Jump to content

Грумман ТБФ Мститель

(Перенаправлено с TBM Avenger )

ТБФ/ТБМ Мститель
General Motors TBM-3E Avenger Warbird, 2014 г.
Роль Торпедоносец
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Грумман
Построено Дженерал Моторс
Первый полет 7 августа 1941 г.
Введение 1942
Ушедший на пенсию 1960-е годы
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи ВМС США
Королевский флот
Королевский канадский флот
Королевские ВВС Новой Зеландии
Количество построенных 9,839

Grumman TBF Avenger (обозначается TBM [ 1 ] для самолетов производства General Motors ) — американский Второй мировой войны времен бомбардировщик-торпедоносец , разработанный первоначально для США ВМС и Корпуса морской пехоты и в конечном итоге использовавшийся несколькими службами воздушной и морской авиации по всему миру.

«Мститель» поступил на вооружение США в 1942 году и впервые принял участие в боевых действиях во время битвы за Мидуэй . Несмотря на потерю пяти из шести «Мстителей» во время своего боевого дебюта, он выжил и стал самым эффективным убийцей подводных лодок. [ 2 ] [ нужен лучший источник ] и самый широко используемый бомбардировщик-торпедоносец Второй мировой войны, разделивший заслугу в потоплении суперлинкоров «Ямато» и «Мусаси» , а также в потоплении 30 подводных лодок. Сильно модифицированный после войны, он использовался до 1960-х годов. [ 3 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Grumman TBM ( TBF производства GM ) со Sto-Wing складными крыльями
TBF-1 Avenger, начало 1942 года. Обратите внимание на красное пятно в центре американского медали и киле в виде флага на руле направления, оба из которых были удалены перед битвой за Мидуэй, чтобы избежать путаницы с японскими знаками различия.
ТБФ Авенджер в середине 1942 года.

Douglas TBD Devastator , основной бомбардировщик-торпедоносец ВМС США, представленный в 1935 году, устарел к 1939 году. Предложения были приняты от нескольких компаний, но конструкция TBF компании Grumman была выбрана в качестве замены TBD, и в апреле 1940 года ВМС заказали два прототипа. . Разработанный Лероем Грумманом , первый прототип получил название XTBF-1 . [ 4 ] Первый полет он совершил 7 августа 1941 года. Хотя один из первых двух прототипов разбился недалеко от Брентвуда, штат Нью-Йорк , быстрое производство продолжалось.

Чтобы облегчить проблемы с хранением авианосца, одновременно с моделью F4F-4 своего истребителя-носителя Wildcat компания Grumman разработала Avenger, чтобы также использовать новый запатентованный Sto-Wing механизм складывания крыла «со сложным углом», предназначенный для максимального увеличения места для хранения на авианосце. ; Пришедший на смену Wildcat F6F Hellcat также использовал этот механизм. [ 5 ] использовался В качестве двигателя двухрядный Wright R-2600-20 четырнадцатицилиндровый радиальный двигатель Twin Cyclone мощностью 1900 лошадиных сил (1420 кВт).

Экипаж состоял из трех человек: пилот, башенный стрелок и радист/бомбардир/подфюзеляжный стрелок. Один синхронный пулемет калибра 0,30 (7,62 мм) был установлен в носовой части, пушка калибра 0,50 (12,7 мм) была установлена ​​​​рядом с головой наводчика в обращенной назад башне с электроприводом, а также одиночный пулемет калибра 0,30. (7,62-мм) ручной пулемет, гибко установленный подфюзеляжно (под хвостовым оперением), который использовался для защиты от истребителей противника, атакующих с внизу и сзади. Из этого ружья радист/бомбардир стрелял стоя и согнувшись в нижней части хвостовой части, хотя обычно он сидел на складной скамейке лицом вперед, чтобы управлять радиостанцией и прицеливаться при бомбардировке. В более поздних моделях TBF / TBM отсутствовала синхронизированная пушка калибра 0,30 (7,62 мм), установленная на капоте, и она была заменена спаренными легкоствольными пушками Browning AN / M2 калибра 0,50 (12,7 мм), по одной в каждом крыле за пределами дуги винта. , по просьбам пилотов об улучшении огневой мощи вперед и увеличении возможностей обстрела. На самолете был только один набор органов управления, и прямого доступа к месту пилота из остальной части салона самолета не было. Радиооборудование было массивным, особенно по сегодняшним меркам, и занимало всю длину хорошо обрамленного навеса «оранжереи» до задней части пилота. Доступ к радиостанциям для ремонта осуществлялся через «туннель» вдоль правой стороны. Любые Мстители, которые до сих пор летают, обычно имеют дополнительное заднее сиденье вместо радио, что позволяет разместить четвертого пассажира.

«Авенджер» имел большой бомбовый отсек, позволяющий разместить одну торпеду Bliss-Leavitt Mark 13 , одну бомбу массой 2000 фунтов (907 кг) или до четырех бомб массой 500 фунтов (227 кг) . Самолет в целом отличался прочностью и устойчивостью, и пилоты говорят, что он летел как грузовик, к лучшему или к худшему. Обладая хорошими радиотехническими средствами, маневренностью и большой дальностью полета, Grumman Avenger также стал идеальным командирским самолетом для командиров авиагрупп (CAG). С потолком 30 000 футов (9 000 м) и дальностью полета при полной нагрузке 1 000 миль (1 600 км) он был лучше, чем любой предыдущий американский бомбардировщик-торпедоносец, и лучше, чем его японский аналог, устаревший Nakajima B5N «Kate». Более поздние модели Avenger имели радиолокационное оборудование для противолодочной и ДРЛО .

