с установленной полетной палубой, этот запуск имел огромное значение для современного ВМС США. [5] когда Лэнгли Девять дней спустя, уже находился в пути, лейтенант-коммандер Годфри де Курсель Шевалье совершил первую посадку на самолете Aeromarine 39B . [11] 18 ноября коммандер Уайтинг стал первым авиатором, катапультированным с палубы авианосца. [5] [12] [13]
Необычной особенностью «Лэнгли» было наличие голубятни на корме между 5-дюймовыми орудиями . [14] Голубей перевозили на борт гидросамолетов для перевозки сообщений со времен Первой мировой войны, и их должны были перевозить на самолетах, летавших из Лэнгли . [14] Голубей обучали на военно-морской верфи Норфолка, пока Лэнгли проходил переоборудование. [15] Пока голубей выпускали по несколько штук для прогулок, они возвращались на корабль; но когда вся стая была выпущена, пока Лэнгли стоял на якоре у острова Танжер , голуби улетели на юг и уселись на ночлег в кранах верфи Норфолка. [15] Голуби больше никогда не выходили в море, и бывшая голубятня стала квартирой старшего офицера; [14] но ранние планы по переоборудованию Лексингтона и Саратоги включали отсеки для голубей. [15]
К 15 января 1923 года Лэнгли приступил к летным операциям и испытаниям в Карибском море для посадки авианосцев. В июне она отправилась в Вашингтон, округ Колумбия , чтобы провести демонстрацию на летной выставке перед гражданскими и военными сановниками. Она прибыла в Норфолк 13 июня и приступила к тренировкам на побережье Атлантического океана и Карибского моря, которые продлились до конца года. Этот рекламный круиз останавливался в Бар-Харборе, штате Мэн , Портленде, штате Мэн , Портсмуте, Нью-Гэмпшире , Глостере, Массачусетсе , Бостоне и Нью-Йорке . После входа в порт и постановки на якорь Лэнгли опубликовал график взлета и посадки, чтобы заинтересованные гражданские лица могли его посмотреть. Хотя авиаторы и совершали полеты над городами, людям было больше интересно наблюдать за взлетами и посадками кораблей. Самолеты редко достигали скорости полета на палубе при взлете, когда корабль стоял на якоре при слабом ветре или без него, но пилоты были уверены, что их Vought VE-7 смогут достичь скорости полета во время падения с высоты 52 футов (16 м) с кабины экипажа. прежде чем дойти до воды. [16] В 1924 году Лэнгли участвовала в новых маневрах и выставках и провела лето в Норфолке для ремонта и переоборудования. В конце года она отправилась на Западное побережье и 29 ноября прибыла в Сан-Диего, Калифорния , чтобы присоединиться к Тихоокеанскому боевому флоту. [5]
Капитан Джозеф Мейсон «Бык» Ривз, который командовал всей авиацией флота, поднялся на борт « Лэнгли» в октябре 1925 года. Во время маневров 1925 года на борту «Лэнгли» Ривз разработал тактику бомбардировки с пикирования для атаки вражеских кораблей. [9]
В 1927 году Лэнгли находился на военно-морской базе Гуантанамо . [17] В течение следующих 12 лет она действовала у побережья Калифорнии и на Гавайях , занимаясь обучением подразделений флота, экспериментами, подготовкой пилотов и решением тактических проблем флота. [5] Лэнгли был показан в немом фильме 1929 года о морской авиации «Летающий флот» . [18]
-
Лэнгли переоборудуют в авианосец на военно-морской верфи Норфолка, 1921 год.
-
Лэнгли на военно-морской верфи Пьюджет-Саунд , прямо напротив Саратоги (с черной полосой на воронке) и Лексингтона в 1929 году.
Тендер на гидросамолет
[ редактировать ]
25 октября 1936 года он был отправлен на военно-морскую верфь Мэр-Айленд в Калифорнии для капитального ремонта и переоборудования в тендер на гидросамолет . Хотя ее карьера авианосца закончилась, ее хорошо обученные пилоты оказались неоценимыми для следующих двух авианосцев, Лексингтона и Саратоги. [5] (введены в строй 14 декабря и 16 ноября 1927 г. соответственно).
