Айкоку Мару (1940)
![]() Айкоку Мару в Сингапуре, 1942 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Айкоку Мару |
Заказал | 1937 финансовый год |
Строитель | Mitsui Engineering & Shipbuilding , Тамано, Окаяма |
Заложен | 29 декабря 1938 г. |
Запущен | 25 апреля 1940 г. |
Завершенный | 31 августа 1941 г. |
пораженный | 31 марта 1944 г. |
Судьба | Потоплен в результате воздушной атаки 16 февраля 1944 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Вооруженный торговый крейсер |
Тоннаж | 10 438 брт |
Длина | 160,8 м (527 футов 7 дюймов) ш/л |
Луч | 20,2 м (66 футов 3 дюйма) |
Черновик | 8,8 м (28 футов 10 дюймов) |
Движение |
|
Скорость | 20,9 узлов (38,7 км/ч; 24,1 миль в час) |
Дополнить | 133 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 1 × Kawanishi E7K гидросамолет |
Общая характеристика (после 1942 г.) | |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 2 × Aichi E13A гидросамолета |

Айкоку Мару ( 愛国丸 ) — вооруженный торговый крейсер Императорского флота Японии во время Второй мировой войны . Корабль вступил в строй в 1940 году, позже корабль был переоборудован в корабль боеприпасов . Потоплен в феврале 1944 года во время операции «Град» .
Дизайн
[ редактировать ]Aikoku Maru был заложен на верфях Mitsui Tamano в префектуре Окаяма 29 декабря 1938 года. Водоизмещение судна составило 10 438 регистровых тонн . [ 1 ] длиной 160,8 м (527 футов 7 дюймов). Оснащенный двумя дизельными двигателями Mitsui B&W мощностью 13 000 л.с. (9700 кВт) с приводом от двух винтов, он был способен развивать скорость 20,9 узла (38,7 км / ч; 24,1 миль в час). Судно было спущено на воду 25 апреля 1940 года и носило название «Айкоку Мару» тогда .
Он был спроектирован как комбинированное пассажирско -грузовое судно для Osaka Shosen Lines регулярных рейсов предварительно названное «Киото» в Южную Америку. Новое судно, , должно было похвастаться роскошными номерами-люксами. Судно было построено на крупные государственные субсидии, предоставленные с 1936 года для стимулирования производства больших высокоскоростных транспортных средств и танкеров, которые можно было быстро переоборудовать для использования в военных целях во время конфликта.
Хотя якобы это был роскошный океанский лайнер, военные имели право голоса в дизайне Aikoku Maru, рассчитывая на его будущее использование в качестве военного транспорта. Предусматривалось размещение десантных судов и стоянка корабельной артиллерии .
Операционная история
[ редактировать ]Сразу после завершения строительства, 31 августа 1941 года, Айкоку Мару был официально реквизирован Императорским флотом Японии. Он был переоборудован в вооруженный торговый крейсер 5 сентября, еще в Тамано , с установкой четырех 15-см/50 орудий Типа 41-го года , двух 12-фунтовых морских орудий QF мощностью 12 центнеров , двух 13,2-мм пулеметов Тип 93 и двух спаренных пулеметов. установить 533-мм (21 дюйм) торпедные аппараты . Он также был оснащен мощными прожекторами и стрелой для управления Kawanishi E7K гидросамолетом (с одним дополнительным самолетом в качестве запасного).
В качестве вспомогательного крейсера и тендера подводных лодок.
