Немецкая подводная лодка U-559
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Ю-559 |
Заказал | 16 октября 1939 г. |
Строитель | Блом и Восс , Гамбург |
Номер двора | 535 |
Заложен | 1 февраля 1940 г. |
Запущен | 8 января 1941 г. |
Введен в эксплуатацию | 27 февраля 1941 г. |
Судьба | Потоплен глубинными бомбами 30 октября 1942 г. [1] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | типа VIIC Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Высота | 9,60 м (31 фут 6 дюймов) |
Черновик | 4,74 м (15 футов 7 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | |
Глубина испытания |
|
Дополнение | 4 офицера, 40–56 зачисленных. |
Вооружение |
|
Послужной список [2] [3] | |
Часть: |
|
Идентификационные коды: | М 38 782 |
Командиры: |
|
Операции: |
|
Победы: |
Немецкая подводная лодка U-559 была типа VIIC, подводной лодкой построенной для нацистской Германии для Кригсмарине службы во время Второй мировой войны .
Заложенный 1 февраля 1940 года на верфях Blohm & Voss в Гамбурге как Baunummer 535 («Верфь номер 535»), он был спущен на воду 8 января 1941 года и вступил в строй 27 февраля под командованием капитанлейтенанта Ганса Хайдтмана .
Она начала свою служебную карьеру в 1-й флотилии подводных лодок , проходила обучение, прежде чем была введена в строй 1 июня 1941 года. Она перешла в 29-ю флотилию подводных лодок 15 апреля 1942 года. Она потопила пять кораблей, но, пожалуй, больше всего запомнилась инцидентом. во время ее затопления в Средиземном море в 1942 году, когда британские моряки конфисковали у нее криптографические материалы. Этот материал оказался чрезвычайно ценным для взлома машинного шифра подводной лодки « Энигма » .
Дизайн
[ редактировать ]Немецким подводным лодкам типа VIIC предшествовали более короткие подводные лодки типа VIIB . U-559 имела водоизмещение 769 тонн (757 длинных тонн) в надводном положении и 871 тонну (857 длинных тонн) в подводном положении. [4] Она имела общую длину 67,10 м (220 футов 2 дюйма), длину прочного корпуса 50,50 м (165 футов 8 дюймов), ширину 6,20 м (20 футов 4 дюйма), высоту 9,60 м (31 фут 6 дюймов). дюймов) и осадка 4,74 м (15 футов 7 дюймов). Подводная лодка была оснащена двумя Germaniawerft четырехтактными шестицилиндровыми с наддувом дизельными двигателями F46 общей мощностью от 2800 до 3200 лошадиных сил (от 2060 до 2350 кВт; от 2760 до 3160 л.с.) для использования в надводном положении, два двигателя Brown, Boveri & Cie GG. UB 720/8 Электродвигатели двойного действия общей мощностью 750 лошадиных сил (550 кВт; 740 л.с.) для использования под водой. диаметром 1,23 м (4 фута) У нее было два вала и два гребных винта . Лодка была способна работать на глубине до 230 метров (750 футов). [4]
Подводная лодка имела максимальную скорость надводного положения 17,7 узла (32,8 км/ч; 20,4 миль в час) и максимальную скорость под водой 7,6 узла (14,1 км/ч; 8,7 миль в час). [4] В подводном положении лодка могла двигаться на протяжении 80 морских миль (150 км; 92 мили) со скоростью 4 узла (7,4 км/ч; 4,6 миль в час); в всплывшем состоянии он мог преодолеть 8500 морских миль (15700 км; 9800 миль) со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). U-559 была оснащена пятью торпедными аппаратами диаметром 53,3 см (21 дюйм) (четыре в носовой части и один в корме), четырнадцатью торпедами , одной корабельной пушкой SK C/35 диаметром 8,8 см (3,46 дюйма) , боезапасом 220 снарядов и 2-см (0,79 дюйма) зенитная пушка C/30. В лодке было от сорока четырех до шестидесяти человек. [4]
История обслуживания
[ редактировать ]Первоначально U-559 предназначалась для использования в качестве атлантической подводной лодки во время битвы за Атлантику против конвоев союзников на западных подходах .
Первый и второй патрули
[ редактировать ]Ее первый патруль привел ее из Киля 4 июня 1941 года через Северное море и через пропасть между Гренландией и Исландией . Она прибыла в Сен-Назер в оккупированной Франции 5 июля.
Ее второй вылет увенчался успехом, когда она торпедировала и потопила « Альву» примерно в 600 морских милях (1100 км; 690 миль) к западу от Ушанта . Она вернулась на свою французскую базу 22 августа 1941 года.
Третий патруль
[ редактировать ]Для своего третьего патрулирования, начавшегося 20 сентября, она была приписана к группе «Гебен», которая была первыми подводными лодками, вошедшими в Средиземное море во время Второй мировой войны через хорошо защищенный Гибралтарский пролив . Она достигла Саламина в Греции, предварительно исследовав ливийско - египетскую границу.