Моряки эскортного авианосца называли TBF «индейкой» из-за его размеров и маневренности по сравнению с истребителями F4F Wildcat в тех же авиагруппах. [ 6 ]

Операционная история

[ редактировать ]
TBF Avenger готов к запуску с катапульты
Grumman TBF Avenger на борту военного корабля США «Йорктаун» , ок. конец 1943 года
Будущий американский президент Джордж Буш- старший в TBM Avenger на легком авианосце USS San Jacinto в 1944 году.

Днем 7 декабря 1941 года компания Grumman провела церемонию открытия нового завода и демонстрации публике нового TBF. По совпадению, в тот день Императорский флот Японии атаковал Перл-Харбор , как вскоре узнал Грумман. После окончания церемонии завод был быстро опечатан во избежание возможного саботажа. К началу июня 1942 года во флот была отправлена ​​партия из более чем 100 самолетов, прибывшая всего через несколько часов после того, как три авианосца быстро покинули Перл-Харбор , поэтому большинство из них опоздали для участия в решающей битве за Мидуэй .

Шесть TBF-1 присутствовали на острове Мидуэй – в составе VT-8 (8-я торпедная эскадрилья) – в то время как остальная часть эскадрильи летала на «Девастаторах» с авианосца « Хорнет» . Оба типа торпедоносцев понесли тяжелые потери. Из шести «Мстителей» пять были сбиты, а другой вернулся с тяжелыми повреждениями: один из стрелков был убит, а другой стрелок и пилот были ранены. [ 7 ]

Автор Гордон Прейндж утверждал в книге «Чудо на Мидуэе» , что устаревшие «Девастаторы» (и отсутствие новых самолетов) в некоторой степени способствовали отсутствию полной победы на Мидуэе (вместо этого четыре авианосца японского флота были потоплены непосредственно пикирующими бомбардировщиками). Другие отмечали, что неопытные американские пилоты и отсутствие истребительного прикрытия были причиной плохой эффективности американских торпедоносцев независимо от их типа. [ 8 ] Позже в войне, с растущим американским превосходством в воздухе, лучшей координацией атак и большим количеством пилотов-ветеранов, «Мстители» смогли сыграть жизненно важную роль в последующих сражениях против японских надводных сил. [ 9 ]

24 августа 1942 года следующее крупное военно-морское авианосное сражение произошло у Восточных Соломоновых островов . На базе авианосцев «Саратога» и «Энтерпрайз» 24 присутствовавших TBF смогли потопить японский легкий авианосец «Рюдзё» и забрать один пикирующий бомбардировщик ценой семи самолетов.

Первая крупная «приз» для ТБФ (которому в октябре 1941 г. было присвоено наименование «Мститель») [ 10 ] [ 11 ] до нападения японцев на Перл-Харбор) был в морском сражении за Гуадалканал в ноябре 1942 года, когда Корпус морской пехоты и «Мстители ВМС» помогли потопить японский линкор «Хиеи» , уже повреждённый накануне вечером.

сотни оригинальных моделей TBF-1 После того, как были построены , началось производство TBF-1C . Выделение места для специализированных внутренних и крыльевых топливных баков увеличило дальность полета Avenger вдвое. К 1943 году компания Grumman начала постепенно сворачивать производство Avenger для производства истребителей F6F Hellcat , а производство взяло на себя Восточное авиационное подразделение General Motors , при этом эти самолеты получили обозначение TBM . Завод Eastern Aircraft располагался в Юинге , штат Нью-Джерси. Компания Grumman поставила TBF-1, скрепленный винтами из листового металла, чтобы инженеры-автомобилестроители могли разбирать его по частям и перепроектировать самолет для производства в автомобильном стиле. Этот самолет был известен как «PK Avenger» («PK» — аббревиатура от Parker-Kalon, производителя винтов для листового металла). С середины 1944 года началось производство ТБМ-3 (с более мощной силовой установкой и узлами подвески крыла для подвесных баков и ракет ). Дэш-3 был самым многочисленным из «Мстителей» (выпущено около 4600 экземпляров). Однако большинство находящихся на вооружении «Мстителей» были Dash-1 почти до конца войны в 1945 году.

Помимо традиционной надводной роли (торпедирование надводных кораблей), «Мстители» уничтожили около 30 подводных лодок , включая грузовую подводную лодку I-52 . Они были одними из самых эффективных вспомогательных убийц на Тихоокеанском театре военных действий , а также в Атлантике, когда авианосцы сопровождения наконец стали доступны для сопровождения конвоев союзников. Там «Мстители» внесли свой вклад в отражение немецких подводных лодок, одновременно обеспечивая прикрытие конвоев с воздуха.

