Jump to content

Японский линкор Асахи

Координаты : 10 ° 00'N 110 ° 00'E  /  10,000 ° N 110,000 ° E  / 10,000; 110 000

Асахи на якоре около 1906 года.
Обзор класса
Операторы  Императорский флот Японии
Предшественник Сикисима класс
Преемник План
Построен 1897–1900
В комиссии 1900–1942
Завершенный 1
Потерянный 1
История
Имя Асахи
Тезка Строфа вака
Заказал Военно-морская программа 1897 года
Строитель Джон Браун и компания , Клайдбанк
Заложен 1 августа 1898 г.
Запущен 13 марта 1899 г.
Введен в эксплуатацию 28 апреля 1900 г.
реклассифицирован
пораженный 15 июня 1942 г.
Судьба Торпедирован и потоплен авианосцем USS Salmon 25/26 мая 1942 г.
Общие характеристики (в состоянии сборки)
Тип Линкор до дредноута
Смещение 15 200 длинных тонн (15 400 т ) (нормальный)
Длина 425 футов 3 дюйма (129,6 м)
Луч 75 футов (22,9 м)
Черновик 27 футов 3 дюйма (8,3 м)
Установленная мощность
Движение 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения.
Скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час)
Диапазон 9000 миль (17000 км; 10000 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час)
Дополнить 773
Вооружение
Броня

Асахи ( 朝日 , «Утреннее солнце ») линкор до дредноута, построенный для Императорского флота Японии (IJN) в конце 1890-х годов. Поскольку у Японии не было промышленных мощностей для строительства таких военных кораблей, корабль был спроектирован и построен в Соединенном Королевстве. Вскоре после прибытия в Японию он стал флагманом Постоянного флота , основного боевого флота IJN. Он участвовал во всех крупных морских сражениях Русско -японской войны 1904–1905 годов и был легко поврежден в ходе сражения на Желтом море и Цусимского сражения . «Асахи» не участвовал в боевых действиях во время Первой мировой войны, хотя корабль участвовал в Сибирской интервенции в 1918 году.

Переклассифицированный в корабль береговой обороны в 1921 году, «Асахи» был разоружен два года спустя в соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского договора , после чего служил в качестве учебного корабля и корабля-базы подводных лодок . Он был переоборудован в спасательно -спасательный корабль подводных лодок, а затем переведен в резерв в 1928 году . Асахи был повторно введен в строй в конце 1937 года, после начала Второй китайско-японской войны , и использовался для перевозки японских войск. В 1938 году он был переоборудован в ремонтный корабль и с конца 1938 по 1941 год базировался сначала в оккупированном японцами Шанхае , Китай, а затем в заливе Камрань во Французском Индокитае . В начале 1942 года корабль был переведен в оккупированный Сингапур для ремонта поврежденного легкий крейсер и приказал вернуться домой в мае. По пути она была потоплена американской подводной лодкой USS Salmon , хотя большая часть ее экипажа выжила.

Боевой опыт Первой китайско-японской войны 1894–1895 годов убедил Императорский флот Японии в слабости военно-морской философии Jeune École , которая делала упор на торпедные катера и торговые рейды, чтобы компенсировать дорогостоящие тяжелобронированные корабли. Поэтому в начале 1896 года Япония объявила о десятилетнем наращивании военно-морского флота с целью модернизации и расширения своего флота в рамках подготовки к дальнейшим противостояниям, в строительство шести линкоров и шести броненосных крейсеров . основе которого лежит [ 1 ] Эти корабли были оплачены из компенсации в размере 30 миллионов фунтов стерлингов , выплаченной Китаем после поражения в Первой китайско-японской войне. Как и в случае с более ранними Fuji и Shikishima классами , Японии не хватало технологий и возможностей для строительства собственных линкоров, и она снова обратилась к Соединенному Королевству за четырьмя оставшимися линкорами программы. [ 2 ] Asahi , пятый японский линкор, построенный в Великобритании, был заказан на верфи Clydebank Engineering & Shipbuilding Company в Клайдбанке , Шотландия. [ 3 ] в ежегодной военно-морской программе 1897 года. [ 4 ]

Дизайн и описание

[ редактировать ]
Вид справа и план линкоров класса «Сикисима» и линкора «Асахи» из «Военно-морского ежегодника Брасси» за 1915 год. В отличие от рисунка, у Асахи было только две воронки.

