СМС Фетида
SMS Thetis в Дар-эс-Саламе, Германская Восточная Африка
| |
История | |
---|---|
Германская империя | |
Имя | Фетида |
Тезка | Фетида |
Заложен | Сентябрь 1899 г. |
Запущен | 3 июля 1900 г. |
Введен в эксплуатацию | 14 сентября 1901 г. |
пораженный | 27 марта 1929 г. |
Судьба | Списано , 1930 год. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Газель» типа Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | 105,1 м (344,8 футов) в длину |
Луч | 12,2 м (40 футов) |
Черновик | 4,92 м (16,1 футов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 21,5 узла (39,8 км/ч; 24,7 миль в час) |
Диапазон | 3560 миль (6590 км; 4100 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение | |
Броня |
|
SMS Thetis состоящей из десяти кораблей «Газель», класса был четвертым членом группы легких крейсеров , которые были построены для немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот) в конце 1890-х - начале 1900-х годов. Класс «Газель» стал кульминацией ранних проектов незащищенных крейсеров и авизо , объединив в себе лучшие стороны обоих типов и ставший прародителем всех будущих легких крейсеров Имперского флота. Построенный для службы в составе основного немецкого флота и в качестве колониального крейсера, он был вооружен батареей из десяти орудий калибра 10,5 см (4,1 дюйма) и имел максимальную скорость 21,5 узла (39,8 км/ч; 24,7 миль в час).
В конце 1901 года ее направили в Восточно-Азиатскую эскадру ; она действовала в водах Восточной Азии в течение следующих четырех лет, в течение которых она эвакуировала немецких граждан из Чемульпо в Корейской империи во время русско-японской войны в 1904 году. Фетиды было приказано усилить немецкие войска в Германской Восточной Африке после начала Восстание Маджи-Маджи в середине 1905 года. Восстание было быстро подавлено, после чего «Фетида» была отозвана в Германию для капитального ремонта, после чего была переведена в резерв .
«Тетида» была вновь введена в эксплуатацию после начала Первой мировой войны , первоначально для патрулирования датских проливов . Вскоре ее перевели в отдельную дивизию для наступательных операций против российских войск, приняв участие в нескольких патрулях в северной части Балтики. Во время одной из таких операций в ноябре 1914 года она не сообщила о том, что видела русские эсминцы , ставившие минное поле, которое через два дня потопило немецкий броненосный крейсер , в результате чего ее командир был отстранен от командования. В 1915 году он поддерживал операции немецкой армии в районе Рижского залива , но в конечном итоге был поврежден морскими минами в битве при Рижском заливе в августе. служил учебным кораблем Он был выведен из эксплуатации для ремонта, а затем до конца войны .
Как один из шести крейсеров, допущенных к послевоенной Рейхсмарине (Военно-морской флот Королевства), «Тетида» вернулась в действительную службу в период с 1922 по 1924 год. Этот период прошел без происшествий, хотя она служила флагманом легких сил на Балтике и совершила несколько визитов в зарубежные порты региона. Выведенный из эксплуатации в конце 1924 года, он использовался как казарменный корабль до 1929 года, когда был исключен из военно-морского реестра и разобран в 1930 году.
