Русский броненосец Полтава (1894 г.)
![]() Шведская открытка Полтавы
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Полтава |
Тезка | Полтавская битва |
Строитель | Новоадмиралтейская верфь , Санкт-Петербург , Российская империя |
Заложен | 19 мая 1892 г. [ Примечание 1 ] |
Запущен | 6 ноября 1894 г. |
В эксплуатации | 1899 |
Захваченный | Январь 1905 года японцами после осады Порт-Артура. |
![]() | |
Имя | Удалять |
Тезка | Провинция Танго |
Приобретенный | Январь 1905 г. |
Введен в эксплуатацию | 22 августа 1905 г. |
Судьба | Продан в Россию 3 или 4 апреля 1916 г. |
![]() | |
Имя | Чесма |
Тезка | Чесменская битва |
Приобретенный | Куплена 4 апреля 1916 г. |
Переименован | Чесма в 1916 году |
Судьба | Захвачен большевиками , октябрь 1917 г. |
![]() | |
Имя | Чесма |
Приобретенный | Октябрь 1917 г. |
пораженный | 3 июля 1924 г. |
Захваченный |
|
Судьба | Списано , 1924 год. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Петропавловск » типа Преддредноутный линкор |
Смещение | 11 500 длинных тонн (11 685 т ) |
Длина | 376 футов (114,6 м) |
Луч | 70 футов (21,3 м) |
Черновик | 28 футов 3 дюйма (8,6 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; 2 паровые машины тройного расширения |
Скорость | 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час) |
Диапазон | 3750 миль (6940 км; 4320 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 631–652 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Русский линкор «Полтава» ( по-русски : «Полтава» ) был одним из трёх «Петропавловск», типа линейных кораблей построенных для Российского императорского флота в 1890-х годах. Корабль был передан в состав Тихоокеанской эскадры вскоре после достройки и базировался в Порт-Артуре с 1901 года . Во время русско-японской войны 1904–1905 годов участвовал в сражении при Порт-Артуре и сильно пострадал в ходе сражения на Желтом море . Он был потоплен японской артиллерией во время последующей осады Порт-Артура в декабре 1904 года, но был поднят Императорским флотом Японии после войны (IJN) и переименован в Танго (丹後).
Во время Первой мировой войны она бомбардировала немецкие укрепления во время осады Циндао . В 1916 году японское правительство продало «Танго» обратно русским по их просьбе. Судно было переименовано в «Чесма» (Чесма), так как его прежнее имя было присвоено новому кораблю . По пути к Белому морю она присоединилась к силам союзников , которые убедили греческое правительство разоружить свои корабли . Его команда выступила на стороне большевиков в октябре 1917 года, но не предприняла никаких усилий для сопротивления, когда британцы захватили его во время интервенции на Северную Россию в начале 1918 года. В плохом состоянии корабль использовался в качестве тюремного корпуса . Покинутый британцами, когда они ушли в 1919 году, и вновь захваченный большевиками, он был списан в 1924 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Конструкция «Петропавловск» класса была заимствована у линкора «Император Николай I» , но была значительно увеличена для размещения вооружения из четырех 12-дюймовых (305-мм) и восьми 8-дюймовых (203-мм) орудий. Во время строительства их вооружение было изменено и теперь состоит из более мощных 12-дюймовых орудий, а 8-дюймовые орудия были заменены дюжиной 6-дюймовых (152-мм) орудий. Корабли имели общую длину 376 футов (114,6 м) , ширину 70 футов (21,3 м) и осадку 28 футов 3 дюйма (8,6 м). Разработанный для водоизмещения 10 960 длинных тонн (11 140 т ), «Полтава» имела избыточный вес более чем на 500 длинных тонн (510 т) и водоизмещение 11 500 длинных тонн (11 700 т) после завершения строительства. Корабль был оснащен двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения , построенными британской фирмой «Хамфрис, Теннант