Газель Крейсер класса
![]() Литография Газели 1902 года.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | |
Предшественник | СМС полное |
Преемник | Бремен класс |
Построен | 1897–1904 |
В эксплуатации | 1900–1954 |
Завершенный | 10 |
Потерянный | 4 |
Списано | 6 |
Общие характеристики | |
Тип | Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | 105 м (344 футов 6 дюймов) |
Луч | От 12,20 до 12,40 м (от 40 футов 0 дюймов до 40 футов 8 дюймов) |
Черновик | От 4,11 до 5,38 м (от 13 футов 6 дюймов до 17 футов 8 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | От 3560 до 4400 миль (от 6590 до 8150 км; от 4100 до 5060 миль) |
Дополнить |
|
Вооружение | |
Броня | Дека : от 20 до 25 мм (от 0,79 до 0,98 дюйма) |
Класс Газель» « представлял собой группу из десяти легких крейсеров, построенных для Императорского флота Германии на рубеже 20-го века. Это были первые современные легкие крейсеры Имперского флота, заложившие базовый образец для всех будущих легких крейсеров на службе Империи. В конструкции класса «Газель» была предпринята попытка объединить разведчик флота с колониальным крейсером. Они были вооружены главной батареей из десяти орудий калибра 10,5 см (4,1 дюйма) и парой торпедных аппаратов и могли развивать скорость 21,5 узла (39,8 км/ч; 24,7 миль в час).
Все десять кораблей служили в составе флота, когда они были впервые введены в строй, а некоторые служили на зарубежных базах за десятилетие до начала Первой мировой войны . Большинство из них использовались в качестве кораблей береговой обороны в начале войны. «Ариадна» была потоплена в битве при Гельголандской бухте в августе 1914 года, «Ундина» была торпедирована на Балтике британской подводной лодкой в ноябре 1915 года, а «Фрауэнлоб» затонула в Ютландском сражении в мае 1916 года. Остальные пережили войну и пошли на службу в Рейхсмарине , за исключением «Газели» , расформированной в 1920 году.
«Ниобе» была продана Югославии в 1925 году и переименована в «Далмацию» , а остальные крейсера к концу 1920-х годов были выведены из эксплуатации и использовались для второстепенных задач или разобраны на металлолом. «Медуза» и «Аркона» были переоборудованы в зенитные корабли в 1940 году и затоплены в конце Второй мировой войны . Далмация дважды была захвачена во время войны: сначала итальянцами, переименовавшими ее в Каттаро , а затем немцами, восстановившими первоначальное название Ниобеи . В декабре 1943 года он сел на мель и впоследствии был уничтожен британскими торпедными катерами . Amazone была единственным членом, который пережил войну в целости и сохранности в качестве корабля-казармы , и оставался в строю до 1954 года, когда его разобрали на металлолом.
Дизайн
[ редактировать ]
В течение 1870-х и начала 1880-х годов Германия построила два типа крейсерских судов: небольшие, быстрые, но легковооруженные авизо, дальнего действия, пригодные для службы в качестве разведчиков флота, и более крупные винтовые корветы способные патрулировать Германскую колониальную империю . Начиная с середины 1880-х годов генерал Лео фон Каприви , начальник Имперского Адмиралтейства , приступил к осуществлению программы строительства по модернизации крейсерских сил Германии. Первый шаг в программе — два «Швальбе» типа незащищенных крейсера — послужили основой для более крупного «Бюссард» класса . Все эти суда были сравнительно медленными, способными развивать скорость не более 15,5 узлов (28,7 км/ч; 17,8 миль в час), чего было недостаточно для разведывательных операций с основным флотом. [ 1 ] [ 2 ]
В начале 1890-х годов военно-морские офицеры начали рассматривать новый тип крейсера, сочетающий в себе скорость авизо с более тяжелым вооружением и большим радиусом плавания, чем незащищенные крейсеры. Тогдашний капитан Альфред фон Тирпиц , в то время начальник штаба Верховного командования имперского военно-морского флота ( Oberkommando der Marine — OKM), написал сводку маневров флота 1894 года, которая включала то, что он считал необходимыми характеристиками нового небольшого крейсера. . Они включали максимальную скорость не менее 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час), вооружение, достаточное для поражения разведчиков вражеского флота, и бронепалубу для защиты двигательной установки корабля. [ 3 ]

