Японская подводная лодка И-159
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | И-59 |
Строитель | Военно-морской арсенал Йокосука , Йокосука , Япония |
Заложен | 25 марта 1927 г. |
Запущен | 25 марта 1929 г. |
Завершенный | 31 марта 1930 г. |
Введен в эксплуатацию | 31 марта 1930 г. |
Выведен из эксплуатации | 15 ноября 1933 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 1934 |
Выведен из эксплуатации | к ноябрю 1936 г. |
повторно введен в эксплуатацию | начало 1937 года |
Переименован | И-159 20 мая 1942 г. |
пораженный | 30 ноября 1945 г. |
Судьба | Затоплен 1 апреля 1946 г. |
Примечания | учебная подводная лодка, июль 1942 г. – апрель 1945 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Кайдай класса Подводная лодка (тип КД3Б) |
Смещение |
|
Длина | 101 м (331 футов 4 дюйма) |
Луч | 8 м (26 футов 3 дюйма) |
Черновик | 4,9 м (16 футов 1 дюйм) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 60 м (197 футов) |
Дополнить | 60 |
Вооружение |
|
И-159 , первоначально И-59 , — Императорского флота Японии «Кайдай» класса крейсерская подводная лодка KD3B подкласса , находившаяся в строю с 1930 по 1945 год. Во время Второй мировой войны совершила два боевых патрулирования в Индийском океане , приняла участие в в битве за Мидуэй и служил учебной подводной лодкой, а затем закончил войну в качестве кайтэн -самоубийцы торпедоносца . Он сдался в конце войны и был затоплен в 1946 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Подводные лодки подкласса КД3Б по сути представляли собой повторение предыдущего подкласса КД3А с небольшими модификациями для улучшения мореходных качеств . Их водоизмещение составило 1829 метрических тонн (1800 длинных тонн) на поверхности и 2337 метрических тонн (2300 длинных тонн) под водой. Подводные лодки имели длину 101 метр (331 фут 4 дюйма), ширину 8 метров (26 футов 3 дюйма) и осадку 4,9 метра (16 футов 1 дюйм). Лодки имели глубину погружения 60 м (197 футов). [1]
Для надводного хода подводные лодки оснащались двумя мощностью 3400 л.с. (2535 кВт) дизельными двигателями , каждый из которых приводил в движение один гребной вал . В погруженном состоянии каждый винт приводился в движение электродвигателем мощностью 900 лошадиных сил (671 кВт ) . Они могли развивать скорость 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) на поверхности и 8 узлов (15 км/ч; 9,2 мили в час) под водой. На поверхности KD3B имели дальность полета 10 000 морских миль (19 000 км; 12 000 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час); под водой они имели дальность полета 90 миль (170 км; 100 миль) при скорости 3 узла (5,6 км / ч; 3,5 миль в час). [2]
Подводные лодки были вооружены восемью внутренними торпедными аппаратами диаметром 53,3 см (21,0 дюйма) , шестью в носовой части и двумя в кормовой . Они несли по одной перезарядке на каждый аппарат, всего 16 торпед . Они также были вооружены одной калибра 120 мм (4,7 дюйма) палубной пушкой . [3]
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Подводная лодка была заложена 25 марта 1927 года на военно-морском арсенале Йокосука в Йокосуке , Япония . [4] [5] Оба спущены на воду и получили номер I-59 25 марта 1929 года. Он был завершен и введен в эксплуатацию 31 марта 1930 года. [4] [5]
История обслуживания
[ редактировать ]До Второй мировой войны
[ редактировать ]В день постройки и ввода в строй И-59 была придана военно-морскому округу Куре и приписана к 28-й дивизии подводных лодок . [4] 1 декабря 1930 года дивизия была передана во эскадрилью 2-ю подводных лодок 2-го флота , входящего в состав Объединенного флота . [4] [5] 1 декабря 1932 года дивизия была переведена в 1-ю эскадрилью подводных лодок 1-го флота , также входившую в состав Объединенного флота. [4] дивизия была переведена в дивизию обороны Сасебо в военно-морском округе Сасебо 15 ноября 1933 года , а И-59 в тот же день был выведен из эксплуатации и переведен в резерв . [4] [5] Пока она находилась в резерве, ее дивизия была переведена 11 декабря 1933 года в гвардейскую дивизию Сасебо в военно-морском округе Сасебо. [4]
