Японский линкор Асахи
![]() Асахи на якоре около 1906 года.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | ![]() |
Предшественник | Сикисима класс |
Преемник | План |
Построен | 1897–1900 |
В комиссии | 1900–1942 |
Завершенный | 1 |
Потерянный | 1 |
История | |
Имя | Асахи |
Тезка | Строфа вака |
Заказал | Военно-морская программа 1897 года |
Строитель | Джон Браун и компания , Клайдбанк |
Заложен | 1 августа 1898 г. |
Запущен | 13 марта 1899 г. |
Введен в эксплуатацию | 28 апреля 1900 г. |
реклассифицирован |
|
пораженный | 15 июня 1942 г. |
Судьба | Торпедирован и потоплен авианосцем USS Salmon 25/26 мая 1942 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Тип | Линкор до дредноута |
Смещение | 15 200 длинных тонн (15 400 т ) (нормальный) |
Длина | 425 футов 3 дюйма (129,6 м) |
Луч | 75 футов (22,9 м) |
Черновик | 27 футов 3 дюйма (8,3 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения. |
Скорость | 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) |
Диапазон | 9000 миль (17000 км; 10000 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 773 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Асахи ( 朝日 , «Утреннее солнце ») — линкор до дредноута, построенный для Императорского флота Японии (IJN) в конце 1890-х годов. Поскольку у Японии не было промышленных мощностей для строительства таких военных кораблей, корабль был спроектирован и построен в Соединенном Королевстве. Вскоре после прибытия в Японию он стал флагманом Постоянного флота , основного боевого флота IJN. Он участвовал во всех крупных морских сражениях Русско -японской войны 1904–1905 годов и был легко поврежден в ходе сражения на Желтом море и Цусимского сражения . «Асахи» не участвовал в боевых действиях во время Первой мировой войны, хотя корабль участвовал в Сибирской интервенции в 1918 году.
Переклассифицированный в корабль береговой обороны в 1921 году, «Асахи» был разоружен два года спустя в соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского договора , после чего служил в качестве учебного корабля и корабля-базы подводных лодок . Он был переоборудован в спасательно -спасательный корабль подводных лодок, а затем переведен в резерв в 1928 году . Асахи был повторно введен в строй в конце 1937 года, после начала Второй китайско-японской войны , и использовался для перевозки японских войск. В 1938 году он был переоборудован в ремонтный корабль и с конца 1938 по 1941 год базировался сначала в оккупированном японцами Шанхае , Китай, а затем в заливе Камрань во Французском Индокитае . В начале 1942 года корабль был переведен в оккупированный Сингапур для ремонта поврежденного легкий крейсер и приказал вернуться домой в мае. По пути она была потоплена американской подводной лодкой USS Salmon , хотя большая часть ее экипажа выжила.
Фон
[ редактировать ]Боевой опыт Первой китайско-японской войны 1894–1895 годов убедил Императорский флот Японии в слабости военно-морской философии Jeune École , которая делала упор на торпедные катера и торговые рейды, чтобы компенсировать дорогостоящие тяжелобронированные корабли. Поэтому в начале 1896 года Япония объявила о десятилетнем наращивании военно-морского флота с целью модернизации и расширения своего флота в рамках подготовки к дальнейшим противостояниям, в строительство шести линкоров и шести броненосных крейсеров . основе которого лежит [ 1 ] Эти корабли были оплачены из компенсации в размере 30 миллионов фунтов стерлингов , выплаченной Китаем после поражения в Первой китайско-японской войне. Как и в случае с более ранними Fuji и Shikishima классами , Японии не хватало технологий и возможностей для строительства собственных линкоров, и она снова обратилась к Соединенному Королевству за четырьмя оставшимися линкорами программы. [ 2 ] Asahi , пятый японский линкор, построенный в Великобритании, был заказан на верфи Clydebank Engineering & Shipbuilding Company в Клайдбанке , Шотландия. [ 3 ] в ежегодной военно-морской программе 1897 года. [ 4 ]
