Операция Град
Операция Град | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть кампании Гилберта и Маршалловых островов. | |||||||
![]() Японские корабли горят у острова Дублон. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Марк Митчер | Масами Кобаяши | ||||||
Сила | |||||||
|
| ||||||
Жертвы и потери | |||||||
|
|
Операция «Хейлстоун» — массированная ВМС США воздушная и надводная атака на лагуну Трук 17–18 февраля 1944 года, проводившаяся в рамках американского наступления против Императорского флота Японии на театре военных действий в Тихом океане .
Фон
[ редактировать ]
Японцы оккупировали Микронезию , включая Каролинские острова , в 1914 году и основали Трук в качестве базы еще в 1939 году. Лагуна была сначала построена для размещения Японии Императорского флота 4-го флота , его «Сил Южных морей». После начала войны с Соединенными Штатами 4-й флот был передан под командование Объединенного флота, который продолжал использовать Трук в качестве передовой оперативной базы до 1944 года. Помимо якорных стоянок для военных кораблей и портовых сооружений для судоходства между странами базирования островов и Южной зоны ресурсов, пять аэродромов и база гидросамолетов были построены на Труке, что сделало его единственным крупным японским аэродромом в пределах досягаемости Маршалловых островов . [2]
Несмотря на впечатления руководителей ВМС США и американской общественности относительно проектируемых укреплений Трука, база так и не была значительно усилена или защищена от нападения с суши. Однако серьезная разработка Truk началась в конце 1943 года, когда были приняты защитные меры против потенциального вторжения США. Были расширены аэродромы и возведены береговые батареи. [3]
Поскольку авиация, размещенная в Труке, потенциально могла помешать предстоящему вторжению в Эниветок , и поскольку Трук недавно служил переправочным пунктом для пополнения запасов самолетов в Рабаул , адмирал Рэймонд Спруэнс приказал создать вице-адмирала Марка Митчера под командованием оперативную группу быстрых авианосцев , получившую обозначение TF. 58, для проведения воздушных налетов на Трук. К операции были привлечены три из четырех авианосных групп TF 58. Их общая численность состояла из пяти авианосцев ( «Энтерпрайз» , «Йорктаун» , «Эссекс» , «Интрепид» и «Банкер-Хилл» ) и четырех легких авианосцев ( «Белло Вуд» , «Кабот» , «Монтерей» и «Коупенс» ), на борту которых было более 500 боевых самолетов. Поддержку этим авианосцам оказывала оперативная группа из семи линкоров и множества тяжелых крейсеров, легких крейсеров, эсминцев и подводных лодок. [4]
Тем временем японцы осознали слабость своих позиций в Труке. IJN Корпуса морской пехоты США , начал вывод подразделений флота со своих стоянок еще в октябре 1943 года. Фактический отказ от Трука как передовой оперативной базы ускорился в первую неделю февраля 1944 года после того, как японцы заметили разведывательные самолеты PB4Y-1 Liberator отправленные в разведать местность. [5]
Атака
[ редактировать ]Три авианосные группы, направленные в Хейлстоун, заняли позиции и начали свой первый штурм истребителей за 90 минут до рассвета 17 февраля 1944 года. В то время японский воздушный патруль не действовал, поскольку 22-я и 26-я воздушные флотилии IJN находились в отпуске на берег после недели в состоянии повышенной готовности после появления «Освободителя». [6] Столь же проблематичным для японцев было то, что радар на Труке не был способен обнаруживать низколетящие самолеты — слабость, вероятно, известная и использованная разведывательными организациями союзников. Из-за этих факторов американская авианосная авиация добилась полной неожиданности. [7]
Японские пилоты забрались в кабины всего за несколько минут до того, как самолеты TF 58 прибыли над островами Этен, Парам, Моен и Дублон. более 300 самолетов Воздушной службы Императорского флота Японии (IJNAS) и Воздушной службы Императорской армии Японии Хотя в первый день атак на Труке присутствовало (IJAAS), только около половины из них находились в боевой готовности по сравнению с более чем 500 действующими самолетами среди авианосцев Японии. TF 58. Пилоты-истребители ВМС США на своих Grumman F6F Hellcats , обладая преимуществами в скорости, высоте, броне и внезапности, одержали одностороннюю победу над пилотами IJNAS, летавшими на устаревших Mitsubishi A6M Zero . Около 30 из 80 Зеро, отправленных в ответ на зачистку истребителей, были сбиты, по сравнению с четырьмя потерянными Хеллкэтами. До конца утра было встречено лишь символическое сопротивление авиации; К полудню почти не было японских самолетов. [8] [4]
