Действия от 4 апреля 1941 г.
Действия от 4 апреля 1941 г. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны , Битва за Атлантику. | |||||||
![]() Современная карта Кабо-Верде островов | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Дж. А. Блэкберн | Отто Келер | ||||||
Сила | |||||||
Вооруженный торговый крейсер HMS Voltaire | Вспомогательный крейсер Тор | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
74 убитых ~100 раненых 195 взято в плен Вольтер затонул | Тор поврежден |
Действия 4 апреля 1941 года представляли собой морское сражение во время битвы за Атлантику во время Второй мировой войны . Немецкий вооруженным торговый рейдер « Тор» ( Schiff 10 для Кригсмарине , Raider E для британцев) столкнулся с британским торговым крейсером HMS Voltaire и потопил его после непродолжительного боя. Немецкий экипаж спас выживших британцев, некоторые из которых были репатриированы и отдали отчет Адмиралтейству . Было признано, что немецкие торговые рейдеры были слишком хорошо вооружены для переоборудованных океанских лайнеров, оснащенных устаревшими орудиями, но ничего другого для Королевского флота не было доступно до самого конца войны.
Фон
[ редактировать ]Тор
[ редактировать ]В 1930-е годы Кригсмарине платила банановым плантациям в Центральной Америке за банановых лодок строительство на немецких верфях , пригодных для быстрого переоборудования для использования во флоте. Такие корабли были быстрее, чем средние грузовые суда [18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час)] и сидели ниже в воде, образуя меньшие цели. [ 1 ] Santa Cruz Судно-банан Oldenburg-Portugiesische Dampfschiffahrtsgesellschaft (OPDR, Oldenburg-Portuguese Steamship Company) водоизмещением 3862 брутто-регистровых тонны [GRT]) было передано Кригсмарине и переоборудовано во вспомогательный крейсер Thor (HSK-4 или Schiff 10 для Кригсмарине). , Raider E в Адмиралтейство ) от Deutsche Werft AG. [ 2 ] Корабль был вооружен шестью 150-мм (5,9 дюйма) орудиями, одной 60-мм (2,4 дюйма) пушкой, двумя 37-мм (1,46 дюйма) зенитками, четырьмя 20-мм (0,79 дюйма) зенитками и четырьмя 533-мм (21,0 дюйма) торпедными аппаратами. . Рейдер также нес Arado Ar 196 A-1 гидросамолет для разведки и имел экипаж из 349 человек. [ 3 ]
HMS Вольтер
[ редактировать ]
Voltaire был построен компанией Workman & Clark в 1923 году как пассажирский лайнер линии Лампорт и Холт , перевозивший пассажиров и грузы между Нью-Йорком и Буэнос-Айресом. Корабль водоизмещением 13 245 длинных тонн (13 458 т), имел скорость 14,5 узлов (26,9 км/ч; 16,7 миль в час) и экипаж из 269 человек. Сначала использовался как военный корабль, а затем как жилой корабль в Скапа-Флоу, позже был отправлен в Уолсенд и оборудован как вооруженный торговый крейсер (AMC). Вольтер нес восемь 6,0-дюймовых (152-мм) и две 3,0-дюймовых (76-мм) морских пушек, включая как минимум одну зенитную установку. Вольтер патрулировал Средиземное море, обеспечивая соблюдение правил контрабанды, а затем отправился в Галифакс, Новая Шотландия, для сопровождения конвоев через Атлантику. Переоборудованный в Сент-Джоне, Нью-Брансуик , Вольтер отплыл в Тринидад, а затем был отправлен во Фритаун в Сьерра-Леоне для поиска коммерческих рейдеров. [ 4 ]
Прелюдия
[ редактировать ]
6 июня 1940 года «Тор» ( Kapitän zur See Otto Kähler ) совершил рейдовое путешествие в центральную и южную Атлантику, замаскированный под советское торговое судно «Орск» , прежде чем покинуть Норвегию и пройти через Датский пролив 16 июня. [ 5 ] , переодетый югославским грузовым судном, 1 июля голландский «Кертосоно» был перехвачен и отправлен обратно во Францию в качестве приза. 7 июня британский «Деламбр» был отремонтирован и затоплен; два дня спустя был потоплен бельгийский корабль «Брюгге» . 14 июля «Грейсфилд» был потоплен; ни один из кораблей не сообщил о бедствии. 16 июля британский корабль «Вендовер» дал отпор и сумел передать отчет, прежде чем был потоплен артиллерийским огнем и торпедами после того, как экипаж попал в плен, в результате чего общее количество на борту составило более 200 человек. Голландский «Тела» , перевозивший продовольствие, был схвачен на следующий день, что облегчило трудности с кормлением пленников. [ 6 ]