«Лэнгли» завершил переоборудование 26 февраля 1937 года, а ему был присвоен бортовой номер AV-3 11 апреля . Она была направлена в авиационную разведывательную группу и начала свою деятельность в Сиэтле, Вашингтоне , Ситке, Аляске , Перл-Харборе и Сан-Диего, Калифорния. Он отправился на непродолжительное развертывание в составе Атлантического флота с 1 февраля по 10 июля 1939 года, а затем отправился приступить к исполнению обязанностей в составе Азиатского флота в Маниле, прибыв 24 сентября. [5]
Вторая мировая война
[ редактировать ]При вступлении США во войну Вторую мировую «Лэнгли» стоял на якоре у Кавите , Филиппины. [5] [19] 8 декабря, после вторжения Японии на Филиппины , она покинула Кавите и направилась в Баликпапан в Голландской Ост-Индии . В состоянии естественной тревоги ( нападение на Перл-Харбор произошло накануне) по объекту в небе было выпущено 300 выстрелов, прежде чем стало понятно, что это планета Венера . [20] Поскольку наступление японцев продолжалось, Лэнгли направился в Австралию и прибыл в Дарвин 1 января 1942 года. [19] Затем он стал частью военно-морских сил Американо-британско-голландско-австралийского командования (ABDACOM). До 11 января Лэнгли помогал Королевским ВВС Австралии в проведении противолодочного патрулирования из Дарвина. [5] [19]
Лэнгли отправился во Фримантл, чтобы забрать груз из 32 P-40 истребителей 13-й (временной) эскадрильи преследования Дальневосточных ВВС , а также пилотов ВВС США (USAAF) и наземных экипажей. [19] Во Фримантле Лэнгли и грузовое судно Sea Witch (нагруженное еще 27 разобранными и упакованными в ящики P-40) присоединились к конвою MS.5, который только что прибыл из Мельбурна, направляясь в Коломбо , Цейлон, с войсками и припасами, которые в конечном итоге направлялись в Индию и Бирму. . В состав конвоя входили транспорт армии США «Уиллард А. Холбрук» и австралийские военные транспорты «Дантрун» и «Катумба» в сопровождении легкого крейсера « Феникс» . MS.5 покинула Фримантл 22 февраля. [5] [21] По пути в Коломбо Лэнгли и Морская ведьма получили от ABDACOM указание покинуть конвой и вместо этого отправиться индивидуально, чтобы доставить самолеты в Тджилатжап , Ява. [5] [21]

Рано утром 27 февраля Лэнгли встретилась с эсминцами USS Whipple и USS Edsall , которые были отправлены из Тджилатчапа для его сопровождения. [5] [19] Позже тем же утром японский самолет-разведчик обнаружил это соединение. В 11:40, примерно в 75 морских милях (139 км; 86 миль) к югу от Тджилатчапа, тендер на гидросамолет вместе с Эдсоллом и Уипплом был атакован шестнадцатью бомбардировщиками Mitsubishi G4M из Воздушной службы Императорского флота Японии «Бетти» Такао Кокутай во главе с лейтенанта Дзиро Адачи, вылетевшего с аэродрома Денпасар на Бали в сопровождении пятнадцати истребителей A6M2 Reisen . Вместо того, чтобы сбросить все бомбы сразу, японские бомбардировщики атаковали, выпустив частичные залпы. Поскольку это была горизонтальная бомбардировка со средней высоты, Лэнгли смог сменить штурвал при сбросе бомб и уклониться от первого и второго заходов бомбардировщиков, но бомбардировщики изменили свою тактику на третьем заходе и зафиксировали все направления, в которых Лэнгли мог повернуть. В результате в Лэнгли попало пять бомб из смеси 60 и 250 килограммов (130 и 550 фунтов), а также три промаха. [22] погибло 16 членов экипажа. [23] [примечание 1] Верхний борт загорелся, рулевое управление было нарушено, корабль накренился на 10° влево . [5] [19] Лэнгли погибла в воде, когда ее машинное отделение затопило. В 13:32 был отдан приказ покинуть корабль. [5]
