HMS Sabre (H18)
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Сабля |
Заказал | апрель 1917 г. |
Строитель | Алекс Стивенс в Говане, Глазго |
Заложен | 10 сентября 1917 г. |
Запущен | 23 сентября 1918 г. |
Введен в эксплуатацию | 1919 |
Идентификация | Номер вымпела : H18 |
Почести и награды | Дюнкерк 1940 г., Атлантика 1940–43 гг. |
Судьба | Списан в 1946 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | S-класса Эсминец |
Смещение | 1075 тонн |
Длина | 276 футов (84 м) в год |
Луч | 26 футов 9 дюймов (8,15 м) |
Черновик | 10 футов 10 дюймов (3,30 м) |
Движение | Браун-Кёртис, паровые турбины, 2 вала, 27 000 л.с. |
Скорость | 36 узлов |
Диапазон | 250-300 тонн нефти |
Дополнить | 90 |
Вооружение |
|
HMS Sabre — адмиралтейский S-класса эсминец Королевского флота , спущенный на воду в сентябре 1918 года, в конце Первой мировой войны . Он был построен в Шотландии Алексом Стивенсом и завершен судостроительной и инженерной компанией Fairfield в Говане. Введенный в эксплуатацию в 1919 году, он стал первым кораблем Королевского флота, носившим это имя.
После войны были представлены новые конструкции эсминцев, и многие эсминцы S-класса были списаны. К концу 1930-х годов «Сейбр» был демилитаризован для использования в качестве корабля-мишени. С началом Второй мировой войны он был возвращен в строй в 1939 году, несмотря на свой возраст и непригодность для использования в Атлантическом океане .
Модификации корабля
[ редактировать ]В конце 1940 года Sabre был модифицирован в конвойный эскорт. Оснащенный 14-зарядными глубинными бомбами, как после установки 4-дюймовых орудий, так и торпедных аппаратов, были добавлены одна 12-фунтовая пушка (АА) и восемь ,5-дюймовых (АА) (2×4). Добавлена РЛС типа 286, а затем и 291. Позже во время войны четыре одиночные 20-мм установки (АА) в конечном итоге вытеснили 0,5-дюймовые установки АА.
Услуга
[ редактировать ]В июле 1931 года «Сейбр» был повторно введен в строй, чтобы заменить «Трибьюн» в качестве аварийного эсминца в Портсмуте , а экипаж «Трибьюн » перешел на «Сэйбер» . [ 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В начале войны Sabre входила в состав флота метрополии, базировавшегося в Скапа-Флоу , в качестве судна для обнаружения туберкулезных целей и фотоэлектрических дальномеров. В 1939 году он был задействован для защиты конвоев на западных подступах. 13 октября 1939 года, находясь в Росайте , «Сейбр» был серьезно поврежден при таране вооруженного торгового крейсера HMS Jervis Bay и находился в ремонте до 6 мая 1940 года. [ 2 ]
Операция «Динамо» (27 мая - 4 июня 1940 г.)
[ редактировать ]В составе 22-й флотилии эсминцев « Сейбр» принимал участие в эвакуации британских и французских солдат с пляжей Мало-ле-Бен и гавани Мол во время эвакуации из Дюнкерка . За девять дней и ночей эвакуации, несмотря на повреждения в результате воздушной атаки, Сэйбер совершил десять рейсов туда и обратно в Дюнкерк. Пример ее деятельности в это время:
- Рано утром 28 мая три катера HMS Sabre за два часа подобрали 100 человек с пляжей Мало-ле-Бен к востоку от мола в гавани. Затем он на полной скорости направился в Дувр с оборотом всего 58 минут, и в 11:00 корабль снова вернулся к молу в гавани Дюнкерка, где погрузили еще 800 человек. Отправление в 12:30, к этому времени вес корабля значительно увеличился, что привело к снижению осадки его винта. Это означало, что из-за прилива и неисправного эхолота ей пришлось медленно идти по мелководью. Она вернулась в Дувр в 18:20. Заправившись, она вернулась к молу в Дюнкерке в 22:30, это был третий рейс за день. На этот раз корабль простоял всего 35 минут, подобрав еще 500 солдат. [ 3 ]
Наконец, 4 июня, сразу после 14:00, Адмиралтейство объявило об окончании операции «Динамо». Всего в эвакуации войск с пляжей и гавани приняла участие армада из более 860 кораблей, в том числе 39 эсминцев. Адмиралтейство подсчитало, что общее количество спасенных британских и союзных войск в Англии составило 338 226 человек.
