Jump to content

Битва за Карибское море

Битва за Карибское море
Часть Второй мировой войны , Битва за Атлантику.

Антильские острова, Карибское море и Мексиканский залив.
Дата 1941–1945
Расположение
Результат Победа союзников
Воюющие стороны
Союзники:
 Соединенные Штаты
 Великобритания
 Канада
 Нидерланды
 Свободная Франция [1]
 Куба
 Панама
 Венесуэла
 Мексика
 Колумбия
 Перу
другие союзники
Ось:
 Германия
 Италия
 Виши Франция
Командиры и лидеры
Соединенные Штаты Эрнест Дж. Кинг
Соединенные Штаты Джесси Ольдендорф
Великобритания сэр Перси Ноубл
Великобритания Сэр Макс К. Хортон
Соединенные Штаты Венесуэлы Вольфганг Ларрасабаль
Куба Франсиско де Менокаль Рольдан
Нацистская Германия Эрих Редер
Нацистская Германия Карл Дёниц
Фашистская Италия Ромоло Полаккини
Жертвы и потери
400 торговых судов потоплены 17 подводных лодок [2]

Битва за Карибское море — военно-морская кампания, проводившаяся во время Второй мировой войны и являвшаяся частью битвы за Атлантику с 1941 по 1945 год. [3] Немецкие подводные лодки и итальянские подводные лодки пытались сорвать союзникам поставки нефти и других материалов . Они топили суда в Карибском море и Мексиканском заливе и атаковали прибрежные объекты на Антильских островах . Усовершенствованная противолодочная борьба союзников в конечном итоге вытеснила подводные лодки Оси из Карибского региона.

Карибский бассейн имел стратегическое значение из-за Венесуэлы нефтяных месторождений на юго-востоке и Панамского канала на юго-западе. Нефтеперерабатывающий завод Royal Dutch Shell на принадлежащем голландцам Кюрасао перерабатывал одиннадцать миллионов баррелей в месяц, больше, чем любой другой нефтеперерабатывающий завод в мире в то время. Нефтеперерабатывающий завод в Пуэнт-а-Пьер на Тринидаде был крупнейшим в Британской империи. [ нужны разъяснения ] и Lago Oil and Transport Company была еще одним крупным нефтеперерабатывающим заводом на принадлежащей голландцам Арубе . Британским островам ежедневно требовалось четыре нефтяных танкера с нефтью в первые годы войны, и большая часть нефти поступала из Венесуэлы через Кюрасао после того, как Италия заблокировала проход через Средиземное море с Ближнего Востока . [4]

Карибский бассейн имел дополнительное стратегическое значение для Соединенных Штатов . Береговая линия США в Мексиканском заливе, включая нефтяные объекты и торговлю по реке Миссисипи , может быть защищена в двух точках. Соединенные Штаты имели хорошие возможности для защиты Флоридского пролива , но были менее способны предотвратить доступ из Карибского моря через Юкатанский канал . Бокситы были предпочтительной рудой для производства алюминия и одним из немногих стратегических сырьевых материалов, недоступных в континентальной части Соединенных Штатов. Производство военных самолетов в США зависело от бокситов, импортируемых из Гвианы по морским путям, проходящим параллельно Малым Антильским островам . Соединенные Штаты защищали Панамский канал с помощью 189 бомбардировщиков и 202 истребителей, а также базировали подводные лодки в Колоне, Панама , и на базе подводных лодок Краун-Бэй, Сент-Томас, Виргинские острова США . [5] [6] ВМС США VP-51 Consolidated PBY Catalinas начал патрулирование нейтралитета вдоль Малых Антильских островов из Сан-Хуана, Пуэрто-Рико , 13 сентября 1939 года; были модернизированы объекты на военно-морской базе Гуантанамо и на военно-морской авиабазе Ки-Уэст . [7]