и Дайкс» , каждая из которых приводила в движение один вал, используя пар, вырабатываемый 14 цилиндрическими котлами . Двигатели имели номинальную мощность 10 600 лошадиных сил (7 900 кВт ) и были рассчитаны на максимальную скорость 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час), но Полтава достигла скорости 16,29 узлов (30,17 км / ч; 18,75 миль в час) с За время ее работы было заявлено 11 213 лошадиных сил (8 362 кВт). ходовые испытания . На ее борту было достаточно угля, чтобы обеспечить дальность полета 3750 морских миль (6940 км; 4320 миль) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). Ее экипаж состоял из 26–27 офицеров и 605–625 рядовых. [ 1 ]
кораблей «Петропавловск» класса Главная батарея состояла из четырех 12-дюймовых орудий, установленных в двух двухорудийных башнях , одной в носовой и кормовой части надстройки . Рассчитанный на один выстрел за 90 секунд, фактическая скорострельность была вдвое меньше. Их вторичное вооружение состояло из двенадцати Кане шестидюймовых скорострельных (QF) орудий . Восемь из них были установлены в четырех двухорудийных крыльевых башнях , а остальные орудия располагались в незащищенных амбразурах по бортам корпуса в миделе корабля . использовались орудия меньшего размера Для защиты от торпедных катеров , в том числе дюжина 47-миллиметровых (1,9 дюйма) орудий QF Гочкиса и двадцать восемь Maxim QF 37-миллиметровых (1,5 дюйма) орудий . Они также были вооружены шестью торпедными аппаратами , четырьмя 15-дюймовыми (381-мм) надводными аппаратами и двумя 18-дюймовыми (457-мм) подводными аппаратами, установленными на бортовом борту . Они взяли с собой 50 мин , которые будут использоваться для защиты стоянки . [ 2 ]
«Полтава» была первым русским линкором, использовавшим цементированную броню «Крупп» , импортированную из Германии. Ее по ватерлинии броневой пояс имел толщину 12–14,5 дюймов (305–368 мм). Крупповская броня ее башен главного калибра имела максимальную толщину 10 дюймов (254 мм), а никелевой брони ее защитных палуб составляла от 2 до 3 дюймов (от 51 до 76 мм). толщина [ 3 ]
Строительство и сервис
[ редактировать ]Полтава была названа в честь победы в Полтавской битве 1709 года , когда Петр Великий победил шведского короля Карла XII . [ 4 ] Из-за нехватки квалифицированных рабочих, изменений в конструкции и поздней поставки основного вооружения корабль строился шесть лет. Он был заложен 19 мая 1892 года вместе с двумя однотипными кораблями на Новом Адмиралтействе и спущен на воду 6 ноября 1894 года. Его испытания длились с 1898 по 1899 год, а затем он был ненадолго направлен на Балтийский флот . [ 5 ] Вместе со своим однотипным кораблем «Севастополь» в сентябре 1900 года на «Полтаве» была установлена радиостанция, и это были первые корабли Императорского флота России, получившие такое оборудование. 15 октября сестры отплыли в Порт-Артур, и позже им пришлось выгрузить большую часть своих боеприпасов, угля и других запасов, чтобы уменьшить осадку настолько, чтобы пройти через Суэцкий канал . Полтава прибыла в Порт-Артур 12 апреля 1901 года, за день до своей сестры. [ 6 ]
Битва при Порт-Артуре
[ редактировать ]После победы Японии в Первой китайско-японской войне 1894–1895 годов и Россия, и Япония стремились контролировать Маньчжурию и Корею, что привело к напряженности между двумя странами. Япония начала переговоры о снижении напряженности в 1901 году, но российское правительство медлило и неуверенно давало ответы, поскольку еще не решило, как именно решить проблемы. Япония интерпретировала это как преднамеренное уклонение, направленное на то, чтобы выиграть время для завершения российских программ вооружений. Ситуация ухудшилась из-за того, что Россия не смогла вывести свои войска из Маньчжурии в октябре 