СС Ирма (1905)
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Ирма |
Владелец | Берген Дампскибссельскаб |
Порт приписки | Берген [ 1 ] |
Маршрут |
|
Строитель | |
Расходы | 570 684 датских крон [ 1 ] |
Номер двора | 510 [ 1 ] |
Запущен | 5 января 1905 г. [ 2 ] |
Приобретенный | апрель 1905 г. |
Не работает | 13 февраля 1944 г. |
Идентификация |
|
Судьба | Потоплен Королевского флота Норвегии. МТБ |
Общие характеристики | |
Тип |
|
Тоннаж | 1322 брт |
Длина | 244 футов (74,37 м) |
Луч | 32,8 футов (10,00 м) |
Черновик | 21,1 фута (6,43 м) |
Движение | 1500 л.с. тройного расширения мощностью Паровая машина |
Скорость | 13,5 узлов (25,0 км/ч) |
Емкость |
|
Примечания | Вся вышеперечисленная информация, если не указано иное, была получена от [ 3 ] |
SS Irma — пароход водоизмещением 1322 тонны, построенный на британской верфи Sir Raylton Dixon & Co. Ltd. в Мидлсбро на северо-востоке Англии . Он был доставлен норвежской пассажирской судоходной компании Det Bergenske Dampskibsselskab в Бергене в 1905 году. Ирма плыла в составе компании, пока 13 февраля 1944 года она не была атакована и потоплена двумя МТБ, принадлежащими Королевскому флоту Норвегии .
Перед Второй мировой войной
[ редактировать ]
После родов Ирма служила на Берген – Ньюкасл. маршруте [ 4 ] пока осенью 1921 года ее не перевели в Норвегию для совершения туристических рейсов к мысу Нордкап и Шпицбергену . в летние сезоны [ 5 ] В 1927 году был поставлен на маршрут Норвегия — Гамбург , заменив SS Neptun и SS Mira . [ 5 ] Новая система отопления была установлена в 1913 году, а беспроводное радио - в 1914 году. В 1928 году на Ирме был установлен новый руль направления обтекаемой формы. [ 1 ] В 1931 году он присоединился к маршруту Хуртигрутен в Норвегии, заменив SS Hera после кораблекрушения последнего в марте того же года. [ 5 ] Ирма была перестроена в том же году, а затем еще раз через год. [ 3 ] В ходе серии модернизаций он получил систему охлаждения в 1933 году, улучшенное навигационное оборудование в 1938 году и эхолот в 1939 году. «Ирма» была очень популярна среди пассажиров, а ее курительный салон удостоился особой похвалы. [ 1 ] В довоенные годы с ней случилась только одна серьезная авария, которая произошла, когда она наткнулась на риф у на Лофотенских островах в 1937 году . Кабельвога 120 пассажиров. Ремонт проводился на верфи в Бергене. [ 5 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Войсковые обязанности
[ редактировать ]После начала советско-финской зимней войны в конце ноября 1939 года Норвегия усилила свои северные пограничные войска, и 11 декабря 1939 года Ирма была отправлена из Нурдланд порта Мушёэн , переправляя груз норвежских войск к границе с оккупированной Советским Союзом финской территорией. Район Петсамо . [ 6 ] Войска, перевезенные на «Ирме», принадлежали к первому батальону 14-го пехотного полка. Первоначально военный приказ заключался в том, что весь батальон должен был подняться на борт «Ирмы» для путешествия в Финнмарк , хотя корабль был сертифицирован для перевозки лишь менее половины количество задействованных людей. После ярких протестов солдат и офицеров по поводу проблем безопасности и переполненности, первоначальный план был отменен, и только половина батальона была отправлена на «Ирму» , а другая половина перевезена несколько дней спустя на пароходе «Хуртигрутен» «Ричард Уит» . [ 7 ] Инцидент с попытками заставить норвежских призывников сесть на переполненный корабль вызвал общественный резонанс в Мушеэне. базирующаяся в Мушёне, Газета Helgeland Arbeiderblad, вскоре после инцидента опубликовала статью, критикующую поведение норвежского военного руководства в отношении военного транспорта. [ 7 ]
немецкое вторжение в Норвегию Когда 9 апреля 1940 года началось , Ирма находилась в Бергене. [ 8 ] один из норвежских городов, захваченный в тот день немецкими войсками. Он продолжал плавать вдоль норвежского побережья с пассажирами и грузами во время немецкой оккупации Норвегии .