Дизайн
[ редактировать ]Вслед за постройкой незащищенных крейсеров типа «Бюссард» и « авизо Хела» для немецкого Kaiserliche Marine (Императорский флот) Строительное управление Reichsmarineamt ( Управление императорского флота) подготовило проект нового малого крейсера, сочетавшего в себе лучшие качества оба типа судов. Конструкторам предстояло спроектировать небольшой крейсер с броневой защитой, обладающий оптимальным сочетанием скорости, вооружения и остойчивости, необходимой для действий флота, а также выносливости для действий на зарубежных станциях в составе Германской колониальной империи . Получившийся проект «Газели» лег в основу всех легких крейсеров, построенных немецким флотом, вплоть до последних официальных проектов, подготовленных в 1914 году. [ 1 ] [ 2 ]
Thetis составляла 105,1 метра (344 фута 10 дюймов) Общая длина , ширина - 12,2 м (40 футов) и осадка вперед - 4,92 метра (16 футов 2 дюйма). Водоизмещение ) в 2659 т (2617 длинных тонн нормальном режиме и до 3005 т (2958 длинных тонн) при полной боевой нагрузке . Корабль имел минимальную надстройку , состоявшую из небольшой боевой рубки и мостика . Ее корпус имел приподнятый бак и квартердек , а также ярко выраженный таранный нос . Она была оснащена двумя мачтами . У нее был экипаж из 14 офицеров и 243 рядовых. [ 3 ]
Ее двигательная установка состояла из двух паровых машин тройного расширения производства Germaniawerft , приводивших в движение пару винтовых винтов . Двигатели приводились в движение десятью угольными водотрубными котлами морского типа , вентиляция которых осуществлялась через пару воронок . Они были рассчитаны на мощность 8000 лошадиных сил (7900 л.с. ) и максимальную скорость 21,5 узла (39,8 км/ч; 24,7 миль в час). «Тетида» перевозила 560 т (550 длинных тонн) угля, что давало ей дальность полета 3560 морских миль (6590 км; 4100 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 3 ]
Корабль был вооружен десятью 10,5-см (4,1 дюйма) орудиями SK L/40 в одиночных шарнирных установках . Двое были размещены рядом на баке; шесть располагались по бортам в спонсонах ; и два были размещены рядом в кормовой части. Орудия могли поражать цели на расстоянии до 12 200 м (13 300 ярдов). Им было поставлено 1000 патронов по 100 снарядов на ствол. Он также был оснащен двумя торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) с пятью торпедами . Они были погружены в корпус с борта . [ 4 ]
Корабль был защищен бронепалубой толщиной от 20 до 25 мм (от 0,79 до 0,98 дюйма). Палуба имела наклон вниз по бокам корабля, чтобы обеспечить некоторую защиту от приближающегося огня. Боевая рубка имела борта толщиной 80 мм (3,1 дюйма), а орудия были защищены орудийными щитами толщиной 50 мм (2 дюйма) . [ 5 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]«Фетида » была заказана под контрактным названием «С», была заложена на Kaiserliche Werft (Императорской верфи) в Данциге в сентябре 1899 года и спущена на воду 3 июля 1900 года. На ее спуске на воду присутствовал директор верфи Контерадмирал ( КАдм — контр-адмирал). Курт фон Притвиц и Гаффрон произнес речь, и ее окрестила графиня Амели фон Дона-Шлобиттен. После достроечных завершения работ он был спущен на ходовые испытания 14 сентября 1901 года. Через месяц корветтенкапитан ( КК —Corvette Captain) Эрнст ван Земмерн командование кораблем принял . 1 декабря ей было поручено присоединиться к Восточноазиатской эскадрилье . Она прошла через Средиземное море , Суэцкий канал и вошла в Красное море ; (штаб Адмиралтейства) тайно приказал Земмерну Адмиралштаб осмотреть острова Фарасан, чтобы определить, угольную станцию можно ли построить там . Характер отчета Земмерна неизвестен, но обвинения России в том, что Германия пыталась захватить острова, заставили Германию официально отказаться от этой идеи в 1902 году. [ 3 ] [ 6 ]
