HMS К13
![]() Картина К22 , бывшего К13 , в сухом доке.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS К13 |
Заказал | август 1915 г. |
Строитель | Fairfield Shipbuilders , Глазго |
Запущен | 11 ноября 1916 г. |
Судьба | Продан на слом 16 декабря 1926 года в Сандерленде. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Подводная лодка класса К |
Смещение |
|
Длина | 339 футов (103 м) |
Луч | 26 футов 6 дюймов (8,08 м) |
Черновик | 20 футов 11 дюймов (6,38 м) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Дополнить | 59 (6 офицеров и 53 рядовых) |
Вооружение |
|
HMS K13 — паровая времен Первой мировой войны класса «К» подводная лодка Королевского флота . Он затонул в результате несчастного случая со смертельным исходом во время ходовых испытаний в начале 1917 года, был спасен и повторно введен в эксплуатацию как HMS K22 .
Проектирование и строительство
[ редактировать ]В начале 1915 года возникла потребность в быстроходных подводных лодках нового типа, способных действовать в составе Великого флота , которые должны были действовать впереди флота совместно с крейсерами флота и атаковать силы противника до того, как вступят в бой линкоры. Подводным лодкам потребуется скорость не менее 21 узла на поверхности в бурных водах Северного моря , а это выходит за рамки возможностей обычных дизельных подводных лодок. [ 1 ] [ 2 ] Чтобы удовлетворить этому требованию, проект паровой подводной лодки 1913 года, разработанный Адмиралтейства директором военно-морского строительства , был передан компании «Виккерс» для детального проектирования. [ 3 ]
Подводные лодки имели общую длину м) 339 футов (103,33 м) и длину между перпендикулярами с шириной 328 футов 6 дюймов ( 100,13 26 футов 6 + 3 ⁄ дюйма (8,10 м) и осадка над поверхностью 17 футов 0 дюймов (5,18 м). [ 4 ] Водоизмещение составляло 1980 длинных тонн (2010 т) на поверхности и 2566 длинных тонн (2607 т) под водой. [ 2 ] Два водотрубных котла Ярроу Брауна-Кертиса подавали пар под давлением 235 фунтов на квадратный дюйм (1620 кПа) в два комплекта импульсных паровых турбин мощностью 10 500 л.с. (7800 кВт), которые приводили в движение два гребных вала. Это дало расчетную скорость на поверхности 24 узла (28 миль в час; 44 км/ч). В подводном положении подводная лодка приводилась в движение четырьмя электродвигателями мощностью 1440 л.с. (1070 кВт), что обеспечивало расчетную скорость 9–9,5 узлов (10,4–10,9 миль в час; 16,7–17,6 км/ч), что соответствовало скорости моря около 8 км/ч. кн (9,2 миль в час; 15 км / ч). Вспомогательный дизельный двигатель мощностью 800 л.с. (600 кВт) был установлен для питания подводной лодки на поверхности, когда паровая установка была недоступна (например, когда подводная лодка только что всплыла на поверхность и поднимался пар). Этот двигатель приводил в движение динамо-машину, которая приводила в действие электродвигатели или заряжала аккумуляторы. [ 2 ] [ 5 ]
Для паровых двигателей требовались большие отверстия в прочном корпусе с двумя трубами и четырьмя воздухозаборниками, которые нужно было закрыть и сделать водонепроницаемыми перед погружением подводной лодки. Трубы шарнирно крепились к надстройке подводной лодки, а отверстия возле труб и воздухозаборников закрывались клапанами с электроприводом. [ 4 ] [ 6 ] Подводная лодка имела дальность плавания на поверхности 12 500 миль (14 400 миль; 23 200 км) на скорости 10 узлов (12 миль в час; 19 км / ч) (с дизельным двигателем) или 800 миль (920 миль; 1500 км) на полной мощности. . Продолжительность подводного плавания оказалась намного меньше ожидаемой: 8 миль (9,2 мили; 15 км) на скорости 8 узлов (9,2 миль в час; 15 км/ч) и 30 миль (35 миль в час; 56 км) на скорости 4 узла (4,6 миль в час; 7,4 км/ч). час). [ 5 ]