Соединенное Королевство базировало 749, 750, 752 и 793-ю авиационные эскадрильи ВМС в международном аэропорту Пиарко на Тринидаде. Британские войска оккупировали Арубу, Кюрасао и Бонайре вскоре после Нидерландов захвата нацистской Германией . Французский остров Мартиника воспринимался как возможная база для Оси кораблей , поскольку отношения Великобритании с вишистской Францией ухудшились после Второго перемирия в Компьене . в сентябре 1940 года Соглашение об эсминцах для баз позволило Соединенным Штатам построить аэродромы в Британской Гвиане , а также на островах Грейт-Эксума , Тринидад, Антигуа и Сент-Люсия . 11 февраля 1942 года силы Соединенных Штатов заменили британских солдат на голландских нефтеперерабатывающих островах и начали эксплуатацию Douglas A-20 Havocs с аэродрома Хато на Кюрасао и Дакота Филд на Арубе. [8]

Операции оси

[ редактировать ]

Операция Нойланд

[ редактировать ]

Первое наступление на нефтеперерабатывающие заводы Карибского бассейна было организовано под командованием капитанлейтнанта (лейтенанта) Вернера Хартенштейна на борту U-156, а также U-502 , U-67 , U-129 и U-161 . Первые три подводные лодки предприняли одновременные атаки 16 февраля 1942 года. U-502 потопила танкеры с сырой нефтью «Монагас» , «Тиа Хуана» и «Сан-Николас» между озером Маракайбо и Арубой. U-67 вошла в гавань Виллемстада на острове Кюрасао и торпедировала три нефтяных танкера. Четыре торпеды из носовых аппаратов оказались неразорвавшимися, но торпеды кормовых труб потопили «Рафаэлу» . U-156 вошла в гавань Сан-Николас на Арубе и торпедировала нефтяные танкеры «Педерналес» , «Ораньестад» и «Арканзас» . Затем U-156 попыталась обстрелять нефтеперерабатывающий завод на Арубе из своей корабельной пушки SK C/32 калибра 10,5 см ; но ствол орудия лопнул при взрыве первого снаряда, потому что расчет орудий не смог удалить тампион . [9] Немцы слегка повредили большой резервуар для хранения. Венесуэльская канонерская лодка « Генерал Урданета » оказала помощь в спасении экипажей нескольких торпедированных судов; и легкие бомбардировщики A-20 Havoc безуспешно атаковали все три подводные лодки; В результате усилилась американская оккупация острова, началась его защита. [10] [11]

U-161 на Тринидаде вошла в залив Пария 18 февраля, чтобы торпедировать «Мокихаму» и нефтяной танкер «Британский консул» . Когда подводные лодки приступили к обычному патрулированию, U-67 торпедировала нефтяные танкеры JNPew и Penelope ; U-502 торпедировала нефтяные танкеры Kongsgaard , Thallia и Sun ; U-156 торпедировала «Дельплату» и нефтяной танкер «Ла Карьер» ; U-161 торпедировала Lihue и нефтяные танкеры Circle Shell , Uniwaleco и Esso Bolivar ; и U-129 торпедировала Джорджа Л. Торрейна , Вест Зеду , Леннокса , Байу , Мэри , Steel Age и нефтяной танкер Nordvangen . Экипаж U-156 отрезал ножовками поврежденную часть ствола орудия; и, когда у U-156 закончились торпеды, они использовали свой обрез палубной пушки, чтобы потопить «Макгрегора» и нефтяной танкер «Орегон» . 10 марта U-161 вошла в гавань Кастри на Сент-Люсии, чтобы торпедировать HMCS Lady Nelson и Umtata . Покинув Сент-Люсию, U-161 торпедировала Сарниадок и береговой охраны США потопила тендер-маяк USCGC Acacia . обстрелом [12]

Прочие операции

[ редактировать ]

