HMS Эксетер (68)
![]() Эксетер движется у побережья Коко-Соло , 1939 год. | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Эксетер |
Тезка | Эксетер |
Заказал | 15 марта 1928 г. |
Строитель | Верфь Девонпорта , Плимут |
Заложен | 1 августа 1928 г. |
Запущен | 18 июля 1929 г. |
Введен в эксплуатацию | 27 июля 1931 г. |
Идентификация | Номер вымпела : 68 |
Судьба | Затонул во время Второй битвы в Яванском море , 1 марта 1942 г., затонувший корабль уничтожен нелегальными спасателями в 2014–2016 гг. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | «Йорк» типа Тяжелый крейсер |
Смещение | 8390 длинных тонн (8520 т ) ( стандарт ) |
Длина | 575 футов 1 дюйм (175,3 м) ( о/а ) |
Луч | 58 футов (17,7 м) |
Черновик | 20 футов 3 дюйма (6,2 м) ( глубокая нагрузка ) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 × вала; 4 паротурбинных агрегата с редуктором |
Скорость | 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) |
Диапазон | 10 000 миль (19 000 км; 12 000 миль) на скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час) |
Дополнить | 628 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 2 × гидросамолета |
Авиационные объекты | 2 × авиационные катапульты |
HMS Exeter был вторым и последним York, класса тяжёлым крейсером построенным для Королевского флота в конце 1920-х годов. Помимо временного развертывания в составе Средиземноморского флота во время Абиссинского кризиса 1935–1936 годов, большую часть 1930-х годов он провел в составе Атлантического флота или станции в Северной Америке и Вест-Индии . Когда в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война , крейсеру было поручено патрулировать воды Южной Америки против немецких торговых рейдеров . «Эксетер» был одним из трёх британских крейсеров , сражавшихся с немецким тяжёлым крейсером «Адмирал граф Шпее» позже в том же году в битве у реки Плейт . В ходе боя она была сильно повреждена и больше года находилась в ремонте.
После завершения ремонта корабль большую часть 1941 года провел в сопровождении конвоев, прежде чем был переведен на Дальний Восток после начала войны на Тихом океане в декабре. Эксетер обычно поручали сопровождать конвои в Сингапур и обратно во время Малайской кампании , и она продолжала выполнять эти обязанности в начале февраля 1942 года, когда японцы готовились вторгнуться в Голландскую Ост-Индию . Позже в том же месяце она была направлена в ударный отряд объединенного американо-британско-голландско-австралийского командования (ABDACOM) и взяла на себя более активную роль в защите Голландской Ост-Индии . Кульминацией этого стало ее участие в битве в Яванском море позже в том же месяце, когда союзники попытались перехватить несколько конвоев вторжения Императорского флота Японии . Эксетер была искалечена в начале боя, и при отступлении она не сыграла особой роли. Двумя днями позже он попытался уйти от приближающихся японских войск, но в начале марта был перехвачен и потоплен японскими кораблями. Вторая битва в Яванском море .
Большинство членов ее экипажа пережили затопление и были спасены японцами. Около четверти из них погибли во время японского плена. Ее обломки были обнаружены в начале 2007 года и объявлены военным захоронением, но к 2016 году ее останки вместе с другими обломками времен Второй мировой войны были уничтожены нелегальными спасателями .
Дизайн и описание
[ редактировать ]
«Эксетер» был заказан через два года после своего однотипного корабля «Йорк» , и в его конструкцию были внесены улучшения с учетом опыта эксплуатации последнего. Ее ширина была увеличена на один фут (30 см), чтобы компенсировать увеличение верхнего веса, а водозаборники ее котла были выведены назад от котельных, что позволило прямые воронки убрать с моста, а не наклонные воронки на Йорке, чтобы обеспечить адекватное рассеивание. дымовых газов. Поскольку восьмидюймовые (203-мм) артиллерийские башни оказались недостаточно прочными, чтобы вместить первоначально предназначенную авиационную катапульту , Эксетеру была предоставлена пара фиксированных катапульт, расположенных под углом к миделю корабля в форме буквы «V», с соответствующим краном, расположенным по правому борту. . Следовательно, мостик был опущен (мост Йорка был высоким, чтобы открывался вид на предполагаемый самолет), и имел обтекаемую закрытую конструкцию, которая была включена в более поздние крейсеры. [1]
