Японская подводная лодка И-166
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | И-66 |
Строитель | Военно-морская верфь Сасебо , Сасебо , Япония |
Заложен | 8 ноября 1929 г. |
Запущен | 2 июня 1931 г. |
Завершенный | 10 ноября 1932 г. |
Введен в эксплуатацию | 10 ноября 1932 г. |
Выведен из эксплуатации | 1 ноября 1934 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 1 декабря 1936 г. |
Выведен из эксплуатации | 1 декабря 1937 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 1 сентября 1939 г. |
Переименован | И-166 20 мая 1942 г. |
Судьба | Потоплен авианосцем HMS Telemacus 17 июля 1944 года. |
пораженный | 10 сентября 1944 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Кайдай класса Подводная лодка (тип КД5) |
Смещение |
|
Длина | 97,7 м (320 футов 6 дюймов) |
Луч | 8,2 м (26 футов 11 дюймов) |
Черновик | 4,7 м (15 футов 5 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 70 м (230 футов) |
Дополнить | 75 |
Вооружение |
|
I-66 , позже I-166 — типа «Кайдай» крейсерская подводная лодка KD5, подкласса построенная для Императорского флота Японии в 1932 году. Она служила во время Второй мировой войны , поддерживая японское вторжение в Малайю и вторжение в Саравак . принимал участие в битве за Мидуэй и проводил многочисленные военные патрули в Индийском океане, прежде чем был потоплен в июле 1944 года.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Подводные лодки подкласса КД5 представляли собой усовершенствованные версии предыдущего подкласса КД4. Их водоизмещение 1732 тонны (1705 длинных тонн) в надводном положении и 2367 тонн (2330 длинных тонн) в подводном положении. Подводные лодки имели длину 97,7 метра (320 футов 6 дюймов), ширину 8,2 метра (26 футов 11 дюймов) и осадку 4,7 метра (15 футов 5 дюймов). Лодки имели глубину погружения 75 м (246 футов). [1]
Для надводного хода лодки были оснащены двумя мощностью 3400 л.с. (2535 кВт) дизельными двигателями , каждый из которых приводил в движение один гребной вал . В погруженном состоянии каждый винт приводился в движение электродвигателем мощностью 900 лошадиных сил (671 кВт ) . Они могли развивать скорость 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) на поверхности и 8 узлов (15 км/ч; 9,2 мили в час) под водой. На поверхности KD5 имели дальность полета 10 800 морских миль (20 000 км; 12 400 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час); под водой они имели дальность полета 60 миль (110 км; 69 миль) при скорости 3 узла (5,6 км / ч; 3,5 миль в час). [2]
Лодки были вооружены шестью внутренними торпедными аппаратами диаметром 53,3 см (21,0 дюйма) , четырьмя в носовой части и двумя в корме. Всего они несли 14 торпед . Они также были вооружены одной 100-мм (3,9 дюйма) палубной пушкой для ведения боя на поверхности. [2] а также 13,2 мм (0,52 дюйма) зенитный пулемет калибра . [1]
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Построенный на верфи Сасебо в Сасебо , Япония , I-66 был заложен 8 ноября 1929 года и спущен на воду 2 июня 1931 года. [3] Он был достроен и принят на службу Императорского флота Японии 10 ноября 1932 года. [3]
История обслуживания
[ редактировать ]До Второй мировой войны
[ редактировать ]После ввода в строй И-66 был приписан к 30-й дивизии подводных лодок в военно-морском округе Сасебо . [3] Выведен из эксплуатации 1 ноября 1934 года и выведен в резерв . [3] Вновь введенный в строй примерно 1 декабря 1936 года, он находился на действительной службе в течение года, прежде чем снова был выведен из эксплуатации 1 декабря 1937 года и вернулся в резерв. [3] Примерно 1 сентября 1939 года она снова была введена в строй. [3]