В 1934 году И-59 вернулся в строй. [4] [5] а 15 ноября 1934 года ее дивизия начала еще одну службу во 2-й эскадрилье подводных лодок 2-го флота. [4] 7 февраля 1935 года И-59 вышла в путь из Сасебо вместе с другими восемью подводными лодками 2-й эскадры подводных лодок — И-53 , И-54 , И-55 , И-60 , И-61 , И-62 , И-63 , и И-64 — для учебного похода на Курильские острова . [4] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] Круиз завершился прибытием в залив Сукумо 25 февраля 1935 года. [4] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] Девять подводных лодок покинули Сасебо 29 марта 1935 года для тренировок в китайских водах и вернулись в Сасебо 4 апреля 1935 года . [4] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] 15 ноября 1935 года 28-я дивизия подводных лодок была переведена на вторую службу в 1-ю эскадрилью подводных лодок 1-го флота. [4] И-59, видимо, снова был списан к ноябрю 1936 года. [5]
Введенный в строй в начале 1937 года, I-59 вышел в море из Сасебо вместе с I-60 и I-63 27 марта 1937 года для тренировочного похода в окрестностях Циндао , Китай . [12] Они завершили его прибытием в залив Ариаке 6 апреля 1937 года. [4] [9] [12] 28-я дивизия подводных лодок была переведена в состав эскадры обороны Сасебо военно-морского округа Сасебо 1 декабря 1937 года. [4] но вернулся в строй 1-й эскадрильи подводных лодок 1-го флота 15 декабря 1938 года. [4] С 6 по 29 января 1941 года И-60 временно сменил И-59 в качестве флагмана 28-й дивизии подводных лодок. [5] Позднее, в 1941 году, снова освобожденный от флагмана, I-59 возобновил свою роль флагмана дивизии 3 декабря 1941 года. [5]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Декабрь 1941 г. – январь 1942 г.
[ редактировать ]I-59 проходил капитальный ремонт в Кобе , Япония, когда война на Тихом океане началась с нападения японцев на Перл-Харбор , Гавайи , 7 декабря 1941 года (8 декабря по другую сторону международной линии перемены дат в Японии). [5] Она стартовала из Кобе 31 декабря 1941 года вместе с I-60 , направляясь в город Давао на острове Минданао на Филиппинах . [5] Две подводные лодки прибыли в Давао 5 января 1942 года и дозаправились там. [5] [14] Находясь в Давао, I-60 сменил I-59 в качестве флагмана 28-й дивизии подводных лодок 9 января 1942 года. [5]
Первый военный патруль
[ редактировать ]10 января 1942 года I-59 покинула город Давао вместе с I-60, чтобы начать свое первое военное патрулирование. [5] Две подводные лодки направились в море Банда к югу от Зондских островов , у острова Целебес в Нидерландской Ост-Индии. [5] и вместе с другими подводными лодками 5-й эскадрильи подводных лодок — И-62 , И-64 , И-65 и И-66 японцев — прикрывали высадку в Кема и Манадо на севере Целебеса, начавшуюся 11 января. [5] 13 января I-59 рассталась с I-60 и направилась в район патрулирования в Индийском океане у острова Рождества . [5]
I-59 потопила норвежский » водоизмещением 4184 тонны грузовой пароход « Эйдсвольд у бухты Флайинг-Фиш на острове Рождества 20 января 1942 года, поразив Эйдсволд шестой торпедой . выпущенной ею [5] 25 января она провела перископическую разведку Сабанга на побережье Суматры, чтобы выяснить, есть ли там какие-либо союзников военные корабли . [5] Не найдя ничего, она торпедировала и потопила неопознанное британское торговое судно часть его экипажа и взяла в плен . [5] Свой патруль она завершила прибытием на Пенанг в оккупированной японцами британской Малайе 26 января 1942 года. [5]
Второй военный патруль
[ редактировать ]I-59 стартовала из Пенанга 21 февраля 1942 года для своего второго военного патруля, которому была назначена зона патрулирования в Индийском океане к юго-западу от Суматры . [5] водоизмещением 1035 тонн 1 марта 1942 года в 23:35 он находился к западу от Суматры, когда торпедировал голландский пассажирский корабль SS Rooseboom , следовавший из Паданга , Суматра, в Коломбо , Цейлон , на борту которого находилось около 500 человек — в основном британские военнослужащие и большое количество мирных жителей бежало из Британской Малайи и Нидерландской Ост-Индии по мере продвижения японцев. [5] [15] «Рузбум» перевернулся и быстро затонул. 00 ° 15' с.ш., 086 ° 50' в.д. / 0,250 ° с.ш., 86,833 ° в.д. , оставив около 135 выживших, 80 из них находятся на борту спасательной шлюпки, рассчитанной на 28 человек, а остальные цепляются за обломки в воде. [15] [16] [17] Девять дней спустя голландский пароход SS Palopo спас двух человек из воды, и только четверо из находившихся на борту спасательной шлюпки выжили и добрались до Сипоры у Суматры через 30 дней после выхода Рузбума в море. [16] [17] Среди погибших были бригадный генерал британской армии Арчибальд Пэрис , подполковник Гордон Торн и сержант Перси Сондерс . [18] последние два выдающихся спортсмена той эпохи. I-59 вернулся на Пенанг 12 марта 1942 года. [5]
Март – май 1942 г.