«Эксетер» оказался немного легче, чем ожидалось, и имел водоизмещение 8 390 длинных тонн (8 520 т ) при стандартной загрузке и 10 620 длинных тонн (10 790 т) при глубокой загрузке . Корабль имел общую длину 575 футов 1 дюйм (175,3 м), ширину 58 футов (17,7 м). [2] и осадка 20 футов 3 дюйма (6,2 м). [3] при глубокой нагрузке. Он был оснащен четырьмя Parsons с редуктором паровыми турбинами , каждая из которых приводила в движение один вал, используя пар, подаваемый восемью трехбарабанными котлами Адмиралтейства . Турбины развивали в общей сложности 80 000 лошадиных сил на валу (60 000 кВт ) и обеспечивали максимальную скорость 32 узла (59 км / ч; 37 миль в час). Корабль мог перевозить 1900 длинных тонн (1930 т) мазута , что давало ему дальность полета 10 000 морских миль (18 520 км; 11 510 миль) при скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час). [4] Состав корабля составлял 628 офицеров и рядовых . [5]
Основное вооружение кораблей класса York состояло из шести восьмидюймовых (203-мм) орудий BL Mk VIII в трех двухорудийных башнях, обозначенных «A», «B» и «Y» от носа до кормы. «А» и «Б» вели суперстрельбу впереди надстройки, а «Y» — позади нее. Защита от самолетов обеспечивалась четырьмя четырехдюймовыми (102-мм) зенитными орудиями QF (102 мм) Mk V в одиночных установках на миделе корабля и парой двухфунтовых (40-мм (1,6 дюйма)) легких зенитных орудий («пом- poms") в одиночных креплениях. Корабли также были оснащены двумя тройными торпедными аппаратами надводными для 21-дюймовых (533-мм) торпед. [5]
На крейсерах отсутствовал полноразмерный по ватерлинии броневой пояс . Бока Эксетера » « котельного и машинного отделений , а также борта погребов были защищены 3-дюймовой (76 мм) броней. Поперечные переборки в конце машинного отделения имели толщину 3,5 дюйма (89 мм). Верхняя часть магазинов была защищена броней толщиной 5,5 дюйма (140 мм), а их концы имели толщину 4,375 дюйма (111 мм). Нижняя палуба над машинными помещениями и рулевым приводом имела толщину 1,5 дюйма (38 мм). [5]
Модификации
[ редактировать ]
В 1932 году у «Эксетера» расширили бортовую обшивку, чтобы закрыть открытую главную палубу вплоть до носовой трубы. [6] Во время того же ремонта пара фиксированных катапульт была наконец установлена для ее Fairey IIIF гидросамолетов . [7] В 1934–1935 годах две счетверенные установки для Vickers калибра 0,5 дюйма (12,7 мм) зенитных пулеметов заменили первоначально установленную пару двухфунтовых «помпов». [8]
Во время ремонта в 1940–1941 годах после боя с адмиралом графом Шпее Королевский флот решил модернизировать ее вооружение и системы управления огнем. Мостик был перестроен и расширен для размещения второй системы управления с большим углом наклона в кормовой части башни управления директором (DCT) на вершине мостика, ее одиночные четырехдюймовые зенитные орудия были заменены на спаренные артустановки для Mark XVI орудий того же калибра и пару восьмиместных установок для двухфунтовых «помпов» были добавлены рядом с ее кормовой надстройкой . [9] кожухи («ванны») для одиночных 20-миллиметровых (0,8 дюйма) орудий Oerlikon . На крыше башен «B» и «Y» были добавлены [10] но это оружие так и не было установлено из-за нехватки производства, и его заменили более легкими треножными пулеметами. штанги Мачты- были заменены более прочными мачтами-треногами, поскольку Тип 279 радар раннего предупреждения имел отдельные передающие и приемные антенны , по одной на каждой мачте. Кроме того, РЛС управления огнем Тип 284. на ДКП была установлена [11]
Строительство и карьера
[ редактировать ]
1928–1939
[ редактировать ]«Эксетер» , четвёртый корабль её имени, служащий в Королевском флоте. [12] был заложен 1 августа 1928 года, спущен на воду 18 июля 1929 года и завершен 27 июля 1931 года. Затем корабль был приписан к 2-й крейсерской эскадре Атлантического флота , где служил с 1931 по 1933 год. В 1934 году он был приписан вместе с с однотипным кораблем HMS York в 8-ю крейсерскую эскадру, базирующуюся на Королевской военно-морской верфи в Имперской крепостной колонии Бермудские острова , на станции Америка и Вест-Индия . Она оставалась там, за исключением временной командировки в Средиземное море во время абиссинского кризиса 1935–1936 годов, до 1939 года. [13]
После повторного ввода в строй в Англии 29 декабря 1936 года «Эксетер» отбыла через два дня, вернувшись на Бермуды через Сент-Винсент, на острова Зеленого Мыса , в Монтевидео и Пунта-дель-Эсте в Уругвае (встреча и тренировки со своей сестрой и легким крейсером HMS «Аякс» ), Рио-де-Жанейро и Сеара в Бразилии , Барбадос (где три крейсера присоединились к остальной части эскадры) и Тортола на Британских Виргинских островах . [14] Первоначально планировалось, что вся эскадра будет находиться на Бермудских островах, чтобы принять там участие в церемонии коронации Георга VI и Елизаветы 12 мая 1937 года , но затем было решено рассредоточить корабли по различным колониям станции и Эксетеру. покинул Бермудские острова 6 мая в Нассау на Багамах , отправился на Бермудские острова после участия в багамском параде. В конце мая на верфи на Бермудских островах перекрасили днище корабля, а его отряд Королевской морской пехоты провел совместные учения с Бермудским гарнизоном , чтобы отработать рейды на вражеский берег в июне. [15] Крейсер должен был покинуть Бермудские острова 21 июня для девятимесячного круиза, но 20 июня губернатор Тринидада дал сигнал об отправке крейсера в эту колонию из-за беспорядков, вспыхнувших среди забастовщиков на нефтяных месторождениях Апекса . и Физабад , в ходе которого были убиты два офицера полиции. Рабочие других отраслей также устроили забастовки сочувствия. «Аяксу» , который в то время находился в Нассау, было приказано отправиться в Тринидад, а Эксетер на следующий день за ним последовал . 