10 мая 1895 года Главное управление Имперского военно-морского управления ( Reichsmarineamt —RMA) объявило конкурс предложений на следующий крейсер, получивший предварительное название «G». Записи о первоначальных предложениях не сохранились, хотя окончательная конструкция точно соответствовала спецификациям Тирпица, изложенным в 1894 году. Калибр главной батареи пришлось ограничить 10,5 см (4,1 дюйма), несмотря на его предпочтение более крупному оружию, чтобы сохранить водоизмещение в пределах. разумные пределы. Максимальная скорость должна была составлять 19,5 узлов (36,1 км/ч; 22,4 мили в час), что на 3 узла (5,6 км/ч; 3,5 миль в час) превосходило современные линкоров конструкции . Проект первого судна, которым станет «Газель» , был подготовлен в 1895–1896 годах главным конструктором военно-морского флота Альфредом Дитрихом. По мере того как были заказаны дополнительные члены этого класса, в течение 1897–1900 годов в их конструкцию был внесен ряд улучшений. [ 4 ] [ 5 ]
было предложено включить второго члена этого класса К 1897 году, когда Рейхстагу в бюджет следующего года, развитие других судов вызвало первое из этих изменений. Новейшие «Кайзер Фридрих III» линкоры класса будут иметь скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час), что потребует увеличения скорости для сохранения преимущества в скорости в 3 узла. RMA также рассматривало возможность увеличения калибра основных орудий в соответствии с мнением Тирпица, но Дитрих заявил, что запрошенные улучшения не могут быть включены при сохранении водоизмещения не более 3000 метрических тонн (2953 длинных тонны ). Еще более проблематично то, что стоимость нового корабля увеличится примерно на 26 процентов, что Рейхстаг вряд ли одобрит. В результате следующее судно во многом повторяло конструкцию «Газели » , хотя новое оборудование, разработанное верфью Germaniawerft, обеспечило необходимое увеличение скорости до 21,5 узлов (39,8 км/ч; 24,7 миль в час). [ 6 ]
Конструкция была несколько меньше современных легких крейсеров, но, тем не менее, корабли были крепкими и мощно вооруженными для того времени. [ 7 ] Эти характеристики равномерно уравновешивали требования к двум ролям, предусмотренным для класса. [ 8 ] По словам историка Эрика Осборна, «[т] легкие крейсеры класса «Газель» определили тенденцию для будущих кораблей этой общей конструкции… [они] несли мало брони или вообще ее не имели, главным преимуществом была скорость». [ 9 ] Действительно, все будущие легкие крейсеры, построенные Императорским флотом «Дрезден» типа в 1906 году, в целом следовали одной и той же схеме, с небольшими фундаментальными изменениями. [ 10 ] [ 11 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]
Корабли класса «Газель» имели длину от 104,10 до 104,40 м (от 341 футов 6 дюймов до 342 футов 6 дюймов) по ватерлинии 105 метров (344 футов 6 дюймов) и общую длину . Первые семь кораблей имели ширину 12,20 м (40 футов 0 дюймов), а последние три были немного шире - 12,40 м (40 футов 8 дюймов). Они имели осадку от 4,11 до 5,38 м (от 13 футов 6 дюймов до 17 футов 8 дюймов) вперед и от 5,31 до 5,69 м (от 17 футов 5 дюймов до 18 футов 8 дюймов) на корме. Они были рассчитаны на водоизмещение от 2643 до 2706 тонн (от 2601 до 2663 длинных тонн) при нормальной загрузке, а при полной загрузке их водоизмещение возрастало до 2963–3180 т (от 2916 до 3130 длинных тонн; от 3266 до 3505 коротких тонн). Корпуса кораблей имели поперечный и продольный стальные шпангоуты; Внешняя стена корпуса состояла из деревянных досок, покрытых слоем металла Muntz для предотвращения обрастания. Металл Мунца возвышался над ватерлинией на метр. Корпус был разделен на двенадцать водонепроницаемых отсеков и имел двойное дно , занимавшее 40 процентов длины киля. У трех последних кораблей двойное дно было удлинено до 46 процентов корпуса. [ 12 ]
Все десять кораблей заводились и сильно кренились. Они также были мокрыми в сильном волнении . После модернизации они, как правило, страдали от подветренного руля . Тем не менее корабли плотно разворачивались и были очень маневренны. В жестком повороте их скорость упала до 65 процентов. Они имели поперечную метацентрическую высоту от 0,5 до 0,63 м (от 1 фута 8 дюймов до 2 футов 1 дюйм). Классу «Газели» требовался экипаж из 14 офицеров и 243 рядовых, хотя на последних трех кораблях число рядовых выросло до 256. На борту было несколько лодок, в том числе один пикет, один катер , два катера , два яла. и одна шлюпка . [ 13 ]
