Конвой СК 42
Конвой | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Адмирал Карл Дёниц |
Коммуник: адмирал У. Б. Маккензи ЗОЕ: Лейтенант-командир. Джей Си Хиббард | ||||||
Сила | |||||||
Маркграф Группа 14 подводных лодок |
65 торговых судов 4 сопровождающих | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 подводные лодки потоплены |
Потоплено 16 торговых судов (68 259 тонн). Повреждено 4 корабля (14 132 тонны) |
42 был 42-м из пронумерованных серий времен Второй мировой войны медленных конвоев судов торговых из Сиднея Конвой SC , острова Кейп -Бретон в Ливерпуль . [ 1 ] SC 42 подвергался атакам в течение трех ночей в сентябре 1941 года, потеряв 16 кораблей потопленными и 4 поврежденными. Это была самая большая потеря союзников после нападения на конвой SC 7 в прошлом году. Две атакующие подводные лодки были уничтожены.
Фон
[ редактировать ]Шестьдесят пять кораблей покинули Сидней (Новая Шотландия) 30 августа 1941 года. [ 2 ] под местным эскортом направлялся в Ливерпуль. Командиром конвоя в Эверли был контр-адмирал У. Б. Маккензи . Неделю спустя их встретила к востоку от пролива Бель-Айл канадская 24-я эскортная группа, состоящая из типа «Ривер» эсминца «Скина» (лейтенант-командир Дж. К. Хиббард, старший офицер) и класса «Цветок» корветов «Альберни » , «Кеногами» и «Ориллия» . [ 3 ] Корветы Chambly и Moose Jaw проводили учения на пути конвоя под руководством командира Джеймса Д. Прентиса , RCN, и были готовы усилить эскорт, когда конвой вошел в район, где, как известно, ждали подводные лодки. [ 4 ]
Против них выступила «Маркграф» волчья стая — группа из 14 подводных лодок , стоявшая на патрульной линии к юго-востоку от Гренландии .
Действие
[ редактировать ]Утром 9 сентября U-85 заметила конвой у мыса Фэрвелл в Гренландии и совершила неудачную торпедную атаку. [ 3 ] Затем она начала слежку, в то время как другие лодки Маркграфа приблизились. В ту ночь на южной стороне конвоя взошла луна, и U-432 торпедировала силуэт британского грузового корабля 5229-GRT Muneric . Мунерик и ее груз в 7000 тонн железной руды быстро затонули вместе со всеми 63 членами ее экипажа. [ 5 ] Кеногами начал стрельбу по надводной подводной лодке, не имея возможности использовать звездчатый снаряд или безвспышечный порох, и быстро потерял контакт, поскольку экипаж потерял ночное зрение из-за вспышки выстрела. [ 5 ]
В течение следующих получаса конвой совершил два аварийных разворота, поскольку корабли конвоя сообщили, что заметили еще три надводные подводные лодки. [ 6 ] Девяносто минут спустя еще один поворот аварийного конвоя застал Скину, преследующую на большой скорости контакт. Маневрируя, чтобы избежать столкновения, Скина обогнала надводную подводную лодку, идущую встречным курсом, и была обстреляна кораблями конвоя так близко, что Скины не могли быть нажаты для стрельбы. орудия [ 7 ] U-652 торпедировала Бэрона Пентленда и Тахчи Во время волнения . Танкер Tahchee был отбуксирован обратно в порт компанией Orillia. [ 3 ] » водоизмещением 3410 брт но британское грузовое судно «Барон Пентленд затонуло с 1512 стандартами пиломатериалов и двумя членами экипажа. [ 8 ]
Очередной экстренный поворот конвоя принес два часа тревожной тишины, пока Ориллия помогала Тахчи и искала выживших за кормой конвоя. [ 7 ] Затем U-432 » водоизмещением 3205 брт торпедировала голландское грузовое судно « Винтерсвейк водоизмещением 1113 брт и норвежское грузовое судно « Старгард» . [ 7 ] Грузовое судно «Регин» остановилось, чтобы спасти выживших членов «Звездной стражи » , и открыло огонь по всплывшей подводной лодке. [ 7 ] Пока Скина и Кеногами искали подводные лодки в районе пострадавших Винтерсвейка и Старгарда , U-81 торпедировала британское грузовое судно 3252-GRT «Салли Маерск» , и конвой сделал еще один аварийный разворот, чтобы избежать всплывшей подводной лодки. [ 9 ] U-82 проекта 7465-GRT торпедировала британский САМ корабль Empire Hudson [ 3 ] менее чем через два часа после того, как Скина вернулась на станцию впереди конвоя. [ 9 ]
