Битва за остров Мэй
![]() Носовая часть крейсера HMS Fearless в сухом доке после столкновения с подводной лодкой К17. | |
Дата | 31 января - 1 февраля 1918 г. |
---|---|
Расположение | Воды у острова Мэй |
Координаты | 56 ° 11'9 "с.ш. 2 ° 33'27" з.д. / 56,18583 ° с.ш. 2,55750 ° з.д. |
Также известен как | Операция ЕС1 |
Тип | Морская катастрофа |
Причина | Человеческая ошибка, погода, механическая неисправность |
Участники | ![]() |
Исход |
|
Летальные исходы |
|
Материальный ущерб |
Битва за остров Мэй — это название серии несчастных случаев, произошедших во время операции EC1 в 1918 году. Названная в честь острова Мэй , близлежащего острова в заливе Ферт-оф-Форт , «битва» представляла собой серию катастрофических происшествий среди кораблей Королевского флота , направлявшихся из Росайта , Шотландия, на учения флота в Северном море . В туманную ночь с 31 января на 1 февраля 1918 года произошло пять столкновений между восемью судами. Две подводные лодки класса «К» были потеряны, еще четыре подводные лодки и легкий крейсер получили повреждения. Всего в результате катастроф погибло 105 британских моряков.
Номенклатура
[ редактировать ]Использование Баттла для проведения мероприятий является примером черного юмора . Хотя это произошло во время Первой мировой войны , сил противника там не было, а потери были совершенно случайными.
Операция ЕС1
[ редактировать ]Во второй половине дня 31 января 1918 года около сорока военно-морских кораблей покинули Росайт на заливе Ферт-оф-Форт в Шотландии и направились в Скапа-Флоу на Оркнейских островах учения с участием всего Великого флота . , где на следующий день должны были состояться [ 1 ] В состав кораблей входили 5-я линейная эскадра из трех линкоров с эскортом эсминцев , 2-я эскадра линейных крейсеров из четырех линейных крейсеров и их эсминцев, два крейсера и две флотилии каждая подводных лодок класса «К», из которых возглавлялась надводным военным кораблем. Подводные лодки класса К, специально спроектированные для работы в составе боевого флота, были для своего времени большими лодками длиной 339 футов (103 м). Подводные лодки были оснащены паровыми турбинами , что позволяло им двигаться на поверхности со скоростью 24 узла и не отставать от своего флота. [ 2 ]
Двумя флотилиями были 12-я флотилия подводных лодок, состоящая из К3 , К4 , К6 и К7 , возглавляемая капитаном Чарльзом Литтлом на легком крейсере HMS Fearless , и 13-я флотилия подводных лодок, состоящая из К11 , К12 , К14 , К17 и К22 , возглавляемая командиром Эрнестом Уильямом Лейром на эсминце HMS Ithuriel . [ 3 ] В декабре 1917 года вице-адмирал Битти перевел 12-ю и 13-ю флотилии подводных лодок класса «К» из Скапа-Флоу в Росайт, чтобы гарантировать, что они находятся в лучшем стратегическом положении для проведения операций.
Хронология
[ редактировать ]В 18:30 суда снялись с якоря , и весь флот под командованием вице-адмирала сэра Хью Эван-Томаса на линейном крейсере HMS Courageous двинулся в одну линию длиной почти 30 миль (48 км). Во главе линии шел « Отважный» , за ним следовал Итуриэль, возглавлявший остальную часть 13-й флотилии подводных лодок. В нескольких милях позади них находилась эскадра линейных крейсеров, в которую входили HMAS Australia , HMS New Zealand , Indomitable и Inflexible с их эсминцами. За ними следовала 12-я флотилия подводных лодок, а замыкали ее три линкора, которых сопровождало несколько прикрывающих эсминцев. Первоначальная скорость составляла 16 узлов, но Эван-Томас приказал своим войскам увеличить скорость до 22 узлов, когда они миновали остров Мэй, который находился прямо у входа в устье Форта.
Всем судам было приказано идти позади друг друга на расстоянии 400 ярдов (370 м) друг от друга. Чтобы избежать привлечения немецких подводных лодок , особенно если одна из них предположительно находилась в этом районе, после наступления темноты каждое судно светилось только тусклым синим кормовым огнем, сопровождаемым затемняющими щитами, которые ограничивали освещение одной точкой компаса по обе стороны от лодки. центральной линии, и им всем также было приказано соблюдать радиомолчание. [ 3 ]
Ночь была ясная, море относительно спокойное, но луна еще не взошла. Когда каждая группа миновала остров Мэй в устье лимана , они изменили курс и увеличили скорость до 20 узлов.
