Немецкая подводная лодка Ю-30 (1936 г.)
![]() U-33 — типичная лодка типа VIIA.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Ю-30 |
Заказал | 1 апреля 1935 г. |
Строитель | DeSchiMAG AG Weser , Бремен |
Расходы | 4 189 000 рейхсмарок |
Номер двора | 911 |
Заложен | 24 января 1936 г. |
Запущен | 4 августа 1936 г. |
Введен в эксплуатацию | 8 октября 1936 г. |
Выведен из эксплуатации | 23 января 1945 г. |
Судьба | Затоплен в заливе Купфермюлен 5 мая 1945 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | типа VIIA Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Высота | 9,50 м (31 фут 2 дюйма) |
Черновик | 4,37 м (14 футов 4 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | |
Глубина испытания |
|
Дополнить | 4 офицера, 40–56 зачисленных. |
Датчики и системы обработки | Групповое подслушивающее устройство |
Вооружение |
|
Послужной список [ 1 ] [ 2 ] | |
Часть: |
|
Идентификационные коды: | М 05 559 |
Командиры: |
|
Операции: |
|
Победы: |
Немецкая подводная лодка U-30 — типа VIIA подводная лодка нацистской Германии, служившая Кригсмарине во время Второй мировой войны . Заказ на нее был заказан в апреле 1935 года в нарушение Версальского договора , который запрещал строительство и ввод в эксплуатацию любых подводных лодок для немецкого флота, а также в рамках программы перевооружения немецких военно-морских сил, известной как « План Z» . 3 сентября 1939 года она потопила лайнер SS Athenia (1922 г.) под командованием Фрица-Юлиуса Лемпа . Он был уволен с фронтовой службы в сентябре 1940 года после восьми боевых патрулей, потопив 17 судов и повредив два других. Затем U-30 выполняла учебные функции до конца войны, когда она была затоплена. Позже ее подняли и разобрали на металлолом в 1948 году.
Строительство
[ редактировать ]U-30 была заказана Кригсмарине 1 апреля 1935 года (в рамках плана Z и в нарушение Версальского договора). Ее киль был заложен 24 января 1936 года компанией AG Weser , Бремен, под номером верфи 911. Корабль был спущен на воду 4 августа и официально принят в состав Кригсмарине 8 октября под командованием капитанлейтнанта ( капитан-лейтенанта ) Ганса Кохауса. [ 1 ]
Дизайн
[ редактировать ]Как и все подводные лодки типа VIIA, U-30 имела два MAN 6-цилиндровых 4-тактных дизеля M6V 40/46 общей мощностью 2100–2310 л.с. (1540–1700 кВт; 2070–2280 л.с.), а также два двигателя Brown, Boveri & Cie GG. Электродвигатели UB 720/8 мощностью 750 л.с. (550 кВт; 740 л.с.) и позволяли ей двигаться со скоростью максимум 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час) в надводном положении и 8 узлов (15 км/ч; 9,2). миль в час) погружен под воду. У нее была дальность полета 6200 морских миль (11 500 км; 7 100 миль) на скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) на поверхности и 73–94 морских миль (135–174 км; 84–108 миль) на скорости 4 узла ( 7,4 км/ч; 4,6 миль в час) под водой. У-30 имела пять торпедных аппаратов (четыре в носовой части, один в кормовой). Он также мог нести в общей сложности одиннадцать торпед диаметром 53,3 см (21 дюйм), 22 мины ТМА или 33 мины ТМБ и имел палубную пушку C35/L45 калибра 8,8 см (3,5 дюйма) (с боекомплектом 220 снарядов). Она была оснащена одной зенитной пушкой C 30 калибра 2 см (0,79 дюйма) . После ввода в строй и развертывания U-30 дислоцировалась в немецком портовом городе Вильгельмсхафен . [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]За время своей карьеры U-30 участвовала в восьми военных патрулях и потопила 16 торговых судов общим водоизмещением 86 165 брутто-регистровых тонн (брт) и один вспомогательный военный корабль водоизмещением 325 брт . U-30 также повредила один коммерческий корабль водоизмещением 5642 брт и повредила британский линкор HMS Barham . Все эти атаки происходили под командованием Кптлт. Фриц-Юлиус Лемп . [ 1 ] [ 2 ]
Первый патруль и затопление Афины