Дизайн и описание
[ редактировать ]
Асахи Проект представлял собой модифицированную версию Formidable линкоров класса Королевского флота с двумя дополнительными 6-дюймовыми (152-мм) орудиями. [ 5 ] Корабль имел общую длину 425 футов 3 дюйма (129,6 м), ширину 75 футов (22,9 м) и нормальную осадку 27 футов 3 дюйма (8,3 м). Его водоизмещение 15 200 длинных тонн (15 400 т ) при нормальной нагрузке. [ 6 ] Асахи имел полноценное двойное дно с 55 водонепроницаемыми отсеками. Ее корпус также был разделен на 223 водонепроницаемых отсека. Он был приспособлен как флагман, а его экипаж насчитывал около 773 офицеров и рядовых, включая штаб адмирала. [ 7 ]
Корабль был оснащен двумя вертикальными паровыми двигателями тройного расширения, построенными Хамфрисом, Теннант , каждый из которых приводил в движение один гребной винт, используя пар, вырабатываемый 25 котлами Бельвилля при рабочем давлении 1703 кПа ; 247 фунтов на квадратный дюйм (17,03 бар ). [ 8 ] Двигатели имели номинальную мощность 15 000 лошадиных сил (11 000 кВт ), использовали наддувную тягу и были рассчитаны на достижение максимальной скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). [ 6 ] хотя Асахи достигла скорости 18,3 узла (33,9 км/ч; 21,1 мили в час) при мощности 16 335 л.с. (12 181 кВт) во время ходовых испытаний 23 марта 1900 года. [ 9 ] Он перевозил максимум 2000 длинных тонн (2032 т) угля, что позволяло ему преодолевать 9 000 морских миль (17 000 км; 10 000 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 6 ] Корабль был оснащен тремя паровыми динамо-машинами мощностью 4,8 кВт (6,4 л.с.) . [ 10 ]
состояла Асахи , Главная батарея из тех же четырех Elswick Ordnance Company 40 калибра двенадцатидюймовых орудий которые использовались на всех предыдущих японских линкорах. Они устанавливались в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части надстройки . Гидравлические установки позволяли заряжать орудия под любым углом поворота и при фиксированном угле возвышения +13,5°. [ 11 ] Каждая монтировка могла поворачиваться в общей сложности на 240 градусов. [ 12 ] Они выпустили 850-фунтовые (386 кг) снаряды с начальной скоростью 2400 футов/с (730 м/с). [ 13 ]
корабля Вспомогательное вооружение калибра 40 калибров 6 дюймов (152 мм), состояло из четырнадцати скорострельных (QF) орудий установленных в казематах . Восемь из этих орудий располагались на главной палубе, а остальные шесть — над ними в надстройке. Они выпустили 100-фунтовые (45 кг) снаряды с начальной скоростью 2300 футов/с (700 м/с). [ 14 ] Защиту от атак миноносцев обеспечивали двадцать 12-фунтовых орудий QF мощностью 12 центнеров. [ Примечание 1 ] пистолеты. [ 15 ] 12-фунтовые орудия стреляли 3-дюймовыми (76-мм) снарядами весом 12,5 фунтов (5,7 кг) с начальной скоростью 2359 футов/с (719 м/с). [ 16 ] Более легкие орудия состояли из восьми 47-миллиметровых (1,9 дюйма) трехфунтовых орудий Гочкиса и четырех 47-миллиметровых 2,5-фунтовых орудий Гочкиса . Первые монтировались в надстройке, вторые — в боевых топах . [ 17 ] Трехфунтовая пушка стреляла снарядами массой 3,19 фунта (1,45 кг) с начальной скоростью 1927 футов / с (587 м / с), а 2,5-фунтовая пушка стреляла снарядами массой 2,5 фунта (1,1 кг) с начальной скоростью 1420 футов / с. фут/с (430 м/с). [ 18 ] Корабль также был оснащен четырьмя подводными 18-дюймовыми торпедными аппаратами , по два на каждом борту . [ 5 ]
