Японская подводная лодка И-5
![]() И-5 в море в 1932 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | И-5 |
Строитель | Kawasaki Dockyard Co. , Кобе |
Заложен | 30 октября 1929 г. |
Запущен | 19 июня 1931 г. |
Завершенный | 31 июля 1932 г. |
пораженный | 10 сентября 1944 г. |
Судьба | Предполагается, что затонул 19 июля 1944 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Джунсен I Мод. |
Смещение |
|
Длина | 97,5 м (319 футов 11 дюймов) |
Луч | 9,22 м (30 футов 3 дюйма) |
Черновик | 4,94 м (16 футов 2 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 80 м (260 футов) |
Дополнить | 93 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 1 × Yokosuka E6Y гидросамолет |
Японская подводная лодка И-5 была первой авианесущей подводной лодкой в составе Императорского флота Японии и действовала во время Второй мировой войны . Единственный член Junsen 1 Mod. ( 巡潜一型改 ) , подводная лодка была спущена на воду 19 июня 1931 года в Кобе компанией Kawasaki . На борту находился единственный Yokosuka E6Y гидросамолет . Катапульта была установлена в 1938 году, но два года спустя возможность управлять самолетом была снята, и лодку переконфигурировали в ударную подводную лодку. К тому времени И-5 уже побывал на военной службе.
В 1937 году подводная лодка участвовала во Второй китайско-японской войне в составе Третьего флота , патрулируя побережье Китая. Эту роль судно повторило у берегов Гавайских островов во время нападения на Перл-Харбор в 1941 году. Впоследствии подводная лодка поддерживала голландскую Ост-Индскую кампанию , а затем был переброшен в Индийский океан , где лодка потопила торговое судно. После успешной поддержки кампании на Алеутских островах подводная лодка была переоборудована в транспорт для снабжения отдаленных японских гарнизонов в 1943 году. Судно, оснащенное десантными кораблями класса Daihatsu , доставляло снабжение даже в Новую Британию . I-5 пропал без вести в 1944 году и, как полагают, был потоплен ВМС США 19 июля эскортным эсминцем USS Wyman недалеко от Марианских островов , и в живых не осталось никого.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В период после Первой мировой войны Императорский флот Японии увидел потенциал авиационных подводных лодок , причем исследования были отмечены еще в 1924 году, когда в американском отчете говорилось: «В настоящее время в авиационном корпусе Оппама (Йокосука) проводятся специальные расследования по поводу самолет с подводными лодками». [ 1 ] Кульминацией этих концепций стало требование о подводной лодке, большей, чем существующие крейсерские подводные лодки , и способной запускать один гидросамолет-разведчик . В ответ Junsen 1 Mod. был разработан на основе Junsen 1 ( 巡潜一型 ) . [ 2 ]
Подводная лодка по размерам была аналогична предшественникам, но имела большее водоизмещение : 2279 тонн (2243 длинных тонны ) в надводном положении и 2968 тонн (2921 длинная тонна) в подводном положении. [ 3 ] Длина составляла 97,5 метра (319 футов 11 дюймов), ширина 9,22 м (30 футов 3 дюйма), осадка 4,94 м (16 футов 2 дюйма). Мощность обеспечивалась двумя мощностью 3000 лошадиных сил (2237 кВт ), дизельными двигателями которые приводили в движение два вала при движении по поверхности до максимальной скорости 18,8 узлов (34,8 км/ч ; 21,6 миль в час ). Они также заряжали аккумуляторы, питавшие судно под водой. В подводном положении мощность обеспечивалась электродвигателями мощностью 2600 л.с. (1939 кВт) и максимальной скоростью 8,1 узла (15,0 км/ч; 9,3 миль в час). [ 4 ] Было перевезено 589 тонн (580 длинных тонн) мазута , что обеспечило запас хода 24 000 морских миль (44 000 км ; 28 000 миль ) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) на поверхности. Под водой лодка могла пройти 60 морских миль (110 км; 69 миль) со скоростью 3 узла (5,6 км/ч; 3,5 миль в час). Подводная лодка имела глубину погружения 80 м (260 футов). было В составе 93 человека, включая офицеров. [ 2 ] Кроме того, большие размеры подводной лодки означали, что она могла выступать в качестве флагманского корабля . [ 5 ]
Основное вооружение было аналогично предыдущим подводным лодкам Junsen 1 и состояло из шести внутренних торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21 дюйм) , расположенных в носовой части. [ 4 ] двадцать торпед Можно было нести . Примерно в то же время, когда лодка поступила на вооружение, ВМС Японии представили новую стандартную торпеду для подводных лодок — Тип 89, которая поступила на вооружение в 1931 году. [ 6 ] [ 6 ] Торпеда доставила боеголовку массой 300 кг (660 фунтов) на дальность 5500 метров (18 045 футов) со скоростью 45 узлов (83 км/ч; 52 мили в час). Он оставался на вооружении до первых дней Второй мировой войны , пока его не заменил Тип 95 , который мог нести более крупную боеголовку дальше с более высокой скоростью и был способен метать 405 кг (893 фунта) взрывчатки на расстояние 12 000 метров. (39 370 футов) со скоростью до 47 узлов (87 км / ч; 54 миль в час). [ 7 ]