11 октября 1940 года И-66 вместе с 97 другими японскими военными кораблями и 527 японскими военно-морскими самолетами принял участие в Имперском военно-морском смотре в Токийском заливе . [3] Чуть больше года спустя, ранним утром 21 октября 1941 года, она столкнулась с подводной лодкой И-7 в бухте Саэки во время морских манёвров. [3] Обе подводные лодки получили лишь легкие повреждения. [3]
Когда Императорский флот Японии начал развертывание в рамках подготовки к надвигающемуся конфликту в Тихом океане , I-66 , который вместе с I-65 составляли 30-й дивизион подводных лодок, входящий в состав 5-й эскадрильи подводных лодок , 26 ноября 1941 года покинул Сасебо, направляясь на Палау. вместе с остальной частью 5-й эскадры подводных лодок, а именно И-65 эскадры , подводными лодками 29-й дивизии подводных лодок и флагманом , лёгким крейсером «Юра» . [3] По пути вся эскадрилья была переведена в состав Южных сил 28 ноября 1941 года и, соответственно, переброшена в Саму на острове Хайнань в Китае . [3] I-66 и I-65 прибыли в Саму 2 декабря 1941 года. [3]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Первый военный патруль
[ редактировать ]5 декабря 1941 года I-66 покинула Саму, чтобы начать свой первый военный патруль. [3] Когда 8 декабря 1941 года началось японское вторжение в Малайю — в первый день Второй мировой войны в Восточной Азии — I-66 находился в Южно-Китайском море у Тренгану , Британская Малайя , действуя на патрульной линии вместе с подводными лодками I-57 . И-58 , И-62 и И-64 . [3] 15 декабря 1941 года I-66 и I-65 были выделены для выполнения этой задачи для проведения разведки подступов к Кучингу в поддержку вторжения в Саравак на британском Северном Борнео , которое началось 16 декабря 1941 года. [3] Обе подводные лодки получили предупреждение о том, что подводные лодки союзников действуют у побережья Кучинга. [3] Готовясь всплыть для перезарядки своих батарей в 60 морских милях (110 км; 69 миль) к северо-западу от Кучинга 24 декабря 1941 года, I-66 заметила ВМС Королевских Нидерландов подводную лодку HNLMS K XVI на поверхности на своем правом носу на расстоянии 5500 метров. ярдов (5030 м). [3] После захода на посадку в подводном положении И-66 выпустил одну торпеду в 10:28. [3] Он ударил по K XVI , который раскололся на две части и затонул. 02 ° 26' с.ш., 109 ° 49' в.д. / 2,433 ° с.ш., 109,817 ° в.д. с потерей всего экипажа из 36 человек. [3] 4 октября 2011 года австралийские дайверы обнаружили обломки корабля K XVI , разбитого пополам и находящегося на глубине 50 метров (164 фута). [3]
Переведен в патрульный отряд «Б» 25 декабря 1941 г. [3] I-66 завершила свое патрулирование, прибыв в залив Камрань в оккупированном японцами французском Индокитае 27 декабря 1941 года. [3]
Второй военный патруль
[ редактировать ]В составе патрульной группы «Б» I-66 входила в число подводных лодок, которым было поручено атаковать союзников корабли в Индийском океане к западу от 106-го восточного меридиана , действуя с новой базы на недавно захваченном острове Пенанг в оккупированной японцами Британской Малайе. [4] Соответственно, 5 января 1942 года I-66 покинула залив Камрань, чтобы начать свое второе военное патрулирование, во время которого ей предстояло действовать в Индийском океане к югу от пролива Ломбок , в Андаманском море и в Бенгальском заливе . [3] Он находился в Яванском море в 10 морских милях (19 км; 12 миль) к юго-западу от пролива Ломбок 11 января 1942 года, когда торпедировал 6211-тонный армии США транспортный корабль USAT Liberty , который следовал из Танджунг-Приока в Нидерландской Ост-Индии. с грузом резины и взрывчатки — в 04:15. [3] «Либерти» сильно пострадала и замерла в воде. 08 ° 54'ю.ш., 115 ° 28' в.д. / 8,900 ° ю.ш., 115,467 ° в.д. . [3] USS ВМС США Эсминец Paul Jones (DD-230) и голландский эсминец HNLMS Van Ghent попытались отбуксировать «Либерти» в Сингараджу на северном побережье Бали , но «Либерти» начала набирать столько воды, что ее пришлось выбросить на берег на северо-востоке. у побережья Бали у Туламбена , и он перевернулся 14 января 1942 года , полностью потеряв себя . [3]