Главный ватерлинии пояс Асахи по состоял из брони Харви высотой 8 футов (2,44 м), из которых 3 фута 8 дюймов (1,11 м) находились над ватерлинией при нормальной нагрузке и имели максимальную толщину 9 дюймов (229 мм) для средние 224 фута (68,28 м) корабля. Его толщина составляла всего 4 дюйма (102 мм) на концах корабля, и его увенчивала шестидюймовая полоса брони, проходившая между барбетами . [ 9 ] Барбеты имели толщину 14 дюймов (356 мм), но располагались всего на 10 дюймов (254 мм) позади верхнего броневого пояса. [ 19 ] Капоты барбета были защищены 10-дюймовой броней на лицевой стороне, их боковые стороны имели толщину 6 дюймов, а толщина крыши - 1,5 дюйма (38 мм). [ 20 ] Диагональные переборки, соединяющие барбеты с бортовой броней, имели толщину 12–14 дюймов, но на уровне нижней палубы - всего 6 дюймов. [ 9 ] Лобовая броня казематов, защищающих ПМК, также имела толщину 6 дюймов, задняя часть защищалась 2-дюймовыми (51 мм) броневыми листами. Плоская часть палубной брони имела толщину 2,5 дюйма (64 мм) и 4 дюйма (102 мм) там, где она спускалась к бортам корабля. Боевая рубка была защищена 14-дюймовой броней. [ 19 ]
Asahi , как и все другие японские линкоры того времени, был оснащен четырьмя Barr and Stroud FA3 совпадающими дальномерами , имевшими эффективную дальность действия 8000 ярдов (7300 м). Корабли также были оснащены с увеличением телескопическими прицелами 24 крат . [ 21 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]
Асахи , что означает «восходящее солнце», поэтическое название Японии из строфы поэзии вака . [ Примечание 2 ] был заложен 1 августа 1898 года в Клайдбанке , Шотландия, компанией Clydebank Engineering & Shipbuilding Co. и завершен компанией John Brown & Company , которая приобрела фирму до того, как Асахи было завершено. [ 22 ] Он был спущен на воду 13 марта 1899 года и завершен 31 июля 1900 года. Его завершение было отложено примерно на три месяца, когда его нижняя обшивка потребовала ремонта после того, как она села на мель у Саутси после ходовых испытаний. Корабль покинул Англию после ремонта в Портсмуте в день постройки. [ 4 ] и прибыл в Йокосука , Япония, 23 октября 1900 года. [ 3 ] Асахи стал флагманом Постоянного флота 22 мая 1901 года и был приписан к 1-й дивизии линкоров 1-го флота, когда Объединенный флот . 28 декабря 1903 года был реформирован [ 4 ]
В начале русско-японской войны «Асахи » под командованием капитана Хикохати Ямады был прикомандирован к 1-й дивизии 1-го флота. Она участвовала в битве при Порт-Артуре 9 февраля 1904 года, когда вице-адмирал Того Хейхачиро возглавил 1-й флот в атаке на русские корабли Тихоокеанской эскадры, стоявшие на якоре недалеко от Порт-Артура . Того ожидал, что внезапная ночная атака его эсминцев будет гораздо более успешной, чем она была на самом деле, ожидая, что русские будут сильно дезорганизованы и ослаблены, но они оправились от неожиданности и были готовы к его атаке. Японские корабли были замечены защищенным крейсером «Боярин» , который патрулировал море и предупредил российскую оборону. Того решил атаковать российскую береговую оборону своим основным вооружением и поразить корабли своими дополнительными орудиями. Разделение огня оказалось плохим решением, поскольку японские восьмидюймовые (203-мм) и шестидюймовые орудия нанесли небольшой урон русским кораблям, которые с некоторым эффектом сосредоточили весь свой огонь на японских кораблях. Хотя многие корабли с обеих сторон были повреждены, потери русских составили всего 17 человек, в то время как японцы потеряли 60 человек убитыми и ранеными, прежде чем Того вышел из боя. Асахи не пострадал во время боя. [ 23 ]

Корабль участвовал в боях 13 апреля, когда Того успешно выманил часть Тихоокеанской эскадры, в том числе вице-адмирала Макарова Степана флагман , линкор «Петропавловск» . Когда Макаров заметил пять линкоров 1-й дивизии, он повернул обратно в Порт-Артур и Петропавловск наткнулся на минное поле, заложенное японцами накануне вечером. Русский линкор затонул менее чем через две минуты после того, как взорвался один из его магазинов , и Макаров был одним из 677 погибших. Воодушевленный своим успехом, Того возобновил дальние бомбардировки, что побудило русских установить больше минных полей, в результате которых в следующем месяце были потоплены два японских линкора. [ 24 ]