28 июля Тор столкнулся с AMC HMS Alcantara в 24 ° 29' ю.ш., 33 ° 7' з.д. / 24,483 ° ю.ш., 33,117 ° з.д. , недалеко от Триндаде , примерно в 600 морских милях (1100 км; 690 миль) от побережья Бразилии . Сообщения по беспроводной связи и просроченные корабли указали британцам, что в Атлантике действовал рейдер, и отправили Алькантару для расследования. Тор был вооружен оружием, которое значительно превосходило вооружение Алькантары , но Тор был медленнее, и ему пришлось вступить в бой с AMC. В бою, продолжавшемся около четырех часов, Тор нанес серьезный урон и получил в ответ два попадания; Алькантара медленно продвигается в Бразилию. Тор отплыл на юг под дымовой завесой, на ремонт и встречу с кораблем снабжения. [ 7 ] 26 сентября в южной Атлантике был потоплен норвежский корабль «Космос III» британский корабль « Натия» , а 8 октября — ; «Тор сейчас несет более 360 пленников. 9 ноября Тор встретился с блокадником Рио-Гранде , который доставил припасы и увез большую часть пленных. [ 8 ]
5 декабря Тор встретил замок AMC Карнарвон к востоку от Южной Америки. 30 ° 52' ю.ш., 42 ° 53' з.д. / 30,867 ° ю.ш., 42,883 ° з.д. . Тор переиграл замок Карнарвон и превзошел его по дальности , но был слишком медленным, чтобы обогнать AMC. «Тор» нанес так много повреждений своим кормовым вооружением, что AMC пришлось отправиться в порт для ремонта. 25 декабря Тор встретился с адмиралом Шеером и захваченным грузовым судном, откуда были щедро пополнены запасы. Несколько британских крейсеров были сосредоточены у Ривер-Плейта и Рио-де-Жанейро , но Тор в течение трех месяцев встретил лишь несколько кораблей, не считая немецких судов снабжения. [ 9 ] Тор передал информацию о своем превосходстве над британскими AMC, что придало экипажам других рейдеров большую уверенность в себе. [ 10 ] 25 марта 1941 года пассажирский лайнер «Британия» был потоплен, а его пассажиры остались в спасательных шлюпках, потому что Тор перехватил вызов RRR (отчет о рейдере) от «Британии» и ответ от того, что капитан принял за британский военный корабль, находившийся поблизости. [ 9 ] [ а ] Позже в тот же день Тор потопил шведский корабль «Троллехольм» . [ 9 ] В начале апреля 1941 года AMC HMS Voltaire отплыл из Тринидада в Карибском море во Фритаун, Сьерра-Леоне, для поиска к западу от островов Зеленого Мыса коммерческих рейдеров в пути . [ 12 ]
Действие
[ редактировать ]
4 апреля Тор вернулась в этот район к северо-востоку Бразилии, выдавая себя за греческое грузовое судно, и в 06:15 ее наблюдатели сообщили о дыме на горизонте в сторону левого борта. Корабль назывался HMS Voltaire (капитан Джеймс Блэкберн); Келер повернулся к судну, не понимая, что это был AMC, и британцы предположили, что встретили небольшое грузовое судно, и приблизились к нему, чтобы проверить. Вольтер плыл почти прямо на Тора с высоты примерно 15 000 ярдов (14 000 м); В 06:45 и на высоте около 9000 ярдов (8200 м) Келер произвел предупредительный выстрел из передней 150-мм пушки по носовой части корабля. Келер был удивлен, когда корабль открыл ответный огонь и ответил выстрелом из двух орудий; на этот раз AMC находился в пределах досягаемости и приближался, когда начался бой. Немецким артиллерийским расчетам удалось поразить Вольтера первым залпом из четырех снарядов, разрушив радиорубку до того, как удалось отправить отчет РРР, и уничтожили систему управления огнем . Вольтера подожгли за четыре минуты. [ 11 ]
