Конвой ОНС 5
Конвой ОНС 5 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Германия |
Великобритания Канада | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Адмирал Карл Дёниц |
Связь конвоя: JK Brook RNR Эскорт B7: командир Питер Греттон | ||||||
Сила | |||||||
Star 16 Подводные лодки Финке 27 подводных лодок |
42 корабля 7 сопровождающих | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
7 подводных лодок потоплены 7 подводных лодок повреждены | Потоплено 13 судов (63 000 брутто-регистровых тонн (брт)) |
ONS 5 был пятым из пронумерованной ONS серии медленных торговых конвоев , направлявшихся с Британских островов в Северную Америку. Североатлантическая за битва вокруг него в мае 1943 года считается поворотным моментом битвы Атлантику во Второй мировой войне. Битва нарастала и развивалась в течение недели, в ней участвовало более 50 кораблей союзников и их эскорта, а также более 30 подводных лодок . Обе стороны понесли тяжелые потери. Однако это был почти последний конвой союзников, сделавший это, а потери, нанесенные атакующим подводным лодкам и группам подводных лодок, стали неприятной особенностью кампании; Таким образом, это рассматривается как момент, когда тактическое и стратегическое преимущество перешло к союзникам и положило начало периоду, известному Кригсмарине нацистской Германии как Черный май .
Фон
[ редактировать ]ONS 5 состоял из 43 кораблей, направлявшихся из Ливерпуля в Галифакс . Корабли находились либо в балласте, либо перевозили торговые и экспортные товары. [1] Конвой покинул Ливерпуль 21 апреля 1943 года и должен был прибыть в Галифакс через три недели, 12 мая. Он находился под командованием Дж. К. Брука РНР в качестве командира конвоя и путешествовал на норвежском грузовом судне « Рена» . [2] Сопровождение обеспечивала Mid-Ocean Escort Force из группа B7 7 боевых кораблей под командованием капитана Питера Греттона на эсминце « Дункан» . Также в группу входили «Видетт» эсминец , фрегат «Тай » и корветы «Подсолнух» , «Снежинка» , «Вербейник» и «Пинк» . В состав группы также входили 2 траулера Northern Gem и Northern Spray в качестве спасательных судов и нефтяной танкер British Lady для дозаправки в океане. По ходу боя к конвою присоединились другие суда сопровождения.
ONS 5 был всего лишь одним из союзных конвоев, находившихся в море в конце апреля; также на западных подходах были ON 180, только что вылетевший, и HX 234, только что прибывший. К Америке приближались ONS 4 и ON 179; вылетал SC 128, а из средней Атлантики, через проход ONS 5 к востоку от Гренландии, отправлялся SC 127. Два других конвоя, направлявшихся на восток, HX 235 и HX 236, также находились в середине Атлантики, следуя по южному маршруту. В то время в Северной Атлантике находилось более 350 кораблей.
Против них было 58 подводных лодок в трех патрульных линиях; «Спехт» («Дятел») с 17 лодками к югу от Гренландии на западной стороне Воздушного промежутка ; Мейсе (Bluetit) с 30 лодками к востоку от Гренландии, обслуживающими северный маршрут, и Амзель (Блэкберд) с 11 лодками к югу от Мейсе , обслуживающими южный маршрут.
Мейзе был направлен для поимки SC 127, который был идентифицирован B-Dienst, но 26 апреля SC 127 проскользнул через брешь в линии и скрылся незамеченным. Понимая, что произошло 27 апреля, и осознавая, что медленный конвой, идущий на запад, неизбежен, Мейзе был переконфигурирован; самые восточные лодки (всего 16) сформировали патрульную линию «Старлинг» (Скворец) для его перехвата. В 8 часов утра 28 апреля U-650 заметила ОНС 5, и группа «Стар» быстро собралась для атаки.
Задействованные корабли
[ редактировать ]ONS 5 включал 42 корабля и 16 эскортов (хотя не все присутствовали одновременно); За 7 дней боя было потеряно 13 кораблей.