1903 года, как было обещано. Последней каплей стали новости о российских концессиях на лесозаготовку в Северной Корее и отказе России признать японские интересы в Маньчжурии, продолжая при этом ставить условия в отношении японской деятельности в Корее. Эти действия заставили японское правительство в декабре 1903 года решить, что война неизбежна. [ 7 ] Поскольку напряженность в отношениях с Японией возросла, Тихоокеанская эскадра начала швартоваться во внешней гавани по ночам, чтобы быстрее реагировать на любую попытку японцев высадить войска в Корее. [ 8 ]
В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года IJN предпринял внезапную атаку на русский флот в Порт-Артуре. «Полтава» не пострадала от первой атаки торпедных катеров и вышла в боевой вылет на следующее утро , когда в атаку напал Объединенный флот под командованием вице-адмирала Того Хэйхачиро . Того ожидал, что внезапная ночная атака его кораблей будет гораздо более успешной, чем она была на самом деле, ожидая, что русские будут сильно дезорганизованы и ослаблены, но они оправились от неожиданности и были готовы к его атаке. Японские корабли были замечены защищенным крейсером «Боярин» , который патрулировал шельф и поднял по тревоге российскую оборону. Того решил атаковать российскую береговую оборону своим основным вооружением и поразить корабли своими дополнительными орудиями. Разделение огня оказалось плохим решением, поскольку японские восьмидюймовые (203-мм) и шестидюймовые орудия нанесли небольшой урон русским кораблям, которые с некоторым эффектом сосредоточили весь свой огонь на японских кораблях. [ 9 ] Полтаву несколько раз обстреляли, но без особого эффекта, всего трое человек были ранены. За время боя она выпустила 12 двенадцатидюймовых и 55 шестидюймовых снарядов. [ 6 ]
«Полтава» участвовала в боях 13 апреля, когда Того успешно переманил часть Тихоокеанской эскадры, в том числе вице-адмирала Степана Макарова , флагман ее сестру «Петропавловск» . Когда Макаров заметил пять японских линкоров, он повернул обратно в Порт-Артур, и его флагманский корабль наткнулся на минное поле, заложенное японцами накануне вечером. Корабль затонул менее чем через две минуты после того, как взорвался один из ее магазинов , и Макаров был одним из 677 погибших. Воодушевленный своим успехом, Того возобновил дальние бомбардировки, что побудило русских установить больше минных полей, в результате чего в следующем месяце были потоплены два его линкора. [ 10 ]
Контр-адмирал Вильгельм Витгефт возглавил вялую попытку достичь Владивостока стал новым командиром Первой Тихоокеанской эскадры и 23 июня ; перехваченный Объединенным флотом, он вернулся в Порт-Артур, не вступив в бой с японскими кораблями. «Полтава» вместе с крейсерами и эсминцами 9 июля вышла на бомбардировку позиций береговой обороны Японии и ненадолго вступила в бой с перехватившими ее японскими кораблями. [ 11 ] Летом корабль высадил множество своих 47-мм и 37-мм орудий для усиления обороны порта. [ 12 ]
Битва на Желтом море
[ редактировать ]10 августа Императорская японская армия, медленно продвигавшаяся на юг к Порт-Артуру, начала штурм внешней обороны города. Поскольку их база теперь находится под прямой атакой, Первая Тихоокеанская эскадра утром, около 07:00, совершила вылет в попытке бежать во Владивосток. Японский флот перехватил российские корабли в 12:55 в битве на Желтом море. [ 13 ]
