«Виктория Луиза» Крейсер типа
![]() СМС Виктории Луизе в 1909 году
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Виктория Луиза |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Августа Кайзера |
Преемник | Фюрст Бисмарк |
Построен | 1895–1899 |
В эксплуатации | 1898–1921 |
Завершенный | 5 |
Ушедший на пенсию | 5 |
Общие характеристики | |
Тип | Защищенный крейсер |
Смещение |
|
Длина | 110,50–110,60 м (362 футов 6 дюймов – 362 футов 10 дюймов) |
Луч | 17,40–17,60 м (57 футов 1 дюйм – 57 футов 9 дюймов) |
Черновик | 6,58–7,08 м (21 фут 7 дюймов – 23 фута 3 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | От 18,5 до 19,5 узлов (от 34 до 36 км/ч; от 21 до 22 миль в час) |
Диапазон | 3412 миль (6319 км; 3926 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение | |
Броня |
|
класса Виктория Луиза» « Защищенные крейсеры были последним классом кораблей этого типа, построенными для Императорского флота Германии . В конструкции класса были представлены комбинированная носовая часть клипера и тарана , а также блочные борта, типичные для более поздних немецких броненосных крейсеров . В состав класса входило пять судов: «Виктория Луиза» головной корабль , , «Герта» « Фрейя» , «Винета» и «Ганза» . Корабли были заложены в 1895–1896 гг., спущены на воду в 1897–1898 гг. и в следующем году вошли в состав флота.
Первые три корабля имели длину 110,60 метра (362 фута 10 дюймов) и водоизмещение 6491 метрическую тонну (6388 длинных тонн) при боевой нагрузке; Винета и Ганза представляли собой слегка измененную конструкцию. Они имели длину 110,50 м (362 фута 6 дюймов) и водоизмещение 6705 т (6599 длинных тонн) при полной нагрузке. Все пять кораблей были вооружены главной батареей из двух 21-сантиметровых (8,3 дюйма) орудий и восьми 15-см (5,9 дюйма) орудий. Первые три корабля имели максимальную скорость 19,5 узлов (36,1 км/ч; 22,4 миль в час); последние два были немного медленнее, со скоростью 18,5 узлов (34,3 км/ч; 21,3 миль в час). Проблемы с котлами Никлаусса, установленными на Фрейе, побудили ВМФ стандартизировать типы котлов на будущих военных кораблях.
Корабли этого класса служили в различных частях немецкого флота, в том числе на станции «Америка», в Восточно-Азиатской эскадре и на флоте метрополии. Герта и Ганза участвовали в подавлении Боксерского восстания в Китае в 1900 году, а Винета участвовала в Венесуэльском кризисе 1902–1903 годов . Все пять кораблей прошли модернизацию в период с 1905 по 1911 год, после чего служили учебными кораблями для курсантов. Они были мобилизованы в V разведывательную группу с началом Первой мировой войны в августе 1914 года, но были быстро отозваны с фронтовой службы. До конца войны они выполняли различные второстепенные роли. После окончания конфликта «Виктория Луиза» была переоборудована в торговое судно, но разобрана в 1923 году. Остальные четыре корабля были сданы на слом в 1920–1921 годах.