Не имея системы управления огнем, Вольтер не мог синхронизировать свои 6-дюймовые орудия, поэтому их огонь стал медленным и неточным. В 07:15 он получил удар по рулевому механизму и совершил круг на скорости 13 узлов (24 км/ч; 15 миль в час). но сумел поразить только верхушку мачты Тора Блэкберн покинул мостик, когда он горел, и подошел к корме, чтобы командовать одним из двух оставшихся 6-дюймовых орудий , . Келер выпустил две торпеды с высоты 7000 ярдов (6400 м), но они промахнулись. Примерно в 08:00 Блэкберн отдал приказ «покинуть корабль», а в 08:35 «Вольтер» перевернулся и затонул. Тор взял на борт 189 выживших; 76 членов экипажа погибли или умерли от ран. За 55 минут Тор произвел 724 выстрела, нанес множество попаданий и нанес лишь незначительные повреждения. [ 13 ]

Вместо того, чтобы оставить команду на спасение, Келер приказал обыскивать местность в течение пяти часов, независимо от появления каких-либо кораблей. Тор поплыл на север, сменил маскировку, встретился с танкером «Илл» , а затем взял курс на Европу. Немецкие радиопередачи много рассказывали о затоплении «Вольтера» , но не раскрыли личность рейдера. [ 13 ] Когда немцы объявили о затоплении «Вольтера» , Адмиралтейство направило на поиски канадский AMC Prince David , который обнаружил обломки на полпути между Тринидадом и островами Зеленого Мыса. Британцы не знали подробностей боя, пока выжившие не были репатриированы из Германии. [ 10 ]
Последствия
[ редактировать ]16 апреля «Тор» потопил шведское грузовое судно, это был ее одиннадцатый успех: в общей сложности было затоплено 83 301 длинная тонна (84 638 т) груза и один AMC. Тор достиг Бискайского залива 23 апреля, проскользнул вверх по Ла-Маншу и 30 апреля прибыл в Гамбург. Адмиралтейство понимало, насколько нецелесообразно устанавливать устаревшие орудия на медленные и старые лайнеры в качестве судов торговой защиты, но до самого конца войны у него не было современных орудий и кораблей, чтобы противостоять немецким торговым рейдерам. Тор совершил еще один круиз в 1942 году и в конце концов достиг Японии. Он сгорел в Иокогаме, когда находившийся неподалеку корабль снабжения «Укермарк » взорвался и загорелся во время чистки его топливных баков. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Даффи 2001 , стр. 79, 94.
- ^ Хэмпшир 1980 , с. 180; Роскилл 1957 , с. 383; Форчик 2010 , с. 23.
- ^ Уильямсон 2009 , с. 24.
- ^ Пулман 1985 , стр. 180–181.
- ^ Даффи 2001 , с. 80.
- ^ Уильямсон 2009 , стр. 24–25.
- ^ Роскилл 1957 , с. 285.
- ^ Уильямсон 2009 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б с Уильямсон 2009 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Роскилл 1957 , стр. 383–384.
- ^ Jump up to: а б Форчик 2010 , с. 52.
- ^ Роскилл 1957 , стр. 285–286, 383–384.
- ^ Jump up to: а б Форчик 2010 , с. 53.
- ^ Роскилл 1962 , с. 267; Даффи 2001 , с. 103.
Ссылки
[ редактировать ]- Даффи, JP (2001). Секретный пиратский флот Гитлера: самые смертоносные корабли Второй мировой войны . Вестпорт: Прегер. ISBN 978-0-275-96685-0 .
- Форчик, Р. (2010). Немецкий торговый рейдер против. Британский крейсер: Атлантика и Тихий океан, 1941 г. (электронная книга в формате PDF). Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-84908-284-6 .
- Хэмпшир, А. Сесил (1980). Блокадники . Лондон: Уильям Кимбер. ISBN 0-7183-0227-3 .
- Пулман, Э. (1985). Вооруженные торговые крейсеры: их эпическая история . Лондон: Лео Купер – Секер и Варбург. ISBN 0-436-37706-3 .
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . История Второй мировой войны , Военная серия Великобритании. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC 881709135 – через Hyperwar Foundation.
- Роскилл, SW (1962) [1957]. Война на море 1939–1945 годов: период равновесия . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны . Том. II (3-е изд.). Лондон: HMSO . OCLC 174453986 – через Hyperwar Foundation.
- Уильямсон, Г. (2009). Вспомогательные крейсера Кригсмарине . Новый Авангард (№ 156). Оксфорд: Оспри. ISBN 978-1-84603-3339 .