Волчьи стаи «Звезда» и «Финке» насчитывали 43 подводные лодки (хотя, опять же, не все находились в контакте на протяжении всего времени); 6 из них были потеряны.
Действие
[ редактировать ]Торговые суда, отправлявшиеся из Ливерпуля 21 апреля 1943 года, были встречены группой сопровождения B7 в 14:00 22-го числа; и конвой сформировался при сильном ветре и сильном волнении на море. В 22.00 польскому грузовому судну «Модлин» пришлось повернуть обратно из-за неисправности двигателя. Удержание оставшихся кораблей на месте становилось все труднее, поскольку 23-го числа погода ухудшилась. [3]
24 апреля
[ редактировать ]24-го числа в 16:55 при умеренном шторме летающая крепость C из 206-й эскадрильи Королевских ВВС из Бенбекулы сбросила шесть глубинных бомб на водоворот ныряющей подводной лодки. Менее чем через час крепость D обнаружила U-710 на поверхности и потопила ее глубинными бомбами, поскольку подводная лодка попыталась дать отпор, а не погрузиться. U-710 была всего в 10 милях (16 км) впереди конвоя, хотя, вероятно, не подозревала о его близости. [4]
25–27 апреля
[ редактировать ]Грузовые корабли «Борнхольм» и «Беркель» столкнулись вечером 25-го числа, когда умеренный западно-северо-западный шторм снизил скорость конвоя до двух или трех узлов. Борнхольм начал набирать воду и покинул конвой 26-го числа, пытаясь достичь Исландии . Видетт присоединился к конвою с тремя торговыми судами из Исландии 26-го числа, в то время как спасательный траулер Northern Spray стоял возле отставшего грузового судна Penhale, пока отставшему судну не было приказано войти в Рейкьявик , чтобы траулер мог присоединиться к конвою. В полдень 26-го числа BdU изменил машинный шифр «Энигмы» , используемый для передачи инструкций подводным лодкам. Разведывательные службы союзников не смогли расшифровать передаваемые сообщения до полудня 5 мая. [5] Погода достаточно улучшилась, чтобы Дункан , Видетт и Вербейник смогли дозаправиться от эскортной нефтяной лодки «Бритиш Леди» 27-го числа, а спасательный буксир из Исландии спас Борнхольм в тот вечер. [6]
Битва 28–29 апреля.
[ редактировать ]28-го числа ONS 5 прибыл в район Звездного патруля и в 09:00 был замечен U-650 . U-650 удерживала контакт, несмотря на то, что в 10:14, 11:50 и 15:18 ей пришлось трижды пикировать, чтобы избежать приближения к самолету. К ночи к U-650 присоединились U-375 , U-386 , U-528 и U-537 . Отчеты о контакте подводных лодок предупредили командира Греттона о присутствии подводных лодок на левом носу, траверзе, четверти и корме конвоя. Дункан и Тэй предприняли неудачную атаку глубинными бомбами после того, как в 18:30 заметили подводную лодку по левому борту. [7]
Греттон организовал энергичную оборону, когда подводные лодки атаковали после наступления темноты. В 20:00 «Санфлауэр» обнаружил радиолокационный контакт на расстоянии 3800 ярдов (3,5 км); и при закрытии потерял радиолокационный контакт, получил сомнительный контакт ASDIC и сбросил две глубинные бомбы. В 22:45 Дункан обнаружил радиолокационный контакт на расстоянии 3500 ярдов (3,2 км); и после замыкания потерял радиолокационный контакт, получил контакт ASDIC на расстоянии 1500 ярдов (1,4 км), потерял контакт на расстоянии 1100 ярдов (1,0 км) и сбросил одну глубинную бомбу. По возвращении на станцию Дункан обнаружил радиолокационный контакт на расстоянии 2300 ярдов (2,1 км); и после закрытия заметил