Последняя поездка
[ редактировать ]13 февраля 1944 года Ирма плыла на север из Бергена в Тронхейм. [ 4 ] под командованием капитана Софуса Стрёмберга. [ 9 ] В тот день у него был экипаж из 43 человек, на борту находились 40 норвежских пассажиров и, вероятно, семь немцев. [ 10 ] Ее груз состоял из груза, почты и 1800 тонн сельди . [ 4 ]
Тонущий
[ редактировать ]В 18:37 Ирма отправляется в Хустадвика. залив [ 4 ] от маяка Хестшер [ 11 ] у порта Кристиансунн в Мёре-ог-Ромсдале , [ 3 ] подвергся атаке HNoMS MTB 627 и HNoMS MTB 653 . [ 12 ] У нее произошел сильный взрыв в носовой части. За первым взрывом, причинившим огромный ущерб, вскоре после этого последовал еще один в миделе корабля, и корабль сразу же начал тонуть. Во время инцидента «Ирма» находилась в том же районе, что и норвежское грузовое судно SS «Генри» 1907 года выпуска . «Генри» был потоплен вскоре после «Ирмы» . Помимо торпедных ударов, два корабля подверглись в общей сложности 2034 выстрелам из крупнокалиберного пулемета . [ 4 ] Шестьдесят один гражданский норвежец погиб на Ирме , еще двое — на Генри . [ 10 ] Только 25 человек выжили после затопления «Ирмы» , и в течение нескольких дней после этого трупы были выброшены на берег норвежского побережья вплоть до Намсуса . [ 11 ] Прежде чем Генри затонул, она смогла спустить на воду две свои спасательные шлюпки , и они сначала спасли нескольких членов своего экипажа, а затем двинулись к месту, где Ирма затонула , и спасли некоторых выживших с плавучих плотов. Примерно через час после происшествия буксир «Хопплафьорд» прошел мимо места происшествия и спас с плотов еще нескольких выживших. [ 10 ] « Рыболовное судно Свеггёй» также спасло 12 выживших с плота после затопления. [ 11 ]
Гибель «Ирмы » стала последней крупной потерей для службы «Хуртигрутен» во время Второй мировой войны: к тому моменту многочисленные прибрежные пассажирские суда были потеряны из-за мин , атак с воздуха и подводных лодок после немецкого вторжения в Норвегию в апреле 1940 года. [ 13 ]
Обломки «Ирмы» были обнаружены геологоразведочным судном 3 ноября 1999 года к северу от Аверёя на глубине 200 метров (660 футов). [ 11 ]
Реакция на затопление Ирмы и Генри
[ редактировать ]
Первое официальное сообщение о затоплении Ирмы и Генри норвежской национал-социалистической партии Nasjonal Samling в Норвегии было опубликовано в официальном издании Fritt Folk от 15 февраля 1944 года. Национал-социалистическая газета использовала слово Skjendselsdåd (англ. «Позорный поступок» ). в заголовке. На следующий день, 16 февраля 1944 года, Фритт Фолк заявил, что британские моторные торпедные катера. ответственность за атаку несут [ 4 ] Лишь после окончания Второй мировой войны стало известно, что ответственные за это корабли принадлежали Королевскому флоту Норвегии. [ 10 ] МТБ 627 топит Ирму , а МТБ 653 отправляет Генри на дно. [ 14 ] Два военных корабля были отбуксированы с Шетландских островов в Хустадвику переоборудованным китобойным судном HNoMS Molde , покинувшим Шетландские острова 11 февраля 1944 года. [ 15 ] и выполняли задачу по перехвату немецких и контролируемых немцами судов. [ 10 ] [ 11 ]
Гибель норвежцев в результате инцидента была использована пропагандистской машиной Nasjonal Samling, Торлейф Фьельдстад из военно-морского подразделения партии призывал норвежцев вступить в ряды Кригсмарине . [ 15 ] [ 16 ]
Как и в случае с кораблем Hurtigruten SS Sanct Svithun, затонувшим в прошлом году, и SS Barøy, затонувшим в 1941 году, Ирма была изображена на одной из трех почтовых марок, посвященных кораблекрушениям, связанным с войной, выпущенных 20 мая 1944 года Норвежской почтовой службой . Ирма была изображена на марке номиналом 20 оре . [ 4 ] Марки о кораблекрушении были разработаны норвежским пронацистским художником-пропагандистом и военным репортером Харальдом Дамслетом, родившимся в Германии . [ 17 ]
Споры
[ редактировать ]Затопление Ирмы и Генри вызывало споры со времен Второй мировой войны, поскольку существовали разногласия по поводу точного характера событий. Королевский военно-морской флот Норвегии по-прежнему непреклонен в том, что «Ирма» и «Генри» плыли без огней и национальных опознавательных знаков и шли в составе конвоя в сопровождении немецкого военно-морского траулера . [ 10 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Это в значительной степени оспаривается выжившими после Ирмы и Генри . [ 10 ] Всем силам союзников был дан строгий приказ не атаковать норвежские прибрежные лайнеры, следовавшие в одиночку у норвежского побережья. [ 13 ]
Экипажи МТБ также утверждали, что Генри предпринял действия по уклонению после того, как Ирма была сбита. [ 14 ] в то время как выжившие утверждали, что она остановилась, чтобы спустить на воду две свои спасательные шлюпки, чтобы помочь выжившим с Ирмы , когда она сама была сбита и затонула. [ 10 ]
Одно из объяснений присутствия военно-морского траулера, о котором сообщили экипажи МТБ 627 и МТБ 653, было предложено несколькими исследователями. В районе Хустадвики находился небольшой буксир « Хопплафьорд» , который спас выживших после затопления двух кораблей. Hopplafjord , по размеру и профилю похожий на военно-морской траулер, возможно, был ошибочно истолкован командиром МТБ как судно сопровождения. [ 9 ]
Послевоенные мемориалы
[ редактировать ]Официальный мемориал затоплению Ирмы и Генриха был установлен 16 сентября 2002 года, когда король Норвегии Харальд V впервые посетил церковную службу в церкви Бремнес вместе с епископом Оддом Бондевиком . [ 18 ] а затем открыл мемориальный памятник в Рёггене на острове Свегген в Аверёе, в котором перечислены имена 65 норвежцев, погибших в результате инцидента. [ 18 ] [ 19 ] Мероприятия дня завершились тем, что король возглавил церемонию с участием около 180 приглашенных гостей на борту корабля Hurtigruten MS Midnatsol на месте кораблекрушения. Два моторных торпедных катера ВМС Норвегии приняли участие в церемонии, спустив на воду цветочный венок. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Д/С Ирма» . Ассоциация моряков Лиллесанда (на норвежском языке) . Проверено 24 января 2009 г.
