Русский линкор Пересвет
![]() Пересвет на якоре, 1901 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Пресвет |
Тезка | Alexander Peresvet |
Строитель | Балтийский Двор , Санкт-Петербург |
Расходы | 10 540 000 рублей |
Заложен | 21 ноября 1895 г. [Примечание 1] |
Запущен | 19 мая 1898 г. |
В эксплуатации | август 1901 г. |
Захваченный | Январь 1905 года японцами после осады Порт-Артура. |
Судьба | Затоплен , 7 декабря 1904 г. |
![]() | |
Имя | Сагами |
Тезка | Провинция Сагами |
Приобретенный | Снят с мели , 29 июня 1905 г. |
В эксплуатации | 20 июля 1908 г. |
реклассифицирован | 1-го класса. Как корабль береговой обороны |
Судьба | Продан в Россию, март 1916 г. |
![]() | |
Приобретенный | Куплена в марте 1916 г. |
Переименован | Пресвет |
реклассифицирован | В качестве броненосного крейсера , 5 апреля 1916 г. |
Судьба | Потоплен на мине у Порт-Саида , Египет, 4 января 1917 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Пересвет» типа Преддредноутный линкор |
Смещение | 13 810 длинных тонн (14 032 т ) |
Длина | 434 футов 5 дюймов (132,4 м) |
Луч | 71 футов 6 дюймов (21,8 м) |
Черновик | 26 футов 3 дюйма (8,0 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 3 вала, 3 паровые машины тройного расширения. |
Скорость | 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) |
Диапазон | 6200 миль (11500 км; 7100 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 27 офицеров, 744 солдата |
Вооружение | Как построено:
В роли Сагами :
|
Броня |
|
«Пересвет» (русский: Пересвет ) — головной корабль из трёх «Пересвет», типа додредноутных линкоров построенных для Российского императорского флота в конце девятнадцатого века. Корабль после достройки был передан в состав Тихоокеанской эскадры базировался в Порт-Артуре. и с 1903 года Во время русско-японской войны 1904–1905 годов участвовал в Порт-Артурском сражении , серьезно пострадал в боях на Желтом море и вновь при осаде Порт-Артура . Корабль был затоплен до того, как русские сдались, затем спасён японцами и принят на вооружение под названием «Сагами» ( 相模 ) .
Частично перевооруженный, «Сагами» был переклассифицирован Императорским флотом Японии (IJN) в корабль береговой обороны в 1912 году. В 1916 году японцы продали его русским, своим союзникам с начала Первой мировой войны . По пути в Белое море в начале 1917 года он затонул у Порт-Саида (Египет) после того, как подорвался на минах, установленных немецкой подводной лодкой .
Дизайн и описание
[ редактировать ]Дизайн класса «Пересвет» был вдохновлен британскими линкорами второго класса «Центурион» типа . Британские корабли предназначались для поражения броненосных крейсеров, совершающих коммерческие набеги, таких как российские корабли «Россия» и «Рюрик» , а класс «Пересвет» был разработан для поддержки их броненосных крейсеров. В этой роли предпочтение отдавалось высокой скорости и дальности действия за счет тяжелого вооружения и брони. [1]
«Пересвет» 434 фута 5 дюймов (132,4 м) имел общую длину , ширину 71 фут 6 дюймов (21,8 м) и осадку 26 футов 3 дюйма (8 м). Разработанный для водоизмещения 12 674 длинных тонн (12 877 т ), он имел избыточный вес почти на 1200 длинных тонн (1219 т) и водоизмещение 13 810 длинных тонн (14 030 т). Ее экипаж состоял из 27 офицеров и 744 рядовых. Корабль был оснащен тремя вертикальными паровыми машинами тройного расширения, использующими пар, вырабатываемый 30 котлами Бельвиля . Двигатели имели номинальную мощность 14 500 лошадиных сил (10 800 кВт ) и были рассчитаны на максимальную скорость 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час). «Пересвет» в ноябре 1899 года достиг максимальной скорости 18,44 узла (34,15 км/ч; 21,22 миль в час) при указанной мощности 14 532 лошадиных силы (10 837 кВт). , однако, во время ходовых испытаний Он перевозил максимум 2060 длинных тонн (2090 т) угля. , что позволило ей пройти 6200 морских миль (11500 км; 7100 миль) со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [2]