[ редактировать ]22 марта 1942 года I-59 вылетела из Пенанга в Сасебо, которого достигла 1 апреля 1942 года. [5] Пока она находилась в Японии, 28-я дивизия подводных лодок была расформирована, и 10 апреля 1942 года она была переведена в 19-ю дивизию подводных лодок. [5] Он покинул Японию 19 мая 1942 года, выйдя из Куре и взяв курс на атолл Кваджалейн . [5] Во время путешествия ему был присвоен номер I-159 . 20 мая 1942 года [5] Она прибыла в Кваджалейн 26 мая 1942 года. [5]
Третий военный патруль: Битва за Мидуэй
[ редактировать ]Назначен вместе с подводными лодками И-156 , И-157 , И-158 , И-162 , И-165 и И-166 в 5-ю эскадрилью подводных лодок передового экспедиционного корпуса 6-го флота для поддержки операции «МИ», запланированную японцами. Вторжение на атолл Мидуэй на северо-западе Гавайских островов , I-159 отправилась из Кваджалейна 30 мая 1942 года для своего третьего военного патрулирования. [5] 5-я эскадра подводных лодок дислоцировалась в Тихом океане между 28 ° 20' с.ш. 162 ° 20' з.д. / 28,333 ° с.ш. 162,333 ° з.д. и 26 ° 00' с.ш. 165 ° 00' з.д. / 26 000 ° с.ш. 165 000 ° з.д. . [5] [19] Японцы потерпели решающее поражение 4 июня 1942 года в битве за Мидуэй , и в этот день главнокомандующий 6- го флота приказал вице-адмирал Терухиса Комацу 15 подводным лодкам японской линии патрулирования подводных лодок двигаться на запад. [19]
После того как главнокомандующий Объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото приказал Комацу вставить свои подводные лодки между отступающим японским флотом и противостоящими ВМС США авианосцами , [19] Японские подводные лодки, в том числе И-159 , начали постепенное движение на северо-северо-запад, двигаясь со скоростью 3 узла (5,6 км/ч; 3,5 миль в час) днем и 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) после наступления темноты. [19] И-159 в ходе боя не вступал в контакт с силами противника. [5] [19] и вернулся в Кваджалейн 21 июня 1942 года. [5]
Обязанности по обучению
[ редактировать ]I-159 вылетела из Кваджалейна 22 июня 1942 года и проследовала в Куре, Япония, куда прибыла 1 июля 1942 года. [5] 10 июля 1942 года 5-я эскадрилья подводных лодок была расформирована, а 19-я дивизия подводных лодок, состоящая из И-156 , И-157 , И-158 и И-159 , была переведена в состав Гвардейских сил Куре в военно-морском округе Куре . [4] [5] а И-159 приняла на себя обязанности учебной подводной лодки. [5] 18 июля 1943 года И-158 сменил И-159 в качестве флагмана 19-й дивизии подводных лодок. [5] а 1 декабря 1943 года дивизия была переведена в состав эскадры подводных лодок Куре в военно-морском округе Куре. [4]
25 декабря 1943 года и снова 26 декабря 1943 года I-159 заходил в Токуяму , Япония, для дозаправки на складе топлива Токуяма, в каждом случае вылетая в один и тот же день. [5] 5 января 1944 года он принял участие в первом этапе экспериментов по камуфляжу подводных лодок в Иё Нада во Внутреннем море Сето , проводимых Военно-морской школой подводных лодок, с камуфляжной схемой «№ 5» - вероятно, зеленовато-серым рисунком - нарисован на ее корпусе и бортах боевой рубки . [5] Тип 2 Позже, в январе 1944 года, она испытала взрыватель магнитного воздействия для торпед Тип 95 . [5] С 23 по 25 февраля 1944 года она участвовала во втором этапе экспериментов с камуфляжным рисунком, на этот раз с рисунком № 5, нанесенным также на ее деревянную палубу . [5]
Кайтен -перевозчик
[ редактировать ]19-я дивизия подводных лодок была расформирована 20 апреля 1945 года, и в тот же день учебные обязанности И-159 подошли к концу, поскольку ее направили в 34-ю дивизию подводных лодок 6-го флота. [5] В мае 1945 года он прошел переоборудование в Военно-морском арсенале Куре для перевозки двух кайтэн пилотируемых торпед -самоубийц , а затем переправил кайтэн на будущие базы кайтэн на Сикоку и Кюсю . [5] В июле 1945 года экипажи И-156 , И-157 , И-158 , И-159 и И-162 прошли подготовку по запуску кайтэна во время ожидаемого вторжения союзников в Японию . [5]
Из-за опасности воздушных атак союзников на Куре в августе 1945 года I-159 перебрался в Майдзуру на . восточном побережье Хонсю [5] 6 августа она была направлена вместе с подводными лодками I-36 , I-155 и I-156 в -группу Синсю-тай («Отряд Земли Богов») кайтэн , которая должна была покинуть Японию в середине августа 1945 года для проведения нападения на корабли союзников. [5]