Покинув Красное море, «Фетида» остановилась в Адене , британском поселении Аден , Коломбо на Британском Цейлоне и Калькутте в Индии ; находясь в Калькутте, она встретила австро-венгерский защищенный крейсер «Зента» . Офицеры двух кораблей встретились со шведским исследователем Свеном Хедином . Затем «Фетида» продолжила свой путь, достигнув Сингапура 7 февраля 1902 года. Находясь в составе Восточноазиатской эскадрильи, «Фетида» базировалась в Циндао . Командир эскадры визеадмирал (вице-адмирал) Рихард Гейсслер поднялся на борт корабля для похода по реке Янцзы 28 апреля . Корабль посетил Усунг , Нанкин и Ханькоу , а затем вернулся в Циндао 15 мая. В том же году Тетиды » артиллеристы « получили Schiesspreis (Приз за стрельбу) Восточно-Азиатской эскадрильи, ежегодно вручаемый кайзером Вильгельмом II . В декабре Fregattenkapitän ( FK – Капитан фрегата) Карл Дик сменил Земмерна на посту капитана корабля. 1903 год прошел без происшествий. После начала русско-японской войны в феврале 1904 года Фетида была отправлена в Чемульпо в Корейской империи. эвакуировать немецких граждан из страны. С октября по декабрь она отправилась в очередной круиз по Янцзы. [ 6 ]
В июне 1905 года Ф. К. Людвиг Глатцель командиром корабля стал . После начала восстания Маджи-Маджи против колониального правления в Германской Восточной Африке в июле Фетида была выделена из Восточно-Африканской эскадры для усиления колониального гарнизона, хотя официально она оставалась частью подразделения. « Фетиды » Экипаж снова обеспечил себе Шисспрейс на тренировочный 1905 год. Она покинула Гонконг 28 августа и прибыла в Восточную Африку 26 сентября; незащищенный крейсер Seeadler 1 октября к ней присоединился . Поскольку Глатцель был старшим капитаном судов в этом районе, куда входил и незащищенный крейсер «Бюссар» , станционный корабль в Восточной Африке, он стал командующим военно-морскими силами в регионе. Однако восстание было быстро подавлено, и к 30 декабря Глатцель снова высадился Фетиды на борту десанта . он сообщил в Адмиралштаб, 2 января 1906 года что Фетида и Зеадлер больше не нужны, и военно-морское командование с этим согласилось, хотя Фетида осталась в Дар-эс-Саламе. до 29 марта, когда ей было приказано вернуться в Германию. После прибытия в Данциг « Тетида» 18 июня была выведена из эксплуатации для капитального ремонта, после чего переведена в резерв на следующие восемь лет. [ 6 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]1914
[ редактировать ]После начала Первой мировой войны в июле 1914 года «Тетида» была вновь введена в строй 4 августа и передана в состав Дивизии береговой обороны Балтийского моря под командованием КАдмира Роберта Мишке . Работы по подготовке корабля к службе в военное время были завершены к 24 августа, после чего он был направлен для патрулирования датских проливов для защиты от вторжений британских военных кораблей. 18 октября «Фетида» была переведена в отдельную дивизию, которой командовал КАдми Элер Беринг ; подразделению было поручено вести наступательные операции против российских войск в восточной части Балтики. 24–26 октября она приняла участие в зачистке на север до Готска Сандона , а затем была отправлена в составе 20-й полуфлотилии торпедных катеров для защиты Мемеля от атак русских. она послала десант из семидесяти четырех человек для усиления обороны Баджорена . 30–31 октября [ 7 ]
После этого Фетида была отозвана в Данциг. На обратном пути в ночь на 6 ноября экипаж «Фетиды » заметил вдалеке пару кораблей, но ее командир Ф.К. Поль Ниппе не сообщил об обнаружении. Около полуночи крейсер вступил в краткий бой с российским эсминцем. Беринг резко критиковал отказ Ниппе проинформировать его о событиях, и начальник Беринга, принц Генрих Прусский , который был Oberbefehlshaber der Ostsee (Верховный главнокомандующий Балтийского моря), освободил Ниппе от командования. 22 ноября К.К. Вальтер Хильдебранд принял командование кораблем. Как выяснилось, корабли, которые наблюдала «Фетида», установили минное поле у Мемеля, захватившее флагман Белера, броненосный крейсер «Фридрих Карл» . были четырьмя российскими эсминцами, которые 17 ноября [ 7 ]
Беринг возглавил еще одну атаку в направлении Аландских островов , которая продолжалась с 15 по 18 декабря; «Фетида» и легкий крейсер «Любек» прикрывали восточный фланг, патрулируя у Утё , защищая основные немецкие силы от застигнутых врасплох русских кораблей, которые могли совершить вылазку из Финского залива . На обратном пути Фетида столкнулась с немецким помощником сенатора Страндеса и не узнала ее в темноте. Она открыла огонь, что побудило сенатора Стрэндса открыть ответный огонь, но «Фетида» быстро потопила вспомогательный корабль. 26 декабря он был временно переведен в V боевую эскадрилью для наблюдения за вылазкой старых линкоров до дредноутов , которые продвинулись на север до Готланда . Корабли вернулись в порт 30 декабря, и Фетида вернулась в отдельную дивизию. [ 7 ]
