Торпеда Блисс-Ливитт
Торпеда Блисс-Ливитт | |
---|---|
Тип | Противонадводная корабельная торпеда [ 1 ] |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1904–1945 [ 1 ] |
Используется | ВМС США |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Фрэнк Макдауэлл Ливитт |
Разработанный | 1904–1915 [ 1 ] |
Производитель | Компания EW Bliss |
Варианты | Блисс-Ливитт Мк 1 [ 1 ] Блисс-Ливитт Мк 2 Блисс-Ливитт Мк 3 Блисс-Ливитт Мк 4 Блисс-Ливитт Мк 6 Блисс-Ливитт Мк 7 Блисс-Ливитт Мк 8 Блисс-Ливитт Мк 9 |
Технические характеристики | |
Масса | 1500 фунтов (Mk1) [ 1 ] |
Длина | 197 дюймов (МК1) [ 1 ] |
Диаметр | 21 дюйм (МК1) [ 1 ] |
Эффективная дальность стрельбы | 4000 ярдов (Mk1) [ 1 ] |
Боеголовка | вата мокрая пушечная (Mk1) [ 1 ] |
Вес боеголовки | 200 фунтов [ 1 ] |
Детонация механизм | War Nose Mk 1, обращайтесь [ 1 ] |
Двигатель | Турбина [ 1 ] |
Максимальная скорость | 27 узлов (Мк1) [ 1 ] |
Руководство система | Гироскоп [ 1 ] |
Запуск платформа | линкоры , миноносцы , крейсеры , эсминцы и подводные лодки [ 1 ] |
Торпеда « Блисс -Ливитт» — торпеда, разработанная Фрэнком Макдауэллом Ливиттом и изготовленная компанией EW Bliss Company из Бруклина, Нью-Йорк . [ 2 ] Он был принят на вооружение ВМС США в 1904 году, и варианты конструкции оставались на вооружении до конца Второй мировой войны .
История
[ редактировать ]Компания EW Bliss получила права на производство торпеды Уайтхеда в 1892 году и после этого поставляла это оружие ВМС США. [ 3 ] В 1904 году инженер компании EW Bliss Фрэнк М. Ливитт спроектировал торпеду с «одноступенчатым вертикальным турбинным двигателем ». [ 2 ] в котором использовался сжатый воздух, предварительно нагретый спиртом. Эта конструкция стала торпедой Bliss-Leavitt Mark 1 , первой разработкой не Уайтхеда после торпеды Хауэлла .
Mark 1 имел тенденцию крениться вокруг своей оси, что влияло на его курсовую устойчивость . Это было исправлено лейтенантом Грегори К. Дэвисоном , который предложил конструкцию двухступенчатой турбины, приводившей в движение пропеллеры противоположного вращения . Это устранило эффект крутящего момента одноступенчатой конструкции, улучшив курсовую устойчивость. Все варианты Bliss-Leavitt после Mark 1 будут иметь эту конструктивную особенность. [ 2 ]
EW Bliss прекратила производство торпед Bliss-Leavitt в 1920-х годах после завершения проекта Mark 9 . [ 1 ]
Дизайн
[ редактировать ]Предыдущие торпеды приводились в движение радиальными двигателями, работающими на сжатом воздухе. Идея Ливитта заключалась в том, чтобы использовать паровые турбины для приведения в движение торпеды. В 1904 году Ливитт разработал новый класс торпед, произведенных его работодателем, компанией EW Bliss. Первая модель новой торпеды изобретателя называлась Bliss-Leavitt Mark 1 . Оружие приводилось в действие одноступенчатым вертикальным газотурбинным двигателем , работающим на спирте, используемом для нагрева воздуха перед входом в двигатель.
Эта конструкция рассматривалась как новаторская в гонке вооружений. «Новая, более смертоносная торпеда» — озаглавлена газета «Нью-Йорк Таймс» в статье о разработке на первой полосе. «Ракеты с газотурбинными двигателями — новейшее приобретение ВМФ». В последующей статье «Таймс» отметила, что «правительство Соединенных Штатов снабжает свой флот новой машиной разрушения, которая станет смертельным шагом в эволюции современной войны. ... Новое изобретение известно как «Блаженство». Торпеда Ливитта». [ 4 ] Новые устройства, отмечает газета, обойдутся правительству в 4000–6000 долларов за штуку.
