Jump to content

Операция Град

Координаты : 7 ° 20'21 ″ с.ш. 151 ° 53'05 ″ в.д.  /  7,3393 ° с.ш. 151,8846 ° в.д.  / 7,3393; 151,8846

Операция Град
Часть кампании Гилберта и Маршалловых островов.

Японские корабли горят у острова Дублон.
Дата 17–18 февраля 1944 г. ( 17 февраля 1944 г. - 18 февраля 1944 г. )
Расположение 7 ° 20'21 ″ с.ш. 151 ° 53'05 ″ в.д.  /  7,3393 ° с.ш. 151,8846 ° в.д.  / 7,3393; 151,8846
Результат Американская победа
Воюющие стороны
 Соединенные Штаты  Япония
Командиры и лидеры
Марк Митчер Масами Кобаяши
Сила
  • 5 авианосцев
  • 4 легких авианосца
  • 6 линкоров
  • 10 крейсеров
  • 28 эсминцев
  • 10 подводных лодок
  • 560 самолетов
  • 5 крейсеров
  • 8 эсминцев
  • 5 других военных кораблей
  • 50 торговых судов
  • 350 самолетов
Жертвы и потери
  • 40 убитых [номер 1]
  • 1 авианосец поврежден
  • 1 линкор слегка поврежден
  • 25 самолетов уничтожено
  • 4500+ убитых
  • 2 легких крейсера потоплены
  • 4 эсминца потоплены
  • 3 вспомогательных крейсера потоплены
  • 6 вспомогательных кораблей потоплены
  • 32 торговых судна потоплены
  • 9 судов повреждено
  • Уничтожено более 250 самолетов

Операция «Хейлстоун» — массированная ВМС США воздушная и надводная атака на лагуну Трук 17–18 февраля 1944 года, проводившаяся в рамках американского наступления против Императорского флота Японии на театре военных действий в Тихом океане .

Каролинские острова

Японцы оккупировали Микронезию , включая Каролинские острова , в 1914 году и основали Трук в качестве базы еще в 1939 году. Лагуна была сначала построена для размещения Японии Императорского флота 4-го флота , его «Сил Южных морей». После начала войны с Соединенными Штатами 4-й флот был передан под командование Объединенного флота, который продолжал использовать Трук в качестве передовой оперативной базы до 1944 года. Помимо якорных стоянок для военных кораблей и портовых сооружений для судоходства между странами базирования островов и Южной зоны ресурсов, пять аэродромов и база гидросамолетов были построены на Труке, что сделало его единственным крупным японским аэродромом в пределах досягаемости Маршалловых островов . [2]

Несмотря на впечатления руководителей ВМС США и американской общественности относительно проектируемых укреплений Трука, база так и не была значительно усилена или защищена от нападения с суши. Однако серьезная разработка Truk началась в конце 1943 года, когда были приняты защитные меры против потенциального вторжения США. Были расширены аэродромы и возведены береговые батареи. [3]

Поскольку авиация, размещенная в Труке, потенциально могла помешать предстоящему вторжению в Эниветок , и поскольку Трук недавно служил переправочным пунктом для пополнения запасов самолетов в Рабаул , адмирал Рэймонд Спруэнс приказал создать вице-адмирала Марка Митчера под командованием оперативную группу быстрых авианосцев , получившую обозначение TF. 58, для проведения воздушных налетов на Трук. К операции были привлечены три из четырех авианосных групп TF 58. Их общая численность состояла из пяти авианосцев ( «Энтерпрайз» , «Йорктаун» , «Эссекс» , «Интрепид» и «Банкер-Хилл» ) и четырех легких авианосцев ( «Белло Вуд» , «Кабот» , «Монтерей» и «Коупенс» ), на борту которых было более 500 боевых самолетов. Поддержку этим авианосцам оказывала оперативная группа из семи линкоров и множества тяжелых крейсеров, легких крейсеров, эсминцев и подводных лодок. [4]

Тем временем японцы осознали слабость своих позиций в Труке. IJN Корпуса морской пехоты США , начал вывод подразделений флота со своих стоянок еще в октябре 1943 года. Фактический отказ от Трука как передовой оперативной базы ускорился в первую неделю февраля 1944 года после того, как японцы заметили разведывательные самолеты PB4Y-1 Liberator отправленные в разведать местность. [5]