Из-за отсутствия прикрытия с воздуха или предупреждения многие торговые суда оказались на якоре, имея только зенитные орудия островов для защиты от авианосных самолетов США. Некоторые суда за пределами лагуны, уже направлявшиеся в сторону Японии, подверглись нападению американских подводных лодок и затонули, не успев спастись. Третьи, пытавшиеся бежать через Северный перевал атолла, были блокированы воздушной атакой и надводными силами адмирала Спруэнса, оперативной группой 50.9, которые совершили плавание вокруг Трука, бомбардируя береговые позиции и вступая в бой с кораблями противника. [9]
торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков Основной ущерб, нанесенный японским наземным объектам, был нанесен эскадрильям авианосных группировок (CAG). Рано утром в первый день Хейлстоуна - Grumman TBF Avenger эскадрильи торпедоносцев из 10- й CAG авианосной авиагруппы Enterprise (CAG-10) и Intrepid . 6 сбросили осколочные и зажигательные бомбы на взлетно-посадочные полосы на острове Этен и базу гидросамолетов на Моэне Остров . Десятки самолетов были повреждены или уничтожены, что еще больше затруднило любую возможную реакцию японцев на удары. Последующие совместные атаки пикирующих бомбардировщиков [номер 2] а бомбардировщики-торпедоносцы «Эвенджер» разбили взлетно-посадочные полосы и разрушили ангары. [11] [12]
Утренние удары были также нанесены по объектам судоходства в лагуне. Лейтенанту-коммандеру Джеймсу Д. Рэймиджу , командиру 10-й эскадрильи пикирующих бомбардировщиков (VB-10), приписывают потопление ранее поврежденного торгового танкера « Хойо Мару» . [13] Лейтенант Джеймс Э. Бриджес и его команда на одной из Интрепида торпедных эскадрильи 6 (VT-6) «Мстителей» « » нанесли прямое попадание в корабль боеприпасов «Айкоку Мару» . Взрыв бомбы вызвал мощный взрыв, в результате которого корабль немедленно затонул, а также, очевидно, охватил и самолет, в результате чего погибли все трое мужчин, находившихся внутри. [14]

Ко второму и третьему за день ударам судов в отчетах CAG очевидная миссия противника была указана как «побег». [15] Те корабли, которые смогли выйти в открытое море, направились к выходу из лагуны через Северный перевал, выдерживая неоднократные воздушные атаки. одной группе боевых кораблей — крейсеру « Катори» , вспомогательному крейсеру «Акаги Мару» , эсминцам «Маикадзэ» и «Новаки» , а также тральщику « Сёнан Мару» Особое внимание авианосных бомбардировщиков уделялось . Несколько авиагрупп атаковали эти корабли, нанеся им серьезные повреждения. Йорктауна а также в еще Эскадрильи пикирующих и торпедоносцев заявили о двух попаданиях в Катори, один крейсер и несколько эсминцев; Бомбардировщики «Эссекса» заявили о пяти попаданиях в «Катори» класса крейсер , заявив, что корабль застрял в воде после атаки. [16] [17] «Акаги Мару» был потоплен в результате атаки с воздуха. [18]

В этот момент до адмирала Спруэнса дошли сообщения о группе военных кораблей, бегущих через Северный перевал. Спруанс был настолько непреклонен в бою между кораблями, что командир его авианосца адмирал Митчер приказал своим CAG прекратить атаковать Катори и ее спутников. Спруэнс поставил себя под тактическое командование оперативной группой 50.9, состоящей из четырех эсминцев, тяжелых крейсеров «Миннеаполис» и «Новый Орлеан» , а также новых линкоров «Айова» и «Нью-Джерси» , которые он лично возглавил в надводном бою против ранее поврежденных японских кораблей. [19] У разбитых японских кораблей не было особых шансов против оперативной группы 50.9, хотя члены его штаба считали решение Спруэнса участвовать в надводных действиях, когда самолеты, вероятно, могли бы достичь аналогичных результатов, излишне безрассудным. Действительно, японскому эсминцу «Майкадзе» удалось обстрелять торпедами линкор «Нью-Джерси» во время боя . К счастью для Спруэнса, торпеды промахнулись, и «бой» закончился с предсказуемо односторонним результатом. Надводные бойцы ВМС США практически не пострадали, и это был единственный раз в их карьере, когда Айова и Нью-Джерси открыли огонь из своего основного вооружения по кораблям противника.
