Б/У Дон Эстебан
![]() Вид с левого борта американского пассажирского теплохода «Дон Эстебан». Обратите внимание на выдающийся национальный флаг, нарисованный на ее корпусе, чтобы указать на ее нейтралитет.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя |
|
Владелец | Пароходная компания Де Ла Рама |
Оператор | Пароходная компания Де Ла Рама |
Строитель | Friedrich Krupp Germaniawerft AG, Киль, Германия |
Запущен | 1936 |
Судьба | Затоплен у берегов Миндоро, 2 марта 1942 г. |
Примечания | В соответствии с бербоут-чартером армии США (таким образом, отвечающим критериям транспорта армии США (USAT)), 25 октября 1941 года и доставлен в эксплуатацию 30 октября 1941 года. Он погиб у берегов Миндоро 2 марта 1942 года. [ 1 ] [ 2 ] |
Общие характеристики | |
Тоннаж | 1616 брт [ 3 ] |
Длина | 267 футов (81,4 м) [ 3 ] |
Луч | 37 футов (11,3 м) [ 3 ] |
Высота | Верхний мост 120 футов (36,6 м) [ 4 ] |
Черновик | 18 футов (5,5 м) [ 3 ] |
Движение | Два 8-цилиндровых дизеля [ 3 ] |
Скорость | 16 узлов [ 1 ] |
Don Esteban , сданный в 1936 году, был первым и меньшим из двух теплоходов , построенных Круппом пароходной компании De La Rama , Илоило , Филиппины, курсирующих между островами. [ 4 ] [ 5 ] 30 октября 1941 года корабль находился под бербоут-чартером армии США в качестве транспортного средства для использования при предварительном размещении топлива и боеприпасов Воздушного корпуса армии США (USAAC) на юге Филиппин, в Нидерландской Ост-Индии , Сингапуре и Австралии . [ 3 ] [ 6 ] [ 1 ] После японского вторжения на Филиппины она эвакуировала персонал штаба армии, включая генерала Макартура , из Манилы в Коррегидор в канун Рождества 1941 года. [ 7 ] Корабль был потерян у Миндоро 2 марта 1942 года, продолжая выполнять миссии по снабжению. [ 8 ]
Строительство и гражданская служба
[ редактировать ]Don Esteban был построен в 1936 году на верфи Friedrich Krupp Germaniawerft AG, Киль, Германия, для межостровных пассажирских перевозок пароходной компании De La Rama в филиппинских водах. Это был дизельный теплоход с двумя восьмицилиндровыми дизельными двигателями, приводившими в движение два винта и развивавший скорость шестнадцать узлов. [ 1 ] [ 9 ] Наряду с более новым и более крупным судном «Дон Исидро» этот корабль был отмечен как один из самых роскошных, обслуживающих пассажиров между островами. [ 5 ]
Транспорт армии США
[ редактировать ]25 октября 1941 года, сдача в эксплуатацию 30 октября 1941 года, корабль был зафрахтован по бербоут-кару армией США. [ Примечание 1 ] для своего местного филиппинского флота [ Примечание 2 ] в поддержку плана по созданию предварительно развернутого топлива и боеприпасов для использования отряда бомбардировщиков B-17 , отправляемых для подкрепления Филиппин в случае войны с Японией. Были запланированы свалки топлива и бомб для двух миссий в Сингапуре и Дарвине , Австралия, и запасы одной миссии в Рабауле и Порт-Морсби , территориях, контролируемых Австралией, со складом в Рокгемптоне , Австралия. Корабль, вместимость которого была меньше ожидаемой, осуществил лишь первоначальные поставки в Рабаул и Порт-Морсби. [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ] Корабль возвращался в Манилу после приказа отказаться от миссии из-за ухудшения ситуации в Тихом океане, когда пришло известие о нападении на Перл-Харбор. Если корабль находился уже к северу от экватора, ему было приказано следовать в Манилу, если еще к югу от этой линии, кораблю было приказано вернуться в Дарвин. Корабль направился на север и вернулся в Манилу 9 декабря. [ 12 ]
