HMS Молния (G55)
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Молния |
Заказал | 31 марта 1938 г. |
Строитель | Хоторн Лесли и Ко , Ньюкасл-апон-Тайн |
Заложен | 15 ноября 1938 г. |
Запущен | 22 апреля 1940 г. |
Введен в эксплуатацию | 28 мая 1941 г. |
Идентификация | Номер вымпела : G55 |
Почести и награды |
|
Судьба | Потоплен немецкими миноносцами 12 марта 1943 г. |
Значок | |
Общие характеристики | |
Класс и тип | класса L Эсминец |
Смещение | 1920 тонн |
Длина | 362,5 футов (110,5 м) |
Луч | 37 футов (11 м) |
Черновик | 12,5 футов (3,8 м) |
Движение | 2 турбины с редуктором |
Скорость | 33,8 узлов (62,6 км/ч; 38,9 миль в час) при 341,4 об/мин |
Диапазон | 5500 миль (10200 км; 6300 миль) |
Вооружение |
|
HMS Lightning — класса L эсминец Королевского флота . Спущен на воду 22 апреля 1940 года и потоплен 12 марта 1943 года немецким торпедным катером S-55 . [ 1 ]
Заказанный в рамках программы 1937 года и обозначенный как заказ J4502, компания Hawthorn Leslie & Co из Ньюкасл-апон-Тайн получила контракт на постройку ее с использованием оборудования, поставленного Parsons. Он станет 10-м кораблем Королевского флота, носящим имя Lightning . Сборка была завершена 28 мая 1941 года, но была отложена из-за поздней поставки трех сдвоенных 4,7-дюймовых опор, необходимых для соответствия первоначальной конструкции. Стоимость тендера составила 440 807 фунтов стерлингов, включая такие предметы, как оружие и оборудование связи, поставляемые Адмиралтейством.
25 марта 1942 года «Лайтнинг» был принят на вооружение округа Донкастер в рамках в рамках Недели военных кораблей плана национальных сбережений . Донкастер и прилегающие районы собрали более 800 000 фунтов стерлингов в виде национальных сбережений и фактически оплатили корабль. В то же время в Донкастере для морских кадетов была сформирована компания T/S Lightning , которая продолжается и по сей день. [ 2 ] HMS Lightning был предметом рисунка Оскара Паркса , превращенного в популярную открытку компанией J Salmon Ltd Sevenoaks Kent.
Операционная история
[ редактировать ]В среду, 28 мая, «Лайтнинг» был приписан к 19-й флотилии эсминцев Флота метрополии в Скапа-Флоу . К ней присоединился ее однотипный корабль «Лафори» . Два других ее родственных корабля Lookout и Loyal не были готовы к бою. Однако к нему присоединились четыре сводных корабля «Лайвли» , «Гуркха» , «Легион» и «Лэнс» . Все четверо позже были потеряны в течение первого года оперативной службы.
Операция «Вещество»
[ редактировать ]Операция «Субстанция» была первой настоящей операцией, Лайтнинг в которой участвовала . Она входила в состав эскорта Флота метрополии конвоев WS 9C и MG 1 на остров Мальта . В состав конвоя входили корабли «Азалия» , «Эридж » , «Нельсон» , «Слава» , «Арк Ройял » , «Гермиона » , «Аретуза » , «Мэнксман» , «Казак » , «Маори» , «Нестор» , «Фолкнор» , «Фьюри» , «Форсайт» , «Форестер» , «Фоксхаунд» , «Инкаунтер » , « Сикх» и «Дункан» . Конвой покинул Дерри 13 июля и прибыл в Гибралтар через две недели, 27 июля.
Следующей ее операцией была операция «Стиль» , в которой Лайтнинг сопровождала небольшой конвой подкреплений Королевских ВВС . Она не сопровождала конвой всю дорогу и вернулась в Гибралтар 4 августа, как раз в тот момент, когда основной конвой прибыл на Мальту. 22 августа 1941 года «Лайтнинг» отплыл из Скапа-Флоу вместе с Лайвли и Ньюарком на поиски поврежденной «Свободной Франции» подводной лодки «Руби» , которая была атакована немецким самолетом у берегов Норвегии . Позже ее встретил крейсер «Кюракоа», и в конце концов она нашла Рубис возле Скагеррака и сопроводила ее в Данди для ремонта.