подводную лодку, которая нырнула на высоту 1100 ярдов (1,0 км) и появилась на ASDIC на высоте 500 ярдов (460 м). Дункан сбросил серию из десяти глубинных бомб; и, поворачиваясь для новой атаки, получил еще один радиолокационный контакт. Радарный контакт пропал на расстоянии 3000 ярдов (2,7 км). Дункан не установил контакт с ASDIC, но сбросил одну глубинную бомбу в предполагаемой позиции пикирования, прежде чем установить еще один радиолокационный контакт на расстоянии 4000 ярдов (3,7 км). Как Дункан закрылся, подводная лодка нырнула на расстояние 1500 ярдов (1,4 км). Дункан установил хороший контакт с ASDIC и сбросил десять глубинных бомб на видимый след. Еще две глубинные бомбы были сброшены, когда в 00:45 был восстановлен слабый контакт ASDIC. В 01:32 «Снежинка» приблизилась к контакту с гидрофоном, и U-532 была обнаружена визуально и на радаре на расстоянии 1300 ярдов (1,2 км). U-532 выпустила шесть торпед. Ближайший промахнулся от Снежинки примерно на 20 ярдов (18 м). После того, как U-532 нырнула, «Снежинка» сбросила три глубинные бомбы при первом контакте с ASDIC и десять глубинных бомб, когда контакт был восстановлен на высоте 2000 ярдов (1,8 км). Снежинка восстановила контакт с ASDIC на расстоянии 1400 ярдов (1,3 км) и сбросила еще десять глубинных бомб. Некоторое время спустя Тэй сбросил глубинные бомбы на хороший контакт ASDIC позади конвоя. [8] U-532 вернулась на базу для устранения повреждений глубинной бомбы. U-386 и U-528 также были повреждены в результате этих атак и были вынуждены вернуться на базу. U-386 благополучно прибыла в Сен-Назер 11 мая, но U-528 была атакована в Бискайском заливе и в тот же день потоплена самолетами. [9]
U-258 и U-650 поддерживали связь всю ночь, а U-258 погрузилась впереди конвоя на рассвете 29-го числа. Когда конвой пролетел над головой в 05:30, U-258 поднялась на перископную глубину и выпустила две торпеды по Маккиспорту . После того, как одна торпеда попала в Маккиспорт по правому борту, Northern Gem обнаружил U-258 и сбросил три глубинные бомбы. Снежинка сбросила одну глубинную бомбу на сомнительный контакт SONAR в 06:05 и еще две глубинные бомбы в 06:15 после восстановления контакта на расстоянии 1200 ярдов (1,1 км). Маккиспорт был оставлен и потоплен эскортом, чтобы предотвратить обнаружение секретных документов немецкими границами. Northern Gem спас всех членов экипажа, кроме одного. [10] U-258 также получила повреждения и была вынуждена вернуться на базу. В ответ на этот бой Адмиралтейство организовало подкрепление для ОНС 5. HMS Oribi был отделен от SC127, а эсминцы Penn , Panther , Impulsive и Offa из 3-й группы поддержки под командованием капитана Дж. М. Маккоя, RN, отплыли из Ньюфаундленда . Погода резко ухудшилась, и к вечеру 29-го числа конвой шел в условиях сильного шторма. Около 1700 года на Подсолнечник напала волна, заполнившая воронье гнездо водой. Из-за шторма Ориби замедлился до 11 узлов, но присоединился к конвою в 23:00, когда Тай атаковал подводную лодку на корме. В 23:12 Дункан получил контакт ASDIC на расстоянии 1100 ярдов (1,0 км); и Дункан , и Снежинка сбросили глубинные бомбы, чтобы отпугнуть подводные лодки. [10]
30 апреля