Пять итальянских подводных лодок патрулировали атлантическую сторону Малых Антильских островов во время операции «Нойланд». Морозини торпедировал «Стангарт» и нефтяные танкеры «Осцилла» и «Педер Боген» . Энрико Таццоли торпедировал «Сигнет» и нефтяной танкер «Ателькуин» . Джузеппе Финци торпедировал «Скане» и нефтяные танкеры «Мельпомер» и «Чарльз Расин» . Итальянская подводная лодка «Леонардо да Винчи» торпедировала «Эверасму» и нейтральный бразильский «Кабадело» . Луиджи Торелли торпедировал Scottish Star и нефтяной танкер Esso Copenhagen . U-126 одновременно патрулировала наветренный проход между Кубой и Эспаньолой , торпедируя «Ганни» , «Барбару» , «Кардону » , « Тексан» , «Ольгу» , «Колаби » и нефтяные танкеры «Hanseat» и «Halo» в период со 2 по 13 марта. [13] U-504 двинулась на юг от Флориды. [14]

немецкая подводная лодка обстреляла пуэрториканский остров Мона , расположенный примерно в сорока милях к западу от материковой части Пуэрто-Рико . Никаких повреждений и жертв не было. 3 марта 1942 года [15]

Нефтеперерабатывающий завод на Кюрасао был обстрелян 19 апреля 1942 года U-130 под командованием корветтенкапитана (лейтенанта-коммандера) Эрнста Кальса . Небольшое сражение закончилось поражением немцев. Калс приказал обстрелять несколько резервуаров для хранения нефти, но всего после пяти выстрелов ответила голландская береговая батарея, что вынудило его прекратить наступление. Позже немецкая подводная лодка атаковала торговое судно у побережья Кюрасао и была атакована голландскими зенитными и морскими артиллерийскими батареями, но подводная лодка снова ускользнула невредимой. [1]

Немецкие подводные лодки потопили два доминиканских торговых судна в мае 1942 года, после того как Доминиканская Республика вступила во Вторую мировую войну на стороне союзников. [16]

Нападения на корабли союзников

[ редактировать ]

SS Norlantic под американским флагом водоизмещением 3860 брутто-тонн — грузовое судно , которое было потоплено утром 13 мая в Карибском море подводной лодкой. Она перевозила случайный груз из Пенсаколы, штат Флорида, в Венесуэлу, когда на нее напала U-69 в 90 милях (78 морских миль ; 140 км ) к востоку от Бонэйра . В 03:38 Ю-69 — под командованием кптлт. Ульрих Граф — выпустил две торпеды из надводного положения. Обе торпеды промахнулись, поэтому Граф приказал своему экипажу сократить дальность до 2200 ярдов (2000 м) и открыть огонь из палубной пушки в 03:47. U-69 начала обстрел Норлантика , пытаясь скрыться с места происшествия. После нескольких попаданий американский корабль дал сигнал немцам прекратить огонь, чтобы они могли спастись из ада на своих спасательных плотах. Немцам не удалось сдержать огонь, пока были спущены две спасательные шлюпки, а затем в 04:11 они произвели удар, поразивший котельную Норлантика » « . Она затонула, унеся с собой шесть человек, двое мужчин погибли от торпеды и четверо - от обстрела. Выживший экипаж «Норлантика » затем несколько дней дрейфовал в море, прежде чем был спасен кораблями союзников.

Немецкие подводные лодки потопили два мексиканских танкера: « Потреро дель Льяно» 14 мая Райнхарда Сурена U -564 у берегов Флориды и «Фаха де Оро» 21 мая Раша Германа U-106 у Ки-Уэста . В результате двух нападений погибли шестнадцать человек. Это побудило Мексику объявить войну Германии 22 мая 1942 года.

SS Sylvan Arrow был танкером Standard Oil and Transportation Company во время Второй мировой войны, когда U-155 торпедировала его . Нападение произошло 20 мая к юго-западу от Гренады в Карибском море. Попытки отбуксировать его в порт не увенчались успехом, и он затонул 28 мая в позиции 12 ° 50 'северной широты и 67 ° 32' западной долготы.

