Немецкая подводная лодка Ю-101 (1940 г.)
![]() U-52 — типичная лодка типа VIIB.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | У-101 |
Заказал | 15 декабря 1937 г. |
Строитель | Германияверфт , Киль |
Номер двора | 595 |
Заложен | 31 марта 1939 г. |
Запущен | 13 января 1940 г. |
Введен в эксплуатацию | 11 марта 1940 г. |
Выведен из эксплуатации | 22 октября 1943 г. |
Судьба | Затоплен 3 мая 1945 г.; затонувший корабль позже списан |
Значок | ![]() |
Общие характеристики | |
Класс и тип | типа VIIB Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | |
Луч |
|
Черновик | 4,74 м (15 футов 7 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | |
Глубина испытания |
|
Лодки и пристань судно перевозилось | 1 надувная резиновая лодка |
Дополнить | 4 офицера, 40–56 зачисленных. |
Датчики и системы обработки | Групповое подслушивающее устройство |
Вооружение |
|
Послужной список | |
Часть: |
|
Идентификационные коды: | М 15 344 |
Командиры: |
|
Операции: |
|
Победы: |
Немецкая подводная лодка U-101 — VIIB подводная лодка нацистской Германии типа Кригсмарине во время Второй мировой войны . У нее была весьма успешная карьера.
Дизайн
[ редактировать ]Немецким подводным лодкам типа VIIB предшествовали более короткие подводные лодки типа VIIA . U-101 имела водоизмещение 753 тонны (741 длинную тонну) в надводном положении и 857 тонн (843 длинных тонны) в подводном положении. [ 1 ] Она имела общую длину 66,50 м (218 футов 2 дюйма), длину прочного корпуса 48,80 м (160 футов 1 дюйм), ширину 6,20 м (20 футов 4 дюйма), высоту 9,50 м (31 фут 2 дюйма). дюймов) и осадка 4,74 м (15 футов 7 дюймов). Подводная лодка была оснащена двумя общей четырехтактными шестицилиндровыми дизельными двигателями MAN M 6 V 40/46 с наддувом мощностью от 2800 до 3200 лошадиных сил (от 2060 до 2350 кВт; от 2760 до 3160 л.с.) для использования в надводном положении, два AEG. ГУ 460/8-276 Электродвигатели двойного действия общей мощностью 750 лошадиных сил (550 кВт; 740 л.с.) для использования под водой. диаметром 1,23 м (4 фута) У нее было два вала и два гребных винта . Лодка была способна работать на глубине до 230 метров (750 футов). [ 1 ]
Подводная лодка имела максимальную скорость надводного положения 17,9 узлов (33,2 км/ч; 20,6 миль в час) и максимальную скорость под водой 8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час). [ 1 ] В подводном положении лодка могла двигаться на протяжении 90 морских миль (170 км; 100 миль) со скоростью 4 узла (7,4 км/ч; 4,6 миль в час); при всплытии он мог преодолеть 8700 морских миль (16 100 км; 10 000 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). U-101 была оснащена пятью торпедными аппаратами диаметром 53,3 см (21 дюйм) (четыре в носовой части и один в корме), четырнадцатью торпедами , одной корабельной пушкой SK C/35 калибра 8,8 см (3,46 дюйма) , 220 снарядами и одной калибра 2 см (0,79 дюйма). Зенитная пушка лодки было В комплектации от сорока четырех до шестидесяти орудий. [ 1 ]
История обслуживания
[ редактировать ]U-101 была заказана 15 декабря 1937 года и заложена 31 марта 1939 года на верфи Germaniawerft , Киль , под номером 595. Она была спущена на воду 13 января 1940 года и вступила в строй под своим первым командиром капитан-лейтенантом Фрицем Фрауэнхаймом 23 сентября того же года. Фрауэнхайм командовал ею для работы в составе 7-й флотилии подводных лодок с 11 марта по 18 ноября 1940 года. Затем она стала передовой (оперативной) лодкой, также в составе 7-й флотилии, и на своем первом корабле отправилась из Киля в Тронхейм в Норвегии. военный патруль 28 апреля 1940 года в Северном море . [ 2 ]
Базируется в Киле
[ редактировать ]Ее первый патруль доставил ее в Тронхейм и обратно в Киль; в основном все прошло без происшествий. 21 мая она снова отплыла из Киля во второй патруль, который продлился 36 дней и был весьма успешным: он обогнул периметр Британских островов, к западным подходам и португальскому побережью. [ 3 ] Всего она потопила семь кораблей общим тоннажем 42 022 регистровых тонны (брт). [ 4 ] 22 мая она заметила подводную лодку противника. 23-го числа она снова заметила то ли первоначальный вражеский корабль, то ли другой. Был замечен след торпеды , но он прошел по носу корабля на 50 метров, и она продолжила путь. [ 2 ] 29 мая в 16:30 она была замечена и атакована самолетом, который сбросил две бомбы на U-101 , находившуюся к западу от Ла-Манша . В результате этого нападения она получила незначительные повреждения. [ 2 ]
стало британское торговое судно Stanhall Ее первой жертвой 30 мая . На следующий день она потопила британский «Оринджмур» , но после этой атаки за ней в течение четырех часов охотились конвои, в течение которых они сбросили 34 глубинные бомбы . Когда U-101 рискнула подняться на перископную глубину, ее заметил вооруженный траулер, который в 22:00 сбросил еще семь глубинных бомб, причинив некоторый ущерб. [ 2 ] U-101 потопила Поликарпа пережила это столкновение и 2 июня . 4 июня в 20.14 он снова подвергся нападению, на этот раз самолетом, сбросившим бомбу, когда он плыл к западу от Ла-Манша. Она избежала повреждений.
