HMS Mahratta (G23)
HMS Mahratta у буя
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | HMS Mahratta (бывший HMS Marksman ) |
Строитель | Скоттс , Гринок |
Номер двора | 584 |
Заложен | 18 августа 1941 г. |
Запущен | 28 июля 1942 г. |
Введен в эксплуатацию | 8 апреля 1943 г. |
Почести и награды | Арктика (1943–44) |
Судьба | Потоплен U-990 25 февраля 1944 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Эсминец М-класса |
Смещение |
|
Длина | 362 фута 3 дюйма (110,4 м) ( о/а ) |
Луч | 37 футов (11,3 м) |
Черновик | 14 футов (4,3 м) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 5500 миль (10200 км; 6300 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Дополнить | 190 |
Датчики и системы обработки | |
Вооружение |
|
HMS Mahratta — М-класса эсминец Королевского флота , служивший во время Второй мировой войны. Начавшийся как «Стрелок» , он был поврежден во время строительства и разобран, чтобы перестроиться на новом стапеле. Он был спущен на воду под названием «Махратта» в 1942 году, завершен в 1943 году и быстро введен в эксплуатацию. После короткой, но насыщенной карьеры в Северной Атлантике и Арктике, в основном охраняя торговые конвои, он был торпедирован и затоплен 25 февраля 1944 года.
История
[ редактировать ]Первоначально Махратту должны были называть Стрелком . Он был заложен 21 января 1940 года, но недостроенный корабль был снесен со стапеля во время воздушного налета в мае 1941 года. [ 1 ] Marksman должен был стать головным кораблем эсминцев класса M, и этот класс иногда называли классом Marksman . Повреждения, нанесенные «Стрелку», были настолько серьезными, что ее пришлось разобрать и перевезти на альтернативное место. Новый корабль был заложен 18 августа 1941 года, но он был переименован в «Махратта» . при спуске на воду в июле 1942 года [ 2 ] после Империи маратхов в Индии, как признание финансовой поддержки, оказанной Индией военным усилиям. [ 1 ] Маратта был принят жителями Уолсолла , которые провели « Неделю военного корабля » с 7 по 14 февраля 1942 года с целью собрать 700 000 фунтов стерлингов - стоимость военного корабля. Он был построен 8 апреля 1943 года и в этот же день поступил на вооружение. Во время испытаний в мае 1943 года HMS Mahratta сопровождал RMS Queen Mary часть пути через Атлантику . [ 3 ]
Операция ФХ
[ редактировать ]HMS Mahratta покинул Скапа-Флоу 2 июня 1943 года вместе с HMS Musketeer и HMS Onslaught и вернулся в Скапа-Флоу в тот же день. [ 4 ] 4 июня Махратта покинул Зайдисфьорд, Исландия, направляясь в Шпицберген , Норвегия, в рамках операции FH, которая заключалась в смене тамошнего гарнизона. [ 3 ]
Операция ФДж
[ редактировать ]HMS Mahratta покинул Скапа-Флоу 8 июня 1943 года и направился в Кольский залив. [ 4 ]
В июле 1943 года HMS Mahratta и HMS Musketeer ждали в Исландии, пока лед очистится, прежде чем на высокой скорости совершить рейс в Мурманск . Среди ее ценного груза была ванна для адмирала. [ 3 ]
Операционная камера
[ редактировать ]Операция «Камера» представляла собой военную игру у берегов Исландии с целью проверить обороноспособность против попытки Тирпица вырваться из Кофьорда . Операция базировалась в Скапа-Флоу и отправилась 7 июля 1943 года. Другими участниками были HMS Duke of York , USS Ellyson , USS Emmons , USS Fitch , HMS Furious , HMS Glasgow , USS Macomb , HMS Meteor , HMS Milne , HMS Musketeer , Военный корабль США «Родман» и военный корабль США «Южная Дакота» . [ 4 ]
Операция Губернатор