Машины
[ редактировать ]Их силовая установка состояла из двух двигателей тройного расширения, изготовленных на верфях, строивших корабли. Двигатели « Газели » были рассчитаны на мощность 6000 лошадиных сил (4500 кВт) и максимальную скорость 19,5 узлов (36,1 км/ч; 22,4 мили в час), в то время как остальные двигатели кораблей имели мощность 8000 л.с. (6000 кВт). на 21,5 узла (39,8 км/ч; 24,7 миль в час). Двигатели работали от восьми угольных водотрубных котлов различного изготовления, разделенных на два котельных отделения. Первые три корабля перевозили 500 тонн (490 длинных тонн) угля, что давало им дальность полета 3570 морских миль (6610 км; 4110 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). Следующие четыре судна перевозили немного больше, водоизмещением 560 т (550 длинных тонн), что позволяло им двигаться примерно на ту же дальность, 3560 морских миль (6590 км; 4100 миль), на более высокой скорости - 12 узлов (22 км/ч). ; 14 миль в час). Последние три корабля перевезли 700 т (690 длинных тонн) угля, что существенно увеличило их радиус плавания до 4400 морских миль (8100 км; 5100 миль) на скорости 12 узлов. Корабли были оборудованы тремя генераторами электроэнергии, обеспечивающими в общей сложности 110 киловатт при 110 вольт . [ 14 ]
Вооружение и броня
[ редактировать ]Корабли имели на вооружении десять орудий 10,5 cm SK L/40 в одиночных установках. Два из них были размещены рядом в носовой части бака , шесть — в миделе корабля, по три с каждого борта и два — рядом в кормовой части. Орудия могли поражать цели на расстоянии до 12 200 м (13 300 ярдов). К ним было поставлено 1000 патронов по 100 снарядов на орудие, а на три последних корабля ассигнования увеличились до 1500 снарядов, или 150 на орудие. Они также были оснащены торпедными аппаратами . «Газель» имела три 45-сантиметровых (17,7 дюйма) аппарата с восемью торпедами ; один был погружен в носовую часть корпуса, а два были установлены в палубных пусковых установках на бортовом борту . Остальная часть класса имела только два 45-сантиметровых аппарата с пятью торпедами, и они были погружены в корпуса кораблей с борта. [ 13 ]
Корабли были защищены бронепалубой толщиной от 20 до 25 мм (от 0,79 до 0,98 дюйма) с наклонной броней по бортам толщиной 50 мм (2,0 дюйма). Броня состояла из двух слоев стали и одного слоя стали Круппа . Крейсера класса «Газель» также оснащались пробковыми коффердамами для повышения плавучести. Боевая рубка имела борта толщиной 80 мм (3,1 дюйма) и крышу толщиной 20 мм. Орудия были защищены щитами толщиной 50 мм (2,0 дюйма). [ 5 ]
Строительство
[ редактировать ]
Десять кораблей класса «Газель» были построены в период с 1897 по 1904 год на различных немецких верфях, в том числе частных и государственных верфях. [ 15 ]
Имя | Строитель | Заложен | Запущен | Введен в эксплуатацию |
---|---|---|---|---|
Газель | Германияверфт , Киль | 1897 | 31 марта 1898 г. | 15 июня 1901 г. |
Ниобея | AG Weser , Бремен | 1898 | 18 июля 1899 г. | 25 июня 1900 г. |
Нимфа | Германияверфт, Киль | 1898 | 21 ноября 1899 г. | 20 сентября 1900 г. |
Фетида | Императорская верфь Гданьск | 1899 | 3 июля 1900 г. | 14 сентября 1901 г. |
Ариадна | АГ Везер, Бремен | 1899 | 10 августа 1900 г. | 18 мая 1901 г. |
Амазонка | Германияверфт, Киль | 1899 | 6 октября 1900 г. | 15 ноября 1901 г. |
Медуза | АГ Везер, Бремен | 1900 | 5 декабря 1900 г. | 26 июля 1901 г. |
Женская похвала | АГ Везер, Бремен | 1901 | 22 марта 1902 г. | 17 февраля 1903 г. |
Аркона | АГ Везер, Бремен | 1901 | 22 апреля 1902 г. | 12 мая 1903 г. |
Ундина | Howaldtswerke-Deutsche Werft , Киль | 1901 | 11 декабря 1902 г. | 5 января 1904 г. |
История обслуживания
[ редактировать ]
Крейсера класса «Газель» после ввода в строй служили в различных качествах. Большинство из них служили в разведывательной службе флота, хотя некоторые служили и на зарубежных станциях. Газель служила за границей в 1902–1904 годах, Фетида в 1902–1906 годах, Ниобея в 1906–1909 годах и Аркона в 1907–1910 годах. «Нимфа» также использовалась в качестве учебного корабля для курсантов в дополнение к своей роли разведчика флота, а «Ундина» служила учебным кораблем для артиллерийского обучения. [ 16 ]
