Японская подводная лодка И-400
I-400 ВМС США (справа) с тендером подводных лодок USS Proteus (AS-19) (слева) и японской подводной лодкой I-14 (в центре) в порту Японии в 1945 году после окончания Второй мировой войны.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | I-400 |
Строитель | Военно-морской арсенал Куре , Куре , Япония |
Заложен | 18 января 1943 г. |
Запущен | 18 января 1944 г. |
Завершенный | 30 декабря 1944 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 декабря 1944 г. |
пораженный | 15 сентября 1945 г. |
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | И-400 класса Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 122 м (400 футов) |
Луч | 12 м (39 футов) |
Черновик | 7 м (23 фута) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 37 500 миль (69 400 км) на скорости 14 узлов (16 миль в час; 26 км / ч) |
Глубина испытания | 100 м (330 футов) |
Дополнить | 144 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 3 × Aichi M6A1 Seiran гидросамолета |
I-400 ( 伊号第四百潜水艦 , I-gō-dai yon-hyaku-sensuikan ) — подводная лодка Императорского флота Японии типа «Сэнтоку» (или класса I-400 ), вошедшая в строй в 1944 году для службы во Второй мировой войне . способные нести три двухместных M6A 1 «Seiran» («Mountain Haze»), торпедоносца Подводные Aichi , лодки класса Sentoku были построены для нанесения внезапного воздушного удара по Панамскому каналу . До 1965 года «Сентаку» подводные лодки типа — И-400 и родственные ей корабли И-401 и И-402 — были крупнейшими подводными лодками, когда-либо входившими в строй.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Подводные лодки класса И-400 1680 кВт (2250 л.с.) имели четыре дизельных двигателя мощностью и имели достаточно топлива, чтобы совершить полтора кругосветного плавания. Имея общую длину 122 м (400 футов), они водоизмещали 5900 т (6504 коротких тонны), что более чем вдвое превышает аналогичные показатели типичных американских современников. [ 2 ] До строй ввода в ВМС США подводной лодки с баллистическими ракетами USS Benjamin Franklin (SSBN-640) в 1965 году класс I-400 был крупнейшими подводными лодками, когда-либо введенными в эксплуатацию. [ 3 ]


Поперечное сечение прочного корпуса имело уникальную форму восьмерки, которая обеспечивала прочность и устойчивость, чтобы выдержать вес большого цилиндрического водонепроницаемого авиационного ангара длиной 31 метр (102 фута) и длиной 3,5 метра (11 футов). ) в диаметре, расположен примерно на миделе верхней палубы. Боевая рубка была смещена влево, чтобы обеспечить возможность размещения трех Aichi M6A 1 Seiran («Буря ясного неба») поплавкового типа торпедоносцев вдоль центральной линии. [ 2 ] [ 4 ] Самолеты запускались из 37-метровой (120 футов) катапульты на носовой палубе впереди ангара. Разборный кран позволял подлодке поднимать гидросамолеты из воды. [ 5 ]
В дополнение к трем гидросамолетам каждая подводная лодка класса И-400 была вооружена восемью 533-миллиметровыми (21 дюйм) торпедными аппаратами , все в носовой части , с 20 Тип 95 торпедами . [ 2 ] [ 6 ] 140-мм (5,5 дюйма) палубная пушка Тип 11 в кормовой части ангара, три водонепроницаемые Тип 96, тройные зенитные пушки установленные на вершине ангара - одна в носовой части и две в кормовой части боевой рубки - и одна установленная 25-мм зенитная пушка Тип 96. сразу за мостом . [ 7 ]
Подводные лодки класса И-400 имели довольно шумную специальную систему дифферента, позволявшую им барсировать в подводном положении и на стоянке в ожидании возвращения своих самолетов; [ 2 ] [ 8 ] кабели размагничивания, предназначенные для защиты от магнитных мин подводной лодки путем обнуления магнитного поля ; [ 9 ] воздушного поиска РЛС , две РЛС воздушного/надводного поиска и приемник радиолокационного предупреждения ; [ 10 ] и безэховое покрытие [ 11 ] предназначен для того, чтобы затруднить обнаружение подводной лодки под водой за счет поглощения или рассеивания гидролокационных импульсов и гашения реверберации от внутренних механизмов подводной лодки. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Заказана как подводная лодка № 5231 . [ 14 ] I-400 был заложен 18 января 1943 года военно-морским арсеналом Куре в Куре , Япония . [ 3 ] [ 14 ] Она была спущена на воду годом позже, 18 января 1944 года. [ 14 ] и был завершен и введен в эксплуатацию 30 декабря 1944 года. [ 3 ] [ 14 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]Январь – май 1945 г.