Фон
[ редактировать ]В середине 1880-х годов немецкий Kaiserliche Marine (Императорский флот) начал программу строительства по модернизации своих крейсерских сил, начиная с «Ирен» класса защищенных крейсеров 1886 года, а затем «Швальбе» класса незащищенных крейсеров в 1886–1887 годах и «Кайзерин». Августа в 1888 году. К концу 1888 года адмиралы Александр фон Монтс и Фридрих фон Холлманн стал начальником Kaiserliche Admiralität (Имперского адмиралтейства) и Reichsmarineamt (RMA — Имперского военно-морского управления) соответственно. В то время военно-морское строительство в Германии было омрачено ощущением стратегической неразберихи; В то же время военно-морской флот строил четыре «Бранденбург» линкора типа , необходимых для наступательной стратегии, и корабли береговой обороны классов «Зигфрид» « Один» и , что противоречило изначально оборонительной ориентации флота. В то же время многие элементы военно-морского командования поддержали стратегию торговых набегов французской Jeune École (Молодая школа). [ 1 ]
(Императорский сейм) меморандум Холлманн представил в Рейхстаг с просьбой о финансировании программы нового строительства. Он призвал создать в общей сложности семь новых крейсеров в течение следующих трех лет для замены старых винтовых корветов , которые все еще составляли основную часть крейсерского флота, утверждая, что старые винтовые корветы больше не пригодны в качестве военных кораблей из-за распространения современных кораблей. незащищенные и защищенные крейсеры даже в небольших флотах по всему миру, а также достижения в области морских паровых двигателей , которые разгоняли торговые суда до скоростей, на которых корветы не могли их догнать. осудил Бюджетный совет рейхстага то, что он считал безграничными потребностями военно-морского флота. Вместо трех кораблей, которые Холлманн запросил на 1890/1891 финансовый год, Рейхстаг санкционировал только два, которым были присвоены предварительные обозначения «J» и «K». Первым стал незащищенный крейсер «Гефион» , но в 1891 году из-за «К» разразился небольшой скандал — флот не завершил проект нового корабля к тому времени, когда запросил его. второй взнос средств на ее постройку — разозлил Рейхстаг , который отозвал финансирование нового корабля. [ 2 ]
Попытки добиться возврата средств на «К» продолжались в течение следующих трех лет и включали в 1892 году попытки рейхсканцлера ( канцлера) Лео фон Каприви убедить парламент разрешить строительство. Военно-морской флот повторил попытку в 1893 финансовом году, но Императорская немецкая армия в этом году значительно увеличила свой собственный бюджет, что не оставило дополнительного финансирования флоту. В 1894 финансовом году военно-морской флот не предпринял никаких попыток обеспечить финансирование «К». К этому времени стратегическая неразбериха, характерная для 1880-х годов, достигла апогея; Альфред фон Тирпиц недавно стал начальником штаба Kaiserliches Oberkommando der Marine (Главное командование Имперского военно-морского флота) и завершал работу над своим знаменитым меморандумом Dienstschrift IX , в котором излагались его планы будущего развития военно-морского флота. Прогнозы Тирпица расходились с мнением руководства RMA; он искал комбинацию крейсеров 1-го и 3-го классов с единственной целью - усилить флот в домашних водах, в то время как RMA по-прежнему предпочитало сочетание крейсеров 1-го, 2-го и 4-го классов, оптимизированных для коммерческих рейдов. Что еще хуже, RMA отвечало за проектирование новых военных кораблей, но не имело никакого влияния на стратегические цели или военные планы, которые входили в компетенцию высшего командования. [ 3 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Когда в начале 1894 года RMA приступило к работе над другим предложением по «К», кайзер Вильгельм II вмешался в дискуссии, представив в июне свое собственное предложение по крейсеру 2-го класса, которое явно было вдохновлено современными французскими крейсерами. В RMA решили, что новый крейсер будет как минимум такого же размера, как Gefion , и примерно по той же цене. Вильгельм продолжал выносить на рассмотрение свои идеи, в том числе два разных крейсера 3-го класса. Одно из этих судов, представленное в октябре, усвоило уроки Первой китайско-японской войны , которая тогда велась между Японией и Китаем. Битва на Желтой реке, казалось, показала превосходство защищенных крейсеров, вооруженных большими скорострельными орудиями, над более крупными броненосными линкорами, вооруженными более крупными, но менее скорострельными орудиями. В результате в октябре Вильгельм включил в свое предложение две скорострельные пушки калибра 21 см (8,3 дюйма). [ 4 ]