11 июня он торпедировал и потопил греческую гору Гимет , а 12 июня захватил британский Эрлспарк . Два последних успеха были достигнуты, когда 14 июня она потопила греческий «Антонис Георгидис» британский «Веллингтон Стар» . , а 16-го — [ 4 ] С 12 по 15 июня U-101 действовала в составе волчьей стаи Rösing . На нее снова напали 23 июня в 04:08, когда она возвращалась на базу в Северном море, когда самолет сбросил три бомбы, повредив перископ . [ 2 ] Она вернулась в Киль 25 июня.
Базируется в Лорьяне
[ редактировать ]Следующий патруль U-101 оказался менее успешным, но все же унес жизни трех торговых судов общим водоизмещением 2311 брт . [ 5 ] Она покинула Киль 9 августа, прошла к северу от Британских островов и северо-западного побережья Ирландии и прибыла в Лорьян во Франции 39 дней спустя, 16 сентября. Она потопила британский «Амплефорт» 19 августа, финскую «Эль» 28 августа и греческую «Эфплоию» 1 сентября. 3 сентября во время поиска конвоя к западу от Ирландии он был атакован эскортом глубинными бомбами в пяти отдельных попытках, в результате чего ему был нанесен значительный ущерб и началось затопление, которое контролировалось экипажем. [ 2 ]
U-101 снова отправилась в плавание 5 октября для более короткого военного патрулирования продолжительностью 20 дней. Она действовала в Северной Атлантике, перехватывая конвои, идущие в Великобританию. Она потопила канадский «Сен-Мало» 12 октября, а затем стала одной из нескольких подводных лодок, совершивших успешную атаку «волчьей стаи» на конвой SC 7 . Она повредила SS Blairspey и потопила SS Creekirk 18 октября. На следующий день она потопила SS Assyrian и SS Soesterberg . Во время последней атаки ее заметил один из торговых судов, который обстрелял ее. Она смогла выпустить свои последние торпеды и уйти от снарядов, упавших позади нее. Торговое судно развернулось и начало двигаться зигзагами, и таким образом ускользнуло, не получив ударов. [ 2 ] U-101 вернулась в Лорьян, потопив четыре корабля общим водоизмещением 14 562 брт и повредив еще один на 4 155 брт . [ 6 ] По возвращении Фрауэнхайма сменил полковник Эрнст Менгерсен .
