Jump to content

«Виктория Луиза» Крейсер типа

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

СМС Виктории Луизе в 1909 году
Обзор класса
Имя Виктория Луиза
Операторы  Императорский флот Германии
Предшественник Августа Кайзера
Преемник Фюрст Бисмарк
Построен 1895–1899
В эксплуатации 1898–1921
Завершенный 5
Ушедший на пенсию 5
Общие характеристики
Тип Защищенный крейсер
Смещение
Длина 110,50–110,60 м (362 футов 6 дюймов – 362 футов 10 дюймов)
Луч 17,40–17,60 м (57 футов 1 дюйм – 57 футов 9 дюймов)
Черновик 6,58–7,08 м (21 фут 7 дюймов – 23 фута 3 дюйма)
Установленная мощность
Движение
Скорость От 18,5 до 19,5 узлов (от 34 до 36 км/ч; от 21 до 22 миль в час)
Диапазон 3412 миль (6319 км; 3926 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час)
Дополнить
  • 31 офицер
  • 446 военнослужащих
Вооружение
Броня

класса Виктория Луиза» « Защищенные крейсеры были последним классом кораблей этого типа, построенными для Императорского флота Германии . В конструкции класса были представлены комбинированная носовая часть клипера и тарана , а также блочные борта, типичные для более поздних немецких броненосных крейсеров . В состав класса входило пять судов: «Виктория Луиза» головной корабль , , «Герта» « Фрейя» , «Винета» и «Ганза» . Корабли были заложены в 1895–1896 гг., спущены на воду в 1897–1898 гг. и в следующем году вошли в состав флота.

Первые три корабля имели длину 110,60 метра (362 фута 10 дюймов) и водоизмещение 6491 метрическую тонну (6388 длинных тонн) при боевой нагрузке; Винета и Ганза представляли собой слегка измененную конструкцию. Они имели длину 110,50 м (362 фута 6 дюймов) и водоизмещение 6705 т (6599 длинных тонн) при полной нагрузке. Все пять кораблей были вооружены главной батареей из двух 21-сантиметровых (8,3 дюйма) орудий и восьми 15-см (5,9 дюйма) орудий. Первые три корабля имели максимальную скорость 19,5 узлов (36,1 км/ч; 22,4 миль в час); последние два были немного медленнее, со скоростью 18,5 узлов (34,3 км/ч; 21,3 миль в час). Проблемы с котлами Никлаусса, установленными на Фрейе, побудили ВМФ стандартизировать типы котлов на будущих военных кораблях.

Корабли этого класса служили в различных частях немецкого флота, в том числе на станции «Америка», в Восточно-Азиатской эскадре и на флоте метрополии. Герта и Ганза участвовали в подавлении Боксерского восстания в Китае в 1900 году, а Винета участвовала в Венесуэльском кризисе 1902–1903 годов . Все пять кораблей прошли модернизацию в период с 1905 по 1911 год, после чего служили учебными кораблями для курсантов. Они были мобилизованы в V разведывательную группу с началом Первой мировой войны в августе 1914 года, но были быстро отозваны с фронтовой службы. До конца войны они выполняли различные второстепенные роли. После окончания конфликта «Виктория Луиза» была переоборудована в торговое судно, но разобрана в 1923 году. Остальные четыре корабля были сданы на слом в 1920–1921 годах.

В середине 1880-х годов немецкий Kaiserliche Marine (Императорский флот) начал программу строительства по модернизации своих крейсерских сил, начиная с «Ирен» класса защищенных крейсеров 1886 года, а затем «Швальбе» класса незащищенных крейсеров в 1886–1887 годах и «Кайзерин». Августа в 1888 году. К концу 1888 года адмиралы Александр фон Монтс и Фридрих фон Холлманн стал начальником Kaiserliche Admiralität (Имперского адмиралтейства) и Reichsmarineamt (RMA — Имперского военно-морского управления) соответственно. В то время военно-морское строительство в Германии было омрачено ощущением стратегической неразберихи; В то же время военно-морской флот строил четыре «Бранденбург» линкора типа , необходимых для наступательной стратегии, и корабли береговой обороны классов «Зигфрид» « Один» и , что противоречило изначально оборонительной ориентации флота. В то же время многие элементы военно-морского командования поддержали стратегию торговых набегов французской Jeune École (Молодая школа). [ 1 ]

