Операция Радуга (подводная лодка)
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Операция Регенбоген ( нем . Regenbogen-Befehl , «Радужный Орден») была кодовым названием запланированного массового затопления немецкого войны флота подводных лодок во избежание капитуляции в конце Второй мировой .
Фон
[ редактировать ]В начале мая 1945 года нацистская Германия падала под натиском союзников .
Советы Берлин захватили , а 30 апреля Гитлер покончил жизнь самоубийством . Он назначил гросс-адмирала Карла Дёница главой государства и Верховным главнокомандующим вооруженными силами. Американские войска с запада и советские войска с востока уже встретились в Торгау , разделив рейх на две части, в то время как на севере 21-я группа армий была готова захватить Гамбург и другие немецкие порты.
Состояние немецкого военно-морского флота Кригсмарине было не лучше. Из ее крупных кораблей уцелел только тяжелый крейсер «Принц Ойген» , укрывшийся в Копенгагене ; только отряд подводных лодок был способен продолжить бой. У Кригсмарине осталось около 470 подводных лодок. Около 170 из них были действующими подводными лодками ( катерами Фронта ), базировавшимися в основном в оккупированной Норвегии , а еще 200 лодок базирования находились на различных стадиях строительства, ввода в эксплуатацию и отработки; в основном они находились в портах Северной Германии и на Балтике .
Как глава Кригсмарине и командующий подводными лодками, Дёниц был убежден, что его подводные силы не должны быть сданы. Однако, как новый немецкий лидер, он стремился вывести Германию из войны и, если возможно, избежать возмездия со стороны союзников, особенно со стороны СССР. С этой целью он начал переговоры с западными союзниками через фельдмаршала Монтгомери, командующего 21-й группой армий союзников в Северной Германии.
Когда союзники приблизились к портам Северной Германии, Кригсмарине начала уничтожать то, что осталось, чтобы предотвратить ее захват, в то время как все исправные лодки были отправлены на базы в Норвегии . В мае произошла последняя резня подводных лодок, бежавших в Норвегию; 23 подводные лодки были уничтожены или повреждены и не подлежат ремонту во время транспортировки в первую неделю мая.
На этом фоне Дёниц и подразделение подводных лодок разработали план массового затопления его подводных лодок, который должен был быть осуществлен после получения кодового слова «Регенбоген».
Операция
[ редактировать ]В мае Кригсмарине начала затоплять свои подводные лодки впереди наступающих армий союзников.
1 мая 1945 года три подводные лодки потерпели крушение в Варнемюнде , недалеко от Ростока на побережье Балтийского моря, что стало первой волной затопления лодок и разрушения объектов.
2 мая еще 32 подводные лодки были затоплены в Травемюнде , недалеко от Любека .
3 мая Дёниц отправил своего главного помощника фон Фридебурга в Монтгомери в Люнебурге, чтобы начать переговоры о перемирии с западными союзниками. В этом было отказано, поскольку фон Фридебург не был уполномочен согласиться на безоговорочную капитуляцию, на которой настаивали союзники. Также 3 мая потерпело крушение еще 39 лодок: 32 в Киле и еще 7 в Гамбурге на побережье Северного моря .
4 мая Верховный главнокомандующий союзников Эйзенхауэр разрешил немецким войскам в Северо-Западной Европе, включая военно-морские силы, сдаться Монтгомери и 21-й группе; для этого Монтгомери настоял на том, чтобы немецкие военно-морские силы, включая подводные лодки, были сданы в целости и сохранности. Это вступит в силу в 8 часов утра 5 мая. Тем временем 4 мая были затоплены еще четыре лодки, две в Кильском канале и две во Фленсбурге .
Рано утром 5 мая был отдан приказ Регенбогена , но через 8 минут он был отменен. [1] чтобы не ставить под угрозу переговоры о капитуляции, и позже в тот же день всем действующим подводным лодкам было приказано прекратить боевые действия. Несмотря на это, 5 мая было уничтожено еще 87 лодок; на Балтике было утилизировано 64 лодки (41 в заливе Гельтинг , 13 во Фленсбурге и 10 в различных других пунктах), а на побережье Северного моря было утилизировано 23 лодки, 13 в Вильгельмсхафене и 10 в Везера устье .
6 мая дальнейших затоплений не произошло, но 7 мая две лодки «Вальтер» потерпели крушение в Куксхафене . За последнюю неделю было затоплено не менее 195 подводных лодок.