[ редактировать ]U-30 вышла в море 22 августа 1939 года, еще до начала Второй мировой войны. [ 4 ] Ее действительная военная карьера началась 3 сентября 1939 года, всего через 12 дней после отъезда из Вильгельмсхафена и всего через 10 часов после того, как Великобритания объявила войну Германии, она потопила пассажирское судно SS Athenia водоизмещением 13 581 брутто примерно в 200 морских милях (370 км; 230 миль) к западу от Вильгельмсхафена. Гебриды, когда она направлялась из Ливерпуля в Монреаль в Канаде. [ 5 ] [ 6 ] « Афиния» была первым кораблем, затонувшим во Второй мировой войне; из 1400 пассажиров погибли 112, в том числе 28 нейтральных американцев. [ 6 ] Потопив Athenia , U-30 потопила еще два судна, Blairlogie и SS Fanad Head . [ 4 ]
После нападения министерство пропаганды Германии проверило поступающие сообщения как из Лондона, так и из высшего командования военно-морских сил Германии. Получив от Кригсмарине в окрестностях Афины сообщение о том, что в день ее затопления не было ни одной подводной лодки, министерство пропаганды сразу же опровергло все утверждения о том, что какая-либо немецкая подводная лодка потопила Афину . [ 6 ] Вместо этого они заявили, что британцы торпедировали их собственное судно, пытаясь вовлечь Соединенные Штаты в войну на стороне союзников . [ 7 ]
Чтобы успокоить любую реакцию Америки на затопление Афины , Иоахим фон Риббентроп , министр иностранных дел Германии, организовал встречу между гросс-адмиралом Эрихом Редером и американским военно-морским атташе 16 сентября 1939 года. Во время встречи Редер заверил атташе, что он получил отчеты от каждой немецкой подводной лодки в море, и «в результате чего было определенно установлено, что Афения не была потоплена немецкой подводной лодкой». [ 7 ] Затем Редер попросил атташе проинформировать американское правительство. [ 7 ] Однако не все подводные лодки вернулись в порт, и все подводные лодки в море сохраняли радиомолчание. [ 7 ]
27 сентября, когда U-30 пришвартовалась, адмирал Карл Дёниц встретил Лемпа, когда тот выходил из подводной лодки. Позже Дёниц сказал, что Лемп выглядел «очень несчастным» и что он сказал адмиралу, что на самом деле он несет ответственность за затопление « Атении» . Лемп принял Афинию за вооруженный торговый крейсер , который, как он утверждал, двигался зигзагами. Впоследствии Дёниц получил приказ Афинии в «полной тайне». держать дело [ 7 ] Верховное командование ВМФ (ОКМ) не должно было предать Лемпа военному трибуналу, поскольку оно считало его действия добросовестными, и что любые другие политические объяснения по поводу затопления Афины должны были рассматриваться ОКМ, который будет отрицать любые обвинения в том, что немецкая подводная лодка потопила судно. Чтобы сохранить затопление Афины в секрете , Дёниц изменил журнал U-30 , чтобы стереть все доказательства. Лишь на Нюрнбергском процессе в 1946 году правда о судьбе лайнера была раскрыта немцами публично. [ 7 ] [ 8 ]
Второй патруль
[ редактировать ]В результате расследования, проведенного Генеральным штабом Германии после затопления «Атении» , U-30 оставалась в порту до 9 декабря 1939 года, когда ей наконец разрешили снова выйти в море для второго военного патрулирования. Оно длилось всего шесть дней, в течение которых она дошла до южного побережья (тогда нейтральной) Норвегии, а затем вернулась в Вильгельмсхафен 14 декабря 1939 года. Во время плавания U-30 не встретила ни одного вражеского судна, поэтому вернулась в порт без любые претензии. [ 9 ]
Третий патруль
[ редактировать ]U-30 оказался Третий патруль гораздо более успешным. Покинув Вильгельмсхафен 23 декабря 1939 года, он отправился в Северное море. Затем она обогнула Британские острова и путешествовала вдоль южного побережья Ирландии. недалеко от западного побережья Шотландии U-30 потопила свое первое вражеское судно во время своего третьего патрулирования, противолодочный траулер HMS Barbara Robertson 28 декабря водоизмещением 325 брт. В тот же день она поразила гораздо более крупную цель — британский линкор HMS Barham . После затопления «Барбары Робертсон» U -30 выпустила торпеду по линкору и повредила его, в результате чего погибли четыре члена экипажа. Следующие три жертвы U-30 были потоплены минами, заложенными подводной лодкой: « Эль Осо» , затонувший 11 января; «Грасия» , поврежденная 16 января, и «Кэрнросс» , затонувшая 17 января. Тем временем 17 января 1940 года U-30 вернулась в порт приписки Вильгельмсхафен. [ 10 ]