[ редактировать ]ONS 5 двигался со скоростью менее 3 узлов во время шторма силой 10 баллов. Конвой начал рассыпаться, некоторые корабли оказались в 30 милях от конвоя, а эскорт был занят поиском отставших. Ориби смог дозаправиться от маслозаправщика конвоя, когда 30-го числа шторм ненадолго утих, прежде чем погода снова сделала дозаправку невозможной, и у некоторых эсминцев осталось настолько мало топлива, что возникли сомнения в том, смогут ли они продолжать путь. В 23:05 «Снежинка» установила радиолокационный контакт на расстоянии 3300 ярдов (3,0 км) и сбросила одну глубинную бомбу после того, как подводная лодка нырнула, освещенная звездным снарядом . До рассвета эскорт сбросил несколько случайных глубинных бомб, и вечером 1 мая адмирал Дёниц отменил погоню. [11]
Перегруппировка 1–3 мая
[ редактировать ]1 мая Дёниц приказал лодкам Стар и Шпехта вместе с некоторыми вновь прибывшими сформировать новую линию патрулирования на западе. Это была группа Финке (Финч), находившаяся на месте 3 мая в составе 27 лодок и получившая задачу перехватить идущий на запад конвой SC128. Эсминцы 3-й группы поддержки присоединились к конвою в 01:00 2 мая, но ситуация с топливом на борту эсминцев становилась все более отчаянной, поскольку погода и частая корректировка курса во избежание айсбергов не позволяли дозаправке. В 14:00 3-го числа «Греттон» был вынужден доставить Дункана в Сент-Джонс на экономичной скорости (8 узлов); и он прибыл туда, имея в запасе всего 4 процента топлива. В отсутствие Греттона командование принял на себя лейтенант Р.Э. Шервуд с HMS Tay . СОНАР, установленный на борту «Тэя», вышел из строя как раз в тот момент, когда Шервуд принял на себя командование группой сопровождения. Impulsive также отправился в Исландию в 19:00 3 мая: Northern Gem доставил выживших из Маккиспорта , а Penn и Panther отправились в Ньюфаундленд в 06:00 4 мая. [12]
4 мая
[ редактировать ]К 4 мая погода ухудшилась до 6 баллов, и ONS 5 теперь развивал скорость до 6 узлов, хотя и сократил ее до 30 кораблей и 7 эскортов. Остальные были рассеяны и действовали независимо, включая группу из четырех человек с Пинк , следовавшую примерно в 80 милях позади основных сил. 1-я группа поддержки отплыла из Ньюфаундленда в полдень с фрегатами «Уир» , «Джед» , «Спей» и шлюпами «Пеликан» и «Сеннен», чтобы заменить Ориби и Оффу , состояние топлива которых станет критическим 5-го числа. U-628 группы Finke , собравшаяся для поимки конвоя SC 128, заметила конвой ONS 5 в 2018 году. Две подводные лодки Finke группы сбора были атакованы RCAF Cansos в отдельных инцидентах. Одна предположительно U-630 была затоплена; но сейчас считается, что это была U-209 , которая была повреждена в результате атаки Кансо W и затонула позже при попытке вернуться на базу. Другая, U-438 , была лишь незначительно повреждена в результате атак Кансо Э. [13]
В 22.20 Видетт обнаружил U-514 на радаре на расстоянии 3600 ярдов (3,3 км) и приближался к ней до тех пор, пока U-514 не нырнула, когда дальность упала до 900 ярдов (820 м). Видетт наказал U-514 серией из 14 глубинных бомб, в результате чего U-514 была выведена из боя до 7 мая. Северная Британия отставала в 6 милях (9,7 км) позади конвоя и затонула через две минуты после того, как ее торпедировала U-707 в 22:37. Видетт обнаружил U-662 на радаре на расстоянии 3600 ярдов (3,3 км) и, приблизившись, увидел U-732 на высоте 1000 ярдов (910 м). Боевая рубка все еще была видна на расстоянии 80 ярдов (73 м); а серия из 14 глубинных бомб, сброшенных на глаз, вызвала повреждения, требующие U-732 вернуться на базу.