Дневной свет 10 сентября принес конвою несколько наблюдений с помощью перископа и аварийные развороты, прежде чем U-85 торпедировала британский грузовой корабль 4748-GRT Thistleglen . [ 10 ] Скина и Алберни контратаковали и повредили U-85 глубинными бомбами. [ 3 ] Тистлеглен затонула с 5200 тоннами стали, 2400 тоннами чугуна и тремя членами экипажа. [ 8 ]
Вечером того же дня U-82 торпедировала британский танкер проекта 7519-GRT Bulysses . [ 3 ] Затем U-82 торпедировала британское грузовое судно Gypsum Queen водоизмещением 3915-GRT вскоре после того, как конвой приказал аварийно развернуться. [ 11 ] «Гипсовая королева» быстро затонула с 5500 тоннами серы и десятью членами экипажа. [ 8 ] «Бюлис» затонул с 9300 тоннами дизельного топлива и четырьмя членами экипажа. [ 8 ] Другие корабли конвоя спасли выживших. [ 11 ] Корветы Chambly и Moose Jaw наблюдали за фейерверками этих атак и застали врасплох U-501, направлявшуюся для усиления эскорта. [ 3 ] U-501 сначала подверглась глубинной бомбе Чамбли , а затем протаранила Moose Jaw, когда поврежденная подводная лодка всплыла на поверхность. Капитан U-501 прыгнул из боевой рубки на Moose Jaw ; палубу и Мус-Джо отправили абордаж, чтобы войти на подводную лодку. Одиннадцать немцев и один из канадского абордажа (Стокер Уильям Браун) погибли при затоплении U-501 . [ 12 ] U-501 была первой подводной лодкой, потопленной канадским эскортом. [ 13 ]
Сразу после полуночи 10/11 сентября U-207 торпедировала британский грузовой корабль 4924-GRT Berury и британский грузовой корабль 4815-GRT Stonepool , в то время как Chambly и Moose Jaw атаковали U-501 . Затем U-432 GRT 1231-GRT торпедировала шведский грузовой корабль , а два часа спустя U-82 торпедировала британский грузовой корабль Empire Crossbill 5463- GRT и шведский грузовой корабль Scania 1980-GRT , пока Альберни , Кеногами и Мус Джоу спасали выживших в Берури и Стоунпуле. . [ 3 ] [ 14 ] U-43 безуспешно выпустила торпеды, U-433 повредила норвежское грузовое судно водоизмещением 2200 брт Bestum , U-202 потопила искалеченную Scania , а U-105 потопила отставший корабль Montana под панамским флагом . [ 15 ]

11 сентября эскорт был усилен военно-морским траулером Buttermere и корветами класса Flower HMCS Wetaskiwin , HMCS Mimosa и HMS Gladiolus из конвоя HX 147, а также 2-й эскортной группой, состоящей из типа Адмиралтейства лидера флотилии HMS Douglas (командир У.Э. Бэнкс). старший офицер), эсминец класса Town HMS Leamington , V и Эсминец W-класса HMS Veteran и эсминцы S-класса HMS Skate и HMS Saladin . [ 3 ] Лимингтон и Ветеран сбросили 21 глубинную бомбу во второй половине дня 11 сентября, расследуя сообщение самолета берегового командования британских ВВС о подводной лодке, идущей впереди конвоя. Послевоенный анализ показал, что их атаки, вероятно, уничтожили U-207 . [ 3 ]
Последствия
[ редактировать ]С прибытием этих подкреплений дальнейшие атаки Маркграфа были подавлены. Хотя группа продолжала слежку, она не смогла предпринять дальнейшие нападения.
Прибытие 12 сентября военно-морского траулера Windermere и эсминцев типа Town St. Croix из конвоя SC 41 и Columbia из конвоя HX 147 позволило оставшимся первоначальным эскортам Skeena , Alberni и Kenogami уйти на дозаправку. [ 3 ] 13 сентября эсминцы 2-й эскортной группы отправились на дозаправку после прибытия американских эсминцев Sims , Hughes и Russell . [ 3 ] Последний инцидент в ходе рейса произошел три дня спустя, когда U-98 торпедировала 4392-тонное британское грузовое судно «Джедмор», когда конвой приближался к Северному проливу ближе к вечеру 16 сентября. [ 13 ]
Конвой SC 42 прибыл в Ливерпуль 20 сентября 1941 года. Шестнадцать кораблей общим водоизмещением 68 259 брт были потоплены и четыре корабля (14 132 брт) повреждены. Один корабль повернул назад. Сорок четыре корабля прибыли благополучно и невредимыми, а две подводные лодки были уничтожены, хотя одно из этих затоплений не было подтверждено до окончания войны.