[ редактировать ]После ввода в строй И-400 был придан Военно-морскому округу Куре и приписан к 1-й дивизии подводных лодок 6-го флота . [ 3 ] [ 14 ] Ее также направили в 11-ю эскадрилью подводных лодок для тренировок. [ 3 ] Она вышла из Сасебо в день своего ввода в эксплуатацию, чтобы начать испытания в западной части Внутреннего моря Сето с подводной лодкой I-13 , к которой в январе 1945 года присоединился I-400 однотипный корабль I-401 . [ 3 ] [ 15 ] После того, как ВВС США провели крупный бомбардировочный налет на Токио в ночь с 9 на 10 марта 1945 года, 6-й флот предложил Генеральному штабу Императорского флота Японии нанести ответный налет на Сан-Франциско , Калифорния , самолетом Aichi M6A1 Seiran. гидросамолёты- бомбардировщики, запущенные с подводных лодок 1-й дивизии подводных лодок, но к апрелю 1945 года заместитель начальника штаба вице-адмирал Джисабуро Одзава отклонил это предложение. [ 16 ]
I-400 находился в сухом доке в Куре , Япония, 19 марта 1945 года, когда США ВМС 58-я оперативная группа нанесла первый союзников воздушный удар по военно-морскому арсеналу Куре . [ 3 ] Более 240 самолетов с авианосцев USS Essex (CV-9) , USS Intrepid (CV-11) , USS Hornet (CV-12) , USS Wasp (CV-18) , USS Hancock (CV-19) , USS Bennington (CV-20) и USS Belleau Wood (CVL-24) атаковали японские корабли в гавани Куре. [ 3 ] Американские самолеты обстреляли I-400 , который открыл ответный огонь из Type 96 25-мм зенитных орудий , и один из ее стрелков был убит. [ 3 ]
I-400 посетил Модзи , Япония, с 5 по 6 апреля 1945 года, затем вернулся в Куре. [ 3 ] 14 апреля 1945 года он вышел из Куре вместе с командиром 1-й дивизии подводных лодок капитаном Тацуносукэ Ариидзуми и отправился в рейс в Дайрен , Маньчжоу-Го , чтобы забрать груз мазута . [ 3 ] Она зашла в Дайрен с 20 по 23 апреля 1945 года и загрузила 1700 тонн мазута, затем направилась обратно в Куре, куда достигла 27 апреля 1945 года. [ 3 ] Пока она находилась в Куре, в мае 1945 года рабочие верфи установили трубку . на ее борт [ 3 ]
Эксплуатация Панамского канала
[ редактировать ]К 1 июня 1945 года все четыре подводные лодки 1-го дивизиона подводных лодок — И-13 , И-14 , И-400 и И-401 — были заправлены топливом и оснащены трубками. [ 3 ] I-400 отправился из Куре 2 июня 1945 года в рейс через пролив Симоносеки , Цусимский пролив и Японское море в залив Нанао на западном побережье Хонсю недалеко от Такаока , Япония. [ 3 ] [ 15 ] 5 июня 1945 года она прибыла в залив Нанао, где собрались все четыре подводные лодки, к которым присоединились шесть самолетов Aichi M6A 1 Seiran («Буря ясного неба») 631-й военно-морской авиагруппы, базирующейся в Куре, которые прилетели после остановки в Фукуяма , Япония. [ 3 ] 6 июня 1945 года подводные лодки и самолеты начали подготовку к ночным воздушным действиям в рамках подготовки к внезапному авиаудару Японии по Панамскому каналу , в ходе которого подводные лодки запустят десять гидросамолетов M6A1 , которые должны были нанести удар по шлюзам Гатун с востока шестью торпедами. и четыре бомбы , опустошившие озеро Гатун и заблокировавшие канал для судоходства на несколько месяцев. [ 3 ] В ходе тренировок японцы продемонстрировали, что четыре обученных человека могут подготовить один из гидросамолетов к запуску с подводной лодки за семь минут и что каждая подводная лодка может собрать, заправить, вооружить и запустить все три гидросамолета, которые она несет, за 45 минут. [ 3 ] Несмотря на различные препятствия — наличие мин и подводных лодок ВМС США, нехватку авиационного бензина — подводные лодки и авиация нанесли ряд имитационных авиаударов. [ 3 ]