После « Стрельбы по марианским индейкам », в ходе которой было сбито более 250 японских самолетов, адмирал Марк Митчер приказал отправить 220 самолетов на поиски японской оперативной группы. Сражаясь на расстоянии 300 морских миль (560 км) от флота на самом конце дальности действия, группа Hellcats, TBF/TBM и пикирующих бомбардировщиков понесла много потерь. Однако Мстители с «Индепенденс класса авианосца » USS «Белло Вуд» потопили легкий авианосец «Хийо» как свой единственный крупный приз. Рискованная ставка Митчера не оправдалась так хорошо, как он надеялся.

В июне 1943 года, незадолго до своего 19-летия, будущий президент Джордж Буш- старший был назначен самым молодым военно-морским летчиком того времени. [ 12 ] Позже, летая на ТБМ с VT-51 (с авианосца Сан-Хасинто ), его «Эвенджер» был сбит 2 сентября 1944 года над тихоокеанским островом Чичи-Дзима . [ 13 ] Однако он выпустил свою полезную нагрузку и поразил цель радиовышки, прежде чем ему пришлось выпрыгнуть с парашютом над водой. Оба его товарища по команде погибли. Его спасла в море американская подводная лодка USS Finback . Позже он получил Крест за выдающиеся заслуги перед летными полетами .

Еще одним известным авиатором «Мстителей» был Пол Ньюман , который летал задним стрелком. Он надеялся, что его примут на обучение пилотов, но не прошел квалификацию, поскольку был дальтоником . Ньюман находился на борту эскортного авианосца USS Hollandia примерно в 500 милях (800 км) от Японии, когда « Энола Гей» сбросил первую атомную бомбу на Хиросиму . [ 14 ]

«Авенджер» — тип бомбардировщика-торпедоносца, использовавшегося при потоплении двух японских «суперлинкоров», при этом ВМС США имели полное превосходство в воздухе в обоих боях: «Мусаси» и «Ямато» . [ 9 ] [ 15 ]

Послевоенное исчезновение 5 декабря 1945 года пяти американских Мстителей, известное как Рейс 19 , позже было добавлено к легенде о Бермудском треугольнике , впервые описанной Эдвардом Ван Винкле Джонсом в статье Associated Press, опубликованной в сентябре 1950 года. [ 16 ]

Во время Второй мировой войны американское подразделение авиационных исследований NACA использовало полный Avenger в комплексном исследовании снижения лобового сопротивления в своей большой в Лэнгли аэродинамической трубе . [ 17 ] [ не удалось пройти проверку ]

Королевский флот

[ редактировать ]
Королевский флот Grumman Avenger AS.4 XB355 'CU 396' из 744-й эскадрильи в Блэкбуше в 1955 году.

Avenger также использовался Королевского флота , авиацией флота где он первоначально был известен как « Тарпон ». Первые испытательные полеты провел летчик-испытатель Британского Адмиралтейства Рой Сидни Бейкер-Фолкнер на авиабазе RAF Boscombe Down . Однако позже это название было прекращено, и вместо него использовалось название Avenger в рамках процесса повсеместного принятия авиацией флота названий ВМС США для американских военно-морских самолетов. Первые 402 самолета были известны как Avenger Mk I, 334 TBM-1 от Grumman назывались Avenger Mk II, а 334 TBM-3 получили обозначение Mk III. Интересным убийством «Мстителя» Королевского флота стало уничтожение летающей бомбы Фау-1 9 июля 1944 года. Гораздо более быстрый Фау-1 догонял «Эвенджер», когда воздушный стрелок-телеграфист в спинной башне, ведущий летчик Фред Ширмер, открыл огонь по нему. это с 700 ярдов (640 м). За это достижение Ширмер был упомянут в депешах , а позже был награжден DSM за операцию «Меридиан» 1945 года в Палембанге . [ 18 ] Во время рейда британских авианосцев на нефтеперерабатывающий завод Соэнгей Геронг в ходе операции «Меридиан» в январе 1945 года самолет Fleet Air Arm Avenger сбил Nakajima Ki-44 «Tojo» в бою на малой высоте над джунглями. [ 19 ] Три «Мстителя» были модифицированы для перевозки «прыгающей бомбы» Хайболла (получив новое кодовое название «Таммани Холл»), но когда испытания оказались безуспешными, их вернули в стандартную конфигурацию и передали Королевскому флоту. [ 20 ]

Сто USN TBM-3E были поставлены ВВС флота в 1953 году в рамках Программы взаимной оборонной помощи США . Самолеты были доставлены из Норфолка , штат Вирджиния, многие из них были на борту авианосца Королевского флота HMS Perseus . «Мстители» были оснащены британским оборудованием компанией Scottish Aviation и поставлены как Avenger AS.4 нескольким эскадрильям ФАУ, включая № 767, 814, 815, 820 и 824. В 1954 году самолеты были заменены на Fairey Gannets и переданы эскадрильям FAA. Королевский военно-морской резерв, включая № 1841 и 1844, пока авиационное отделение РНР не было расформировано в 1957 г. Выжившие были переданы ВМС Франции в 1957–1958 гг.

Королевские ВВС Новой Зеландии

[ редактировать ]

Единственным другим оператором во Второй мировой войне были Королевские ВВС Новой Зеландии , которые использовали этот тип в основном в качестве бомбардировщика, оснащая 30-ю и 31-ю эскадрильи , причем обе они действовали с баз на островах в южной части Тихого океана в 1944 году для поддержки кампании на Бугенвиле . Некоторые из «Мстителей» позже были переданы Британскому Тихоокеанскому флоту .

