СМС Медуза
![]() | |
История | |
---|---|
![]() ![]() ![]() | |
Имя | Медуза |
Тезка | СМС Медуза |
Заложен | 22 января 1900 г. |
Запущен | 5 декабря 1900 г. |
Введен в эксплуатацию | 26 июля 1901 г. |
повторно введен в эксплуатацию |
|
Выведен из эксплуатации |
|
пораженный | 27 марта 1929 г. |
Восстановлен | Переоборудован в плавучую зенитную батарею, июль 1940 г. |
Судьба | Затоплен , 3 мая 1945 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Газель» типа Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | 105,1 м (344,8 футов) в длину |
Луч | 12,2 м (40 футов) |
Черновик | 4,84 м (15,9 футов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 21,5 узла (39,8 км/ч; 24,7 миль в час) |
Диапазон | 3560 миль (6590 км; 4100 миль) на скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение | |
Броня |
|
SMS Medusa из десяти кораблей «Газель», класса состоящих входила в состав легких крейсеров , которые были построены для немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот) в конце 1890-х - начале 1900-х годов. Класс «Газель» стал кульминацией ранних проектов незащищенных крейсеров и авизо , объединив в себе лучшие стороны обоих типов и ставший прародителем всех будущих легких крейсеров Имперского флота. Построенный для службы в составе основного немецкого флота и в качестве колониального крейсера, он был вооружен батареей из десяти орудий калибра 10,5 см (4,1 дюйма) и имел максимальную скорость 21,5 узла (39,8 км/ч; 24,7 миль в час). Медуза служила во всех трех немецких военно-морских силах — Kaiserliche Marine , Reichsmarine (Военно-морской флот) Веймарской Германии и Kriegsmarine (Военный флот) нацистской Германии — на протяжении более сорока лет.
служила в разведывательном отряде Флота открытого моря За время службы в Императорском флоте с 1903 по 1907 год ; в этот период она принимала участие в заграничных круизах и обычных тренировках. В 1908 году он временно заменил свой однотипный корабль «Нимфа» в качестве учебного артиллерийского корабля, пока последний находился на ремонте. Сама «Медуза» прошла капитальный ремонт, а затем была переведена в резерв до августа 1914 года, когда начало Первой мировой войны привело к ее повторному вводу в строй . Первоначально он действовал в устье Эльбы , поддерживая флотилию , которой было поручено защищать устье реки. Он был переведен на Балтику в конце 1915 года после того, как была потоплена его сестра «Ундина» , где она служила флагманом дивизии береговой обороны. Снова выведенный из эксплуатации в конце 1916 года, он использовался в качестве вспомогательного корабля до конца войны.
«Медуза» была среди шести легких крейсеров, которые Германии было разрешено сохранить по условиям Версальского договора , и она была первым крупным военным кораблем, вернувшимся в строй в 1920 году; в результате она служила флагманом Рейхсмарине , пока ее не сменил линкор «Ганновер» в 1921 году. Ее карьера в начале 1920-х годов следовала тому же образцу, что и в довоенные годы: она была занята учебными учениями и посещением иностранных портов. В последний раз выведен из эксплуатации в 1924 году и впоследствии использовался как казарменный корабль до 1940 года, когда во время Второй мировой войны был переоборудован в плавучую зенитную батарею. Базируясь недалеко от Вильгельмсхафена , он помогал защищать порт до конца войны, прежде чем был серьезно поврежден во время воздушного налета в апреле 1945 года. Ее команда затопила его 3 мая, а позже он был разбит в 1948–1950 годах.