2 июля морские пехотинцы Эксетера объединились с морскими пехотинцами Аякса и двумя сотнями полицейских констеблей , чтобы атаковать деревню Физабад. Морская пехота корабля была выведена 5 июля после того, как ситуация в Тринидаде стабилизировалась, и тяжелый крейсер немедленно отправился в Бальбоа , Панама, чтобы продолжить свой летний ( зимний в Южном полушарии ) круиз, который прошел через Панамский канал вверх по тихоокеанскому побережью. Из Северной Америки в HMCS Naden (старая Королевская военно-морская верфь, Эскимальт ) через Сан-Диего , Калифорния . Обратный путь « Эксетера » привел к обоим побережьям Южной Америки, а затем прибыл на Бермудские острова 28 марта 1938 года вместе с легким крейсером. HMS Орион . [16] [17] Немецкий учебный парусный корабль «Хорст Вессель» посетил Бермудские острова с 21 по 25 мая, а команда «Эксетера» принимала немецких кадетов во время их пребывания. [18]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Битва на реке Плейт
[ редактировать ]
В начале Второй мировой войны она осталась в составе Южноамериканской дивизии с «Аяксом» . Дивизия была переведена на Южно-Атлантическую станцию с добавлением тяжелого крейсера Камберленд под командованием коммодора Генри Харвуда . Корабль под командованием капитана Фредерика Белла был приписан к отряду G для охоты на немецких торговых рейдеров у восточного побережья Южной Америки 6 октября 1939 года. Два месяца спустя Харвуд приказал «Эксетеру» и лёгкому крейсеру «Ахиллес» встретиться с его собственным «Аяксом». у устья Рио-де-ла-Плата , в то время как тяжелый крейсер «Камберленд» переоборудовался на Фолклендских островах . [19] Два других корабля прибыли 12 декабря, а адмирал граф Шпее заметил « Эксетер» . на следующее утро [20]
Капитан Ганс Лангсдорф решил вступить в бой с британцами и на полной скорости приблизился. Британская доктрина о том, как вступать в бой с такими кораблями, как « Адмирал граф Шпее», была разработана Харвудом в 1936 году и предусматривала, что британские силы действуют как две дивизии. Следуя этой процедуре, «Эксетер» действовала как отдельная дивизия, в то время как Ахиллес и «Аякс» сформировали другую, разделив огонь немецкого корабля. Они добились лишь частичного успеха, поскольку немецкий корабль сосредоточил свое основное вооружение из шести 283-миллиметровых (11,1 дюйма) орудий на Эксетере , а дополнительное вооружение из восьми 149-миллиметровых (5,9 дюйма) орудий на легких крейсерах. Лангсдорф открыла огонь по Эксетеру в 06:18 осколочно-фугасными снарядами, а через две минуты она открыла ответный огонь на дальности 18 700 ярдов (17 100 м). Немецкий корабль оседлал британский крейсер своим третьим залпом ; шрапнель от близкого попадания убила экипаж торпедных аппаратов правого борта, вызвала пожар в миделе корабля и повредила оба Supermarine Walrus гидросамолета . После восьми залпов из Эксетер , адмирал граф Шпее нанес прямое попадание в башню «В», которое вывело ее из строя, а осколки от попадания убили весь персонал мостика, кроме трех. Белл, получивший ранение в лицо, был переведен на кормовую боевую позицию для продолжения боя. Вскоре после этого его корабль получил еще два удара, но его силовая установка не была повреждена, и он остался мореходным, хотя ее самолет пришлось сбросить. [21]
В 06:30 Лангсдорф переключил огонь на легкие крейсеры, но лишь нанес им осколочные повреждения, прежде чем в 06:37 некоторые торпеды «Эксетера » вынудили его отвернуться, чтобы уклониться от них. Ее вторая торпедная атака в 06:43 также оказалась неудачной. Тем временем Лангсдорф снова переключил свои основные орудия на тяжелый крейсер и добился еще нескольких попаданий. Они вывели из строя башню «А», устроили пожар в миделе корабля, повредивший системы управления огнем и навигации корабля, а также вызвали крен на семь градусов с затоплением. [21] После того, как турель «Y» была временно отключена, Белл сказал: «Я собираюсь протаранить --------. Это будет конец нам, но он тоже потонет». [22] Башня была отремонтирована, и она продолжала действовать до тех пор, пока в 07:30 наводнение не вывело из строя механизмы башни «Y». В 11:07 Белл сообщил Харвуду, что у «Эксетера» есть одна восьмидюймовая и четырехдюймовая пушка, доступная под местным контролем, и что она может развивать скорость 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час). Харвуд приказал Беллу отправиться на Фолкленды для ремонта. [23]