- ^ «5602457» . Индекс кораблей Мирамара . Проверено 2 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Лоусон, Сири Холм. «Д/С Ирма» . Warsailors.com . Проверено 24 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Клеппа, Хермунд (2000). «Мемориальный камень доктору Эйнару Дювштейну, погибшему при затоплении Ирмы в 1944 году» . Согн-ог-Фьордане Муниципалитет округа (на норвежском языке) . Проверено 24 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д Место 1993: 57
- ^ Аслаксен, Нильс Мартин. «2вк: Норвегия – 1939» (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 16 апреля 2007 года . Проверено 14 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Скогхайм и Вестрхайм 1984: 106-108
- ^ Место 1993: 65
- ^ Jump up to: а б Хегланд 1989: 154
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Воксё 1994: 402
- ^ Jump up to: а б с д и Крогстад, Питер (21 декабря 2007 г.). «На дне морском лежат корабли...» (PDF) . Журнал Vesterålen (на норвежском языке): 58–59.
- ^ Ровер, Юрген ; Герхард Хюммельхен. «Морская война 1943 года, февраль» . Государственная библиотека Вюртемберга, Штутгарт (на немецком языке) . Проверено 31 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Таусен, Атл (1995). «Быстрый маршрут» . В Дале, Ганс Фредрик (ред.). Норвежская военная энциклопедия 1940-45 (на норвежском языке). Осло: Каппелен. стр. 184 . Проверено 15 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Хегланд 1989: 153
- ^ Jump up to: а б с Хегланд и Лиллехайм 1998: 97
- ^ Jump up to: а б Сивертсен 2001: 48
- ^ Энгдаль 2006: 200.
- ^ Jump up to: а б с Шрамм, Барбара (ноябрь 2002 г.). «Визит короля на теплоход «Миднатсол» (PDF) . Новости ØHRV (на норвежском языке). 3 (4): 11.
- ^ «Трагедия 13 февраля 1944 года» . Школа Сэбё (на норвежском языке) . Проверено 22 января 2009 г.

Литература
[ редактировать ]- Бакка, Даг младший (1993). Корабли, связавшие берега воедино — Хуртигрутен через 100 лет (на норвежском языке). Берген: Рема Форлаг.
- Энгдал, Одд Г. (2006). Норвежский военно-морской исторический атлас 900–2005 (на норвежском языке). Берген: Вигмостад и Бьорке AS. ISBN 82-419-0454-1 .
- Хегланд, Джон Растунг (1989). Атака на архипелаге - действия норвежских торпедных катеров с Шетландских островов в 1941–1945 гг. (на норвежском языке). Осло: Dreyers Forlag A/S. ISBN 82-09-10533-7 .
- Хегланд, Джон Растунг; Лиллехайм, Йохан Хенрик (1998). Норвежские торпедные катера через 125 лет - Книга, посвященная 125-летию МТБ-оружия, 1873–1998 гг. (На норвежском языке). Хундвог: Норвежский журнал военно-морского флота. ISBN 82-994738-1-0 .
- Сивертсен, Свейн Карл (2001). Военно-морской флот день за днем 1814–2000 гг . Хундвог: Норвежский журнал военно-морского флота. ISBN 82-92217-03-7 .
- Скогхайм, Даг ; Вестхейм, Гарри (1984). Тревога - Война в Нордланде 1940 г. (на норвежском языке). Осло: Тайден Норск Форлаг . ISBN 82-10-02582-1 .
- Воксё, Пер (1994). Военный дневник - Норвегия 1940–1945 (на норвежском языке). Осло: Forlaget Det Beste. ISBN 82-7010-245-8 .