Дизайн
[ редактировать ]Вслед за постройкой незащищенных крейсеров типа «Бюссард» и « авизо Хела» для немецкого Kaiserliche Marine (Императорский флот) Строительное управление Reichsmarineamt ( Управление императорского флота) подготовило проект нового малого крейсера, сочетавшего в себе лучшие качества оба типа судов. Конструкторам предстояло спроектировать небольшой крейсер с броневой защитой, обладающий оптимальным сочетанием скорости, вооружения и остойчивости, необходимой для действий флота, а также выносливости для действий на зарубежных станциях в составе Германской колониальной империи . Получившийся проект «Газели» лег в основу всех легких крейсеров, построенных немецким флотом, вплоть до последних официальных проектов, подготовленных в 1914 году. [ 1 ] [ 2 ]

«Медуза» 104,8 метра (343 фута 10 дюймов) имела общую длину , ширину 12,2 м (40 футов) и осадку вперед 4,84 м (15 футов 11 дюймов). Водоизмещение ) в 2659 т (2617 длинных тонн нормальном режиме и до 2972 т (2925 длинных тонн) при полной боевой нагрузке . Корабль имел минимальную надстройку , состоявшую из небольшой боевой рубки и мостика . Ее корпус имел приподнятый бак и квартердек , а также ярко выраженный таранный нос . Она была оснащена двумя мачтами . У нее был экипаж из 14 офицеров и 243 рядовых. [ 3 ]
Ее двигательная установка состояла из двух паровых машин тройного расширения, приводивших в движение пару винтовых винтов . Двигатели приводились в движение десятью угольными водотрубными котлами морского типа , вентиляция которых осуществлялась через пару воронок . Они были рассчитаны на мощность 8000 лошадиных сил (7900 л.с. ) и максимальную скорость 21,5 узла (39,8 км/ч; 24,7 миль в час). Медуза перевозила 560 т (550 длинных тонн) угля, что давало ей дальность полета 3560 морских миль (6590 км; 4100 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 4 ]
Корабль был вооружен десятью 10,5-см (4,1 дюйма) орудиями SK L/40 в одиночных шарнирных установках . Двое были размещены рядом на баке; шесть располагались по бортам в спонсонах ; и два были размещены рядом в кормовой части. Орудия могли поражать цели на расстоянии до 12 200 м (13 300 ярдов). Им было поставлено 1000 патронов по 100 снарядов на ствол. Он также был оснащен двумя торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) с пятью торпедами . Они были погружены в корпус с борта . [ 5 ]
Корабль был защищен бронепалубой толщиной от 20 до 25 мм (от 0,79 до 0,98 дюйма). Палуба имела наклон вниз по бокам корабля, чтобы обеспечить некоторую защиту от приближающегося огня. Боевая рубка имела борта толщиной 80 мм (3,1 дюйма), а орудия были защищены орудийными щитами толщиной 50 мм (2 дюйма) . [ 6 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Довоенная карьера
[ редактировать ]
«Медуза» была заказана под контрактным названием «Е» и была заложена на верфи AG Weser в Бремене 22 января 1900 года. Спущена на воду 5 декабря 1900 года; на церемонии спуска на воду ее крестила принцесса Августа, жена Филиппа, принца Эйленбургского . Корабль был назван в честь более раннего винтового корвета «Медуза» . Ее перевели на Kaiserliche Werft (Императорскую верфь) в Вильгельмсхафене для установки вооружения. Корабль был сдан на ходовые испытания 26 июля 1901 года, которые продолжались до 11 сентября, после чего был списан из-за нехватки экипажа. Следующие два года она оставалась в резерве. [ 4 ] [ 7 ]
Наконец, «Медуза» была принята на действительную службу 1 апреля 1903 года под командованием корветтенкапитана ( KK — капитан корвета) Уильяма Каттера , после чего он присоединился к разведывательной операции I боевой эскадрильи . С мая по июнь она приняла участие в круизе в Испанию вместе с остальной частью эскадрильи, который включал посещение Виго , Испания, с 20 по 30 мая. В июле она посетила Ставангер , Норвегия, во время круиза флота в Северном море . В следующем году она присутствовала на военно-морском смотре в Килер-Фёрде короля Эдуарда VII Великобритании во время его визита в Германию. За этим последовал визит немецкого флота в Великобританию, после чего «Медуза» остановилась в Нидерландах с 14 по 20 июля 1904 года. В сентябре Фрегаттенкапитан ( ФК — Капитан фрегата) Пауль Шлипер сменил Куттера на посту командира корабля. В июле и августе 1905 года он принимал участие в маневрах флота, проводившихся в водах Норвегии. Во время учений он стоял на якоре у Уддеваллы с 20 по 24 июля. После маневров в сентябре К. Ф. Фридрих Шульц сменил Шлипера на посту капитана корабля. Флот повторил визит в Норвегию для маневров в июле и августе 1906 г.; в том же году Медуза посетила Олесунн и Кристиансанн . Учения флота, состоявшиеся в августе и сентябре, завершились военно-морским смотром в честь уходящего в отставку командующего флотом гросс-адмирала (гросс-адмирала) Ганса фон Кёстера . Сразу после этого К.К. Вильгельм Штарке командование кораблем от Шульца принял . В том же году «Медузы » артиллеристы получили Schiesspreis (Приз за стрельбу) для малых крейсеров, ежегодно вручаемый кайзером Вильгельмом II . [ 8 ]