Тем временем 5-дюймовые (127-мм) орудия Нью-Джерси объединили огонь с крейсерами США, чтобы потопить Майкадзэ и Сёнан Мару , в то время как Айова нацелилась и потопила Катори многочисленными попаданиями из ее главной батареи. Новаки был единственным японским кораблем из этой группы, которому удалось спастись, получив лишь очень незначительные повреждения от попадания 16-дюймового (406-мм) снаряда большой мощности из Айовы . [18] [20]
Ответ на дневные удары прибыл поздно ночью в виде небольших групп японских бомбардировщиков, прощупывающих оборону оперативных групп. Примерно с 21:00 17 февраля до нескольких минут после полуночи 18 февраля по меньшей мере пять групп из одного-трех самолетов противника пытались проскользнуть мимо кораблей прикрытия, чтобы нанести удар по авианосцам. Один из таких самолетов, бомбардировщик Nakajima B5N2 «Кейт», сумел уклониться от ночных истребителей, защищавших оперативную группу США, и сбросил торпеду на оперативную группу 58.2. Торпеда попала в «Интрепид» по правому борту корабля, повредив рулевое управление и убив 11 моряков. Intrepid был вынужден уйти в отставку в США для ремонта и вернулся в бой только в августе 1944 года. [21] [22]
Последствия
[ редактировать ]Трук, как и многие другие японские базы, был предоставлен сам себе, без надежды на пополнение запасов или подкрепление. Армейские силы, прибывшие на атолл до нападения США, увеличили нагрузку на имеющиеся продовольствие и медикаменты. Истощение боеприпасов даже ограничило способность береговых батарей отражать периодические атаки союзных войск, включая экспериментальные налеты самолетов Boeing B-29 Superfortress и атаки авианосцев союзников. [23]
Потери на Труке были тяжелыми. В результате ударов было уничтожено около 17 000 тонн хранимого топлива. [24] Потери при транспортировке составили почти 200 000 тонн, включая ценные ресурсы на нефтяных танкерах . [25] Это составляло почти одну десятую всех потерь японского судоходства в период с 1 ноября 1943 года по 30 июня 1944 года. [26] Более того, изоляция всего этого района боевых действий атаками подводных лодок и авиации положила начало эффективному перерезанию японских морских путей между водами империи и критически важными поставками топлива на юг. Окончательный эффект такого отключения был позже замечен во время битвы при заливе Лейте , когда силам IJN пришлось совершать вылеты отдельно от Японии и Лингга-роуд из-за нехватки топлива. [27] Нейтрализация Трука и захват Эниветока подготовили почву для предстоящего вторжения на Сайпан , в результате которого американские тяжелые бомбардировщики наземного базирования впервые оказались в пределах досягаемости японских островов. [28]
Япония начала перестраивать Трук в авиабазу бомбардировщиков и усилила противовоздушную оборону. 29 апреля Спруэнс снова послал авианосцы и уничтожил оборонительные сооружения и бомбардировщики, припаркованные в аэропортах. Британские войска снова атаковали в июне 1945 года. После операции «Град» в Труке не произошло значительного наращивания военно-морского флота. [ нужна ссылка ]
Сегодня Трук известен как туристическое направление для дайверов, заинтересованных увидеть множество затонувших кораблей, оставшихся в лагуне, многие из которых были затоплены в ходе операции «Град» . [29]
Список кораблей в Труке на момент атаки
[ редактировать ]Военные корабли
[ редактировать ]Список взят из книги Джеффри « Военные могилы, свалки боеприпасов и места удовольствий» (2007). [30]
затонул
[ редактировать ]- Крейсер (CL)
- Разрушитель (ДД)
- Охотник за подводными лодками