В ноябре Холлманн составил список требований для «К», включая полностью закрытые и бронированные орудийные башни для 21-см орудий, вторичную батарею из 15-см (5,9 дюйма) орудий, но другие важные компоненты остались нерешенными. Оставался открытым вопрос о том, сохранять ли традиционную двухвальную двигательную установку или повторить трехвальную схему, впервые предложенную Кайзерином Августой . В том же месяце Вильгельм утвердил параметры, а главный конструктор Альфред Дитрих подготовил в соответствии с ними более подробное предложение, которое кайзер утвердил 31 декабря. [ 5 ]
Не сумев получить бюджетное одобрение Рейхстага на строительство новых кораблей в 1892, 1893 и 1894 годах, Рейхстаг наконец санкционировал строительство трех кораблей на 1895–1896 бюджетный год. Предложение RMA было выбрано, и в 1895 году были построены три 6000-тонных крейсера. Еще два судна были утверждены на 1896–1897 годы. [ 6 ]
По сравнению с «Кайзерин Августа» , «Виктория Луиза» имела водоизмещение примерно на шесть процентов меньше, хотя она несла гораздо более тяжелое вооружение. В результате конструкция представляла собой уменьшенные версии современных «Кайзер Фридрих III» класса линкоров ; они имели одинаковую носовую военную мачту и грот -мачту , а также комбинацию орудийных башен и казематов для вторичной батареи . Как это было обычной практикой в немецком флоте в 1890-х годах, на пяти кораблях для целей оценки использовались различные типы водотрубных котлов . [ 7 ] Конструкция кораблей создала прецедент для более поздних броненосных крейсеров с большими, громоздкими бортами и комбинированным клипером носовым и таранным . [ 8 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]
Первые три корабля «Виктория Луиза» класса — «Виктория Луиза» , «Герта» и «Фрейя» — имели длину 109,10 метра (357 футов 11 дюймов) по ватерлинии 110,60 м (362 фута 10 дюймов) и общую длину . Они имели ширину 17,40 м (57 футов 1 дюйм) и осадку 6,58 м (21 фут 7 дюймов) вперед и 6,93 м (22 фута 9 дюймов). Водоизмещение этих кораблей 5660 метрических тонн (5570 длинных тонн) по проекту и 6491 тонна (6388 длинных тонн) при полной загрузке . Винета и Ганза имели немного разные размеры; они имели длину 109,80 м (360 футов 3 дюйма) по ватерлинии и 110,50 м (362 фута 6 дюймов) в целом. Их ширина составляла 17,60 м (57 футов 9 дюймов), ширина составляла 7,08 м (23 фута 3 дюйма) вперед и 7,34 м (24 фута 1 дюйм) назад. Их водоизмещение также было выше, чем у первых трех кораблей: 5885 т (5792 длинных тонны) по проекту и 6705 тонн (6599 длинных тонн) при боевой нагрузке. [ 9 ]
Корпуса кораблей имели продольный и поперечный стальной шпангоут; Для корпуса использовался один слой деревянных досок. Слой металлической обшивки Muntz простирался на высоту до 1 м (3 фута 3 дюйма) над ватерлинией для защиты корпуса от загрязнения. Позднее эта оболочка была снята с Виктории Луизы , Герты и Фрейи . Корпус был разделен на двенадцать водонепроницаемых отсеков , которые позже были сокращены до одиннадцати, за исключением «Фрейи» . Корпус также имел двойное дно , занимавшее 60 процентов длины корпуса. [ 9 ]
Стандартный экипаж корабля составлял 31 офицер и 446 рядовых, еще 9 офицеров и 41 зачисленный в качестве второго командного флагмана . После их переоборудования в учебные корабли экипаж был существенно расширен за счет стажеров: 26 офицеров и 658 матросов, 75 из которых были курсантами, а еще 300 - юнгами. На кораблях было несколько небольших лодок, в том числе три пикетных катера, один катер , один катер , два катера , два яла и три шлюпки . После модернизации лодки были существенно переработаны; количество лодок-пикетов было сокращено до одного, добавлены баржа и катер, сняты шлюпки и добавлено еще пять катеров. [ 10 ]
Корабли были хорошими морскими лодками; они имели легкий ход и были сухими из-за высоких баков . Однако они имели тенденцию крениться при движении по ветру и имели значительную маневренность при сильном ветре из-за своих больших надстроек . Им было трудно маневрировать без включенного центрального вала. Рулевое управление осуществлялось одним рулем направления . Они потеряли лишь около десяти процентов скорости при встречном волнении или при перевернутом руле направления. Кроме того, по мере опорожнения нижних угольных бункеров корабли становились все более нестабильными; при пустых бункерах корабли при резком развороте могли крениться до пятнадцати градусов. Модернизация кораблей 1905–1911 годов устранила эту проблему. Они имели поперечную метацентрическую высоту от 0,56 до 0,73 м (от 1 фута 10 дюймов до 2 футов 5 дюймов). В состоянии постройки корабли были очень горячими, и перед вводом их в эксплуатацию пришлось улучшать вентиляцию. [ 11 ]
Машины