5 мая
[ редактировать ]U-264 и U-628 выпустили по пять торпед вскоре после полуночи. Харбери был сбит в 00:46; В 01:04 в Харперли попали две торпеды; а Вест-Максимус был поражен одной торпедой в 01:03, другой - в 01:10 и третьей - в 01:35. Обе подводные лодки забрали три корабля; но современные историки приписывают первое грузовое судно U-628 , а два других - U-264 . [14] Одна из торпед прошла в пределах 125 ярдов (114 м) от Снежинки . В 01:22 «Снежинка» начала замыкать радиолокационный контакт, освещенный звездными снарядами, выпущенными Ориби ; и оба корабля сбросили глубинные бомбы. Стрельба побудила U-264 нырнуть, а глубинные бомбы вынудили U-270 вернуться на базу. [15] U-358 торпедировала Бристоль-Сити в 02:25 и Вентворт в 02:30. [16] На рассвете Лорьян пропал из конвоя. Ни один из свидетелей ее гибели не выжил в битве. Перед U-125 потоплением она передала по радио сообщение о потоплении парохода, идущего самостоятельно; а современные историки предполагают, что Лорьян оторвался от конвоя и был торпедирован U-125 . [17]
К 07:00 компания Northern Spray подобрала 143 выживших из Северной Британии , Харбери , Харперли и Вест-Максимуса и была отправлена, чтобы доставить спасенных людей на Ньюфаундленд. Вербейник взял на себя роль спасательного корабля и забрал выживших из Бристоль-Сити и Вентворта . В 10:57 Ориби заметил надводную подводную лодку на расстоянии 7 миль (11 км). U-223 , U-231 , U-621 и U-634 нырнули при приближении Ориби . [18] Ориби сбросил 14 глубинных бомб после того, как подводные лодки нырнули. U-638 торпедировала «Долиус» в 12:40. «Санфлауэр» за считанные минуты установила контакт с ASDIC на расстоянии 1200 ярдов (1,1 км) и уничтожила U-638 серией из десяти глубинных бомб, прежде чем спасти выживших из «Долиуса» . [19] В тот же день Тай , Ориби и Оффа дозаправились от танкеров конвоя. [20] Примерно в 1950 году Селвистан , Гаринда и Бонде были поражены залпом из четырех торпед U-266 в течение нескольких минут. Селвистан и Бонде затонули в течение двух минут. Тэй спас выживших с трех кораблей, в то время как Оффа атаковал глубинными бомбами, повредив U-266 , которая была потоплена самолетом 15 мая при попытке добраться до базы для ремонта. [21]
В полдень Пинк под командованием лейтенанта Аткинсона. [22] установила четкий контакт ASDIC на 2200 ярдов (2,0 км) впереди своего небольшого конвоя, следовавшего отдельно. Пинк потратил 90 минут на совершение пяти глубинных бомб и атак ежа . Пинк получил послевоенный кредит за уничтожение U-192 ; но более поздний анализ пришел к выводу, что жертва, U-358 , вернулась на базу после повреждений. U-584 торпедировала Вест-Мадакет, пока Пинк атаковал U-358 . Пинк спасла выживших. [23]
Ночь с 5 на 6 мая
[ редактировать ]Когда 5 мая погрузилось во тьму, Тэй насчитал семь подводных лодок, всплывших на пути конвоя; но ONS 5 входил в туман, образовавшийся там, где теплое Гольфстрим встречается с холодным Лабрадорским течением у Гранд-Бэнкс Ньюфаундленда . Видимость упала до 1 мили (1,6 км) к 2202 году и до 100 ярдов (91 м) к 01:00. Британский сантиметровый радар позволял эскорту видеть, а подводные лодки - нет. Многие из задействованных подводных лодок так и не вернулись на базу, чтобы подать отчеты; поэтому историкам до сих пор трудно сопоставить отдельные сообщения о десятках кораблей, кратковременно взаимодействувших в не менее чем 24 попытках атак в ночь с 5 на 6 мая. [24]
