Конвой HX 126
Конвой HX.126 | |||||
---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||
| |||||
Воюющие стороны | |||||
![]() |
![]() | ||||
Командиры и лидеры | |||||
Адмирал Карл Дёниц | Контр-адмирал Ф.Б. Уотсон | ||||
Сила | |||||
9 подводных лодок |
33 торговых судна 22 сопровождающих (1 во время атак) | ||||
Жертвы и потери | |||||
9 торговых судов потоплены |
Конвой HX 126 был 126-м из пронумерованной серии войны HX конвоев торговых судов из Галифы времен Второй мировой X в Ливерпуль .
Прелюдия
[ редактировать ]Корабли покинули Галифакс 10 мая 1941 года. [ 1 ] В то время не было эскорта, обеспечивающего защиту от подводных лодок на протяжении всего пути через Северную Атлантику . На первом этапе перехода единственным эскортом был вооруженный торговый крейсер HMS Aurania , задачей которого было обеспечение защиты от торговых рейдеров .
Что касается подводных лодок, то подводные лодки были реорганизованы в группу «Запад» после нападения на конвой ОБ 318 и отправлены на разведку конвоев, идущих все дальше на запад. [ 2 ]
Действие
[ редактировать ]19 мая подводная лодка U-94 обнаружила конвой и направила остальные лодки группы на запад. Группа начала свои атаки 20 мая. Первая атака U-94 ранним утром промахнулась, но во второй атаке она потопила одну [ 3 ] или два корабля. [ 4 ] [ 2 ] Затем связь с конвоем теряется. Следующая подводная лодка U-556 нашла конвой в полдень. В двух атаках U-556 потопила три корабля. [ 3 ] Поскольку в то время колонна еще не сопровождалась, она начала распадаться.
U-111 обнаружила большой 13-тысячный танкер «Сан Феликс» и повредила его торпедой, однако танкер не принадлежал HX 126. Это было судно, выходившее из рассредоточенного конвоя OB 322. [ 5 ] Вечером U-98 потопила грузовое судно «Ротермир». Примерно в то же время U-94 восстановила связь с конвоем и потопила танкер «Джон П. Педерсен» . Незадолго до полуночи U-109 потопила отставший «Гарпаг» двумя торпедами. Гарпаг отстал, чтобы спасти выживших от Нормана Монарха . Прибыла 12- я группа сопровождения , в состав которой на тот момент входили пять эсминцев , четыре корвета и два противолодочных траулера , и приступила к окружению рассредоточенных кораблей и переформированию конвоя. Пятеро из эскорта находят U-109 и повреждают подводную лодку глубинными бомбами . В результате U-109 вылетела во Францию. [ 6 ]
Ранним утром 21 мая U-93 нанесла удар по танкеру «Элуса» , который позже был затоплен . U-74 была повреждена и вынуждена вернуться во Францию в результате атак глубинными бомбами корвета HMS Verbena и эсминца (либо HMS Churchill [ 4 ] или HMS Burnham [ 7 ] ). Узнав о прибытии сильного эскорта, немецкое командование вывело подводные лодки из боя и сформировало из них новую линию патрулирования южнее. На месте осталась только Ю-111 для передачи ложных радиосигналов. 22 мая U-111 нашла и потопила «Барнби», который либо отбился, либо вырвался из конвоя.