Четвертый патруль
[ редактировать ]Четвертое патрулирование U-30 началось 11 марта 1940 года, когда она покинула Вильгельмсхафен и направилась к западному побережью Норвегии, готовясь к вторжению в эту страну . В течение 20 дней она путешествовала на северо-восток вдоль норвежского побережья в поисках конвоев союзников; она ничего не нашла и вернулась в Вильгельмсхафен 30 марта 1940 года. [ 11 ]
Пятый патруль
[ редактировать ]Как и ее четвертый патруль, -30 пятый патруль U завершился без потерь. Он вышел в море 3 апреля 1940 года для поддержки немецкого вторжения в Норвегию и Данию (под кодовым названием Operation Weserubung ). В течение 32 дней U-30 путешествовала вдоль западного побережья Норвегии. Затем она направилась на юго-запад, в Шотландию, чтобы перехватить британские военные корабли, направлявшиеся на север для защиты Норвегии. Однако ей не удалось встретить ни одного судна, и она вернулась в Вильгельмсхафен, прибыв туда 4 мая. [ 12 ]
Шестой патруль
[ редактировать ]Шестой патруль U-30 стал первым разом, когда она потопила вражеские корабли после третьего патруля. Покинув Вильгельмсхафен 8 июня 1940 года, он снова вошел в Северное море , пытаясь потопить все корабли союзников в этом районе. За 32 дня U-30 обошла Британские острова и потопила пять кораблей противника в Бискайском заливе . Первым судном, подвергшимся нападению, было британское торговое судно «Оттерпул» водоизмещением 4876 брт , которое было затоплено 20 июня 1940 года. Двумя днями позже было потоплено норвежское судно « Рандсфьорд» водоизмещением 3999 брт . 28 июня был торпедирован британский корабль «Лланарт» , за ним — «Бейньон» 1 июля и египетский «Ангеле Мабро» 6 июля. После этих атак U-30 вернулась в порт. Однако вместо того, чтобы вернуться в Вильгельмсхафен, U-30 зашла в Лорьян во Франции, который был захвачен после падения этой страны . При этом она стала первой немецкой подводной лодкой, вошедшей в порт. [ 13 ] [ 14 ]
Позже патрули и выход на пенсию
[ редактировать ]U-30 начала свое первое патрулирование из Лорьяна и седьмое в целом 13 июля 1940 года. В течение 12 дней она дошла до Португалии и потопила британский корабль 712 GRT «Элларой» 21 числа . Три дня спустя, 24 июля, U-30 вернулась в Лорьян. [ 15 ] у нее возникла неисправность в одном из ее двигателей. [ 14 ] Затем стало ясно, что лодка испытывает ряд механических неполадок, и в результате было решено, что ее следует использовать экономно. Для ее следующего патруля было решено, что она уедет из Лорьяна, но вернется в Германию. [ 16 ]
Восьмое и последнее военное патрулирование, которое должна была предпринять U-30 , началось 5 августа 1940 года, когда она покинула Лорьян и направилась в Северную Атлантику . За 26 дней он прошел к северу от Британских островов, в Северное море и 30 августа 1940 года вошёл в немецкий портовый город Киль. За это время он потопил шведское судно «Кантон» 9 августа и британское пароходное судно «Клан Макфи» на 16 августа 1940 года. Обе эти атаки произошли у западного побережья нейтральной Ирландии. [ 17 ] Однако после этих успехов у U-30 снова возникла проблема с двигателем, и она была вынуждена досрочно завершить патрулирование и вернуться в Германию. Прежде чем она прибыла, Лемп получил известие, что он был награжден Рыцарским крестом Железного креста за предыдущие военные патрули лодки. [ 18 ]
После восьмого патрулирования U-30 была уволена с фронтовой службы 15 сентября 1940 года и до конца войны была направлена на учебную флотилию на Балтике. [ 19 ] После ее выхода на пенсию многие -30 опытные члены экипажа U , включая Лемпа, были переведены на U-110 . [ 20 ] В последние месяцы войны U-30 использовалась в качестве дальнего катера (артиллерийская платформа), а затем была затоплена своим экипажем 5 мая 1945 года во Фленсбурге в заливе Купфермюлен , чтобы избежать сдачи лодки союзникам в рамках Операция Регенбоген . [ 21 ] Обломки подводной лодки позже были подняты и разобраны в 1948 году. [ 1 ]
Волчьи стаи
[ редактировать ]Ю-30 принимала участие в одной волчьей стае , а именно:
- Прин (15-17 июня 1940 г.)