И-159 все еще находился в порту Майдзуру 11 августа 1945 года, когда Иводзиме базирующийся в ВВС США P-51 Mustang истребитель обстрелял ее, пробив ее основные балластные цистерны в трех местах. [5] После временного ремонта она перебралась на базу кайтэн в Хирао на южной оконечности Хонсю. [5] 15 августа 1945 года переведена в 15-й дивизион подводных лодок 6-го флота вместе с И-36 , И-47 , И-157 и другими подводными лодками. [5]
Позже, 15 августа 1945 года, I-159 находился в Хирао, когда император Хирохито объявил в радиопередаче , что военные действия между Японией и союзниками прекратились. [5] Не поняв его, экипажи подводных лодок продолжили подготовку к «Синсю-тай» вылазке , а И-159 погрузил на борт двух кайтэнов и их пилотов. [5] В 12:00 16 августа она покинула Хирао — единственную подводную лодку, которая отправилась в вылазку Синсю-тай — с приказом атаковать советские корабли в районе Владивостока и любые корабли союзников, пытающиеся ей помешать. [5] Она прошла через Внутреннее море Сето и пролив Бунго и направилась под воду к проливу Осуми . [5]
Конец войны
[ редактировать ]17 августа 1945 года I-159 находился в районе префектуры Миядзаки на острове Кюсю, когда получил известие от Хирао о том, что военные действия закончились. [5] В тот день она прибыла в порт Абурацу , Кюсю, и уничтожила там все свои секретные документы. [5] 18 августа она вернулась в путь и направилась в Хирао. [5] Она сдалась войскам союзников в сентябре 1945 года. [5]
Утилизация
[ редактировать ]И-159 перебрался в Сасебо в октябре 1945 г. [5] и был лишен всего полезного оборудования, [1] японцы исключили ее из списков ВМФ . 30 ноября 1945 года [5] Она была среди ряда японских подводных лодок, затопленных ВМС США у островов Гото в ходе операции «Конец дороги» 1 апреля 1946 года. Тендер подводных лодок ВМС США USS Nereus (AS-17) отбуксировал ее к месту затопления и потопил артиллерийским огнем. . [1] [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Карпентер и Полмар, с. 93
- ^ Шено, с. 198
- ^ Баньяско, с. 183
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р I-159 ijnsubsite.com 1 сентября 2018 г., по состоянию на 9 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 января 2017 г.). «Подводная лодка IJN I-159: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с I-153 ijnsubsite.com 19 сентября 2018 г., по состоянию на 15 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с I-154 ijnsubsite.com 11 октября 2018 г., по состоянию на 15 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с I-155 ijnsubsite.com 10 июня 2018 г., по состоянию на 15 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д I-60 ijnsubsite.com 1 сентября 2018 г., по состоянию на 15 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с I-61 ijnsubsite.com 24 августа 2018 г. По состоянию на 28 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «И-162 бывший И-62» . iijnsubsite.info . 9 ноября 2018 года . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и I-63 ijnsubsite.com 24 августа 2018 г., по состоянию на 2 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «И-164 бывший И-64» . iijnsubsite.info . 9 ноября 2018 года . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 января 2017 г.). «Подводная лодка IJN I-60: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 2 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «СС Рузбум (+1942)» . Сайт крушения . 2001 . Проверено 20 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Колин (2005). Сингапур в огне . Пингвин. ISBN 978-0-670-91341-1 . , стр. 491, 552–553.
- ^ Перейти обратно: а б Гибсон, Уолтер (1952). Лодка . Муссон. ISBN 978-981-05-8301-9 . .
- ^ «Футбольный нуар, выпуск №7 - Перси Сондерс» . Над баром . 18 августа 2019 года . Проверено 17 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 мая 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-156: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 17 января 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баньяско, Эрминио (1977). Подводные лодки Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-962-6 .
- Карпентер, Дорр Б. и Полмар, Норман (1986). Подводные лодки Императорского флота Японии 1904–1945 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-396-6 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Хакетт, Боб и Кингсепп, Сандер (2012). «Подводная лодка IJN I-159: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 1 марта 2012 г.
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .