Ветарский пролив
Ветарский пролив | |
---|---|
| |
![]() Пролив Ветар от пляжа Блэк-Рок, Восточный Тимор , 2018 год. | |
![]() | |
Расположение | Юго-Восточная Азия |
Координаты | 8 ° 20'00 "ю.ш., 126 ° 30'00" в.д. / 8,33333 ° ю.ш., 126,50000 ° в.д. |
Тип | Пролив |
Этимология | Остров Ветар |
Часть | Морской оркестр |
бассейна Страны | |
Мин. ширина | 42,6 км (26,5 миль) |
Ссылки | Пролив Ветар: Национальное агентство геопространственной разведки Индонезии, Бетесда, Мэриленд, США |
Пролив Ветар ( индонезийский : Selat Wetar , португальский : Estreito de Wetar , Tetum : Estreitu Wetar ) — международный пролив в Юго-Восточной Азии. Он отделяет остров Ветар от восточной части острова Тимор . Пролив также является восточной частью пары международных проливов, второй из которых — пролив Омбай ; два пролива соединяются между Индийским океаном и Тихим океаном.
Этимология
[ редактировать ]Ветар — это название индонезийского острова на другой стороне северного побережья пролива. [1]
В Тетуме выражение таси фето ( букв. перевод «женское море» ) часто используется для обозначения «пролива Омбай-Ветар», который простирается вдоль большей части северных берегов Тимора. Аналог этого водоема, Тиморское море , которое имеет более крупные волны, более мутное и омывает все южное побережье Тимора, на Тетуме обычно называется таси мане ( букв. перевод «мужское море» ). [2]
География
[ редактировать ]
Пролив отделяет остров Ветар от восточной части острова Тимор . Таким образом, он находится между Индонезией на севере и Восточным Тимором на юге. [1] [3] [4] В самом узком месте его ширина составляет 42,6 км (26,5 миль). [1]
К северо-западу от пролива находится остров Атауро . К западу от пролива и соединяется с ним пролив Омбай . [1] [3]
К востоку от двух проливов находятся юго-восточные районы моря Банда и самый южный из островов Малуку . [1] [3]
Пролив Ветар окружен морем Банда , южная граница которого проходит от восточной оконечности Тимора вдоль его северного побережья до 125° восточной долготы . От этой точки западная граница моря направляется на север к Алору, где оно начинает дальнейшее движение вдоль южного побережья Алора, вокруг его восточной точки и за его пределами. [5]
Таким образом, пролив является одним из двух глубоководных проливов Индонезийского архипелага , соединяющих воды Тихого и Индийского океанов, второй — пролив Омбай. Архипелаг — единственное межокеанское соединение на Земле в низких широтах, а обмен водой между двумя океанами известен как Индонезийский сквозной поток (ITF). [6]
ITF течет в основном с северо-востока на юго-запад. Его основной путь проходит из Тихого океана в море Банда через море Целебес , Макассарский пролив , моря Ява и Флорес . Часть ITF затем переходит непосредственно в пролив Омбай, а часть течет туда косвенно, вокруг восточной оконечности острова Ветар, а затем через пролив Ветар. [7] : 1237 [8] : 16, 17 [9]
По этому и другим путям МФТ богатая питательными веществами вода из Тихого океана попадает в Индийский океан. [8] : 14 [10] со скоростью в 50 раз быстрее, чем сток реки Амазонки . [8] : 14 Во время Эль-Ниньо вода прохладнее и препятствует дождю. [8] : 18
Экология
[ редактировать ]Флора
[ редактировать ]
В мелководных прибрежных водах северного побережья Восточного Тимора преобладает заросль морских водорослей общей площадью около 2200 га (5400 акров). [11] : 2-29–2-30 Заросли морских водорослей защищают коралловые рифы от отложений и являются местом кормления дюгоня ( Dugong dugon ), находящегося под угрозой исчезновения вида. [12] : 82 Известно, что семь родов морских водорослей обитают у береговой линии Восточного Тимора в целом. [11] : 2–29
В прибрежных водах Восточного Тимора также традиционно растут мангровые леса. Вместе с морскими травами и коралловыми рифами они являются основными местами размножения многих видов рыб и моллюсков. Однако с 1940 года мангровые заросли страны значительно сократились, и теперь пролив Ветар ограничен береговой линией и внутренними районами между мысом Фатукама и Манатуто . [12] : xvi, xvii, 3–5, 81, 82. [13]
В мангровых сообществах пролива в Гера и Метинаро , Восточный Тимор, последний из которых считается крупнейшей зоной мангровых зарослей в стране, доминирующими видами являются Sonneratia alba , Rhizophora apiculata , Ceriops tagal и Avicennia . Уникально то, что в прибрежной зоне обеих областей преобладают чахлые и плотные виды Ceriops tagal или Avicennia , или их смесь. В целом, мангровые заросли в обеих областях сильно нарушены деятельностью человека, включая дорог и строительство зданий , пруды для разведения рыбы и креветок , неконтролируемый выпас скота , вырубку мангровых зарослей, сильные отложения осадков и повышение уровня моря . Таким образом, обе области теперь намного меньше, чем раньше. [13]
