СС Оп Тен Ноорт
Оп Тен Ноорт как пассажирский корабль
| |
История | |
---|---|
Имя |
|
Тезка |
|
Владелец | Конинклийке Пакетваарт-Мий |
Оператор |
|
Порт приписки | |
Маршрут | Голландская Ост-Индия |
Строитель | Нидерланды СМ , Амстердам |
Номер двора | 185 |
Запущен | 12 февраля 1927 г. |
Завершенный | 9 ноября 1927 г. |
Введен в эксплуатацию | 14 февраля 1942 г. как госпитальный корабль. |
реклассифицирован | 1942 г., как госпитальный корабль. |
Идентификация |
|
Захваченный | 28 февраля 1942 г. |
Судьба | затоплен 17 августа 1945 г. |
Общие характеристики | |
Тип | пассажирское судно |
Тоннаж | 6076 брт , 3566 нрт , 4430 дедвейт |
Смещение | 6076 длинных тонн (6174 т) |
Длина | 424,5 футов (129,4 м) |
Луч | 55,2 футов (16,8 м) |
Глубина | 22,2 фута (6,8 м) |
колоды | 3 |
Установленная мощность | 616 Н.С. , 6000 л.с. (4500 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 15 узлов (28 км/ч) |
Лодки и пристань судно перевозилось |
|
Емкость |
|
Экипаж | 162 |
Примечания | родственный корабль : Планций |
SS Op Ten Noort — пассажирский пароход , спущенный на воду в Нидерландах в 1927 году. Он был построен для Koninklijke Paketvaart-Maatschappij (KPM, «Королевская компания пакетной навигации»), которая эксплуатировала его в Голландской Ост-Индии . Оп Тен Ноорт был назван в честь основателя КПМ Лоренса Оп Тен Ноорта.
В 1941 году Королевский флот Нидерландов реквизировал его для переоборудования в госпитальный корабль . В 1942 году Япония захватила ее и переименовала в Тэнно Мару . В 1944 году он был переименован в Hikawa Maru No.2 . Он был затоплен сразу после капитуляции Японии в 1945 году.
Здание
[ редактировать ]В 1920-х годах компания Nederlandsche Scheepsbouw Maatschappij в Амстердаме построила для KPM пару пассажирских судов. Первый был построен под номером 166, спущен на воду в сентябре 1923 года как Plancius и завершен в феврале 1924 года. [ 1 ] Аналогичный корабль был построен под номером 185, спущен на воду 12 февраля 1927 года как Op Ten Noort и завершен в августе 1927 года. [ 2 ] Оп Тен Ноорт был назван в честь основателя КПМ Лоренса Оп Тен Ноорта .
Зарегистрированная длина Оп Тен Ноорт составляла 424,5 фута (129,4 м), ширина - 55,2 фута (16,8 м), а глубина - 22,2 фута (6,8 м). Ее тоннаж составлял 6076 брт , 3566 нрт . [ 3 ] и дедвейтом 4430 тонн . На нем имелись спальные места для 2640 пассажиров: 131 в первом классе , 52 во втором классе и 2457 на палубе. [ 2 ]
И Планций , и Оп Тен Ноорт имели по два винта . Однако, тогда как у Планциуса была пара обычных двигателей четырехкратного расширения , у Оп Тен Ноорта была пара четырехцилиндровых составных двигателей, построенных Веркспуром . Двигатели были построены по запатентованной конструкции Хьюго Ленца . [ 2 ] который включает в себя радикально улучшенный клапанный механизм. [ 4 ] Суммарная мощность двух двигателей Op Ten Noort составляла 616 л.с. или 6000 л.с. (4500 кВт) и обеспечивала скорость 15 узлов (28 км/ч). [ 2 ]
Гражданская служба
[ редактировать ]КПМ зарегистрировала судно в Батавии, Голландская Ост-Индия , где располагалась штаб-квартира компании. [ 5 ] Ее кодовые буквы были TFCQ. [ 3 ] Свой первый рейс она начала 9 ноября 1927 года. Она присоединилась к «Планциусу» на пути из Сингапура в Танджунг Приок через Бангкок , Сайгон , Манилу , Малуккские острова и Бали . В последующие годы KPM передала Plancius и Op Ten Noort для обслуживания восточного побережья Явы, от Батавии до Deli Serdang Regency через Мунток , Сингапур и Белаван . [ 5 ]
В каютах первого класса было по одной или по две койки. Ее первоклассные общественные помещения включали комнаты отдыха, бары, комнату для курения и тропическую веранду . В 1933 году часть ее номеров первого класса была переоборудована в два двухместных номера класса люкс. [ 2 ] с гостиной, спальней, двумя ванными комнатами и отдельной террасой (верандой). У нее было 18 кают второго класса с двумя или четырьмя спальными местами. Пассажиры палубы размещались на ее твиндеке , где имелся салон и столовая . [ 5 ] [ 6 ]
В 1934 году позывной ПКЕА заменил ее кодовые буквы. [ 7 ]
Корабль-госпиталь