Во время битвы в Желтом море 10 августа «Асахи» , которым теперь командовал капитан Цунаакира Номото, был вторым в строю колонны японских линкоров после «Микасы» и был одной из основных целей русских кораблей. В нее попал только один 12-дюймовый снаряд, ранивший двух членов экипажа. Однако оба орудия в ее кормовой 12-дюймовой орудийной башне были выведены из строя снарядами, которые преждевременно взорвались в их стволах. В свою очередь, она сосредоточила большую часть своего огня на линкорах «Полтава» и «Цесаревич», хотя оба корабля были лишь слегка повреждены японскими снарядами, которые, как правило, не пробивали броню и взрывались при ударе. Однако корабль нанес решающие попадания в бою, когда два его 12-дюймовых снаряда попали в мостик , «Цесаревича» убив командира русской эскадры вице-адмирала Вильгельма Витгефта корабля , двух его штабных офицеров и квартирмейстера . Штурвал корабля застрял в левом положении из-за обломков, а затем замедлился до полной остановки, что привело в полное замешательство остальные русские корабли. Заместитель командира, Контр-адмирал князь Павел Ухтомский в конце концов получил контроль над остальной частью эскадры и направился обратно в Порт-Артур. [ 25 ] Чуть более двух месяцев спустя, 26 октября, Асахи подорвался на мине у Порт-Артура, находясь на блокадном дежурстве. Сильно поврежденный, он находился на ремонте в Военно-морском арсенале Сасебо с ноября 1904 по апрель 1905 года. Русские военно-морские силы на Дальнем Востоке к этому времени были уничтожены или нейтрализованы, и русские были вынуждены передать корабли Балтийского флота , прибывшие только после Может. [ 3 ]
Цусимская битва
[ редактировать ]В Цусимском сражении 27 мая 1905 года Асахи снова последовал за линкором «Микаса» в бой, на этот раз против Второй и Третьей Тихоокеанских эскадр. Микаса открыл огонь по российскому флагманскому линкору «Князь Суворов» в 14:10, вскоре после этого к нему присоединились Асахи и броненосный крейсер «Адзума» . В течение часа японские корабли устроили серьезный пожар на русском корабле, тяжело ранили командующего флотом вице-адмирала Зиновия Рожественского , выбили его заднюю 12-дюймовую орудийную башню, заклинили рулевое управление «Князя Суворова » так, что он выпал из строя. формирование. Русские корабли сосредоточили свой огонь на Микасе в начале боя, и Асахи за это время не пострадал. Того смог пересечь Т русских эскадр. Рулевое управление «Князя Суворова » позднее было отремонтировано, но в дальнейшем в бою оно несколько раз спотыкалось между японским и русским флотами и было сильно повреждено. Судя по всему, Асахи в основном вступал в бой с линкорами «Бородино» и «Бородино». «Орёл» на поздней стадии боя, хотя «Фудзи» произвел выстрелы, в результате которых магазины «Бородино » взорвались и корабль потопил. «Асахи» выпустил за бой больше двенадцатидюймовых снарядов — 142, чем любой другой корабль. Всего за бой корабль получил шесть попаданий, но ни одно из них не нанесло ему существенных повреждений. [ 26 ] Асахи потерял 1 офицера и 6 солдат, 5 человек тяжело ранены, 1 офицер и 18 человек легко ранены. [ 27 ] Всего за время боя японцы потеряли всего 110 человек убитыми и 590 ранеными по всем причинам. Битва стала полной победой Японии: четыре русских линкора были захвачены и включены в состав IJN. [ 28 ]
Капитан У. К. Пакенхем , официальный военный наблюдатель Королевского военно-морского флота при Англо-японском альянсе , делал записи о ходе боя, сидя в шезлонге на «Асахи » открытой квартердеке . Его отчет подтвердил превосходство японской подготовки и тактики и предал гласности победу на Западе. [ 3 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]