корабля Главная батарея состояла из четырех 10-дюймовых (254-мм) орудий, установленных в двух двухорудийных башнях , в носовой и кормовой части надстройки. Вспомогательное вооружение состояло из одиннадцати 6- дюймовых (152-мм) скорострельных (QF) орудий Кане , установленных в казематах по бортам корпуса и в носовой части, под полубаком . Несколько орудий меньшего размера имелось для защиты от торпедных катеров . В их число входили двадцать 75-миллиметровых (3 дюйма) орудий QF, двадцать 47-миллиметровых (1,9 дюйма) орудий Гочкиса и восемь 37-миллиметровых (1,5 дюйма) орудий. Он также был вооружен пятью 15-дюймовыми (381-мм) торпедными аппаратами : тремя надводными и двумя подводными. На корабле было 45 мин, которые должны были использоваться для защиты стоянки. Пересвета » « по ватерлинии Броневой пояс состоял из брони Харви и имел толщину 4–9 дюймов (102–229 мм). Крупповская цементированная броня ее орудийных башен имела максимальную толщину девять дюймов, а палубы составляла от 2 до 3 дюймов (от 51 до 76 мм). толщина [3]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Пересвет был назван в честь Александра Пересвета , русского православного монаха, который сражался и погиб в Куликовской битве в 1380 году против монгольской армии. Киль 19 мая 1898 года был заложен 21 ноября 1895 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге , спущен на воду . [4] Однако она не была завершена до июля 1901 года. [5] стоимостью 10 540 000 руб . [6] «Пересвет» вступил в строй в августе. [7] и был отправлен в Порт-Артур в октябре 1901 года. [8] По пути он сел на мель на оконечности острова Лангеланд , проходя через Датский Большой пояс 1 ноября, но, по всей видимости, не получил серьезных повреждений. [7] По прибытии он был приписан к Тихоокеанской эскадре и стал флагманом заместителя командира эскадры контр-адмирала князя Павла Ухтомского . [8]
Битва при Порт-Артуре
[ редактировать ]После победы Японии в Первой китайско-японской войне 1894–1895 годов между Россией и Японией возникла напряженность из-за их амбиций контролировать Маньчжурию и Корею. Еще одной проблемой была неспособность России вывести свои войска из Маньчжурии в октябре 1903 года, как было обещано. Япония начала переговоры по облегчению ситуации в 1901 году, но российское правительство медлило и неуверенно давало ответы, поскольку еще не решило, как именно решить проблемы. Япония интерпретировала это как преднамеренные увиливания, призванные выиграть время для завершения российских программ вооружений. Последней каплей стали новости о российских концессиях на лесозаготовку в Северной Корее и об отказе России признать японские интересы в Маньчжурии, продолжая при этом ставить условия для японской деятельности в Корее. Это привело к тому, что японское правительство в декабре 1903 года решило, что война теперь неизбежна. Тихоокеанская эскадра начала швартоваться во внешней гавани ночью, когда напряженность в отношениях с Японией возросла, чтобы быстрее отреагировать на любую попытку японцев высадить войска в Корее. [9]
В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года IJN предпринял внезапную атаку на русский флот в Порт-Артуре. «Пересвет» не пострадал в результате первоначального вторжения торпедного катера и совершил боевой вылет на следующее утро , когда Объединенный флот под командованием вице-адмирала Того Хэйхачиро атаковал. Того ожидал, что внезапная ночная атака его кораблей будет гораздо более успешной, чем она была на самом деле, ожидая, что русские будут сильно дезорганизованы и ослаблены, но они оправились от неожиданности и были готовы к его атаке. Японские корабли были замечены защищенным крейсером «Боярин» , патрулировавшим море, и предупредили российскую оборону. Того решил атаковать российскую береговую оборону своим основным вооружением и поразить корабли своими дополнительными орудиями. Разделение огня оказалось плохим решением, поскольку японские восьмидюймовые (203-мм) и шестидюймовые орудия нанесли несущественный урон русским кораблям, которые с некоторым эффектом сосредоточили весь свой огонь на противниках. [10] «Пересвет» получил три попадания без особого эффекта. В ходе боя [7]