(Императорский сейм) меморандум Холлманн представил в Рейхстаг с просьбой о финансировании программы нового строительства. Он призвал создать в общей сложности семь новых крейсеров в течение следующих трех лет для замены старых винтовых корветов , которые все еще составляли основную часть крейсерского флота, утверждая, что старые винтовые корветы больше не пригодны в качестве военных кораблей из-за распространения современных кораблей. незащищенные и защищенные крейсеры даже в небольших флотах по всему миру, а также достижения в области морских паровых двигателей , которые разгоняли торговые суда до скоростей, на которых корветы не могли их догнать. осудил Бюджетный совет рейхстага то, что он считал безграничными потребностями военно-морского флота. Вместо трех кораблей, которые Холлманн запросил на 1890/1891 финансовый год, Рейхстаг санкционировал только два, которым были присвоены предварительные обозначения «J» и «K». Первым стал незащищенный крейсер «Гефион» , но в 1891 году из-за «К» разразился небольшой скандал — флот не завершил проект нового корабля к тому времени, когда запросил его. второй взнос средств на ее постройку — разозлил Рейхстаг , который отозвал финансирование нового корабля. [ 2 ]

Попытки добиться возврата средств на «К» продолжались в течение следующих трех лет и включали в 1892 году попытки рейхсканцлера ( канцлера) Лео фон Каприви убедить парламент разрешить строительство. Военно-морской флот повторил попытку в 1893 финансовом году, но Императорская немецкая армия в этом году значительно увеличила свой собственный бюджет, что не оставило дополнительного финансирования флоту. В 1894 финансовом году военно-морской флот не предпринял никаких попыток обеспечить финансирование «К». К этому времени стратегическая неразбериха, характерная для 1880-х годов, достигла апогея; Альфред фон Тирпиц недавно стал начальником штаба Kaiserliches Oberkommando der Marine (Главное командование Имперского военно-морского флота) и завершал работу над своим знаменитым меморандумом Dienstschrift IX , в котором излагались его планы будущего развития военно-морского флота. Прогнозы Тирпица расходились с мнением руководства RMA; он искал комбинацию крейсеров 1-го и 3-го классов с единственной целью - усилить флот в домашних водах, в то время как RMA по-прежнему предпочитало сочетание крейсеров 1-го, 2-го и 4-го классов, оптимизированных для коммерческих рейдов. Что еще хуже, RMA отвечало за проектирование новых военных кораблей, но не имело никакого влияния на стратегические цели или военные планы, которые входили в компетенцию высшего командования. [ 3 ]

Кайзерин Августа — предыдущий защищенный крейсер.

Когда в начале 1894 года RMA приступило к работе над другим предложением по «К», кайзер Вильгельм II вмешался в дискуссии, представив в июне свое собственное предложение по крейсеру 2-го класса, которое явно было вдохновлено современными французскими крейсерами. В RMA решили, что новый крейсер будет как минимум такого же размера, как Gefion , и примерно по той же цене. Вильгельм продолжал выносить на рассмотрение свои идеи, в том числе два разных крейсера 3-го класса. Одно из этих судов, представленное в октябре, усвоило уроки Первой китайско-японской войны , которая тогда велась между Японией и Китаем. Битва на Желтой реке, казалось, показала превосходство защищенных крейсеров, вооруженных большими скорострельными орудиями, над более крупными броненосными линкорами, вооруженными более крупными, но менее скорострельными орудиями. В результате в октябре Вильгельм включил в свое предложение две скорострельные пушки калибра 21 см (8,3 дюйма). [ 4 ]

