Jump to content

СС Ирма (1905)

Координаты : 49 ° 29' с.ш. 5 ° 42' з.д.  /  49,483 ° с.ш. 5,700 ° з.д.  / 49,483; -5.700

История
Флаг НорвегииНорвегия
Имя Ирма
Владелец Берген Дампскибссельскаб
Порт приписки Берген [ 1 ]
Маршрут
Строитель
Расходы 570 684 датских крон [ 1 ]
Номер двора 510 [ 1 ]
Запущен 5 января 1905 г. [ 2 ]
Приобретенный апрель 1905 г.
Не работает 13 февраля 1944 г.
Идентификация
Судьба Потоплен Королевского флота Норвегии. МТБ
Общие характеристики
Тип
  • Пассажирско-грузовой корабль (1905–1944)
  • Военный корабль (1939 г.)
Тоннаж 1322 брт
Длина 244 футов (74,37 м)
Луч 32,8 футов (10,00 м)
Черновик 21,1 фута (6,43 м)
Движение 1500 л.с. тройного расширения мощностью Паровая машина
Скорость 13,5 узлов (25,0 км/ч)
Емкость
  • 87 пассажиров (1940 г.): [ 1 ]
    • 39 Первый класс
    • 48 Третий класс
Примечания Вся вышеперечисленная информация, если не указано иное, была получена от [ 3 ]

SS Irma — пароход водоизмещением 1322 тонны, построенный на британской верфи Sir Raylton Dixon & Co. Ltd. в Мидлсбро на северо-востоке Англии . Он был доставлен норвежской пассажирской судоходной компании Det Bergenske Dampskibsselskab в Бергене в 1905 году. Ирма плыла в составе компании, пока 13 февраля 1944 года она не была атакована и потоплена двумя МТБ, принадлежащими Королевскому флоту Норвегии .

Перед Второй мировой войной

[ редактировать ]
Ирма во льду у Шпицбергена, где-то 1920-е годы.

После родов Ирма служила на Берген Ньюкасл. маршруте [ 4 ] пока осенью 1921 года ее не перевели в Норвегию для совершения туристических рейсов к мысу Нордкап и Шпицбергену . в летние сезоны [ 5 ] В 1927 году был поставлен на маршрут Норвегия — Гамбург , заменив SS Neptun и SS Mira . [ 5 ] Новая система отопления была установлена ​​в 1913 году, а беспроводное радио - в 1914 году. В 1928 году на Ирме был установлен новый руль направления обтекаемой формы. [ 1 ] В 1931 году он присоединился к маршруту Хуртигрутен в Норвегии, заменив SS Hera после кораблекрушения последнего в марте того же года. [ 5 ] Ирма была перестроена в том же году, а затем еще раз через год. [ 3 ] В ходе серии модернизаций он получил систему охлаждения в 1933 году, улучшенное навигационное оборудование в 1938 году и эхолот в 1939 году. «Ирма» была очень популярна среди пассажиров, а ее курительный салон удостоился особой похвалы. [ 1 ] В довоенные годы с ней случилась только одна серьезная авария, которая произошла, когда она наткнулась на риф у на Лофотенских островах в 1937 году . Кабельвога 120 пассажиров. Ремонт проводился на верфи в Бергене. [ 5 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Войсковые обязанности

[ редактировать ]

После начала советско-финской зимней войны в конце ноября 1939 года Норвегия усилила свои северные пограничные войска, и 11 декабря 1939 года Ирма была отправлена ​​из Нурдланд порта Мушёэн , переправляя груз норвежских войск к границе с оккупированной Советским Союзом финской территорией. Район Петсамо . [ 6 ] Войска, перевезенные на «Ирме», принадлежали к первому батальону 14-го пехотного полка. Первоначально военный приказ заключался в том, что весь батальон должен был подняться на борт «Ирмы» для путешествия в Финнмарк , хотя корабль был сертифицирован для перевозки лишь менее половины количество задействованных людей. После ярких протестов солдат и офицеров по поводу проблем безопасности и переполненности, первоначальный план был отменен, и только половина батальона была отправлена ​​на «Ирму» , а другая половина перевезена несколько дней спустя на пароходе «Хуртигрутен» «Ричард Уит» . [ 7 ] Инцидент с попытками заставить норвежских призывников сесть на переполненный корабль вызвал общественный резонанс в Мушеэне. базирующаяся в Мушёне, Газета Helgeland Arbeiderblad, вскоре после инцидента опубликовала статью, критикующую поведение норвежского военного руководства в отношении военного транспорта. [ 7 ]