Асахи Проект представлял собой модифицированную версию Formidable линкоров класса Королевского флота с двумя дополнительными 6-дюймовыми (152-мм) орудиями. [ 5 ] Корабль имел общую длину 425 футов 3 дюйма (129,6 м), ширину 75 футов (22,9 м) и нормальную осадку 27 футов 3 дюйма (8,3 м). Его водоизмещение 15 200 длинных тонн (15 400 т ) при нормальной нагрузке. [ 6 ] Асахи имел полноценное двойное дно с 55 водонепроницаемыми отсеками. Ее корпус также был разделен на 223 водонепроницаемых отсека. Он был приспособлен как флагман, а его экипаж насчитывал около 773 офицеров и рядовых, включая штаб адмирала. [ 7 ]

Корабль был оснащен двумя вертикальными паровыми двигателями тройного расширения, построенными Хамфрисом, Теннант , каждый из которых приводил в движение один гребной винт, используя пар, вырабатываемый 25 котлами Бельвилля при рабочем давлении 1703 кПа ; 247 фунтов на квадратный дюйм (17,03 бар ). [ 8 ] Двигатели имели номинальную мощность 15 000 лошадиных сил (11 000 кВт ), использовали наддувную тягу и были рассчитаны на достижение максимальной скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). [ 6 ] хотя Асахи достигла скорости 18,3 узла (33,9 км/ч; 21,1 мили в час) при мощности 16 335 л.с. (12 181 кВт) во время ходовых испытаний 23 марта 1900 года. [ 9 ] Он перевозил максимум 2000 длинных тонн (2032 т) угля, что позволяло ему преодолевать 9 000 морских миль (17 000 км; 10 000 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 6 ] Корабль был оснащен тремя паровыми динамо-машинами мощностью 4,8 кВт (6,4 л.с.) . [ 10 ]

состояла Асахи , Главная батарея из тех же четырех Elswick Ordnance Company 40 калибра двенадцатидюймовых орудий которые использовались на всех предыдущих японских линкорах. Они устанавливались в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части надстройки . Гидравлические установки позволяли заряжать орудия под любым углом поворота и при фиксированном угле возвышения +13,5°. [ 11 ] Каждая монтировка могла поворачиваться в общей сложности на 240 градусов. [ 12 ] Они выпустили 850-фунтовые (386 кг) снаряды с начальной скоростью 2400 футов/с (730 м/с). [ 13 ]

корабля Вспомогательное вооружение калибра 40 калибров 6 дюймов (152 мм), состояло из четырнадцати скорострельных (QF) орудий установленных в казематах . Восемь из этих орудий располагались на главной палубе, а остальные шесть — над ними в надстройке. Они выпустили 100-фунтовые (45 кг) снаряды с начальной скоростью 2300 футов/с (700 м/с). [ 14 ] Защиту от атак миноносцев обеспечивали двадцать 12-фунтовых орудий QF мощностью 12 центнеров. [ Примечание 1 ] пистолеты. [ 15 ] 12-фунтовые орудия стреляли 3-дюймовыми (76-мм) снарядами весом 12,5 фунтов (5,7 кг) с начальной скоростью 2359 футов/с (719 м/с). [ 16 ] Более легкие орудия состояли из восьми 47-миллиметровых (1,9 дюйма) трехфунтовых орудий Гочкиса и четырех 47-миллиметровых 2,5-фунтовых орудий Гочкиса . Первые монтировались в надстройке, вторые — в боевых топах . [ 17 ] Трехфунтовая пушка стреляла снарядами массой 3,19 фунта (1,45 кг) с начальной скоростью 1927 футов / с (587 м / с), а 2,5-фунтовая пушка стреляла снарядами массой 2,5 фунта (1,1 кг) с начальной скоростью 1420 футов / с. фут/с (430 м/с). [ 18 ] Корабль также был оснащен четырьмя подводными 18-дюймовыми торпедными аппаратами , по два на каждом борту . [ 5 ]