Таблица потерь
[ редактировать ]Корабли союзников потоплены
[ редактировать ]Дата | Время | Имя | Флаг | Потери | Тоннаж (GRT) | Груз | Потоплен... |
---|---|---|---|---|---|---|---|
9 сентября 1941 г. | 06:55 | Империя Спрингбак | ![]() |
42 | 5,591 | Сталь и взрывчатка | Ю-81 |
9 сентября 1941 г. | 21:37 | Мунерич | ![]() |
63 | 5,229 | Железная руда | Ю-432 |
9 сентября 1941 г. | 23:48 | Барон Пентленд | ![]() |
2 | 3,410 | Пиломатериалы | Ю-432 |
10 сентября 1941 г. | 02:10 | Винтерсвейк | ![]() |
20 | 3,205 | Фосфаты | Ю-432 |
10 сентября 1941 г. | 02:10 | Старгард | ![]() |
2 | 1,113 | Пиломатериалы | Ю-432 |
10 сентября 1941 г. | 02:45 | Салли Маерск | ![]() |
0 | 3,252 | Пшеница | Ю-81 |
10 сентября 1941 г. | 05:04 | Эмпайр Хадсон | ![]() |
4 | 7,456 | Пшеница | Ю-82 |
10 сентября 1941 г. | 10:30 | Тисттлеглен | ![]() |
3 | 4,748 | Сталь и чугун | Ю-85 |
10 сентября 1941 г. | 20:57 | Булиссы | ![]() |
4 | 7,519 | Газойль | Ю-82 |
10 сентября 1941 г. | 21:00 | Гипсовая Королева | ![]() |
10 | 3,915 | сера | Ю-82 |
11 сентября 1941 г. | 00:10 | Каменный пруд | ![]() |
42 | 4,815 | Зерно, овес и грузовики | У-207 |
11 сентября 1941 г. | 00:10 | Берури | ![]() |
1 | 4,924 | Общий | У-207 |
11 сентября 1941 г. | 02:10 | Скания | ![]() |
0 | 1,980 | Пиломатериалы | Ю-82 |
11 сентября 1941 г. | 02:10 | Империя Клест | ![]() |
49 | 5,463 | Сталь | Ю-82 |
11 сентября 1941 г. | 02:30 | Длина | ![]() |
6 | 1,231 | Пиломатериалы | Ю-432 |
16 сентября 1941 г. | 19:00 | Джедмор | ![]() |
31 | 4,392 | Железная руда | Ю-98 |
Подводные лодки уничтожены
[ редактировать ]Дата | Число | Тип | Капитан | Потери | Судьба | ударил... |
---|---|---|---|---|---|---|
10 сентября 1941 г. | У-501 | IX | К/Л Хьюго Фёрстер [ 16 ] | 12 | Разрушен | HMCS Chambly (K116) и HMCS Moose Jaw (K164) |
11 сентября 1941 г. | У-207 | VIIC | К/Л Фриц Мейер [ 17 ] | 41 | Разрушен | HMS Leamington (G19) и HMS Veteran (D72) |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Гаага, 2000, стр. 133.
- ^ Гаага, 2000, стр. 135.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Ровер и Хуммельхен, 1992, стр.82.
- ^ Милнер 1985, стр.67-8.
- ^ Перейти обратно: а б Милнер 1985 стр.68
- ^ Милнер 1985, стр. 68-9.
- ^ Перейти обратно: а б с д Милнер 1985 стр.69
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гаага 2000 г. стр. 136
- ^ Перейти обратно: а б Милнер 1985 стр.70
- ^ Милнер 1985 стр.71
- ^ Перейти обратно: а б Милнер 1985, стр. 71-2.
- ^ Милнер 1985, стр.72-3.
- ^ Перейти обратно: а б Блэр 1996 стр.364
- ^ Милнер 1985 стр.73
- ^ Блэр 1996 стр.363
- ^ «Хуго Фёрстер» . www.uboat.net . Проверено 22 октября 2013 г.
- ^ «Фриц Мейер» . www.uboat.net . Проверено 22 октября 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1996). Гитлеровская подводная война — Охотники 1939–1942 гг . Случайный дом. ISBN 0-394-58839-8 .
- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-019-3 .
- Милнер, Марк (1985). Североатлантический забег . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-450-0 .
- Ровер, Дж.; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-105-Х .
- Эдвардс, Бернард (1995). Атакуй и топи!: битва за конвой SC42 . Уимборнский собор, Дорсет: Новая гильдия. ISBN 1-89969-440-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Милнер, Марк (18 июня 2009 г.). «Судьба Медленного Конвоя 42: Флот, часть 33» . Журнал «Легион» (18 июня 2009 г.). Королевский канадский легион.