немецкое вторжение в Норвегию Когда 9 апреля 1940 года началось , Ирма находилась в Бергене. [ 8 ] один из норвежских городов, захваченный в тот день немецкими войсками. Он продолжал плавать вдоль норвежского побережья с пассажирами и грузами во время немецкой оккупации Норвегии .

Последняя поездка

[ редактировать ]

13 февраля 1944 года Ирма плыла на север из Бергена в Тронхейм. [ 4 ] под командованием капитана Софуса Стрёмберга. [ 9 ] В тот день у него был экипаж из 43 человек, на борту находились 40 норвежских пассажиров и, вероятно, семь немцев. [ 10 ] Ее груз состоял из груза, почты и 1800 тонн сельди . [ 4 ]

В 18:37 Ирма отправляется в Хустадвика. залив [ 4 ] от маяка Хестшер [ 11 ] у порта Кристиансунн в Мёре-ог-Ромсдале , [ 3 ] подвергся атаке HNoMS MTB 627 и HNoMS MTB 653 . [ 12 ] У нее произошел сильный взрыв в носовой части. За первым взрывом, причинившим огромный ущерб, вскоре после этого последовал еще один в миделе корабля, и корабль сразу же начал тонуть. Во время инцидента «Ирма» находилась в том же районе, что и норвежское грузовое судно SS «Генри» 1907 года выпуска . «Генри» был потоплен вскоре после «Ирмы» . Помимо торпедных ударов, два корабля подверглись в общей сложности 2034 выстрелам из крупнокалиберного пулемета . [ 4 ] Шестьдесят один гражданский норвежец погиб на Ирме , еще двое — на Генри . [ 10 ] Только 25 человек выжили после затопления «Ирмы» , и в течение нескольких дней после этого трупы были выброшены на берег норвежского побережья вплоть до Намсуса . [ 11 ] Прежде чем Генри затонул, она смогла спустить на воду две свои спасательные шлюпки , и они сначала спасли нескольких членов своего экипажа, а затем двинулись к месту, где Ирма затонула , и спасли некоторых выживших с плавучих плотов. Примерно через час после происшествия буксир «Хопплафьорд» прошел мимо места происшествия и спас с плотов еще нескольких выживших. [ 10 ] « Рыболовное судно Свеггёй» также спасло 12 выживших с плота после затопления. [ 11 ]

Гибель «Ирмы » стала последней крупной потерей для службы «Хуртигрутен» во время Второй мировой войны: к тому моменту многочисленные прибрежные пассажирские суда были потеряны из-за мин , атак с воздуха и подводных лодок после немецкого вторжения в Норвегию в апреле 1940 года. [ 13 ]

Обломки «Ирмы» были обнаружены геологоразведочным судном 3 ноября 1999 года к северу от Аверёя на глубине 200 метров (660 футов). [ 11 ]

Реакция на затопление Ирмы и Генри

[ редактировать ]
Нацистский пропагандистский плакат 1942 года, пытающийся связать изгнанного норвежского короля Хокона VII с потоплением гражданских норвежских кораблей.

