Хэйан Мару (1930)
Хэйан Мару , ок. 1937 год
| |
История | |
---|---|
Япония | |
Имя | Хэйан Мару |
Строитель | Осакский металлургический завод , Япония |
Заложен | 19 июня 1929 г. |
Запущен | 16 апреля 1930 г. |
Завершенный | 24 ноября 1930 г. |
пораженный | 18 февраля 1944 г. |
Судьба | Потоплен американской авиацией 18 февраля 1944 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Океанский лайнер |
Тоннаж | 11 615 брт |
Длина | 163,3 м (535 футов 9 дюймов) в целом |
Луч | 20,1 м (65 футов 11 дюймов) |
Черновик | 12,5 м (41 фут 0 дюймов) |
Движение | 2 дизеля B&W -Ikegai:*2 вала:*13 404 л.с. |
Скорость | 18,4 узла (21,2 миль в час; 34,1 км / ч) |
Емкость | 330 пассажиров (76 первого класса, 69 туристического класса, 185 третьего класса) |
Экипаж | 130 |
Вооружение | 4× 15 см/50 корабельных орудий «Тип 41-го года»; *4 × 13-мм зенитные орудия |
Хэйан Мару ( 平安丸 ) — японский океанский лайнер, спущенный на воду в 1930 году и работавший в основном на Нью-Йорка транстихоокеанских рейсах линии между Иокогамой и Сиэтлом . Незадолго до начала войны на Тихом океане он был реквизирован Императорским флотом Японии и переоборудован для использования в качестве вспомогательного тендера подводных лодок . В 1944 году он был потоплен американской авиацией в лагуне Чуук во время операции «Град» . Его затопленный корпус – самый крупный из «Призрачного флота» Чуука – остается популярным местом для подводного плавания .
Фон
[ редактировать ]В конце 1920-х годов японская судоходная компания «Ниппон Юсен» (NYK) начала крупную программу судостроения, направленную на расширение международных пассажирских перевозок. Из восьми построенных пассажирских лайнеров три относились к Hikawa Maru классу , предназначенному в основном для обслуживания маршрута NYK Иокогама-Сиэтл. Этими тремя кораблями были Хикава Мару , Хие Мару и Хэйан Мару .
Строительство Heian Maru , запланированного как комбинированный пассажирско-грузовой лайнер водоизмещением 11 616 тонн, началось 19 июня 1929 года на заводе Osaka Iron Works . Он был назван в честь в Киото исторического храма Хэйан и спущен на воду 24 ноября 1930 года. Оснащение было завершено 24 ноября, а 18 декабря Хэйан Мару начала свое первое океанское путешествие из Гонконга в Сиэтл. [ 1 ]
Океанский лайнер
[ редактировать ]Хэйан Мару вышла на регулярные рейсы, доставляя пассажиров, грузы и почту, ее первоначальный маршрут был Гонконг , Шанхай , Модзи , Кобе , Иокогама, Виктория и Сиэтл, с редкими остановками в Йоккаити , Нагоя и Симидзу .