Продолжительность: 9 минут 26 секунд.
США 1944 года, Кинохроника описывающая нападение

Три авианосные группы, направленные в Хейлстоун, заняли позиции и начали свой первый штурм истребителей за 90 минут до рассвета 17 февраля 1944 года. В то время японский воздушный патруль не действовал, поскольку 22-я и 26-я воздушные флотилии IJN находились в отпуске на берег после недели в состоянии повышенной готовности после появления «Освободителя». [6] Столь же проблематичным для японцев было то, что радар на Труке не был способен обнаруживать низколетящие самолеты — слабость, вероятно, известная и использованная разведывательными организациями союзников. Из-за этих факторов американская авианосная авиация добилась полной неожиданности. [7]

Японские пилоты забрались в кабины всего за несколько минут до того, как самолеты TF 58 прибыли над островами Этен, Парам, Моен и Дублон. более 300 самолетов Воздушной службы Императорского флота Японии (IJNAS) и Воздушной службы Императорской армии Японии Хотя в первый день атак на Труке присутствовало (IJAAS), только около половины из них находились в боевой готовности по сравнению с более чем 500 действующими самолетами среди авианосцев Японии. TF 58. Пилоты-истребители ВМС США на своих Grumman F6F Hellcats , обладая преимуществами в скорости, высоте, броне и внезапности, одержали одностороннюю победу над пилотами IJNAS, летавшими на устаревших Mitsubishi A6M Zero . Около 30 из 80 Зеро, отправленных в ответ на зачистку истребителей, были сбиты, по сравнению с четырьмя потерянными Хеллкэтами. До конца утра было встречено лишь символическое сопротивление авиации; К полудню почти не было японских самолетов. [8] [4]

Из-за отсутствия прикрытия с воздуха или предупреждения многие торговые суда оказались на якоре, имея только зенитные орудия островов для защиты от авианосных самолетов США. Некоторые суда за пределами лагуны, уже направлявшиеся в сторону Японии, подверглись нападению американских подводных лодок и затонули, не успев спастись. Третьи, пытавшиеся бежать через Северный перевал атолла, были блокированы воздушной атакой и надводными силами адмирала Спруэнса, оперативной группой 50.9, которые совершили плавание вокруг Трука, бомбардируя береговые позиции и вступая в бой с кораблями противника. [9]

торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков Основной ущерб, нанесенный японским наземным объектам, был нанесен эскадрильям авианосных группировок (CAG). Рано утром в первый день Хейлстоуна - Grumman TBF Avenger эскадрильи торпедоносцев из 10- й CAG авианосной авиагруппы Enterprise (CAG-10) и Intrepid . 6 сбросили осколочные и зажигательные бомбы на взлетно-посадочные полосы на острове Этен и базу гидросамолетов на Моэне Остров . Десятки самолетов были повреждены или уничтожены, что еще больше затруднило любую возможную реакцию японцев на удары. Последующие совместные атаки пикирующих бомбардировщиков [номер 2] а бомбардировщики-торпедоносцы «Эвенджер» разбили взлетно-посадочные полосы и разрушили ангары. [11] [12]

Утренние удары были также нанесены по объектам судоходства в лагуне. Лейтенанту-коммандеру Джеймсу Д. Рэймиджу , командиру 10-й эскадрильи пикирующих бомбардировщиков (VB-10), приписывают потопление ранее поврежденного торгового танкера « Хойо Мару» . [13] Лейтенант Джеймс Э. Бриджес и его команда на одной из Интрепида торпедных эскадрильи 6 (VT-6) «Мстителей» « » нанесли прямое попадание в корабль боеприпасов «Айкоку Мару» . Взрыв бомбы вызвал мощный взрыв, в результате которого корабль немедленно затонул, а также, очевидно, охватил и самолет, в результате чего погибли все трое мужчин, находившихся внутри. [14]

Японский корабль с боеприпасами «Айкоку Мару» взрывается после попадания торпеды, 17 февраля 1944 года.