В корабль попало в общей сложности семь 283-мм снарядов, в результате которых 61 член ее экипажа погиб и еще 23 были ранены. В свою очередь крейсер поразил адмирала графа Шпее трижды ; один снаряд пробил ее главный броневой пояс и едва не взорвался в одном из машинных отделений, но самый важный из них вывел из строя ее маслоочистное оборудование. Без него корабль вряд ли смог бы добраться до Германии. Несколько дней спустя, не подлежавший ремонту и, очевидно, столкнувшийся с мощными подкреплениями Королевского флота (включая HMS Cumberland ), адмирал граф Шпее был затоплен своим капитаном в гавани Монтевидео. [24]
Несмотря на очень серьезные повреждения, «Эксетер» все же мог развивать хорошую скорость — 18 узлов — хотя носовая часть корабля находилась на высоте четырех футов, с креном около восьми градусов на правый борт, а палубы были покрыты мазутом и водой, что затрудняло движение внутри корабля. трудный. [25] Она направилась в Порт-Стэнли для аварийного ремонта, который длился до января 1940 года. [10] Ходили слухи, что он останется в Стэнли, превратившись в ржавеющий остов, до конца войны, но Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль написал Первому Морскому Лорду и другим: «Мы не должны с готовностью мириться с отказом от ремонта во время войны». война в Эксетере . Ей следует укрепиться и набраться сил, насколько это возможно, и вернуться домой». [25] Он ремонтировался и модернизировался на верфи HM Dockyard в Девонпорте с 14 февраля 1940 года по 10 марта 1941 года; [26]
Капитан WNT Беккет был назначен на смену Беллу 12 декабря 1940 года. Затем, 10 марта 1941 года, в день, когда Эксетер должен был быть повторно введен в строй, Беккет умер в больнице Солташ от осложнений после диагностической операции по восстановлению травм, полученных от ядовитого газа, которые он получил ранее. в его карьере. Его заменой стал капитан Оливер Гордон . [27]
На Дальний Восток
[ редактировать ]По возвращении на флот Эксетер в основном тратил время на «отработку» учений. [28] [29] однако она также провела несколько патрулей в северных водах, во время одного из которых она остановилась в Исландии для дозаправки. [28] [30] 22 мая он вылетел из Великобритании (как оказалось, в последний раз), сопровождая конвой WS-8B в Аден (Йемен) через Фритаун и Дурбан, Южная Африка. [28] [31] (начало которого пришлось на то же время, что и охота на немецкий линкор «Бисмарк» . [32] имело место). Отныне Эксетер присоединился к Ост-Индской эскадре. [33] (позже переименован в Дальневосточный флот ).
Затем Эксетер остался на эскортной службе в Индийском океане (в основном у берегов Африки). [34] и северную часть Аравийского моря (где она посетила Бомбей, Индия) до 13 октября. [28] [35] В тот день Эксетер вылетел из Адена в Коломбо ( Британский Цейлон ) через Бомбей , (Британская Индия) прибыв 24 октября. Затем Эксетер провел несколько дней в доке и после расстыковки (29 числа) [28] [35] провел учения у Коломбо и посетил Мальдивы . [28] [36]
По возвращении в Тринкомали (Цейлон) с Мальдивских островов 14 ноября «Эксетер» затем отправился в Калькутту 16 ноября, чтобы прикрыть небольшой конвой из двух кораблей, который отправился из Калькутты в Рангун (Бирма) 26 и 27 ноября. [28] После успешного выполнения этой обязанности ей было поручено 6 декабря сопровождать еще один корабль из Калькутты в Рангун. Однако во время этого конвоя 8 декабря Эксетеру было приказано срочно отправиться в Сингапур. [28] [37] для усиления отряда Z , поскольку война на Тихом океане только началась. Эксетер прибыл в Сингапур во второй половине дня 10 декабря. [38] слишком поздно, чтобы поддержать Repulse и Prince of Wales, поскольку они оба были потоплены ранее в тот же день, [39] но некоторые из выживших с этих двух кораблей Эксетера лазарете лечились в . [40]
Таким образом, Эксетер вернулся в Коломбо на следующий день (11 декабря). [28] и следующие два месяца – почти до середины февраля 1942 года – провел в сопровождении конвоев (в основном из Бомбея и Коломбо) [28] [33] направлялся в Сингапур, который пал перед японцами 15 февраля. [28] [41] [42] [43] В это время, в начале 1942 года, Эксетер был присоединен к недавно сформированному командованию ABDA. [33] ( Американско-британско-голландско-австралийское командование ), которое возникло в начале января в Сингапуре, но вскоре перенесло свою штаб-квартиру на Яву в Голландской Ост-Индии (современная Индонезия).