Было установлено десять 18-дюймовых (450-мм) торпедных аппаратов, четыре носовых аппарата, четыре балочных аппарата и два на вращающейся установке на надстройке. Всего было установлено 18 торпед. Пушечное вооружение состояло из двух 4-дюймовых (102-мм) орудий и одной 3-дюймовой (76-мм) зенитной пушки. После ввода в строй корабли оказались очень мокрыми на поверхности, носовая часть имела тенденцию закапываться вниз, и одно из 4-дюймовых орудий и вращающаяся установка торпедного аппарата были сняты. [ 2 ] Обычный экипаж составлял 59 офицеров и других чинов. [ 2 ]
К13 была одной из 12 подводных лодок класса К, заказанных в августе 1915 года, вслед за первыми двумя, заказанными в июне того же года. [ 4 ] Он был заложен на Fairfield 's Govan верфи в октябре 1915 года под номером 522 и спущен на воду 11 ноября 1916 года. [ 7 ] [ 8 ]
Несчастный случай
[ редактировать ]29 января 1917 года K13 проходил заключительные предприемочные испытания в Гарелохе , Данбартоншир , Шотландия. Во время утреннего погружения в котельных была обнаружена небольшая утечка, поэтому второе погружение было запланировано на вторую половину дня. Все вентиляционные отверстия котельной были открыты, чтобы очистить котельную от пара и облегчить поиск утечек. Около 15:00 подводная лодка отправилась на водолазные станции, и после подтверждения отключения машинного отделения субмарина совершила погружение. [ 9 ] [ 10 ] На ее борту было 80 человек - 53 члена экипажа, 14 сотрудников судостроителей, пять субподрядчиков, пять чиновников Адмиралтейства, Джозеф Дункан, лоцман Ривер Клайд , командир Фрэнсис Гудхарт и технический офицер лейтенант Лесли Ридил, оба с ее однотипного корабля K14. , который еще строился. [ 11 ]
Когда она ныряла, было замечено, что морская вода проникла в К13 машинное отделение , и командир подводной лодки, лейтенант-коммандер Годфри Герберт приказал закрыть водонепроницаемые двери и балластные цистерны взорвать , чтобы поднять подводную лодку на поверхность, а затем откидные кили выпущены. Несмотря на это, погружение остановить не удалось, и вскоре подводная лодка застряла на дне Гарелоча. [ 12 ] [ 10 ] [ 13 ] Экипаж Е50 , еще одной подводной лодки, проходящей испытания на «Гарелохе», наблюдал за погружением К13 и забеспокоился, что погружение «выглядело не так», и поднял тревогу. [ 14 ] Двое мужчин были замечены на поверхности Энни Макинтайр, горничной в отеле примерно в миле отсюда, но ее сообщение было проигнорировано. [ 15 ]
Первое спасательное судно, торпедная канонерская лодка «Госсамер», к 23:00 начала поиск К13 с помощью грейферов. Попытки отправить дайверов вниз были отложены, так как у Паутинки был водолазный костюм, но не было дайвера, а когда дайвер прибыл из Фэрфилдса, он чуть не утонул, когда скафандр, которым не пользовались годами, лопнул. [ 14 ] Несмотря на отсутствие надлежащих спасательных средств, Герберт и командир К14 коммандер Гудхарт предприняли попытку спастись на поверхность, используя пространство между внутренним и внешним люками боевой рубки в качестве шлюза . [ 16 ] [ 17 ] Герберт достиг поверхности живым, но тело Гудхарта позже было обнаружено в рулевой рубке. [ 16 ] [ 12 ] [ 10 ]
Оказавшись на поверхности, Герберт смог координировать спасательные усилия, а позже в тот же день была подключена авиакомпания, которая позволила взорвать балластные цистерны, и к полудню 31 января носовая часть была поднята чуть выше поверхности и поддержана. по барже с каждой стороны. В прочном корпусе была пробита дыра, и в 22:00 с подводной лодки был спасен последний выживший. [ 18 ] В результате аварии погибли 32 человека, 48 были спасены. [ 15 ] [ 19 ] Ожидалось, что на подводной лодке все еще будет находиться 31 тело, но было обнаружено только 29, и был сделан вывод, что горничная действительно видела двух человек, сбежавших из машинного отделения. Позже их опознали как инженер-лейтенант Артур Лейн и бригадир Фэрфилда Джон Стил. Тело Лейна было обнаружено на «Клайде» два месяца спустя, тело Стила так и не было найдено. [ 15 ]
На следующий день в 18:00 К13 вырвала кнехты с барж и снова затонула, затопив через пробоину. [ 15 ] Подводная лодка была наконец спасена 15 марта, отремонтирована и вновь введена в строй как HMS K22 .
