Тонан Мару № 3
Тонан Мару № 3 ( японский : 第三図南丸, Дай-сан Тонанмару ), с 1951 года просто Тонан Мару , было японским судном-фабрикой китового жира. Построенный в Осаке в 1938 году, он на тот момент был крупнейшим торговым судном, построенным в Японии. Она занималась китобойным промыслом в Южной Атлантике и в 1941 году была внесена в черный список британского правительства, предположительно потому, что ее подозревали в дозаправке немецких судов в Тихом океане во время Второй мировой войны . После вступления Японии в войну «Тонан Мару № 3» использовался в качестве нефтяного танкера для поддержки военных операций. В 1943 году она пережила 11 попаданий торпед с авианосца «Тиноза» , большинство из которых не взорвались. «Тонан Мару № 3» был потоплен в лагуне Чуук палубной авиацией в ходе операции «Град» 17 февраля 1944 года . Он был спасен Японией после войны, восстановлен и возвращен в строй как « Тонан Мару» в 1951 году. Он вернулся к китобойному промыслу и был списан в 1971 году.
Строительство и довоенная карьера
[ редактировать ]Тонан Мару № 3 был построен в Осаке на заводе Osaka Iron Works для Nippon Suisan и спущен на воду 1 мая 1938 года. Его длина составляла 534,8 фута (163,0 м), ширина 74,9 фута (22,8 м), 56,8 фута (17,3 м). ) по глубине и осадке 36,25 футов (11,05 м). Его валовая вместимость составляла 19 625 тонн . [ 1 ] Он был оснащен двумя поршневыми паровыми двигателями, работающими на жидком топливе, с приводом от двух винтов и имел номинальную мощность 500 лошадиных сил. [ 2 ] [ 1 ] Максимальная скорость Tonan Maru No. 3 составляла 14,12 узлов (26,15 км/ч; 16,25 миль в час), а эксплуатационная скорость - 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). [ 2 ] На тот момент это было крупнейшее торговое судно, построенное в Японии, хотя его родственный корабль Тонан Мару № 2 превосходил его по тоннажу позже в ее карьере. [ 3 ] [ 4 ] Для сопровождения «Тонан Мару № 3» рядом с ним были построены девять китоловных судов. [ 5 ]
«Тонан Мару № 3» вступил в строй в качестве китового жира судна-перерабатывателя 23 сентября 1938 года. Он был зарегистрирован в Токио и плавал под японским гражданским флагом . [ 2 ] [ 1 ] Она работала вместе с «Тонан Мару № 2» в Южной Атлантике в течение китобойного сезона 1938–39 годов в качестве базового корабля флота. [ 6 ] Судно «Тонан Мару № 3» и сопровождающие его рыболовные суда поймали в том сезоне 1400 китов. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Япония не вступила во Вторую мировую войну до декабря 1941 года, когда она напала на Перл-Харбор . Несмотря на это, в мае 1941 года британское правительство поместило «Тонан Мару № 3 » в черный список кораблей, подлежащих «всем имеющимся у них ограничениям». Значение этой фразы не уточнялось, но современная пресса восприняла его как означающее, что он был обязан конфисковать и лишить британской страховки судоходства, гавани и дозаправки. Никаких причин не было указано, но считалось, что британцы подозревали это судно и другие японские танкеры в дозаправке немецких судов в Тихом океане и опасались, что их мощные радиостанции могут быть использованы для сообщения о передвижениях британских военно-морских сил. [ 10 ] [ 11 ] На момент внесения в черный список « Тонан Мару № 3» , один из крупнейших танкеров и крупнейших торговых судов в мире, следовал в Лос-Анджелес. Она продолжила путь и загрузила 150 000 имперских баррелей (25 000 000 л; 5 400 000 имп галлонов; 6 500 000 галлонов США) американской нефти для транспортировки в Японию. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
После объявления войны Японией « Тонан Мару № 3» использовался в качестве танкера для поддержки японских военных операций; в этой роли ее валовой регистровый тоннаж оценивался в 19 209 тонн. [ 15 ] Вероятно, он был поврежден голландской подводной лодкой K XIV в Яванском море 23 декабря 1941 года. [ 16 ]
24 июля 1943 года он был замечен на расстоянии 35 000 ярдов (32 км; 17 морских миль) подводной лодкой USS Tinosa лейтенант-коммандера Лоуренса Р. Даспита со скоростью 13 узлов (24 км / ч; 15 миль в час) и без сопровождения на запад. лагуны Чуук . [ 17 ] Даспит приблизился на расстояние 4000 ярдов (3,7 км; 2,0 морских миль) и выпустил четыре торпеды, две из которых попали Тонан Мару № 3 и в корму взорвались. Судно было остановлено в воде, и Даспит приблизился к тому, что он считал идеальной дальностью и положением, на расстоянии 875 ярдов (800 м; 0,432 морских миль) прямо на траверзе танкера. Даспит выпустил с этой позиции три торпеды подряд, все они попали, но не взорвались. Затем он приказал осмотреть оставшиеся торпеды, и его команда не смогла найти в них никаких недостатков. Даспит выпустил еще шесть торпед, все они попали, но не взорвались. Он вернулся в порт со своей последней торпедой, намереваясь передать ее инженерам на верфь для проверки. «Тонан Мару № 3» остался на плаву, был спасен и возвращен в строй при помощи японских судов, работающих из Чуука. [ 18 ] В ходе дальнейших испытаний ВМС США обнаружили, что боеголовки их торпед Mark 14 не детонировали при запуске с прямой траверсы. В результате инцидента были изобретены новые контактные детонаторы. [ 19 ]