Вылазка в пролив Гаспар
[ редактировать ]
13 февраля разведывательная авиация союзников заметила японские конвои вторжения к северу от острова Бангка , и новому командующему военно-морскими силами ABDA вице-адмиралу Конраду Хелфриху из Королевского военно-морского флота Нидерландов было приказано собрать ударные силы союзников в Эксетере , а также три голландских и один австралийский легкий самолет. крейсеры в Остхейвене утром 14 февраля. В сопровождении шести американских и трех голландских эсминцев отряд отбыл в тот же день. Голландский контр-адмирал Карел Дорман , командующий силами, провел свои корабли через пролив Гаспар , а затем на северо-запад в сторону острова Бангка. Проходя через пролив, голландский эсминец «Ван Гент» в условиях плохой видимости наткнулся на скалу, и другому голландскому эсминцу было поручено снять с него команду. [44] Японцы заметили корабли союзников около 08:00 и неоднократно атаковали их. Первой была группа из семи Nakajima B5N «Kate» торпедоносцев с легкого авианосца «Рюдзё» , которые атаковали Эксетер бомбами около 10:30. Взрыв от близкого попадания серьезно повредил ее «Морж», но корабль был поврежден только шрапнелью. Вскоре за ними последовала группа из 23 бомбардировщиков Mitsubishi G3M «Nell» авиагруппы Гензан , которые не причинили никаких повреждений, сбросив бомбы с большой высоты. Другая группа из шести B5N атаковала безрезультатно в 11:30. [45]
Неоднократные воздушные атаки убедили Дормана, что дальнейшее продвижение было неразумным перед лицом превосходства Японии в воздухе, и он приказал своим кораблям изменить курс и направиться к Танджунг Приоку . в 12:42 [46] Атаки продолжились: 27 самолетов G3M авиагруппы Михоро затем подвергли бомбардировке с большой высоты. Еще семь B5N безуспешно атаковали в 14:30; еще полдюжины последовали час спустя. Последняя атака была нанесена 17 бомбардировщиками Mitsubishi G4M «Betty» авиагруппы Каноя незадолго до наступления темноты. Атаки японцев оказались почти полностью безрезультатными: ни один корабль не сообщил о чем-либо, кроме осколочных повреждений. В свою очередь, зенитный огонь союзников был умеренно эффективным: большинство атакующих бомбардировщиков были повреждены шрапнелью. Кроме того, один G4M разбился при попытке приземлиться, а другой был сильно поврежден при приземлении. [47]
Первая битва в Яванском море
[ редактировать ]25 февраля Хелфрих приказал всем имеющимся военным кораблям присоединиться к Восточному ударному отряду Дормана в Сурабае . и «Эксетер» австралийский лёгкий крейсер «Перт » в сопровождении трёх британских эсминцев «Юпитер» , «Инкаунтер » и «Электра» сразу же отправились в плавание, оставив после себя один австралийский крейсер и два эсминца, у которых не хватало топлива. [48] После их прибытия на следующий день все силы Дормана, состоящие из пяти крейсеров и девяти эсминцев, покинули Сурабаю в 18:30, чтобы патрулировать восточную Яву в надежде перехватить приближающийся конвой вторжения, который был замечен ранее этим утром. Японцы оказались севернее, чем он ожидал, и его корабли ничего не нашли. [49] Его собственные корабли были обнаружены в 09:35 следующего утра, 27 февраля, и японцы постоянно отслеживали их. Швейцар приказал вернуться в Сурабаю в 10:30, а в 14:37 его корабли были атакованы восемью бомбардировщиками авиагруппы Каноя. Они утверждали, что нанесли два удара по « Юпитеру» , но на самом деле промахнулись по британскому эсминцу. Когда его ведущие корабли вошли в гавань, он получил сообщение о вражеских кораблях в 90 милях (140 км) к северу, и Шорман приказал своим кораблям развернуться, чтобы перехватить их. [50]

Зная о передвижениях Шормана, японский командующий контр-адмирал Такео Такаги эсминцев сопровождения конвоя выделил две флотилии , каждая из которых состояла из легкого крейсера и семи эсминцев, для перехвата кораблей союзников совместно со своей парой тяжелых крейсеров ( «Нати» и «Хагуро»). ), которые сопровождала пара эсминцев. [51] Его тяжелые крейсеры открыли огонь с большого расстояния в 15:47, но без особого эффекта. Легкие крейсеры и эсминцы приблизились на дальность от 13 000 до 15 000 ярдов (от 12 000 до 14 000 м) и начали стрельбу торпедами Тип 93 «Long Lance», начиная с 16:03. [52] Все эти торпеды не повредили свои цели, хотя одна торпеда попала в Эксетер и не взорвалась в 16:35. [53] Три минуты спустя «Хагуро» изменила ход боя, когда один из ее снарядов пробил британского корабля и взорвался в зоне «B». спаренную четырехдюймовую артустановку правого борта [54] : Товар № 19 или кормовая котельная , [55] вывел из строя шесть ее котлов [53] и убили 14 членов ее команды. Корабль отклонился от линии, чтобы избежать попадания еще одной торпеды, и замедлил ход, сопровождаемый всеми идущими за ним крейсерами. [56] Спустя несколько мгновений торпеда, выпущенная с Хагуро, застряла в голландском эсминце «Кортенаер» , сломав его пополам и почти сразу потопив. [57] Перт поставил дымовую завесу , чтобы защитить Эксетер [58] и корабли союзников разделились на отдельные группы, пытаясь выйти из боя. «Эксетер» сопровождали один голландский и все три британских эсминца в одной группе, а остальные крейсеры и американские эсминцы составляли другую группу. Японцы поначалу не настаивали на преследовании, поскольку они маневрировали, чтобы использовать свои торпеды против искалеченного «Эксетера» , который мог развивать скорость только 5 узлов (9,3 км/ч; 5,8 миль в час), и его эскорта. [59]