Краткое изложение истории рейдов
[ редактировать ]За время службы в Кригсмарине потопила U-30 16 торговых судов, потеря 86 165 брт , и один вспомогательный боевой корабль, потеря 325 брт . Она также повредила одно торговое судно водоизмещением 5642 брт и повредила линкор HMS Barham . [ 22 ]
Дата [ 22 ] | Корабль [ 22 ] | Национальность [ 22 ] | Тоннаж [ Примечание 1 ] [ 22 ] | Судьба [ 22 ] |
---|---|---|---|---|
3 сентября 1939 г. | Афины | ![]() |
13,581 | затонул |
11 сентября 1939 г. | Блэрлогия | ![]() |
4,425 | затонул |
14 сентября 1939 г. | Голова Фанада | ![]() |
5,200 | затонул |
28 декабря 1939 г. | HMT Барбара Робертсон | ![]() |
325 | затонул |
28 декабря 1939 г. | HMS Barham | ![]() |
31,100 | Поврежденный |
11 января 1940 г. | Медведь | ![]() |
7,267 | затонул |
16 января 1940 г. | Забавный | ![]() |
5,642 | Поврежденный |
17 января 1940 г. | Кэрнросс | ![]() |
5,494 | затонул |
7 февраля 1940 г. | Мюнстер | ![]() |
4,305 | затонул |
9 февраля 1940 г. | Горе | ![]() |
5,406 | затонул |
8 марта 1940 г. | Советник | ![]() |
5,068 | затонул |
20 июня 1940 г. | Оттерпул | ![]() |
4,876 | затонул |
22 июня 1940 г. | Рандсфьорд | ![]() |
3,999 | затонул |
28 июня 1940 г. | Лланарт | ![]() |
5,053 | затонул |
1 июля 1940 г. | Беньон | ![]() |
5,218 | затонул |
6 июля 1940 г. | Анджела Мабро | ![]() |
3,154 | затонул |
21 июля 1940 г. | Элларой | ![]() |
712 | затонул |
9 августа 1940 г. | Кантон | ![]() |
5,779 | затонул |
16 августа 1940 г. | Клан Макфи | ![]() |
6,628 | затонул |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тоннаж торговых судов указан в брутто-регистровых тоннах . Военные суда указаны по водоизмещению в тоннах .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа VIIA U-30» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хельгасон, Гудмундур. «Военные патрули на U-30» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 апреля 2010 г.
- ^ Грёнер 1991 , стр. 43–44.
- ^ Перейти обратно: а б Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-30 (Первый патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 24 апреля 2010 г.
- ^ Ширер (1990) стр. 622.
- ^ Перейти обратно: а б с Ширер (1990) стр. 636.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ширер (1990) стр. 637.
- ^ Ширер (1990) стр. 638.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-30 (Второй патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 1 мая 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-30 (Третий патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 1 мая 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-30 (Четвертый патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 1 мая 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-30 (Пятый патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 1 мая 2010 г.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-30 (Шестой патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 1 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Блэр (2000a), с. 176
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-30 (Седьмой патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 1 мая 2010 г.
- ^ Блэр (2000a), с. 177
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Информация о патрулировании U-30 (Восьмой патруль)» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ Блэр (2000a), с. 178
- ^ Блэр (2000a), стр. 178 и 701.
- ^ Блэр (2000a), с. 254
- ^ Блэр (2000b), стр. 700 и 815.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хельгасон, Гудмундур. «Корабли, пораженные U-30» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 24 апреля 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (2000a) [1996]. Гитлеровская подводная война: Охотники, 1939–1942 гг . Нью-Йорк: Современная библиотека. ISBN 0-679-64032-0 .
- Блэр, Клэй (2000b) [1996]. Гитлеровская подводная война: Преследуемые, 1942–1945 гг . Нью-Йорк: Современная библиотека. ISBN 0-679-64033-9 .
- Буш, Райнер; Рёлль, Ханс-Иоахим (1999). Немецкие командиры подводных лодок Второй мировой войны: биографический словарь . Перевод Брукса, Джеффри. Лондон, Аннаполис, Мэриленд: Greenhill Books, Naval Institute Press. ISBN 1-55750-186-6 .
- Гренер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг., Подводные лодки и минные корабли . Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-593-4 .
- Ширер, Уильям Л. (1990). Взлет и падение Третьего рейха: история нацистской Германии . Саймон и Шустер. ISBN 0-671-72868-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хельгасон, Гудмундур. «Катер типа VIIA U-30» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 23 апреля 2010 г.
- Хофманн, Маркус. « Ю 30 » . Deutsche U-Boote 1935-1945 — u-boot-archiv.de (на немецком языке) . Проверено 7 декабря 2014 г.
- Немецкие подводные лодки типа VIIA
- Подводные лодки введены в строй в 1936 году.
- Подводные лодки Германии времен Второй мировой войны
- корабли 1936 года
- Корабли постройки в Бремене (гос.)
- Воинские части и соединения гитлеровской Германии в Гражданской войне в Испании
- Операция Радуга (подводная лодка)
- Морские инциденты в мае 1945 г.