Ко второму и третьему за день ударам судов в отчетах CAG очевидная миссия противника была указана как «побег». [15] Те корабли, которые смогли выйти в открытое море, направились к выходу из лагуны через Северный перевал, выдерживая неоднократные воздушные атаки. одной группе боевых кораблей — крейсеру « Катори» , вспомогательному крейсеру «Акаги Мару» , эсминцам «Маикадзэ» и «Новаки» , а также тральщику « Сёнан Мару» Особое внимание авианосных бомбардировщиков уделялось . Несколько авиагрупп атаковали эти корабли, нанеся им серьезные повреждения. Йорктауна а также в еще Эскадрильи пикирующих и торпедоносцев заявили о двух попаданиях в Катори, один крейсер и несколько эсминцев; Бомбардировщики «Эссекса» заявили о пяти попаданиях в «Катори» класса крейсер , заявив, что корабль застрял в воде после атаки. [16] [17] «Акаги Мару» был потоплен в результате атаки с воздуха. [18]

Катори затонул за кормой из-за фатального повреждения главными орудиями Айовы .

В этот момент до адмирала Спруэнса дошли сообщения о группе военных кораблей, бегущих через Северный перевал. Спруанс был настолько непреклонен в бою между кораблями, что командир его авианосца адмирал Митчер приказал своим CAG прекратить атаковать Катори и ее спутников. Спруэнс поставил себя под тактическое командование оперативной группой 50.9, состоящей из четырех эсминцев, тяжелых крейсеров «Миннеаполис» и «Новый Орлеан» , а также новых линкоров «Айова» и «Нью-Джерси» , которые он лично возглавил в надводном бою против ранее поврежденных японских кораблей. [19] У разбитых японских кораблей не было особых шансов против оперативной группы 50.9, хотя члены его штаба считали решение Спруэнса участвовать в надводных действиях, когда самолеты, вероятно, могли бы достичь аналогичных результатов, излишне безрассудным. Действительно, японскому эсминцу «Майкадзе» удалось обстрелять торпедами линкор «Нью-Джерси» во время боя . К счастью для Спруэнса, торпеды промахнулись, и «бой» закончился с предсказуемо односторонним результатом. Надводные бойцы ВМС США практически не пострадали, и это был единственный раз в их карьере, когда Айова и Нью-Джерси открыли огонь из своего основного вооружения по кораблям противника.

Тем временем 5-дюймовые (127-мм) орудия Нью-Джерси объединили огонь с крейсерами США, чтобы потопить Майкадзэ и Сёнан Мару , в то время как Айова нацелилась и потопила Катори многочисленными попаданиями из ее главной батареи. Новаки был единственным японским кораблем из этой группы, которому удалось спастись, получив лишь очень незначительные повреждения от попадания 16-дюймового (406-мм) снаряда большой мощности из Айовы . [18] [20]

Ответ на дневные удары прибыл поздно ночью в виде небольших групп японских бомбардировщиков, прощупывающих оборону оперативных групп. Примерно с 21:00 17 февраля до нескольких минут после полуночи 18 февраля по меньшей мере пять групп из одного-трех самолетов противника пытались проскользнуть мимо кораблей прикрытия, чтобы нанести удар по авианосцам. Один из таких самолетов, бомбардировщик Nakajima B5N2 «Кейт», сумел уклониться от ночных истребителей, защищавших оперативную группу США, и сбросил торпеду на оперативную группу 58.2. Торпеда попала в «Интрепид» по правому борту корабля, повредив рулевое управление и убив 11 моряков. Intrepid был вынужден уйти в отставку в США для ремонта и вернулся в бой только в августе 1944 года. [21] [22]

Последствия

[ редактировать ]

Трук, как и многие другие японские базы, был предоставлен сам себе, без надежды на пополнение запасов или подкрепление. Армейские силы, прибывшие на атолл до нападения США, увеличили нагрузку на имеющиеся продовольствие и медикаменты. Истощение боеприпасов даже ограничило способность береговых батарей отражать периодические атаки союзных войск, включая экспериментальные налеты самолетов Boeing B-29 Superfortress и атаки авианосцев союзников. [23]

Потери на Труке были тяжелыми. В результате ударов было уничтожено около 17 000 тонн хранимого топлива. [24] Потери при транспортировке составили почти 200 000 тонн, включая ценные ресурсы на нефтяных танкерах . [25] Это составляло почти одну десятую всех потерь японского судоходства в период с 1 ноября 1943 года по 30 июня 1944 года. [26] Более того, изоляция всего этого района боевых действий атаками подводных лодок и авиации положила начало эффективному перерезанию японских морских путей между водами империи и критически важными поставками топлива на юг. Окончательный эффект такого отключения был позже замечен во время битвы при заливе Лейте , когда силам IJN пришлось совершать вылеты отдельно от Японии и Лингга-роуд из-за нехватки топлива. [27] Нейтрализация Трука и захват Эниветока подготовили почву для предстоящего вторжения на Сайпан , в результате которого американские тяжелые бомбардировщики наземного базирования впервые оказались в пределах досягаемости японских островов. [28]