Полтава была шестой в колонне русских кораблей, когда японцы вступили с ними в бой, и со своей позиции начала бомбардировку Асахи около 14:45. Линкор «Микаса» , японский флагман, затем произвел несколько выстрелов по Полтаве , в результате чего российская эскадра отступила, чтобы поддержать ее. Россияне нанесли несколько ударов по Микасе , в том числе два – от Полтавы . Она также нанесла одно попадание по броненосному крейсеру «Ниссин» . Из-за повреждений, нанесенных Микасе , японский флот прекратил атаку около 15:20 и повернул на правый борт, открыв дальность. К 17:35 японцы снова приблизились к русским тылам. «Микаса» и три других линкора открыли огонь по «Полтаве» и трем броненосным крейсерам, но проблемы с их башнями вынудили японские линкоры прервать бой. Они вернулись в 18:30, Сикисима и Асахи открыли огонь по Полтаве . Когда российский флот начал ускользать, два 12-дюймовых снаряда «Асахи» пробили боевую рубку российского флагмана «Цесаревич». , убив Витгефта и рулевого, серьезно ранив капитана и заставив корабль полностью остановиться после резкого поворота. Подумав, что это был маневр, спланированный Витгефтом, русская линия начала выполнять тот же поворот, в результате чего все корабли, находящиеся непосредственно за «Цесаревичем» , включая «Полтаву» , дико маневрировали, чтобы избежать столкновения со стоящим флагманом. Контр-адмирал князь Павел Ухтомский , заместитель командира эскадры, дал сигнал остальным русским кораблям вернуться в Порт-Артур. распознавали лишь постепенно Сигнальные флаги «Победа» , «Севастополь» , «Паллада» и «Полтава» , а остальным судам потребовалось некоторое время, чтобы перестроиться для обратного рейса. [ 12 ] [ 14 ] В ходе боя в «Полтаву» попало от 12 до 14 крупнокалиберных снарядов, в результате чего было выведено из строя пять ее 6-дюймовых орудий, а также убито 12 членов экипажа и ранено 43. [ 11 ] «Полтава» вместе с «Цесаревичем» и «Пересветом» получила попадания по ватерлинии, что нанесло ущерб их маневренности, не позволив русской эскадре уйти во Владивосток. [ 15 ]
Осада Порт-Артура
[ редактировать ]
Вернувшись в Порт-Артур 11 августа, русская эскадра обнаружила, что город все еще находится в осаде Третьей японской армии под командованием барона Ноги Маресуке . 18 августа в Полтаву попало четыре 4,7-дюймовых (120-мм) снаряда, выпущенных батареей, в результате чего было ранено шесть человек. [ 11 ] Новый командующий эскадрой, контр-адмирал Роберт Н. Вирен , верил в необходимость усиления наземной обороны порта и продолжал снимать со своих кораблей орудия и матросов для их укомплектования. К сентябрю Полтава потеряла в общей сложности три 6-дюймовых, четыре 47-мм и двадцать шесть 37-мм орудий. [ 12 ] В том же месяце она начала бомбардировку японских позиций; за ноябрь она выпустила сто десять 12-дюймовых снарядов и неизвестное количество 6-дюймовых снарядов. [ 11 ]
В октябре наступающая Третья армия начала бомбардировку гавани 28-сантиметровыми (11 дюймов) осадными гаубицами, стреляя наугад. 7 октября они дважды попали в Полтаву , но снаряды лишь вызвали возгорания. [ 11 ] 5 декабря японцы захватили высоту 203 метра , решающую позицию, которая возвышалась над гаванью и позволяла им направить артиллерию на русские корабли. В «Полтаву» в тот же день попало пять снарядов, три из которых пробили палубу. Один попал в торпедный отсек, другой разорвал кормовой 47-мм магазин. Это привело к пожару, который не удалось потушить, поскольку система затопления ранее была повреждена и в конечном итоге привела к возгоранию метательных зарядов в соседнем 12-дюймовом магазине. Примерно через полчаса после попадания магазин взорвался и образовал дыру в днище корабля, из-за чего он через 45 минут затонул на мелководье. [ 16 ] [ 17 ]
Японская карьера
[ редактировать ]
После капитуляции Порт-Артура в январе 1905 года японские инженеры сняли с мели «Полтаву» 22 июля ввели ее в эксплуатацию как «Танго» . , а через месяц [ 18 ] взяла свое имя от древней японской провинции Танго , ныне являющейся частью префектуры Киото . [ 19 ] Классифицированный как линкор 1-го класса, он через два дня отправился в Военно-морской арсенал Майдзуру и прибыл 29 августа. За исключением участия в осмотре захваченных кораблей 23 октября 1905 года, он оставался там в ремонте до ноября 1907 года. Затем «Танго» отправился в Военно-морской арсенал Йокосука для завершения оснащения. [ 18 ]