В ноябре Холлманн составил список требований для «К», включая полностью закрытые и бронированные орудийные башни для 21-см орудий, вторичную батарею из 15-см (5,9 дюйма) орудий, но другие важные компоненты остались нерешенными. Оставался открытым вопрос о том, сохранять ли традиционную двухвальную двигательную установку или повторить трехвальную схему, впервые предложенную Кайзерином Августой . В том же месяце Вильгельм утвердил параметры, а главный конструктор Альфред Дитрих подготовил в соответствии с ними более подробное предложение, которое кайзер утвердил 31 декабря. [ 5 ]

Не сумев получить бюджетное одобрение Рейхстага на строительство новых кораблей в 1892, 1893 и 1894 годах, Рейхстаг наконец санкционировал строительство трех кораблей на 1895–1896 бюджетный год. Предложение RMA было выбрано, и в 1895 году были построены три 6000-тонных крейсера. Еще два судна были утверждены на 1896–1897 годы. [ 6 ]

По сравнению с «Кайзерин Августа» , «Виктория Луиза» имела водоизмещение примерно на шесть процентов меньше, хотя она несла гораздо более тяжелое вооружение. В результате конструкция представляла собой уменьшенные версии современных «Кайзер Фридрих III» класса линкоров ; они имели одинаковую носовую военную мачту и грот -мачту , а также комбинацию орудийных башен и казематов для вторичной батареи . Как это было обычной практикой в ​​немецком флоте в 1890-х годах, на пяти кораблях для целей оценки использовались различные типы водотрубных котлов . [ 7 ] Конструкция кораблей создала прецедент для более поздних броненосных крейсеров с большими, громоздкими бортами и комбинированным клипером носовым и таранным . [ 8 ]

Общие характеристики

[ редактировать ]
Штриховой рисунок Виктории Луизы класса

Первые три корабля «Виктория Луиза» класса — «Виктория Луиза» , «Герта» и «Фрейя» — имели длину 109,10 метра (357 футов 11 дюймов) по ватерлинии 110,60 м (362 фута 10 дюймов) и общую длину . Они имели ширину 17,40 м (57 футов 1 дюйм) и осадку 6,58 м (21 фут 7 дюймов) вперед и 6,93 м (22 фута 9 дюймов). Водоизмещение этих кораблей 5660 метрических тонн (5570 длинных тонн) по проекту и 6491 тонна (6388 длинных тонн) при полной загрузке . Винета и Ганза имели немного разные размеры; они имели длину 109,80 м (360 футов 3 дюйма) по ватерлинии и 110,50 м (362 фута 6 дюймов) в целом. Их ширина составляла 17,60 м (57 футов 9 дюймов), ширина составляла 7,08 м (23 фута 3 дюйма) вперед и 7,34 м (24 фута 1 дюйм) назад. Их водоизмещение также было выше, чем у первых трех кораблей: 5885 т (5792 длинных тонны) по проекту и 6705 тонн (6599 длинных тонн) при боевой нагрузке. [ 9 ]

Корпуса кораблей имели продольный и поперечный стальной шпангоут; Для корпуса использовался один слой деревянных досок. Слой металлической обшивки Muntz простирался на высоту до 1 м (3 фута 3 дюйма) над ватерлинией для защиты корпуса от загрязнения. Позднее эта оболочка была снята с Виктории Луизы , Герты и Фрейи . Корпус был разделен на двенадцать водонепроницаемых отсеков , которые позже были сокращены до одиннадцати, за исключением «Фрейи» . Корпус также имел двойное дно , занимавшее 60 процентов длины корпуса. [ 9 ]