Первое официальное сообщение о затоплении Ирмы и Генри норвежской национал-социалистической партии Nasjonal Samling в Норвегии было опубликовано в официальном издании Fritt Folk от 15 февраля 1944 года. Национал-социалистическая газета использовала слово Skjendselsdåd (англ. «Позорный поступок» ). в заголовке. На следующий день, 16 февраля 1944 года, Фритт Фолк заявил, что британские моторные торпедные катера. ответственность за атаку несут [ 4 ] Лишь после окончания Второй мировой войны стало известно, что ответственные за это корабли принадлежали Королевскому флоту Норвегии. [ 10 ] МТБ 627 топит Ирму , а МТБ 653 отправляет Генри на дно. [ 14 ] Два военных корабля были отбуксированы с Шетландских островов в Хустадвику переоборудованным китобойным судном HNoMS Molde , покинувшим Шетландские острова 11 февраля 1944 года. [ 15 ] и выполняли задачу по перехвату немецких и контролируемых немцами судов. [ 10 ] [ 11 ]

Гибель норвежцев в результате инцидента была использована пропагандистской машиной Nasjonal Samling, Торлейф Фьельдстад из военно-морского подразделения партии призывал норвежцев вступить в ряды Кригсмарине . [ 15 ] [ 16 ]

Как и в случае с кораблем Hurtigruten SS Sanct Svithun, затонувшим в прошлом году, и SS Barøy, затонувшим в 1941 году, Ирма была изображена на одной из трех почтовых марок, посвященных кораблекрушениям, связанным с войной, выпущенных 20 мая 1944 года Норвежской почтовой службой . Ирма была изображена на марке номиналом 20 оре . [ 4 ] Марки о кораблекрушении были разработаны норвежским пронацистским художником-пропагандистом и военным репортером Харальдом Дамслетом, родившимся в Германии . [ 17 ]

Затопление Ирмы и Генри вызывало споры со времен Второй мировой войны, поскольку существовали разногласия по поводу точного характера событий. Королевский военно-морской флот Норвегии по-прежнему непреклонен в том, что «Ирма» и «Генри» плыли без огней и национальных опознавательных знаков и шли в составе конвоя в сопровождении немецкого военно-морского траулера . [ 10 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Это в значительной степени оспаривается выжившими после Ирмы и Генри . [ 10 ] Всем силам союзников был дан строгий приказ не атаковать норвежские прибрежные лайнеры, следовавшие в одиночку у норвежского побережья. [ 13 ]

Экипажи МТБ также утверждали, что Генри предпринял действия по уклонению после того, как Ирма была сбита. [ 14 ] в то время как выжившие утверждали, что она остановилась, чтобы спустить на воду две свои спасательные шлюпки, чтобы помочь выжившим с Ирмы , когда она сама была сбита и затонула. [ 10 ]

Одно из объяснений присутствия военно-морского траулера, о котором сообщили экипажи МТБ 627 и МТБ 653, было предложено несколькими исследователями. В районе Хустадвики находился небольшой буксир « Хопплафьорд» , который спас выживших после затопления двух кораблей. Hopplafjord , по размеру и профилю похожий на военно-морской траулер, возможно, был ошибочно истолкован командиром МТБ как судно сопровождения. [ 9 ]

Послевоенные мемориалы

[ редактировать ]