Под Менгерсеном
[ редактировать ]Менгерсен предпринял последний военный патруль в 1940 году, отплыв из Лорьяна 24 ноября. Несмотря на то, что это путешествие длилось всего 14 дней, это было еще одно успешное путешествие. 31 ноября была потоплена британская «Арактака» . На следующий день U-101 атаковала конвой HX 90 , потопив Аппалачи и повредив Лох-Ранзу 1 декабря. На следующий день она потопила еще два корабля конвоя, «Кавак» и «Леди Гланели» . U-101 вернулась в Лорьян 7 декабря, потопив 22 483 брт судно водоизмещением и повредив еще 4 958 брт . [ 7 ]
Следующее патрулирование лодки началось с ее отбытия из Лорьяна 23 января. Несмотря на то, что U-101 провела в море 28 дней, это был один из U-101 менее успешных круизов . При попытке атаковать конвой SC 19 в 04:16 29 января эсминец сопровождения открыл по нему огонь, вынудив его нырнуть. Затем военный корабль сбросил три глубинные бомбы, но они не причинили никакого ущерба. [ 2 ] Позже U-101 потопила два корабля: «Белкрест» 14 февраля и «Гайрсоппа» 17 февраля. [ 8 ] Он вернулся на базу 19 февраля, составив еще 10 699 брутто-тонн судоходства союзников. [ 9 ] 24 марта она снова отплыла в свой самый продолжительный военный патруль, продлившийся 40 дней. Это привело его глубоко в Северную Атлантику в поисках вражеских кораблей. 23 апреля она столкнулась с британской подводной лодкой, которая выпустила по ней две торпеды, но обе промахнулись. [ 2 ] U-101 вернулась на базу 2 мая, не потопив и не повредив ни одного корабля противника. [ 9 ]
Ее следующий патруль начался 28 мая и оказался немного более успешным. Действуя южнее своего предыдущего местоположения, она обнаружила конвои OB 327 и 329 и потопила британские торговые суда Trecarrell и Trevarrack 4 и 9 июня соответственно. Также 4 июня она потеряла за бортом человека, матросенобергефрейтера Хорста Якла. [ 2 ] Она вернулась на базу 4 июля, имея на счету 10 541 брутто-тонну перевозки. [ 10 ]
Следующий патруль U-101 забрал ее из Лорьяна 7 августа. 24 августа в 09:53 она была атакована самолетом недалеко от Роколла . Были сброшены две бомбы, но они не причинили ей вреда. Тем не менее, U-101 была вынуждена совершить аварийное погружение еще пять раз в тот день и на следующий, чтобы избежать полетов самолетов в этом районе. Затем 28 августа она попыталась атаковать конвой ОС-4, но в 03:03 была вынуждена нырнуть из-за эсминца. За ней в течение трех часов охотились несколько сопровождающих конвоя, сбросивших 30 глубинных бомб. Несмотря на точность этих атак, единственным серьезным повреждением стал вышедший из строя перископ. [ 2 ] U-101 прибыла в Сен-Назер (также на французском атлантическом побережье) 4 сентября после 29 дней в море, в течение которых ей не удалось потопить или повредить ни один корабль. [ 11 ]
Последний военный патруль
[ редактировать ]Последний патруль U-101 снова доставил ее из Сен-Назера обратно в Киль вокруг Британских островов, отправившись со своей французской базы 11 октября. 13 октября, направляясь через Бискайский залив, он был атакован в 10:45 двухмоторным самолетом. Было сброшено три бомбы. Некоторые повреждения, должно быть, были видны на поверхности, поскольку в 16:42 на нее снова напали, когда она находилась под водой, еще тремя бомбами. [ 2 ] 18 октября она совершила атаку на конвой SC 48 , в ходе которой торпедировала и потопила эскорт конвоя HMS Broadwater .
Дальнейшего успеха она не добилась и прибыла в Киль 16 ноября, проведя в море 37 дней. Это положило конец ее активной военной карьере. Она потопила 22 торговых судна общим водоизмещением 112 618 брт и военный корабль водоизмещением 1190 тонн; она также повредила еще два судна на общую сумму 9 113 брт . [ 2 ]
Как учебная лодка и судьба
[ редактировать ]Оберлейтенант цур Зее ( Oblt.zS ) Карл-Хайнц Марбах ненадолго стал командиром U-101 1 января 1942 года и проработал в этом качестве до 3 февраля. Oblt.zS Фридрих Боте занял пост до 31 марта. 1 марта U-101 находилась в составе 26-й флотилии для обучения экипажей до конца марта. С 1 апреля по 31 августа он стал учебным катером 21 -й флотилии подводных лодок . [ 2 ] 1 сентября он присоединился к 24-й флотилии , снова в качестве учебной, и завершил свои обязанности 31 августа 1943 года. С мая 1942 года по 25 октября 1942 года им командовал Эрнст фон Витцендорф. Его заменил Oblt.zS Гельмут Мюнстер, который командовал U-101 до ее списания. был переведен в состав 23-й флотилии С 1 сентября 1943 г. по 22 октября 1943 г. .
Затем она была выведена из эксплуатации в Нойштадте . [ 2 ] Он находился на приколе до момента затопления 3 мая 1945 года перед капитуляцией Германии. Позже обломок был разобран . [ 2 ]
Волчьи стаи
[ редактировать ]Ю-101 приняла участие в четырёх волчьих стаях , а именно:
- Рёзинг (12-15 июня 1940 г.)
- Запад (2-20 июня 1941 г.)
- Гренландия (12-27 августа 1941 г.)
- Райсвольф (21-29 октября 1941 г.)