В 1945 году «Мстители» участвовали в новаторских испытаниях воздушной подкормки в Новой Зеландии, которые привели к созданию отрасли, которая заметно увеличила производство продуктов питания и эффективность сельского хозяйства во всем мире. Пилоты ВВС Новой Зеландии Королевских 42-й эскадрильи разбрасывали удобрения из «Мстителей» вдоль взлетно-посадочных полос на авиабазе Оакеа и устроили демонстрацию для фермеров на аэродроме Худ в Мастертоне, Новая Зеландия. [ 21 ] [ нужна страница ]

Королевский канадский флот

[ редактировать ]
«Мститель» Королевского военно-морского флота Канады над HMCS Magnificent

Одним из основных послевоенных пользователей Avenger был Королевский военно-морской флот Канады , который с 1950 по 1952 год приобрел 125 бывших TBM-3E Avengers ВМС США для замены своих почтенных Fairey Fireflies . К тому времени, когда «Мстители» были доставлены, RCN сместил свое основное внимание на противолодочную борьбу (ПЛО), и самолет быстро устарел как ударная платформа. Следовательно, 98 RCN Avengers были оснащены большим количеством новых модификаций противолодочной обороны, включая радар , оборудование электронного противодействия (ECM) и гидроакустические буи , а верхняя шаровая турель была заменена наклонным стеклянным фонарем, который лучше подходил для наблюдения. . Модифицированные «Мстители» получили обозначение AS 3 . Некоторые из этих самолетов позже были оснащены большой стрелой детектора магнитных аномалий (MAD) в задней левой части фюзеляжа и получили новое обозначение AS 3M . Однако вскоре руководители RCN осознали недостатки Avenger как противолодочного самолета и в 1954 году решили заменить AS 3 на AS 3. Grumman S-2 Tracker , который предлагал большую дальность полета, большую грузоподъемность для электроники и вооружения, а также второй двигатель, что значительно повышало безопасность при дальнем противолодочном патрулировании над холодными водами Северной Атлантики . Когда в 1957 году начались поставки новых лицензионных трекеров CS2F, «Мстители» были переведены на тренировочные обязанности и официально выведены из эксплуатации в июле 1960 года. [ 22 ]

Камуфляжные исследования

[ редактировать ]

TBM Avengers использовались в военных исследованиях противосветового камуфляжа . Торпедоносцы были оснащены огнями Yehudi — набором направленных вперед огней, автоматически регулируемых в соответствии с яркостью неба. Поэтому самолеты казались такими же яркими, как небо, а не темными формами. Эта технология, являющаяся развитием исследований камуфляжа рассеянного освещения канадского военно-морского флота , позволила «Мстителю» продвинуться на расстояние 3000 ярдов (2700 м), прежде чем его заметили. [ 23 ]

Гражданское использование

[ редактировать ]

Многие Мстители дожили до 21 века, работая распылителями и водяными бомбардировщиками по всей Северной Америке, особенно в канадской провинции Нью-Брансуик .

Компания Forest Protection Limited (FPL) из Фредериктона, Нью-Брансуик , когда-то владела и управляла крупнейшим гражданским флотом Мстителей в мире. FPL начала эксплуатировать «Мстители» в 1958 году после покупки 12 лишних самолетов TBM-3E у Королевского военно-морского флота Канады . [ 24 ] Пик использования флота Avenger на FPL пришелся на 1971 год, когда 43 самолета использовались как в качестве водных бомбардировщиков, так и в качестве самолетов-распылителей. [ 24 ] В 2004 году компания продала трёх «Мстителей» (C-GFPS, C-GFPM и C-GLEJ) музеям или частным коллекционерам. В Центральном музее лесников Нью-Брансуика выставлен на статической экспозиции бывший FPL Avenger. [ 25 ] FPL Avenger, разбившийся в 1975 году на юго-западе Нью-Брансуика, был восстановлен и восстановлен группой заинтересованных энтузиастов авиации и в настоящее время выставлен в Музее авиации Атлантической Канады. [ 26 ] В 2010 году FPL все еще эксплуатировала три самолета «Мстители», сконфигурированные как водные бомбардировщики и дислоцированные в аэропорту Мирамичи . Один из них разбился сразу после взлета 23 апреля 2010 года, в результате чего погиб пилот. [ 27 ] [ 28 ] Последний FPL Avenger был списан 26 июля 2012 года и продан Музею авиации Шируотер в Дартмуте, Новая Шотландия. [ 29 ]

Есть еще несколько Мстителей, которые сегодня обычно летают как боевые птицы и находятся в частных коллекциях по всему миру. [ 30 ] Они являются популярным приспособлением для авиашоу как в летающих, так и в статических представлениях. [ 31 ]

По состоянию на 2020 год Мемориальные ВВС (CAF) летают на трех ТБМ Avengers. [ 32 ] один из них базируется в Rocky Mountain Wing в Гранд-Джанкшен, штат Колорадо; другой с крылом Миссури на стадионе Сент-Чарльз Смартт Филд; и их новейший проект — Capital Wing в Калпепере, штат Вирджиния. Каждый из них позволяет лицам, не являющимся членами CAF, летать на самолете и получать опыт полета с живой историей. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]