22 марта «Пересвет» присоединился к нескольким другим линкорам, ведущим огонь с закрытых позиций по японским кораблям, бомбардировавшим гавань Порт-Артура. 26 марта во время тренировки под Порт-Артуром он случайно столкнулся с линкором «Севастополь» и получил незначительные повреждения. «Пересвет» участвовал в боях 13 апреля, когда Того успешно выманил часть Тихоокеанской эскадры, в том числе флагман вице-адмирала Степана Макарова , линкор «Петропавловск» . Когда Макаров заметил пять японских линкоров, он повернул обратно в Порт-Артур, а «Петропавловск» наткнулся на минное поле, заложенное японцами накануне вечером. Корабль затонул менее чем через две минуты после взрыва одного из его магазинов , и Макаров был одним из 677 погибших. Воодушевленный своим успехом, Того возобновил дальние бомбардировки. [11] Двумя днями позже «Пересвет» однажды поразил броненосный крейсер «Ниссин» , когда тот бомбардировал Порт-Артур. [7]
«Пересвет» отплыл вместе с остальной частью Тихоокеанской эскадры 23 июня в неудачной попытке достичь Владивостока . Новый командир эскадры контр-адмирал Вильгельм Витгефт приказал эскадре вернуться в Порт-Артур, когда она столкнулась с японским флотом незадолго до захода солнца, так как он не желал вступать в ночной бой со своими численно превосходящими противниками. [12] «Пересвет» обстрелял японские позиции, осаждавшие Порт-Артур. 28 июля [13] Летом часть корабельных орудий была снята для усиления обороны порта. «Пересвет» потерял три 6-дюймовые, две 75-миллиметровые, две 47-миллиметровые и четыре 37-миллиметровые пушки. Всего [14] 9 августа в него попали два 4,7-дюймовых (120-мм) снаряда, выпущенные батареей с узким видом на гавань, но они причинили лишь незначительные повреждения. [15]
Битва на Желтом море
[ редактировать ]
Японская бомбардировка вкупе с прямым приказом царя Николая II вынудили Витгефта предпринять попытку достичь Владивостока. Утром 10 августа эскадрилья предприняла вылет во Владивосток. В 12:25 он был замечен японскими крейсерами и перехвачен Объединенным флотом в ходе битвы в Желтом море. Пересвет во время боя был четвертым в строю, [16] и не получил серьезных повреждений на начальном этапе боевых действий на дальних дистанциях. Около 18:00 ее стеньги были разрушены, и два 12-дюймовых снаряда линкора «Асахи» пробили боевую рубку российского флагмана «Цесаревич» , убив Витгефта и рулевого, тяжело ранив капитана и заставив корабль полностью остановиться после выполнение крутого поворота. Подумав, что это был маневр, спланированный Витгефтом, российская боевая линия начала выполнять тот же поворот, в результате чего все корабли, находящиеся непосредственно за «Цесаревичем» , включая «Пересвет» , дико маневрировали, чтобы избежать столкновения с неподвижным флагманом. [17]
Пока японские корабли продолжали обстреливать « Цесаревича» , линкор « Ретвизан» , за которым вскоре последовал «Пересвет» , смело атаковал боевую линию Того, пытаясь отвести японский артиллерийский огонь. Японская боевая линия немедленно перенесла огонь на приближающиеся корабли, серьезно повредив оба и вынудив их отвернуться. [17] Ухтомский дал сигнал другим русским кораблям следовать за ним обратно в Порт-Артур, но сигнал было трудно различить, поскольку флаги приходилось вывешивать на перилах моста без стеньгой, и они распознавались лишь постепенно. [15] «Пересвет» получил 39 обращений всех размеров. Всего [17] в результате этого 13 человек погибли и 69 были ранены. Ее передняя 10-дюймовая башня была подбита, а несколько попаданий у ватерлинии вызвали наводнение; отсеки двойного дна пришлось затопить, чтобы частично восстановить ее устойчивость. Ремонт завершился только в конце сентября. [15]