С начала 1935 года она обслуживала маршрут Осака-Сиэтл с заходами в Кобе, Нагою и Симидзу. Обратный путь был в Иокогаму, Кобе и Осаку. С апреля 1935 года большинство рейсов начиналось и заканчивалось в Кобе с остановками в Иокогаме, Ванкувере и Сиэтле. Благодаря скорости «Хейан Мару» и двух ее однотипных кораблей NYK могла осуществлять регулярные рейсы из Сиэтла в Иокогаму каждые три недели. [ 2 ]
Heian Maru был быстрым, современным лайнером среднего размера, способным с комфортом перевезти 300 пассажиров через Тихий океан. Ее интерьеры были выполнены в староанглийском стиле, и когда она открылась для экскурсий в Сиэтле, она привлекла тысячи посетителей. Один американский пассажир 1934 года охарактеризовал попытки камбуза питаться в американском стиле как плохие, но был впечатлен компактностью конструкции судна, продуманной конструкцией и профессиональным экипажем. [ 3 ]
30 марта 1937 года она привезла принца и принцессу Чичибу в Ванкувер во время их королевского визита по пути на коронацию короля Георга VI . [ 4 ] [ 5 ]
26 июля 1941 года президент Рузвельт приказал заморозить все японские активы в Соединенных Штатах. [ 6 ] Хейан Мару , направлявшийся в Сиэтл, был вынужден провести два дня, сидя в 150 милях от мыса Флэттери , пока официальные лица вырабатывали гарантии того, что корабль не будет конфискован, как только он войдет в американские воды. Среди пассажиров, с тревогой ожидавших, были многочисленные еврейские беженцы из раздираемой войной Европы, получившие транзитные визы от Тиуне Сугихары , японского консула в Литве . По прибытии в порт кораблю было отказано в разрешении выгрузить груз шелка-сырца (стоимостью 1 000 000 долларов), направлявшегося на фабрики Нью-Джерси. Только после того, как американские заказчики этого груза предъявили пять отдельных судебных исков, правительство уступило и разрешило его выгрузить. [ 7 ] Все пассажиры высадились в Сиэтле, в том числе 69 направлялись в Ванкувер, Британская Колумбия. [ 8 ] Дальнейший дипломатический резонанс возник, когда среди 144 японских пассажиров, готовившихся сесть на корабль для обратного рейса в Иокогаму, американские официальные лица были раздеты до нижнего белья и обысканы как мужчин, так и женщин. [ 9 ] В последний раз корабль вышел в балласте из Сиэтла 4 августа 1941 года.
Подводный тендер
[ редактировать ]После того, как Хэйан Мару вернулся в Японию в августе 1941 года, NYK сообщили, что из-за растущей напряженности между Японией и США лайнер будет переоборудован для использования в военных целях. 3 октября корабль был официально реквизирован Императорским флотом Японии и назначен тендером вспомогательных подводных лодок военно-морского округа Йокосука . Две недели спустя переоборудование началось на заводе Mitsubishi Heavy Industries в Кобе. Среди множества других переделок были установлены четыре 15-см/50 корабельных орудия «Тип 41-го года» , две спаренные 13-мм зенитные пушки , два прожектора и дальномер. [ 1 ]
Начало Второй мировой войны на Тихом океане 7 декабря 1941 года (8 декабря в Японии) привело к тому, что Хэйан Мару все еще переоборудовалась, но к концу месяца она уже направлялась в Кваджалейн , чтобы занять новую должность в 6-м флоте IJN. . В начале февраля 1942 года, находясь в Кваджалейне, экипаж Хейан Мару получил первый боевой опыт во время рейдов, стартовавших с американского авианосца USS Enterprise (CV-6) .
На протяжении 1942 года и в первые месяцы 1943 года « Хейан Мару» курсировал между японскими базами в Труке (позже известном как атолл Чуук ), Рабауле на Соломоновых островах , а также Йокосуке и Куре в Японии. Она выполняла возложенную на нее задачу по снабжению дюжины подводных лодок 6-го флота IJN торпедами, провиантом, запасными частями и сменным экипажем, но благодаря своим вместительным трюмам использовалась также в качестве транспорта для войск и генеральных грузов. В Рабауле в январе 1943 года Хейан Мару попала под две крупные воздушные атаки союзников , во время которых она едва избежала попадания бомбы. [ 1 ]
2 июня 1943 года Хэйан Мару был переведен в 5-й флот IJN и прибыл в Парамуширо на Курильских островах для поддержки операций на Алеутских островах . Он использовался в качестве плавучего командного пункта для тайного успешного вывода 5000 японских солдат с острова Киска , затем 14 августа вернулся в Йокосуку и был возвращен в состав 6-го флота IJN.