Япония начала перестраивать Трук в авиабазу бомбардировщиков и усилила противовоздушную оборону. 29 апреля Спруэнс снова послал авианосцы и уничтожил оборонительные сооружения и бомбардировщики, припаркованные в аэропортах. Британские войска снова атаковали в июне 1945 года. После операции «Град» в Труке не произошло значительного наращивания военно-морского флота. [ нужна ссылка ]

Сегодня Трук известен как туристическое направление для дайверов, заинтересованных увидеть множество затонувших кораблей, оставшихся в лагуне, многие из которых были затоплены в ходе операции «Град» . [29]

Список кораблей в Труке на момент атаки

[ редактировать ]

Военные корабли

[ редактировать ]

Список взят из книги Джеффри « Военные могилы, свалки боеприпасов и места удовольствий» (2007). [30]

  • Крейсер (CL)
  • Разрушитель (ДД)
    • 1 современный
    • 3 устаревшие
  • Охотник за подводными лодками
  • Вспомогательный охотник за подводными лодками Шонан Мару №15 (№15 Шонан Мару), 355 тонн
  • Моторный миноносец №10, 85 тонн

Поврежденный

[ редактировать ]

Торговые суда

[ редактировать ]

Список взят из книги Джеффри « Военные могилы, свалки боеприпасов и места удовольствий» (2007). [30]

  • Вспомогательный крейсер
  • Транспорт ВМФ
    • Хоки Мару 7112 тонн
    • Ямагири Мару 7112 тонн
    • Фудзикава Мару (Фудзикава Мару) 6938 тонн
    • Транспортно-грузовой корабль ВМФ Сан-Франциско Мару 5831 тонна
    • Рейо Мару 5446 тонн
    • Сейко Мару 5385 тонн
    • пассажирско-грузовое судно Kensho Maru 4862 тонны
    • грузовое судно Ханакава Мару 4739 тонн
    • пассажирское/грузовое судно Санкисан Мару или Ямакисан Мару (山鬼山Мару) 4776 тонн
    • грузовое судно Хокуйо Мару 4217 тонн
    • грузовое судно Momokawa Maru (Момокава Мару) 3 829 тонн
    • Водовоз/пассажирский/грузовой корабль ВМФ Nippo Maru 3764 тонны
    • грузовое судно Ункай Мару №6 (6-й Ункай Мару) 3220 тонн
    • Тайхо Мару 2827 тонн
    • грузовое судно Шотан Мару 1999 тонн
    • грузовое судно Госей Мару (五星 Мару) 1931 тонна
  • Грузовое судно Тайкичи Мару или Тачи Мару (Taikichi Maru) 1891 тонна
  • Армейский транспорт
    • Гётен Мару 6854 тонны
    • грузовое судно Нагано Мару 3824 тонны
    • Юбаэ Мару (西玮 Таблетка) 3217 тонн
  • Подводный тендер
  • Масленка
    • Нефтяник Синкоку Мару (神国Мару) 10 020 тонн
    • Нефтяной танкер Fujisan Maru (Фудзияма Мару) 9 524 тонны
  • Вспомогательный нефтяной танкер
    • китобойное судно Тонан Мару №3 (рис. 3 Минами Мару) 19 209 тонн
    • Хою Мару или Хойо Мару (宝洋药) 8691 тонна
    • пассажирско-грузовое судно Амагисан Мару (Amagisan Maru) 7 620 тонн

