СС Рузбум
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | СС Рузбум |
Владелец | Роял Пакетваарт-Маатшаппий |
Строитель | Райки и Ко |
Номер двора | 174 |
Запущен | 1926 |
Идентификация | Номер ИМО : 5606521 |
Судьба | Потоплен, 1 марта 1942 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Пароход |
Тоннаж | 1035 брт |
Длина | 70,1 м (230 футов) |
Луч | 11,6 м (38 футов) |
Черновик | 3,2 м (10 футов) |
Установленная мощность | Составная паровая машина мощностью 67 л.с. (50 кВт) |
Скорость | 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
SS Rooseboom водоизмещением 1035 тонн, — голландский пароход принадлежавший компании KPM ( -Maatschappij (или Royal Packet Navigation Company) из Нидерландской Ост- Koninklijke Индии . Paketvaart [ 1 ]
Тонущий
[ редактировать ]В феврале 1942 года Британская Малайя и Сингапур сдались Императорской японской армии . Более 100 000 Великобритании и Британской империи военнослужащих стали военнопленными, а также тысячи мирных жителей. Еще несколько тысяч бежали в близлежащую Нидерландскую Ост-Индию , а оттуда в Австралию , Цейлон или Индию на любом корабле, который удалось найти. Многие из этих кораблей были потеряны в результате атак японцев среди островов, разбросанных вокруг Суматры и Явы, при попытке бегства. Рузбум под командованием капитана Маринуса Корнелиса Энтони Буна перевозил около 500 пассажиров (в основном британских военнослужащих и гражданских лиц) из Паданга в Коломбо на Цейлоне. [ 2 ]
1 марта 1942 года в 23:35 «Рузбум» плыла в Индийском океане к западу от Суматры, когда она была замечена Императорского флота Японии подводной лодкой I-59 (которая позже была переименована в I-159 ) под командованием капитан-лейтенанта Ёсимацу Тамори и торпедирована. . [ 3 ] «Рузбум» перевернулся и быстро затонул. 00 ° 15' с.ш., 086 ° 50' в.д. / 0,250 ° с.ш., 86,833 ° в.д. , [ 3 ] одну спасательную шлюпку оставив в воде и 135 человек. В спасательной шлюпке, рассчитанной на 28 человек, находилось восемьдесят человек; остальные цеплялись за обломки или плавали в море. Девять дней спустя голландское грузовое судно Palopo подобрал двоих выживших. До конца Второй мировой войны они считались единственными выжившими. [ 2 ]
Спасательная шлюпка
[ редактировать ]Историю выживших на спасательной шлюпке рассказал Уолтер Гардинер Гибсон ( капрал британской армии « Горцы Аргайл и Сазерленд ») в книге 1952 года; он единственный известный выживший свидетель событий, произошедших на спасательной шлюпке в течение 26 дней после того, как Рузваум затонул. Его история была рассказана британским властям после войны, но впервые была выслушана публично в суде в Эдинбурге , Шотландия , в 1949 году, чтобы подтвердить, что майор Ангус Макдональд мертв, и чтобы можно было уладить его имущество.
По словам Гибсона, внутри и вокруг спасательной шлюпки находилось около 135 выживших, многие из которых получили травмы, включая самого Гибсона, который находился в спасательной шлюпке из-за этих травм. Среди выживших были капитан MCA Бун и старший выживший британский офицер бригадный генерал Арчибальд Пэрис (командовавший 15-й индийской пехотной бригадой во время битвы при Малайе ). [ 4 ] находились еще два офицера Аргайла На борту «Рузбума» ; Майор Ангус Макдональд, заместитель командира «Аргайллов», и капитан Майк Блэквуд. [ 4 ] Эти два офицера несли главную ответственность за задержку японской танковой колонны во время битвы при Букит Тимахе . [ 5 ] Пэрис, Макдональд, Блэквуд и ряд других военных пассажиров были среди избранных из наиболее проверенных бойцов, которых выбрали для эвакуации, а не для того, чтобы потерять их в лагере для военнопленных . К тому времени, когда лодка проплыла более 1000 миль (1600 км) и приземлилась на коралловом рифе менее чем в 100 милях (160 км) от Паданга, Рузбума , только пять из 80 ее отправной точки пассажиров остались в живых, и один из утонул в прибое при попытке приземлиться.