После взлета выжившего экипажа и пассажиров ( Уиппл спас 308 человек, Эдсолл - 177) в 13:58, эсминцы сопровождения отошли и в 14 начали стрелять девятью 4-дюймовыми (100-мм) снарядами и двумя торпедами по Лэнгли корпусу : 29 [5] чтобы она не попала в руки врага, затопив ее примерно на 08 ° 51'04 "ю.ш., 109 ° 02'03" в.д. / 8,85111 ° ю.ш., 109,03417 ° в.д. . [19] После перевода на нефтяной танкер USS Pecos многие члены экипажа «Лэнгли » погибли, когда «Пекос» был потоплен японским авианосцем по пути в Австралию. Из более чем 630 членов экипажа и выживших в Лэнгли на Пекосе 232 были спасены, а более 400 остались позади и погибли из-за того, что японские подводные лодки в этом районе препятствовали спасательным работам. Точные цифры потерь обреченных кораблей Азиатского флота США и американо-британско-голландско-австралийского командования невозможно собрать, поскольку в ходе голландской Ост-Индской кампании было потоплено очень много военных кораблей союзников (всего не менее 24), и многие из этих кораблей уже подобрал выживших с других затонувших кораблей, а затем тоже был потоплен японцами несколько часов или дней спустя. [25] [26] Тридцать один из тридцати трех пилотов, приписанных к 13-й эскадрилье преследования (временной) ВВС США, перевезенных Лэнгли, остался на Эдсолле для доставки в Тджилатчап, но погиб, когда он был потоплен в тот же день японскими военными кораблями во время ответа на Сигналы бедствия Пекоса . [19] По данным Бюро военно-морского персонала, в общей сложности 288 офицеров и членов экипажа ВМС США из Лэнгли пропали без вести и позже были объявлены погибшими после затопления кораблей Лэнгли и Пекос . Включая 31 пилота USAAF, первоначально находившегося в Лэнгли, в общей сложности 319 пилотов из Лэнгли были убиты. [27]
Награды и награды
[ редактировать ]Как Юпитер [28] | |
![]() |
Мексиканская медаль за службу | Медаль за победу в Первой мировой войне с застежкой «Транспорт». |
Как Лэнгли [28] | ||
![]() |
Медаль за службу обороны США с застежкой "Флит" |
Медаль за Азиатско-Тихоокеанскую кампанию с 2 звездами |
Медаль за победу во Второй мировой войне |
Военный корабль США «Лэнгли» (как AV-3) заработал две боевые звезды на своей ленте Азиатско-Тихоокеанской кампании: одну за операцию на Филиппинских островах, 8 декабря 1941 г. - 6 мая 1942 г.; и один для боев в Нидерландах в Ост-Индии, 23 января - 27 февраля 1942 года. [28]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Некоторые англоязычные источники полагаются на Роско. [24] который ошибочно приписывает атаку девяти пикирующим бомбардировщикам Aichi D3A1 «Вал» 21-й и 23-й военно-морских воздушных флотилий Японии, однако собственном отчете Лэнгли в (больше недоступном в Интернете?) нападавшие названы двухмоторными горизонтальными бомбардировщиками, которые отчет по сравнению с немецкими Junkers Ju 86 бомбардировщиками ; и несколько заходов были бы невозможны для пикирующих бомбардировщиков с одной бомбой в каждом. [ нужна ссылка ] [ оригинальное исследование? ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «H-069-1: «Крытая повозка»: военный корабль США Лэнгли (CV-1)» . Архивировано из оригинала 3 июня 2022 года . Проверено 3 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Форд и др. 2001 , с. 330
- ^ Мессимер, Дуайт (1983). Пешки войны: потеря авианосцев « Лэнгли» и « Пекос» . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США.
- ^ УСН 2009 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «Лэнгли I (AC-3)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия .
- ^ ЖАСНЕ 1912 , с. 1093.
- ^ Перейти обратно: а б Тейт 1978 , с. 62
- ^ ван Дёрс, Джордж (1986). «Авиационный угольщик Лэнгли ». Слушания . Дополнение (апрель). Военно-морской институт США : 24–27.
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон, Фрэнк (декабрь 2022 г.). «Военный корабль США Лэнгли: крытый фургон ВМС США» . Сеть истории войн . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Первый из многих: авианосец USS Langley» . portsmouthnavalshipyardmuseum.com. 4 июня 2020 года. Архивировано из оригинала 17 апреля 2022 года . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тейт 1978 , с. 66
- ^ Тейт 1978 , с. 67
- ^ Хотя катапульты уже использовались для запуска самолетов с кораблей - например, Генри К. Мустин в 1915 году с крейсера «Северная Каролина».