Примерно в 19:00 «Отважный» миновал остров Мэй и увеличил скорость, как раз в тот момент, когда над морем опустилась низменная полоса тумана. Когда 13-я флотилия подводных лодок проходила мимо острова, была замечена пара огней (вероятно, тральщиков военно-морских сил ), приближающихся к линии подводных лодок. Флотилия резко изменила курс влево, чтобы избежать их, но штурвал третьей в очереди K14 заклинило на шесть минут, и она отклонилась от линии. И К-14 , и лодка позади нее, К-12, включили навигационные огни . В конце концов штурвал К14 освободился, и она попыталась вернуться на свою позицию в строю. Следующая подводная лодка в строю, К22 , в тумане потеряла из виду остальную часть флотилии и отклонилась от строя, в результате чего она врезалась в К14 в 19:17, оторвав носовую часть и пробив носовую кают-компанию, где двое мужчин были убиты. Обе подбитые подводные лодки остановились и осторожно разошлись, в то время как остальная часть флотилии, не подозревая о том, что произошло, продолжила путь в море.

К22 отправила кодовое сообщение крейсеру, возглавляющему флотилию, чтобы сообщить, что он может достичь порта, но К14 поврежден и затонул. [ 4 ]
Примерно пятнадцать минут спустя 2-я эскадра линейных крейсеров прошла мимо острова и двух подводных лодок. Капитан К22 приказал запустить красный свет Very Light , что позволило трем из четырех линейных крейсеров уклониться от обеих подводных лодок. Однако линейный крейсер Inflexible шедший сзади нанес K22 скользящий удар в 19:43, прежде чем продолжить путь. В результате удара первые 30 футов (9,1 м) носовой части K22 погнулись под прямым углом, были повреждены балластные и топливные баки, и она остановилась на носовой части, пока не показалась только боевая рубка .
Тем временем Лейр, капитан «Итуриэля» , получил и расшифровал сообщение о первом столкновении двух подводных лодок и повернул обратно, чтобы помочь им. Лейр отправил закодированное сообщение флагману Австралии в 20:40, предупредив их о том, что происходит. «Подводные лодки К-12 и К-22 столкнулись и укрылись вперед. Я направляюсь им на помощь вместе с 13-й флотилией подводных лодок. Позиция в 18 милях к востоку от острова Мэй». [ нужна ссылка ]
Это могло бы изменить ситуацию и предотвратить потерю хотя бы некоторых из тех, кто находился в воде, но примитивные технологии того времени означали, что передача была отложена до 21:20. [ 3 ] Подводные лодки позади Итуриэля повернулись, чтобы последовать за ней, и флотилия направилась обратно к 2-й эскадре линейных крейсеров, которая затем прошла через флотилию. Лишь благодаря аварийным разворотам обеих групп судов удалось избежать дальнейших аварий.
Услышав сирены «Бесстрашного» , сигнализировавшие об остановке, К4 также остановилась, но идущие за ней лодки этого не сделали. К3 едва не промахнулся мимо К4 , а затем остановился на три кабельтова дальше, но К6 , несмотря на то, что пошел полностью назад, не смог избежать столкновения, протаранив борт К4 и почти разрезав его пополам. Серьезно поврежденная К4 затонула вместе со всем экипажем; при падении ее ударил К7 . [ 5 ]
Когда 13-я флотилия достигла острова Мэй, они столкнулись с удаляющейся 12-й флотилией подводных лодок. «Бесстрашный» , лидер 12-й флотилии, двигался на полной скорости и протаранил К17 , повредив носовую часть «Бесстрашного» и потопив К17 за восемь минут. [ 5 ]
В этот момент 5-я боевая эскадра из трех линкоров и их эсминцев прошла через этот район, не подозревая о том, что произошло, при этом некоторые из эсминцев рубили выживших K17 , борющихся в воде. Только девять из 56 человек, первоначально находившихся на борту подводной лодки, выжили, а один из них вскоре скончался от полученных травм. Всего из экипажа К17 погибло 48 человек. [ 6 ]
За 75 минут две подводные лодки затонули, три получили серьезные повреждения и 105 человек погибли. [ 5 ]
K14 был взят на буксир HMS Venetia и достиг порта.
