Конвой QS-33
Конвой QS 33 | |||||
---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны , Битва за Атлантику , Битва на реке Святого Лаврентия. | |||||
| |||||
Воюющие стороны | |||||
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() | ||||
Командиры и лидеры | |||||
BdU : Адмирал Карл Дёниц Эберхард Хоффманн Пол Хартвиг | Э.Г. Скиннер | ||||
Сила | |||||
2 подводные лодки |
8 торговых судов 5 сопровождающих | ||||
Жертвы и потери | |||||
4 торговца затонули 1 эскорт затонул |
Convoy QS 33 — торговый конвой торговых судов во время Второй мировой войны . Это был один из номерных конвоев QS, Квебека следовавших в Сидней из . Конвой подвергся нападению в первые месяцы битвы на реке Святого Лаврентия , на реке Святого Лаврентия и в заливе Святого Лаврентия , когда немецкие подводные лодки совершали специальные набеги вглубь канадских вод. Конвой был обнаружен 6 сентября 1942 года U-165 , которая затем уничтожила два корабля конвоя, а U-517 уничтожила три.
Фон
[ редактировать ]Конференция Св. Лаврентия в марте 1942 года рассмотрела планы создания конвоев Квебек-Сидней для защиты от подводных лодок в заливе Св. Лаврентия и на реке Св. Лаврентия , а также создание базы в Гаспе, Квебек, для патрульных сил Св. Лаврентия. по имени Гаспе Форс. [ 1 ] Однако к весне 1942 года единственным сдерживающим фактором на острове Святого Лаврентия было воздушное патрулирование. В начале мая на остров Святого Лаврентия прибыла первая подводная лодка U-553 . Он вошел в залив Святого Лаврентия и потопил два торговых судна. [ 2 ]
После атак все независимые рейсы были отменены и была принята система конвоев QS-SQ. [ 2 ] В результате потерь торговых судов в Атлантическом океане многие медленные озерные грузовые суда, построенные для судоходства по Великим озерам , были введены в эксплуатацию для снабжения портов Св. Лаврентия. Большое количество медленных кораблей не позволяло использовать медленные и быстрые торговые конвои, в результате чего все конвои имели одинаковую скорость с максимальной скоростью 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час). [ 3 ] Это не остановило атаки подводных лодок: U-132 потопила три корабля QS-15 6 июля . Один корабль в QS-19 был поврежден U-132 20 июля, а U-517 потопила американский военный корабль Chatham 27 августа, после чего потопила торговое судно в заливе Форто . [ 2 ]
Корабли в конвое
[ редактировать ]Торговые корабли союзников
[ редактировать ]Всего к конвою присоединились восемь торговых судов либо в Квебеке , либо позже в ходе короткого рейса. [ 4 ] Конвой состоял из восьми торговых судов, разделенных на две колонны по четыре человека. [ 5 ] Конвой отправился с острова Бик в Квебеке во второй половине дня 6 сентября. Компания Aeas перевозила груз древесины и стали, направлявшийся в Соединенное Королевство. [ 6 ] Горы Пинд и Тайгет были загружены генеральным грузом, а были закреплены танки на палубе для Соединенного Королевства. [ 7 ] Октон вез уголь из Сандаски, штат Огайо, в Корнер-Брук, Ньюфаундленд . [ 8 ]
Имя | Флаг | Тоннаж (GRT) | Примечания |
---|---|---|---|
Возраст (1915) | ![]() |
4,729 | Потоплен U-165. |
Бенкас (1943) | ![]() |
1,445 | |
Конисклифф Холл (1928) | ![]() |
1,905 | |
Джон С. Пиллсбери (1943) | ![]() |
7,176 | |
Гора Пинд (1920) | ![]() |
5,729 | Потоплен U-517. |
Гора Тайгет (1921 г.) | ![]() |
3,286 | Потоплен U-517. |
Октон (1923) | ![]() |
1,272 | Потоплен U-517. |
Пенетанг | ![]() |
Сопровождение конвоя