фауна
[ редактировать ]И пролив Ветар, и пролив Омбай активно используются китами , дельфинами , китовыми акулами и скатами манта ; два пролива объединяются, образуя основной путь миграции таких морских обитателей между Индийским и Тихим океанами. [14] Восточный Тимор, расположенный на южной стороне двух проливов, является признанной «глобальной горячей точкой» для китов и дельфинов . [15] [16] а пролив Ветар был описан морскими учеными как «океанская супермагистраль» для них. Среди видов китов и дельфинов, мигрирующих через пролив, есть синие киты , клюворылы , короткоплавниковые гринды , дынеголовые киты , пятнистые дельфины , зубастые дельфины и афалины . [17]
Пролив Ветар также является частью Кораллового треугольника , который признан глобальным центром морского биоразнообразия ; [18] прибрежные зоны Восточного Тимора имеют важные участки коралловых рифов экосистем . [11] : 2-29–2-30
Крайний северо-западный конец пролива включает важную орнитологическую территорию (IBA) на острове Атауро . [19] Южный край включает в себя три IBA. С запада на восток это Арейя-Бранка-но-Долок-Оан (на дальней западной оконечности пролива), Субаун (между Метинаро и Манатуто ), а также гора Пайчау и озеро Иралаларо (на дальневосточной оконечности пролива). [20] Последний из этих IBA охватывает почти ту же территорию, что и национальный парк Нино Конис Сантана , первый национальный парк, созданный в Восточном Тиморе. [21]
Точка надежды в проливе Омбай-Ветар
[ редактировать ]Во Всемирный день океанов 2020 года пролив Омбай-Ветар был признан « пятном голубой надежды». Это звание признает важность сохранения открытых вод на северной стороне Восточного Тимора с их глобально значимыми коралловыми рифами и морским биоразнообразием. В нем также подчеркивается потенциал двух проливов для устойчивого развития морского экотуризма. [22]
Навигация
[ редактировать ]Коммерческий
[ редактировать ]
В соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву коммерческое судно или самолет имеет свободу навигации или полета исключительно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой. [23] Этот принцип транзитного прохода применим к проливам Омбай и Ветар, поскольку они соединяют Индийский океан с Тихим океаном. [4] [24]
Маршрут Омбай-Ветар длиннее по расстоянию, чем его аналог через Малаккский пролив — Сингапурский пролив . Таким образом, первый маршрут не является предпочтительным альтернативным маршрутом для коммерческих перевозок с запада на восток. [4] Однако иногда он используется и считается самым безопасным маршрутом для крупнейших нефтяных танкеров , следующих транзитом между Персидским заливом и Японией, а также используется для судов, следующих транзитом между Австралией и Яванским морем или Восточной Азией. [24]
Эти два пролива всегда имеют решающее значение для Восточного Тимора, как с точки зрения его собственной международной торговли, так и в качестве маршрутов для внутренних перевозок. [24] Компания Берлин-Рамелау управляет внутренними паромными перевозками в Восточном Тиморе, соединяющими Дили с Манатуто , Баукау , Лаутемом и Викеке через пролив Ветар. [25] [26]
Если бы возникли какие-либо перебои в потоке коммерческих перевозок по маршруту Малакка-Сингапур, маршрут Омбай-Ветар также сыграл бы решающую роль в мировой торговле, особенно для Азиатско-Тихоокеанского региона. [24]
Военный
[ редактировать ]
Корабли и самолеты всех стран, включая военные корабли, вспомогательные средства и военную авиацию, пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода через проливы, такие как маршрут Омбай-Ветар и подходы к ним. Подводные лодки могут свободно проходить маршрут в подводном положении, поскольку это их обычный режим работы. [27]
Каналы маршрута Омбай-Ветар чрезвычайно глубоки. [4] Восточный Тимор отказался от предложений Китая получить права на добычу нефти на шельфе и разрешение на установку радаров якобы для борьбы с незаконным рыболовством. [24] Таким образом, два пролива обеспечивают незамеченный доступ атомных подводных лодок между двумя океанами, которые они соединяют. [4] [24]
К середине 1970-х годов маршрут Омбай-Ветар был определен как один из пяти международных проливов, необходимых для прохода американских подводных лодок с баллистическими ракетами , другими были Гибралтар , Малакка-Сингапур, Ломбок и Зонда . [24] [28] В 1977 году в документе, опубликованном Международным институтом стратегических исследований , базирующимся в Лондоне, маршрут Омбай-Ветар был назван вторым по важности проливом в мире для оборонных интересов США после Гибралтарского пролива. [29] Эти два пролива теперь также рассматриваются Китаем как стратегически значимые. [24]
Экономика
[ редактировать ]Рыбалка
[ редактировать ]
В Восточном Тиморе участие в рыболовстве невелико по сравнению с другими малыми островными странами. Вдоль части страны на северном побережье острова Тимор и вокруг Атауро, в том числе внутри пролива, уровни вылова выше, чем в других частях страны, за исключением отдельных участков вдоль южного побережья. Многие рыбаки ловят рыбу неполный рабочий день или сезонно, а также занимаются дополнительными видами деятельности, такими как плотницкие работы, подработка или работа в сфере охраны. Большую часть выловов рыбы составляют мелкие пелагические виды, в том числе короткотелая скумбрия , сардины ( Clupeidae ), полуклювы и ставриды ( Carangidae ). [2]
Туризм
[ редактировать ]Индустрия наблюдения за китами в Восточном Тиморе сосредоточена на маршруте Омбай-Ветар и быстро растет с 2010-х годов. [16] Ежегодные миграции китов и дельфинов вдоль маршрута обеспечивают одни из лучших и наиболее доступных мест для наблюдения за китами в мире. [16] [30]
Дельфинов, а тем более более мелкие виды китов, такие как короткоплавниковые гринды и дынеголовые киты, можно увидеть в проливе Ветар круглый год. В период с октября по декабрь пролив становится основным миграционным маршрутом: можно наблюдать множество видов, как крупных, так и мелких, в том числе синих, клюворылых, горбатых , сперматозоидов , косаток , короткоплавниковых гринд и дынеголовых китов, а также очень крупных китов. капсулы дельфинов . [15]
Китообразные, мигрирующие по этому маршруту, часто обитают очень близко к северному берегу Восточного Тимора. Прибрежные горы вокруг Субауна , на проливе между Дили и Манатуто, включают скалы и склоны холмов с прекрасными панорамными видами. Сети местных жителей фиксируют перемещения и поведение китообразных, а затем сообщают об этом в «реальном времени» исследователям и базирующимся в Дили туроператорам по наблюдению за китами. [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Лейфер, Майкл (1978). Малакка, Сингапур и Индонезия . Международные проливы мира, Том 2. Альфен-ан-ден-Рейн: Сийтхофф и Нордхофф. стр. 83–84. ISBN 9028607781 .
- ^ Перейти обратно: а б Ханнэм, Кимберли; Карлос, Имельда; Хаммер, Майкл П.; Дос Рейс Лопес, Йоктан; Миллс, Дэвид Дж.; Стейси, Наташа (2021). «Распутывание историй о тропических сардинах: местные знания, полученные благодаря рыболовству в Тиморе-Лешти» . Границы морской науки . 8 . дои : 10.3389/fmars.2021.673173 . hdl : 1885/277964 . ISSN 2296-7745 .
- ^ Перейти обратно: а б с Направления плавания по Яве: Малые Зонды; Южное, юго-восточное и восточное побережья Борнео; и Целебес . Публикация - Агентство оборонных картографий, Гидрографический центр, вып. 72 (переработанное 5-е (1962 г.) изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны США, Агентство оборонных карт , Гидрографический центр. 1976. с. 267. ИСБН 1038099951 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мохд Русли, Мохд Хазми бин (10 февраля 2012 г.). «Морские магистрали Юго-Восточной Азии: альтернативные проливы?» (PDF) . Комментарии RSIS (24/2012). Школа международных исследований С. Раджаратнама : 2 . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Границы океанов и морей (PDF) . Специальное издание № 28 (3-е изд.). Монте-Карло: Международная гидрографическая организация (МГО). 1953. Архивировано из оригинала (PDF) 8 октября 2011 года . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Мур, Томас; Марра, Джон (27 февраля 2002 г.). «Спутниковые наблюдения за цветением в Омбайском проливе: связь с муссонами и ЭНСО» . Геохимия, геофизика, геосистемы . 3 (2): 2. Бибкод : 2002GGG.....3.1017M . дои : 10.1029/2001GC000174 . ISSN 1525-2027 . S2CID 129540061 . Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Молкар, Р.; Фье, М.; Сямсудин, Ф. (2001). «Проток в проливе Омбай». Глубоководные исследования. Часть I: Статьи океанографических исследований . 48 (5): 1237. Бибкод : 2001DSRI...48.1237M . дои : 10.1016/S0967-0637(00)00084-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Монро, Роберт (весна 2006 г.). «Пролив изобилия: международная исследовательская группа раскрывает современные закономерности, когда течение, охватывающее весь мир, протискивается через крошечный проход» . Исследования . 12 (4). Океанографический институт Скриппса . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Сусанто, Р. Дви; Сонг, Ю. Тони (апрель 2015 г.). «Индонезийский прокси-сервер от спутниковых высотомеров и гравиметров» . Журнал геофизических исследований: Океаны . 120 (4): 2844–2855. Бибкод : 2015JGRC..120.2844S . дои : 10.1002/2014JC010382 . ISSN 2169-9275 . Проверено 27 апреля 2022 г.