Стандартный экипаж корабля составлял 31 офицер и 446 рядовых, еще 9 офицеров и 41 зачисленный в качестве второго командного флагмана . После их переоборудования в учебные корабли экипаж был существенно расширен за счет стажеров: 26 офицеров и 658 матросов, 75 из которых были курсантами, а еще 300 - юнгами. На кораблях было несколько небольших лодок, в том числе три пикетных катера, один катер , один катер , два катера , два яла и три шлюпки . После модернизации лодки были существенно переработаны; количество лодок-пикетов было сокращено до одного, добавлены баржа и катер, сняты шлюпки и добавлено еще пять катеров. [ 10 ]

Корабли были хорошими морскими лодками; они имели легкий ход и были сухими из-за высоких баков . Однако они имели тенденцию крениться при движении по ветру и имели значительную маневренность при сильном ветре из-за своих больших надстроек . Им было трудно маневрировать без включенного центрального вала. Рулевое управление осуществлялось одним рулем направления . Они потеряли лишь около десяти процентов скорости при встречном волнении или при перевернутом руле направления. Кроме того, по мере опорожнения нижних угольных бункеров корабли становились все более нестабильными; при пустых бункерах корабли при резком развороте могли крениться до пятнадцати градусов. Модернизация кораблей 1905–1911 годов устранила эту проблему. Они имели поперечную метацентрическую высоту от 0,56 до 0,73 м (от 1 фута 10 дюймов до 2 футов 5 дюймов). В состоянии постройки корабли были очень горячими, и перед вводом их в эксплуатацию пришлось улучшать вентиляцию. [ 11 ]

Силовая установка всех пяти кораблей состояла из трёх вертикальных 4-цилиндровых паровых машин тройного расширения производства AG Vulcan . Пар обеспечивался двенадцатью угольными водотрубными котлами разных производителей, за исключением «Ганзы» , получившей восемнадцать котлов. У Виктории-Луизы и Винеты были котлы Dürr AG , у Фрейи котлы Niclausse , а у Герты котлы Belleville . «Ганза» была оснащена восемнадцатью поперечными котлами Бельвиля. Котлы Никлаусса во Фрее оказались особенно проблемными, из-за чего ВМС стали использовать на будущих судах только котлы Шульца-Торникрофта или морского типа. Котлы были объединены в три дымохода , однако после модернизации в 1905–1908 годах они были объединены в две трубы. [ 11 ]

Двигатели кораблей имели мощность 10 000 лошадиных сил (9 900 л.с. ) при максимальной скорости 19,5 узлов (36,1 км/ч; 22,4 миль в час) для первых трех кораблей и 18,5 узлов (34,3 км/ч; 21,3 миль в час) для последних. два судна. В заводском состоянии корабли перевозили до 950 т (930 длинных тонн; 1050 коротких тонн) угля, что давало им дальность плавания 3412 морских миль (6319 км; 3926 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч). ; 14 миль в час). Более эффективные котлы морского типа, установленные в 1905–1911 годах, увеличили дальность плавания до 3840 миль (7110 км; 4420 миль) при той же скорости. Виктория Луиза и Герта были оснащены четырьмя электрогенераторами общей мощностью от 224 до 271 кВт (от 300 до 363 л.с.) при напряжении 110 Вольт ; последние три корабля имели три генератора общей мощностью от 169 до 183 кВт (от 227 до 245 л.с.) при напряжении 110 В. [ 9 ]

Вооружение и броня

[ редактировать ]
Фрея , показывающая расположение первичной и вторичной батарей.

Основное вооружение кораблей состояло из двух 21 cm SK L/40 C/97 встроенных орудий в одноорудийных башнях: носовой и кормовой. Башни представляли собой установки типа C/97 с гидравлическим приводом и ручным заряжанием. Башни имели диапазон возвышения от -5 до 30 градусов, а при максимальном угле возвышения дальность полета составляла 16 300 м (53 500 футов). Начальная скорость составляла 780 м/с (2600 футов/с). Орудия имели боезапас по 58 патронов каждое; это были снаряды массой 238 кг (525 фунтов). [ 9 ] [ 12 ]