Четвертый патруль
[ редактировать ]Во время своего четвертого патрулирования она торпедировала и потопила австралийский шлюп HMAS Parramatta у побережья Ливии; хотя большинство выживших были подобраны другими кораблями, троим мужчинам удалось достичь суши, где они были спасены наступающими британскими войсками. [5]
Пятый, шестой и седьмой патрули
[ редактировать ]Во время своего пятого патрулирования, начавшегося 8 декабря 1941 года, лодка затонула «Шуньтянь» 23-го числа . Шуньтьен перевозил 850–1100 немецких и итальянских военнопленных. Было убито от 800 до 1000 человек, в том числе не менее 700 военнопленных. [6]
Ее шестой и седьмой патрули проходили от Саламина до района ливийского побережья. Они не имели успеха.
Восьмой и девятый патрули
[ редактировать ]Переехав в Пулу в Хорватии в марте 1942 года, она затем 18 мая совершила боевой вылет, потопила танкер «Афина» и повредила нефтяной танкер «Ежевичный лист» в результате атаки конвоя 10 июня.
Однако ее девятый патруль не увенчался успехом.
Волчьи стаи
[ редактировать ]Ю-559 принимала участие в одной волчьей стае , а именно:
- Гебен (20 сентября - 5 октября 1941 г.)
Судьба
[ редактировать ]Наибольшую известность ей принесла ее собственная кончина. Около 05:00 30 октября 1942 года U-559 была замечена Королевскими ВВС Сандерленд , запад, из 201-й эскадрильи на позиции. 31 ° 47' с.ш., 33 ° 24' в.д. / 31,783 ° с.ш., 33,400 ° в.д. , в 70 милях к северу от дельты Нила . Эсминец , HMS Hero был предупрежден по радио и направился на ее перехват, а эсминцы HMS Petard , Pakenham , Dulverton и Hurworth вышли из Саида Порт - Египет . Примерно в 12:34 Уэлсли патрульный самолет заметил F из 47-й эскадрильи перископ затопленной U-559 и атаковал глубинными бомбами. [7] [2] [8]
Группа эсминцев охотилась за подводной лодкой в течение 16 часов, постоянно совершая глубинные атаки. После наступления темноты U-559 с треснувшим прочным корпусом, неспособной поддерживать балансировку и четырьмя членами экипажа, погибшими в результате взрывов и наводнения, была вынуждена всплыть на поверхность. Она была рядом с Petard , который немедленно открыл огонь из своей 20-мм пушки Oerlikon . [1] [9]
Немецкий экипаж поспешно выбрался за борт, не уничтожив ни свои кодовые книги, ни машину «Энигма» и, что особенно важно, не сумев открыть все вентиляционные отверстия для забортной воды, чтобы должным образом затопить подводную лодку. Три моряка Королевского флота, лейтенант Энтони Фассон , опытный моряк Колин Грейзер и NAAFI помощник столовой Томми Браун , затем поднялись на борт заброшенной подводной лодки. Существуют разные сведения о том, как трое британцев поднялись на борт подводной лодки. В некоторых сообщениях (например, у Кана) говорится, что они «нагими» подплыли к U-559 , которая тонула, но медленно. [10] Себаг-Монтефиоре утверждает, что они прыгнули либо с Петара , либо, в случае Брауна, с китобойного судна . Они получили листы настроек ключей «Энигмы» подводной лодки со всеми текущими настройками сети «Энигма» подводной лодки. Два немецких члена экипажа, спасенные из моря, наблюдали за погрузкой этого материала в китобойное судно Петара , но вооруженная охрана отговорила их вмешиваться. Гразье и Фассон находились внутри подводной лодки, пытаясь выбраться, когда она затонула; оба утонули. [11]
Последствия
[ редактировать ]Гразье и Фассон были посмертно награждены Георгиевским крестом , Браун награжден Георгиевской медалью . Крест Виктории рассматривался, но не был вручен по той якобы причине, что их храбрость не была проявлена «перед лицом врага». [12] Еще одним соображением могло быть то, что Крест Виктории привлек бы нежелательное внимание немецкой разведки к захвату подводной лодки. Также было обнаружено, что Браун солгал о своем возрасте, чтобы записаться на военную службу, и ему было всего 16 лет, что сделало его одним из самых молодых лауреатов Медали Джорджа . Он был выписан и вернулся домой в Норт-Шилдс , но через два года умер, пытаясь спасти свою младшую сестру от пожара в доме. [13]
Материал шифровальной книги, который они извлекли, был чрезвычайно ценен для дешифровщиков в Блетчли-Парке , которые не могли прочитать кодовую записку 4-роторной подводной лодки «Энигма» в течение десяти месяцев с момента ее появления на вооружении немецкой Кригсмарине в начале 1942 года. захваченные материалы позволили им читать шифры в течение нескольких недель, а затем взламывать загадку подводной лодки вплоть до конца войны.