Поврежденный

[ редактировать ]
  • Грузовое судно Соя 3800 тонн

См. также

[ редактировать ]
  1. Среди погибших 29 членов экипажей различных авианосцев и 11 моряков на борту Intrepid . Потери самолетов составили 12 истребителей, семь торпедоносцев и 6 пикировщиков. [1]
  2. Все эскадрильи пикирующих бомбардировщиков, за исключением VB-17 Банкер-Хилла, в это время летали на Douglas SBD Dauntless . VB-17 была первой эскадрильей, использовавшей более новый Curtiss SB2C Helldiver , который позже заменил Dauntless в качестве стандартного пикирующего бомбардировщика ВМС США. [10]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Морисон 1961 , с. 330
  2. ^ Джеффри 2003 .
  3. ^ Toll 2015 , стр. 404–405.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ремс 2014 .
  5. ^ Прадос 1995 , стр. 533–535.
  6. ^ Хорнфишер 2016 , стр. 6–7.
  7. ^ Прадос 1995 , с. 537.
  8. ^ Toll 2015 , стр. 405–406.
  9. ^ Прадос 1995 , стр. 537–538.
  10. ^ Тиллман 1997 , стр. 16–17, 31.
  11. ^ Гарднер 1944 .
  12. ^ Харрисон 1944 .
  13. ^ Плата за проезд 2015 , с. 407.
  14. ^ Астор 2007 , стр. 233–234.
  15. ^ Джетер 1944 , с. 15.
  16. ^ Стеббинс 1944 , с. 3.
  17. ^ Уайт 1944 , стр. 85–98.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Н-026-3 Грузовик Рейд 1944 г.» . НХХК . Проверено 20 марта 2023 г.
  19. ^ Toll 2015 , стр. 410–411.
  20. ^ Хорнфишер 2016 , стр. 11–15.
  21. ^ Спрэг 1944 , стр. 14–15.
  22. ^ Уильямс 2000 .
  23. ^ Прадос 1995 , с. 538.
  24. ^ Хорнфишер 2016 , с. 18.
  25. ^ Toll 2015 , стр. 413–414.
  26. ^ Уилмотт 2005 , с. 292.
  27. ^ Прадос 2016 , стр. 110–111.
  28. ^ Офсти 1946 , стр. 194–195.
  29. ^ Трамбалл 1972 .
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джеффри 2007 , стр. Приложение 4.

Первоисточники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бейли, Дэн Э. (1992). Вторая мировая война: обломки лагун Кваджалейн и Трук . Публикации дайверов Северной долины. ISBN  0-911615-05-9 .
  • Браун, Дэвид (1990). Потери кораблей во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-914-Х .
  • Браун, Герберт К. (2000). Ад в Тассафаронге . Древние мореплаватели Пр. ISBN  0-9700721-4-7 . - Отчет из первых рук об операции «Град», сделанный членом экипажа авианосца « Новый Орлеан» .
  • Крессман, Роберт Дж. (2000). Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-149-1 .
  • Ито, Масанори (1986). Конец Императорского флота Японии (переиздание). Юпитер. ISBN  0-515-08682-7 .
  • Лакруа, Эрик; Линтон Уэллс (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-311-3 .
  • Линдеманн, Клаус (2005). Град над лагуной Трук : операции против Трука авианосной оперативной группы 58, 17 и 18 февраля 1944 года и кораблекрушения во время Второй мировой войны . Орегон: Ресурсные публикации. ISBN  1-59752-347-Х .
  • Питти, Марк (1992). Нан'Йо: Взлет и падение японцев в Микронезии, 1885–1945 (серия монографий по островам Тихого океана) . Издательство Гавайского университета. ISBN  0-8248-1480-0 .
  • Стаффорд, Эдвард П. (2002). The Big E: История USS Enterprise (переиздание). Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-998-0 .
  • Стюарт, Уильям Герман (1986). Призрачный флот лагуны Трук: отчет об операции «Град», февраль 1944 г. Живописные истории. ISBN  0-933126-66-2 .
  • Райт III, Бертон. Восточные мандаты . Кампании армии США во Второй мировой войне. Центр военной истории армии США . Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 года . Проверено 20 августа 2010 г.
  • Обзор стратегических бомбардировок США (1947 г.). Сокращение Трука . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. OCLC   44738732 .
  • Янг, Эдвард М. (2015). «Сильный дождь: операция «Град: рейд ВМС США на лагуну Трук, 17–18 февраля 1944 года». Историк авиации (13): 76–89. ISSN   2051-1930 .
  • Золандез, Томас (2006). «Вопрос 12/03: Японские объекты в лагуне Трук». Военный корабль Интернешнл . XLIII (2): 152–153. ISSN   0043-0374 .
  • В поисках затонувших кораблей: «Операция Град» , 2007, документальный фильм, Military Channel
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de1004bc8503afe705830d213ec0f687__1718991180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/87/de1004bc8503afe705830d213ec0f687.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Hailstone - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)