Краткое изложение истории рейдов
[ редактировать ]Дата | Корабль | Национальность | Тоннаж [ Примечание 1 ] | Судьба [ 12 ] |
---|---|---|---|---|
26 мая 1940 г. | Стэнхолл | ![]() |
4,831 | затонул |
31 мая 1940 г. | Оринджмур | ![]() |
5,775 | затонул |
2 июня 1940 г. | Поликарп | ![]() |
3,577 | затонул |
11 июня 1940 г. | Гора Гиметт | ![]() |
5,820 | затонул |
12 июня 1940 г. | Эрлспарк | ![]() |
5,250 | затонул |
14 июня 1940 г. | Антонис Георгандис | ![]() |
3,557 | затонул |
16 июня 1940 г. | Веллингтон Стар | ![]() |
13,212 | затонул |
19 августа 1940 г. | Амплфорт | ![]() |
4,576 | затонул |
28 августа 1940 г. | Она | ![]() |
3,868 | затонул |
1 сентября 1940 г. | Эфплоя | ![]() |
3,867 | затонул |
12 октября 1940 г. | Сен-Мало | ![]() |
5,779 | затонул |
18 октября 1940 г. | Блерспи | ![]() |
4,155 | Поврежденный |
18 октября 1940 г. | Крикёрк | ![]() |
3,917 | затонул |
19 октября 1940 г. | ассирийский | ![]() |
2,962 | затонул |
19 октября 1940 г. | Состерберг | ![]() |
1,904 | затонул |
30 ноября 1940 г. | Аракатака | ![]() |
5,378 | затонул |
1 декабря 1940 г. | Аппалачи | ![]() |
8,826 | затонул |
1 декабря 1940 г. | Лох-Ранза | ![]() |
4,958 | Поврежденный |
2 декабря 1940 г. | Тополь | ![]() |
2,782 | затонул |
2 декабря 1940 г. | Леди Гланели | ![]() |
5,497 | затонул |
14 февраля 1941 г. | Белкрест | ![]() |
4,517 | затонул |
17 февраля 1941 г. | Гейрсоппа | ![]() |
5,237 | затонул |
4 июня 1941 г. | Трекаррелл | ![]() |
5,271 | затонул |
9 июня 1941 г. | Деревянная стойка | ![]() |
5,270 | затонул |
18 октября 1941 г. | HMS Бродуотер | ![]() |
1,190 | затонул |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тоннаж торговых судов указан в брутто-регистровых тоннах . Военные суда указаны по водоизмещению в тоннах .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Гренер 1991 , стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Хельгасон, Гудмундур. «Лодка VII типа У-101» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Патруль немецкой подводной лодки U-101 с 21 мая 1940 г. по 25 июня 1940 г.» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Хельгасон, Гудмундур. «Патруль немецкой подводной лодки U-101 с 21 мая 1940 г. по 25 июня 1940 г.» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Патруль немецкой подводной лодки U-101 с 9 августа 1940 г. по 16 сентября 1940 г.» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Патруль немецкой подводной лодки U-101 с 5 октября 1940 по 24 октября 1940 года» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Патруль немецкой подводной лодки U-101 с 24 ноября 1940 г. по 7 декабря 1940 г. — Патрули подводных лодок Кригсмарине — uboat.net» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 29 декабря 2014 г.
- ^ К.Майкл Хоган. 2011. Восстановление SS Gairsoppa . Тему под ред.П.Саундри. Главный редактор CJCleveland. Энциклопедия Земли. Национальный совет по науке и окружающей среде, Вашингтон, округ Колумбия
- ^ Jump up to: а б Хельгасон, Гудмундур. «Патруль немецкой подводной лодки U-101 с 23 января 1941 г. по 19 февраля 1941 г.» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Патруль немецкой подводной лодки U-101 с 24 марта 1941 г. по 2 мая 1941 г.» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Патруль немецкой подводной лодки U-101 с 28 мая 1941 г. по 4 июля 1941 г.» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, пораженные U-101» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 8 декабря 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999). Немецкие командиры подводных лодок Второй мировой войны: биографический словарь . Перевод Брукса, Джеффри. Лондон, Аннаполис, Мэриленд: Greenhill Books, Naval Institute Press. ISBN 1-55750-186-6 .
- Гренер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг., Подводные лодки и минные корабли . Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-593-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хельгасон, Гудмундур. «Лодка VII типа У-101» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 8 декабря 2014 г.
- Хельгасон, Гудмундур. «Военные патрули U-101» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 8 декабря 2014 г.
- Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, пораженные U-101» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 8 декабря 2014 г.
- Хофманн, Маркус. « У 101 » . Deutsche U-Boote 1935–1945 — u-boot-archiv.de (на немецком языке) . Проверено 30 января 2015 г.
54 ° 07' с.ш., 10 ° 50' в.д. / 54,117 ° с.ш., 10,833 ° в.д.