HMS Дашер (D37)
HMS Dasher (обратите внимание, что это изображение перевернуто: мостик находился по правому борту.)
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | HMS Дашер |
Строитель | Солнце Судостроение |
Номер двора | 189, корпус №62 морской пехоты США |
Заложен | 14 марта 1940 г. |
Запущен | 11 апреля 1941 г. |
Приобретенный | Доставлен в USMC 22 ноября 1941 г. |
Введен в эксплуатацию | 2 июля 1942 г. |
Переименован | Построен как Рио-де-Жанейро , переименован в Дашер 2 июля 1942 года. |
Судьба | Потоплен внутренним взрывом 27 марта 1943 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Мститель» класса Эскортный авианосец |
Смещение | 8200 тонн |
Длина | 492 футов 3 дюйма (150,04 м) |
Луч | 66 футов 3 дюйма (20,19 м) |
Черновик | 23 фута 3 дюйма (7,09 м) |
Установленная мощность | 8500 л.с. (6300 кВт ) |
Движение |
|
Скорость | 16,5 узлов (30,6 км/ч; 19,0 миль в час) |
Дополнить | 555 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 15 |
Авиационные объекты |
|
HMS Dasher (D37) Британского Королевского флота — авианосец класса Авенджер» « , переоборудованное торговое судно, один из самых недолговечных эскортных авианосцев . Он участвовал во Второй мировой войне и затонул 27 марта 1943 года.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Эскортные авианосцы класса Avenger были переоборудованы Морской комиссии США (USMC) типа C3 американскими торговыми судами . Их конструкция была основана на самолетах США (AVG1) ВМС класса -Айленд Лонг . Чтобы различать эти два класса, корабли Королевского флота имели префикс «B» (BAVG). [ 1 ] [ 2 ]
HMS Dasher (BAVG4) был построен компанией Sun Shipbuilding and Drydock Company , Честер, Пенсильвания . Корабль первоначально назывался Рио-де-Жанейро , предназначался для пассажирских/грузовых перевозок компанией Moore-McCormack Lines , заложен как верфь 189, корпус USMC 62 14 марта 1940 года, спущен на воду 11 апреля 1941 года. [ 3 ] Он был переоборудован в эскортный авианосец на Tietjen & Lang верфях в Нью-Джерси и принят в состав Королевского флота 2 июля 1942 года. [ 4 ]
Команда Дэшера составляла 555 человек, общая длина 492 фута 3 дюйма (150,04 м), ширина 66 футов 3 дюйма (20,19 м) и осадка 23 фута 3 дюйма (7,09 м). [ 1 ] Его водоизмещение 8200 длинных тонн (8300 т ) при нормальной нагрузке и 9000 длинных тонн (9100 т) при глубокой загрузке . Движение обеспечивалось четырьмя дизельными двигателями , соединенными с одним валом, мощностью 8500 л.с. (6300 кВт ), которые могли развивать корабль со скоростью 16,5 узлов (30,6 км/ч; 19,0 миль в час). [ 5 ]
Средства самолета представляли собой небольшой комбинированный мостик - управление полетом по правому борту и над деревянной полетной палубой длиной 410 футов (120 м) , один подъемник для самолетов размером 43 на 34 фута (13 на 10 м), одну авиационную катапульту и девять тормозных тросов . Самолеты могли размещаться в полуангаре размером 190 на 47 футов (58 на 14 м) под кабиной экипажа. [ 2 ] [ 5 ] Вооружение состояло из трех одиночных 4-дюймовых орудий двойного назначения — двух носовых и одной кормовой, а также пятнадцати 20-мм пушек в одиночных или спаренных установках. [ 5 ] Он имел вместимость 15 самолетов, которые могли представлять собой смесь Grumman Martlet или Hawker Sea Hurricane истребителей и Fairey Swordfish торпедоносцев . [ 5 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Корабль был передан Королевскому флоту и введен в эксплуатацию как HMS Dasher (D37) 2 июля 1942 года. Он участвовал в операции «Факел» вместе со своим однотипным кораблем «Битер» , перевозившим «Морские ураганы» 804-й военно-морской авиационной эскадрильи . После переправы самолетов в море Средиземное в марте 1943 года Дэшер отплыла на «Клайд» и, удлинив кабину экипажа на 42 фута (13 м), села на самолет Fairey Swordfish. Она успешно сопровождала один конвой, но вскоре после ухода со вторым у Дашера возникла проблема с двигателем, и он повернул обратно. Вскоре после прибытия в залив Ферт-оф-Клайд 27 марта 1943 года на нем произошел сильный внутренний взрыв, и он затонул. [ 5 ]
Потеря
[ редактировать ]Были предложены различные возможные причины, в том числе падение одного из ее самолетов на кабину экипажа и возгорание паров бензина из протекающих баков. Многое из того, что произошло, остается неизвестным. Число погибших, 379 из 528 членов экипажа, несмотря на быстрое реагирование и помощь кораблей и спасательных судов из Бродика и Ламлаша на острове Арран и из Ардроссана и Гринока на материковой части Шотландии, было одним из самых высоких в родных британских водах. Многие сбежали с корабля, но умерли от переохлаждения или ожогов, полученных при возгорании сбежавшего топлива на воде. Большинство погибших были похоронены в Ардроссане или Гриноке.