Танкер SS Hagan был потоплен U-157 11 июня примерно в 5 милях (4,3 морских мили; 8,0 км) к северу от кубинского побережья. Американский корабль, на борту которого находились тысячи бочек патоки, получил удар в машинное отделение. Торпеда разрушила двигатели и вызвала взрыв котла, а через мгновение в корабль попала еще одна торпеда. Шесть человек погибли, 38 выживших добрались до берега. Двумя днями позже U-157 была потоплена авианосцем USCGC Thetis .

СС Сильван Эрроу в 1917 году.

U-171 водоизмещением 6511 брт атаковала мексиканский танкер SS Amatlan 4 сентября в позиции 23°27′ с.ш., 97°30′ з.д./23,45° с.ш., 97,5° з.д./23,45; -97,5. Мексиканцы уклонились от трех атак по две торпеды в каждой, прежде чем в финальной атаке были поражены одной. Аматлан ​​затонул вместе с 10 моряками, еще 24 моряка выжили.

11 сентября U-514 - под командованием кптл. Ганс-Юрген Ауфферманн — торпедировал вооруженный канадский паровой торговец SS Cornwallis у береговой линии Бриджтауна . Корабль затонул на мелководье после непродолжительного обмена, но был поднят и отбуксирован в Тринидад в декабре 1942 года, а затем отбуксирован в Мобил, штат Алабама , и прибыл 24 января 1943 года. Корабль был отремонтирован и возвращен в строй в августе 1943 года, но был торпедирован. во второй раз, на этот раз U-1230 3 декабря 1944 года в заливе Мэн , и затонул. [17] [18] [19]

5 июля 1943 года в 70 милях (61 милях; 110 км) к западу от Порт-Салюта , Гаити , U-759 столкнулась с пароходом Maltran под американским флагом , который был частью конвоя GTMO-134 . U-759 выпустила торпеды, и как минимум одна попала в судно. «Мальтран» затонула через 15 минут после удара, хотя вся ее команда выжила и спаслась от опасности в спасательных шлюпках.Позже экипаж был спасен авианосцем USS SC-1279 . 7 июля U-759 торпедировала голландский грузовой корабль Poelau Roebiah в составе конвоя TAG-70 . Корабль затонул к востоку от Ямайки , унеся жизни двух человек. Еще шестьдесят восемь человек были спасены. После затопления Поэлау Робиа U-759 на следующий день была преследована и атакована ВМС США. PBM Mariner Летающая лодка сначала сбросила на подлодку груз взрывчатки, а затем в течение семи часов американские надводные корабли атаковали этот район глубинной атакой, но U-759 ускользнула без повреждений и человеческих жертв.

Осевые суда

[ редактировать ]
Канадский пропагандистский плакат, изображающий абордаж U-94 28 августа 1942 года.

U-157 была потоплена 13 июня 1942 года береговой охраной США. Подводная лодка шла надводным курсом к юго-западу от Ки-Уэста, на позиции

 WikiMiniAtlas
24 ° 13' с.ш. 82 ° 03' з.д.  /  24,217 ° с.ш. 82,050 ° з.д.  / 24,217; -82,050 , когда его заметил USCGC Thetis . Немецкая подводная лодка погрузилась в воду и попыталась уйти, но «Тетида» получила гидролокационный контакт и начала атаку глубинными бомбами . Через несколько минут акция закончилась, когда экипаж береговой охраны заметил обломки и нефть. «Фетида» потопила U-157 .

через семь дней после побега от нападения на корабли союзников у Гаити 8 июля 1943 года U-759 Сообщается, что затонула; Послевоенные исследования показали, что только в результате нападения 23 июля она была фактически уничтожена. Американский PBM Mariner на приблизительной позиции

 WikiMiniAtlas
15 ° 58' с.ш. 73 ° 44' з.д.  /  15,967 ° с.ш. 73,733 ° з.д.  / 15,967; -73,733 бомбили [ нужны разъяснения ] и потопил лодку.