1907 год прошел для «Медузы» без происшествий , за исключением ежегодных маневров флота 7 сентября, когда на корабле произошла поломка оборудования, что вынудило его вернуться в Киль для ремонта. 15 сентября его сменил в разведывательном отряде новый крейсер SMS Königsberg . Четыре дня спустя «Медуза» , в свою очередь, заменила свой родственный корабль «Нимфа» для стрельбы в качестве учебного корабля из автоматического оружия в Инспекции морской артиллерии. В это время К. К. Генрих Трендтель Штарке на посту командира корабля сменил , хотя он оставался на борту всего четыре месяца, а в январе 1908 года его заменил К. К. Янцен. Она прослужила в этом качестве восемь месяцев во время капитального ремонта « Нимфы » , после чего была выведена из эксплуатации 23 мая 1908 года, когда ее сестра вернулась в строй. Затем Медузу отремонтировали и поместили в резерв, где она оставалась в течение следующих шести лет. [ 9 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
После начала Первой мировой войны в июле 1914 года «Медуза» была вновь введена в строй 4 августа под командованием ФК Эриха фон Цеппелина . Ей было поручено поддерживать прибрежный патруль в устье Эльбы 11 августа, где она оставалась до 13 сентября 1915 года. В течение этого периода она патрулировала территорию и следила за судами, входящими в Эльбу, без происшествий. Корабль был переведен в Вильгельмсхафен 14 сентября, где через пять дней его экипаж сократили. Однако он не был выведен из эксплуатации, и в течение 30 ноября — 1 декабря его экипаж пополнился, и ему было приказано заменить свою сестру «Ундину» , торпедированную и затонувшую в западной части Балтийского моря . Там она поступила в дивизию береговой обороны. Она прибыла в Варнемюнде 26 декабря и приступила к своим патрульным обязанностям, которые выполняла в течение следующего года. В этот период он также служил кораблем-мишенью для обучения подводных лодок и торпедных катеров экипажей . Он был флагманом визеадмирала . (вице-адмирала) Роберта Мишке с февраля по декабрь 1916 г. [ 10 ]
Медуза взяла Мишке в тур по центральной части Балтики, отправившись из Свинемюнде в Данциг 31 октября 1916 года, затем в Либаву , а затем в Мемель, а затем вернулась в Свинемюнде 7 ноября. К концу года военно-морское командование приняло решение о выводе «Медузы» из эксплуатации ввиду ее морального устаревания перед лицом современного вооружения и обострения нехватки экипажа. Соответственно, он был выведен из эксплуатации 18 декабря в Киле, а затем переведен во Фленсбург . Там он использовался в качестве вспомогательного корабля для старого броненосца «Кёниг Вильгельм» , который использовался в качестве учебного корабля для кадетов. Четыре ее орудия были сняты в 1917 году. Медуза служила в этом качестве до конца войны, закончившейся 11 ноября 1918 года. [ 11 ] [ 12 ]
в Рейхсмарине и Кригсмарине Карьера
[ редактировать ]«Медуза» была среди шести легких крейсеров, которые Германии было разрешено сохранить по условиям Версальского договора, положившего конец войне. По договору послевоенная рейхсмарине была обязана разминировать минные поля, установленные в Северном море во время войны, и первоначально командование планировало переоборудовать «Медузу» в базовый корабль для планируемой 12-й полуфлотилии тральщиков, но это подразделение не было реализовано. создан, и поэтому Медуза не была преобразована. Вместо этого он был повторно введен в строй 17 июля 1920 года под командованием ФК Александра Верта , что стало первым крупным военным кораблем, вошедшим в строй в межвоенный период . В то время она была приписана к Marinestation der Ostsee (Балтийская морская военно-морская база), в состав которой также входили две флотилии торпедных катеров и исследовательский корабль «Тритон» . Одним из первых ее занятий было сопровождение президента Фридриха Эберта в поездку в Восточную Пруссию . Позже с 30 августа по 5 сентября она посетила иностранные порты, в том числе Форёсунд и Висбю на острове Готланд в Швеции. [ 13 ]