Во время ремонта IJN внес в корабль несколько изменений. Ее боевой верх был снят [ 20 ] а ее котлы были заменены на 16 водотрубных котлов «Миябара» . Основные орудия она сохранила, но их казенные части были заменены на японские. [ 21 ] Ее вторичное вооружение из восьми 152-мм орудий в спаренных башнях было сохранено, а четыре каземированных 152-мм орудия были заменены шестью типа 41-го года японского производства; 15-см/45 орудиями [ 22 ] ее легкое вооружение было изменено до десяти 12-фунтовых орудий QF мощностью 12 центнеров. [ Примечание 2 ] и четыре 37-мм пушки. Четыре 18-дюймовых надводных торпедных аппарата заменили исходное торпедное вооружение. Ее экипаж теперь насчитывал 668 офицеров и членов экипажа. [ 18 ]
Танго вошло в состав флота в 1911 году. [ 18 ] и в 1912 году переклассифицирован в корабль береговой обороны 1-го класса. [ 23 ] В 1913 году участвовала в ежегодных маневрах флота в составе «вражеских» сил. [ 18 ] она была направлена во 2-ю эскадрилью под командованием вице-адмирала Като Садакичи Вскоре после начала Первой мировой войны . Эскадре было поручено блокировать принадлежащий немцам порт Циндао (Китай) и сотрудничать с Императорской японской армией в захвате города. Танго и другие корабли эскадры бомбардировали немецкие укрепления на протяжении всей осады, пока немцы не сдались 7 ноября. [ 24 ]
Вернуться в Россию
[ редактировать ]
В 1916 году российское правительство решило усилить свои военно-морские силы за пределами Балтийского и Черного морей . [ 25 ] Поскольку Япония и Россия были союзниками во время войны, японское правительство в марте продало «Танго» и некоторые другие бывшие российские военные корабли обратно в Россию. Линкор прибыл во Владивосток 2 апреля и был передан русским 3 или 4 апреля. Ее прежнее имя получил новый броненосец-дредноут «Полтава» , поэтому «Танго» переименовали в «Чесму» . [ 18 ] [ 26 ] после Чесменского сражения 1770 года . [ 27 ] Она вылетела из Владивостока 2 июля и прибыла в Порт-Саид (Египет) 19 сентября. [ 26 ]
Чесма присоединилась к флоту союзников у Саламина, потребовав разоружения греческого флота позже в том же месяце, и ушла после того, как греки согласились удовлетворить требования союзников. Ее оборудование было отремонтировано в Биркенхеде компанией Cammell Laird , начиная с 5 декабря, и были заменены шестидюймовые и 12-фунтовые орудия главной палубы. Взамен она получила четыре зенитных орудия, установленных на ее надстройке. Она прибыла в Александровск , порт в Мурманской области , 16 января 1917 года, и вскоре после ее прибытия политическая ситуация стала очень запутанной из- за Февральской революции . [ 28 ] ее направили в состав Беломорского флота . 3 февраля [ 18 ] Ее команда в октябре выступила на стороне большевиков. [ 23 ] но не предпринял никаких усилий, чтобы помешать высадке союзников в Мурманске в марте 1918 года. [ 29 ] Хотя вскоре после этого британцы сочли корабль «селым на мель и непригодным для плавания», они захватили корабль и использовали его в качестве плавучей тюрьмы в апреле 1919 года для размещения 40 военнопленных-большевиков. После ухода британцев брошенный корабль был захвачен Красной Армией в марте 1920 года и 24 апреля включен в состав большевистской Беломорской военной флотилии. Не имея уже никакого военного значения, он был передан Архангельскому порту 16 июня 1921 года и исключен из списков военных кораблей 3 июля 1924 года, после чего сдан на слом. [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю.