21 января 1942 года в 15:16 I-66 торпедировал панамское 3193 водоизмещением торговое судно тонны , направлявшееся из Калькутты , Индия , в Рангун , Бирма , с грузом в 2500 тонн угля , в Препарис Северном канале в Андаманское море . [3] Норд затонул в 15 ° 28' с.ш., 094 ° 36' в.д. / 15,467 ° с.ш., 94,600 ° в.д. без человеческих жертв. [3] 22 января 1942 года I-66 в 05:25 торпедировал британский грузопассажирский пароход « Чак Санг » водоизмещением 2358 тонн, следовавший в балласте из Мадраса , Индия, в Рангун, в Бенгальском заливе к юго-западу от Бассейна , Бирма. [3] Затем I-66 всплыл и потопил Чак Санга артиллерийским огнем. 15 ° 42' с.ш. 095 ° 02' в.д. / 15,700 ° с.ш. 95,033 ° в.д. . [3] Пятеро из 66 членов экипажа Чак Санга погибли. I-66 завершила свое патрулирование, прибыв на Пенанг 29 января 1942 года. [3]
Третий военный патруль
[ редактировать ]Во время I-66 пребывания свой флаг . на Пенанге командир 30-й дивизии подводных лодок передал ей [3] 9 февраля 1942 года она отправилась из Пенанга, чтобы начать свое третье военное патрулирование, во время которого ей предстояло патрулировать Индийский океан у берегов Цейлона. [3] 14 февраля 1942 года в 08:17, когда он действовал к востоку от Тринкомали , Цейлон, он торпедировал британский пароход Straits Steamship Company водоизмещением 2076 тонн «Камунинг », который перевозил груз риса из Рангуна в Коломбо , Цейлон, в 08 ° 35' с.ш., 081 ° 44' в.д. / 8,583 ° с.ш., 81,733 ° в.д. . [3] Затем она всплыла и открыла огонь по Камунингу из своей палубной пушки. [3] Шесть членов экипажа Камунинга из 69 человек погибли. [3] Вышедший из строя пароход остался на плаву, но на буксире в Тринкомали затонул. 08 ° 35' с.ш. 081 ° 26' в.д. / 8,583 ° с.ш. 81,433 ° в.д. . [3] I-66 вернулся на Пенанг 2 марта 1942 года. [3]
Март – май 1942 г.
[ редактировать ]15 марта 1942 года I-66 вылетела из Пенанга в Сасебо, куда прибыла 28 марта 1942 года. [3] Она покинула Сасебо 15 мая 1942 года, направляясь в Кваджалейн , где участвовала в операции MI — запланированном вторжении на атолл Мидуэй . [3] [5] [6] [7] во время путешествия ему был присвоен номер I-166 . 20 мая 1942 года [3] Она прибыла в Кваджалейн 24 мая 1942 года. [3]
Четвертый военный патруль: Битва за Мидуэй
[ редактировать ]26 мая 1942 года I-166 покинула Кваджалейн для своего четвертого военного патруля, действуя в поддержку операции MI, запланированного японского вторжения на атолл Мидуэй на северо-западе Гавайских островов , в котором 5-я эскадрилья подводных лодок входила в состав Передового экспедиционного корпуса. [3] Она действовала на патрульной линии между 28 ° 20' с.ш. 162 ° 20' з.д. / 28,333 ° с.ш. 162,333 ° з.д. и 26 ° 00' с.ш. 165 ° 00' з.д. / 26 000 ° с.ш. 165 000 ° з.д. , в которую также входили подводные лодки И-156 , И-157 , И-158 , И-159 , И-162 и И-165 . [3] [8] Японцы потерпели решающее поражение 4 июня 1942 года в битве за Мидуэй , и в этот день главнокомандующий 6- го флота приказал вице-адмирал Терухиса Комацу 15 подводным лодкам японской линии патрулирования подводных лодок двигаться на запад. [8]
После того как главнокомандующий Объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото приказал Комацу вставить свои подводные лодки между отступающим японским флотом и противостоящими ВМС США авианосцами , [8] японские подводные лодки, в том числе И-166 , начали постепенное движение на северо-северо-запад, двигаясь со скоростью 3 узла (5,6 км/ч; 3,5 миль в час) днем и 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) после наступления темноты. [8] И-166 в ходе боя не вступал в контакт с силами противника. [3] [8] и ее патруль завершился ее прибытием в Сасебо 26 июня 1942 года. [3]
Июнь – август 1942 г.