1915
[ редактировать ]С 6 по 9 января 1915 года Беринг провел еще одну зачистку Утё, гавань которого использовалась русскими подводными лодками в качестве передовой базы. Поскольку у «Тетиды» была самая мелкая осадка среди всех участвовавших в операции крейсеров, она была выбрана для того, чтобы возглавить атаку на порт с помощью нескольких торпедных катеров. Однако Беринг отменил атаку, определив, что силы недостаточно сильны, чтобы преодолеть российскую оборону. «Фетида» была отправлена в Kaiserliche Werft в Киле на ремонт с 20 января по 5 февраля. Затем она вернулась в отдельную дивизию, и Беринг поднялся на борт с 17 по 20 марта для еще одной зачистки в компании с легким крейсером « Штральзунд» . Корабли патрулировали севернее Мемеля, где, как известно, действовали российские военно-морские силы. Фетида оставалась в Мемеле в течение следующего месяца и поддерживала операцию по постановке мин у острова Даго в Рижском заливе . [ 7 ]
20 апреля немецкое военно-морское командование создало новый командный элемент на Балтике: Führer der Aufklärungsstreitkräfte in der östlichen Ostsee (руководитель разведывательных сил в восточной части Балтики), первым командиром которого стал КАдма Альберт Хопман . Фетида была приписана к отряду. Когда в начале мая центральные державы готовились начать наступление Горлице-Тарнув , крайнему левому флангу немецкой армии было приказано начать отвлекающую атаку 27 апреля. Фетида была назначена для морской поддержки атаки; в первый день нападения она вместе с Любеком обстреляла порт Либавы . Затем «Фетида» патрулировала вход в Ирбенский пролив , ведущий в Рижский залив. 7 мая армия была готова захватить Либаву и поэтому запросила военно-морскую поддержку для атаки. «Фетида» и несколько других крейсеров и торпедных катеров прикрывали штурм города и патрулировали, чтобы убедиться, что российские военно-морские силы не попытаются вмешаться. 12 мая российская подводная лодка дважды атаковала «Тетиду» , но ни разу не попала. [ 7 ] [ 8 ]
14 мая «Тетида» взяла на буксир подводную лодку U-4 у острова Богшер в Финском заливе. Российская подводная лодка «Дракон» атаковала два немецких корабля, выпустив три торпеды по «Тетиде» и четвертую по U-4 , но все промахнулись. С недавно захваченной военно-морской базы Либава немцы начали совершать наступательные действия дальше в Прибалтику. 3 июня «Тетида» , четыре торпедных катера и тендер гидросамолета попытались форсировать Ирбенский пролив, где намеревались поставить минное поле. Однако российские и британские подводные лодки перехватили флотилию в проливе. Российская подводная лодка «Окунь» попыталась занять позицию для атаки «Фетиды» , но один из торпедных катеров заметил ее перископ и оттолкнул его. 5 июня к месту происшествия прибыла британская подводная лодка HMS E9 , к этому времени немецкие корабли уже отошли к западному побережью Готланда. Там «Фетида» и торпедные катера пополняли запасы с угольщика SS Dora Hugo Stinnes . E9 выпустила по кораблям торпеды; тот, в кого стреляли «Фетида» промахнулась, но угольщик был подбит, как и торпедный катер S148 . Угольщик затонул, но торпедный катер выжил и вернулся в порт. [ 9 ] [ 10 ]
Еще одна операция по постановке мин состоялась 25–26 июня; на этот раз «Фетида» сопровождала минные заградители, заложившие поле в Аландском море . «Фетида» снова подверглась торпедной атаке неизвестной подводной лодки, но не пострадала. 19 июля «Фетида» базировалась в Виндау для запланированного нападения на Рижский залив элементов Флота открытого моря . [ 11 ] В августе «Тетида» была приписана к флоту, который должен был ворваться в Рижский залив, чтобы поддержать попытку немецкой армии захватить город. 8 августа немцы предприняли первую попытку форсирования Ирбенского пролива, в ходе которой «Фетида» и миноносец S144 были повреждены на минах. [ 12 ] Фетиду пришлось отбуксировать тральщиками обратно в Либаву. Атака провалилась из-за сильного сопротивления русских, и операцию пришлось отложить. Тем временем, пока «Фетида» отправиться в Нойфарвассар находилась в Виндау, она прошла временный ремонт, который позволил ей 21 августа , а затем проследовать в Киль, где 3 сентября она была выведена из эксплуатации в Kaiserliche Werft для ремонта. [ 11 ] [ 13 ]