«Сэйбер» совершил больше рейсов туда и обратно, чем большинство других, и привез обратно в Дувр в общей сложности 5765 солдат – это самый высокий показатель для любого отдельного корабля. Капитан, командир Брайан Дин (RN), был награжден DSO. Еще одна корабельная рота получила DSC, еще четыре - DSM, еще шесть были упомянуты в депешах. [ 4 ]
Операция «Воздушная» (15–25 июня 1940 г.)
[ редактировать ]После Дюнкерка все еще нужно было эвакуировать войска союзников из других французских портов вдоль побережья на запад, так что флоту предстояла дальнейшая работа. « Операция Цикл », начатая 10 июня, спасла около 11 000 человек из порта Ла-Манш в Гавре . Затем, 12 июня, «Сабля» была задействована для помощи в эвакуации еще большего количества британских и союзных войск в рамках « Операции «Воздушная »» из остальной части Франции. Оно началось с эвакуации Шербура и продолжалось в течение следующих десяти дней, продвигаясь на юг к Сен-Назеру , Бордо и вплоть до франко-испанской границы. Сэйбер был отправлен на Олдерни , северный остров среди Нормандских островов 23 июня , и помог эвакуировать около 1400 островитян в безопасное место в Уэймуте . Последняя эвакуация союзников из Франции завершилась 25 июня. К тому времени было спасено еще 215 000 военнослужащих и гражданских лиц, однако, хотя операции «Воздушная» и «Цикл» были успешными, они никогда не захватывали воображение общественности так, как операция «Динамо».
Спасение детей из СС Волендам (30 августа - 1 сентября 1940 г.)
[ редактировать ]В сентябре 1940 года «Сейбр» был назначен встретить первый медленный атлантический конвой, приближавшийся к Соединенному Королевству со стороны Канады . Финское торговое судно Elle водоизмещением 3868 тонн было торпедировано в 4:25 утра 28 августа, и Sabre присоединилась к охоте за немецкой подводной лодкой U-101 безуспешно . Затем, два дня спустя, вечером 30 августа у Малин-Хед , Сэйбер помог спасти выживших с торпедированного голландского корабля, 15 434-тонного голландско-американского корабля SS Volendam . [ 5 ] Она находилась в конвое OB 205, направлявшемся в Канаду, на борту находились 879 пассажиров и 273 члена экипажа. В их число входили 320 детей с сопровождающими лицами в рамках программы Совета по приему детей за рубежом, некоторым из них было всего пять лет, а также 286 других пассажиров. Их доставили в различные порты западного побережья Шотландии. ( Волендам не затонул и в конечном итоге был взят на буксир спасательным буксиром HMS Salvonia и выброшен на берег на острове Бьют . Отремонтированный в 1941 году, он вернулся на военную службу).
Инцидент на острове Тори, декабрь 1940 г.
В декабре Сэйбер , сопровождая прибывающий конвой SC 13 в Ливерпуль, участвовал в спасательной операции. Недавно он был серьезно поврежден при попытке спасти команду голландского корабля SS Stolwijk , который во время сильного шторма высадился на берег острова Тори на северо-западном побережье Ирландии. «Сейбр » подошла так близко, что оказалась почти среди бурунов; и одна огромная волна захлестнула ее палубы, сровняв мост и унеся с собой все оборудование верхней палубы. Капитан был тяжело ранен, но его ранение было самым тяжелым, и никто не погиб. [ 6 ] Sabre прибыл в Дерри , Северная Ирландия , 7 декабря и отплыл в Ларн , Северная Ирландия, для ремонта 18 января 1941 года. Командир Брайан Дин был выведен на берег инвалидом и заменен лейтенантом Питером Греттоном .