Главный ватерлинии пояс Асахи по состоял из брони Харви высотой 8 футов (2,44 м), из которых 3 фута 8 дюймов (1,11 м) находились над ватерлинией при нормальной нагрузке и имели максимальную толщину 9 дюймов (229 мм) для средние 224 фута (68,28 м) корабля. Его толщина составляла всего 4 дюйма (102 мм) на концах корабля, и его увенчивала шестидюймовая полоса брони, проходившая между барбетами . [ 9 ] Барбеты имели толщину 14 дюймов (356 мм), но располагались всего на 10 дюймов (254 мм) позади верхнего броневого пояса. [ 19 ] Капоты барбета были защищены 10-дюймовой броней на лицевой стороне, их боковые стороны имели толщину 6 дюймов, а толщина крыши - 1,5 дюйма (38 мм). [ 20 ] Диагональные переборки, соединяющие барбеты с бортовой броней, имели толщину 12–14 дюймов, но на уровне нижней палубы - всего 6 дюймов. [ 9 ] Лобовая броня казематов, защищающих ПМК, также имела толщину 6 дюймов, задняя часть защищалась 2-дюймовыми (51 мм) броневыми листами. Плоская часть палубной брони имела толщину 2,5 дюйма (64 мм) и 4 дюйма (102 мм) там, где она спускалась к бортам корабля. Боевая рубка была защищена 14-дюймовой броней. [ 19 ]

Asahi , как и все другие японские линкоры того времени, был оснащен четырьмя Barr and Stroud FA3 совпадающими дальномерами , имевшими эффективную дальность действия 8000 ярдов (7300 м). Корабли также были оснащены с увеличением телескопическими прицелами 24 крат . [ 21 ]

Строительство и карьера

[ редактировать ]
Асахи незадолго до запуска

Асахи , что означает «восходящее солнце», поэтическое название Японии из строфы поэзии вака . [ Примечание 2 ] был заложен 1 августа 1898 года в Клайдбанке , Шотландия, компанией Clydebank Engineering & Shipbuilding Co. и завершен компанией John Brown & Company , которая приобрела фирму до того, как Асахи было завершено. [ 22 ] Он был спущен на воду 13 марта 1899 года и завершен 31 июля 1900 года. Его завершение было отложено примерно на три месяца, когда его нижняя обшивка потребовала ремонта после того, как она села на мель у Саутси после ходовых испытаний. Корабль покинул Англию после ремонта в Портсмуте в день постройки. [ 4 ] и прибыл в Йокосука , Япония, 23 октября 1900 года. [ 3 ] Асахи стал флагманом Постоянного флота 22 мая 1901 года и был приписан к 1-й дивизии линкоров 1-го флота, когда Объединенный флот . 28 декабря 1903 года был реформирован [ 4 ]

В начале русско-японской войны «Асахи » под командованием капитана Хикохати Ямады был прикомандирован к 1-й дивизии 1-го флота. Она участвовала в битве при Порт-Артуре 9 февраля 1904 года, когда вице-адмирал Того Хейхачиро возглавил 1-й флот в атаке на русские корабли Тихоокеанской эскадры, стоявшие на якоре недалеко от Порт-Артура . Того ожидал, что внезапная ночная атака его эсминцев будет гораздо более успешной, чем она была на самом деле, ожидая, что русские будут сильно дезорганизованы и ослаблены, но они оправились от неожиданности и были готовы к его атаке. Японские корабли были замечены защищенным крейсером «Боярин» , который патрулировал море и предупредил российскую оборону. Того решил атаковать российскую береговую оборону своим основным вооружением и поразить корабли своими дополнительными орудиями. Разделение огня оказалось плохим решением, поскольку японские восьмидюймовые (203-мм) и шестидюймовые орудия нанесли небольшой урон русским кораблям, которые с некоторым эффектом сосредоточили весь свой огонь на японских кораблях. Хотя многие корабли с обеих сторон были повреждены, потери русских составили всего 17 человек, в то время как японцы потеряли 60 человек убитыми и ранеными, прежде чем Того вышел из боя. Асахи не пострадал во время боя. [ 23 ]

Асахи после завершения строительства в 1900 году.