[ редактировать ]8 декабря 1941 года Япония вторглась в Голландскую Ост-Индию . Королевский флот Нидерландов реквизировал Op Ten Noort для переоборудования в госпитальный корабль. Он был переоборудован на голландской военно-морской верфи в Сурабае . 22 января 1942 года правительство Нидерландов уведомило Министерство иностранных дел Японии через посольство Швеции в Токио о новом статусе корабля. 4 февраля 1942 года министерство иностранных дел Японии и военно-морское министерство подтвердили изменение ее статуса через посольство Швеции. [ 8 ]
Переоборудование было завершено 19 февраля, а 21 февраля он отправился в свой первый рейс в качестве госпитального корабля. [ 5 ] Япония подписала Гаагскую конвенцию 1907 года , согласно которой нападение на госпитальный корабль считалось военным преступлением. [ 9 ] Однако, когда он находился всего в нескольких часах от порта, японские самолеты разбомбили его в Яванском море . Одна бомба попала в ее кормовую часть, а другие бомбы чуть не разлетелись по ней осколками, в результате чего погибли хирург, медсестра и еще 12 человек. На следующий день от ран скончался еще один сотрудник ее медицинского персонала. [ 8 ] Правительство Нидерландов направило в Японию через посольство Швеции ноту протеста по поводу взрыва. [ 5 ]
В битве в Яванском море 27 февраля японская авиация потопила несколько военных кораблей союзников. 28 февраля в 01:00 австралийский крейсер HMAS Perth подал сигнал о том, что голландские крейсеры HNLMS De Ruyter и Java выведены из строя. В 06:00 Оп Тен Ноорт был отправлен на помощь выжившим. Однако японский легкий крейсер и эсминцы «Амацукадзе» и «Мурасаме» перехватили и остановили ее, а также направили ее к острову Бавеан . Японцы заставили ее доставить союзников военнопленных в японские лагеря для военнопленных . 4 марта она погрузила на борт 59 членов экипажа военного корабля США « Перч» с японского эсминца «Усио» . Амацукадзе сопровождал Оп Тен Ноорта в Банджармасин на Калимантане . Там она погрузила на борт 970 военнопленных, около 800 из которых были выжившими с корабля HMS Exeter . Макассар в Сулавеси , 5 марта. В течение следующих восьми месяцев Оп Тен Ноорт предоставлял госпитальные помещения для лагерей военнопленных в этом районе. [ 8 ]
Тенно Мару
[ редактировать ]5 июня 1942 года корабль был переименован в Тэнно Мару , что означает «Императорский круг». Правительство Японии заключило контракт с Кавасаки Кисен Кайся на управление ею. Однако она летала под голландским прапорщиком до 16 октября 1942 года, когда сменила флаг на японский. [ 8 ] Утверждается, что после смены прапорщиков Тэнно Мару перевез груз мин , что противоречит Гаагским конвенциям. [ 10 ]
5 декабря 1942 года Тэнно Мару прибыла в Иокогаму , где были выписаны оставшиеся у нее голландский и яванский экипаж и медицинский персонал. Голландцев отправили в лагерь для военнопленных в Мидзёси, в 75 километрах (47 милях) к северо-западу от Иокогамы. Яванцев отправили в другой лагерь. 20 декабря корабль был сдан в эксплуатацию в качестве госпитального корабля Императорского флота Японии и приписан к военно-морскому округу Йокосука . [ 8 ]
В январе 1943 года компания Mitsubishi Heavy Industries в Иокогаме начала переоборудование Тенно Мару , открывая новые больничные помещения и помещения для медсестер. Ее дымовая труба и вышки были переделаны. Преобразование завершилось 21 марта. [ 8 ]
С 25 апреля 1943 года Тэнно Мару лечил и эвакуировал раненых японцев, в основном из Рабаула и Трука в Йокосуку и Сасебо . С 23 ноября по 1 декабря 1943 года находился в сухом доке в Иокогаме. 18 февраля во время операции «Град» несколько «Грумман» пилотов пикирующих бомбардировщиков с авианосца USS Bunker Hill сообщили о зенитном огне со стороны Тэнно Мару . С февраля 1944 года ее портами захода был Сайпан . 2 мая она в последний раз покинула Гуам, а 25 мая, возможно, совершила свой последний визит на Трук. [ 8 ]
12 июля 1944 года самолеты 58-й оперативной группы США обстреляли и повредили Тенно Мару , когда она прибыла в Палау . С июля по сентябрь 1944 года корабль заходил в Такао , Сингапур, Сайгон и Манилу, а затем вернулся в Йокосуку.