Последствия
[ редактировать ]
Всего во время «Битвы за остров Мэй» погибло 104 человека; 55 из К4, 47 из К17 и два из К14.
Последующий поспешно созванный Следственный суд начался 5 февраля 1918 года и заседал пять дней. Следственная комиссия опубликовала свой окончательный отчет 19 февраля 1918 года, в котором возложила вину за инцидент на Лейра и четырех офицеров лодок «К». Они рекомендовали отдать Лейра под военный трибунал . [ 7 ] Дело о халатности Лейра в связи с потерей К-17 « не доказано ». И расследование, и военный трибунал хранились в тайне, большая часть информации не была обнародована до 1994 года. [ 8 ] [ 3 ]
Мемориальная пирамида из камней была возведена 84 года спустя, 31 января 2002 года, в гавани Анструтер напротив острова Мэй. [ 9 ] Ассоциация подводников проводит ежегодную поминальную службу в память о погибших. [ 1 ]
Обломки
[ редактировать ]В 2011 году геодезисты, проводившие детальное предварительное обследование морского дна для морской ветряной электростанции Ниарт-На-Гаойте, опубликовали гидроакустические изображения обломков двух подводных лодок, К-4 и К-17 , затонувших во время аварии. [ 10 ] [ 3 ] Местонахождение двух затонувших подводных лодок, находившихся на расстоянии 100 метров друг от друга и на глубине около 50 метров, давно известно. [ когда? ] но теперь затонувшие корабли были официально обследованы дайверами специализированной морской консультации EMU.
См. также
[ редактировать ]- Битва при Баркинг-Крик , авиационное происшествие с дружественным огнем в 1939 году.
- Катастрофа Хонда-Пойнт , инцидент 1923 года с участием эсминцев США.
- Операция «Викингер» — инцидент с дружественным огнем между Люфтваффе и Кригсмарине в 1940 году.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бейтс 2011 .
- ^ Оксфорд 2021 .
- ^ Jump up to: а б с д и Винсон, 2018 , стр. 20–21.
- ^ Хатчинсон 2001 , стр. 64–67.
- ^ Jump up to: а б с Хатчинсон 2001 , с. 67.
- ^ Грей 1996 , с. 246.
- ^ Грей 2006 , с. 95.
- ^ Кокберн 2018 .
- ^ И Т. Д. 2017 .
- ^ Макдонелл 2011 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бейтс, Стивен (29 августа 2011 г.). «Дайверы обследуют шотландское кладбище, где погибла подводная лодка Первой мировой войны» . Хранитель . Проверено 2 февраля 2018 г.
- Кокберн, Пол (24 марта 2018 г.). «Подводная лодка HM K4 и подводная лодка HM K17 «Битва» за остров Мэй» . Пол Кокберн Журналист . Проверено 30 ноября 2018 г.
- Грей, Эдвин (1996). Немногие выжили: история подводных катастроф . Книги «Перо и меч» . ISBN 978-0-85052-499-4 .
- Грей, Эдвин (2006). Глубинные катастрофы: комплексный обзор подводных аварий и катастроф . Барнсли: Военные перо и меч. ISBN 978-0-85052-987-6 .
- Хатчинсон, Роберт (2001). Подводные лодки Джейн. Война под волнами с 1776 года до наших дней . Тед Смарт . ISBN 978-0-00-765333-1 .
- «Подводная лодка HM K4 и подводная лодка HM K17 «Битва» за остров Мэй» . Имперский военный музей . 11 июня 2017 года . Проверено 30 ноября 2018 г.
- Макдонелл, Хэмиш (13 августа 2011 г.). «Морской поиск наткнулся на подводные лодки, которые ВМФ пытался забыть» . Таймс . Проверено 2 февраля 2018 г.
- «Подводная лодка класса К» . Оксфордский справочник . Проверено 7 октября 2021 г.
- Уинсон, Марк (май 2018 г.). «Вспоминая битву при острове Мэй столетие назад». Отгрузки ежемесячно .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() |
- Кораблекрушения Шотландии
- 1918 год в Шотландии.
- Морские происшествия 1918 года
- Морские инциденты в Шотландии
- Военные операции Первой мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Военные действия с участием шотландских островов
- Катастрофы 1918 года в Соединенном Королевстве
- События, которые привели к военному трибуналу