[ редактировать ]Операция «Губернатор» представляла собой попытку выманить «Тирпиц» и другие тяжелые линкоры из гавани, имитируя рейд на южную Норвегию. Операция Губернатор покинула Хвалфьорд 26 июля 1943 года. HMS Mahratta входил в состав Force A, другими участниками Force A были HMS Anson , USS Alabama , USS Emmons , USS Fitch , HMS Illustrious , USS Macomb , HMS Meteor , HMS Milne , HMS Musketeer , и военный корабль США «Родман» . [ 4 ]
Операция СФ
[ редактировать ]Операция SF покинула Скапа-Флоу 30 июля 1943 года. Махратта входила в группу B. Она отплыла с HMS Milne и HMS Musketeer, чтобы присоединиться к HMS Oribi и HMS Orwell, сопровождающим нефтяной танкер SS Blue Ranger . [ 4 ]
Операция «Грузовик»
[ редактировать ]Операция «Лорри» покинула Скаале-фьорд 26 августа 1943 года. Махратта входил в состав 10-й крейсерской эскадры. Операция «Грузовик» позволила переправить эсминцы и запасы на Кольский полуостров на севере России . [ 4 ] Тирпиц покинула свою базу в Кофьорде с несколькими эсминцами, чтобы атаковать конвой, но опоздала на несколько часов. Операция «Лорри» доставила части и экипаж, которые должны были обслуживать « Спитфайры», используемые для фоторазведки при подготовке к операции «Источник» . [ 3 ]
Сопровождение
[ редактировать ]В сентябре 1943 года Маратта был отправлен в Средиземное море вместе с HMS Matchless для сопровождения HMS Valiant в Плимут для ремонта. «Матчлесс» сломался на обратном пути, и Маратта взял его на буксир . Позже цепь разорвалась, и после этого Маратта спас нескольких выживших с самолета Берегового командования Галифакса , сбитого немецкой подводной лодкой . Они провели в воде одиннадцать дней. Махратта прибыл в Плимут 11 октября 1943 года, а позже в том же месяце снова отплыл на север, в Скапа-Флоу и Зейдис-фьорд, чтобы сопровождать конвой JW 54A. [ 3 ] в рамках операции ФР. [ 4 ]
Операция ФР
[ редактировать ]Операция FR заключалась в отправке на север России кораблей сопровождения, которые должны были сопровождать первый из конвоев зимнего сезона 1943 года, Convoy RA 54A . Другими участниками были HNoMS Eglantine , HMS Harrier , HMS Matchless , HMS Milne , HMS Musketeer , HMS Saumarez , HMS Savage , HMS Skorpion , HMS Scourge , HMS Seagull и HMS Westcott . Прикрытие обеспечивали USS Augusta , HMS London и HMS Middleton . [ 4 ]
Конвой РА 54А
[ редактировать ]Конвой RA 54A, включающий авианосец Formidable и линкор Anson , [ 5 ] отплыл из Кольского залива 1 ноября 1943 года. Отправление конвоя было задержано густым туманом , но позволило конвою добраться до озера Лох-Эве, не подвергаясь нападению. [ 4 ]
Конвой JW 54A
[ редактировать ]Конвой JW 54A отплыл 22 ноября 1943 г. [ 6 ] прибытие в Архангельск 3 декабря. И снова колонне удалось избежать нападения. [ 4 ]
Конвой РА 54Б
[ редактировать ]Конвой RA 54B вышел из Архангельска 26 ноября 1943 г. [ 7 ] направлялся в Лох-Эве. Проходу препятствовали плохие погодные условия, но обстрелу колонна не подверглась. [ 4 ]
Конвой JW 56B
[ редактировать ]Конвой JW 56B покинул озеро Лох-Эве 22 января 1944 года. [ 8 ] и прибыл в Кольский залив 1 февраля. [ 4 ]
Во время перехода колонна подверглась нападению. HMS Hardy был поражен торпедой немецкой подводной лодки U-278. [ 7 ] и HMS Venus позже потопил ее. [ 4 ]
Конвой РА 56
[ редактировать ]Конвой RA 56 вышел из Кольского залива 3 февраля 1944 г. [ 9 ] и прибыл в Лох-Эве 11 февраля 1944 года. [ 4 ]
Конвой JW 57
[ редактировать ]Конвой JW 57 отплыл из озера Лох-Эве 11 февраля 1944 года. [ 10 ] прибыл в Кольский залив 28 февраля. [ 4 ]
23 февраля был замечен самолет «Фокке-Вульф Кондор» . дикие кошки вылетели С HMS Chaser , и считалось, что они отогнали «Кондор», но он держал наблюдение на расстоянии. Несколько подводных лодок были замечены Wildcats, а самолеты Swordfish были отправлены атаковать любые подводные лодки, которые они могли найти. HMS Kessel успешно потопил U-713 глубинными бомбами. [ 3 ]