Варианты

[ редактировать ]
ТБФ-1 сбросил торпеду
ТБМ-3Д ВТ(Н)-90, январь 1945 г.
Шесть противолодочных самолетов ВМС США Grumman TBM-3E Avenger составной эскадрильи VC-22 Checkmate пролетают над Средиземным морем.
Фотография большого количества винтовых монопланов, сбрасывающих бомбы.
ТБМ ВМС США (на переднем плане) и SB2C Helldivers сбрасывают бомбы на Хакодатэ в июле 1945 года.
Самолет ТБМ-3Р ХПК в начале 1950-х годов.
ТБМ-3В
Торпедоносец-бомбардировщик TBF Avenger
Ударный вариант подводной лодки ТБМ-3С2 Королевского флота Нидерландов .
ХТБФ-1
Каждый прототип был оснащен двигателем Р-2600-8 мощностью 1700 л.с. (1300 кВт), второй самолет имел большой спинной плавник. (2 построено)
ТБФ-1
Начальная серийная модель на основе второго прототипа. (1526 построено)
ТБФ-1С
TBF-1 с возможностью установки двух крыльевых пушек диаметром 0,5 дюйма (12,7 мм) и запасом топлива увеличенным до 726 галлонов США (2748 л). (765 построено)
ТБФ-1Б
Бумажное обозначение Avenger I для Королевского флота.
ТБФ-1Д
Модификация TBF-1 с сантиметровым радаром в обтекателе на передней кромке правого крыла.
ТБФ-1CD
Модификация TBF-1C с сантиметровым радаром в обтекателе на передней кромке правого крыла.
ТБФ-1Е
Конверсии ТБФ-1 с дополнительным электронным оборудованием.
ТБФ-1J
TBF-1 оборудован для работы в плохую погоду
ТБФ-1Л
ТБФ-1 оснащен выдвижным прожектором в бомбоотсеке.
ТБФ-1П
Конверсия ТБФ-1 для фоторазведки
ТБФ-1СР
Конверсия ТБФ-1С для фоторазведки
ХТБФ-2
TBF-1 с модернизированным двигателем XR-2600-10 мощностью 1900 л.с. (1400 кВт).
ХТБФ-3
ТБФ-1 модернизирован двигателями Р-2600-20 мощностью 1900 л.с. (1400 кВт).
ТБФ-3
Запланированная серийная версия XTBF-3 отменена
ТБМ-1
как ТБФ-1. (550 построено)
ТБМ-1С
как ТБФ-1С. (2336 построено)
ТБМ-1Д
Модификация ТБМ-1 с сантиметровой РЛС в обтекателе на передней кромке правого крыла.
ТБМ-1Э
Переоборудование ТБМ-1 с дополнительным электронным оборудованием.
ТБМ-1J
ТБМ-1 оборудован для любых погодных условий.
ТБМ-1Л
ТБМ-1 с выдвижным прожектором в бомбоотсеке.
ТБМ-1П
Переоборудование ТБМ-1 для фоторазведки
ТБМ-1СР
Переоборудование ТБМ-1С для фоторазведки
ТБМ-2
Один ТБМ-1 с модернизированным двигателем XR-2600-10 мощностью 1900 л.с. (1400 кВт).
ХТБМ-3
Четыре самолета ТБМ-1С с двигателями Р-2600-20 мощностью 1900 л.с. (1400 кВт).
ТБМ-3
как ТБМ-1С, двойные воздухозаборники, модернизация двигателя, небольшие изменения. (4011 построено)
ТБМ-3Д
Конверсия ТБМ-3 с сантиметровой РЛС в обтекателе на передней кромке правого крыла.
ТБМ-3Э
как ТБМ-3, более прочный планер, поисковая РЛС, подфюзеляжная пушка удалена. (построено 646).
ТБМ-3Н
Переоборудование ТБМ-3 с РЛС надводного поиска.
ТБМ-3J
ТБМ-3 оборудован для любых погодных условий.
ТБМ-3Л
ТБМ-3 с выдвижным прожектором в бомбоотсеке.
ТБМ-3М
Переоборудование ТБМ-3 в ракетную установку Tiny Tim .
ТБМ-3Н
Переоборудование ТБМ-3 для ночной атаки.
ТБМ-3П
Переоборудование ТБМ-3 для фоторазведки.
ТБМ-3Q
Переоборудование ТБМ-3 для радиоэлектронного противодействия, сохранена артиллерийская башня. [ 36 ]
ТБМ-3Р
ТБМ-3 переоборудован в семиместный бортовой транспорт-перевозчик.
ТБМ-3С
Переоборудование ТБМ-3 в ударный противолодочный вариант.
ТБМ-3У
Конверсия ТБМ-3 как общая утилита и целевая версия.
ТБМ-3В
Преобразование ТБМ-3 в первую корабельную бортовую платформу управления и ретрансляции дальнего радиолокационного обнаружения с радаром AN / APS-20 в подфюзеляжном обтекателе.
ХТБМ-4
Прототипы на базе ТБМ-3Е с модифицированным крылом, имеющим усиленный центроплан и другой механизм складывания. (3 построено) [ 37 ]
ТБМ-4
Серийная версия XTBM-4, заказ на 2141 экземпляр был отменен.