К 11 декабря японское вторжение развивалось, коммерческие суда покидали Манильский залив . К 14 декабря большая часть Азиатского флота США была отозвана, а все тяжелые бомбардировщики USAAC отошли на Минданао, а 17 декабря - на Дарвин. 13 декабря Дон Эстебан покинул Манилу после загрузки бомб с авианосца «Канопус», направлявшихся на аэродром Дель-Монте на Минданао. Корабль вернулся в Манилу, уже подвергшийся воздушной атаке, 21 декабря после остановки в Илоило для доставки стрелкового оружия и боеприпасов. 22 числа кораблю пришлось уклоняться от атаки с воздуха, выйдя в открытую воду. После успешного уклонения кораблю было поручено начать транспортировку припасов на Коррегидор. [ 12 ]
К 23 декабря Макартур решил эвакуировать Манилу, и в канун Рождества он, его семья и его штаб эвакуировали город на борту « Дона Эстебана» ранним вечером, когда небо освещало пламя более миллиона галлонов мазута ВМФ. Корабль приземлился на Коррехидоре в 9:30 той же ночью. [ 13 ] [ 7 ] В ходе дальнейшей эвакуации Манилы корабль перевез медицинский персонал и тех пациентов, которые не смогли подняться на борт импровизированного госпитального корабля «Мактан» , в полевые госпитали в Батаане . [ 14 ] [ 15 ] Дон Эстебан продолжил эвакуацию персонала и припасов из теперь открытого города Манилы в Батаан и Коррехидор, а в последний раз отбыл, помогая удалить филиппинских правительственных чиновников, а также резервное золото и валюту страны. 19 февраля 1942 года корабль отправился в безопасное место с группой филиппинских чиновников, включая вице-президента Серджио Осменью . После контакта с подводной лодкой корабль направился в Илоило, где президент ненадолго сел на борт до рассвета, после чего корабль отправился в город Себу для загрузки припасов для Корригедора. Вскоре после отбытия корабль был атакован японской авиацией, и капитан Афабле приказал покинуть корабль, поскольку повреждения были серьезными, а из груза с бензином произошла утечка. Выжившие видели, как корабль загорелся после того, как бомбардировщики вернулись вместе с японскими надводными кораблями. [ 16 ] [ 17 ] [ 12 ] В официальных отчетах корабль указан как потерянный 2 марта 1942 года. [ 1 ]
Дон Эстебан вместе с примерно 25 другими судами, зафрахтованными армией для формирования местного филиппинского флота поддержки, поддерживающего оборонительные усилия незадолго до начала войны, а также для поддержки сил на Батаане, а затем и на Коррехидоре, не выжил и бежал в Австралию. [ Примечание 3 ] [ 10 ] [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Корабли, принадлежащие армии или зафрахтованные ею без экипажа, соответствуют общепринятым критериям полного армейского контроля и обозначения в качестве транспорта армии США (USAT).
- ^ Командование основных армий имело право фрахтовать суда на местном уровне, за пределами глобальной системы армейского флота. Самым крупным из них был флот Юго-западной части Тихого океана (SWPA), над которым работал Мастерсон. На странице 319 Мастерсон отмечает: «Закупки и операции этого [филиппинского] флота представляют собой самостоятельную историю, не связанную с будущим ходом войны». Известно, что ни один корабль этого флота не пережил оккупацию.