«Тонан Мару № 3» был потоплен американской палубной авиацией 17 февраля 1944 года, находясь на позиции 7 ° 23' с.ш., 151 ° 51' в.д. / 7,383 ° с.ш., 151,850 ° в.д. в лагуне Чуук. [ 15 ] [ 20 ] Он был одним из 30 японских кораблей, затонувших в ходе операции «Град» — рейда на Чуук самолетами авианосцев USS Bunker Hill , Enterprise , Essex , Intrepid и Yorktown . [ 21 ]
Спасение и более поздняя карьера
[ редактировать ]Япония запросила и получила специальное разрешение на подъем Тонан Мару № 3 после войны, поскольку она представляла огромную ценность для китобойного флота. 3 марта 1951 года он был снят с мели большим количеством подъемных буев и отбуксирован в Японию. [ 2 ] Он был перестроен в течение шести месяцев и снова введен в строй как корабль-завод по производству китового жира, вновь войдя в строй 8 октября 1951 года под названием Tonan Maru . [ 22 ] [ 2 ] Он прослужил в китобойном флоте до 1968 года, став самым долгослужившим японским плавучим заводом. [ 23 ] Tonan Maru был сдан на слом в апреле 1971 года. Ее кормовая часть и воронка, оторванные во время атаки, 5 января 1981 года находились в лагуне на глубине 110 футов (34 м). [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Регистр судоходства Ллойда, пароходы 1938 года . Регистр Ллойда. 1 января 1938 г. с. 19.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Линдеманн, Клаус (1 сентября 2005 г.). Град над лагуной Трук, второе издание: Операции против Трука авианосной оперативной группы 58, 17 и 18 февраля 1944 года и кораблекрушения во время Второй мировой войны . Wipf и Stock Publishers. п. 257. ИСБН 978-1-59752-347-9 .
- ^ «Японский китобойный корабль» . Возраст . 29 мая 1937 г. с. 26.
- ^ Каррелл, Тони (1991). Оценка подводных культурных ресурсов Микронезии . Министерство внутренних дел США, Служба национальных парков, Юго-западный регион, Юго-западный центр культурных ресурсов, Отдел подводных культурных ресурсов. п. 238.
- ^ Исибаши, Танзан (1938). Восточный экономист . Восточный экономист. п. 175.
- ^ Рыболовная брошюра . Служба охраны рыбы и дикой природы США. 1950. с. 9.
- ^ Еженедельник «Джапан таймс» . Япония Таймс и почта. 1939. с. 247.
- ^ Дальневосточное обозрение: техника, торговля, финансы . ГБ Ри. 1940. с. 224.
- ^ Бюллетень Ассоциации Южных морей . 1939. с. 35.
- ^ «Англия вносит корабли Японии в черный список» . Остин Американец . 23 мая 1941 г. с. 1.
- ^ «Британия предупреждает, что японские танкеры внесены в черный список» . Ванкувер Сан . 23 мая 1941 г. с. 1.
- ^ «Японские танкеры внесены в черный список Великобритании; объявлено о конфискации» . Корпус-Кристи Caller-Times . 23 мая 1941 г. с. 5.
- ^ «Британские корабли Warn Nippon» . Пресс-телеграмма Лонг-Бич . 25 мая 1941 г. с. 3.
- ^ «Здесь загружаются 4 танкера Nippon» . Новости-Пилот . 10 июля 1941 г. с. 6.
- ^ Jump up to: а б Комитет, Совместная оценка армии и флота США (1947). Потери японского военно-морского флота и торгового судоходства во время Второй мировой войны по всем причинам . Типография правительства США. п. 54. ИСБН 978-0-598-73567-6 .
- ^ Кокс, Джеффри (17 ноября 2015 г.). Восходящее солнце, падающее небо: катастрофическая кампания в Яванском море во время Второй мировой войны . Блумсбери США. п. 142. ИСБН 978-1-4728-1060-1 .
- ^ Холмс, Уилфред Джей (1966). Подводная победа: влияние операций подводных лодок на войну на Тихом океане . Даблдэй. п. 241.
- ^ Битти, Миллард Ф. (30 ноября 2005 г.). Основы инженерной механики: Том 2. Динамика. Анализ движения . Springer Science & Business Media. п. 65. ИСБН 978-0-387-23704-6 .
- ^ Битти, Миллард Ф. (30 ноября 2005 г.). Основы инженерной механики: Том 2. Динамика. Анализ движения . Springer Science & Business Media. стр. 66–67. ISBN 978-0-387-23704-6 .
- ^ Веронико, Николас А. (7 июля 2015 г.). Скрытые военные корабли: найдите заброшенные, затонувшие и сохранившиеся военные корабли времен Второй мировой войны . Издательская группа Quarto США. п. 128. ИСБН 978-1-62788-664-2 .
- ^ Полмар, Норман (1 сентября 2006 г.). Авианосцы: история палубной авиации и ее влияние на мировые события, том I: 1909-1945 гг . Потомак Букс, Инк. 371. ИСБН 978-1-59797-344-1 .
- ^ Исцели, Сид К. (2003). Гадкие утята: стандартный японский корабль типа «Либерти» времен Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. п. 112. ИСБН 978-1-59114-888-3 .
- ^ Старки, Дэвид Дж.; Харлафтис, Гелина (18 октября 2017 г.). Глобальные рынки: интернационализация морского транспорта с 1850 года . Издательство Ливерпульского университета. п. 275. ИСБН 978-1-78694-919-6 .