[ редактировать ]Силовая установка всех пяти кораблей состояла из трёх вертикальных 4-цилиндровых паровых машин тройного расширения производства AG Vulcan . Пар обеспечивался двенадцатью угольными водотрубными котлами разных производителей, за исключением «Ганзы» , получившей восемнадцать котлов. У Виктории-Луизы и Винеты были котлы Dürr AG , у Фрейи — котлы Niclausse , а у Герты — котлы Belleville . «Ганза» была оснащена восемнадцатью поперечными котлами Бельвиля. Котлы Никлаусса во Фрее оказались особенно проблемными, из-за чего ВМС стали использовать на будущих судах только котлы Шульца-Торникрофта или морского типа. Котлы были объединены в три дымохода , однако после модернизации в 1905–1908 годах они были объединены в две трубы. [ 11 ]
Двигатели кораблей имели мощность 10 000 лошадиных сил (9 900 л.с. ) при максимальной скорости 19,5 узлов (36,1 км/ч; 22,4 миль в час) для первых трех кораблей и 18,5 узлов (34,3 км/ч; 21,3 миль в час) для последних. два судна. В заводском состоянии корабли перевозили до 950 т (930 длинных тонн; 1050 коротких тонн) угля, что давало им дальность плавания 3412 морских миль (6319 км; 3926 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч). ; 14 миль в час). Более эффективные котлы морского типа, установленные в 1905–1911 годах, увеличили дальность плавания до 3840 миль (7110 км; 4420 миль) при той же скорости. Виктория Луиза и Герта были оснащены четырьмя электрогенераторами общей мощностью от 224 до 271 кВт (от 300 до 363 л.с.) при напряжении 110 Вольт ; последние три корабля имели три генератора общей мощностью от 169 до 183 кВт (от 227 до 245 л.с.) при напряжении 110 В. [ 9 ]
Вооружение и броня
[ редактировать ]
Основное вооружение кораблей состояло из двух 21 cm SK L/40 C/97 встроенных орудий в одноорудийных башнях: носовой и кормовой. Башни представляли собой установки типа C/97 с гидравлическим приводом и ручным заряжанием. Башни имели диапазон возвышения от -5 до 30 градусов, а при максимальном угле возвышения дальность полета составляла 16 300 м (53 500 футов). Начальная скорость составляла 780 м/с (2600 футов/с). Орудия имели боезапас по 58 патронов каждое; это были снаряды массой 238 кг (525 фунтов). [ 9 ] [ 12 ]
восемь 15-см орудий SK L/40 Наступательное вооружение дополняли . Четыре из этих орудий были установлены в башнях на миделе корабля , а остальные четыре — в казематах. Эти орудия стреляли бронебойными снарядами со скоростью от 4 до 5 выстрелов в минуту. Орудия могли опускаться до −7 градусов и подниматься до 20 градусов с максимальной дальностью 13 700 м (14 990 ярдов). Снаряды весили 51 кг (112 фунтов) и стреляли с начальной скоростью 735 м/с (2410 футов/с). Орудия поднимались и настраивались вручную. При ремонте были сняты две из 15-см пушек. [ 13 ] [ 14 ]
Для защиты от торпедных катеров корабли также несли десять корабельных орудий калибра 8,8 cm SK L/30 , а в ходе модернизации была добавлена одиннадцатая. Они также монтировались индивидуально в казематах и поворотных креплениях. Эти орудия стреляли снарядами массой 7,04 кг (15,5 фунтов) с начальной скоростью 590 миль в секунду (1936 футов в секунду). Их скорострельность составляла примерно 15 снарядов в минуту; орудия могли поражать цели на расстоянии до 6890 м (7530 ярдов). Артиллерийские установки имели ручное управление. [ 13 ] [ 15 ] три длинноствольные корабельные пушки 8,8 cm SK L/35 . Тогда же были добавлены [ 9 ] Пушечное вооружение дополнили десять 3,7-см (1,5 дюйма) пулеметов Максима . [ 8 ] которые были удалены при ремонте. [ 9 ]
Корабли также были оснащены тремя торпедными аппаратами диаметром 45 см (18 дюймов) с восемью торпедами, две пусковые установки были установлены на борте , а третья - в носовой части, все ниже ватерлинии. [ 9 ] Это оружие имело длину 5,1 м (201 дюйм) и несло тротиловую боеголовку массой 87,5 кг (193 фунта). Их можно было установить на две скорости для разных диапазонов. При скорости 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час) дальность действия торпед составляла 800 м (870 ярдов). При увеличении скорости до 32 узлов (59 км/ч; 37 миль в час) дальность полета сократилась до 500 м (550 ярдов). [ 16 ]
В 1916 году все корабли этого класса были разоружены, за исключением «Фрейи» , которая была перевооружена одной 15-см пушкой, четырьмя 10,5-см пушками SK L/45 и четырнадцатью 8,8-см пушками обоих типов L/45. Версии 30 и L/35 для использования в качестве учебного артиллерийского корабля. [ 9 ]
Броневая защита кораблей состояла из крупповской стали . Основная палуба имела толщину 40 мм (1,6 дюйма) и скаты толщиной 100 мм (3,9 дюйма). Передняя боевая рубка имела борта толщиной 150 мм (5,9 дюйма) и крышу толщиной 30 мм (1,2 дюйма). Кормовая боевая рубка имела только противоосколочную защиту, ее борта имели толщину всего 12 мм (0,47 дюйма). Орудийные башни калибра 21 см и 15 см имели борта толщиной 100 мм и крышу толщиной 30 мм. Казематные орудия также получили броневую защиту толщиной 100 мм. Корабли были также оборудованы пробковыми коффердамами . [ 9 ]