Японцы начали запуск торпед с 17:20 на дальность от 10 000 до 18 500 ярдов (от 9 100 до 16 900 м), но все они промахнулись. По какой-то причине два японских эсминца, «Асагумо» и «Минегумо» , продолжали приближаться, а затем выпустили торпеды на расстоянии 6500 ярдов (5900 м), а «Инкаунтер» и «Электра» вышли из строя для контратаки. Вступая в бой с близкого расстояния, «Электра» повредила «Асагумо» , но была потоплена японским кораблем в 17:46. Тем временем « Эксетер» продолжал двигаться на юг, к Сурабае, в сопровождении «Инкаунтера» и голландского эсминца «Витте де Вит» . Неоднократные, безуспешные и в конечном итоге фатальные попытки Швейцара добраться до транспортов конвоя вторжения сосредоточили японцев на задаче защиты этих кораблей и позволили поврежденному британскому крейсеру добраться до гавани. [60]
Вторая битва в Яванском море
[ редактировать ]
На следующий день, после временного ремонта и дозаправки, « Эксетеру » в сопровождении «Инкаунтера» и американского эсминца «Поуп » было приказано отправиться в Коломбо через Зондский пролив . Они отправились вечером 28 февраля, но были перехвачены японскими тяжёлыми крейсерами «Нати» , «Хагуро» , «Мёко» и «Асигара» , а также эсминцами «Акебоно» , «Иназума» , «Ямакадзе» и «Кавакадзе» . утром 1 марта [61]
Около 08:00 британские корабли заметили два японских крейсера, один из которых запустил гидросамолеты-корректировщики. Двое других были замечены приближающимися, и оба запустили свои самолеты, а затем открыли огонь примерно в 09:30. [62] Корабли союзников закурили и повернули на восток, а японцы - на север и юг. [63] Эксетер мог развивать скорость 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час). [64] до того, как первое попадание в нее взорвалось в ее котельной «А», или передней части. [54] : позиция № 44 и № 45. и катастрофически отключило все электричество около 11:20. [62] Теперь беззащитен [54] : Товар №45 поскольку никакие орудия не могли тренироваться или перемещаться, и желая спасти как можно больше жизней и избежать захвата корабля японскими войсками, капитан Гордон приказал затопить корабль. [54] : Товар № 46 [65] В результате « Эксетер» начал крениться в порт, и к моменту завершения вывода этот список оказался под «значительным углом». [54] : Товар №47 Почувствовав поражение, японские эсминцы приблизились и выпустили торпеды, две из которых (из 18 выпущенных японскими истребителями) с « Иназумы» . [66] попал в корабль - по правому борту на миделе и по правому борту прямо перед башней А, что было подтверждено, когда обломки были впервые обнаружены в 2007 году. [67] В результате Эксетер быстро выправилась. [54] : Товар №47 ненадолго остановился, а затем перевернулся на правый борт. [63] Энкаунт и Папа тоже были потеряны; Встреча примерно через пятнадцать минут после «Эксетера» , в то время как Поуп временно выжил в первоначальной схватке, но через пару часов был потоплен. Японские B5N Type-97, вооруженные одной 250-кг (551 фунт) и четырьмя 60-кг (132 фунта) бомбами, помогли потопить Поуп , уже поврежденный бомбардировками с гидросамолетов и с воздуха наземного базирования, и приблизились, чтобы произвести горизонтальную бомбардировку. атака. Прямых попаданий зафиксировано не было, но еще несколько промахов ускорили оставление и затопление судна, и оно было добито артиллерийским огнем с опозданием двух крейсеров IJN «Асигара» и «Мёко» . [68] [69] [70]
Японцы спасли 652 человека экипажа «Эксетера» , включая его капитана, попавшего в плен. [71]
Место крушения
[ редактировать ]

Затонувший корабль был обнаружен и опознан группой водолазов-исследователей, специально искавших Эксетер на борту MV Empress 21 февраля 2007 года. [67] [72] Обломок был найден лежащим на правом борту. [73] в индонезийских водах на глубине около 200 футов (61 м), в 90 милях (140 км) к северо-западу от острова Бавеан - примерно в 60 милях (97 км) от предполагаемого места затопления, данного капитаном Гордоном после войны. [67] [74] В июле 2008 года HMS Kent провел поминальную службу по месту крушения «Эксетера» . На борту находились несколько британских сановников и высокопоставленных военно-морских офицеров. [72] были съемочная группа BBC и четверо выживших ветеранов с корабля HMS , Exeter а также один из членов команды дайверов, обнаруживших затонувшие корабли в 2007 году. [75] представляющий трех других членов дайв-команды. [76] Ее обломки, британское военное захоронение, были уничтожены нелегальными спасателями к тому времени, когда другая экспедиция обследовала это место в 2016 году. [77] [78]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рэйвен и Робертс, стр. 139, 141.