восемь 15-см орудий SK L/40 Наступательное вооружение дополняли . Четыре из этих орудий были установлены в башнях на миделе корабля , а остальные четыре — в казематах. Эти орудия стреляли бронебойными снарядами со скоростью от 4 до 5 выстрелов в минуту. Орудия могли опускаться до −7 градусов и подниматься до 20 градусов с максимальной дальностью 13 700 м (14 990 ярдов). Снаряды весили 51 кг (112 фунтов) и стреляли с начальной скоростью 735 м/с (2410 футов/с). Орудия поднимались и настраивались вручную. При ремонте были сняты две из 15-см пушек. [ 13 ] [ 14 ]

Для защиты от торпедных катеров корабли также несли десять корабельных орудий калибра 8,8 cm SK L/30 , а в ходе модернизации была добавлена ​​одиннадцатая. Они также монтировались индивидуально в казематах и ​​поворотных креплениях. Эти орудия стреляли снарядами массой 7,04 кг (15,5 фунтов) с начальной скоростью 590 миль в секунду (1936 футов в секунду). Их скорострельность составляла примерно 15 снарядов в минуту; орудия могли поражать цели на расстоянии до 6890 м (7530 ярдов). Артиллерийские установки имели ручное управление. [ 13 ] [ 15 ] три длинноствольные корабельные пушки 8,8 cm SK L/35 . Тогда же были добавлены [ 9 ] Пушечное вооружение дополнили десять 3,7-см (1,5 дюйма) пулеметов Максима . [ 8 ] которые были удалены при ремонте. [ 9 ]

Корабли также были оснащены тремя торпедными аппаратами диаметром 45 см (18 дюймов) с восемью торпедами, две пусковые установки были установлены на борте , а третья - в носовой части, все ниже ватерлинии. [ 9 ] Это оружие имело длину 5,1 м (201 дюйм) и несло тротиловую боеголовку массой 87,5 кг (193 фунта). Их можно было установить на две скорости для разных диапазонов. При скорости 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час) дальность действия торпед составляла 800 м (870 ярдов). При увеличении скорости до 32 узлов (59 км/ч; 37 миль в час) дальность полета сократилась до 500 м (550 ярдов). [ 16 ]

В 1916 году все корабли этого класса были разоружены, за исключением «Фрейи» , которая была перевооружена одной 15-см пушкой, четырьмя 10,5-см пушками SK L/45 и четырнадцатью 8,8-см пушками обоих типов L/45. Версии 30 и L/35 для использования в качестве учебного артиллерийского корабля. [ 9 ]

Броневая защита кораблей состояла из крупповской стали . Основная палуба имела толщину 40 мм (1,6 дюйма) и скаты толщиной 100 мм (3,9 дюйма). Передняя боевая рубка имела борта толщиной 150 мм (5,9 дюйма) и крышу толщиной 30 мм (1,2 дюйма). Кормовая боевая рубка имела только противоосколочную защиту, ее борта имели толщину всего 12 мм (0,47 дюйма). Орудийные башни калибра 21 см и 15 см имели борта толщиной 100 мм и крышу толщиной 30 мм. Казематные орудия также получили броневую защиту толщиной 100 мм. Корабли были также оборудованы пробковыми коффердамами . [ 9 ]

Строительство

[ редактировать ]
Hansa в сухом доке AG Vulcan
Корабль Строитель [ 11 ] Заложен [ 11 ] Запущен [ 11 ] Введен в эксплуатацию [ 11 ]
Виктория Луиза AG Weser , Бремен 1895 29 марта 1897 г. 20 февраля 1899 г.
Герта AG Vulcan , Штеттин 1895 14 апреля 1897 г. 23 июля 1898 г.
Фрейя Императорская верфь , Гданьск 1895 27 апреля 1897 г. 20 октября 1898 г.
Винета Императорская верфь , Гданьск 1896 9 декабря 1897 г. 13 сентября 1899 г.
Ганза AG Vulcan, Штеттин 1896 12 марта 1898 г. 20 апреля 1899 г.