- ^ «Подводное плавание в Алоре» . ЗуБлю . 18 мая 2022 г. Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Nippon Koei Co (ноябрь 2019 г.). Демократическая Республика Тимор-Лешти: Предварительная оценка проекта модернизации взлетно-посадочной полосы аэропорта Дили (финансируется Специальным фондом технической помощи) (PDF) (Отчет). Азиатский банк развития (АБР). Номер проекта: 52320-001 . Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Национальная стратегия и план действий Тимора-Лешти по сохранению биоразнообразия (2011–2020 гг.) (PDF) (Отчет) (пересмотренная ред.). Демократическая Республика Тимор-Лешти. 2015 . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ильман, Мухаммед (2017). Отчет об оценке биофизических, экологических и социально-экономических условий экосистемы мангровых зарослей Тимора-Лешти (Отчет). ПРООН / МАФ . стр. 3, 7–13 . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ Порт Тибар-Бэй: Краткое изложение предварительного исследования окружающей среды и социальных вопросов (PDF) (Отчет). Правительство Тимора-Лешти. Ноябрь 2013. с. 12 . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Дельфины и киты» . Туризм Тимор-Лешти . 28 июля 2016 года . Проверено 5 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эдивейн, Карен (9 декабря 2021 г.). «От рыбалки до «наблюдения за китами» в Субауне: гражданская наука, местные знания и партнерство в совокупности создают уникальное наблюдение за китами в Тиморе-Лешти» . Туризм Тимор-Лешти . Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ «6 лучших впечатлений» . Иммиграционная служба Тимора-Лешти . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ Аллен, Г.Р., 2007 г. «Горячие точки» сохранения биоразнообразия и эндемизма коралловых рифовых рыб Индо-Тихоокеанского региона. Консервация водных животных: март, свеж. Экосист. два : 10.1002/aqc.880
- ^ BirdLife International (2022). «Остров Атауро» . БердЛайф Интернэшнл . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ BirdLife International (2022). «Важные орнитологические территории – Тимор-Лешти» . БердЛайф Интернэшнл . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ «Тимор-Лешти (бывший Восточный Тимор) объявляет первый национальный парк» . БердЛайф Интернэшнл . 3 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г. Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ « Номинация «Пятно надежды» признает морское биоразнообразие Тимора-Лешти» . Туризм Тимор-Лешти . 23 июня 2020 г. Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ «Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву» , часть III, статья 38.
{{cite web}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Борхес, Дуарте (2021). «Морская стратегия Тимора-Лешти» (PDF) . Промеры морской силы (20). Королевский флот Австралии . Проверено 2 апреля 2022 г.
- ^ Фрейтас, Домингуш Пьедаде (16 сентября 2021 г.). «Берлин-Рамелау прибудет в Восточный Тимор в октябре» (на португальском языке). Татоли . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ «Паром, построенный в Китае, будет доставлен в Тимор-Лешти» . Форум экономического и торгового сотрудничества между Китаем и португалоязычными странами (Макао) . 20 сентября 2021 г. Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ Ван Дайк, Джон М. (2 октября 2008 г.). «Транзитный проход через международные проливы» (PDF) . Будущее построения режима океана . Гавайский университет. стр. 178, 179, 186–187, 194–197. дои : 10.1163/ej.9789004172678.i-786.50 . ISBN 9789004172678 . Проверено 6 июля 2019 г.
- ^ Осгуд, Роберт Э .; Холлик, Энн Л.; Пирсон, Чарльз С.; Орр, Джеймс К. (1976). На пути к национальной океанической политике, 1976 год и далее . Вашингтон, округ Колумбия: Проект океанической политики, Университет Джонса Хопкинса . п. 4.
- ^ Джоллифф, Джилл (29 апреля 1986 г.). «Индонезия отрицает войну. Документы свидетельствуют о том, что боевые действия в Восточном Тиморе продолжаются» . Христианский научный монитор . Проверено 2 апреля 2022 г.
- ^ Бхатия, Ауниндита (29 мая 2022 г.). «10 фактов о малоизвестном Тиморе-Лешти» . Путешествие . Проверено 5 июля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фицджеральд, Роксана (11 ноября 2023 г.). «Исследователи связывают задержку миграции синих китов мимо Тимора-Лешти с потеплением океана» . ABC News (Австралия) . Проверено 13 ноября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с проливом Ветар, на Викискладе?