- Вспомогательный охотник за подводными лодками Шонан Мару №15 (№15 Шонан Мару), 355 тонн
- Моторный миноносец №10, 85 тонн
Поврежденный
[ редактировать ]- Ремонтное судно Акаси (明石) 10 500 тонн
- Гидросамолетный тендер Акицусима (Акицусима) 4650 тонн
- Разрушитель (ДД)
- Тип Мацукадзе Камикадзе 1400 тонн
- Сигурэ (Сигуре) Тип Белая роса 1685 тонн
- Подводная лодка
- Охотник за подводными лодками ЧА-20
- Корабль-мишень Хакачи (波胜) 1641 тонна
Торговые суда
[ редактировать ]Список взят из книги Джеффри « Военные могилы, свалки боеприпасов и места удовольствий» (2007). [30]
затонул
[ редактировать ]- Вспомогательный крейсер
- Айкоку Мару 10 348 тонн
- Акаги Мару (Акаги Мару) 7367 тонн
- Киёсуми Мару 6983 тонны
- Транспорт ВМФ
- Хоки Мару 7112 тонн
- Ямагири Мару 7112 тонн
- Фудзикава Мару (Фудзикава Мару) 6938 тонн
- Транспортно-грузовой корабль ВМФ Сан-Франциско Мару 5831 тонна
- Рейо Мару 5446 тонн
- Сейко Мару 5385 тонн
- пассажирско-грузовое судно Kensho Maru 4862 тонны
- грузовое судно Ханакава Мару 4739 тонн
- пассажирское/грузовое судно Санкисан Мару или Ямакисан Мару (山鬼山Мару) 4776 тонн
- грузовое судно Хокуйо Мару 4217 тонн
- грузовое судно Momokawa Maru (Момокава Мару) 3 829 тонн
- Водовоз/пассажирский/грузовой корабль ВМФ Nippo Maru 3764 тонны
- грузовое судно Ункай Мару №6 (6-й Ункай Мару) 3220 тонн
- Тайхо Мару 2827 тонн
- грузовое судно Шотан Мару 1999 тонн
- грузовое судно Госей Мару (五星 Мару) 1931 тонна
- Грузовое судно Тайкичи Мару или Тачи Мару (Taikichi Maru) 1891 тонна
- Армейский транспорт
- Гётен Мару 6854 тонны
- грузовое судно Нагано Мару 3824 тонны
- Юбаэ Мару (西玮 Таблетка) 3217 тонн
- Подводный тендер
- Хэйан Мару 11 614 тонн
- Рио-де-Жанейро Мару 9 626 тонн
- Масленка
- Нефтяник Синкоку Мару (神国Мару) 10 020 тонн
- Нефтяной танкер Fujisan Maru (Фудзияма Мару) 9 524 тонны
- Вспомогательный нефтяной танкер
- китобойное судно Тонан Мару №3 (рис. 3 Минами Мару) 19 209 тонн
- Хою Мару или Хойо Мару (宝洋药) 8691 тонна
- пассажирско-грузовое судно Амагисан Мару (Amagisan Maru) 7 620 тонн
Поврежденный
[ редактировать ]- Грузовое судно Соя 3800 тонн
См. также
[ редактировать ]- Операция Заключенный
- Военно-морская база США Кэролайнс
- Военно-морская база Эниветок
- Военно-морская база Острова Гилберта
- Военно-морская база Маршалловы острова
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Среди погибших 29 членов экипажей различных авианосцев и 11 моряков на борту Intrepid . Потери самолетов составили 12 истребителей, семь торпедоносцев и 6 пикировщиков. [1]
- ↑ Все эскадрильи пикирующих бомбардировщиков, за исключением VB-17 Банкер-Хилла, в это время летали на Douglas SBD Dauntless . VB-17 была первой эскадрильей, использовавшей более новый Curtiss SB2C Helldiver , который позже заменил Dauntless в качестве стандартного пикирующего бомбардировщика ВМС США. [10]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Морисон 1961 , с. 330
- ^ Джеффри 2003 .
- ^ Toll 2015 , стр. 404–405.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ремс 2014 .
- ^ Прадос 1995 , стр. 533–535.
- ^ Хорнфишер 2016 , стр. 6–7.
- ^ Прадос 1995 , с. 537.
- ^ Toll 2015 , стр. 405–406.
- ^ Прадос 1995 , стр. 537–538.
- ^ Тиллман 1997 , стр. 16–17, 31.
- ^ Гарднер 1944 .
- ^ Харрисон 1944 .
- ^ Плата за проезд 2015 , с. 407.
- ^ Астор 2007 , стр. 233–234.
- ^ Джетер 1944 , с. 15.
- ^ Стеббинс 1944 , с. 3.
- ^ Уайт 1944 , стр. 85–98.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Н-026-3 Грузовик Рейд 1944 г.» . НХХК . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ Toll 2015 , стр. 410–411.