Конструкция была революционной из-за более крупных боеголовок и гораздо большей дальности действия. [ 5 ] но не без проблем. Одноступенчатый газотурбинный двигатель приводил в движение единственный гребной винт, который имел тенденцию развивать несбалансированный крутящий момент и, таким образом, катиться в воде, снижая свою точность. Производитель и ее изобретатель Ливитт исправили проблему в последующих моделях торпеды Блисс-Ливитт, используя двухтурбинный двигатель, приводящий в движение сдвоенные гребные винты противоположного вращения, что стабилизировало траекторию движения вооружения по воде. Модели оружия Bliss-Leavitt Mark 2 и Mark 3 включали в себя усовершенствования конструкции лейтенанта Дэвисона. В конечном итоге бруклинская производственная компания представила модель Bliss-Leavitt Mark 4 , 18-дюймовую торпеду, использовавшуюся в торпедных катерах и подводных лодках того времени. [ 6 ]
Компания EW Bliss уже давно поддерживает тесные отношения с ВМС США, выступая практически единственным поставщиком торпед. Но появился английский конкурент, Уайтхед , и конкуренция между двумя фирмами впоследствии продвинула вперед технологию торпед, что привело к появлению шквала новых моделей на рубеже двадцатого века. В короткие сроки компания EW Bliss выпустила модель Mark 6 , которая использовала горизонтальные турбины и могла запускаться над водой (но с ограниченной дальностью полета в 2000 ярдов). Последующий Mark 7 стал следующим большим технологическим скачком: в камере сгорания двигателя использовалась струя воды для создания паровой торпеды. [ 7 ]
Значение
[ редактировать ]«В 1912 году компания EW Bliss выпустила свою лучшую на сегодняшний день торпеду — Bliss-Leavitt Mark 7», — пишет Энтони Ньюпауэр в своей авторитетной книге « Железные люди и оловянная рыбка» . «Эта инновационная конструкция предусматривала использование пара, образующегося из воды, распыляемой в камеру сгорания вместе с топливом. Полученная смесь резко повысила эффективность торпеды, что привело к заметному улучшению характеристик». [ 8 ]
Bliss-Leavitt Mark 7 был настолько передовым, что его конструкция изменила облик морской войны. [ 9 ] Основываясь на первоначальной конструкции изобретателя Фрэнка М. Ливитта и включив в него его более поздние усовершенствования, Mark 7 имел дальность полета 6000 ярдов при быстрой скорости 35 узлов. Торпеда несла 326 фунтов взрывчатки в тротиловом эквиваленте или TPX . Bliss-Leavitt Mark 7 был введен в состав ВМС США в 1912 году, и его конструкция оказалась настолько устойчивой и дальновидной, что она использовалась в течение беспрецедентных 33 лет – вплоть до службы во Второй мировой войне . (Во время Второй мировой войны Mark 7 использовался для вооружения реактивированных эсминцев Первой мировой войны, все еще несущих 18-дюймовые торпедные аппараты. Также во время конфликта на вооружение была принята последняя модель Bliss-Leavitt, Mark 9 и первый американский торпеды будут разрабатываться полностью внутри ВМФ без сотрудничества с промышленностью, [ 10 ] Мк 11 и Мк 12). [ 11 ] [ 12 ]
Военно-морской флот счел новое оружие настолько важным для своего арсенала, что в 1913 году подал иск в федеральный суд, чтобы запретить компании EW Bliss раскрывать какие-либо подробности его производства зарубежным странам. [ 13 ] В своем ходатайстве с требованием запретить должностным лицам компании сообщать британским чиновникам технические детали революционной торпеды, помощник генерального прокурора США Малкольм А. Коулз заявил судье окружного суда США, что суд должен «защищать правую руку национальной обороны». – Военно-морской флот – удовлетворив запрос правительства США о запрете Bliss раскрывать технические характеристики оружия британской компании. [ 14 ]
Во время Первой мировой войны большинство кораблей ВМС США по-прежнему функционировали в основном как противолодочные эскорты, а использование торпед в качестве наступательного оружия было ограничено. Сообщается, что 21 мая 1917 года эсминец USS Ericsson выпустил одну торпеду по немецкой подводной лодке . [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ньюпауэр, Энтони (2006). Железные люди и оловянная рыбка: гонка за создание лучшей торпеды во время Второй мировой войны . Издательская группа Гринвуд. п. 18. ISBN 0-275-99032-Х .
- ^ «В центре внимания самолет: торпеда Уайтхеда» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2013 года . Проверено 1 июня 2013 г.
- ^ «Новая, более смертоносная торпеда» . Нью-Йорк Таймс . 27 ноября 1905 года.
- ^ Милфорд, Фредерик Дж (апрель 1996 г.). «Торподы ВМС США» . geocities.com . Архивировано из оригинала 29 августа 2009 года . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ «История ранних торпед» . Ассоциация исторических военно-морских кораблей.
- ^ «Попадите в отметку на расстоянии 3200 ярдов» . Нью-Йорк Таймс . 23 октября 1907 года.
- ^ Ньюпауэр, Энтони (2006). Железные люди и оловянная рыбка: гонка за создание лучшей торпеды во время Второй мировой войны . Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780275990329
- ^ Грей, Эдвин (2004). Торпеды девятнадцатого века и их изобретатели . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-341-3
- ^ «История Торпедо» . Проверено 28 мая 2013 г.
- ^ Ганнон, Роберт (1996). Геллионы глубин: развитие американских торпед во Второй мировой войне . Пенн Стейт Пресс. ISBN 9780271015088
- ^ Последующие усовершенствования в технологии гироскопов сделали старые торпеды Блисс-Ливитт устаревшими. [1]
- ↑ Ранее пять лет назад машинист из Бруклина, работавший в компании EW Bliss, был арестован и обвинен в краже частей торпеды с намерением продать их правительству Германии . В деле 1908 года машинисту Уильяму Эссеру было предъявлено обвинение в намерении украсть технические секреты конструкции оружия. «Задержано за кражу торпеды Блисс-Ливитт» . Нью-Йорк Таймс . 5 апреля 1908 года.
- ^ «Военно-морской флот подает в суд на охрану секретов торпед» . Нью-Йорк Таймс . 26 июня 1913 года.
- ^ Ньюпауэр, Энтони (2006). Железные люди и оловянная рыбка: гонка за создание лучшей торпеды во время Второй мировой войны . Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780275990329