В то время как 1-я дивизия подводных лодок все еще находилась в заливе Нанао, ожидаемое неминуемое падение Окинавы перед американскими войсками и увеличение темпов воздушных ударов союзников авианосцев по японским островам побудили японский императорский генеральный штаб отменить удар по Панамскому каналу 12 июня 1945 года. и решили вместо этого использовать подводные лодки и их гидросамолеты для нанесения удара по стоянке союзного флота в Улити на Каролинских островах . [ 3 ] Подводные лодки и самолеты завершили летную подготовку 19 июня 1945 года, и в этот день все гидросамолеты M6A1 взлетели из вод залива Нанао. [ 3 ] Один из них не вернулся, а тела двух членов экипажа позже были выброшены на берег Садогасимы . [ 3 ]
Операция Араши
[ редактировать ]В 13:25 25 июня 1945 года Объединенный флот отдал приказ атаковать Улити, получивший название «Операция Араши» («Горный шторм»). [ 3 ] В приказе I-13 и I-14 предписывалось перевезти Nakajima C6N 1 Saiun ( «Радужное облако »; сообщенное союзниками название «Мирт») самолет-разведчик на Трук на Каролинских островах в конце июля 1945 года. [ 3 ] В ходе операции «Хикари» («Сияющий свет») самолеты C6N должны были провести разведку Улити, отметив присутствие и расположение авианосцев и войсковых транспортов союзников . [ 3 ] Затем I-400 и I-401 должны были запустить в общей сложности шесть гидросамолетов M6A1, которые должны были использовать разведывательную информацию для помощи в нацеливании на корабли союзников, 17 августа 1945 года для ночного удара в полнолуние по якорной стоянке Улити. , каждый пилот получил инъекцию гормона для улучшения своего ночного видения , и каждый самолет был вооружен 800-килограммовой (1764 фунта) бомбой. [ 3 ] После удара самолеты должны были приземлиться возле подводных лодок, а И-13 , И-14 , И-400 и И-401 должны были проследовать в Сингапур , где их ждали десять новых самолетов М6А для посадки для следующего удара. . [ 3 ]
13 июля 1945 года I-400 вылетел из залива Нанао, направляясь в Майдзуру , Япония, куда она прибыла в тот же день вместе с I-401 . [ 3 ] Она начала загружать боеприпасы и трехмесячный запас провизии. [ 3 ] После церемонии прощания с экипажами самолетов 18 июля 1945 года в гостинице Сираито в Майдзуру, на которой присутствовал главнокомандующий 6-го флота вице-адмирал Тадасиге Дайго , I-400 и I-401 отправились в Оминато на севере Хонсю. 20 июля 1945 года в сопровождении тральщика . [ 3 ] После того, как I-400 прибыл в Оминато 22 июля 1945 года, все члены экипажа получили один день отпуска на берег, японские опознавательные знаки самолетов были заменены на американские, а на борт каждой подводной лодки была доставлена модель якорной стоянки Улити в качестве учебного пособия для пилотов. . [ 3 ] I-400 вылетел из Оминато в 14:00 23 июля 1945 года, за ним последовал I-401 в 16:00. [ 3 ] -го дивизиона подводных лодок вместе с Ариизуми поднялся на борт флагмана 1 I-401 . [ 15 ] Две подводные лодки пошли разными маршрутами в Тихом океане далеко к востоку от Японии, планируя встретиться у Понапе на Каролинских островах 16 августа 1945 года. [ 3 ]
И-400 пережил тайфун 28 июля 1945 года. [ 3 ] Он находился к востоку от Сайпана на Марианских островах борту вспыхнул электрический пожар 5 августа 1945 года, когда на панели управления по левому . [ 15 ] Она всплыла, чтобы тушить пожар, но ее наблюдатели заметили американский конвой , что вынудило ее совершить аварийное погружение. [ 3 ] Ее команда потушила пожар, пока она находилась под водой, но ее салон наполнился дымом. [ 3 ] Чтобы очистить воздух внутри I-400 , она поднялась и разместила боевую рубку над поверхностью, оставаясь в этом положении в течение следующих пяти часов, пока проводила аварийный ремонт и выпускала дым из салона через открытые люки боевой рубки. [ 3 ]