Немецкая подводная лодка U-158 у Бермудских островов в координатах:

 WikiMiniAtlas
32 ° 50' с.ш. 67 ° 28' з.д.  /  32,833 ° с.ш. 67,467 ° з.д.  / 32,833; -67,467 30 июня 1942 года был потоплен кораблем Martin PBM Mariner под командованием Ричарда Шредера. Глубинная бомба попала в палубу подводной лодки, но не взорвалась при ударе; он просто застрял в тиковой обшивке. Однако, когда подводная лодка погрузилась в воду, заряд взорвался после того, как субмарина опустила его на заданную глубину срабатывания.

Грузовое судно SS Robert E. Lee находилось под эскортом американского патрульного преследователя USS PC-566 в 45 милях (39 морских миль; 72 км) к югу от дельты реки Миссисипи 30 июля 1942 года. Внезапно в Ли попала торпеда , и PC-566 обнаружил атакующую U-166 . PC-566 выпустил по подводной лодке глубинные бомбы и потопил ее, хотя это произошло только после того, как было подтверждено затопление во время войны.

28 августа U-94 действовала против конвоя TAW 15 у берегов Гаити , когда была атакована американскими и канадскими эскортами. Сначала американский PBY пикировал и разбомбил подводную лодку, а затем канадские корветы HMCS Halifax и Snowberry атаковали . HMCS Oakville выпустила глубинные бомбы, которые вынудили подводную лодку всплыть на поверхность. Затем корвет дважды протаранил U-94 , прежде чем тот замедлился и остановился. Хэл Лоуренс возглавил абордаж из одиннадцати моряков из Оквилла , чтобы захватить лодку. Они поднялись на борт судна и вошли через боевую рубку. Через люк действительно прошли только двое канадцев, их удивили подбежавшие к ним двое немцев. Приказав остановиться, канадцы открыли огонь и убили атакующих немцев, когда те не смогли остановиться. Остальная часть экипажа сдалась без происшествий. Едва захватив судно, канадские моряки поняли, что немцы уже затопили судно и оно набирает воду. Канадцы покинули U-94 , и она затонула вместе с девятнадцатью членами своего экипажа; Оквилл спас 26 человек, в том числе командира оберлейтенанта Отто Итеса. [20]

U-162 была обнаружена и потоплена северо-востоку от Тринидада к Королевским флотом 3 сентября. Три британских эсминца — HMS Vimy , Pathfinder и Quentin — атаковали U-162 глубинными бомбами, убили двух немцев и потопили лодку. Еще сорок девять моряков выжили и стали военнопленными в США. Экипаж был допрошен и предоставил ценную информацию армии США. [ нужна ссылка ] Разведка о подводных лодках и их базе подводных лодок в Лорьяне. Немецкий шкипер — капрал. Юрген Ваттенберг — сбежал в конце 1944 года, но месяц спустя его снова поймали.

15 мая 1943 года кубинские грузовые суда «Камагуэй» и «Гондурасский Хэнкс» сопровождались тремя небольшими ВМС Кубы охотниками за подводными лодками из Сагуа-ла-Гранде в Гавану. Конвой приближался к Гаване в Мексиканском заливе, когда американский самолет-разведчик заметил немецкую подводную лодку. Самолет сбросил дымовой поплавок над U-176 , а кубинский охотник за подводными лодками CS-13 под командованием младшего лейтенанта Альфереса Дельгадо обнаружил вражеский корабль с помощью гидролокатора. CS-13 атаковал глубинными бомбами и быстро потопил подводную лодку, в результате чего погиб весь ее экипаж.