Строительство
[ редактировать ]
Корабль | Строитель [ 11 ] | Заложен [ 11 ] | Запущен [ 11 ] | Введен в эксплуатацию [ 11 ] |
---|---|---|---|---|
Виктория Луиза | AG Weser , Бремен | 1895 | 29 марта 1897 г. | 20 февраля 1899 г. |
Герта | AG Vulcan , Штеттин | 1895 | 14 апреля 1897 г. | 23 июля 1898 г. |
Фрейя | Императорская верфь , Гданьск | 1895 | 27 апреля 1897 г. | 20 октября 1898 г. |
Винета | Императорская верфь , Гданьск | 1896 | 9 декабря 1897 г. | 13 сентября 1899 г. |
Ганза | AG Vulcan, Штеттин | 1896 | 12 марта 1898 г. | 20 апреля 1899 г. |
История обслуживания
[ редактировать ]Виктория Луиза
[ редактировать ]Виктория Луиза прослужила на флоте первые семь лет своей карьеры. [ 10 ] За это время она представляла Германию на похоронах королевы Виктории в 1901 году. [ 17 ] В 1906 году он был модернизирован и после 1908 года использовался как учебный корабль для курсантов. [ 11 ] В 1909 году она посетила США. [ 18 ] и с началом Первой мировой войны был мобилизован в V разведывательную группу. [ 19 ] она была безуспешно атакована британской подводной лодкой HMS E1 . В октябре 1914 года [ 20 ] и в конце года ее сняли с вооружения. он использовался как минный заградитель и казарменный корабль, До конца войны базировавшийся в Данциге. «Виктория Луиза» была продана в 1919 году и в следующем году переоборудована в грузовое судно, хотя в этом качестве она прослужила до 1923 года, когда ее разобрали на металлолом. [ 10 ]
Герта
[ редактировать ]
Герта служила за границей в составе восточноазиатской эскадрильи первые шесть лет своей карьеры; в 1900 году она некоторое время служила флагманом эскадры. [ 21 ] Она внесла десант в отряды, захватившие форты Таку во время Боксерского восстания в 1900 году. [ 22 ] После возвращения в Германию в 1905 году он был модернизирован и в 1908 году после завершения ремонта использовался в качестве учебного корабля. В этом качестве она проработала следующие шесть лет. С началом Первой мировой войны Герта была мобилизована в V разведывательную группу, но прослужила на передовой лишь недолго. После 1915 года он использовался как казарменный корабль и в 1920 году был продан на слом. [ 11 ]
Фрейя
[ редактировать ]Фрейя Первые годы своей карьеры служила в немецком флоте, в отличие от своих однотипных кораблей, которые все служили за границей на зарубежных базах. В результате ее карьера на флоте прошла без происшествий. После модернизации в 1905–1907 годах «Фрея» использовалась как учебный корабль для кадетов. [ 10 ] Во время посещения Канады в 1908 году она случайно протаранила и потопила канадскую шхуну , в результате чего погибли девять моряков. [ 23 ] С началом Первой мировой войны Фрейя была мобилизована в V разведывательную группу, но прослужила на передовой лишь недолго. После 1915 года он использовался как казарменный корабль и в 1921 году был продан на слом. [ 10 ]
Винета
[ редактировать ]Винета работала за границей в американском резидентуре первые несколько лет своей карьеры. [ 21 ] Находясь на станции в Америке, она участвовала в Венесуэльском кризисе 1902–1903 годов и бомбардировала несколько венесуэльских крепостей. [ 24 ] Вернулся в Германию в 1905 году и в 1908 году использовался как учебный торпедный корабль. В 1909–1911 годах был модернизирован, после чего использовался как учебный корабль для курсантов. [ 11 ] В ноябре 1912 года она участвовала в международном военно-морском протесте Первой Балканской войны . [ 25 ] С началом Первой мировой войны Винета была мобилизована в V разведывательную группу, как и ее сестры, но прослужила на передовой лишь недолго. После 1915 года он использовался как казарменный корабль и в 1920 году был продан на слом. [ 10 ]
Ганза
[ редактировать ]Ганза служила за границей в составе Восточноазиатской эскадрильи первые шесть лет своей карьеры. Вместе с Гертой она внесла десант в отряд, захвативший форты Таку во время Боксерского восстания. [ 22 ] В августе 1904 года участвовала в интернировании русского броненосца «Цесаревич» после сражения на Желтом море во время русско-японской войны . [ 26 ] После возвращения в Германию в 1906 году он был модернизирован и в 1909 году после завершения ремонта использовался в качестве учебного корабля. С началом Первой мировой войны Ганза была мобилизована в V разведывательную группу, но прослужила на передовой лишь недолго. После 1915 года он использовался как казарменный корабль и в 1920 году был продан на слом. [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Nottelmann 2023a , стр. 120, 129, 135, 145–146.