Из-за возраста «Газели» к 1914 году были выведены в резерв, но после начала Первой мировой войны в августе 1914 года их мобилизовали на действительную службу. [ 8 ] Большинство из них первоначально использовались в качестве кораблей береговой обороны на Балтике, но «Фрауэнлоб» и «Ариадна» остались на вооружении флота. [ 16 ] Они оба участвовали в битве при Гельголандской бухте 28 августа 1914 года; «Фрауэнлоб» вступил в бой с британским крейсером « Аретуза » и серьезно повредил его , а «Ариадна» была потоплена несколькими линейными крейсерами . [ 17 ] Фрауэнлоб служил в разведывательных силах флота до Ютландского сражения 31 мая 1916 года, когда он был торпедирован и потоплен HMS Southampton в жестоком ночном бою, при этом погиб почти весь экипаж. [ 18 ] на Балтике «Ундина» была торпедирована и потоплена британской подводной лодкой HMS E19 . 7 ноября 1915 года [ 19 ]

Семь уцелевших кораблей были выведены из боевой службы в 1916 году и разоружены, за исключением «Медузы» , сохранившей шесть своих орудий, и «Тетиды» , которая была перевооружена девятью 10,5-см подводными орудиями для использования в качестве учебного артиллерийского корабля. . Остальные семь крейсеров пережили войну и продолжили службу в новой Рейхсмарине , за исключением «Газели» , которая была разобрана на металлолом в 1920 году. Корабли оставались в строю на протяжении 1920-х годов, но все были выведены из состава к началу 1930-х годов. «Ниобе» была продана Югославии в 1925 году и переименована в «Далмацию» , а «Нимфа» и «Фетида» были списаны в начале 1930-х годов. Arcona , Medusa и Amazone использовались в качестве казарм до конца 1930-х годов. [ 8 ] [ 16 ]
После начала Второй мировой войны « Медуза» и «Аркона» были переоборудованы в плавучие зенитные батареи и защищали немецкие порты с 1940 года до конца войны, когда они были затоплены своими экипажами 3 мая 1945 года. Тем временем Amazone оставалась на вооружении как Корабль-казарма до конца войны. [ 16 ] «Далмация» была захвачена итальянцами после вторжения в Югославию в апреле 1941 года, переименована в «Катаро» и принята на вооружение итальянского флота. Затем она была захвачена немцами после капитуляции Италии в сентябре 1943 года, и ей вернули ее первоначальное имя — Ниобе . Корабль сел на мель в Адриатике в декабре 1943 года и был уничтожен парой британских моторных торпедных катеров . [ 20 ] «Ниобе» , «Медуза» и «Аркона» были разобраны на металлолом в конце 1940-х годов, но «Амазоне» оставалась кораблем-казармой до 1954 года, когда она тоже была продана на слом. [ 16 ]
Сноски
[ редактировать ]
- ^ Ноттельманн , стр. 102–104.
- ^ Сондхаус , стр. 166–167.
- ^ Ноттельманн , стр. 104–106.
- ^ Ноттельманн , стр. 107–108.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 99.
- ^ Ноттельманн , стр. 108–110.
- ^ Лион , с. 249.
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл и Сич , с. 143.
- ^ Осборн , с. 55.
- ^ Хервиг , с. 28.
- ^ Ноттельманн , с. 110.
- ^ Грёнер , стр. 99–100.
- ^ Jump up to: а б Гренер , с. 100.
- ^ Грёнер , стр. 99–101.
- ^ Грёнер , стр. 99–102.
- ^ Jump up to: а б с д и Гренер , стр. 101–102.
- ^ Персонал , стр. 8–9, 21–24.
- ^ Кэмпбелл , стр. 392–393.
- ^ Полмар и Нут , с. 45.
- ^ Ровер , стр. 294.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Джон (1998). Ютландия: анализ боевых действий . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-1-55821-759-1 .
- Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хервиг, Хольгер (1980). «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Лион, Хью (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Ноттельманн, Дирк (2020). «Развитие малого крейсера в Императорском флоте Германии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2020 . Оксфорд: Оспри. стр. 102–118. ISBN 978-1-4728-4071-4 .
- Осборн, Эрик В. (2004). Крейсеры и линейные крейсеры . Санта-Барбара: ABC-CLIO. ISBN 978-1-85109-369-4 .
- Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-570-4 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Сондхаус, Лоуренс (1997). Подготовка к Weltpolitik: морская мощь Германии до эпохи Тирпица . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-745-7 .
- Персонал, Гэри (2011). Битва на семи морях . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN 978-1-84884-182-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан ; Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-745-8 .