В 23.09 Видетт установил радиолокационный контакт на расстоянии 5100 ярдов (4,7 км), и второй появился, закрывая первый. Видетт сбросил серию из десяти глубинных бомб на подводную лодку, которая погружалась на 700 ярдов (640 м) впереди, а затем перешел к сбросу серии из пяти глубинных бомб при втором контакте, который стал виден на расстоянии 900 ярдов (820 м). Историки предполагают, что первая атака уничтожила U-531 . [25]
В 00:30 Вербейник установил радиолокационный контакт на расстоянии 5200 ярдов (4,8 км). Подводная лодка отвернулась, когда дальность действия достигла 500 ярдов (460 м), и во время пикирования выпустила по Вербейному страйфу две торпеды из кормовых труб. Вербейник сбросил серию из десяти глубинных бомб, настигая ныряющую подводную лодку. Предполагается, что пятно нефти и мусора образовалось в результате разрушения U-192 . [26]
В 02:52 Ориби столкнулся с U-125, которую впервые заметили на расстоянии 200 ярдов (180 м) при исследовании контакта ASDIC, но потеряли контакт после столкновения. Преследуя контакт с ASDIC, Снежинка обнаружила U-125 на радаре в 03:54, заметила тяжелые повреждения боевой рубки прожектором на расстоянии 100 ярдов (91 м) и наблюдала, как экипаж взорвал затопленные заряды и покинул корабль. Эскорт предпочел продолжить защитное патрулирование вокруг конвоя, а не пытаться спасти экипаж подводной лодки, предположительно потопившей « Лорьян» . [27]
В 04:06 Видетт установил контакт с ASDIC на расстоянии 800 ярдов (730 м) и совершил атаку ежа, вызвав два взрыва. Историки предполагают, что эта атака уничтожила U-630 . [25]
В 04:43 «Санфлауэр» установила контакт с ASDIC на расстоянии 1200 ярдов (1,1 км) и впоследствии заметила всплывшую подводную лодку. «Санфлауэр» протаранил U-533 и сбросил две глубинные бомбы, когда U-533 попыталась нырнуть. И Loosestrife , и U-533 смогли устранить повреждения и остаться в море. [28]
В 05:52 «Пеликан» возглавлял 1-ю группу поддержки для усиления сопровождения конвоя, когда он обнаружил радиолокационный контакт на расстоянии 5300 ярдов (4,8 км). «Пеликан» установил визуальный контакт на расстоянии 300 ярдов (270 м), сбросил серию из десяти глубинных бомб там, где подводная лодка нырнула, и после восстановления контакта сбросил вторую серию из девяти глубинных бомб. Историки предполагают, что эти атаки уничтожили U-438 . [29]
Финке уже пережил свою полезность и понесет растущие потери, если атака продолжится. Осознав свою ошибку, Дёниц 6 мая отменил штурм и приказал Финке уйти в отставку.
Заключение
[ редактировать ]В течение недели ONS 5 подвергся атакам со стороны более 40 подводных лодок. При потере 13 кораблей общим водоизмещением 63 000 тонн эскорт нанес потери 6 подводным лодкам и серьезный ущерб еще 7.
Этот бой продемонстрировал, что конвоиры владеют искусством охраны конвоев; Имеющееся в их распоряжении оружие и опыт означали, что отныне они смогут не только защитить своих подопечных и отразить атаку, но и нанести нападающим значительные потери.
ONS 5 стал поворотным моментом в битве за Атлантику. После этого действия союзники нанесли ряд поражений и тяжелых потерь подводному флоту , наступил период, известный как «Черный май» . Кульминацией этого стал вывод Дёница своих войск с арены Северной Атлантики.