Осада Порт-Артура
[ редактировать ]Вернувшись в Порт-Артур 11 августа, русская эскадра обнаружила, что город все еще находится в осаде Третьей японской армии под командованием барона Ноги Маресуке . Новый командующий, контр-адмирал Роберт Н. Вирен , решил использовать людей и орудия Тихоокеанской эскадры для усиления обороны Порт-Артура, и с кораблей эскадры было снято еще больше орудий. 20–22 сентября японские войска атаковали высоту 203 , выходящую на гавань; «Пересвет» , «Ретвизан» , броненосец «Полтава» и канонерская лодка «Бобр» обстреляли японские позиции, чтобы поддержать успешную оборону высоты. 30 сентября японцы начали вслепую обстрел гавани и поразили «Пересвет» как минимум шестью 5,9-дюймовыми (150-мм) и 4,7-дюймовыми снарядами. На следующий день ее ударили еще раз. 2 октября в него попало девять 11-дюймовых (280-мм) снарядов, которые не пробили палубную броню, но нанесли значительный ущерб незащищенным частям корабля. 5 декабря японским войскам удалось захватить высоту 203. Это позволило Императорской японской армии открыли Осадные орудия огонь прямо по русским кораблям и много раз поразили Пересвет . Русские затопили ее на мелководье 7 декабря 1904 года, однако не причинив ей серьезных повреждений, возможно, в надежде обмануть японцев и заставить их сменить цель. [15]
Японская карьера
[ редактировать ]
«Пересвет» был снят с мели японскими инженерами 29 июня 1905 года и своим ходом направился к военно-морскому арсеналу Сасебо, куда он прибыл 25 августа. Ее переименовали в Сагами , [18] по одноименной древней провинции . [19] 25 августа он был классифицирован как первоклассный линкор и прибыл в Военно-морской арсенал Йокосука 16 сентября. Ее ремонт начался 30 сентября и продолжался до 20 июля 1908 года, хотя 23 октября 1905 года она участвовала в смотре захваченных кораблей. [18]
Чтобы улучшить устойчивость, была Сагами передняя боевая верхняя часть удалена. Сагами был перевооружен четырьмя 10-дюймовыми пушками 45 калибра, десятью 6-дюймовыми (152-мм) орудиями и шестнадцатью 12-фунтовыми пушками QF мощностью 12 центнеров. [Примечание 2] пистолеты. Два надводных 18-дюймовых торпедных аппарата заменили исходное торпедное вооружение, а экипаж теперь насчитывал 791 офицера и рядового. Он был одним из принимающих кораблей, когда Американский Великий Белый Флот посетил Японию в конце 1908 года, и часто использовался в качестве «вражеского» корабля во время ежегодных маневров флота. 28 августа 1912 года «Сагами» был переклассифицирован в первоклассный корабль береговой обороны. [20]
Вернуться в Россию
[ редактировать ]В 1916 году российское правительство решило усилить свои военно-морские силы за пределами Балтийского и Черного морей . Поскольку Япония и Россия были союзниками во время Первой мировой войны , японское правительство продало Сагами и некоторые другие бывшие российские военные корабли обратно в Россию в марте. Он прибыл во Владивосток 3 апреля, где вновь принял свое прежнее имя « Пересвет» , а два дня спустя был классифицирован как броненосный крейсер. [21] Корабль сел на мель 23 мая во время испытаний и был снят с мели IJN 9 июля. «Пересвет» прибыл в Военно-морской арсенал Майдзуру для ремонта 30 июля и 18 октября отплыл в европейскую часть России. [18] Он предназначался для службы в составе Беломорского флота и в начале 1917 года остановился по пути в Порт-Саиде для ремонта техники. 4 января 1917 года, примерно в 10 морских милях (19 км; 12 миль) к северу от гавани, корабль столкнулся с две мины, заложенные немецкой подводной лодкой SM U-73 . Пробравшись вперед и рядом с одной из своих котельных, «Пересвет» затонул после возгорания. Потери были зарегистрированы как 167 [22] или 116 человек. [8]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю .
- ^ «Cwt» — аббревиатура от центнера , 12 центнеров относится к весу ружья.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Маклафлин 2003, с. 108
- ^ Маклафлин 2003, стр. 107–108, 114.
- ^ Маклафлин 2003, стр. 107–108, 112–114.
- ^ Маклафлин 2003, стр. 107, 115.
- ^ Кэмпбелл, с. 182
- ^ Маклафлин 2003, с. 112
- ^ Jump up to: а б с д Маклафлин 2008, с. 45
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин 2003, с. 115
- ^ Вествуд, стр. 15–21.
- ^ Форчик, стр. 41–43
- ^ Форчик, стр. 45–46
- ^ Уорнер и Уорнер, стр. 305–306.
- ^ Маклафлин 2008, стр. 45–46.
- ^ Маклафлин 2003, стр. 115, 163.
- ^ Jump up to: а б с д Маклафлин 2008, с. 46
- ^ Форчик, с. 48
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин 2003, с. 163
- ^ Jump up to: а б с Длиннее, стр. 44.
- ^ Сильверстоун, с. 336
- ^ Длиннее, стр. 43–44.
- ^ Маклафлин 2008, стр. 47, 55.
- ^ Престон, с. 207
Ссылки
[ редактировать ]
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 170–217. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море, 1904–05 . Ботли, Великобритания: Оспри. ISBN 978-1-84603-330-8 .
- Ленгерер, Ганс (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Сагами (экс-Пересвет) и Суво (экс-Победа)». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ V): 41–44. (требуется подписка) (для получения информации о подписке свяжитесь с редактором по адресу [email protected] )
- Маклафлин, Стивен (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Пересвет и Победа». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ V): 45–49. (требуется подписка)
- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4 .
- Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 годов . Нью-Йорк: Книги Галахада. ISBN 0-88365-300-1 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Уорнер, Денис и Уорнер, Пегги (2002). Прилив на рассвете: история русско-японской войны, 1904–1905 (2-е изд.). Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-5256-3 .
- Вествуд, Дж. Н. (1986). Россия против Японии, 1904–1905: новый взгляд на русско-японскую войну . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-88706-191-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Линкоры типа «Пересвет»
- Корабли, построенные на Балтийском заводе
- 1898 кораблей
- Линкоры России
- Русско-японская война, линкоры России.
- Морские происшествия 1904 года
- Затопленные суда
- Кораблекрушения Русско-Японской войны.
- Кораблекрушения Китая
- Линкоры Императорского флота Японии
- Линкоры России Первой мировой войны
- Морские происшествия 1916 года
- Морские происшествия 1917 года
- Кораблекрушения времен Первой мировой войны в Средиземном море
- Корабли, потопленные минами
- Захваченные корабли
- Корабли, захваченные Японией во время русско-японской войны.
- История Порт-Саида
- Египет в Первой мировой войне