Корабль участвовал в боях 13 апреля, когда Того успешно выманил часть Тихоокеанской эскадры, в том числе вице-адмирала Макарова Степана флагман , линкор «Петропавловск» . Когда Макаров заметил пять линкоров 1-й дивизии, он повернул обратно в Порт-Артур и Петропавловск наткнулся на минное поле, заложенное японцами накануне вечером. Русский линкор затонул менее чем через две минуты после того, как взорвался один из его магазинов , и Макаров был одним из 677 погибших. Воодушевленный своим успехом, Того возобновил дальние бомбардировки, что побудило русских установить больше минных полей, в результате которых в следующем месяце были потоплены два японских линкора. [ 24 ]

Во время битвы в Желтом море 10 августа «Асахи» , которым теперь командовал капитан Цунаакира Номото, был вторым в строю колонны японских линкоров после «Микасы» и был одной из основных целей русских кораблей. В нее попал только один 12-дюймовый снаряд, ранивший двух членов экипажа. Однако оба орудия в ее кормовой 12-дюймовой орудийной башне были выведены из строя снарядами, которые преждевременно взорвались в их стволах. В свою очередь, она сосредоточила большую часть своего огня на линкорах «Полтава» и «Цесаревич», хотя оба корабля были лишь слегка повреждены японскими снарядами, которые, как правило, не пробивали броню и взрывались при ударе. Однако корабль нанес решающие попадания в бою, когда два его 12-дюймовых снаряда попали в мостик , «Цесаревича» убив командира русской эскадры вице-адмирала Вильгельма Витгефта корабля , двух его штабных офицеров и квартирмейстера . Штурвал корабля застрял в левом положении из-за обломков, а затем замедлился до полной остановки, что привело в полное замешательство остальные русские корабли. Заместитель командира, Контр-адмирал князь Павел Ухтомский в конце концов получил контроль над остальной частью эскадры и направился обратно в Порт-Артур. [ 25 ] Чуть более двух месяцев спустя, 26 октября, Асахи подорвался на мине у Порт-Артура, находясь на блокадном дежурстве. Сильно поврежденный, он находился на ремонте в Военно-морском арсенале Сасебо с ноября 1904 по апрель 1905 года. Русские военно-морские силы на Дальнем Востоке к этому времени были уничтожены или нейтрализованы, и русские были вынуждены передать корабли Балтийского флота , прибывшие только после Может. [ 3 ]

Цусимская битва

[ редактировать ]

В Цусимском сражении 27 мая 1905 года Асахи снова последовал за линкором «Микаса» в бой, на этот раз против Второй и Третьей Тихоокеанских эскадр. Микаса открыл огонь по российскому флагманскому линкору «Князь Суворов» в 14:10, вскоре после этого к нему присоединились Асахи и броненосный крейсер «Адзума» . В течение часа японские корабли устроили серьезный пожар на русском корабле, тяжело ранили командующего флотом вице-адмирала Зиновия Рожественского , выбили его заднюю 12-дюймовую орудийную башню, заклинили рулевое управление «Князя Суворова » так, что он выпал из строя. формирование. Русские корабли сосредоточили свой огонь на Микасе в начале боя, и Асахи за это время не пострадал. Того смог пересечь Т русских эскадр. Рулевое управление «Князя Суворова » позднее было отремонтировано, но в дальнейшем в бою оно несколько раз спотыкалось между японским и русским флотами и было сильно повреждено. Судя по всему, Асахи в основном вступал в бой с линкорами «Бородино» и «Бородино». «Орёл» на поздней стадии боя, хотя «Фудзи» произвел выстрелы, в результате которых магазины «Бородино » взорвались и корабль потопил. «Асахи» выпустил за бой больше двенадцатидюймовых снарядов — 142, чем любой другой корабль. Всего за бой корабль получил шесть попаданий, но ни одно из них не нанесло ему существенных повреждений. [ 26 ] Асахи потерял 1 офицера и 6 солдат, 5 человек тяжело ранены, 1 офицер и 18 человек легко ранены. [ 27 ] Всего за время боя японцы потеряли всего 110 человек убитыми и 590 ранеными по всем причинам. Битва стала полной победой Японии: четыре русских линкора были захвачены и включены в состав IJN. [ 28 ]

Капитан У. К. Пакенхем , официальный военный наблюдатель Королевского военно-морского флота при Англо-японском альянсе , делал записи о ходе боя, сидя в шезлонге на «Асахи » открытой квартердеке . Его отчет подтвердил превосходство японской подготовки и тактики и предал гласности победу на Западе. [ 3 ]

Более поздняя карьера

[ редактировать ]
Черно-белое фото военного корабля с небольшим количеством дыма, выходящего из воронки. Рядом с военным кораблем пришвартовано несколько кораблей меньшего размера, на заднем плане видна земля.
Асахи у Шанхая, конец 1930-х годов.