На палубе была установлена одна установка для одной пушки 40 калибра 11-го года калибра 14 см (5,5 дюйма) , которая могла стрелять снарядом массой 38 кг (84 фунта) на расстояние 1600 метров (5249 футов) со скоростью пять выстрелов в минуту. [ 8 ] Для противовоздушной обороны на боевой рубке устанавливался один пулемет калибра 7,7 мм (0,30 дюйма) . [ 9 ]
Одиночный наблюдательный гидросамолет Yokosuka E6Y перевозился в разобранном виде в двух водонепроницаемых выдвижных контейнерах в кормовой части боевой рубки, по одному на левый и правый борт. [ 5 ] Крылья хранились в одном контейнере, фюзеляж и поплавки – в другом. [ 10 ] Для управления самолетом подводная лодка должна была остановиться, контейнеры развернуть, компоненты собрать, а гидросамолет запустить в море, из которого он затем взлетит. Во время тренировок это оказалось длительным учением, во время которого подводная лодка была уязвима для атак. Позже на палубе установили катапульту для увеличения дальности полета самолета и сокращения времени воздействия, но это увеличило время, необходимое для запуска, поскольку собранный самолет нужно было устанавливать на катапульту. [ 1 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]И-5 был заложен 30 октября 1929 года на верфи Kawasaki Dockyard Co. в Кобе , спущен на воду 19 июня 1931 года и вступил в строй 31 июля 1932 года. [ 11 ] Судно поступило на вооружение и было приписано к военно-морскому округу Йокосука , проходя обучение и испытания до 1933 года, когда во время ремонта была установлена катапульта. Аналогично, в период с февраля по июль 1936 года палубное орудие было временно заменено на 12,7-см (5 дюймов) Тип 89 . орудие двойного назначения [ 9 ] В начале Второй китайско-японской войны в 1937 году подводная лодка была приписана к Третьему флоту (Флот Китайского театра военных действий), базировавшемуся в Гонконге, вместе с тендером подводных лодок «Комахаси» и флотом крейсерских подводных лодок. Флоту было поручено патрулировать и блокировать центральное и южное побережье Китая. [ 12 ] С 21 по 23 августа подводная лодка находилась в Восточно-Китайском море , обеспечивая дальнее прикрытие двух боевых флотов, построенных на базе линейных крейсеров «Харуна» и «Кирисима» , а также линкоров «Муцу» и «Нагато» , переправлявших войска из Японии в Китай. [ 13 ]
В 1940 году подводная лодка была выведена из эксплуатации и переоборудована. Ввод в строй более современных подводных авианосцев « Тип А» и «Тип Б» означал, что менее совершенная установка на И-5 была признана излишней. Поэтому в ходе ремонта приспособление для эксплуатации самолета было удалено и вместо него установили кормовую палубную пушку. [ 12 ] была установлена одна 25-мм (1 дюйм) пушка Тип 96 зенитная В то же время на удлиненном мостике . [ 10 ] Подводная лодка вновь вошла в строй в качестве ударной подводной лодки. [ 9 ]
16 ноября 1941 года подводная лодка ушла в составе 2-й эскадры подводных лодок под командованием адмирала Мицуми Симидзу на И-7 вместе с И-4 и И-6 . Лодка прибыла к побережью Гавайев, чтобы занять позицию к западу от острова Оаху , и ей было поручено патрулировать этот район и атаковать любые корабли ВМС США , которые пытались совершить боевой вылет в ответ на действия Японии. [ 13 ] 7 декабря субмарина перешла на патрулирование к северу от Молокаи , незадолго до нападения на Перл-Харбор . Затем лодка оставалась на месте во время атаки. [ 14 ]
После короткого перерыва 9 января 1942 года, присоединившись к другим кораблям японского флота в охоте за авианосцем USS Lexington , подводная лодка вернулась на материковую часть Японии. После ремонта в Йокосуке со 2 по 11 февраля подводная лодка отправилась для поддержки голландской кампании в Ост-Индии прибыла в Старинг-баай на Сулавеси и 23 февраля . 25 февраля во время патрулирования к западу от Тимора подводная лодка была замечена самолетом Mitsubishi C5M -разведчиком , который сопровождался звеном из девяти истребителей Mitsubishi A6M Zero . Решив, что заметили вражеское судно, истребители атаковали подводную лодку, причинив ей незначительные повреждения и ранив трёх офицеров. [ 13 ] После ремонта подводную лодку отправили в Индийский океан для срыва судоходства и поддержки рейда в Индийском океане . [ 15 ] 5 апреля корабль потопил торговое судно США SS Washingtonian . [ 16 ] 5 июня I-5 был переведен в кампанию на Алеутских островах и присоединился к силам под командованием адмирала Боширо Хосогая , которые высадили японскую Северную армию на острове Атту . [ 13 ]