Хикава Мару № 2
[ редактировать ]из виду В октябре 1944 года взломщики кодов союзников потеряли Тэнно Мару и полагали, что она подорвалась на мине недалеко от Макассара. Фактически, чтобы замаскировать ее, к ее настоящей была добавлена вторая дымовая труба, и 25 октября 1944 года она была переименована в Hikawa Maru No. 2 . Она продолжала носить международно признанную ливрею госпитального корабля, полностью выкрашенную в белый цвет, с широким зеленым поясом, прерываемым большими красными крестами. [ 8 ]
3 ноября 1944 года «Хикава Мару № 2» спас 26 выживших из Чиндзея и Аравии Мару . 5 ноября она получила ранения в битве при заливе Лейте , в том числе 55 раненых с Ямато . До конца ноября она курсирует между Борнео , Манилой и Такао. С 23 ноября по 3 декабря она находилась в Сасебо на ремонте, а 27 декабря вернулась на аварийный ремонт. [ 8 ]
С декабря 1944 г. по июль 1945 г. он совершил несколько рейсов в Сингапур, а с марта 1945 г. - в Батавию, а также в Сингапур. В этот период Ша также посетил Фучжоу , Малакку , Батавию, Макассар, Амбон и остров Серасан . Со 2 по 14 мая он находился в сухом доке в военно-морском округе Майдзуру . С 9 по 11 июля она находилась в Сайгоне. [ 8 ]
24 июля 1945 года Хикава Мару № 2 вернулся в Майдзуру. [ 8 ] 15 августа 1945 года Япония капитулировала. Двумя днями позже ей было приказано отправиться в залив Вакаса , где она была затоплена на глубине 400 футов (120 м) двумя 150-килограммовыми (330 фунтами) взрывными зарядами: один возле ее правого носа, а другой в кормовой части ее макета воронки. [ 8 ]
Непонятно, почему корабль был затоплен. Гаагские конвенции запрещают захват госпитальных судов, так что это могла быть попытка скрыть преступление. [ 8 ] Есть утверждения, что, когда ее затопили, она везла с собой награбленное золото, платину, бриллианты и другие драгоценные камни. [ 5 ] [ 11 ] Однако эти утверждения еще не подтверждены. [ 8 ]
Последствия
[ редактировать ]Нидерланды не знали, что корабль был переименован с Tenno Maru в Hikawa Maru No.2 . Однако в 1952 году рыбаки, работавшие в заливе Вакаса, сообщили о неизвестном затонувшем корабле, засорившем их сети. Местная префектура наняла для расследования профессионального дайвера из Киото . Он нашел и сфотографировал затонувшее судно, что позволило его идентифицировать. [ 8 ]
иск о компенсации в размере 700 миллионов иен В 1953 году правительство Нидерландов предъявило японскому правительству . Позже сумма иска была снижена до 200 миллионов иен. После длительных переговоров в 1978 году Япония урегулировала иск на 100 миллионов иен. [ 8 ]
В 2017 году обломки Оп Тен Ноорт были вновь обнаружены, и японская телекомпания NHK сняла о ней документальный фильм. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Планций – ID 5178» . Фонд морско-исторической базы данных (на голландском языке) . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Оп Тен Ноорт – ID 4925» . Фонд морско-исторической базы данных (на голландском языке) . Проверено 12 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Регистр Ллойда 1928 г. , OOS – OPY.
- ^ Харди 1954 , с. 220.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гуссенс, Рубен. «СС Оп Тен Ноорт» . ссморское время .
- ^ Гуссенс, Рубен. «План палубы SS Op Ten Noort и дополнительные характеристики» . ссморское время .
- ^ Регистр Ллойда 1934 , ONJ – OPH.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер; Кандалл, Питер. «Корабль-госпиталь IJN Хикава Мару № 2: Табличный отчет о движении» . Объединенный флот .
- ^ «Конвенция о применении к морской войне принципов Женевской конвенции» . 18 октября 1907 года . Проверено 2 августа 2009 г. - через Юридическую библиотеку Лилиан Голдман .
- ^ «Оп десять госпиталя класса Ноорт» . Военные корабли Королевского флота Нидерландов времен Второй мировой войны .
- ^ «СС Хикава Мару №2 (+1945)» . место крушения. 2011 . Проверено 9 ноября 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Харди, AC (1954) [1948]. Современная морская техника . Том. Я (переработанная ред.). Лондон: Издательство Caxton Publishing.
- Регистр британского и зарубежного судоходства Ллойда . Том. II. – Пароходы и теплоходы. Лондон: Ллойда Регистр судоходства . 1928 — через Интернет-архив .
- Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. II. – Пароходы и теплоходы валовой вместимостью 300 тонн и более. Лондон: Ллойда Регистр судоходства . 1934 – через городской совет Саутгемптона .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Оп Тен Ноорт (корабль, 1927 г.) на Викискладе?
- корабли 1927 года
- Госпитальные корабли во Второй мировой войне
- Военные преступления Японии в Индонезии
- Японские адские корабли
- Морские инциденты в августе 1945 г.
- Военные корабли Нидерландов, захваченные Японией во время Второй мировой войны.
- Пассажирские суда Нидерландов
- Затопленные суда
- Пароходы Нидерландов
- Нападения на больницы во время Второй мировой войны