Операция Алебарда
[ редактировать ]Лайтнинг и Лафори покинули Гринок и направились к первому крупному мальтийскому конвою войны 17 сентября 1941 года, пересекли Клайд-Бум в 05:30. Лайтнинг присоединился к конвою со многими крупными кораблями Флота Метрополии. В их число входили принц Уэльский , Эдинбург , Кения , Эвриал , Шеффилд , Ориби , Казак , Фьюри , Фарндейл и Хейтроп . Затем она прошла через Гибралтарский пролив и встретилась с отрядом H. На протяжении всей операции Лайтнинг предстоит стать свидетелем одних из самых тяжелых боев. Она и остальная часть конвоя были атакованы немецкими бомбардировщиками, которые применили смесь бомбардировок с большой высоты, пикирования и торпедных бомбардировок на малых высотах. 27 сентября 1941 года в 13.40 «Лайтнинг» едва не попал в цель. Торпеда самолета не попала в корабль на 20 ярдов (18 м).
25 октября «Лайтнинг » покинул «Клайд» и был переведен из Флота метрополии, базировавшегося в Скапа-Флоу, в отряд H, базирующийся в Гибралтаре. В ноябре и декабре 1941 года в составе отряда H « Лайтнинг» выполнял в основном роль сопровождения. Сопровождение конвоев из Великобритании, подбор их в Бискайском заливе и зачастую перевозка через западную часть Средиземного моря в сторону Мальты. Она также сопровождала авианосцы, несущие на борту Supermarine Spitfires . Лайтнинг был одним из эскортов авианосца « Арк Ройал» , когда он был потоплен торпедой 13 ноября 1941 года.
11 декабря 1941 года «Лайтнинг » , «Харвестер» и «Хайлендер» получили приказ покинуть Гибралтар и встретиться с линкором « Дюк оф Йорк» в середине Атлантики и сопроводить его в Америку. Герцог Йоркский вез Уинстона Черчилля и начальников штабов на конференцию в Аркадии в Вашингтоне. Командир Стюарт заболел незадолго до отплытия, и командование принял на себя старший лейтенант Бромли. Плохая погода в Атлантике задержала встречу: в 18:30 17 декабря в примерной позиции 38-30 северной широты, 23 западной долготы присоединился к «Герцогу Йоркскому» с «Горцем» и «Харвестером» . Поскольку плохая погода продолжалась, эсминцы оставались у герцога Йоркского до 20 декабря, а затем в 18:00 примерно на позиции 35 северной широты, 40 западной долготы и снова направились в Понта-Делгада , Азорские острова, для дозаправки. Продолжив путь до Бермудских островов , где «Лайтнинг» стоял на якорной стоянке с ВМС США авианосцем « Рейнджер» , они прибыли в Ньюпорт-Ньюс в канун Нового года. После этого они вернулись в Великобританию, остановившись в Сент-Джонсе , Ньюфаундленд, вылетев 16 января 1942 года и прибыв в Гринок. 25 января, когда командование принял командующий Х.Г. Уолтерс.
14 марта 1942 года «Лайтнинг» принимала участие в противолодочном зачистке ASDIC в Гибралтарском проливе, когда ее руль направления был сильно поврежден, одна из глубинных бомб под ней преждевременно взорвалась . Ей пришлось вернуться в Гибралтар для ремонта в сухом доке номер два.
Операция Броненосец
[ редактировать ]В ходе операции «Железная молния» сыграл ключевую роль во взятии военно-морской базы в Диего Суаресе . Лайтнинг сыграла свою роль без каких-либо действий на этом вступительном этапе. Однако в 17.10 5 мая 1942 года «Лайтнинг» обстрелял позицию на высоте, которая использовалась противником. На следующий день Лайтнинг снова обстрелял позиции противника, на этот раз замок на вершине холма и склад боеприпасов. В 15:30 Лайтнинг вместе с Лафори и Лукаутом сопровождали линкор Рамиллис в море на поиски вражеского линкора, который, как сообщается, не был найден, хотя Лафори ночью потопил вражескую подводную лодку.
7 мая 1942 года в 10:30 «Лайтнинг» обстрелял береговую батарею противника на дальней стороне полуострова , которая не сдавалась. Через полчаса после прекращения огня батарея сдалась.
После операции «Айронклад» в период с мая по июль «Лайтнинг» был временно переведен на Дальневосточный флот и направился в Коломбо на Цейлоне для очистки котла. Завершенный к 11 июля, на следующий день, в 06:00, «Лайтнинг » вышел в море как «Отряд А» с линкором «Варспайт» , авианосцами «Индомитэбл» , «Илластриус» , крейсером «Гамбия» и четырьмя эсминцами, включая «Лафори» и «Лукаут» . Задача заключалась в том, чтобы захватить территорию до островов Чагос , чтобы попытаться вовлечь японцев в бой, а затем отправиться к атоллу Адду для добычи нефти. Наступил сезон дождей, а японцев не нашли. Лайтнинг вернулся в Коломбо, и ему было приказано отправиться в Средиземное море.