[ редактировать ]Узнав об атаках в канадских водах в первые недели битвы при Св. Лаврентии, несколько вооруженных военных кораблей сопровождали конвой в разное время во время его короткого путешествия. [ 4 ] Корвет « Эрроухед » с командиром эскорта командиром Э.Г. Скиннером на борту и тральщик «Труро» располагались соответственно по левому и правому борту головного торгового судна. Моторный катер Q-083 располагался в передней части конвоя, а Q-065 - за кормой последнего торгового судна. [ 5 ] Помимо военно-морского эскорта, три «Хадсон» легких бомбардировщика , действовавшие с аэродрома Мон-Жоли, обеспечивали прикрытие с воздуха в светлое время суток. [ 6 ]
Имя | Флаг | Тип | Присоединился | Левый |
---|---|---|---|---|
HMCS Стрелка | ![]() |
класса «Цветок» Корвет | 6 сентября 1942 г. | 10 сентября 1942 г. |
HMCS Енот | ![]() |
Вооруженная яхта | 6 сентября 1942 г. | Потоплен U-165 7 сентября 1942 г. |
HMCS Труро | ![]() |
Бангор класса Тральщик | 6 сентября 1942 г. | 10 сентября 1942 г. |
ХМКМЛ Q-083 | ![]() |
Запуск двигателя Fairmile B | 6 сентября 1942 г. | 10 сентября 1942 г. |
ХМКМЛ Q-065 | ![]() |
Запуск двигателя Fairmile B | 6 сентября 1942 г. | 10 сентября 1942 г. |
Боевой
[ редактировать ]Когда 6 сентября конвой проезжал мимо маяка в Кап-Ша, Квебек , он вошел в зону ограниченной видимости и подвергся атаке немецкой подводной лодки U-165 , которая следила за конвоем. [ 5 ] [ 9 ] Дождавшись наступления темноты, подводная лодка нацелилась на Эаса и впервые выпустила торпеды около 23:00. Эас занимал самую северную торговую позицию в колонне в первом ряду. [ 10 ] Две торпеды застряли в миделе торгового судна: одна в топливном бункере, другая в трюме №3. [ 6 ] [ 9 ] В ответ на удар торпеды «Эрроухед» перешел на полную скорость и начал стрелять звездчатыми снарядами . Труро начал поиски на предполагаемом пути торпеды, но ничего не нашел. [ 9 ] Труро Асдик вышел из строя в ночь перед атакой и не был полностью работоспособен, а -083 асдик-система Q вышла из строя за несколько часов до атаки. [ 11 ] Когда Эас затонул, холодная речная вода залила горячие котлы корабля, в результате чего они взорвались. Эас затонул за четыре минуты, примерно в 5 милях (8,0 км) к северо-западу от Кап-Шата. [ 5 ] [ 9 ] После взрыва четыре судна конвоя разбежались, ища убежища на мелководье ближе к берегу. Труро чуть не был сбит бегущими торговцами и был вынужден уклониться. [ 9 ] [ 10 ] «Эрроухед» тоже проследил предполагаемый путь торпеды. Ничего не обнаружив, корвет сбросил четыре комплекта глубинных бомб . Однако немецкая подводная лодка уже двинулась дальше. [ 12 ] После 40 минут поисков Arrowhead вернулся к месту Эаса затопления и остановился, чтобы подобрать выживших. Енот экранировал корвет во время операции. После 30 минут, потраченных на восстановление оставшегося экипажа торгового судна, «Эрроухед» вернулся на позицию во главе конвоя, а Раккун занял позицию позади конвоя по левому борту. [ 12 ] [ 13 ] 29 из 31 члена экипажа « Аеаса » были восстановлены. [ 14 ] [ 15 ] К 01:00 7 сентября «Эрроухед» вернулся на свою позицию во главе конвоя. [ 13 ]
В 02.10 по всей колонне раздались два взрыва и короткий свисток. [ а ] Сопровождающие считали, что это Раккун сбросил глубинные бомбы на предполагаемого контакта. Q-065 позже сообщил, что видел два столба белой воды в заливе Святого Лаврентия. [ 15 ] «Эрроухед» развернулся и направился к позиции «Раккуна » в обороне конвоя, но не обнаружил никаких следов корабля в плохой видимости, а «Раккун» не был оборудован радиотелефоном. [ 16 ] [ 17 ] Не сумев найти корабль, Arrowhead прервала поиски, поскольку эскорт конвоя имел приоритет, и вернулся на свою позицию во главе конвоя. [ 18 ]