Официальный историк Стивен Роскилл прокомментировал: «Эта семидневная битва, в которой участвовали тридцать подводных лодок, отмечена только широтой и долготой и не имеет названия, под которым ее запомнят; но она была по-своему столь же решающей, как залив Киберон или Нил . " [30] [31]
Потери
[ редактировать ]Союзные корабли потеряны
[ редактировать ]Дата | Имя | Национальность | Потери | Тоннаж | Потоплен |
---|---|---|---|---|---|
29 апреля 1943 г. | Маккиспорт | Соединенные Штаты | 1 | 6,198 | У-258 |
4 мая 1943 г. | Лорьян | Великобритания | 46 | 4,737 | У-125 |
4 мая 1943 г. | Северная Британия | Великобритания | 29+ | 4,635 | Ю-707 |
5 мая 1943 г. | Харбери | Великобритания | 7 | 5,081 | Ю-628 |
5 мая 1943 г. | Вест Максимус | Соединенные Штаты | 5 | 5,561 | Ю-264 |
5 мая 1943 г. | Харперли | Великобритания | 11 | 4,586 | Ю-264 |
5 мая 1943 г. | Бристоль Сити | Великобритания | 15 | 2,864 | Ю-358 |
5 мая 1943 г. | Вентворт | Великобритания | 5 | 5,212 | Ю-358 |
5 мая 1943 г. | Долли | Великобритания | 4 | 5,507 | Ю-638 |
5 мая 1943 г. | Западный Мадакет | Соединенные Штаты | 0 | 5,565 | Ю-584 |
5 мая 1943 г. | я разберусь с этим | Великобритания | 6 | 5,136 | Ю-266 |
5 мая 1943 г. | Гаринда | Великобритания | 0 | 5,306 | Ю-266 |
5 мая 1943 г. | Фермер | Норвегия | 5 | 1,570 | Ю-266 |
Подводные лодки потеряны
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сет (1961) стр.21
- ^ Сет (1961) стр.69
- ^ Сет (1961), стр.77-79.
- ^ Сет (1961), стр.83-85.
- ^ Ганнон (1998) стр.127
- ^ Сет (1961), стр.85-88.
- ^ Сет (1961), стр.90-92.
- ^ Сет (1961), стр. 94-98.
- ^ Ганнон (1998), стр. 136-138.
- ^ Перейти обратно: а б Сет (1961), стр.99-105.
- ^ Сет (1961), стр. 105-108.
- ^ Сет (1961), стр. 110-114.
- ^ Сет (1961), стр. 114-121.
- ^ Ганнон (1998), стр. 169-174.
- ^ Ганнон (1998), стр. 179-180.
- ^ Ганнон (1998), стр. 180-183.
- ^ Ганнон (1998), стр. 165-166.
- ^ Ганнон (1998) стр.187
- ^ Ганнон (1998), стр. 187-189.
- ^ Ганнон (1998) стр.186
- ^ Ганнон (1998), стр. 197-201.
- ^ «Сэр Роберт Аткинсон, бизнесмен – некролог» . «Дейли телеграф» . 2 февраля 2015 года . Проверено 3 февраля 2015 г.
- ^ Ганнон (1998), стр. 190-196.
- ^ Ганнон (1998) стр.203
- ^ Перейти обратно: а б Ганнон (1998), стр. 205-206.
- ^ Ганнон (1998), стр. 209-210.
- ^ Ганнон (1998), стр. 210-214.
- ^ Ганнон (1998), стр. 218-220.
- ^ Ганнон (1998), стр. 220-221.
- ^ Роскилл, с. 375.
- ^ Ганнон, с. 239.
- ^ Нистле стр.46
- ^ Нистле стр.78
- ^ Нистле стр.129
- ^ Нистле стр.128
- ^ Нистле стр.121
- ^ Нистле стр.77
- ^ Нистле стр.65
Ссылки
[ редактировать ]- Майкл Гэннон: Черный май (1998). ISBN 1-85410-588-4
- Питер Греттон: командир конвоя (1964). ISBN (нет)
- Арнольд Хейг: Система конвоев союзников 1939–1945 (2000). ISBN 1-55125-033-0 (Канада); ISBN 1-86176-147-3 (Великобритания).
- Кемп, Пол (1997). Уничтоженные подводные лодки, потери немецких подводных лодок в мировых войнах . Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-515-3 .
- Нистле, Аксель (1998). Потери немецких подводных лодок во время Второй мировой войны . Гринхилл. ISBN 1-85367-352-8 .
- Стивен Роскилл : Война на море 1939–1945, том II (1956). ISBN (нет)
- Рональд Сет : Самая жестокая битва (1961). ISBN (нет)
- Дэн ван дер Ват : Атлантическая кампания (1988). ISBN 0-340-37751-8