- ^ Nottelmann 2023a , стр. 146–147.
- ^ Nottelmann 2023b , стр. 184–186.
- ^ Nottelmann 2023b , стр. 186–188.
- ^ Nottelmann 2023b , стр. 190–191.
- ^ Додсон , с. 44.
- ^ Додсон , стр. 44–45.
- ^ Перейти обратно: а б Лион , с. 254.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гренер , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гренер , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Гренер , стр. 47–48.
- ^ Фридман , стр. 141–142.
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл и Сич , с. 140.
- ^ Фридман , с. 143.
- ^ Фридман , с. 146.
- ^ Фридман , с. 336.
- ^ Левин и Панетта , с. 51.
- ^ Кэмпбелл и Сич , с. 142.
- ^ Комптон-Холл , стр. 137–138.
- ^ Перейти обратно: а б Перри , с. 29.
- ^ Хэдли и Сарти , с. 49.
- ^ Митчелл , с. 86.
- ^ Уиллмотт , с. 181.
- ^ «Того направляется на юг?» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 14 августа 1904 года . Проверено 11 мая 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Комптон-Холл, Ричард (2004). Подводные лодки в войне 1914–1918 гг . Пензанс: Издательство Periscope. ISBN 978-1-904381-21-1 .
- Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-229-5 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хэдли, Майкл Л. и Сарти, Роджер Флинн (1991). Контейнеры и пиратские корабли: канадские военно-морские силы и немецкие морские рейдеры, 1880–1918 гг . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 0773507787 .
- Хервиг, Хольгер (1980). «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Левин, Эдвард Ф. и Панетта, Роджер (2009). Празднование Хадсона-Фултона 1909 года . Чарльстон: паб «Аркадия». ISBN 978-0-7385-6281-0 .
- Лион, Хью (1979). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Митчелл, Нэнси (1999). Опасность мечты: немецкий и американский империализм в Латинской Америке . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 0807847755 .
- «Военно-морские записки». Журнал РУСИ . XLV . Лондон: Королевский объединенный институт оборонных исследований: 190–207. 1901.
- «Военно-морские записки». Журнал РУСИ . XLIV (268). Лондон: Королевский объединенный институт оборонных исследований: 684–699. 1900. дои : 10.1080/03071840009420016 .
- Ноттельманн, Дирк (2023). Райт, Кристофер С. (ред.). «От «деревянных стен» к «новозаветным кораблям»: Развитие немецкого броненосного крейсера 1854–1918 гг., Часть III: «Броня — легкий вариант» ». Военный корабль Интернешнл . ЛХ (2): 118–156. ISSN 0043-0374 .
- Ноттельманн, Дирк (2023). Райт, Кристофер С. (ред.). «От «деревянных стен» к «новозаветным кораблям»: Развитие немецкого броненосного крейсера 1854–1918 гг., Часть IIIб: «Броня — легкий вариант» ». Военный корабль Интернешнл . ЛХ (3): 184–228. ISSN 0043-0374 .
- Перри, Майкл (2001). Пекин, 1900 год: Боксерское восстание . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-181-7 .
- Уиллмотт, HP (2009). Последний век морской мощи (Том 1, От Порт-Артура до Чанака, 1894–1922) . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-35214-9 .