Выведенный из эксплуатации в 1917 году, «Тетис» был перевооружен девятью новыми 10,5-см орудиями SK L/45, установленными на подводных лодках; В этой конфигурации «Тетида» была повторно введена в эксплуатацию 19 октября для использования в качестве учебного артиллерийского корабля . В этом качестве она служила в течение следующего года войны, которая прошла для Фетиды без происшествий ; никаких примечательных событий зафиксировано не было. Он был снова выведен из эксплуатации 19 декабря 1918 года после поражения Германии в предыдущем месяце. [ 4 ] [ 11 ]
в Рейхсмарине Карьера
[ редактировать ]Он был одним из шести легких крейсеров, которые Германии было разрешено сохранить по Версальскому договору, положившему конец войне. Модернизированный в начале 1920-х годов, он был повторно введен в строй 2 апреля 1922 года и приписан к Marinestation der Ostsee (Военно-морская база Балтийского моря). Ее первым командиром в этот период был ФК Вальтер Кинцель . 1922 год прошел без происшествий, если не считать рутинных учений с другими частями небольшого немецкого флота. В 1923 году корабль совершил пару заграничных заходов; первый, в Мёлле , Швеция, проходил с 11 по 15 июля; второй, в Лоен , Норвегия, длился с 18 по 24 июля. В октябре Kapitän zur See ( KzS — Капитан моря) Эрнст Биндсейл Кинзеля сменил . В то же время флот был реорганизован, и «Фетида» стала флагманом легких военно-морских сил на Балтике, в состав которых также входили ее однотипный корабль «Медуза» и I флотилия торпедных катеров. Командиром подразделения был KzS и коммодор (и коммодор) Иван Олдекоп было присвоено звание контрадмирала . , которому 1 ноября [ 14 ]
В июле 1924 года Фетида совершила еще пару зарубежных визитов, оба в порты Эстонии, одной из стран, образовавшихся в результате распада Российской империи после войны. Первый был в Таллинн (бывший Ревель) с 5 по 10 июля, а второй в Пярну с 12 по 14 июля. 30 ноября корабль был выведен из эксплуатации в Вильгельмсхафене, и его сестра «Нимфа» заменила его в качестве флагманского корабля. После этого судно использовалось как казарма в Вильгельмсхафене до начала 1929 года; исключен из военно-морского реестра 27 марта, он и торпедные катера V1 и V6 были проданы компании Blohm & Voss . Thetis распалась в 1930 году в Гамбурге . [ 4 ] [ 11 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 3 , стр. 183–184.
- ^ Ноттельманн , стр. 103–110.
- ^ Перейти обратно: а б с Гренер , стр. 99–101.
- ^ Перейти обратно: а б с Гренер , с. 101.
- ^ Грёнер , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б с Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 8 , стр. 222–223.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 8 , с. 224.
- ^ Халперн , стр. 191–192.
- ^ Полмар и Нут , стр. 40–41.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 8 , стр. 224–225.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 8 , с. 225.
- ^ Полмар и Нут , с. 42.
- ^ Халперн , с. 197.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 8 , стр. 222, 225.
Ссылки
[ редактировать ]- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Халперн, Пол Г. (1991). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1557503527 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 3. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0211-4 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 8. Ратинген: Mundus Verlag.
- Ноттельманн, Дирк (2020). «Развитие малого крейсера в Императорском флоте Германии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2020 . Оксфорд: Оспри. стр. 102–118. ISBN 978-1-4728-4071-4 .
- Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-570-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан ; Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-745-8 .