Следственная комиссия установила, что четыре из вентиляторов диаметром 37 дюймов (940 мм) были оставлены открытыми во время погружения, и что рычаг-индикатор в диспетчерской фактически показывал их как открытые. [ 20 ] [ 19 ] Люк машинного отделения также оказался открытым. [ 15 ]
Последующее обслуживание
[ редактировать ]К13 был поднят 15 марта 1917 года, впоследствии был отремонтирован и принят на вооружение под названием К22 . [ 8 ] [ 10 ] завершение 18 октября 1917 г., [ 7 ] вошел в состав 13-й флотилии подводных лодок. [ 21 ]
В ночь на 31 января 1918 года части Великого флота, в том числе 13-я флотилия подводных лодок (командующий флотилией Итуриэль и подводные лодки К11 , К12 , К14 , К17 и К22 ) и 12-я флотилия подводных лодок (лёгкий крейсер «Бесстрашный» и подводные лодки К3 , К4 , К6 и К7 ) отправились из Росайта для участия в учениях. Несмотря на то, что ночь была очень темной, с редкими проблесками тумана, корабли шли без огней. Когда K14 протаранил ее изменила курс, чтобы избежать встречи с несколькими тральщиками впереди нее, ее руль направления заклинило, и K22 . Затем две выведенные из строя подводные лодки были настигнуты более тяжелыми подразделениями флота, а К22 был поражен линейным крейсером « Инфлексибл» , уничтожив внешние балластные цистерны на К22 правом борту . Несмотря на повреждения, обе подводные лодки остались на плаву, а К22 вернулась в порт своим ходом. Услышав сигналы бедствия от двух подводных лодок, командир Э. Лейр на борту «Итуриэля» решил повернуть флотилию обратно, чтобы идти на помощь К14. и К22 . Это поставило флотилию на курс столкновения с остальным флотом, включая 12-ю флотилию подводных лодок. При встрече с флотом Итуриэлю пришлось повернуть, чтобы избежать линейного крейсера «Австралия» , который вывел флотилию прямо на путь 12-й флотилии. Fearless столкнулась с K17 , которая затонула, затем K4 , следовавшая за Fearless , вышла из строя и остановилась, чтобы не задеть K17 и Fearless , а сама была поражена K6 , которая разрезала K4 пополам, и K7 . Две подводные лодки были потоплены, погибло 103 человека. [ 22 ] [ 23 ]
К22 до конца войны оставалась в составе 13-й флотилии. [ 24 ] и к марту 1919 г. входил в состав 3-й флотилии подводных лодок. [ 25 ] 16 декабря 1926 года она была продана на слом. [ 26 ]
Мемориалы
[ редактировать ]
Военные могилы и памятник погибшим при затоплении К13 были воздвигнуты корабельной компанией склада подводных лодок в Форт-Блокхаус , Госпорт. Его можно найти у входа на кладбище Фаслейн, в начале вокзала Гар-Лох .
Мемориал катастрофе был установлен в Карлингфорде, Новый Южный Уэльс , Австралия, на деньги вдовы Чарльза Фристоуна, ведущего телеграфиста на К13 , который пережил аварию, чтобы позже эмигрировать и процветать в Австралии. Мемориал был открыт 10 сентября 1961 года и имеет надпись: «Этот мемориал создан в память о тех офицерах и солдатах Содружества, которые отдали свои жизни на подводных лодках, служа делу свободы». Расположенный внутри бассейна с водой, окруженный камнем, он состоит из больших (выше человеческого роста) белых букв с надписью «K13». Еще один мемориал есть в Элдер-парке, Гован , напротив верфи Фэрфилд. [ 27 ] [ 28 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уитмен 2013 , стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б с д и Гардинер и Грей, 1985 , с. 91
- ^ Браун 2010 , с. 125
- ^ Jump up to: а б с Харрисон 1979 , Глава 8
- ^ Jump up to: а б Харрисон 1979 , Глава 8, Приложение IIIB
- ^ Уитмен 2013 , с. 29
- ^ Jump up to: а б Харрисон 1979 , Приложение I, с. Приложение I.9
- ^ Jump up to: а б «К.13» . Клайд строил корабли . Каледонский фонд морских исследований . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Монография штаба ВМФ № 34, 1933 г. , стр. 166–167.
- ^ Jump up to: а б с д Кемп 1999 , стр. 48–48.