- ^ Рэйвен и Робертс, стр. 141, 414.
- ^ Уитли, с. 94
- ^ Лентон, с. 53
- ^ Перейти обратно: а б с Рэйвен и Робертс, с. 414
- ^ Рэйвен и Робертс, с. 266.
- ^ Уитли, с. 92.
- ^ Лентон, стр. 53–54
- ^ Фридман, с. 118
- ^ Перейти обратно: а б Уитли, с. 95
- ^ Лентон, с. 54
- ^ Колледж, с. 119
- ^ Уитли, стр. 94–95.
- ^ «Местные заметки (первый пункт)». Королевская газета . Город Гамильтон, Бермудские острова. 27 марта 1928 г. с. 5.
- ^ «Рейдеры отбиты в комбинированных маневрах - сцена совместной военно-морской и военной операции в Спаниш-Пойнте ВЧЕРА РАНО УТРО» . Королевская газета . Город Гамильтон, Бермудские острова. 4 июня 1937 г. с. 1.
- ^ «ЛЕСНИКИ ИЗ ТРИНИДАДА ВЫсадятся СЕГОДНЯ». Королевская газета . Город Гамильтон, Бермудские острова. 30 марта 1938 г. с. 1.
- ^ HMS EXETER 1936–1939 гг . Лондон: HMS Exeter, Королевский флот. 1939 год.
- ^ HMS EXETER 1936–1939 гг . Лондон: HMS Exeter, Королевский флот. 1939. с. 84.
- ^ Ровер, стр. 6, 11.
- ^ Стивен, стр. 16, 18.
- ^ Перейти обратно: а б Стивен, стр. 18–19.
- ^ Тоасе, Эйдан (16 сентября 2005 г.). «Народная война Второй мировой войны - HMS Exeter - история Королевской морской пехоты» . Би-би-си . Проверено 6 июня 2016 г.
- ^ Стивен, стр. 20–23.
- ^ Стивенс, стр. 21–27.
- ^ Перейти обратно: а б Этвилл, Рон (30 марта 1977 г.). «HMS Exeter в битве при Ривер-Плате» . Военно-морское историческое общество Австралии .
- ^ Рэйвен и Робертс, с. 430
- ^ «Уолтер Нэпьер Томасон Беккет» . Проект «Дредноут» . Проверено 13 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Хельгасон, Гудмундур. «HMS Эксетер (68)» . Uboat.net .
- ^ АДМ 53/114251, АДМ 53/114251 + АДМ 199/655, АДМ 53/114252
- ^ АДМ 199/396, АДМ 53/114252, АДМ 53/114253
- ^ АДМ 53/114254
- ^ Ровер, с. 74
- ^ «HMS Exeter: Последние дни» . КОФЕПОУ .
- ^ Перейти обратно: а б АДМ 53/114258
- ^ АДМ 53/114259
- ^ АДМ 53/114260 + АДМ 199/408
- ^ Миддлбрук, Мартин и Махони, Патрик (1977). Линкор: потеря принца Уэльского и отпор . Лондон, Великобритания: Аллен Лейн . п. 268. ИСБН 0-713-91042-9 .
- ^ Гилл, стр. 480–482.
- ^ Кокс, с. 109
- ^ Различные ADM.
- ^ Стюарт, Терри. «Падение Сингапура» . Историческая Великобритания .
- ^ Труман, Китай (19 мая 2015 г.). «Падение Сингапура» . Сайт изучения истории .
- ^ Гилл, стр. 565, 571–72.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, с. 123
- ^ Гилл, с. 573
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, с. 124
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, с. 233
- ^ Гилл, стр. 607–608.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, с. 238
- ^ Гроув, стр. 86–89.
- ^ Тупой, стр. 76–78.
- ^ Перейти обратно: а б Гроув, с. 93
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Отчет о действиях: капитан О.Л. Гордон, HMS Exeter , битва в Яванском море» (PDF) . Тихоокеанские затонувшие корабли . 1 октября 1945 года.
- ^ Лакруа и Уэллс, с. 298
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, с. 239
- ^ Кен, с. 306
- ^ Гроув, с. 94
- ^ Тупой, стр. 80–82.
- ^ Тупой, стр. 82–86.