[ редактировать ]24-я рейдерская эскадрилья (CruDiv24) в составе Айкоку Мару , Хококу Мару и Кийосуми Мару была создана 15 октября 1941 года в составе Объединенного флота . «Айкоку Мару» и ее однотипный корабль «Хококу Мару» были переброшены на атолл Джалуит на Маршалловых островах в конце ноября для подготовки к предстоящим боевым действиям против Соединенных Штатов. [ 2 ]
13 декабря 1941 года Айкоку Мару и Хококу Мару потопили SS Vincent (6210 GWT), американское торговое судно с грузом риса из Австралии в Панаму в 22 ° 41' ю.ш., 118 ° 19' в.д. / 22,683 ° ю.ш., 118,317 ° в.д. . 31 декабря 1941 года гидросамолет-разведчик с авиабазы Айкоку Мару заметил американское грузовое судно «Малама» (3275 GWT), направлявшееся в Веллингтон . Самолет не вернулся, и, несмотря на обыски, проведенные обоими японскими судами, никаких следов пропавшего самолета так и не было обнаружено. Второй гидросамолет вновь захватил SS Malama к югу от островов Кука 2 января 1942 года и после обстрела приказал кораблю остановиться. После того, как команда Маламы покинула корабль, он затонул. 26 ° 39' ю.ш., 151 ° 24' з.д. / 26,650 ° ю.ш., 151,400 ° з.д. . [ 3 ] Если не считать пропавшего пилота, ни с одной стороны потерь не было, и вылет был завершен 20 января 1942 года. CruDiv24 вернулся в Хашираджиму в феврале после высадки 76 военнопленных в Оите .
14 февраля 1942 года в Куре военно-морском арсенале четыре 152-мм орудия Айкоку Мару были заменены восемью 14-см/50 военно-морскими орудиями типа 3-го года . Он также был модифицирован для размещения в трюме подводных торпед, что позволило ему функционировать в качестве вспомогательного тендера подводных лодок . В этом качестве Айкоку Мару и Хококу Мару были развернуты в составе 6-го флота IJN 10 марта для поддержки операций подводных лодок у восточного побережья Африки и Мозамбика . В конце марта Айкоку Мару и Хококу Мару вернулись в Куре, где CruDiv24 был официально расформирован и переведен в Subron8, действующий с начала апреля на Пенанге , поддерживая операции подводных лодок в западной части Индийского океана. [ 4 ] 9 мая Айкоку Мару захватил голландский танкер Genota (7897 GWT) в 480 милях (770 км) к юго-юго-востоку от Диего Суареса , Мадагаскар. 5 июня она потопила MV Elysia британское грузовое судно союзников . (6757 GWT), на борту которого находились войска 27 ° 19' ю.ш., 037 ° 01' в.д. / 27,317 ° ю.ш., 37,017 ° в.д. . 12 июля она захватила в Новой Зеландии зарегистрированное грузовое судно Hauraki недалеко от Цейлона . Она разместила на борту призовой экипаж , но на обратном пути в Японию ее новозеландский моторный экипаж сумел саботировать груз и запасные части двигателя. [ 2 ]
После ремонта на военно-морской базе Селетар в Сингапуре гидросамолеты на Айкоку Мару были модернизированы до двух Aichi E13A , были добавлены две сдвоенные 25-мм противотанковые/зенитные пушки Type 96 и загружено еще 70 торпед. Она продолжала базироваться на Пенанге до конца августа под командованием Тамоцу Оиси .