[ редактировать ]И-166 прошел капитальный ремонт в Сасебо. [3] Во время ее пребывания 5-я эскадрилья подводных лодок была расформирована 10 июля 1942 года, а ее дивизия, 30-я дивизия подводных лодок, была переведена в состав Юго-Западного флота . [3] После завершения капитального ремонта он покинул Сасебо 22 июля 1942 года и направился на Пенанг, куда прибыл 6 августа 1942 года. [3]
Пятый военный патруль
[ редактировать ]I-166 начала свое пятое военное патрулирование 11 августа 1942 года, вылетев из Пенанга в оперативный район в Индийском океане. [3] Во время патрулирования она сообщила о потоплении двух торговых кораблей союзников 16 и 17 августа 1942 года. [3] Она вернулась на Пенанг 31 августа 1942 года. [3]
Шестой военный патруль
[ редактировать ]18 сентября 1942 года I-166 отправился из Пенанга в свой шестой военный патруль, направляясь в оперативный район в Индийском океане. [3] 29 сентября 1942 года она атаковала неопознанное торговое судно союзников, но ее торпеды не попали, и корабль скрылся. [3] 1 октября 1942 года она высадила Индийской национальной армии . на Цейлоне трех агентов [3] она атаковала панамское вооруженное торговое судно «Камила» водоизмещением 1201 брутто. Позже в тот же день в 13:10 08 ° 10' с.ш. 077 ° 41' в.д. / 8,167 ° с.ш. 77,683 ° в.д. . [3] В результате нападения Камила подожгла, и она была выброшена на берег, что стало полной потерей . [3] I-166 вернулся на Пенанг 11 октября 1942 года. [3]
Седьмой военный патруль
[ редактировать ]I-166 покинула Пенанг 5 ноября 1942 года, чтобы начать свое седьмое военное патрулирование, снова в Индийском океане. [3] Она атаковала неопознанное торговое судно союзников в Аравийском море 13 ноября 1942 года, но не попала ни разу, и корабль скрылся. [3] 23 ноября 1942 года, находясь в Аравийском море к югу от мыса Коморин , Индия, он торпедировал британское вооруженное торговое судно водоизмещением 5332 тонны «Крэнфилд» , следовавшее из Калькутты в Суэц , Египет . [3] Крэнфилд затонул 08 ° 26' с.ш., 076 ° 42' в.д. / 8,433 ° с.ш., 76,700 ° в.д. с потерей девяти жизней; выжило 67 человек. [3] I-166 вернулся на Пенанг 28 ноября 1942 года. [3]
Восьмой военный патруль
[ редактировать ]5 декабря 1942 года I-166 покинула Пенанг для своего восьмого военного патруля, получив оперативный район в Индийском океане у северо-западного побережья Австралии . [3] Вскоре после того, как она ушла, она получила приказ отвлечься от патруля и бомбардировать остров Кокос . [3] Она обстреляла остров 25 декабря 1942 года, но в остальном не увидела никаких действий и завершила свой патруль, прибыв в Сурабаю , Ява , 27 декабря 1942 года. [3]
Январь – июль 1943 г.
[ редактировать ]Вскоре I-166 вылетела из Сурабаи и направилась в Сасебо, куда прибыла 19 января 1943 года. [3] Там она стояла в сухом доке . Завершив ремонт и капитальный ремонт, он покинул Сасебо в начале июля 1943 года и направился в Сурабаю, куда прибыл в середине июля 1943 года. [3]
Девятый и десятый военные патрули
[ редактировать ]Вскоре после прибытия в Сурабаю I-166 отправилась в свой девятый военный патруль, которому была назначена оперативная зона в Индийском океане между Фримантлом , Австралия, и проливом Ломбок . [3] Патруль прошёл без происшествий и завершился прибытием в Баликпапан , Борнео , 10 сентября 1943 года. [3] 11 сентября 1943 года она покинула Баликпапан и направилась в Сингапур , куда прибыла 13 сентября 1943 года. [3] Переведенный в состав Юго-Западного флота, он отправился в путь из Сингапура 23 сентября 1943 года и прибыл на Пенанг 25 сентября 1943 года. [3]
9 октября 1943 года I-166 покинула Пенанг и после дозаправки в Сабанге на северном побережье Суматры направилась в Индийский океан для своего десятого военного патруля. [3] В конце октября 1943 года он атаковал неопознанное торговое судно союзников у Коломбо, Цейлон, но ни разу не попал. [3] Она вернулась на Пенанг 13 ноября 1943 года. [3]
Одиннадцатый и двенадцатый военные патрули
[ редактировать ]I-166 начала свой одиннадцатый военный патруль 7 декабря 1943 года, направляясь из Пенанга в оперативный район в Индийском океане. [3] 24 декабря 1943 года она отвлеклась от своих патрульных обязанностей, чтобы принять участие в операции «ЙО» , высадив шесть агентов Индийской национальной армии — все уроженцы Цейлона — в Киринде на западном побережье Цейлона. [3] Британская контрразведка обнаружила операцию, которая закончилась провалом, когда все шесть агентов были схвачены вскоре после выхода на берег; все шестеро позже были казнены. [3] Тем временем I-166 проследовал к району патрулирования в районе канала Восьми градусов . [3] Она не нападала на судоходство и вернулась на Пенанг 9 января 1944 года. [3]
Вылетев из Пенанга 7 февраля 1944 года, I-166 провела свой двенадцатый военный патруль в Индийском океане и Бенгальском заливе. [3] водоизмещением 6943 тонны 19 февраля 1944 года она выпустила две торпеды по британскому танкеру British Fusilier , но обе промахнулись, и British Fusilier скрылся. [3] I-166 вернулся на Пенанг 13 марта 1944 года. [3]
Март – июль 1944 г.