- ^ Гроув, с. 95
- ^ Перейти обратно: а б Шорс, Калл и Идзава 1993, с. 306
- ^ Перейти обратно: а б Тупой, с. 87
- ^ Гилл, с. 623
- ^ Купер, лейтенант-коммандер Джордж (1946). «Отчет о Exeter HMS последних действиях » . Тихоокеанские затонувшие корабли . См. пункт пятый.
- ^ «IJN Inazuma : Табличный отчет о движении» . Объединенный флот . Проверено 19 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «HMS Эксетер (68)» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Проверено 5 апреля 2018 г.
- ^ Кен, Дональд М. младший (2017). В высшей степени трагично: жертвоприношение азиатского флота США в Ост-Индии во время Второй мировой войны . Линкольн, Невада: Потомакские книги . стр. 414–415. ISBN 978-1-61234-820-9 .
- ^ Вомак, Том (2016). Союзная оборона Малайского барьера, 1941–1942 гг . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. стр. 250–251. ISBN 978-1-47666-293-0 .
- ^ «IJN Рюдзё : Табличная запись движений» . Объединенный флот . См. запись от 1 марта 1942 г.
- ^ Гилл, стр. 623–624.
- ^ Перейти обратно: а б Космидис, Пьер (август 2017 г.). «Посвящение HMS Exeter , исчезнувшему кораблекрушению, с 3D-изображениями затонувшего корабля Кевина Денли и Стефана Драмински» . Обломки Второй мировой войны .
- ^ https://www.youtube.com/watch?v=hH7IHTiv-T0 3D-видео с облетом, показывающее, как выглядел затонувший корабль, когда его обнаружили в 2007 году.
- ^ Коппинг, Джаспер (17 мая 2008 г.). «Легенда военно-морского флота HMS Exeter найдена у Явы» . «Дейли телеграф» . Лондон . Проверено 13 июня 2016 г.
- ^ «Кевин Денли - Открытия кораблекрушений и аквалангист» . Тихоокеанские затонувшие корабли .
- ^ «Возложение венка HMS Kent» . КОФЕПОУ .
- ^ Холмс, Оливер; Хардинг, Люк (16 ноября 2016 г.). «Британские корабли времен Второй мировой войны в Яванском море уничтожены в результате незаконной добычи мусора» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 16 ноября 2016 г.
- ^ «Кораблекрушения в Явском море времен Второй мировой войны: один из людей, нашедших их, размышляет об их утрате» . HistoryAnswers.co.uk . 23 ноября 2016 года . Проверено 5 апреля 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Кокс, Джеффри Р. (2014). Восходящее солнце, падающее небо: катастрофическая кампания в Яванском море во время Второй мировой войны . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-4728-1060-1 .
- Дулл, Пол С. (2007). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-219-5 .
- Фридман, Норман (2010). Британские крейсеры: две мировые войны и после . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-59114-078-8 .
- Гилл, Г. Хермон (1957). «Глава 15: ABDA и АНЗАК» (PDF) . Австралия в войне 1939–1945 годов: Военно-морской флот второй серии: Том I: Королевский флот Австралии, 1939–1942 годы . Канберра, Австралия: Австралийский военный мемориал. стр. 513–572. OCLC 848228 .
- Гилл, Г. Хермон (1957). «Глава 16: Поражение в ABDA» (PDF) . Австралия в войне 1939–1945 годов: Военно-морской флот второй серии: Том I: Королевский флот Австралии, 1939–1942 годы . Канберра, Австралия: Австралийский военный мемориал. стр. 571–624. OCLC 848228 .
- Гроув, Эрик (1993). Морские сражения в фильме «Крупный план: Вторая мировая война» . Том. 2 (изд. Консультативного совета Мемориального фонда ВМС США). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-758-9 .
- Лакруа, Эрик и Уэллс II, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1980). Британские крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-922-7 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (1992). Кровавые руины: Том первый: Переход к войне до падения Сингапура . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-50-Х .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (1993). Кровавые руины: Том второй: Защита Суматры до падения Бирмы . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-67-4 .
- Стивен, Мартин (1988). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война . Том. 1. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-556-6 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джонс, У.Э. и Келли, Р.А. (1989). Никакой сдачи: история Уильяма Э. Джонса, DSM, главного артиллериста, и как он выжил после возможного затопления HMS Exeter в Яванском море в марте 1942 года . Лондон: WH Аллен. ISBN 1-85227-151-5 .
- Пул, СЛ (1970). Крейсер: История британских крейсеров с 1889 по 1960 год . Лондон: Хейл. ISBN 0-7091-1344-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «HMS Exeter : Последние дни» . КОФЕПОУ .
- «Как HMS Exeter вел свой последний бой» . Война в иллюстрациях . Том. 9, нет. 225. 1 февраля 1946. с. 621 – через Traces of War.com.
- «Фотографии Эксетера » крушения . Робин-Брукс.com . Архивировано из оригинала 13 февраля 2020 года.
- «Крейсеры Второй мировой войны» . World-war.co.uk .
- «HMS Эксетер » . Uboat.net .
5 ° 00'ю.ш., 111 ° 00' в.д. / 5,000 ° ю.ш., 111,000 ° в.д.