Подъем был одним из нескольких таких событий (например, более ранний захват U-110 ), которые послужили вдохновением для создания художественного рассказа о захвате подводной лодки в фильме 2000 года «U-571» .
Краткое изложение истории рейдов
[ редактировать ]Дата | Название корабля | Национальность | Тоннаж [Примечание 1] | Судьба [14] |
---|---|---|---|---|
19 августа 1941 г. | Альва | ![]() | 1,584 | затонул |
27 ноября 1941 г. | HMAS Парраматта | ![]() | 1,060 | затонул |
23 декабря 1941 г. | Шуньтянь | ![]() | 3,059 | затонул |
26 декабря 1941 г. | Варшава | ![]() | 2,487 | затонул |
10 июня 1942 г. | Афина | ![]() | 4,681 | затонул |
10 июня 1942 г. | Ежевичный лист | ![]() | 5,917 | Общая потеря |
12 октября 1942 г. | принеси их | ![]() | 200 | Общая потеря |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тоннаж торговых судов указан в брутто-регистровых тоннах . Военные суда указаны по водоизмещению в тоннах .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кемп 1999 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа VIIC U-559» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 26 августа 2009 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Военные патрули немецкой подводной лодки U-559» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 26 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер 1991 , стр. 43–46.
- ^ Патерсон, Лоуренс - Подводные лодки в Средиземноморье 1941-1944 , 2007, Chatham Publishing, ISBN 9781861762900 , с. 43.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, сбитые U-559» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 28 декабря 2014 г.
- ^ Буш и Рёлль 1999 , стр. 63–64.
- ^ Шорс и др. 2012 , стр. 612–613.
- ^ Уэст, Найджел (1986). GCHQ: Секретная беспроводная война 1900–1986 (изд. 1987 г.). Коронет. стр. 270–271. ISBN 0-340-41197-Х .
- ^ Кан, Дэвид, захватывающий загадку: гонка за расшифровку немецких кодов подводных лодок, 1939-1943 . 1991. с. 224. Сувенирный Пресс ISBN 0-285-63066-0
- ^ Себаг-Монтефиоре, Хью (2001). Энигма; битва за Кодекс . Лондон: Феникс. стр. 259–262. ISBN 0-7538-1130-8 .
- ^ Кан, с. 226.
- ^ Уэст, Найджел (1986). GCHQ: Секретная беспроводная война 1900–1986 (изд. 1987 г.). Коронет. п. 272. ИСБН 0-340-41197-Х .
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, сбитые U-559» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 30 октября 2020 г. .
Библиография
[ редактировать ]- Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999). Немецкие командиры подводных лодок Второй мировой войны: биографический словарь . Перевод Брукса, Джеффри. Лондон, Аннаполис, Мэриленд: Greenhill Books, Naval Institute Press. ISBN 1-55750-186-6 .
- Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999). с сентября 1939 по май 1945 года Потери немецких подводных лодок . Подводная война (на немецком языке). Том IV Гамбург, Берлин, Бонн: Миттлер. ISBN 3-8132-0514-2 .
- Стивен Харпер (1999). Захват загадки: как HMS Petard завладел немецкими военно-морскими кодексами . Саттон. ISBN 978-0-7509-2316-3 .
- Грёнер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг., Подводные лодки и минные корабли . Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-593-4 .
- Кан, Дэвид; Овладев загадкой: гонка за взлом немецких кодексов подводных лодок, 1939–1943 (1991)
- Кемп, Пол (1999). Уничтоженные подводные лодки: потери немецких подводных лодок в мировых войнах . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 1-85409-515-3 .
- Шарп, Питер (1998). Файл фактов о подводных лодках . Великобритания: Midland Publishing. ISBN 1-85780-072-9 .
- Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел; Олиник, Фрэнк; Бок, Винфрид (2012). История воздушной войны в Средиземноморье 1940–1945 гг.: Том второй: Пустыня Северной Африки, февраль 1952 г. - март 1943 г. Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1-909166-12-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа VIIC U-559» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 28 декабря 2014 г.
- Страница памяти Фассона и Грейзье {только для справки}
- машина Энигма
- Немецкие подводные лодки типа VIIC
- Подводные лодки Германии времен Второй мировой войны.
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Средиземном море
- Подводные лодки введены в строй в 1941 году.
- корабли 1941 года
- Подводные лодки затонули в 1942 году.
- Корабли постройки в Гамбурге
- Подводные лодки, потопленные глубинными бомбами
- Подводные лодки, потопленные британскими военными кораблями
- Морские инциденты в октябре 1942 г.
- Захваченные подводные лодки