Дальнейшее спасение конвоя у Сент-Килды, 1941 г.
31 декабря 1941 года в 19:54 британский танкер Cardita водоизмещением 8237 тонн (Anglo-Saxon Petroleum Co Ltd), отставший от конвоя HX 166, следовавший из Кюрасао в Шеллхейвен (устье Темзы), был торпедирован U-87. 110 миль (180 км) от Сент-Килды . Судно затонуло 3 января 1942 года. Из экипажа корабля 27 человек погибли, 23 были подобраны HMS Onslow и еще 10 членов экипажа Sabre и приземлились в Рейкьявике , Исландия.
В марте 1942 года, после успешной кампании « Неделя военных кораблей », «Сабля» была принята на вооружение гражданским сообществом Бебингтона , Чешир, в том же месяце она была отправлена для сопровождения российского конвоя PQ 13 на его начальном этапе перехода в Исландию на северо-западе. Подходы. Большую часть войны «Сэйбер» был приписан к 1-й группе сопровождения, базировавшейся в Ливерпуле, а затем к 21-й группе сопровождения для защиты конвоев на северо-западных подходах. В 1943 году он был задействован для защиты атлантических конвоев, в 1944 году — для защиты и поддержки атлантических конвоев, базировавшихся в Исландии . В 1945 году Sabre был задействован для защиты прибрежных конвоев в водах Великобритании. В конце Второй мировой войны Sabre был внесен в список утилизации и продан на разборку на металлолом в ноябре 1945 года, а в 1946 году прибыл на разборочную станцию в Грейнджмуте на Ферт-оф-Форт.
См. также
[ редактировать ]- Эсминец S-класса (1917 г.) , список всех эсминцев S-класса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Военно-морские, военные и военно-воздушные силы: изменения во флотилии». Таймс . № 45879. 20 июля 1931 г. с. 7.
- ^ «Военные корабли союзников» . uboat.net. 2022 . Проверено 6 декабря 2022 г.
- ^ Лорд, стр. 116
- ^ страница 271, Дюнкерк, AD Divine DSM, Faber & Faber 2018 (первоначально опубликовано в 1945 году).
- ^ Gourock Times, 6 сентября 1940 г.
- ^ Командир сопровождения конвоя, сэр Питер Греттон, Лондон, Cassell & Company Ltd., стр. 59
Библиография
[ редактировать ]- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы: от первых дней до Второй мировой войны . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-049-9 .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-245-5 .
- Марш, Эдгар Дж. (1966). Британские эсминцы: история развития, 1892–1953 гг.; Нарисовано с разрешения Адмиралтейства на основе официальных отчетов и отчетов, корабельных обложек и планов строительства . Лондон: Служба Сили. OCLC 164893555 .
- Чудо Дюнкерка (1998), Уолтер Лорд, Военная библиотека Вордсворта, ISBN 1-85326-685-X
- Пески Дюнкерка (1974), Ричард Коллиер, Фонтана
- Командир конвоя, (1964), сэр Питер Греттон (мемуары), Cassell & Co., Лондон
- Конвои в Россию: (1992) Союзные конвои и надводные операции ВМФ в арктических водах, 1941–45, Боб Рюгг и Арнольд Хейг, Всемирное судоходное общество.
- Арктические конвои (1994), Р. Вудман, Джон Мюррей
- Газета Gourock Times от 6 сентября 1940 г.: Газетная статья о торпедировании SS Volendam.
- Частные документы командующего Брайана Дина, DSO RN, (1895-1975), Имперский военный музей, Номер по каталогу: Документы 7792.
- Командир конвоя, сэр Питер Греттон, корги, Лондон, 1971 год.
- Дюнкерк, AD Divine, DSM Faber & Faber, Лондон, 2018 г.