Союзные суда

[ редактировать ]
USAT Генерал-майор Генри Гиббинс перед Второй мировой войной

Французский подводный крейсер «Сюркуф» был на тот момент крупнейшей подводной лодкой в ​​мире. В американском отчете сделан вывод, что исчезновение произошло из-за случайного столкновения с американским грузовым судном Thomas Lykes недалеко от атлантической стороны Панамского канала 18 февраля 1942 года. Выживших не было. [21] Расследование французской комиссии пришло к выводу, что исчезновение стало следствием недоразумения. Объединенный PBY , патрулировавший те же воды в ночь с 18 на 19 февраля, мог атаковать Сюркуф , посчитав его немецким или японским. Эта теория могла быть подкреплена несколькими элементами.

SS George Calvert , однопушечный корабль «Либерти» , плыл у восточной части Кубы, когда был потоплен U-753 20 мая 1942 года. Десять человек погибли, когда в него попали три торпеды, затопив за считанные минуты. Выживший экипаж был схвачен немцами и допрошен, а затем освобожден в спасательных шлюпках. Трое вооруженных охранников [ нужны разъяснения ] были убиты, а выжившие добрались до кубинского берега.

23 июня невооруженный USAT генерал-майор Генри Гиббинс шел в одиночестве почти в 400 милях (350 миль; 640 км) к западу от Ки-Уэста, Флорида, когда на него напала U-158 . попали в нагруженный кофе Генри Гиббинс Две торпеды в течение 20 минут с левого борта, и вскоре он затонул. Весь ее 47 членов экипажа и 21 охранник армии США были спасены днем ​​позже.

SS Stephen Hopkins — американский вооружённый корабль «Либерти», сражавшийся во время Второй мировой войны. 27 сентября Стивен Хопкинс возвращался в Суринам из Кейптауна, когда на него напал вспомогательный крейсер « Стир» . Стивену Хопкинсу Немцы приказали одну 4-дюймовую (100-мм) пушку и несколько пулеметов остановиться, американцы отказались и открыли огонь из своей главной батареи. Затем американцы ввели в действие , и произошел короткий, но ожесточенный бой. Оба судна понесли потери, и к 10:00 американский корабль затонул. «Стир» также был сильно поврежден и больше не мог производить пар, поэтому ее командир затопил ее менее чем через два часа после победы над американским судном.

Военный корабль США « Эри» во время битвы за Карибское море

Американская канонерская лодка USS Erie сопровождала конвой TAG-20 в Карибском море между Тринидадом и заливом Гуантанамо , когда в ноябре 1942 года была атакована немецкой подводной лодкой в ​​10 милях к югу от Кюрасао. U-163 под командованием Курта-Эдуарда Энгельмана всплыла на поверхность и произвела три выстрела. торпеды в Эри . Американцы заметили подводную лодку и торпеды, а затем предприняли маневр уклонения. Двум из них Эри удалось избежать, но третий сбил его и серьезно повредил. Экипаж посадил ее на мель на ближайшем берегу, и она горела несколько часов, прежде чем пламя удалось взять под контроль. В результате нападения американские войска потеряли семь человек убитыми и одиннадцать ранеными. Позже «Эри» был отбуксирован в гавань Виллемстада на Кюрасао, но 5 декабря перевернулся и затонул.

Потери союзников по годам [22]
Год Корабли Тоннаж
1942 336 1,559,422
1943 35 177,945
1944 3 14,804