Конвой плыл до рассвета, когда его снова подобрала подводная лодка, на этот раз U-517 . [ 19 ] Плохая погода в то утро помешала провести запланированный воздушный поиск места Енота исчезновения . Корвет HMCS Shawinigan был отправлен на морские поиски. [ 20 ] 7 сентября Октон , который был одним из торговцев, сбежавших из конвоя во время нападения на Эас , был обнаружен патрульным самолетом, следовавшим вдоль побережья Гаспе. Самолет приказал торговцу вернуться в колонну. Не зная, где находится конвой, Q-083 был отправлен сопровождать торговца обратно в конвой. [ 11 ] [ 21 ]
U-517 потребовался почти целый день, чтобы занять позицию после приема сообщений об успехе в борьбе с конвоем от U-165 . [ 19 ] К 15:00 дождь снова ухудшил видимость, и прикрытие с воздуха было снято. [ 22 ] В это время тральщику HMCS Vegreville , сопровождавшему торговца «Сарнолит» , было приказано присоединиться к конвою. В 17:15 у пункта Гаспе U-517 пропустила над собой конвой, а затем выпустила три торпеды по трем торговцам, плывшим близко друг к другу. [ 7 ] [ 22 ] Торпеды поразили купеческие горы Пинд , Октон и гору Тайгет один за другим . Через 15 минут после торпедирования все три торговца затонули. Q-083 забрал в общей сложности 78 выживших с трех кораблей, а затем высадил их в Гаспе. [ 23 ] Другие эскорты, в том числе Вегревиль, начали сбрасывать глубинные бомбы, пытаясь помешать U-517 нацелиться на последний корабль конвоя Бенкас . Они не вступили в контакт с U-517 ; однако, пытаясь отвлечь эскорт, U-517 запустила Pillenwerfer , подводный шумогенератор, предназначенный для того, чтобы скрыть подводную лодку от операторов ASDIK. [ 11 ] [ 24 ] U-517 получила некоторые повреждения внешнего корпуса в результате атаки глубинной бомбы, но сумела уйти. [ 25 ] В 16:55 «Эрроухед» приказал катерам Fairmile забрать выживших. Бенкаса отправили в Гаспе в Труро и Сарнолита Вегревиля . сопровождении [ 11 ] [ 26 ] «Эрроухед» продолжал поиск подводной лодки на подходах к Гаспе при поддержке «Фэрмайлов», а позже к ним присоединились два самолета, тральщик HMCS Chedabucto и корветы HMCS Weyburn и HMCS Hepatica . [ 11 ] Эрроухед и Фэрмайлз вернулись в Гаспе в 20:30. [ 26 ]
После выгрузки выживших конвой должен был продолжить путь в Сидней. Однако капитан «Бенкаса» отказался отплывать ночью. Рано утром 8 сентября Сарнолит отплыл с Вегревиллем в Сидней, а после рассвета последовал Бенкас с Эрроухедом и Труро . [ 11 ] Конвой прибыл в Сидней 10 сентября. [ 4 ]
Последствия
[ редактировать ]Начиная с 8 сентября командование Гаспе усилило патрулирование в заливе Св. Лаврентия. Двенадцать военных кораблей прочесывали воды пролива Гаспе до 10 сентября. Восточное авиационное командование RCAF за три дня отправило 46 патрулей над Персидским заливом. 113-я эскадрилья RCAF направила три легких бомбардировщика «Хадсон», чтобы обосноваться на тренировочном аэродроме в Чатеме, Нью-Брансуик . Улучшенное покрытие Персидского залива дало немедленные результаты, когда «Гудзон» заметил подводную лодку в 22 милях (35 км) к югу от восточной оконечности острова Антикости . «Хадсон» обстрелял подводную лодку и подверг ее глубинной атаке, не причинив повреждений. Атака U-165 отбросила подводную лодку на запад, в реку Святого Лаврентия. [ 27 ]
В результате атак к конвоям в заливе Св. Лаврентия были направлены дополнительные военно-морские подкрепления. Сопровождение QS-33 оказалось недостаточно сильным, в результате чего Королевский флот Канады заказал два британских класса River, эсминца приписанных к Западным местным эскортным силам, в Персидский залив. Они были оснащены улучшенным радаром и могли легче обнаруживать подводные лодки. Отправление QS-34 было отложено, чтобы успеть прибыть первый эсминец. [ 28 ] О пропаже Енота было объявлено 10 сентября, после того как все попытки найти судно и связаться с ним были исчерпаны. Общественность узнает о затоплении только 13 сентября, и даже тогда общественности не сообщили, где Енот . пропал [ 29 ] [ б ] Позже записи показали, что U-165 утверждала, что потопила Раккуна . [ 16 ] Позже на берег выбросило обломки корабля и одно тело. [ 17 ]