Потеря
[ редактировать ]25 февраля 1944 года самолет «Каталина» 210- й эскадрильи атаковал и потопил U-601 , следовавшую за конвоем. Маратта был поражен двумя торпедами T5 Gnat. [ 3 ] выпущен U-990 [ 11 ] у берегов Норвегии. Она затонула в 71 ° 17' с.ш., 13 ° 30' в.д. / 71,283 ° с.ш., 13,500 ° в.д. . [ 1 ] Из 236 членов экипажа выжили только 16. [ 11 ]
Хотя Маратта погиб, конвой удался. Это был самый крупный конвой, когда-либо направлявшийся в Россию. [ 3 ]
Мемориал
[ редактировать ]Мемориал погибшим на арктических конвоях был открыт в Мурманске в 1991 году, к 50-летию первого арктического конвоя. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «HMS MAHRATTA – Эсминец М-класса» . naval-history.net . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ «HMS Musketeer : модели белого прапорщика в масштабе 1:350» . naval-history.net . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Русский конвойный клуб; Арктический наблюдатель» . Кирон Хоар . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Конвой и детали операции 1943–44» . Кирон Хоар . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ «ВМФ и торговые корабли на конвое РА-54А» . Кирон Хоар. Архивировано из оригинала 23 июля 2010 года . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ «ВМФ и торговые корабли на конвое JW-54A» . Кирон Хоар. Архивировано из оригинала 25 октября 2007 года . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ВМФ и торговые корабли на конвое РА-54Б» . Кирон Хоар. Архивировано из оригинала 21 января 2009 года . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ «ВМФ и торговые корабли на конвое JW-56B» . Кирон Хоар. Архивировано из оригинала 22 июля 2010 года . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ «Военно-морские и торговые корабли на конвое РА-56» . Кирон Хоар. Архивировано из оригинала 23 июля 2010 года . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ «ВМФ и торговые корабли на конвое JW-57» . Кирон Хоар. Архивировано из оригинала 29 июля 2010 года . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Памяти HMS Mahratta G23» . Кирон Хоар . Проверено 16 ноября 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Инглиш, Джон (2001). От Африди до Низама: эсминцы британского флота 1937–43 . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-64-9 .
- Фридман, Норман (2006). Британские эсминцы и фрегаты: Вторая мировая война и после нее . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-86176-137-6 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Марш, Эдгар Дж. (1966). Британские эсминцы: история развития, 1892–1953 гг.; Нарисовано с разрешения Адмиралтейства на основе официальных отчетов и отчетов, корабельных обложек и планов строительства . Лондон: Служба Сили. OCLC 164893555 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список экипажа HMS Mahratta
- Хельгасон, Гудмундур. «HMS Mahratta » . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net .
- История военного времени о экипаже Галифакса, сбитом над Атлантикой и спасенном Мараттой. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Эсминцы классов L и M Королевского флота
- Корабли, построенные на реке Клайд
- корабли 1942 года
- Эсминцы Великобритании времен Второй мировой войны
- Корабли, потопленные немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны.
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Северном Ледовитом океане
- Морские инциденты в феврале 1944 г.