В 1908 году «Асахи» входил в состав японского флота, который сопровождал Американский Великий Белый Флот через воды Японии во время его кругосветного путешествия. [ 6 ] Корабль входил в состав 1-го флота в 1908 и 1910–11 годах. [ 4 ] Асахи стал учебным артиллерийским кораблем в 1914 году и был перевооружен в 1917 году японскими орудиями, заменившими оригинальные орудия британского производства. В том же году ее направили в 5-ю дивизию 3-го флота . [ 4 ] В 1918 году Асахи стал флагманом своей дивизии и участвовал в японской интервенции в Гражданскую войну в России . Он сопровождал конвои с войсками на Дальний Восток России и был сторожевым кораблем на Камчатке. с января по август 1918 года 1 сентября 1921 года «Асахи» был переклассифицирован в первоклассный корабль береговой обороны. [ 4 ] [ 29 ] и начал разоружение в 1922 году в Йокосуке в соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского договора. 1 апреля 1923 года он был переклассифицирован в учебный корабль и корабль-базу подводных лодок, а его разоружение было завершено в июле того же года. Ее водоизмещение упало до 11 441 длинной тонны (11 625 т) из-за потери брони и орудий, а скорость была ограничена 12 узлами (22 км / ч; 14 миль в час). [ 6 ]

Военно-морской флот решил переоборудовать «Асахи» в спасательный корабль подводных лодок, и первый этап его переоборудования начался с установки специализированного спасательного оборудования с февраля по август 1925 года. [ 4 ] С 1926 по октябрь 1927 года 25 корабельных котлов Бельвиля были заменены четырьмя котлами типа RO Канпон в Военно-морском арсенале Куре . одна из двух ее воронок . Также была удалена [ 3 ] и были установлены две большие подъемные рамы [ 6 ] как часть второго этапа ее обращения. Корабль проводил эксперименты по спасению подводных лодок с использованием старой немецкой подводной лодки 0-1 (бывшая U-125 ). В мае 1928 года «Асахи» была оснащена пневматической катапультой длиной 62 фута 4 дюйма (19 м) на баке и успешно запустила E2N1 Type 15 гидросамолет . После неоднократных аварий катапульту заменили на пороховую . По завершении испытаний в 1928 году «Асахи» был выведен в резерв. [ 3 ]

16 августа 1937 года переклассифицирован в ремонтное судно. [ 4 ] Асахи был выведен из резерва в ноябре после инцидента на мосту Марко Поло , положившего начало Второй китайско-японской войне, и использовался в качестве транспорта для высадки десанта в заливе Ханчжоу . После этого она начала переоборудование в Куре , Япония, в ремонтное судно; это было завершено 18 декабря 1938 года. Асахи была оснащена макетом деревянной главной батареи в носовой и кормовой части, чтобы напоминать старый линкор после ее прибытия в Шанхай 29 декабря. В мае 1939 года он был модифицирован в качестве корабля-склада торпед и осуществлял патрулирование с 29 мая по 7 ноября 1940 года. 15 ноября 1940 года он был переведен в залив Камрань, Французский Индокитай, а затем перевез 11-ю базовую часть из Куре в Камрань. Залив 19 ноября - 7 декабря 1941 г. [ 3 ]