Официальный мемориал затоплению Ирмы и Генриха был установлен 16 сентября 2002 года, когда король Норвегии Харальд V впервые посетил церковную службу в церкви Бремнес вместе с епископом Оддом Бондевиком . [ 18 ] а затем открыл мемориальный памятник в Рёггене на острове Свегген в Аверёе, в котором перечислены имена 65 норвежцев, погибших в результате инцидента. [ 18 ] [ 19 ] Мероприятия дня завершились тем, что король возглавил церемонию с участием около 180 приглашенных гостей на борту корабля Hurtigruten MS Midnatsol на месте кораблекрушения. Два моторных торпедных катера ВМС Норвегии приняли участие в церемонии, спустив на воду цветочный венок. [ 18 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Д/С Ирма» . Ассоциация моряков Лиллесанда (на норвежском языке) . Проверено 24 января 2009 г.
  2. ^ «5602457» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 2 февраля 2009 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Лоусон, Сири Холм. «Д/С Ирма» . Warsailors.com . Проверено 24 января 2009 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Клеппа, Хермунд (2000). «Мемориальный камень доктору Эйнару Дювштейну, погибшему при затоплении Ирмы в 1944 году» . Согн-ог-Фьордане Муниципалитет округа (на норвежском языке) . Проверено 24 января 2009 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д Место 1993: 57
  6. ^ Аслаксен, Нильс Мартин. «2вк: Норвегия – 1939» (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 16 апреля 2007 года . Проверено 14 января 2009 г.
  7. ^ Jump up to: а б Скогхайм и Вестрхайм 1984: 106-108
  8. ^ Место 1993: 65
  9. ^ Jump up to: а б Хегланд 1989: 154
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Воксё 1994: 402
  11. ^ Jump up to: а б с д и Крогстад, Питер (21 декабря 2007 г.). «На дне морском лежат корабли...» (PDF) . Журнал Vesterålen (на норвежском языке): 58–59.
  12. ^ Ровер, Юрген ; Герхард Хюммельхен. «Морская война 1943 года, февраль» . Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт (на немецком языке) . Проверено 31 июля 2015 г.
  13. ^ Jump up to: а б Таусен, Атл ​​(1995). «Быстрый маршрут» . В Дале, Ганс Фредрик (ред.). Норвежская военная энциклопедия 1940-45 (на норвежском языке). Осло: Каппелен. стр. 184 . Проверено 15 января 2009 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Хегланд 1989: 153
  15. ^ Jump up to: а б с Хегланд и Лиллехайм 1998: 97
  16. ^ Jump up to: а б Сивертсен 2001: 48
  17. ^ Энгдаль 2006: 200.
  18. ^ Jump up to: а б с Шрамм, Барбара (ноябрь 2002 г.). «Визит короля на теплоход «Миднатсол» (PDF) . Новости ØHRV (на норвежском языке). 3 (4): 11.
  19. ^ «Трагедия 13 февраля 1944 года» . Школа Сэбё (на норвежском языке) . Проверено 22 января 2009 г.

Литература

[ редактировать ]
  • Бакка, Даг младший (1993). Корабли, связавшие берега воедино — Хуртигрутен через 100 лет (на норвежском языке). Берген: Рема Форлаг.
  • Энгдал, Одд Г. (2006). Норвежский военно-морской исторический атлас 900–2005 (на норвежском языке). Берген: Вигмостад и Бьорке AS. ISBN  82-419-0454-1 .
  • Хегланд, Джон Растунг (1989). Атака на архипелаге - действия норвежских торпедных катеров с Шетландских островов в 1941–1945 гг. (на норвежском языке). Осло: Dreyers Forlag A/S. ISBN  82-09-10533-7 .
  • Хегланд, Джон Растунг; Лиллехайм, Йохан Хенрик (1998). Норвежские торпедные катера через 125 лет - Книга, посвященная 125-летию МТБ-оружия, 1873–1998 гг. (На норвежском языке). Хундвог: Норвежский журнал военно-морского флота. ISBN  82-994738-1-0 .
  • Сивертсен, Свейн Карл (2001). Военно-морской флот день за днем ​​1814–2000 гг . Хундвог: Норвежский журнал военно-морского флота. ISBN  82-92217-03-7 .
  • Скогхайм, Даг ; Вестхейм, Гарри (1984). Тревога - Война в Нордланде 1940 г. (на норвежском языке). Осло: Тайден Норск Форлаг . ISBN  82-10-02582-1 .
  • Воксё, Пер (1994). Военный дневник - Норвегия 1940–1945 (на норвежском языке). Осло: Forlaget Det Beste. ISBN  82-7010-245-8 .

49 ° 29' с.ш. 5 ° 42' з.д.  /  49,483 ° с.ш. 5,700 ° з.д.  / 49,483; -5.700

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1a92c700329101bbd34a819f7798bd2a__1653728520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/2a/1a92c700329101bbd34a819f7798bd2a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SS Irma (1905) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)