- ^ Хорнфишер 2016 , стр. 11–15.
- ^ Спрэг 1944 , стр. 14–15.
- ^ Уильямс 2000 .
- ^ Прадос 1995 , с. 538.
- ^ Хорнфишер 2016 , с. 18.
- ^ Toll 2015 , стр. 413–414.
- ^ Уилмотт 2005 , с. 292.
- ^ Прадос 2016 , стр. 110–111.
- ^ Офсти 1946 , стр. 194–195.
- ^ Трамбалл 1972 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джеффри 2007 , стр. Приложение 4.
Ссылки
[ редактировать ]- Астор, Джеральд (2007). Золотые крылья: Воздушная кампания ВМС США во Второй мировой войне . Издательская группа Random House. ISBN 978-0-307-41777-0 .
- Хорнфишер, Джеймс (2016). Флот во время прилива: Америка в тотальной войне на Тихом океане, 1944–1945 гг . Издательская группа Random House. ISBN 978-0-345-54870-2 .
- Джеффри, Уильям (2007). «Военные могилы, склады боеприпасов и места отдыха» (PDF) . Интернет-исследования @JCU . Университет Джеймса Кука . Проверено 3 ноября 2017 г.
- Джеффри, Уильям (2003). «Война в раю: Вторая мировая война в Чууке» . Служба национальных парков . Чуукский исторический заповедник . Проверено 5 октября 2017 г.
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1961). Алеутские острова, Гилберты и Маршаллы, июнь 1942 г. - апрель 1944 г., История военно-морских операций США во Второй мировой войне . Бостон: Литтл, Браун и компания . АСИН B0007FBB8I.
- Офсти, Ральф (1946). «Кампании Тихоокеанской войны, Глава 9: Операции в Центральной части Тихого океана» . ГиперВойна . Отдел военно-морского анализа, правительственная типография . Проверено 5 октября 2017 г.
- Прадос, Джон (1995). Расшифровка объединенного флота: секретная история американской разведки и японского флота во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-431-9 .
- Прадос, Джон (2016). Шторм над Лейте: филиппинское вторжение и уничтожение японского флота . Издательская группа «Пингвин». ISBN 978-0-451-47361-5 .
- Ремс, Алан (февраль 2014 г.). «Две птицы с одним градом» . Журнал истории военно-морского флота . Том. 28. Военно-морской институт США . Проверено 5 октября 2017 г.
- Тиллман, Барретт (1997). Хеллдайверы времен Второй мировой войны . Блумсбери США. ISBN 978-1-85532-689-7 .
- Толл, Ян (2015). Прилив завоеваний: Война на островах Тихого океана, 1942–1944 годы: Война на островах Тихого океана, 1942–1944 годы . WW Нортон. ISBN 978-0-393-24820-3 .
- Трамбалл, Роберт (30 апреля 1972 г.). «Кладбищенская приманка лагуны Трук» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 октября 2017 г.
- Уильямс, Джессика (21 июня 2000 г.). «Отчет о повреждении торпеды» . Музей моря, авиации и космонавтики «Бесстрашный» . Проверено 29 октября 2017 г.
- Уилмотт, HP (2005). Битва при заливе Лейте: последнее действие флота . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-00351-2 .
Первоисточники
[ редактировать ]- Гарднер, МБ (1944). «Отчет о действиях авиагруппы USS Enterprise Air Group 10, 16–17 февраля 1944 г.» . Национальное управление архивов и документации . Проверено 27 мая 2020 г.
- Харрисон, Гарри (1944). Отчет о действиях, авиагруппа 6 USS Intrepid, 16–17 февраля 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 1.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Архивировано из оригинала 21 октября 2021 года . Проверено 27 мая 2020 г.
- Джетер, Т.П. (1944). Отчет о действиях, авиагруппа USS Bunker Hill 17, 16–17 февраля 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 01.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Архивировано из оригинала 17 февраля 2022 года . Проверено 27 мая 2020 г.
- Стеббинс, Эдгар (1944). Отчет о действиях, авиагруппа 5 авианосца USS Yorktown, 16–17 февраля 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 01.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Архивировано из оригинала 17 февраля 2022 года . Проверено 27 мая 2020 г.
- Спрэг, Томас (1944). Отчет о действиях, Бесстрашные воздушные операции против атолла Трук, 16–17 февраля 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 1.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Архивировано из оригинала 17 февраля 2022 года . Проверено 27 мая 2020 г.
