Jump to content

Конвой СК 42

Конвой
Часть Второй мировой войны
Дата 9–12 сентября 1941 г.
Расположение
Результат немецкая победа
Воюющие стороны
 Военно-морской  Королевский флот
 Королевский канадский флот
Командиры и лидеры
Адмирал Карл Дёниц Коммуник: адмирал У. Б. Маккензи
ЗОЕ: Лейтенант-командир. Джей Си Хиббард
Сила
Маркграф Группа
14 подводных лодок
65 торговых судов
4 сопровождающих
Жертвы и потери
2 подводные лодки потоплены Потоплено 16 торговых судов (68 259 тонн).
Повреждено 4 корабля (14 132 тонны)

42 был 42-м из пронумерованных серий времен Второй мировой войны медленных конвоев судов торговых из Сиднея Конвой SC , острова Кейп -Бретон в Ливерпуль . [ 1 ] SC 42 подвергался атакам в течение трех ночей в сентябре 1941 года, потеряв 16 кораблей потопленными и 4 поврежденными. Это была самая большая потеря союзников после нападения на конвой SC 7 в прошлом году. Две атакующие подводные лодки были уничтожены.

Шестьдесят пять кораблей покинули Сидней (Новая Шотландия) 30 августа 1941 года. [ 2 ] под местным эскортом направлялся в Ливерпуль. Командиром конвоя в Эверли был контр-адмирал У. Б. Маккензи . Неделю спустя их встретила к востоку от пролива Бель-Айл канадская 24-я эскортная группа, состоящая из типа «Ривер» эсминца «Скина» (лейтенант-командир Дж. К. Хиббард, старший офицер) и класса «Цветок» корветов «Альберни » , «Кеногами» и «Ориллия» . [ 3 ] Корветы Chambly и Moose Jaw проводили учения на пути конвоя под руководством командира Джеймса Д. Прентиса , RCN, и были готовы усилить эскорт, когда конвой вошел в район, где, как известно, ждали подводные лодки. [ 4 ]

Против них выступила «Маркграф» волчья стая — группа из 14 подводных лодок , стоявшая на патрульной линии к юго-востоку от Гренландии .

Действие

[ редактировать ]

Утром 9 сентября U-85 заметила конвой у мыса Фэрвелл в Гренландии и совершила неудачную торпедную атаку. [ 3 ] Затем она начала слежку, в то время как другие лодки Маркграфа приблизились. В ту ночь на южной стороне конвоя взошла луна, и U-432 торпедировала силуэт британского грузового корабля 5229-GRT Muneric . Мунерик и ее груз в 7000 тонн железной руды быстро затонули вместе со всеми 63 членами ее экипажа. [ 5 ] Кеногами начал стрельбу по надводной подводной лодке, не имея возможности использовать звездчатый снаряд или безвспышечный порох, и быстро потерял контакт, поскольку экипаж потерял ночное зрение из-за вспышки выстрела. [ 5 ]

В течение следующих получаса конвой совершил два аварийных разворота, поскольку корабли конвоя сообщили, что заметили еще три надводные подводные лодки. [ 6 ] Девяносто минут спустя еще один поворот аварийного конвоя застал Скину, преследующую на большой скорости контакт. Маневрируя, чтобы избежать столкновения, Скина обогнала надводную подводную лодку, идущую встречным курсом, и была обстреляна кораблями конвоя так близко, что Скины не могли быть нажаты для стрельбы. орудия [ 7 ] U-652 торпедировала Бэрона Пентленда и Тахчи Во время волнения . Танкер Tahchee был отбуксирован обратно в порт компанией Orillia. [ 3 ] » водоизмещением 3410 брт но британское грузовое судно «Барон Пентленд затонуло с 1512 стандартами пиломатериалов и двумя членами экипажа. [ 8 ]

Очередной экстренный поворот конвоя принес два часа тревожной тишины, пока Ориллия помогала Тахчи и искала выживших за кормой конвоя. [ 7 ] Затем U-432 » водоизмещением 3205 брт торпедировала голландское грузовое судно « Винтерсвейк водоизмещением 1113 брт и норвежское грузовое судно « Старгард» . [ 7 ] Грузовое судно «Регин» остановилось, чтобы спасти выживших членов «Звездной стражи » , и открыло огонь по всплывшей подводной лодке. [ 7 ] Пока Скина и Кеногами искали подводные лодки в районе пострадавших Винтерсвейка и Старгарда , U-81 торпедировала британское грузовое судно 3252-GRT «Салли Маерск» , и конвой сделал еще один аварийный разворот, чтобы избежать всплывшей подводной лодки. [ 9 ] U-82 проекта 7465-GRT торпедировала британский САМ корабль Empire Hudson [ 3 ] менее чем через два часа после того, как Скина вернулась на станцию ​​впереди конвоя. [ 9 ]