В 1908 году «Асахи» входил в состав японского флота, который сопровождал Американский Великий Белый Флот через воды Японии во время его кругосветного путешествия. [ 6 ] Корабль входил в состав 1-го флота в 1908 и 1910–11 годах. [ 4 ] Асахи стал учебным артиллерийским кораблем в 1914 году и был перевооружен в 1917 году японскими орудиями, заменившими оригинальные орудия британского производства. В том же году ее направили в 5-ю дивизию 3-го флота . [ 4 ] В 1918 году Асахи стал флагманом своей дивизии и участвовал в японской интервенции в Гражданскую войну в России . Он сопровождал конвои с войсками на Дальний Восток России и был сторожевым кораблем на Камчатке. с января по август 1918 года 1 сентября 1921 года «Асахи» был переклассифицирован в первоклассный корабль береговой обороны. [ 4 ] [ 29 ] и начал разоружение в 1922 году в Йокосуке в соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского договора. 1 апреля 1923 года он был переклассифицирован в учебный корабль и корабль-базу подводных лодок, а его разоружение было завершено в июле того же года. Ее водоизмещение упало до 11 441 длинной тонны (11 625 т) из-за потери брони и орудий, а скорость была ограничена 12 узлами (22 км / ч; 14 миль в час). [ 6 ]
Военно-морской флот решил переоборудовать «Асахи» в спасательный корабль подводных лодок, и первый этап его переоборудования начался с установки специализированного спасательного оборудования с февраля по август 1925 года. [ 4 ] С 1926 по октябрь 1927 года 25 корабельных котлов Бельвиля были заменены четырьмя котлами типа RO Канпон в Военно-морском арсенале Куре . одна из двух ее воронок . Также была удалена [ 3 ] и были установлены две большие подъемные рамы [ 6 ] как часть второго этапа ее обращения. Корабль проводил эксперименты по спасению подводных лодок с использованием старой немецкой подводной лодки 0-1 (бывшая U-125 ). В мае 1928 года «Асахи» была оснащена пневматической катапультой длиной 62 фута 4 дюйма (19 м) на баке и успешно запустила E2N1 Type 15 гидросамолет . После неоднократных аварий катапульту заменили на пороховую . По завершении испытаний в 1928 году «Асахи» был выведен в резерв. [ 3 ]
16 августа 1937 года переклассифицирован в ремонтное судно. [ 4 ] Асахи был выведен из резерва в ноябре после инцидента на мосту Марко Поло , положившего начало Второй китайско-японской войне, и использовался в качестве транспорта для высадки десанта в заливе Ханчжоу . После этого она начала переоборудование в Куре , Япония, в ремонтное судно; это было завершено 18 декабря 1938 года. Асахи была оснащена макетом деревянной главной батареи в носовой и кормовой части, чтобы напоминать старый линкор после ее прибытия в Шанхай 29 декабря. В мае 1939 года он был модифицирован в качестве корабля-склада торпед и осуществлял патрулирование с 29 мая по 7 ноября 1940 года. 15 ноября 1940 года он был переведен в залив Камрань, Французский Индокитай, а затем перевез 11-ю базовую часть из Куре в Камрань. Залив 19 ноября - 7 декабря 1941 г. [ 3 ]
С 13 марта 1942 года «Асахи» дислоцировалась в Сингапуре, а в апреле ее экипаж проводил ремонт легкого крейсера « Нака» , торпедированного у подводной лодкой USS «Сивулф» острова Рождества . Вылетая из Сингапура в Куре 22 мая в сопровождении истребителя CH-9 , Асахи был замечен подводной лодкой USS Salmon в ночь с 25 на 26 мая 1942 года в 100 милях (160 км) к юго-востоку от мыса Падаран , Индокитай. [ Примечание 3 ] Из Салмона четырех торпед две попали в центральную котельную по левому борту и кормовые помещения. В 01:03, через несколько мгновений после удара, Асахи затонул. 10 ° 00'N 110 ° 00'E / 10,000 ° N 110,000 ° E . [ 3 ] В результате нападения шестнадцать человек были убиты; Капитан корабля и 582 члена экипажа были спасены CH-9 . [ 30 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Эванс и Питти, стр. 15, 57–60.
