Пролив Гаспар
Пролив Гаспар | |
---|---|
Пролив Гаспар ( Индонезийский ) | |
![]() Лагерь Форт Максвелл, основанный в 1817 году на острове Пуло-Лит ( остров Понгок ), пролив Гаспар, выжившими после крушения HMS Alceste. | |
Координаты | 2 ° 40'ю.ш., 107 ° 15' в.д. / 2,667 ° ю.ш., 107,250 ° в.д. |
Тип | Пролив |
бассейна Страны | Индонезия |
Ссылки | Селат Гаспар: Национальное агентство геопространственной разведки Индонезии, Бетесда, Мэриленд, США |
Пролив Гаспар ( индонезийский : Selat Gaspar ) — пролив, разделяющий индонезийские острова Белитунг (ранее английский: Биллитон ) и Бангка . Он соединяет Яванское море с Южно-Китайским морем .
Этимология
[ редактировать ]Пролив назван в честь испанского капитана, который прошел через него в 1724 году по пути из Манилы в Испанию. [1] [2]
География
[ редактировать ]Пролив расположен у восточного побережья Суматры . [2] и образован между крупными островами Бангка и Белитунг. [1] Пулау Лайт , или Средний остров, разделяет пролив на два основных рукава. [1]
Западный рукав, между Пулау-Лайт и юго-восточной частью Бангки, часто называют проливом Маклсфилда. Восточную ветвь, между Мидл-Айлендом и Лонг-Айлендом, недалеко от Белитунга, обычно называют проливом Клементса , в честь капитана Клементса , который командовал флотом из Китая, прошедшим через него в июле 1781 года. [1]
Остров Гаспар, или Пулау Геласа , 2 ° 24'42 "ю.ш., 107 ° 4'10" в.д. / 2,41167 ° ю.ш., 107,06944 ° в.д. , находится примерно в 24 милях к северу от острова Мидл. 2 ° 52'0 "ю.ш., 107 ° 4'0" в.д. / 2,86667 ° ю.ш., 107,06667 ° в.д. и примерно в 18 милях от Танджунг Берикат. 2 ° 34'21 "ю.ш., 106 ° 50'43" в.д. / 2,57250 ° ю.ш., 106,84528 ° в.д. . [1] Крупнейшие острова в проливе — Лепар , Понгок и Менданау .
История
[ редактировать ]До прохода испанского капитана через пролив в 1724 году капитан Херл , возвращавшийся из Китая Британской Ост-Индской компании на корабле «Маклсфилд» . через него в марте 1701 года прошел [1]
Со временем пролив стал частью основного судоходного пути между Сингапуром и Зондским проливом (который отделяет Суматру от Явы и является входом в Индийский океан). Воды в проливе и вокруг него представляли множество опасностей для судоходства, а сам пролив, хотя и часто использовался, считался особенно опасным. [2] Гидрографического департамента Великобритании По данным «Справочника по китайскому морю» , том. 1 (1878 г.):
«Многие прекрасные корабли были потеряны в проливе Гаспар; немалое количество на рифе Альцеста было потеряно из-за неправильной оценки расстояния до земли; но большинство случаев произошло по причинам, от которых можно было бы защититься, проявив должную осторожность и рассудительность. " [2]
6 февраля 1822 года « Тек Синг» , большой трехмачтовый китайский океанский джонк , затонул в районе Южно-Китайского моря, известном как отмели Бельвидера, недалеко от северного входа в пролив. [3]
В 1854 году Британское Адмиралтейство впервые опубликовало Адмиралтейскую карту пролива. Оно было основано на исследованиях, проведенных ВМС США . Карта постоянно обновлялась, в первую очередь после исследований, проведенных У. Стэнтоном, капитаном парусного спорта Королевского флота , в 1861 году, а также с помощью голландских карт , подготовленных тогдашним колониальным правителем тогдашней Голландской Ост-Индии (ныне Индонезия). . [2]
Открытие затонувшего корабля
[ редактировать ]В 1998 году на глубине около 16 метров рыбаки обнаружили глыбу коралла, инкрустированную кусочками керамики. Из большой банки извлекли несколько мисок целыми. Эти дайверы случайно только что сделали величайшее подводное археологическое открытие, когда-либо сделанное в Юго-Восточной Азии: арабское дау 9-го века , нагруженное более чем 60 000 золотых и серебряных предметов, а также изготовленную керамику во времена династии Тан . Лодка и ее груз, получивший название « Кораблекрушение Белитунг» , свидетельствовали о том, что Танский Китай производил коммерческие товары массового производства, которые экспортировал по морю. Арабские моряки явно путешествовали по морскому шелковому пути, торгуя в больших масштабах и на большие расстояния. Порт отправления и пункт назначения дау неизвестны. Большинство ученых полагают, что дау направлялось на Ближний Восток, вероятно, из Гуанчжоу (Кантон), крупнейшего порта на Шелковом пути . В 9 веке в Гуанчжоу жило много арабов и персов. Среди десятков тысяч чаш, найденных на месте крушения, на одной была надпись: Шестнадцатый день седьмого месяца второго года правления Баоли, или 826 апр. Массовый характер груза и географическое разнообразие его производства позволяют предположить, что это был экспортный товар, изготовленный на заказ.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Хорсбург, Джеймс (1809–1811). Направления плавания в/из Ост-Индии, Китая, Новой Голландии, мыса Доброй Надежды и соседних портов . 2 тома. Том. 2. Лондон: напечатано для автора и продано компаниями Black, Parry и Kingsbury. стр. 119 и 121. ISBN. 9781108077293 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б с д и «Китайское море, пролив Гаспар, исследованный офицерами ВМС США в 1854 году» . Коллекция карт Барри Лоуренса Рудермана . Стэнфордский университет . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ «Сокровища Тек Синга» . Архивировано из оригинала 24 января 2008 года . Проверено 3 августа 2019 г.