Дневной свет 10 сентября принес конвою несколько наблюдений с помощью перископа и аварийные развороты, прежде чем U-85 торпедировала британский грузовой корабль 4748-GRT Thistleglen . [ 10 ] Скина и Алберни контратаковали и повредили U-85 глубинными бомбами. [ 3 ] Тистлеглен затонула с 5200 тоннами стали, 2400 тоннами чугуна и тремя членами экипажа. [ 8 ]

Вечером того же дня U-82 торпедировала британский танкер проекта 7519-GRT Bulysses . [ 3 ] Затем U-82 торпедировала британское грузовое судно Gypsum Queen водоизмещением 3915-GRT вскоре после того, как конвой приказал аварийно развернуться. [ 11 ] «Гипсовая королева» быстро затонула с 5500 тоннами серы и десятью членами экипажа. [ 8 ] «Бюлис» затонул с 9300 тоннами дизельного топлива и четырьмя членами экипажа. [ 8 ] Другие корабли конвоя спасли выживших. [ 11 ] Корветы Chambly и Moose Jaw наблюдали за фейерверками этих атак и застали врасплох U-501, направлявшуюся для усиления эскорта. [ 3 ] U-501 сначала подверглась глубинной бомбе Чамбли , а затем протаранила Moose Jaw, когда поврежденная подводная лодка всплыла на поверхность. Капитан U-501 прыгнул из боевой рубки на Moose Jaw ; палубу и Мус-Джо отправили абордаж, чтобы войти на подводную лодку. Одиннадцать немцев и один из канадского абордажа (Стокер Уильям Браун) погибли при затоплении U-501 . [ 12 ] U-501 была первой подводной лодкой, потопленной канадским эскортом. [ 13 ]

Сразу после полуночи 10/11 сентября U-207 торпедировала британский грузовой корабль 4924-GRT Berury и британский грузовой корабль 4815-GRT Stonepool , в то время как Chambly и Moose Jaw атаковали U-501 . Затем U-432 GRT 1231-GRT торпедировала шведский грузовой корабль , а два часа спустя U-82 торпедировала британский грузовой корабль Empire Crossbill 5463- GRT и шведский грузовой корабль Scania 1980-GRT , пока Альберни , Кеногами и Мус Джоу спасали выживших в Берури и Стоунпуле. . [ 3 ] [ 14 ] U-43 безуспешно выпустила торпеды, U-433 повредила норвежское грузовое судно водоизмещением 2200 брт Bestum , U-202 потопила искалеченную Scania , а U-105 потопила отставший корабль Montana под панамским флагом . [ 15 ]

HMS Лемингтон

11 сентября эскорт был усилен военно-морским траулером Buttermere и корветами класса Flower HMCS Wetaskiwin , HMCS Mimosa и HMS Gladiolus из конвоя HX 147, а также 2-й эскортной группой, состоящей из типа Адмиралтейства лидера флотилии HMS Douglas (командир У.Э. Бэнкс). старший офицер), эсминец класса Town HMS Leamington , V и Эсминец W-класса HMS Veteran и эсминцы S-класса HMS Skate и HMS Saladin . [ 3 ] Лимингтон и Ветеран сбросили 21 глубинную бомбу во второй половине дня 11 сентября, расследуя сообщение самолета берегового командования британских ВВС о подводной лодке, идущей впереди конвоя. Послевоенный анализ показал, что их атаки, вероятно, уничтожили U-207 . [ 3 ]

Последствия

[ редактировать ]

С прибытием этих подкреплений дальнейшие атаки Маркграфа были подавлены. Хотя группа продолжала слежку, она не смогла предпринять дальнейшие нападения.

Прибытие 12 сентября военно-морского траулера Windermere и эсминцев типа Town St. Croix из конвоя SC 41 и Columbia из конвоя HX 147 позволило оставшимся первоначальным эскортам Skeena , Alberni и Kenogami уйти на дозаправку. [ 3 ] 13 сентября эсминцы 2-й эскортной группы отправились на дозаправку после прибытия американских эсминцев Sims , Hughes и Russell . [ 3 ] Последний инцидент в ходе рейса произошел три дня спустя, когда U-98 торпедировала 4392-тонное британское грузовое судно «Джедмор», когда конвой приближался к Северному проливу ближе к вечеру 16 сентября. [ 13 ]

Конвой SC 42 прибыл в Ливерпуль 20 сентября 1941 года. Шестнадцать кораблей общим водоизмещением 68 259 брт были потоплены и четыре корабля (14 132 брт) повреждены. Один корабль повернул назад. Сорок четыре корабля прибыли благополучно и невредимыми, а две подводные лодки были уничтожены, хотя одно из этих затоплений не было подтверждено до окончания войны.