В течение следующих нескольких месяцев Хэйан Мару был занят переправкой войск, техники и других грузов 17-й пехотной дивизии IJA из Шанхая в Трук и Рабаул. В ходе краткого переоборудования в Военно-морском арсенале Йокосука ее четыре 152-мм орудия были заменены двумя 120-мм пушками «Тип 10» , двумя зенитными пушками «Тип 96» и гидролокатором «Тип 2». Ее перекрасили в ослепительный камуфляж. После этого она переправила торпеды, дистиллированную воду и другой груз на Трук, а 19 ноября имела напряженную встречу с американской подводной лодкой USS Dace (SS-247), которая подвергла испытанию ее нового командира, капитана Тамаки Тошихару. Декабрь 1943 года и январь 1944 года он провел, распределяя снабжение подводным лодкам и другим кораблям Объединенного флота в лагуне Трук.
Японская военно-морская база Трук представляла собой большой обширный комплекс с сотнями судов, стоящих на якоре среди десятков островов, окруженных защитным коралловым рифом. Острова были усеяны аэродромами, госпиталями, ремонтными мастерскими, складами, складами топлива и командными пунктами. Его защищали береговые орудия в бетонных казематах, сотни истребителей и сотни зенитных орудий всех типов как на корабле, так и на берегу. [ 10 ] «Хейан Мару» была пришвартована рядом со своим однотипным кораблем «Хикава Мару» (находившимся в военное время в качестве госпитального корабля ) на подветренной стороне острова Дублон, когда утром 17 февраля 1944 года американцы начали операцию «Град» .
Операция «Хейлстоун» , проведенная 58-й оперативной группой ВМС США с девятью авианосцами под командованием вице-адмирала Марка А. Митчера , представляла собой масштабный двухдневный комбинированный рейд воздух-надводно-подводные лодки. Хотя IJN незадолго до этого вывел свои авианосцы и линкоры из Трука, их оборона была не готова к масштабам атаки, а оставшиеся военно-морские и торговые суда были опустошены волной за волной американских военных самолетов. «Хейан Мару» быстро вышел в море и предпринял маневры уклонения к северу от острова Дублон — с вице-адмиралом Такео Такаги и его штабом Шестого флота на борту — но поскольку это была одна из крупнейших целей в лагуне, атаки противника были беспощадными. В середине утра две бомбы упали прямо за кормой, повредив один из гребных валов и затопив кормовой трюм. Экипажу удалось исправить дифферент, закачав топливо в ее носовые баки, и после захода солнца «Хейан Мару» вернулась в Дублон, где были выгружены «Адмирал Такаги» и часть корабельного груза торпед «Тип 95» . [ 1 ]
Рано утром следующего дня, 18 февраля 1944 года, «Хейан Мару» двинулся в путь, поскольку американские воздушные атаки возобновились. Вскоре после 03:00 по нему быстро один за другим попали две пары бомб; огонь охватил мостик и угрожал трюму, в котором находились оставшиеся торпеды. Пострадавший корабль начал тонуть, и около 05:00 капитан Тамаки отдал приказ покинуть корабль. Большая часть экипажа, включая Тамаки, благополучно добралась до берега, но всего 18 человек были убиты и 25 ранены. [ 1 ]
В 09:00 Grumman TBF Avenger торпедоносцы с авианосца USS Bunker Hill (CV-17) атаковали все еще горящий Heian Maru , торпеда попала в его мидель по левому борту. Вскоре после этого она затонула и остановилась по левому борту на глубине около 110 футов.
31 марта 1944 года « Хейан Мару» был официально исключен из списков ВМФ . [ 1 ]
Дайв-сайт
[ редактировать ]Лагуна Чуук на Каролинских островах , ныне часть Федеративных Штатов Микронезии , является популярным местом для дайверов-любителей и спортсменов со всего мира. В 1960-х годах аквалангисты начали обнаруживать и идентифицировать корпуса японских кораблей, затонувших во время операции «Град» (а также последующих рейдов). Лагуна стала широко известна после того, как в 1971 году она стала предметом эпизода «Подводного мира» Жака Кусто под названием «Лагуна потерянных кораблей». Из примерно 45 затонувших кораблей, составляющих «Призрачный флот» Чуука, « Хейан Мару» является одним из самых популярных среди дайверов. Его глубина около 33 метров или 108 футов (12 метров или 39 футов по верхнему/правому борту). [ 11 ] в относительно чистой, стоячей воде, что делает его доступным для аквалангистов средней подготовки. Это самое большое затонувшее судно в лагуне (несколько более крупный «Тонан Мару № 3» был снят с мели после войны). [ 11 ] и его название до сих пор ясно видно на носу, как на английском, так и на японском языках. Расположенные по левому борту « Хейан Мару» доступны для доступа к некоторым грузовым трюмам, в которых обнаруживаются запасы торпед, артиллерийских снарядов, перископов подводных лодок и множества других предметов.