- ^ «Cwt» — аббревиатура от центнера , 12 центнеров относится к весу ружья.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маклафлин 2003 , стр. 84–85, 90.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 84, 88–89.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 84–85, 89–90.
- ^ Сильверстоун , с. 382.
- ^ Маклафлин 2003 , стр. 84, 86, 90.
- ^ Перейти обратно: а б Маклафлин 2008 , с. 53.
- ^ Вествуд , стр. 15–21.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 160.
- ^ Форчик , стр. 41–43.
- ^ Форчик , стр. 45–46.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Маклафлин 2008 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б с Маклафлин 2003 , с. 163.
- ^ Уоттс , с. 21.
- ^ Форчик , стр. 49–52.
- ^ Уилмотт , с. 90.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 164.
- ^ «Последствия обстрела русских кораблей в Порт-Артуре под большим углом» . Журнал артиллерии США . 26 : 138. 1906.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Длиннее , стр. 52.
- ^ Сильверстоун , с. 337.
- ^ Маклафлин 2003 , с. 451.
- ^ Длиннее , стр. 50.
- ^ Йентшура, Юнг и Микель , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Тарас , г. 24.
- ^ Маклафлин 2008 , стр. 54–55.
- ^ Маклафлин 2008 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б с Маклафлин 2003 , с. 91.
- ^ Сильверстоун , с. 374.
- ^ Маклафлин 2008 , стр. 55–56.
- ^ Маклафлин 2008 , с. 56.
Ссылки
[ редактировать ]- Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море, 1904–05 . Лондон: Оспри. ISBN 978-1-84603-330-8 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Ленгерер, Ганс (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Танго (экс-Полтава)». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ V): 50–52. (требуется подписка) (свяжитесь с редактором на lars.ahlberg)
halmstad.mail.postnet.se для информации о подписке)
- Маклафлин, Стивен (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Полтава». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ V): 53–56. (требуется подписка)
- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-481-4 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Taras, Alexander (2000). Корабли Российского императорского флота 1892–1917 гг [ Ships of the Imperial Russian Navy 1892–1917 ]. Library of Military History (in Russian). Minsk: Kharvest. ISBN 978-985-433-888-0 .
- Уоттс, Энтони (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 978-0-85368-912-6 .
- Вествуд, Дж. Н. (1986). Россия против Японии, 1904–1905: новый взгляд на русско-японскую войну . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-88706-191-5 .
- Уилмотт, Хедли (2009). Последний век морской мощи: от Порт-Артура до Чанака, 1894–1922 гг . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-35214-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Балакин, Сергей (2004). Морские сражения. Русско-японская война 1904–1905 [ Морские сражения Русско-Японской войны ] (на русском языке). Москва: Морской сборник. LCCN 2005429592 .
- Берт, Р.А. (1989). Японские линкоры, 1897–1945 гг . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 978-0-85368-758-0 .
- Гиббонс, Тони (1983). Полная энциклопедия линкоров и линейных крейсеров: технический справочник всех крупных кораблей мира с 1860 года по настоящее время . Лондон: Книги Саламандры. ISBN 978-0-86101-142-1 .
- Линкоры типа «Петропавловск»
- Корабли, построенные на Адмиралтейском заводе
- Корабли 1894 года
- Русско-японская война, линкоры России.
- Линкоры Императорского флота Японии
- Линкоры России Первой мировой войны
- Корабли, захваченные Японией во время русско-японской войны.
- Корабли, потопленные береговой артиллерией