Таблица потерь

[ редактировать ]

[ 8 ]

Корабли союзников потоплены

[ редактировать ]
Дата Время Имя Флаг Потери Тоннаж (GRT) Груз Потоплен...
9 сентября 1941 г. 06:55 Империя Спрингбак  Великобритания 42 5,591 Сталь и взрывчатка Ю-81
9 сентября 1941 г. 21:37 Мунерич  Великобритания 63 5,229 Железная руда Ю-432
9 сентября 1941 г. 23:48 Барон Пентленд  Великобритания 2 3,410 Пиломатериалы Ю-432
10 сентября 1941 г. 02:10 Винтерсвейк  Нидерланды 20 3,205 Фосфаты Ю-432
10 сентября 1941 г. 02:10 Старгард  Норвегия 2 1,113 Пиломатериалы Ю-432
10 сентября 1941 г. 02:45 Салли Маерск  Великобритания 0 3,252 Пшеница Ю-81
10 сентября 1941 г. 05:04 Эмпайр Хадсон  Великобритания 4 7,456 Пшеница Ю-82
10 сентября 1941 г. 10:30 Тисттлеглен  Великобритания 3 4,748 Сталь и чугун Ю-85
10 сентября 1941 г. 20:57 Булиссы  Великобритания 4 7,519 Газойль Ю-82
10 сентября 1941 г. 21:00 Гипсовая Королева  Великобритания 10 3,915 сера Ю-82
11 сентября 1941 г. 00:10 Каменный пруд  Великобритания 42 4,815 Зерно, овес и грузовики У-207
11 сентября 1941 г. 00:10 Берури  Великобритания 1 4,924 Общий У-207
11 сентября 1941 г. 02:10 Скания  Швеция 0 1,980 Пиломатериалы Ю-82
11 сентября 1941 г. 02:10 Империя Клест  Великобритания 49 5,463 Сталь Ю-82
11 сентября 1941 г. 02:30 Длина  Швеция 6 1,231 Пиломатериалы Ю-432
16 сентября 1941 г. 19:00 Джедмор  Великобритания 31 4,392 Железная руда Ю-98

Подводные лодки уничтожены

[ редактировать ]
Дата Число Тип Капитан Потери Судьба ударил...
10 сентября 1941 г. У-501 IX К/Л Хьюго Фёрстер [ 16 ] 12 Разрушен HMCS Chambly (K116) и HMCS Moose Jaw (K164)
11 сентября 1941 г. У-207 VIIC К/Л Фриц Мейер [ 17 ] 41 Разрушен HMS Leamington (G19) и HMS Veteran (D72)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гаага, 2000, стр. 133.
  2. ^ Гаага, 2000, стр. 135.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Ровер и Хуммельхен, 1992, стр.82.
  4. ^ Милнер 1985, стр.67-8.
  5. ^ Перейти обратно: а б Милнер 1985 стр.68
  6. ^ Милнер 1985, стр. 68-9.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Милнер 1985 стр.69
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Гаага 2000 г. стр. 136
  9. ^ Перейти обратно: а б Милнер 1985 стр.70
  10. ^ Милнер 1985 стр.71
  11. ^ Перейти обратно: а б Милнер 1985, стр. 71-2.
  12. ^ Милнер 1985, стр.72-3.
  13. ^ Перейти обратно: а б Блэр 1996 стр.364
  14. ^ Милнер 1985 стр.73
  15. ^ Блэр 1996 стр.363
  16. ^ «Хуго Фёрстер» . www.uboat.net . Проверено 22 октября 2013 г.
  17. ^ «Фриц Мейер» . www.uboat.net . Проверено 22 октября 2013 г.
  • Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война — Охотники 1939–1942 гг . Случайный дом. ISBN  0-394-58839-8 .
  • Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-019-3 .
  • Милнер, Марк (1985). Североатлантический забег . Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-450-0 .
  • Ровер, Дж.; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-105-Х .
  • Эдвардс, Бернард (1995). Атакуй и топи!: битва за конвой SC42 . Уимборнский собор, Дорсет: Новая гильдия. ISBN  1-89969-440-4 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b844ae0a9519d72958bfd6ac08fee60c__1719449280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/0c/b844ae0a9519d72958bfd6ac08fee60c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Convoy SC 42 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)