С 13 марта 1942 года «Асахи» дислоцировалась в Сингапуре, а в апреле ее экипаж проводил ремонт легкого крейсера « Нака» , торпедированного у подводной лодкой USS «Сивулф» острова Рождества . Вылетая из Сингапура в Куре 22 мая в сопровождении истребителя CH-9 , Асахи был замечен подводной лодкой USS Salmon в ночь с 25 на 26 мая 1942 года в 100 милях (160 км) к юго-востоку от мыса Падаран , Индокитай. [ Примечание 3 ] Из Салмона четырех торпед две попали в центральную котельную по левому борту и кормовые помещения. В 01:03, через несколько мгновений после удара, Асахи затонул. 10 ° 00'N 110 ° 00'E  /  10,000 ° N 110,000 ° E  / 10,000; 110 000 . [ 3 ] В результате нападения шестнадцать человек были убиты; Капитан корабля и 582 члена экипажа были спасены CH-9 . [ 30 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Cwt» — аббревиатура от центнера , 12 центнеров относится к весу ружья.
  2. ^ сакуры в лучах утреннего солнца Ямато Сикисимы о сердце они увидят цветение горной Если вы спросите людей , .
  3. ^ Теперь Муй Динь 11 ° 22'0 ″ с.ш. 109 ° 1'0 ″ в.д.  /  11,36667 ° с.ш. 109,01667 ° в.д.  / 11,36667; 109.01667 , Вьетнам
  1. ^ Эванс и Питти, стр. 15, 57–60.
  2. ^ Брук, с. 125
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хакетт и Шумейкер
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ленгерер 2008, стр. 30.
  5. ^ Перейти обратно: а б Престон, с. 189
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Йентшура, Юнг и Микель, с. 18
  7. ^ Ленгерер 2009, стр. 26, 52.
  8. ^ Ленгерер 2008, стр. 22, 24, 26.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Ленгерер 2008, стр. 27.
  10. ^ Ленгерер 2009, стр. 50.
  11. ^ Брук, с. 126
  12. ^ Ленгерер 2009, стр. 26.
  13. ^ Фридман, стр. 270–71.
  14. ^ Фридман, стр. 275–76.
  15. ^ Шено и Колесник, с. 222
  16. ^ Фридман, с. 114
  17. ^ Ленгерер 2009, стр. 28.
  18. ^ Фридман, стр. 118–19.
  19. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, с. 47
  20. ^ Ленгерер 2009, стр. 25.
  21. ^ Форчик, с. 28
  22. ^ Сильверстоун, с. 326
  23. ^ Форчик, стр. 24, 41–44
  24. ^ Форчик, стр. 45–46
  25. ^ Форчик, стр. 48–53
  26. ^ Кэмпбелл, стр. 128–35, 260, 262.
  27. ^ «Битва в Японском море, вид с линкора Асахи», стр. 105 Отчеты Императорского флота Японии, 1905 г. (на японском языке) https://dl.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/774142/97?tocOpened= 1
  28. ^ Уорнер и Уорнер, с. 519
  29. ^ Глава, с. 58
  30. ^ Хакетт, Сандер и Кундалл
  • Брук, Питер (1999). Военные корабли на экспорт: Военные корабли Армстронга 1867–1927 гг . Грейвсенд, Кент, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN  0-905617-89-4 .
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). «Битва при Цу-Симе». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль II . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 46–49, 127–135, 258–265. ISBN  0-87021-976-6 .
  • Шено, Роджер и Колесник, Юджин М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN  0-8317-0302-4 .
  • Эванс, Дэвид и Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-192-7 .
  • Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море, 1904–05 . Оксфорд, Великобритания: Оспри. ISBN  978-1-84603-330-8 .
  • Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • Хакетт, Боб и Кингсепп, Сандер (2010). «Ремонтное судно IJN Асахи: табличный отчет о движении» . Кидо Бутай . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 2 августа 2012 г.
  • Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер и Кандалл, Питер (2013). «IJN Subchaser CH-9: Табличный отчет о движении» . Кусентей! . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 10 ноября 2013 г.
  • Руководитель Майкл (2019). "Сибирь". Военный корабль Интернешнл . ЛВИ (1): 55–74. ISSN   0043-0374 .
  • Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN  0-87021-893-Х .
  • Ленгерер, Ганс (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Японские линкоры и линейные крейсеры. Часть II». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ V): 6–32. (требуется подписка) (для получения информации о подписке свяжитесь с редактором по адресу [email protected] )
  • Ленгерер, Ганс (март 2009 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Японские линкоры и линейные крейсеры. Часть III». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ VI): 7–55.
  • Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 годов . Нью-Йорк: Книги Галахада. ISBN  0-88365-300-1 .
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN  0-88254-979-0 .
  • Уорнер, Денис и Уорнер, Пегги (2002). Прилив на рассвете: история русско-японской войны, 1904–1905 (2-е изд.). Лондон: Фрэнк Касс. ISBN  0-7146-5256-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a9ec5b49a9eb7c5946f18e5fa30a3db1__1708447740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/b1/a9ec5b49a9eb7c5946f18e5fa30a3db1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese battleship Asahi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)