Обеспокоенный высоким уровнем активности американских самолетов и надводных кораблей вблизи запланированной точки встречи, Ариизуми на борту I-401 решил 14 августа 1945 года изменить курс на восток от Маршалловых островов и встретить I-400 в новом месте в 100 морских милях. (190 км; 120 миль) к югу от Понапе в тот вечер. [ 3 ] Он передал новые планы в закодированном сообщении на I-400 , но I-400 так и не получил сообщение. [ 15 ] и пропустил встречу. [ 15 ]
15 августа 1945 года император Хирохито объявил, что в этот день военные действия между Японией и союзниками закончатся. [ 3 ] В 21:00 18 августа 1945 года Ариизуми на борту I-401 получил приказ от 6-го флота отменить атаку Улити, а позже в тот же день I-400 и I-401 было приказано отправиться в Куре. [ 3 ]
Конец войны
[ редактировать ]26 августа 1945 года I-400 получила приказ поднять черный флаг капитуляции и разоружиться. [ 3 ] Соответственно, ее экипаж собрал все три ее самолета M6A1 и катапультировал их в беспилотном режиме в море, сбросил бомбы за борт, выпустил все ее торпеды и уничтожил все ее журналы , карты , кодовые книги и секретные документы. [ 3 ]

I-400 находился в Тихом океане к востоку от Хонсю 27 августа 1945 года, когда самолет 38-й оперативной группы ВМС США заметил ее. 38 ° 40' с.ш., 143 ° 12' в.д. / 38,667 ° с.ш., 143,200 ° в.д. . [ 3 ] Эсминцы от USS Blue (DD-744) и USS Mansfield (DD-728) перехватили его, и он сдался им в 500 морских милях (930 км; 580 миль) к северо-востоку Токио . [ 3 ] В тот же день призовой экипаж ВМС США из четырех офицеров и 40 рядовых с тендера подводных лодок USS Proteus (AS-19) отправился на борт эскортного эсминца USS Weaver (DE-741) , чтобы взять на себя командование I-400 . [ 3 ] Уивер прибыла вместе с I-400 28 августа 1945 года и посадила на свой борт призовой экипаж, а I-400 направился в Японию под командованием призового экипажа в сопровождении Блю и Уивера . [ 3 ] 29 августа 1945 года в 09:15 он прибыл в бухту Сагами на побережье Хонсю и пришвартовался у левого борта « Протея ». [ 3 ] В 09:55 также прибыла И-14 под командованием призового экипажа ВМС США и пришвартовалась у И-400 . левого борта [ 3 ]
В 08:20 30 августа 1945 года I-400 отправился в путь вместе с I-14 и «Протеусом», направляясь в Токийский залив , где они бросили якорь в 14:58 того же дня. [ 3 ] Флаг США был поднят на ее борту в 05:00 31 августа 1945 года, а в 14:45 I-400 , I-14 и «Протей» начали движение к новой якорной стоянке внутри волнореза на базе подводных лодок в Йокосуке, где «Протей» встал на якорь в 16:50. [ 3 ] Двенадцать подводных лодок ВМС США, выбранных для представления подводных сил ВМС США на церемонии капитуляции Японии в Токийском заливе , также стояли там на якоре, а I-401 . 31 августа прибыл [ 15 ] Во время церемонии капитуляции 2 сентября 1945 года командующий подводными силами Тихоокеанского флота США (COMSUBPAC) вице -адмирал Чарльз А. Локвуд приказал поднять свой личный флаг на борту I-400. [ 3 ] и я-401 . [ 15 ]
Послевоенный
[ редактировать ]15 сентября 1945 года японцы исключили И-400 из списков ВМФ. [ 3 ] [ 14 ] 29 октября 1945 года I-401 отправился из Йокосуки на юг в Сасебо с американским экипажем из 40 человек на борту в компании с I-401 , I-14 и спасательным судном подводных лодок USS Greenlet (ASR-10) . [ 3 ] Во время плавания корабли попали в сильный шторм, и американские экипажи I-400 и I-401 отметили, что I-400 позволяет им удивительно плавно двигаться в сильном волнении. двухкорпусная конструкция подводных лодок класса [ 3 ] [ 15 ] Суда прибыли в Сасебо 1 ноября 1945 года. [ 3 ]
После загрузки японских моторных катеров на свои палубы в качестве спасательных шлюпок , I-400 , I-401 и I-14 покинули Сасебо 11 декабря 1945 года под конвоем Гринлета и направились в Перл-Харбор , Гавайи , остановившись по пути в Апра-Харборе . Гуам на Марианских островах с 18 по 21 декабря 1945 года, затем в Эниветоке на Маршалловых островах, а затем в Кваджалейне для продовольствия и припасов с 26 по 27 декабря 1945 года. [ 3 ] Они прибыли в Перл-Харбор 6 января 1946 года и пришвартовались на базе подводных лодок, где их приветствовал оркестр ВМС США и местные знаменитости. [ 3 ] 18 февраля 1946 года I-400 вошел в сухой док Перл-Харбора для проверки. [ 3 ]