Корабли в конвое
[ редактировать ]Торговые корабли союзников
[ редактировать ]Всего к конвою присоединились 33 торговых судна либо в Галифаксе, либо позже в ходе рейса. [ 8 ] Уцелевшие корабли достигли Ливерпуля 28 мая. [ 1 ]
Имя | Флаг | Тоннаж (GRT) | Примечания |
---|---|---|---|
Атхелппринцесса (1929) | ![]() |
8,882 | |
Детская деревня (1940) | ![]() |
4,813 | Захвачен и потоплен U-111. [ 9 ] |
Барон Карнеги (1925) | ![]() |
3,178 | |
Барон Элгин (1933) | ![]() |
3,942 | |
Бенте Маерск (1928) | ![]() |
5,722 | |
Британская свобода (1928) | ![]() |
6,985 | 20 мая |
Британская безопасность (1937) | ![]() |
8,470 | Потоплен U-556. [ 10 ] |
Британское великолепие (1931) | ![]() |
7,138 | |
Кокапонсет (1919) | ![]() |
5,995 | Потоплен U-556. [ 11 ] |
Дарлингтон Корт (1936) | ![]() |
4,974 | Потоплен U-556. [ 12 ] |
Дорелиан (1923) | ![]() |
6,431 | |
Эмланд (1906) | ![]() |
4,188 | 20 мая |
Жив (1936) | ![]() |
6,235 | Потоплен U-93 [ 13 ] |
Империя должна (1919) | ![]() |
6,622 | |
Гретавале (1928) | ![]() |
4,586 | |
Округ Хада (1921) | ![]() |
4,853 | |
Гарпаг (1940) | ![]() |
5,173 | Потоплен U-109 . [ 14 ] Спасательный корабль |
Морской камень (1930) | ![]() |
6,161 | |
Индостан (1940) | ![]() |
5,245 | Контр-адмирал ФБ Уотсон DSO (коммодор) |
Джон П. Педерсен (1930) | ![]() |
6,128 | Потоплен U-94 [ 15 ] |
Карабах (1932 г.) | ![]() |
6,427 | |
Утро (1930) | ![]() |
7,093 | |
Никойя (1929) | ![]() |
5,364 | |
Норманн Монарх (1937) | ![]() |
4,718 | Потоплен U-94 [ 16 ] |
Регент Пантера (1937) | ![]() |
9,556 | |
Рибера (1940) | ![]() |
5,559 | 20 мая |
Палисандр (1931) | ![]() |
5,989 | Исландия |
Ротермир (1938) | ![]() |
5,356 | Потоплен U-98 [ 17 ] |
Засолка (1920) | ![]() |
5,272 | Вернулся |
Тонгариро (1925) | ![]() |
8,720 | |
Навстречу (1923) | ![]() |
1,571 | Спасательный корабль |
Вестпорт (1918) | ![]() |
5,665 | Присоединился к бывшему конвою SC 31. |
Округ Вайнона (1919) | ![]() |
6,159 | Вернулся |
Сопровождение конвоев
[ редактировать ]Конвой в разное время сопровождали несколько вооруженных военных кораблей. [ 8 ] Во время немецких атак присутствовал только один эскорт.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гаага с.127
- ^ Jump up to: а б Ровер и Хуммельхен, стр.62.
- ^ Jump up to: а б «НХ-126» .
- ^ Jump up to: а б Блэр, стр.286
- ^ «Сан Феликс» .
- ^ Хиршфельд, Вольфганг (1985). вражеские миссии. Бортовой журнал радиста подводной лодки (на немецком языке). Мюнхен: Хейне. стр. 48–70. ISBN 3-453-02051-0 .
- ^ «Ю-74» .
- ^ Jump up to: а б «Конвой HX.126» . База данных конвоев Арнольда Хейга . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ «Барнби – британский паровой торговец» . www.uboat.net . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ «Британская безопасность – британский автоцистерна» . www.uboat.net . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ «Кокапонсет – британский паровой торговец» . www.uboat.net . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ «Дарлингтон Корт – британский торговец автомобилями» . www.uboat.net . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ «Элуса — голландский моторный танкер» . www.uboat.net . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ «Гарпаг – британский паровой торговец» . www.uboat.net . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ «Джон П Педерсен — норвежский моторный танкер» . www.uboat.net . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ «Норман Монарх – британский паровой торговец» . www.uboat.net . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ «Ротермир – британский паровой торговец» . www.uboat.net . Проверено 3 ноября 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 гг . ISBN 1-86176-147-3 .
- Ровер, Дж.; Хуммельхен, Г. (1992). Хронология войны на море 1939–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-105-Х .
- Блэр, Клэй (2000). Гитлеровская подводная война [Том 1]: Охотники . Касселл. ISBN 0-304-35260-8 .