С сентября Айкоку Мару был приписан к 8-му флоту IJN , и ему было поручено перебросить 38-ю пехотную дивизию IJA в Рабаул для усиления Гуадалканала . После выполнения этой миссии к 10 октября ее подразделение торговых рейдов было возобновлено, и 7 ноября Айкоку Мару перешла Зондский пролив в Индийский океан вместе с Хококу Мару . [ 2 ]

11 ноября рейдеры атаковали голландский танкер Ondina (6341 GWT), который сопровождал тральщик HMIS Bengal , к юго-западу от Кокосовых островов . Хококу Мару был ближе и атаковал первым, но выстрел из аппарат торпедный 4-дюймовых орудий Ондины попал в правого борта Хококу Мару и взорвал торпеду. Вспыхнул пожар, который быстро вышел из-под контроля, в результате чего взорвался кормовой магазин и судно затонуло. Затем прибыл Айкоку Мару и уехал из Бенгалии, в то время как Ондина также пытался сбежать. Айкоку Мару нанесла шесть ударов по Ондине из своих орудий, но две ее торпеды промахнулись. Однако, поскольку их корабль был поврежден и у него закончились боеприпасы, экипаж «Ондины» покинул корабль. Айкоку Мару обстрелял спасательные шлюпки Ондины , спас 278 выживших Хококу Мару и вернулся на Пенанг, а оттуда в Сингапур и Рабаул. Тем временем экипажу «Ондины» удалось вернуться на свой корабль и произвести ремонт, сбежав во Фримантл , Австралия. [ 5 ]
В качестве военного транспорта
[ редактировать ]С 16 декабря 1942 года Айкоку Мару была переведена обратно в состав 8-го флота IJN, в первую очередь в качестве военного транспорта для поддержки операций в Новой Гвинее , и ее самолеты были высажены. 18 декабря при разгрузке груза в Маданге он подвергся налету бомбардировщиков B-17 Flying Fortress 43-й бомбардировочной группы США Пятых ВВС , но не пострадал. Она вернулась в Куре 29 декабря 1942 года. [ 2 ]
В рамках операции «С» (Укрепление Новой Гвинеи) 5 января 1943 года Айкоку Мару погрузил 209-й аэродромный батальон IJAAF, 14-ю авиационную ремонтную мастерскую и другие в общей сложности 691 человека плюс 34 машины в Пусан в Корее , прибыв туда. в Рабауле 14 января. Затем ее отправили в Циндао в оккупированном японцами Китае, где она прибыла 24 января, а оттуда в Себу (2 февраля) и Палау (7 февраля), где она погрузила дополнительные войска и грузы, успешно доставив подкрепление в Вевак 23 февраля. Она вернулась в Куре 5 апреля. [ 2 ]
10 июля 1943 года в составе конвоя, включавшего авианосец «Унъё» , Аококу Мару был атакован подводной лодкой USS Halibut в 170 морских милях (310 км; 200 миль) к северу от Трука, которая выпустила шесть торпед. Один ударил Айкоку Мару , причинив умеренный урон. На обратном пути, 15 июля, он снова подвергся нападению, на этот раз подводной лодкой USS Tinosa , все четыре торпеды которой промахнулись. Она вернулась в Куре 2 сентября. [ 2 ]
6 октября Айкоку Мару вернулся в Тамано для ремонта и дооснащения дополнительным вооружением, в том числе двумя 152-мм орудиями и четырьмя спаренными пушками Тип 96. Работы по переоборудованию завершились к 31 декабря 1943 года.

21 января 1944 года Айкоку Мару погрузил 629 человек 66-го отряда морской гвардии боеприпасами, припасами и строительными материалами. Конвой был атакован в 300 морских милях (560 км; 350 миль) к северо-западу от Трука подводной лодкой USS Trigger , которая потопила минный заградитель «Насами» и транспорт «Ясукуни Мару» ; однако Айкоку Мару не пострадал и 1 февраля достиг Трука. Совершив неудачный заход на остров Браун, она вернулась на Трук 16 февраля и обнаружила, что большая часть крупных кораблей покинула базу в ожидании надвигающегося американского нападения. Айкоку Мару приступил к погрузке боеприпасов и подготовке к отходу в Рабаул, погрузке десанта 1-й десантной бригады . Однако еще до того, как подготовка была завершена, началась операция «Хейлстоун» ВМС США , когда 58-я оперативная группа нанесла по Труку 30 авиаударов с участием более 150 самолетов каждый час в течение двух дней. В первый день, 16 февраля 1944 года, Айкоку Мару подвергся бомбардировке самолетами авианосца USS Intrepid. , при этом первая бомба взорвалась в офицерской кают-компании, вызвав пожар. В этой атаке она получила еще три попадания, а во второй атаке ее снова поразила торпеда, которая взорвала боеприпасы в ее трюме №1 и оторвала носовую часть. Айкоку Мару затонула за две минуты. 07 ° 22' с.ш., 151 ° 56' в.д. / 7,367 ° с.ш., 151,933 ° в.д. , большая часть из 945 членов экипажа и пассажиров. [ 2 ] Самолет, сбросивший торпеду на Айкоку Мару - TBM Avenger и его экипаж из трех человек из 6-й торпедной эскадрильи также были уничтожены в результате взрыва корабля. [ 6 ]
Айкоку Мару был исключен из списка ВМФ 30 марта 1944 года.