Мститель Королевского флота

[ редактировать ]
я 849- эскадрилья Avenger II авианосца HMS Victorious (R38) , 1944 год.
Тарпон ГР.И
Обозначение РН ТБФ-1, поставлено 400 штук.
Мститель Мк.II
РН-обозначение ТБМ-1/ТБМ-1С, поставлено 334 штуки.
Мститель Мк.III
РН обозначение ТБМ-3, поставлено 222 штуки
Мститель Мк.IV
РН обозначение ТБМ-3С, 70 отменено
Мститель AS4
РН-обозначение ТБМ-3Э, поставленного после войны с минимальными доработками.
Мститель AS5
РН-обозначение ТБМ-3С, поставленного после войны и оснащенного британским оборудованием.
Мститель АС6
РН-обозначение ТБМ-3С, оснащенного британским оборудованием, включая центральный обтекатель. Всего в 1953 году Королевскому флоту было поставлено сто ТБМ-3Е и ТБМ-3С. [ 38 ]

Мстители Королевского флота Канады

[ редактировать ]
Мститель АС3
Модифицирован RCN для противолодочных целей, снята спинная артиллерийская башня, построено 98 штук.
Мститель АС3М
AS3 со стрелой детектора магнитных аномалий, добавленной в заднюю часть фюзеляжа
Эвенджер Мк.3W2
Аналогичен ТБМ-3W, с большим подфюзеляжным обтекателем. 8 оперированных.

Операторы

[ редактировать ]
Канадский Avenger AS3M с длинной трубчатой ​​стрелой детектора магнитных аномалий (MAD) вдоль нижней задней части фюзеляжа по левому борту.
Противолодочный ударный вариант TBM-3S2 Королевского флота Нидерландов, использовавшийся на авианосце Karel Doorman в 1955-1960 годах.
30-я эскадрилья RNZAF TBF-1C на острове Эспириту-Санто , 1944 год.
Морские силы самообороны Японии TBM-3W
 Бразилия
 Канада
 Куба
  • Кубинский ВМС получил 7 ТБМ-3С2 в 1956 году; однако к 1960 году они вышли из строя.
 Франция
  • Aeronavale управлял «Мстителями» в 1950-х годах.
 Япония
 Нидерланды
 Новая Зеландия
 Никарагуа
 Великобритания
 Соединенные Штаты
 Уругвай

Известные инциденты

[ редактировать ]

Выживший самолет

[ редактировать ]

Технические характеристики (TBF Avenger)

[ редактировать ]
Чертеж Grumman TBF-1 Avenger
Grumman TBF-1 Avenger drawing

Данные боевых самолетов Джейн времен Второй мировой войны. [ 41 ] Данные о вооружении с сайта Flight Journal.com. [ 42 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 3
  • Длина: 40 футов 1 8 дюймов (12,195 м)
  • Размах крыльев: 54 фута 2 дюйма (16,51 м)
  • Ширина: 19 футов (5,8 м) в сложенном виде
  • Высота: 16 футов 5 дюймов (5,00 м)
  • Площадь крыла: 490 кв. футов (46 м 2 )
  • Профиль профиля : корень: NACA 23015 ; совет: NACA 23009 [ 43 ]
  • Полная масса: 15 536 фунтов (7047 кг)
  • топлива: Запас 330 галлонов США (275 имп галлонов; 1249 л) в трех встроенных баках центральной секции + 2 сбрасываемых дополнительных бака по 58 галлонов США (48 имп галлонов; 220 л) под внешними крыльями, с возможностью сбрасывания 275 галлонов США. (229 имп галлонов; 1041 л) паромный танк с бомбовым отсеком; Масло 32 галлона США (27 имп галлонов; 121 л)
  • Силовая установка: 1 Wright R-2600-8 Twin Cyclone , мощностью 1700 л.с. (1300 кВт). 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения
  • Гребные винты: 3-лопастной гребной винт Hamilton Standard с постоянной скоростью вращения.

Производительность

  • Максимальная скорость: 278 миль в час (447 км/ч, 242 узла)
  • Крейсерская скорость: 215 миль в час (346 км/ч, 187 узлов)
  • Дальность: 905 миль (1456 км, 786 миль) на крейсерской скорости
  • Практический потолок: 22 600 футов (6 900 м)
  • Скорость набора высоты: 1075 футов/мин (5,46 м/с).
  • Мощность/масса : 0,11 л.с./фунт (0,18 кВт/кг) [ нужна ссылка ]