Британцы обвинили плохую конструкцию размещения и обращения с топливом, а США обвинили в катастрофе неправильные процедуры обращения с бензином RN. Оба аргумента имели свои аргументы, но после этого запасы на ее родственных кораблях, управляемых британцами, были сокращены с 75 000–88 000 галлонов США (280 000–330 000 л) до 36 000 галлонов США (140 000 л), и ВМС США также сократили свои, но не столь же радикально. [ 6 ]
Правительство того времени, стремясь избежать ущерба моральному духу и стремясь избежать любых намеков на ошибочное строительство в США, пыталось скрыть затопление. Местным СМИ было приказано не упоминать о трагедии.
Ходили слухи, что власти приказали похоронить погибших в безымянной братской могиле , но по состоянию на 2021 год так и не было найдено. [update], а Королевский флот заявил, что массовая безымянная могила противоречила бы политике Адмиралтейства и что все источники, касающиеся затопления HMS Dasher, находятся в открытом доступе. [ 7 ]
В 2021 году свидетель рассказал, что выжившие рассказали ей, что был морг, куда их отвезли для опознания около пятидесяти тел, выложенных, «только что брошенных». Люди, живущие поблизости, увидели тела над высокой стеной, «потом они все исчезли». [ 7 ]
Разъяренные родственники выразили протест, и некоторых погибших вернули их семьям для захоронения. Выжившим было приказано не рассказывать о случившемся. Эта политика впоследствии вызвала много критики. [ 7 ] Теперь есть мемориалы погибшим как в Ардроссане, так и в Бродике.
Место крушения находится примерно на полпути каледонского паромного маршрута МакБрейн между Ардроссаном и Бродиком и является контролируемым местом в соответствии с Законом о защите военных останков .
Тиковые доски с летной палубы Дашера выбросило на берег в Ардроссане в 1999 году. [ 8 ] Они были пронизаны трубками, сделанными роющими червями-тередо . Часть этого дерева представлена на выставке «Flotsam and Jetsam» в « Куполе тысячелетия» , а еще одна часть хранится в Центре наследия Северного Эйршира в Солткоутсе .
Было предположение, что один из затонувших трупов использовался во время британской операции обмана «Фарш» (« Человек, которого никогда не было »). Этот случай аргументируется авторами Джоном и Норин Стил в их книге 2002 года «Секреты HMS Dasher» , однако эта теория была опровергнута в 2010 году. [ 9 ]
Вопреки утверждению Стила о том, что Дашер быстро затонул после инцидента, в отчетах нескольких очевидцев того времени сообщалось, что на следующий день корпус авианосца был выброшен на берег для спасения и восстановления на берегу к северу от Ардроссана.
HMS Dasher впоследствии был отбуксирован в «Клайд» и в последующие дни затоплен Адмиралтейством, дополнительно освещавшим аварию.
Эти отчеты опровергают опубликованную Стилзом теорию событий, которая со временем была широко принята многими как фактическое описание потери HMS Dashers.
В октябре 2012 года были проведены археологические раскопки, чтобы выяснить, есть ли на Ардроссанском кладбище братская могила с телами Дашера . Никаких доказательств того, что земля в обыскиваемом районе была нарушена, обнаружено не было.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кокер (2008), стр.78.
- ^ Перейти обратно: а б Пулман (1972), стр.29.
- ^ Колтон, Тим (28 марта 2014 г.). «Солнечное судостроение» . История судостроения . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ Пулман (1972), стр.38.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кокер (2008), стр.79.
- ^ Браун, ДК. Нельсон в Авангард , 2000, Chatham Publishing, стр. 64–65.
- ^ Перейти обратно: а б с Пим, Хью; Бейкер, Фелисити (11 ноября 2021 г.). «Тайна морской катастрофы военного времени» . Новости Би-би-си .
- ^ "Введение" . Веб-сайт HMS Dasher, www.hmsdasher.co.uk . Проверено 11 ноября 2021 г.
- ^ «Наконец-то раскрыта причина смертельного взрыва военного времени на авианосце в Клайде» . 11 августа 2011 года . Проверено 23 января 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Кокер, Морис (2008). Авианесущие корабли Королевского флота . Страуд, Глостершир: The History Press. ISBN 978-0-7524-4633-2 .
- Пулман, Кеннет (1972). Эскортный авианосец 1941–1945 гг . Лондон: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0273-8 .
- Сиретт, Дэвид (1994). Разгром немецких подводных лодок: битва за Атлантику . Колумбия, Южная Каролина: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 978-0-87249-984-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стил, Джон; Стил, Норин (2010). Американская связь с гибелью HMS Dasher . Издательство Норт Шор. ISBN 978-0953263714 .
- Стил, Джон; Стил, Норин (2002). Тайны HMS Dasher . Издательство Аргайл. ISBN 978-1902831398 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- корабли 1941 года
- Корабли, построенные компанией Sun Shipbuilding & Drydock Company.
- Корабли построены в Честере, штат Пенсильвания.
- Авианосцы Великобритании времен Второй мировой войны
- Эскортные авианосцы класса «Авенджер»
- Морские инциденты в марте 1943 г.
- Катастрофы 1943 года в Великобритании
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане
- Кораблекрушения в заливе Ферт-оф-Клайд
- Защищенные затонувшие корабли Шотландии
- Корабли, потопленные небоевыми внутренними взрывами
- Авианосец горит
- Взрывы 1943 года
- История Северного Эйршира
- История Инверклайда
- Взрывы в Шотландии
- 1943 год в Шотландии.
- События марта 1943 года в Великобритании.