Однако из-за все более сложной логистической ситуации 16 ноября 1942 года адмирал Исороку Ямамото приказал предоставить подводные лодки в качестве транспорта. Адмирал Терухиса Комацу , который был командующим 6-м флотом и, таким образом, отвечал за операции подводных лодок, в ответ приказал переоборудовать тринадцать подводных лодок в транспортные средства. [ 17 ] Подводные лодки выполняли жизненно важную функцию, перевозя припасы и людей. [ 18 ] И-5 была одной из переоборудованных и переназначенных подводных лодок, а 17 марта 1943 года был установлен десантный корабль класса Daihatsu, чтобы обеспечить более быструю переброску личного состава и ресурсов в так называемых операциях «перевозки муравьев». [ 19 ] Девять дней спустя подводная лодка начала первый из девяти рейсов снабжения между Лаэ и Рабаулом . Позже подводную лодку передислоцировали для снабжения гарнизона на Алеутских островах . В промежутке подводная лодка выполняла и другие миссии, такие как спасение пилотов бомбардировщиков Mitsubishi G4M , сбитых американскими войсками 14 и 15 мая. [ 13 ]
В июне 1944 года японцы узнали, что их силы на Марианских островах подвергнутся нападению, и сформировали пикет подводных лодок, в том числе I-5 , в 300 морских милях (560 км) к востоку от островов. [ 20 ] Впоследствии подводная лодка была отправлена на снабжение в Понпеи с 5 по 9 июля, а затем отправилась в Трук , откуда лодка отправилась 16 июля. [ 13 ] 19 июля эскортный эсминец ВМС США USS Wyman обнаружил гидролокационный контакт в 360 морских милях (670 км) к востоку от Гуама . [ 11 ] Были выпущены бомбы- ежи и сообщалось об уничтоженной подводной лодке. Предполагается, что жертвой является И-5 . [ 18 ] [ 21 ] Выживших не было. Подводная лодка была исключена из Списка ВМФ 10 сентября 1944 года. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бойд и Йошида 2002 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Баньяско 1977 , с. 181.
- ^ Бойд и Йошида 2002 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Карпентер и Полмар 1986 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Стилле 2007 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл 1985 , с. 204.
- ^ Кэмпбелл 1985 , с. 208.
- ^ Кэмпбелл 1985 , с. 190.
- ^ Jump up to: а б с Шено 2001 , с. 199.
- ^ Jump up to: а б с Баньяско 1977 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б Карпентер и Полмар 1986 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Бойд и Йошида 2002 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хакетт и Сапожник 2014 .
- ^ Гольдштейн и Диллон 2004 , с. 235.
- ^ Гольдштейн и Диллон 2004 , с. 255.
- ^ Крессвелл 2016 , с. 29.
- ^ Бойд и Йошида 2002 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Бойд и Йошида 2002 , с. 209.
- ^ Бойд и Йошида 2002 , с. 115.
- ^ Карпентер и Полмар 1986 , с. 48.
- ^ Сильверстоун 2008 , с. 93.
Библиография
[ редактировать ]- Баньяско, Эрминио (1977). Подводные лодки Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-85368-331-5 .
- Бойд, Карл; Ёсида, Акихико (2002). Японские подводные силы и Вторая мировая война . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-015-1 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-329-2 .
- Карпентер, Дорр Б. и Полмар, Норман (1986). Подводные лодки Императорского флота Японии 1904–1945 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-396-4 .
- Шено, Роджер, изд. (2001). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Крессвелл, Роберт Дж. (2016). Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-638-4 .
- Гольдштейн, Дональд М.; Диллон, Кэтрин В. (2004). Документы Тихоокеанской войны: японские документы Второй мировой войны . Вашингтон: Потомакские книги. ISBN 978-1-57488-632-0 .
- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2014). «Подводная лодка IJN I-5: Табличный отчет о движении» . Объединенный флот . Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 11 августа 2020 г. .
- Хасимото, Мочицура (1954). затонул; История японского подводного флота, 1941-1945 гг . Лондон: Касселл. OCLC 62412615 .
- Сильверстоун, Пол (2008). Военно-Морской Флот Великой Отечественной войны 1922-1947 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-41597-898-9 .
- Стилле, Марк (2007). Подводные лодки Императорского флота Японии, 1941–45 . Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-84603-090-1 .
- корабли 1931 года
- Японские подводные лодки, потерянные во время Второй мировой войны
- Подводные лодки типа Юнсен
- Морские инциденты в июле 1944 г.
- Корабли постройки Kawasaki Heavy Industries
- Военно-морские корабли Японии во время Второй китайско-японской войны
- Подводные лодки Японии времен Второй мировой войны.
- Нападение на Перл-Харбор
- Инциденты с дружественным огнем во время Второй мировой войны
- Кампания Корабли Алеутских островов
- Боевые корабли, потерянные в бою со всеми руками
- Подводные лодки потеряны со всеми руками
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Подводные лодки, потопленные военными кораблями США