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В соответствии с системой обозначения самолетов ВМС США 1922 года , действовавшей в то время, TB в обозначении относится к его роли торпедоносца, F присваивалось самолетам, построенным Grumman, а M - самолетам, построенным General Motors, G имело ранее уже был передан в авиастроительную компанию Великих озер .
  2. ^ «Grumman TBF Avenger: бомбардировщик, изменивший войну» . Бюро посетителей Перл-Харбора . Архивировано из оригинала 5 марта 2021 года . Проверено 27 октября 2020 г.
  3. ^ Уилер 1992, с. 53.
  4. ^ Тиллман 1999, стр. 6.
  5. ^ Дуайер, Ларри (19 февраля 2014 г.). «Грумман F4F Wildcat» . Интернет-музей истории авиации . Проверено 27 октября 2020 г. F4F-4 был первой версией Wildcat, в которой использовалась инновация Grumman - Sto-Wing . В Sto-Wing использовался новый подход с использованием складывающегося крыла со сложным углом, уникального для Grumman ... Это была успешная конструкция, которая позже использовалась на F6F Hellcat и TBF Avenger.
  6. ^ О'Рурк, Г.Г. (июль 1968 г.). «О хосенозах, копытах и ​​леворуких лопатах» . Слушания . Том. 94, нет. 7. Военно-морской институт США . п. 56.
  7. ^ Отделение боевой разведки (1943 г.). «Атака Мидуэя на авианосцы противника» . Боевой рассказ: битва за Мидуэй, 3–6 июня 1942 г. (отчет). ВМС США, Управление военно-морской разведки. п. 17 . Проверено 13 мая 2021 г. - через HyperWar Foundation.
  8. ^ Шепард, Джоэл (2006). «1942 – Битва за Мидуэй» . Военный корабль США «Энтерпрайз» CV-6 . Проверено 27 октября 2020 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Потопление суперкорабля» . Нова . Сезон 33. Эпизод 3212. 4 октября 2005. PBS . Проверено 27 октября 2011 г.
  10. ^ Ассошиэйтед Пресс. «Боевые названия, присвоенные самолетам ВМФ» . Нью-Йорк Таймс . Том. XCI № 30,567, 2 октября 1941 г., с. 17.
  11. ^ «Новые названия самолетов». Летающая и популярная авиация (Чикаго: Издательство Ziff-Davis), Vol. 30 [так в оригинале], № 1, январь 1942 г., с. 232.
  12. ^ «Младший лейтенант Джордж Буш, USNR» . Командование военно-морской истории и наследия . Архивировано из оригинала 8 января 2015 года.
  13. ^ Хоув 2003, с. 178.
  14. ^ Уайз, Джеймс Э. младший; Рехилл, Энн Коллиер (1997). Звезды в голубом: киноактеры морских служб Америки . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1557509379 . ОЛ   668535М .
  15. ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2017). «Линкор IJN Мусаси: табличный отчет о движении» . Объединенный флот . Проверено 27 октября 2020 г.
  16. ^ EVW Джонс (17 сентября 1950 г.). «Морские загадки все еще сбивают с толку людей в эпоху кнопок» . Майами Геральд . Ассошиэйтед Пресс. п. 6Ф . Получено 27 октября 2020 г. - из материалов курса «Научный метод - критическое и творческое мышление», физический факультет СМУ.
  17. ^ «История исследовательского центра Лэнгли». НАСА. Проверено: 22 июля 2011 г.
  18. ^ «Список всех воздушных стрелков-телеграфистов (TAG), получивших награды и награды во время службы в передовых эскадрильях, 1939–1945 гг.» . Архив авиации ВМФ . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  19. ^ Иредейл, В. (2015). Охотники-камикадзе . Макмиллан. п. 211. ИСБН  9780230768192 .
  20. ^ Мюррей, Иэн (2009). Человек-прыгающая бомба: наука сэра Барнса Уоллиса . Хейнс. п. 117. ИСБН  978-1-84425-588-7 .
  21. ^ Гилен 1983
  22. ^ «История самолетов: Grumman Avenger» . Музей авиации Шируотера . Архивировано из оригинала 20 февраля 2008 года . Проверено 27 октября 2020 г.
  23. ^ Хэмблинг, Дэвид. «Плащ света делает дрон невидимым?» Wired , 9 мая 2008 г. Дата обращения: 17 июня 2012 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б «История: Хронология». Архивировано 12 марта 2005 г. на archive.today Forestprotectionlimited.com. Проверено: 17 ноября 2012 г.
  25. ^ «Лесной музей: Мститель». Архивировано 13 апреля 2008 г. в Wayback Machine Центральном музее лесорубов в Нью-Брансуике. Проверено: 22 июля 2011 г.
  26. ^ «Мститель на дисплее». Канадский музей авиации и космонавтики. Проверено: 22 июля 2011 г.
  27. ^ «Нью-Брансуик, июнь 2007 г.». Насекомые. Проверено: 22 июля 2011 г.
  28. ^ «Земля и море: Пожарные НБ». Телевидение CBC, 9 декабря 2009 г.
  29. ^ "Примечание: Самолет времен Второй мировой войны приземляется в музее Шируотера". Новости CBC, 26 июля 2012 г.
  30. ^ «Мститель». Архивировано 28 июня 2006 г. в Wayback Machine Area 51 Aviation. Проверено: 22 июля 2011 г.
  31. ^ «Воздушный кэш: TBF/TBM Avenger» . Архивировано из оригинала 14 марта 2013 года . Проверено 7 августа 2012 г.