Две немецкие подводные лодки продолжали топить корабли в Персидском заливе и на реке Святого Лаврентия, потопив корвет HMCS Charlottetown 11 сентября, а также 15 и 16 сентября, три торговых судна были потоплены и еще два повреждены. [ 17 ] Эти потери и QS-33 способствовали решению канадского правительства закрыть Персидский залив и реку Святого Лаврентия для морского судоходства. 9 сентября канадское правительство сообщило своим союзникам , что все зарубежные суда, направляющиеся в порты на реке Святого Лаврентия, будут перенаправлены в Сент-Джон, Нью-Брансуик , Сидней или Галифакс, Новая Шотландия . Кроме того, правительство намеревалось закрыть серию конвоев QS в течение двух недель. [ 30 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шулл 1961 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б с Милнер 2010 , стр. 105–107.
- ^ Сарти 2012 , стр. 92–93.
- ^ Jump up to: а б с «Конвой» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 24 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хэдли 1985 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б с Сарти 2012 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , с. 149.
- ^ Гринфилд 2004 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б с д и Гринфилд 2004 , стр. 82–84.
- ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сарти 2012 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б Гринфилд 2004 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , с. 186.
- ^ Гринфилд 2004 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б с Дарлингтон и Макки 1996 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б с Дарлингтон и Макки 1996 , с. 67.
- ^ Гринфилд 2004 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б Сарти 2012 , с. 148.
- ^ Гринфилд 2004 , с. 89.
- ^ Гринфилд 2004 , стр. 90, 101.
- ^ Jump up to: а б Гринфилд 2004 , с. 101.
- ^ Хэдли 1985 , с. 119.
- ^ Гринфилд 2004 , стр. 106–107.
- ^ Гринфилд 2004 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Гринфилд 2004 , с. 108.
- ^ Сарти 2012 , стр. 151–152.
- ^ Сарти 2012 , с. 152.
- ^ Гринфилд 2004 , стр. 89–90.
- ^ Сарти 2012 , с. 153.
Библиография
[ редактировать ]- Дарлингтон, Роберт А.; Макки, Фрейзер (1996). Канадские военно-морские хроники 1939–1945: успехи и потери канадского флота во Второй мировой войне . Сент-Катаринс, Онтарио: Vanwell Publishing. ISBN 1-55125-032-2 .
- Гринфилд, Натан М. (2004). Битва при реке Святого Лаврентия: Вторая мировая война в Канаде . Торонто: HarperCollins Publishers Limited. ISBN 0-00-200664-2 .
- Хэдли, Майкл Л. (1985). Подводные лодки против Канады: немецкие подводные лодки в водах Канады . Монреаль, Квебек и Кингстон, Онтарио: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 0-7735-0811-2 .
- Милнер, Марк (2010). ВМС Канады: первый век (второе изд.). Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-0-8020-9604-3 .
- Сарти, Роджер (2012). Война на острове Святого Лаврентия: забытые сражения подводных лодок на берегах Канады . Торонто: Группа Пингвинов. ISBN 978-0-670-06787-9 .
- Шулль, Джозеф (1961). Далекие корабли: официальный отчет о канадских военно-морских операциях во Второй мировой войне . Оттава: Королевский принтер. OCLC 19974782 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История QS-33 на сайте ветеранов.gc.ca. Архивировано 10 мая 2015 г. на Wayback Machine.