- Уайт, Огден (1944). Отчет о действиях, авиагруппа USS Essex Air Group 9, 16–17 февраля 1944 г. Серия: Военные дневники Второй мировой войны, другие оперативные записи и истории, ок. 1.01.1942 - ок. 01.06.1946. Национальное управление архивов и документации . Архивировано из оригинала 17 февраля 2022 года . Проверено 27 мая 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бейли, Дэн Э. (1992). Вторая мировая война: обломки лагун Кваджалейн и Трук . Публикации дайверов Северной долины. ISBN 0-911615-05-9 .
- Браун, Дэвид (1990). Потери кораблей во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-914-Х .
- Браун, Герберт К. (2000). Ад в Тассафаронге . Древние мореплаватели Пр. ISBN 0-9700721-4-7 . - Отчет из первых рук об операции «Град», сделанный членом экипажа авианосца « Новый Орлеан» .
- Крессман, Роберт Дж. (2000). Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-149-1 .
- Ито, Масанори (1986). Конец Императорского флота Японии (переиздание). Юпитер. ISBN 0-515-08682-7 .
- Лакруа, Эрик; Линтон Уэллс (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Линдеманн, Клаус (2005). Град над лагуной Трук : операции против Трука авианосной оперативной группы 58, 17 и 18 февраля 1944 года и кораблекрушения во время Второй мировой войны . Орегон: Ресурсные публикации. ISBN 1-59752-347-Х .
- Питти, Марк (1992). Нан'Йо: Взлет и падение японцев в Микронезии, 1885–1945 (серия монографий по островам Тихого океана) . Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-1480-0 .
- Стаффорд, Эдвард П. (2002). The Big E: История USS Enterprise (переиздание). Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-998-0 .
- Стюарт, Уильям Герман (1986). Призрачный флот лагуны Трук: отчет об операции «Град», февраль 1944 г. Живописные истории. ISBN 0-933126-66-2 .
- Райт III, Бертон. Восточные мандаты . Кампании армии США во Второй мировой войне. Центр военной истории армии США . Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 года . Проверено 20 августа 2010 г.
- Обзор стратегических бомбардировок США (1947 г.). Сокращение Трука . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. OCLC 44738732 .
- Янг, Эдвард М. (2015). «Сильный дождь: операция «Град: рейд ВМС США на лагуну Трук, 17–18 февраля 1944 года». Историк авиации (13): 76–89. ISSN 2051-1930 .
- Золандез, Томас (2006). «Вопрос 12/03: Японские объекты в лагуне Трук». Военный корабль Интернешнл . XLIII (2): 152–153. ISSN 0043-0374 .
Видео
[ редактировать ]- В поисках затонувших кораблей: «Операция Град» , 2007, документальный фильм, Military Channel
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Кроул, Филип А.; Эдмунд Г. Лав (1955). Захват Гилбертов и Маршаллов . Армия США во Второй мировой войне – Война на Тихом океане. Канцелярия начальника военной истории Департамента армии. КМХ Паб 5-6 . Проверено 23 января 2007 г.
- Джеффри, Уильям (ноябрь 2006 г.). «Подход CRM к исследованию затопленных объектов времен Второй мировой войны в лагуне Чуук» (PDF) . Микронезийский журнал гуманитарных и социальных наук, том 5 . Университет Джеймса Кука, Таунсвилл, Австралия . Проверено 23 января 2007 г.
- Мьюир, Дэн. «Боевой порядок, Рейд на Трук 17–18 февраля 1944 г.» . NavWeaps . Проверено 29 сентября 2017 г.
- Рэймидж, Джеймс . «Джеймс Рэймидж, исполнительный директор 10-й бомбардировочной эскадрильи (VB-10) авианосца USS Enterprise, вспоминает об ударах по грузовику» . Проверено 29 сентября 2017 г.
- «Исследование лагуны Трук» . Служба национальных парков. Архивировано из оригинала 6 ноября 2012 года.
- Кампания Гилберта и Маршалловых Островов
- Тихоокеанский театр Второй мировой войны.
- Мандат Южных морей во Второй мировой войне
- События февраля 1944 года
- Морские сражения Второй мировой войны с участием США.
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны на Тихоокеанском театре военных действий.
- Военно-морские операции и сражения Второй мировой войны на Тихоокеанском театре военных действий.