Вернувшись из Индийского океана, Лайтнинг прибыл во Фритаун. 1 августа он отбыл в компании с «Лафори» , «Фиби» , «Лукаутом» и авианосцем «Индомитебл» . В тот же вечер, в 21:00, наблюдатели корабля заметили три небольшие лодки и после расследования подняли весь экипаж из 35 человек плюс 4 артиллеристов и собаку (подаренную Лайтнингу и названную «Флэш») с 10 095-тонного судна. Норвежское торговое судно Танкэкспресс . [ 3 ] Он был потоплен подводной лодкой неделей ранее (25 июля 1942 г.). Экипаж торгового судна вместе со своим капитаном Андерсом Сконбергом высадился в Гибралтаре 8 августа, когда «Лайтнинг» дозаправлялся топливом.
Операция Пьедестал
[ редактировать ]К середине 1942 года стратегически важный остров Мальта страдал от голода из-за немецкой и итальянской блокады. Без островной крепости союзники не могли бы нанести удар по конвоям из Италии , снабжавшим армии Оси в Северной Африке . Более того, стало понятно, что кампания союзников в Северной Африке не может начаться до тех пор, пока армии Оси не будут ослаблены из-за нехватки припасов. Огромные силы сопровождения Флота метрополии и отряда H из Гибралтара были собраны для сопровождения четырнадцати торговых судов из Великобритании на Мальту. Многие крупные корабли были повреждены в результате отчаянных атак с воздуха и подводных лодок. Прошло только шесть торговых судов, но Мальта больше никогда не подвергалась давлению, и поэтому вторжение союзников в Северную Африку ( операция «Факел в ноябре 1942 года стало возможным »).
Лайтнинг присоединилась к Отряду Z, в состав которого входили авианосец Индомитебл , крейсер Фиби и сестры Лафори и Лукаут . 3 августа 1942 года Force Z встретился с основным отрядом X из Великобритании недалеко от Гибралтара и на следующий день дозаправился рядом с Indomitable . 5 августа 1942 года конвой прошел через проливы по пути на Мальту. 11 августа 1942 года «Лайтнинг» вместе с «Лукаутом» осуществлял досмотр авианосца «Фьюриес» , когда находившийся неподалеку авианосец «Игл» был поражен четырьмя торпедами немецкой подводной лодки U-73 . Всего за восемь минут она затонула. 12 августа 1942 года Лайтнинг подвергся атаке бомбардировщиков и во время налета несколько раз промахивался.
Продолжение операции «Факел» , ноябрь 1942 г.
После ремонта Лайтнинг и Лафори покинули Гринок 12 декабря 1942 года и направились в Ливерпуль, чтобы сопровождать «Герцогиню Ричмондскую» , канадский тихоокеанский лайнер водоизмещением 20 000 тонн, который переправил тысячи военнослужащих в Северную Африку, в конвое KMF 5. 21 декабря Лайтнинг помог спасти более 1000 человек. солдаты и медсестры с 23722-тонного лайнера P&O Strathallan , [ 4 ] [ 5 ] который был торпедирован U-562 у берегов Алжира, на борту которой находилось более 4000 военнослужащих союзников.
Лайтнинг прибыл в Бон в первый день Нового 1943 года и присоединился к Force Q, который в разное время состоял из двух крейсеров 12-й крейсерской эскадры — «Аякс» , «Пенелопа» , «Дидона» , « Аврора» и «Сириус» — при поддержке эсминцев L-класса, включая «Лафорей» , «Лукаут» и «Лойал».
Затопление HMS Lightning
[ редактировать ]В конце февраля и марте 1943 года Лайтнинг сопровождал войска и корабли снабжения между Алжиром и Боном днем , а ночью атаковал вражеские конвои. Находясь в гавани, он каждый день подвергался атакам вражеской авиации и действовал как корабль ПВО. Во время своего последнего рейса «Лайтнинг» покинула Бона одну в 17:45 вечера в пятницу, 12 марта 1943 года, и после присоединения к «Лойалу» обеспечила фланговое прикрытие крейсерам «Аврора» и «Сириус» . План состоял в том, чтобы атаковать немецкий конвой из Сицилии, направлявшийся в Тунис. Но когда конвой узнал, что Лайтнинг покинул порт, они вернулись в гавань. В 18.51 « Лайтнинг» был атакован двенадцатью немецкими торпедоносцами. Молния сбила один из бомбардировщиков, а сама атака не причинила никакого ущерба.