Кораблекрушение
[ редактировать ]Затонувший корабль Айкоку Мару — популярное место для подводного плавания в водах лагуны Трук , несмотря на то, что его глубина составляет около 64 метров (210 футов). Обломок находится в вертикальном положении, мост находится на высоте 40 метров (130 футов), а палуба простирается примерно на 10 метров (33 фута) глубже. Часто фотографируются остатки зенитной пушки на крыше кормовой рубки, а также разбросанная посуда и кухонная утварь на ее камбузе. Впервые на ее затонувший корабль погрузился знаменитый французский исследователь Жак-Ив Кусто в 1969 году, но точно опознать его удалось лишь позже. В июле 1980 года японская спасательная группа извлекла останки примерно 400 человек, погибших в результате нападения, но останки еще сотен остаются на месте. [ 7 ]
17 февраля 1994 года на палубе Айкоку Мару на глубине примерно 38 метров (125 футов) был установлен мемориальный памятник. Памятник стал совместным проектом Бюро посетителей Чуук, Группы гражданских действий ВВС США (CAT), дайв-бота SS Thorfinn , базирующегося на атолле Чуук , и дайв-центра Blue Lagoon на атолле Чуук. [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Линдеманн, с. 145
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г [1] CombinedFleet.com: Айкоку Мару . Табличный отчет о движении
- ^ Крессман, Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне ; стр. 68
- ^ Бойд, Японские подводные силы и Вторая мировая война ; стр. 90
- ^ Виссер, Ян (1999–2000). «История Ондины» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг . Архивировано из оригинала 21 марта 2011 года.
- ^ Тихоокеанские затонувшие корабли
- ^ Джексон, Лучшие погружения на затонувшие корабли в мире ; стр. 127
- ^ Ларри Маклин, команда SS Thorfinn и установщик памятников
Ссылки
[ редактировать ]- Бойд, Карл (2002). Японские подводные силы и Вторая мировая война . Издательство Военно-морского института. ISBN 1557500150 .
- Крессман, Роберт (1999). Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института. ISBN 1557501491 .
- Джексон, Джек (2007). Лучшие погружения на затонувшие корабли в мире . Издательство Нью Холланд. ISBN 978-1845374662 .
- Л, Клемен (2000). «Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942» .
- Линдеманн, Клаус (2005). Град над лагуной Трук : операции против Трука авианосной оперативной группы 58, 17 и 18 февраля 1944 года и кораблекрушения во время Второй мировой войны . Орегон, США: Информационные публикации. ISBN 1-59752-347-Х .
- Паршалл, Джон; Боб Хэкетт; Сандер Кингсепп; Эллин Невитт. "CombinedFleet.com: Айкоку Мару Табличный отчет о движении " .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэйли, Дэн Э. (1992). Кваджалейн и Трук Вторая мировая война: обломки лагун Публикации дайверов Северной долины. ISBN 0-911615-05-9 .
- Гарднер, Роберт (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Конвей Марин Пресс. ISBN 0851772455 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1961). Алеутские острова, Гилберты и Маршаллы, июнь 1942 г. - апрель 1944 г., История военно-морских операций США во Второй мировой войне . Бостон: Литтл, Браун и компания . АСИН B0007FBB8I.
- Стюарт, Уильям Герман (1986). Призрачный флот лагуны Трук: отчет об операции «Град», февраль 1944 г. Живописные истории. ISBN 0-933126-66-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Корабли, построенные Mitsui Engineering and Shipbuilding
- корабли 1940 года
- Крейсеры, потопленные авиацией
- Морские инциденты в феврале 1944 г.
- Вспомогательные крейсеры Императорского флота Японии
- Тендеры подводных лодок Императорского флота Японии
- Вспомогательные корабли Императорского флота Японии
- Кораблекрушения в лагуне Трук
- Корабли, потопленные авиацией США
- Японские адские корабли
- Места для подводного дайвинга в Микронезии