  32. ^ «Коллекция/Флот КАФ» . Памятник ВВС . Проверено 27 октября 2020 г.
  33. ^ «Живая история опыта полетов на торпедоносце TBM времен Второй мировой войны» . Скалистое горное крыло Мемориальных ВВС . Проверено 27 октября 2020 г.
  34. ^ «Летайте с США: TBM3E «Мститель» » . Миссурийское крыло Мемориальных ВВС . Проверено 27 октября 2020 г.
  35. ^ «Полёты боевых птиц» . Столичное крыло Мемориальных ВВС . Проверено 27 октября 2020 г.
  36. ^ Морган, Рик. «Загадочный ТБМ-3Q» . Книги Рика Моргана . Проверено 21 мая 2020 г.
  37. ^ Рикард, Дж. «Восточный XTBM-4 Avenger» . Энциклопедия военной истории в Интернете . Проверено 18 августа 2023 г.
  38. ^ Франсильон, Рене (1989). Grumman Aircraft с 1929 года . Патнэм. п. 189. ИСБН  0-85177-835-6 .
  39. ^ Перкинс, Крис (19 апреля 2021 г.). «Самолет времен Второй мировой войны приземлился в океане во время авиашоу в Какао-Бич» . Солнечная стража Южной Флориды . Проверено 20 апреля 2021 г.
  40. ^ Галлоп, JD (19 апреля 2021 г.). «Самолет, совершивший аварийную посадку на мягкой воде в океане, направлялся в Титусвилл для ремонта» . Флорида сегодня . Проверено 20 апреля 2021 г.
  41. ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1989). Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны (изд. 1995 г.). Нью-Йорк: Военная пресса. стр. 234–235. ISBN  0517679647 .
  42. ^ Flight Journal.com Grumman TBF Avenger
  43. ^ Леднисер, Дэвид (15 августа 2010 г.). «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . Сайт данных о профилях UIUC . Группа прикладной аэродинамики UIUC . Проверено 27 октября 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Дрендел, Лу (2001). Прогулка по мстителю TBF/TBM . Кэрроллтон, Техас: Публикации эскадрильи/сигнала. ISBN  0-89747-424-4 .
  • Дрендел, Лу (1987). «Грумман ТБФ/ТБМ Мститель». Авианосные бомбардировщики ВМС США времен Второй мировой войны . Кэрроллтон, Техас: Публикации эскадрильи/сигнала. стр. 89–120. ISBN  0-89747-195-4 .
  • Флетчер, Р.Г. (1995). Передовые эскадрильи «Мстителей» ФАУ . Бери-Сент-Эдмундс, Саффолк, Великобритания: Р.Г. Флетчер. ISBN  0-9518877-1-8 .
  • Франсильон, Рене (1970). Грумман (Восточный) ТБФ (ТБМ) Эвенджер . Самолет в профиле. Том. 214. Лондон: Профильные публикации.
  • Гилен, Яник (1983). Топдрессеры . Окленд: NZ Aviation Press. ISBN  0-9597642-0-8 .
  • Хоув, Дуэйн (2003). Американские воины: пять президентов на Тихоокеанском театре Второй мировой войны . Шиппенсбург, Пенсильвания: Burd Street Press. ISBN  1-57249-260-0 .
  • Джексон, БР; Долл, Томас Э. (1970). Грумман ТБФ/ТБМ «Эвенджер» . Серия Аэро. Том. 21. Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers. ISBN  0-8168-0580-6 .
  • Джексон, БР; Долл, Томас Э. (1970). Дополнение к Grumman TBF/TBM «Avenger» . Фоллбрук, Калифорния: Издательство Aero. ISBN  0-8168-0582-2 .
  • Кинзи, Берт (1997). TBF и TBM Avenger в деталях и масштабах . Кэрроллтон, Техас: Публикации эскадрильи/сигнала. ISBN  1-888974-06-0 .
  • Пеллетье, Ален (1981). Grumman TBF/TBM Avenger (на французском языке). Париж: Editions Ouest-France. ISBN  2-85882-311-1 .
  • Прейндж, Гордон Уильям; и др. (Гольдштейн, Дональд М.; Диллон, Кэтрин В.) (1983). Чудо на Мидуэе . Нью-Йорк: Викинг. ISBN  0-14-006814-7 .
  • Скривнер, Чарльз Л. (1987). TBF/TBM Avenger в действии . Кэрроллтон, Техас: Публикации эскадрильи/сигнала. ISBN  0-89747-197-0 .
  • Скульский, Пшемыслав (1997). Грумман Эвенджер . Серия «Под лупой» (на польском языке). Том 5. Вроцлав, Польша: Ace Publications. ISBN  83-86153-40-7 .
  • Тетфорд, Оуэн (1991). Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон , Великобритания: Putnam Aeronautical Books, издание Conway Maritime Press Ltd. ISBN  0-85177-849-6 .
  • Тиллман, Барретт (1979). Мститель на войне . Лондон: Ян Аллан. ISBN  0-7110-0957-0 .
  • Тиллман, Барретт (1999). Подразделения TBF/TBM Avenger времен Второй мировой войны . Ботли, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN  1-85532-902-6 .
  • Тредуэлл, Терри К. (2001). Грумман TBF/TBM Avenger . Маунт-Плезант, Южная Каролина: Издательство Arcadia. ISBN  0-7524-2007-0 .
  • Уиллер, Барри К. (1992). Хэмлинский справочник по маркировке военных самолетов . Лондон: Канцлер Пресс. ISBN  1-85152-582-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc45cd87e2717477f9ca82427e0daa50__1721874600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/50/fc45cd87e2717477f9ca82427e0daa50.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Grumman TBF Avenger - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)