В художественной литературе

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Командование береговой артиллерии США на Арубе и Кюрасао во время Второй мировой войны. Журнал исследовательской группы береговой обороны, том 11, выпуск 2 .
  2. ^ «Война подводных лодок в Карибском море: упущенные возможности» .
  3. Один из военно-морских источников США называет разные даты сражения. См. Смит, командующий К. Альфонсо, Военно-морской резерв США, «Битва за Карибское море» , Труды Военно-морского института США , Vol. 80/9/619, сентябрь 1954 г.: «Битва за Карибское море длилась девять с половиной месяцев — с 16 февраля 1942 г. по 30 ноября 1942 г.».
  4. ^ Келшалл, Гейлорд Т.М. Война подводных лодок в Карибском море, Издательство Военно-морского института США (1994) ISBN   1-55750-452-0 стр. 7–22.
  5. ^ Библиотека военно-морского ведомства: строительство баз ВМФ во Второй мировой войне, история Бюро верфей и доков и Инженерного корпуса1940–1946, Том II, Часть III, Передовые базы: Глава XVIII: Базы в Южной Америке и Карибском бассейне, включая Бермудские острова.
  6. ^ Келшалл, Гейлорд Т.М. Война подводных лодок в Карибском море, Издательство Военно-морского института США (1994) ISBN   1-55750-452-0 стр. 7–18.
  7. ^ Скарборо, Уильям Э. «Нейтралитвный патруль: чтобы уберечь нас отВторая мировая война?», стр. 18–23 Новости морской авиации , март – апрель 1990 г.
  8. ^ Келшалл, Гейлорд Т.М. Война подводных лодок в Карибском море, Издательство Военно-морского института США (1994) ISBN   1-55750-452-0 стр. 4–24.
  9. ^ Келшалл, Гейлорд Т.М. Война подводных лодок в Карибском море, Издательство Военно-морского института США (1994) ISBN   1-55750-452-0 стр. 26–33.
  10. ^ «Снаряды на Арубе» , Время , 23 февраля 1942 г., заархивировано из оригинала 10 декабря 2007 г. , получено 9 декабря 2007 г.
  11. ^ Сения, Роберт Л. (1987), Латинская Америка: Военно-морская история 1810–1987 , Аннаполис, Мэриленд, США: Naval Institute Press , ISBN  0-87021-295-8 , OCLC   15696006
  12. ^ Келшалл, Гейлорд Т.М. Война подводных лодок в Карибском море, Издательство Военно-морского института США (1994) ISBN   1-55750-452-0 стр. 26–68.
  13. ^ Блэр, Война подводных лодок Клея Гитлера: Охотники 1939–1942 Random House (1996) ISBN   0-394-58839-8 стр. 503–513.
  14. ^ Келшалл, Гейлорд Т.М. Война подводных лодок в Карибском море, Издательство Военно-морского института США (1994) ISBN   1-55750-452-0 стр.67
  15. ^ «Пуэрториканский остров, обстрелянный врагом». «Нью-Йорк Таймс» , 4 марта 1942 года.
  16. ^ «Кампании в Карибском море и Мексиканском заливе» .
  17. ^ Нерассказанные Карибские войны . Издательство Вест-Индского университета . 2007. ISBN  978-976-640-203-7 .
  18. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Корнуоллис (Торговец Steam)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 20 февраля 2014 г.
  19. ^ Подводная война в Карибском море . Издательство Военно-морского института. 1994. ISBN  1-55750-452-0 .
  20. ^ Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа VIIC Ю-94» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 26 декабря 2014 г.
  21. ^ Келшалл, Гейлорд Т.М. Война подводных лодок в Карибском море, Издательство Военно-морского института США (1994) ISBN   1-55750-452-0 стр.68
  22. ^ Конн, Стетсон; Энгельман, Роуз К.; Фэйрчайлд, Байрон. Охрана Соединенных Штатов и их аванпостов, Глава XVI: Карибский бассейн в военное время . Центр военной истории армии США . п. 430.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Беркусон, Дэвид Дж.; Хервиг, Хольгер Х. (2014). Долгая ночь танкеров: война Гитлера против карибской нефти . За пределами границ: серия канадских оборонных и стратегических исследований. Том. 4. Калгари: Издательство Университета Калгари. ISBN  9781552387603 .
  • Виберг, Эрик (30 июня 2016 г.). Подводные лодки на Багамах . Кирпичная башня Пресс. ISBN  978-1899694624 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 18f320b15a07c2ea8ba8a1b4366fd945__1712295240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/45/18f320b15a07c2ea8ba8a1b4366fd945.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of the Caribbean - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)