10 февраля 1921 года линкор «Ганновер» был вновь введен в строй, одновременно сменив «Медузу» в качестве флагмана. Оба корабля вместе с обеими флотилиями миноносцев провели учения в июне и июле в западной части Балтики. Затем «Медуза» совершила еще одну серию визитов в порты Балтики в период с 28 июля по 2 августа, включая Уддеваллу и Гетеборг , Швеция. Он работал ледоколом в Рижском заливе с 24 января по 12 февраля 1922 года и в этот период посетил Виндау , Латвия, со 2 по 9 февраля. В следующий раз она посетила Евле , Швеция, с 22 по 26 июня, а затем посетила порты Финляндии с 29 июня по 3 июля. В сентябре К.К. Эрнст Мейзель сменил Верта на посту капитана корабля; он должен был стать последним командиром судна. «Медуза» вернулась в Гетеборг с 11 по 15 июля 1923 года вместе с I полуфлотилией, после чего сделала остановки в Молде 19 июля , а затем в Ондалснесе , оба в Норвегии. В октябре Морская станция была реорганизована, поскольку к этому времени было вновь введено в строй достаточное количество линкоров для создания отдельной дивизии линкоров; «Медуза» вошла в состав легкого соединения ВМФ. С 5 по 12 июля 1924 года он снова посетил Евле и 26 сентября был выведен из эксплуатации. [ 13 ]
С 1 февраля 1928 года «Медуза» стала выполнять функции корабля-казармы для экипажей миноносцев и эсминцев в Вильгельмсхафене. 29 марта 1929 года исключен из военно-морского учета . В июле 1940 года, во время Второй мировой войны , «Медуза» была переоборудована в плавучую зенитную батарею на верфи Rickmers Reederei в Бремерхафене . [ 14 ] [ 12 ] Ее вооружение на тот момент состояло из одной 10,5-см пушки SK C/32 , четырех 10,5-см орудий SK C/33 , двух 3,7-см (1,5 дюйма) орудий SK C/30 и четырех 2-см (0,79 дюйма) зенитных орудий . [ 15 ] Затем он был направлен в 222-ю зенитную группу ВМФ и с 13 августа 1940 года оставался в гавани Вильгельмсхафена, стоя на якоре у Вареля . Он оставался там на протяжении всей войны. 19 апреля 1945 года он был серьезно поврежден в результате воздушной атаки союзников , в результате которой двадцать три члена ее экипажа погибли и сорок один был ранен. Оставшаяся команда затопила корабль 3 мая, за несколько дней до окончания войны в Европе . Британские оккупационные войска обнаружили обломки самолета рядом с Висбаденским мостом . В конечном итоге затонувший корабль был поднят в 1948–1950 годах и разобран на металлолом. [ 14 ] [ 16 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 3 , стр. 183–184.
- ^ Ноттельманн , стр. 103–110.
- ^ Грёнер , стр. 99–101.
- ^ Jump up to: а б Гренер , стр. 99–102.
- ^ Грёнер , с. 101.
- ^ Грёнер , с. 99.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 6 , стр. 68.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 6 , стр. 67–68.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 6 , стр. 67–69.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 6 , стр. 67, 69–70.
- ^ Грёнер , стр. 4, 101–102.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 6 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 6 , стр. 67, 70.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 102.
- ^ Сиехе , с. 222.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 6 , стр. 70–71.
Ссылки
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 3. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0211-4 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 6. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0237-4 .
- Ноттельманн, Дирк (2020). «Развитие малого крейсера в Императорском флоте Германии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2020 . Оксфорд: Оспри. стр. 102–118. ISBN 978-1-4728-4071-4 .
- Сиече, Эрвин (1980). "Германия". В Гардинер, Роберт и Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 218–254. ISBN 978-0-87021-913-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан и Ноттлманн, Дирк (2023). «Немецкие зенитные корабли, Часть I: Немецкие и бывшие норвежские корпуса». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2023 . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 112–127. ISBN 978-1-4728-5713-2 .
- Додсон, Эйдан ; Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-745-8 .