- ^ Hillhouse 1919 , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б Монография штаба ВМФ № 34 1933 г. , с. 167
- ^ Hillhouse 1919 , с. 4
- ^ Jump up to: а б Хиллхаус 1919 , с. 6
- ^ Jump up to: а б с д и Хиллхаус 1919 , с. 17
- ^ Jump up to: а б Hillhouse 1919 , стр. 8–10.
- ^ Буклет о жертвах подводных лодок (отчет). Школа подводных лодок ВМС США. 1966. с. Г-5. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 19 августа 2013 г.
{{cite report}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Hillhouse 1919 , стр. 11–17.
- ^ Jump up to: а б Монография штаба ВМФ № 34, 1933 г. , стр. 167–168.
- ^ Hillhouse 1919 , с. 15
- ^ «Дополнение к ежемесячному списку военно-морского флота, показывающее организацию флота, командование флагманов и т. д.: I. - Великий флот: Тринадцатая флотилия подводных лодок» . Список ВМФ . Октябрь 1917 г. с. 12 . Проверено 24 мая 2020 г. - через Национальную библиотеку Шотландии .
- ^ Кемп 1999 , стр. 64–65.
- ^ Уитмен 2013 , с. 31
- ^ «Корабли Королевского флота - Местонахождение/Дата действий, 1914–1918: Часть 2 - «Розовые списки» Адмиралтейства, 11 ноября 1918 г.» . Naval-History.net . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ «Дополнение к ежемесячному списку военно-морского флота, показывающее организацию флота, командование флагманов и т. д.: I. — Большой флот: подводные лодки» . Список ВМФ . Март 1919 г. с. 12 . Проверено 24 мая 2020 г. - через Национальную библиотеку Шотландии .
- ^ Диттмар и Колледж 1972 , с. 89
- ^ Мемориал K13 | Библиотека Митчелла, Коллекция Глазго, Фотографии для бюллетеней , История Глазго
- ↑ Трагическая история мемориала подводной лодке K13 в парке Элдер в Глазго , Энн Фотерингей, Glasgow Times, 11 сентября 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Дэвид К. (2010). Великий флот: проектирование и развитие военного корабля 1906–1922 гг . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-085-7 .
- Диттмар, Ф.Дж.; Колледж, Джей-Джей (1972). Британские военные корабли 1914–1919 гг . Шеппертон: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0380-7 .
- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-245-5 .
- Хиллхаус, Перси А. (4 марта 1919 г.). «Авария на «К13»: обращение к Ассоциации инженеров и судостроителей Гринока» (PDF) . sonisitcs.com . Проверено 24 мая 2020 г.
- Кемп, Пол (1999). Сожаление Адмиралтейства: потери британских военных кораблей в ХХ веке . Страуд: Саттон. ISBN 0-7509-1567-6 .
- Харрисон, АН (январь 1979 г.). «Развитие подводных лодок HM From Holland № 1 (1901 г.) до Porpoise (1930 г.) (BR3043)» . РН Сабвуферы . Проверено 24 мая 2020 г.
- Монография № 34: Домашние воды, часть VIII: декабрь 1916 г. - апрель 1917 г. (PDF) . Монографии штаба ВМФ (исторические). Том. XVIII. Отдел штаба ВМФ, подготовки и штабных обязанностей. 1933 год.
- Уитмен, Эдвард К. (зима 2013 г.). « К» означает катастрофу: подводные лодки класса К в Королевском флоте» (PDF) . Подводная война . № 49. ВМС США. стр. 28–33. Архивировано из оригинала (PDF) 31 января 2017 года . Проверено 24 мая 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эверитт, Дон (1963). K Лодки (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. OCLC 568817 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Потери подводных лодок с 1904 года по настоящее время» - Музей подводных лодок Королевского флота. Архивировано 25 сентября 2015 года в Wayback Machine.
- Ассоциация подводных лодок Австралии
- Изображение Мемориала K13 в Новом Южном Уэльсе, Австралия
- Ян Мичем (17 апреля 2017 г.). «Катастрофа подводных лодок класса К Первой мировой войны» . Роджер (Ян) Мичем . Проверено 4 ноября 2017 г. Подробный рассказ о подводных лодках класса К, в частности К-13.
- Британские подводные лодки класса К
- Аварии на британских подводных лодках
- корабли 1916 года
- Корабли, построенные на реке Клайд
- 1917 год в Шотландии.
- Кораблекрушения в заливе Ферт-оф-Клайд
- Катастрофы 1917 года в Соединенном Королевстве
- Морские происшествия 1917 года
- Названия кораблей Королевского флота