Около 22:00 переводчики на борту «Лайтнинга» перехватили радиосообщение на немецком языке, в котором говорилось, что они собираются атаковать «Лайтнинг» . Примерно в 22:15 немецкий моторный торпедный катер ( Schnellboot ) S-158 7-й флотилии подводных лодок (старший лейтенант в море Шульце-Йена) выпустил первую торпеду, выведя из строя «Лайтнинг» . Корабельная рота не успела открыть ответный огонь: они не использовали RDF , ASDIC или HF-DF и не были в полной боевой готовности из-за тяжелых боев, которые шли почти непрерывно в течение последних нескольких дней. Капитан резко повернул корабль влево, чтобы прочесать траекторию торпеды, но Лайтнинг был слишком медленным и получил удар по левому носу, оторвав его начисто. Затем вторая лодка S-55 из 3-й флотилии S-лодок (комендант Хорст Вебер ) обогнула корабль и двинулась к правому борту. [ 6 ] Немецкий миноносец выпустил вторую торпеду, которая попала под трубу, разрушив оба котельных отделения, помпон и носовые торпедные аппараты на верхней палубе. Спустя несколько мгновений «Лайтнинг» был брошен — он начал тонуть почти сразу после попадания второй торпеды. Один выживший был подобран S-158 , а остальные 180 выживших (включая капитана, командира Хью Гривза Уолтерса DSC) были подобраны несколько часов спустя однотипным кораблем Loyal , прибывшим в Bone 05:00 13 марта. Выжившие переправлены на Сириус . Корабельная рота расформирована, передана другим кораблям и береговой базе HMS Hannibal в Алжире. [ 7 ] На смену Lightning в Force Q пришел польский эсминец ORP Blyskawica . Название корабля по-польски означает «молния».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мейсон, Джеффри Б. (8 мая 2011 г.). «HMS Lightning (G 55) — эсминец L-класса» . naval-history.net . Проверено 19 февраля 2015 г.
- ^ «Домой — Морские кадеты Донкастер» .
- ^ uboat.net/allies/merchants/1964.html
- ^ «П&О СС Страталлан» .
- ^ https://thestrathallan.com/wp/ss-strathallan/?doing_wp_cron=1552828208.7808160781860351562500 [ мертвая ссылка ]
- ^ Удар молнии, История HMS Lightning 1941-1943, Джон Данн, (очевидец), страницы 136-38, ISBN 978 178456-649-4
- ^ Удар молнии, Данн, Джон (2019), страницы 148-49
Ссылки
[ редактировать ]- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Инглиш, Джон (2001). От Африди до Низама: эсминцы британского флота 1937–43 . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-64-9 .
- Фридман, Норман (2006). Британские эсминцы и фрегаты: Вторая мировая война и после нее . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-86176-137-6 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Марш, Эдгар Дж. (1966). Британские эсминцы: история развития, 1892–1953 гг.; Нарисовано с разрешения Адмиралтейства на основе официальных отчетов и отчетов, корабельных обложек и планов строительства . Лондон: Служба Сили. OCLC 164893555 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Смит, Питер К. (2010). Боевая флотилия: эсминцы класса RN Laforey во Второй мировой войне (2-е изд.). Барнсли, Великобритания: Pen & Sword Maritime. ISBN 978-1-84884-273-1 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .
- Данн, Джон, (2019) Удар молнии, История HMS Lightning 1941–43 , Отчет из первых рук о жизни на борту корабля, UpFront Publishing, ISBN 978-178456-649-4 переработанное издание в твердом переплете
- Прайсор, Глин, (2011) Гражданин моряк: Королевский флот во Второй мировой войне , Viking/Penguin Books, ISBN 978-0-670-91854-6
Примечание
[ редактировать ]Дополнительное исследование для исправленного издания о HMS Lightning и ее компании (Struck by Lightning -2019) выявило одного выжившего Джека Данна - связиста, который находился на мостике в ночь, когда она была торпедирована, и которому 9 июля 2019 года исполнилось 100 лет. Это было признан морскими кадетами Донкастера SCC TS Lightning [ 1 ] - ее приютивший город времен Второй мировой войны.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт, посвященный HMS Lightning и ее экипажу, больше не доступен,
- Имперский военный музей (2013). «Поиск в коллекциях по запросу «HMS Lightning» » . Поиск коллекций IWM . Проверено 19 апреля 2013 г.