[ редактировать ]25 марта 1944 года И-166 , 3-я дивизия подводных лодок, была переведена в 8-ю эскадрилью подводных лодок. дивизия [3] 27 апреля 1944 года он отправился в путь для выполнения миссии по снабжению, операции RI, и вернулся на Пенанг 1 июня 1944 года. [3] Во второй половине дня 16 июля 1944 года он покинул Пенанг для встречи с вице-адмирала Такео Куриты Первой диверсионной ударной группой на Лингга-Роудс , чтобы она и подводная лодка I-37 могли служить целями противолодочной борьбы для японских эсминцев во время учений 2-го флота . [3]
Потеря
[ редактировать ]17 июля 1944 года Королевского флота подводная лодка HMS Telemacus патрулировала на перископической глубине Малаккский пролив в 7 морских милях (13 км; 8,1 миль) к юго-востоку от One Fathom Bank в условиях ограниченной видимости, когда в 07:08 она заметила I-166. направляясь к ней на поверхности на расстоянии 4 морских миль (7,4 км; 4,6 миль), под углом 325 градусов и со скоростью примерно 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час). [3] Телемах также установил звуковой контакт на I-166 . Вскоре после этого [3] В 07.20 Телемах выпустил шесть торпед на дальность 1500 ярдов (1370 м), причем Телемах ненадолго продвинулся вперед, потому что торпеды были нового, более тяжелого типа, чем экипаж Телемаха привык стрелять. [3] Через 92 секунды одна торпеда попала И-166 , в корму вызвав сильный взрыв. [3] И-166 затонул на глубине 130 футов (40 м) в 02 ° 48'N 101 ° 03'E / 2,800 ° N 101,050 ° E . [3] Десять членов ее экипажа были выброшены за борт и выжили. [3] Остальные 88 человек на борту погибли. [3]
15-я японская специальная база на Пенанге направила минный заградитель Wa-4 и два торпедных катера при поддержке ВВС Императорской Японии Mitsubishi Ki-21 ( союзное название «Салли») тяжелого бомбардировщика , чтобы найти и потопить Телемаха . [3] Ва-4 сбросил 12 глубинных бомб , а Ки-21 сбросил две 60-килограммовые (132 фунта) бомбы общего назначения, но Телемах ушел без повреждений. [3]
10 сентября 1944 года И-166 был исключен из Списка ВМФ.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Карпентер и Полмар, с. 93
- ^ Jump up to: а б Баньяско, с. 183
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см CN со КП cq Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2016). «Подводная лодка IJN I-166: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 31 июля 2020 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2017). «Подводная лодка IJN I-164: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 31 июля 2020 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2017). «Подводная лодка IJN I-162: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 31 июля 2020 г.
- ^ «Военная историяонлайн.com» . www.militaryhistoryonline.com . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ Шпеннеманн, Дирк HR (июнь 2009 г.). «Культурный ландшафт поля битвы при Киске во время Второй мировой войны, Алеутские острова» (PDF) . Служба национальных парков .
- ^ Jump up to: а б с д и Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 мая 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-156: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 17 января 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Баньяско, Эрминио (1977). Подводные лодки Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-962-6 .
- Карпентер, Дорр Б. и Полмар, Норман (1986). Подводные лодки Императорского флота Японии 1904–1945 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-396-6 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2016). «Подводная лодка IJN I-166: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 31 июля 2020 г.
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- корабли 1931 года
- Корабли постройки Военно-морского арсенала Сасебо
- Подводные лодки Японии времен Второй мировой войны.
- Подводные лодки класса Кайдай
- Морские инциденты в октябре 1941 г.
- Корабли битвы за Мидуэй
- Морские инциденты в июле 1944 г.
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Малаккском проливе
- Японские подводные лодки, потерянные во время Второй мировой войны
- Корабли, потопленные британскими подводными лодками
- Подводные лодки, потопленные подводными лодками