- ^ Перейти обратно: а б с Тейт 1978 , с. 65
- ^ Перейти обратно: а б с Гордость 1979 , с. 89
- ^ Гордость, Альфред М. (1986). «Пилоты, пилотируйте свои самолеты». Слушания . Дополнение (апрель). Военно-морской институт США : 28–35.
- ^ «Национальный музей морской авиации ВМС США, фото № 2003.001.323» . коллекции.военно-морской.авиации.музей . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 26 апреля 2015 г.
- ^ Каплан, Филип (2013). Военно-морская авиация: празднование столетия военно-морской авиации . Перо и меч. п. 67. ИСБН 978-1-78159-241-0 . Архивировано из оригинала 20 марта 2024 года . Проверено 26 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Биркетт, Гордон. «P-40 в Австралии – Часть 5» (PDF) . www.adf-serials.com . Архивировано (PDF) из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 16 мая 2013 г.
- ^ Сделано, Фостер (6 декабря 2018 г.). «Стирка, стрельба по Венере и выживание в двух затонувших кораблях, часть 1» . Национальный музей Тихоокеанской войны . Архивировано из оригинала 5 марта 2023 года . Проверено 5 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гилл 1957 , стр. 601–602.
- ^ Яванское море, 1943 год .
- ^ Мессимер 1983 .
- ^ Роско 1953 , с. 102
- ^ «H-003-3: Доблесть Азиатского флота» . история.военно-морской флот.мил. Архивировано из оригинала 6 апреля 2022 года . Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ «Пекос I (АО-6)» . история.военно-морской флот.мил. Архивировано из оригинала 28 мая 2023 года . Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ https://www.naval-history.net/WW2UScasaaDB-USNBPbyDate1941-42.htm . Архивировано 25 августа 2023 года в Wayback Machine . Проверено 25 августа 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]В эту статью включен текст из общедоступного словаря американских боевых кораблей ВМС . Запись можно найти здесь .
- «USS Langley (CV-1) (ранее «Юпитер» (Collier #3); позже AV-3)» . Интернет-ресурс NavSource . 10 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 27 января 2021 г. Проверено 7 августа 2016 г.
- Форд, Роджер; Гиббонс, Тони; Хьюсон, Роб; Джексон, Боб; Росс, Дэвид (2001). Энциклопедия кораблей . Лондон: Amber Books Ltd., с. 330. ИСБН 978-1-905704-43-9 .
- Гилл, Г. Хермон (1957). Королевский флот Австралии 1939–1942 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 2 – Военно-Морской Флот. Том. 1. Канберра: Австралийский военный мемориал. LCCN 58037940 . Архивировано из оригинала 25 мая 2009 года . Проверено 2 января 2014 г.
- ЖАСНЕ (1912). «Электрический привод на угольщике» . Журнал Американского общества военно-морских инженеров, Inc. 24 . Вашингтон, округ Колумбия: Американское общество военно-морских инженеров. Архивировано из оригинала 20 марта 2024 года . Проверено 8 января 2021 г.
- Мессимер, Дуайт (1983). Пешки войны: потеря авианосцев «Лэнгли» и «Пекос» . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США.
- Прайд, АМ ВАДМ УСН (январь 1979 г.). «Комментарий и обсуждение». Труды Военно-морского института США : 89.
- Роско, Теодор (1953). Операции эсминцев США во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-726-7 .
- Тагая, Осаму (2001). Mitsubishi Type 1 Рикко Бетти Единицы мировой войны Блумсбери США. ISBN 1-84176-082-Х .
- Тейт, Джексон Р. RADM USN (октябрь 1978 г.). «Мы ехали в крытой повозке». Труды Военно-морского института США : 62–69.
- «Краткая история авианосцев ВМС США, часть IIa - Годы войны (1941–1942)» . Официальный сайт ВМС США . 15 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 26 августа 2013 года . Проверено 7 августа 2016 г.
- «Боевые рассказы кампании в Яванском море» . Управление военно-морской разведки – ВМС США. 1943. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 7 августа 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- корабли 1912 года
- Авианосцы ВМС США
- Авианосцы, потопленные самолетами
- Морские инциденты в феврале 1942 г.
- Угольные шахты класса «Протей»
- Тендеры на гидросамолеты ВМС США
- Корабли, построенные в Вальехо, Калифорния.
- Корабли, потопленные японской авиацией
- Турбоэлектрические пароходы
- Вспомогательные корабли США времен Первой мировой войны
- Авианосцы США времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Яванском море