8 мая Германия безоговорочно капитулировала ; оставшиеся военно-морские подразделения, включая уцелевшие подводные лодки, сдались силам союзников. По меньшей мере 150 подводных лодок были сданы ВМС союзников либо на море, либо на их оперативных базах. 52 катера были сданы в море либо в патрулировании, либо в пути, а 98 — в портах, в основном в Норвегии и на базах в Германии, Дании и Франции. Две подводные лодки ( U-1277 и U-963 ) бежали в португальские воды, где были затоплены своими экипажами: первая у Порту , а вторая в нескольких милях от Назаре . Две другие ( U-530 и U-977 ) и их экипажи прибыли в Мар-дель-Плата в Аргентине, где сдались местным властям.
Заключение
[ редактировать ]Приводятся различные цифры количества подводных лодок, задействованных в этот период; Кемп сообщает, что 218 человек были затоплены и 154 сдались; [2] Таррант дает то же самое. [3] Блэр сообщает, что 222 человека были затоплены и 174 сдались в плен. [4] Neistle перечисляет 195 затопленных [5] и 150 сдались. [6] Некоторые утилизированные подводные лодки не находились в строю; некоторые еще не были введены в эксплуатацию, некоторые были выведены из эксплуатации. Расхождения в основном учитываются в зависимости от того, включены они или нет.
Большинство источников [7] назовите количество подводных лодок, затопленных в конце войны, и опишите приказ Регенбогена , объединив их. Кемп описывает затопление как акт неповиновения и цитирует приказ «Али» Кремера затопить U-2519, а не сдавать ее. [8]
Однако сомнительно, насколько эффект имел этот приказ и был ли он вообще отдан. В качестве примера можно привести пример Кремера. Нейстл указывает, что U-2519 была затоплена 3 мая в Киле. [9] до завершения переговоров о капитуляции и по крайней мере за 24 часа до Регенбогену отдачи приказа .
Дэн ван дер Ват [1] утверждает, что приказ был отдан в 1:34 утра 5 мая, но через восемь минут отменен Дёницем.
Блэр [4] с другой стороны, описывает приказ как отданный «согласно некоторым источникам» и спрашивает, «было ли это правдой или нет», но полагает, что были отданы некоторые «какие-то двусмысленные приказы». Но он также утверждает, что затопление началось 5 мая, тогда как Нейстл утверждает, что оно началось на 4 дня раньше, в начале месяца. [4] [5]
Разумеется, к часу ночи 5 мая уже потерпело крушение как минимум 76 лодок, то есть около половины от общего числа. 5 мая и впоследствии еще 89 кораблей потерпели крушение/затоплено, все в портах Северной Германии.
Нейстл сообщает, что общее количество затопленных подводных лодок составило 195, из которых половина была уничтожена до и половина после Регенбогена отдачи приказа . Из уничтоженных лодок большинство (184) были вышедшими из строя «домашними» лодками в портах Северной Германии. [10] 11 лодок были фронтовыми , включая те, которые были смертельно повреждены во время майской резни и впоследствии затоплены своими экипажами.
8 мая 1945 года уцелевшие подводные лодки были сданы военно-морским силам союзников либо в море, либо на их оперативных базах в Норвегии и на побережье Северного моря, что положило конец Кригсмарине войне на море.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б ван дер Ват 1988 , с. 380.
- ^ Кемп 1997 , с. 262.
- ^ Таррант 1994 , с. 228.
- ^ Jump up to: а б с Блэр 1998 , с. 700.
- ^ Jump up to: а б Нейстл 1998 , с. 198–199.
- ^ Нейстл 1998 , с. 207–209.
- ^ Кемп, Роскилл, Таррант
- ^ Кемп 1997 , с. 261.
- ^ Нейстл 1998 , с. 160.
- ^ Нейстл 1998 , с. 202.
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1998). Гитлеровская подводная война [Том 2]: Преследуемые 1942–1945 гг . Касселл. ISBN 0-304-35261-6 .
- Кемп, Пол (1997). Уничтоженные подводные лодки . Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-515-3 .
- Нейстл, Аксель (1998). Потери немецких подводных лодок во время Второй мировой войны . Гринхилл. ISBN 1-85367-352-8 .
- Роскилл, Стивен (1960). Война на море 1939–1945 гг . Том. III, часть 2.
- Таррант, В.Е. (1994). Последний год Кригсмарине . ISBN 1-85409-176-Х .
- ван дер Ват, Дэн (1988). Атлантическая кампания . Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-37751-8 .