- ^ Брук, с. 125
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хакетт и Шумейкер
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ленгерер 2008, стр. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Престон, с. 189
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Йентшура, Юнг и Микель, с. 18
- ^ Ленгерер 2009, стр. 26, 52.
- ^ Ленгерер 2008, стр. 22, 24, 26.
- ^ Перейти обратно: а б с Ленгерер 2008, стр. 27.
- ^ Ленгерер 2009, стр. 50.
- ^ Брук, с. 126
- ^ Ленгерер 2009, стр. 26.
- ^ Фридман, стр. 270–71.
- ^ Фридман, стр. 275–76.
- ^ Шено и Колесник, с. 222
- ^ Фридман, с. 114
- ^ Ленгерер 2009, стр. 28.
- ^ Фридман, стр. 118–19.
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, с. 47
- ^ Ленгерер 2009, стр. 25.
- ^ Форчик, с. 28
- ^ Сильверстоун, с. 326
- ^ Форчик, стр. 24, 41–44
- ^ Форчик, стр. 45–46
- ^ Форчик, стр. 48–53
- ^ Кэмпбелл, стр. 128–35, 260, 262.
- ^ «Битва в Японском море, вид с линкора Асахи», стр. 105 Отчеты Императорского флота Японии, 1905 г. (на японском языке) https://dl.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/774142/97?tocOpened= 1
- ^ Уорнер и Уорнер, с. 519
- ^ Глава, с. 58
- ^ Хакетт, Сандер и Кундалл
Ссылки
[ редактировать ]
- Брук, Питер (1999). Военные корабли на экспорт: Военные корабли Армстронга 1867–1927 гг . Грейвсенд, Кент, Великобритания: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-89-4 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). «Битва при Цу-Симе». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль II . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 46–49, 127–135, 258–265. ISBN 0-87021-976-6 .
- Шено, Роджер и Колесник, Юджин М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Эванс, Дэвид и Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7 .
- Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море, 1904–05 . Оксфорд, Великобритания: Оспри. ISBN 978-1-84603-330-8 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Хакетт, Боб и Кингсепп, Сандер (2010). «Ремонтное судно IJN Асахи: табличный отчет о движении» . Кидо Бутай . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 2 августа 2012 г.
- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер и Кандалл, Питер (2013). «IJN Subchaser CH-9: Табличный отчет о движении» . Кусентей! . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 10 ноября 2013 г.
- Руководитель Майкл (2019). "Сибирь". Военный корабль Интернешнл . ЛВИ (1): 55–74. ISSN 0043-0374 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Ленгерер, Ганс (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Японские линкоры и линейные крейсеры. Часть II». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ V): 6–32. (требуется подписка) (для получения информации о подписке свяжитесь с редактором по адресу [email protected] )
- Ленгерер, Ганс (март 2009 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Японские линкоры и линейные крейсеры. Часть III». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ VI): 7–55.
- Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 годов . Нью-Йорк: Книги Галахада. ISBN 0-88365-300-1 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Уорнер, Денис и Уорнер, Пегги (2002). Прилив на рассвете: история русско-японской войны, 1904–1905 (2-е изд.). Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-5256-3 .
- Линкоры Императорского флота Японии
- Русско-японская война Линкоры Японии
- Корабли, построенные на реке Клайд
- 1899 кораблей
- Учебные корабли Японии
- Линкоры Японии Первой мировой войны
- Корабли береговой обороны
- Вспомогательные корабли Императорского флота Японии
- Тендеры подводных лодок Императорского флота Японии
- Военный обман
- Экспериментальные корабли
- Морское спасение
- Спасательные подводные корабли
- Корабли, потопленные американскими подводными лодками
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Южно-Китайском море
- Морские инциденты в мае 1942 г.
- Участие Японии в Гражданской войне в России