История обслуживания

[ редактировать ]

Виктория Луиза

[ редактировать ]

Виктория Луиза прослужила на флоте первые семь лет своей карьеры. [ 10 ] За это время она представляла Германию на похоронах королевы Виктории в 1901 году. [ 17 ] В 1906 году он был модернизирован и после 1908 года использовался как учебный корабль для курсантов. [ 11 ] В 1909 году она посетила США. [ 18 ] и с началом Первой мировой войны был мобилизован в V разведывательную группу. [ 19 ] она была безуспешно атакована британской подводной лодкой HMS E1 . В октябре 1914 года [ 20 ] и в конце года ее сняли с вооружения. он использовался как минный заградитель и казарменный корабль, До конца войны базировавшийся в Данциге. «Виктория Луиза» была продана в 1919 году и в следующем году переоборудована в грузовое судно, хотя в этом качестве она прослужила до 1923 года, когда ее разобрали на металлолом. [ 10 ]

Герта в Дар-эс-Саламе

Герта служила за границей в составе восточноазиатской эскадрильи первые шесть лет своей карьеры; в 1900 году она некоторое время служила флагманом эскадры. [ 21 ] Она внесла десант в отряды, захватившие форты Таку во время Боксерского восстания в 1900 году. [ 22 ] После возвращения в Германию в 1905 году он был модернизирован и в 1908 году после завершения ремонта использовался в качестве учебного корабля. В этом качестве она проработала следующие шесть лет. С началом Первой мировой войны Герта была мобилизована в V разведывательную группу, но прослужила на передовой лишь недолго. После 1915 года он использовался как казарменный корабль и в 1920 году был продан на слом. [ 11 ]

Фрейя Первые годы своей карьеры служила в немецком флоте, в отличие от своих однотипных кораблей, которые все служили за границей на зарубежных базах. В результате ее карьера на флоте прошла без происшествий. После модернизации в 1905–1907 годах «Фрея» использовалась как учебный корабль для кадетов. [ 10 ] Во время посещения Канады в 1908 году она случайно протаранила и потопила канадскую шхуну , в результате чего погибли девять моряков. [ 23 ] С началом Первой мировой войны Фрейя была мобилизована в V разведывательную группу, но прослужила на передовой лишь недолго. После 1915 года он использовался как казарменный корабль и в 1921 году был продан на слом. [ 10 ]

Винета работала за границей в американском резидентуре первые несколько лет своей карьеры. [ 21 ] Находясь на станции в Америке, она участвовала в Венесуэльском кризисе 1902–1903 годов и бомбардировала несколько венесуэльских крепостей. [ 24 ] Вернулся в Германию в 1905 году и в 1908 году использовался как учебный торпедный корабль. В 1909–1911 годах был модернизирован, после чего использовался как учебный корабль для курсантов. [ 11 ] В ноябре 1912 года она участвовала в международном военно-морском протесте Первой Балканской войны . [ 25 ] С началом Первой мировой войны Винета была мобилизована в V разведывательную группу, как и ее сестры, но прослужила на передовой лишь недолго. После 1915 года он использовался как казарменный корабль и в 1920 году был продан на слом. [ 10 ]