- ↑ В сноске к странице 319 книги Мастерсона « Транспорт армии США в юго-западной части Тихого океана в 1941–1947 годах» перечислены суда: «В последнем упомянутом письме перечислены следующие суда филиппинского флота как зафрахтованные межостровные транспорты: Bohol II , Legaspsi , Elcano , Hai Kwang. , Коламбуган , Юсанг , т/х Condensa , Talisay , т/х Губернатор Тафт , т/х Лепус , т/х La Estrella Caltex , т/х Катипуман , т/х Думагете , USAT Regulus , т/х Princess of Cebu , Т/х Kanlaon , Bacolod , т/х Princesa , т/х Emilia , т/х Cia de Filipino , т/х Luzon , т/х Surigao , т/х Губернатор Смит , т/х Agustina и т/х Mayon Списки экипажей, а также имена и адреса бенефициаров были переданы вместе с этим письмом и зарегистрированы под номером 231.8 для каждого из названных судов».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Мастерсон 1949 , с. 2.
- ^ Гровер 1987 , стр. 8, 13.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гровер 1987 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Регистр Ллойда 1942–1943 гг .
- ^ Jump up to: а б Фунтеча 2005 .
- ^ Jump up to: а б Уиллифорд 2010 , стр. 117–118.
- ^ Jump up to: а б Мортон 1993 , с. 164.
- ^ Мастерсон 1949 , с. 319.
- ^ Гровер 1987 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Мастерсон 1949 , стр. 2, 319.
- ^ Матлофф и Снелл 1999 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б с Вайс .
- ^ Уильямс 1960 , стр. 5–8.
- ^ Астор 1999 , с. 130.
- ^ Хайзингер 2003 , с. 130.
- ^ Эдвардс 2010 , с. 42.
- ^ Казнь Хосе Абада Сантоса .
- ^ Гровер 1987 , с. 13.
Процитированные ссылки
[ редактировать ]- Астор, Джеральд (1999). Величайшая война. Том I: От Перл-Харбора до Кассеринского перевала . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: ISBN Warner Books, Inc. 978-0-759-52650-1 .
- Эдвардс, Пол М. (2010). Между линиями Второй мировой войны: двадцать один выдающийся человек и событие . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. ISBN 978-0-7864-4667-4 .
- Фунтеча, Генри, профессор (2005). «Последнее путешествие MV Don Isidro » . Новости сегодня (28 января 2005 г.) . Проверено 14 мая 2013 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Гровер, Дэвид (1987). Корабли и плавсредства армии США времен Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института . ISBN 0-87021-766-6 . )
- Хейзингер, Дуэйн (2003). Отец нашел . Ксулон Пресс. ISBN 1-591604-97-4 . LCCN 2003091645 .
- Реестр Ллойда (PDF) . Регистр Ллойда. 1942–1943 гг . Проверено 14 мая 2013 г.
- Мастерсон, Джеймс Р. (1949). Транспорт армии США в юго-западной части Тихого океана, 1941-1947 гг . Вашингтон, округ Колумбия: транспортное подразделение исторического отдела специального штаба армии США.
- Мэтлофф, Морис; Снелл, Эдвин М. (1999). Военное министерство: стратегическое планирование коалиционной войны 1941-1942 гг . Армия США во Второй мировой войне. Вашингтон, округ Колумбия: Центр военной истории армии США. LCCN 53-61477 .
- Мортон, Льюис (1993). Война на Тихом океане: падение Филиппин . Армия США во Второй мировой войне. Вашингтон, округ Колумбия: Центр военной истории армии США. LCCN 53-63678 .
- «Казнь Хосе Абада Сантоса» . Официальный вестник Республики Филиппины . Проверено 29 мая 2013 г.
- Вайс, Эдвард В. «Эдвард В. Вайс» . Фонд публичной библиотеки округа Брук-Музей ADBC, Веллсбург, Западная Вирджиния, 26070 . Проверено 29 мая 2013 г.
- Уиллифорд, Глен (2010). Гонки на рассвете: усиление тихоокеанских аванпостов Америки, 1941–1942 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-956-9 . LCCN 2010030455 .
- Уильямс, Мэри Х. (1960). Хронология 1941–1945 гг . Армия США во Второй мировой войне. Вашингтон, округ Колумбия: Центр военной истории армии США. LCCN 59-60002 .