По словам Гибсона, испытания, последовавшие за затоплением, продемонстрировали худшие стороны человеческой натуры в самых экстремальных условиях. В первую ночь многие из находившихся в воде утонули или сдались. Около двадцати человек построили из обломков плот и отбуксировали его за лодку. Плот медленно затонул, и через три дня все двадцать человек погибли. В первые несколько дней дисциплина рухнула, мужчины и женщины сходили с ума от жажды, выпивая немного морской воды, что вызывало у них галлюцинации. Многие бросились за борт, чтобы не столкнуться с дальнейшими страданиями, и банда из пяти солдат-отступников расположилась на носу корабля и по ночам систематически выталкивала за борт более слабых выживших, чтобы заставить скудный паек идти дальше. Гибсон утверждает, что организовал нападение на ренегатов с группой других, которые напали на них и всей массой толкнули в море. Бригадный генерал Пэрис умер от галлюцинаций, прежде чем впал в последнюю кому. Голландский капитан был убит одним из своих инженеров. Под конец Гибсон понял, что все, кто остался в живых, — это он сам, еще один белый человек, Китаянка по имени Дорис Лим и четверо яванских моряков. Той ночью яванцы напали на другого белого человека, убили, а затем съели его часть. Позже умер самый старый яванец. [ 6 ]
Спасательная шлюпка прибыла на остров Сипора у Суматры, всего в 100 милях (160 км) от Паданга, откуда Рузбум начала свое путешествие 30 днями ранее. Один яванский моряк утонул в прибое, а двое других исчезли в джунглях и так и не были найдены. После периода лечения у части местного населения Дорис Лин и Гибсон были обнаружены японским патрулем. Гибсон был возвращен в Паданг в качестве военнопленного, а Лим вскоре после этого был застрелен как шпион.
Гибсон рассказал свою историю в книге «Лодка» , опубликованной в 1952 году, и во второй книге «Highland Laddie» в 1954 году. Он умер в Канаде, где поселился, 24 марта 2005 года в возрасте 90 лет.
Потери старшего офицера
[ редактировать ]Многие офицеры и солдаты, взошедшие на борт «Рузбума», были эвакуированы из Сингапура из-за своих специальных знаний или навыков и, следовательно, могли иметь определенную важность для военных действий.
- Бригадный генерал Арчибальд Пэрис (командир 12-й индийской бригады)
- Полковник Ричард Луи Мортимер Розенберг ( Королевский корпус связи , командование Малайи)
- Капитан группы Реджинальд Льюис Нанн, DSO (директор общественных работ , Сингапур; командир малайских добровольческих ВВС ; бывший майор королевских инженеров )
- Подполковник Джон Пелхэм Экворт (AA и QMG 11-й индийской пехотной дивизии )
- Подполковник Диван Чанд Чопра, OBE ( Индийская медицинская служба ) [ 7 ]
- Подполковник Уильям Эбботт Гейл Дуглас ( артиллерийский корпус индийской армии , 11-я индийская пехотная дивизия)
- Подполковник Огастес Гарри Айвс (отдел командира 10, артиллерийский корпус Королевской армии , командование Малайи)
- Подполковник Джордж Арчдейл Палмер ( Королевские инженеры и AQMG Малайского командования )
- Подполковник Гордон Калтроп Торн, DSO (командир 2-го батальона Кембриджширского полка )
- Подполковник Джеффри Харли Дуглас Вулкомб (командир 2/2-го стрелкового полка короля Эдуарда VII Гуркхов )
- Майор Ноэль Ховард Вятт Корри (Королевские инженеры)
- Майор Ричард Клинтон Уилкинсон Дент ( 2/12-й полк пограничных войск - майор бригады , 8-я индийская пехотная бригада )
- Майор Чарльз Ангус Мортон Макдональд ( горцы Аргайл и Сазерленд )
Другие известные пассажиры
[ редактировать ]- Роджер Оуэн Вингфилд Марчант Дэвис – помощник комиссара полиции Малайских Федеративных Штатов
- Джеффри Эдвард Девоншир – помощник суперинтенданта полиции, Сингапур
- сержант Перси Сондерс (артиллерийский корпус Королевской армии) [ 8 ]
- Виллем де Врис, первый офицер SS Roosenboom
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Королевское общество посылок 1888–1967» . Флоты. Список кораблей . Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 года . Проверено 20 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «СС Рузбум (+1942)» . Сайт крушения . 2001 . Проверено 20 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 января 2017 г.). «Подводная лодка IJN I-159: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Смит п. 552
- ^ Смит с. 491
- ^ Смит, стр. 552–553.
- ^ Райалл, Джулиан (23 ноября 2019 г.). «В перспективе воссоединились: фотоальбом японского солдата возвращается семье спустя 74 года после его смерти» . На этой неделе в Азии . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ «Футбольный нуар, выпуск №7 - Перси Сондерс» . Над баром . 18 августа 2019 года . Проверено 17 сентября 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Смит, Колин (2005). Сингапур в огне . Пингвин. ISBN 978-0-670-91341-1 .
- Гибсон, Уолтер (1952). Лодка . Муссон. ISBN 978-981-05-8301-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Союзники в беде, Австралия и голландцы в войне на Тихом океане» . Австралийский военный мемориал . Архивировано из оригинала 11 июня 2007 года . Проверено 10 августа 2007 г.
- «Уолтер Гибсон» . Некрологи. Таймс . 27 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2011 г.
- «Голландский флот» . Австралийский торговый флот . Архивировано из оригинала 9 апреля 2012 года.
- Симкинс, Том. «Часть 7: Еще один неправильный остров». Другая Дверь . Би-би-си .
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите )
- Военная история Малайзии
- Британская Малайя
- Тихоокеанская война
- Корабли Нидерландов
- Японская оккупация Голландской Ост-Индии
- Морские инциденты в марте 1942 г.
- Корабли, потопленные японскими подводными лодками
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Индийском океане
- Пароходы Нидерландов
- Корабли построены в Роттердаме
- корабли 1926 года