В последние годы среди чуукецев и экологических групп растет беспокойство по поводу потенциального ущерба лагуне, поскольку из медленно ржавеющих обломков начинает вытекать тяжелое мазут. [ 12 ]
Хэйан Мару и другие затонувшие японские корабли в лагуне Чуук официально признаны японским правительством военными могилами.
Ссылки
[ редактировать ]- Енцура, Хансгеорг (1976). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869-1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-893-Х .
- Тасиро Ивасиге, Визуальный путеводитель по японскому торговому флоту военного времени , «Дайниппон Кайга» . Архивировано из оригинала 7 декабря 2002 г. (Япония), май 2009 г.
- Спецвыпуск «Корабли мира», Золотой век японских пассажирских лайнеров , «Кайдзинша» . , (Япония), май 2004 г.
- Путешествие века «Коллекция фотографий кораблей Нью-Йорка» , «Ниппон Юсен» . , (Япония), октябрь 1985 г.
- Maru Special, Японские военно-морские корабли № 29, «Тендеры японских подводных лодок с тендерами вспомогательных подводных лодок» , «Усио Сёбо» . (Япония), июль 1979 г.
- Maru Special, Японские военно-морские корабли № 53, «Японские суда обеспечения» , Усио Сёбо (Япония), июль 1981 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Боб Хэкетт, Сандер Кингсепп и Питер Кандалл. «Тендер подводных лодок IJN Хэйан Мару» . Сайт Объединенного флота . Проверено 8 декабря 2013 г.
- ^ Транстихоокеанский пар: История парового плавания от тихоокеанского побережья Северной Америки до Дальнего Востока и антиподов , 1867-1941, Э. Моубрей Тейт
- ^ Почему Япония была сильна: приключенческое путешествие , Джон Патрик , 1943
- ^ Джесси, Мицуо; Стивс, Гарольд; Стивс, Кэти (2005). Стивстон Консервный ряд: иллюстрированная история . Мицуо Есаки. ISBN 9780968380710 .
- ^ «Дом | Ванкувер Сан» .
- ^ «Соединенные Штаты замораживают японские активы – 26 июля 1941 года» . History.com . Проверено 18 февраля 2016 г.
- ^ Тейт, Э. Мобрей (1986). Транстихоокеанский пар: история пароходства с тихоокеанского побережья . Издательство Роузмаунт. п. 124. ИСБН 0-8453-4792-6 .
- ^ Коллекция пост-разведчиков Сиэтла, Музей истории и промышленности, Сиэтл
- ^ «Волшебная» история Перл-Харбора , Министерство обороны США, Том III (5 августа 1941 г. - 17 октября 1941 г.)
- ^ «Война на Тихом океане НХП: Война в раю» . www.nps.gov . Архивировано из оригинала 7 января 2014 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Веб-сайт Майкла Макфадьена по подводному плаванию» . Michaelmcfadyenscuba.info . Проверено 18 февраля 2016 г.
- ^ «Острова Чуук — Синий и черный — Иностранный корреспондент» . ABC.net.au. 20 мая 2011 г. Проверено 18 февраля 2016 г.
- корабли 1930 года
- Пароходы Японии
- Океанские лайнеры
- Корабли линии NYK
- Тендеры подводных лодок Императорского флота Японии
- Военные корабли Японии времен Второй мировой войны
- Кампания Корабли Алеутских островов
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Морские инциденты в феврале 1944 г.
- Корабли, потопленные авиацией США
- Места для дайвинга на затонувших кораблях
- Евреи Сугихары
- Корабли постройки Osaka Iron Works