Ганза служила за границей в составе Восточноазиатской эскадрильи первые шесть лет своей карьеры. Вместе с Гертой она внесла десант в отряд, захвативший форты Таку во время Боксерского восстания. [ 22 ] В августе 1904 года участвовала в интернировании русского броненосца «Цесаревич» после сражения на Желтом море во время русско-японской войны . [ 26 ] После возвращения в Германию в 1906 году он был модернизирован и в 1909 году после завершения ремонта использовался в качестве учебного корабля. С началом Первой мировой войны Ганза была мобилизована в V разведывательную группу, но прослужила на передовой лишь недолго. После 1915 года он использовался как казарменный корабль и в 1920 году был продан на слом. [ 11 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Nottelmann 2023a , стр. 120, 129, 135, 145–146.
  2. ^ Nottelmann 2023a , стр. 146–147.
  3. ^ Nottelmann 2023b , стр. 184–186.
  4. ^ Nottelmann 2023b , стр. 186–188.
  5. ^ Nottelmann 2023b , стр. 190–191.
  6. ^ Додсон , с. 44.
  7. ^ Додсон , стр. 44–45.
  8. ^ Перейти обратно: а б Лион , с. 254.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гренер , с. 47.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гренер , с. 48.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Гренер , стр. 47–48.
  12. ^ Фридман , стр. 141–142.
  13. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл и Сич , с. 140.
  14. ^ Фридман , с. 143.
  15. ^ Фридман , с. 146.
  16. ^ Фридман , с. 336.
  17. ^ Военно-морские записки (1901) , с. 190.
  18. ^ Левин и Панетта , с. 51.
  19. ^ Кэмпбелл и Сич , с. 142.
  20. ^ Комптон-Холл , стр. 137–138.
  21. ^ Перейти обратно: а б Военно-морские записки (1900) , с. 693.
  22. ^ Перейти обратно: а б Перри , с. 29.
  23. ^ Хэдли и Сарти , с. 49.
  24. ^ Митчелл , с. 86.
  25. ^ Уиллмотт , с. 181.
  26. ^ «Того направляется на юг?» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 14 августа 1904 года . Проверено 11 мая 2012 г.
  • Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Комптон-Холл, Ричард (2004). Подводные лодки в войне 1914–1918 гг . Пензанс: Издательство Periscope. ISBN  978-1-904381-21-1 .
  • Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-84832-229-5 .
  • Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Хэдли, Майкл Л. и Сарти, Роджер Флинн (1991). Контейнеры и пиратские корабли: канадские военно-морские силы и немецкие морские рейдеры, 1880–1918 гг . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN  0773507787 .
  • Хервиг, Хольгер (1980). «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN  978-1-57392-286-9 .
  • Левин, Эдвард Ф. и Панетта, Роджер (2009). Празднование Хадсона-Фултона 1909 года . Чарльстон: паб «Аркадия». ISBN  978-0-7385-6281-0 .
  • Лион, Хью (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN  978-0-85177-133-5 .
  • Митчелл, Нэнси (1999). Опасность мечты: немецкий и американский империализм в Латинской Америке . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN  0807847755 .
  • «Военно-морские записки». Журнал РУСИ . XLV . Лондон: Королевский объединенный институт оборонных исследований: 190–207. 1901.
  • «Военно-морские записки». Журнал РУСИ . XLIV (268). Лондон: Королевский объединенный институт оборонных исследований: 684–699. 1900. дои : 10.1080/03071840009420016 .
  • Ноттельманн, Дирк (2023). Райт, Кристофер С. (ред.). «От «деревянных стен» к «новозаветным кораблям»: Развитие немецкого броненосного крейсера 1854–1918 гг., Часть III: «Броня — легкий вариант» ». Военный корабль Интернешнл . ЛХ (2): 118–156. ISSN   0043-0374 .
  • Ноттельманн, Дирк (2023). Райт, Кристофер С. (ред.). «От «деревянных стен» к «новозаветным кораблям»: Развитие немецкого броненосного крейсера 1854–1918 гг., Часть IIIб: «Броня — легкий вариант» ». Военный корабль Интернешнл . ЛХ (3): 184–228. ISSN   0043-0374 .
  • Перри, Майкл (2001). Пекин, 1900 год: Боксерское восстание . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  978-1-84176-181-7 .
  • Уиллмотт, HP (2009). Последний век морской мощи (Том 1, От Порт-Артура до Чанака, 1894–1922) . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-35214-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f12997d0b321a782862b48e45de431a__1704123960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/1a/8f12997d0b321a782862b48e45de431a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Victoria Louise-class cruiser - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)