Утилизация
[ редактировать ]Поскольку послевоенные отношения с Советским Союзом росли опасения быстро ухудшались, а в Соединенных Штатах , что в соответствии с послевоенными соглашениями Советы потребуют доступа к захваченным японским подводным лодкам, которые предоставят Советскому ВМФ ценную информацию о передовых проектах японских подводных лодок, ВМС США отдали приказы 26 марта 1946 года потопить все захваченные японские подводные лодки. [ 3 ] Соответственно, ВМС США потопили I-400 в качестве мишени при испытаниях взрывателя Mark 10 Mod 3 у Перл-Харбора 4 июня 1946 года. [ 3 ] Она затонула кормой в 12:10 в 21 ° 13' с.ш., 158 ° 07' з.д. / 21,217 ° с.ш., 158,117 ° з.д. после того, как подводная лодка USS Trumpetfish (SS-425) поразила ее тремя торпедами Mark 18 Mod 2 . [ 3 ] Командующий подводными силами Тихоокеанского флота США (COMSUBPAC) вице -адмирал Аллан Р. Макканн и командир 52-й дивизии подводных лодок командир Лоусон П. Рэймидж отправились на борт Trumpetfish, чтобы наблюдать за затоплением I-400 . [ 3 ]
Обнаружение крушения
[ редактировать ]1 августа 2013 года Гавайской подводной исследовательской лаборатории глубоководный аппарат Pisces V (HURL) обнаружил место крушения I-400 к юго-западу от острова Оаху , Гавайи, на глубине 1826 футов (557 м). [ 3 ] То, что Pisces V первоначально определил как носовую часть, оказалось точкой в 50 футах (15 м) позади носовой части, а корпус остался полностью неповрежденным. [ 3 ] Однако на месте крушения были обнаружены признаки сильного взрыва, а I-400 вся надстройка отсутствовала, а ее боевая рубка и ангар, очевидно, оторвались от корпуса во время последнего спуска на дно океана в 1946 году. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэмпбелл, Джон Военно-морское оружие Второй мировой войны ISBN 0-87021-459-4 стр.191
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (12 марта 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-400: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Сакаида, стр.74
- ^ Сакаида, стр. 81.
- ^ Сакаида, стр. 17.
- ^ Сакаида, стр. 100–101.
- ^ Лейман и Маклафлин, стр. 178–179.
- ^ Сакаида, стр. 73.
- ^ Сакаида, стр. 104–107.
- ^ Jump up to: а б Бойд, Карл, и Ёсида, Акихико, Японские подводные силы и Вторая мировая война , BlueJacket Books (2002), ISBN 1557500150 , стр. 27, 29.
- ^ Сакаида, стр. 92.
- ^ Сакаида, стр. 126.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «И-400 экс №5231» . iijnsubsite.info . 2019 . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2011). «Подводная лодка IJN I-401: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 ноября 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-13: Табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Сакаида, Генри и Гэри Нила, Кодзи Такаки. И-400: секретная японская авианесущая ударная подводная лодка . Публикации Хикоки, 2006. ISBN 978-1-902109-45-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница HURL I-401
- Японский документальный фильм SuperSub, выпущенный PBS сериалом «Тайны мертвых»
- Сдача I-400 на YouTube
- Первое появление места крушения I-400 на YouTube
- Подводные авианосцы
- Подводные лодки класса И-400
- корабли 1944 года
- Корабли постройки Военно-морского арсенала Куре
- Подводные лодки Японии времен Второй мировой войны.
- Корабельные пожары
- Аварии японских подводных лодок
- Морские инциденты в августе 1945 г.
- Морские инциденты в 1946 году
- Корабли затонувшие как мишени
- Кораблекрушения в Тихом океане