Торпедный катер класса А
![]() СМС А 68
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | |
Построен | 1914–1918 |
В эксплуатации | 1914–1950 |
Планируется | 113 |
Завершенный | 92 |
Отменено | 21 |
Потерянный | 30 |
Торпедные катера класса А — класс немецких однотрубных миноносцев /лёгких эсминцев, разработанных Рейхсмаринеамтом для действий у берегов оккупированной Фландрии в Первой мировой войне. Обозначение «А» должно было избежать путаницы со старыми классами и конструкциями. Официально они классифицировались как «прибрежные торпедные катера» (нем. Küstentorpedoboote ), чтобы отличать их от более крупных океанских торпедных катеров.
В период с 1914 по 1918 год было построено шесть групп судов этого класса, водоизмещение увеличилось со 109 тонн до 335 тонн. Все они имели приподнятый бак, мелкую осадку и несли один (для большинства) или два (для А1 - А25 ) торпедных аппарата диаметром 17,7 дюйма (45 см) в средней части корабля.
Тип AI ( A1 – A25 )
[ редактировать ]Общие характеристики ( от A1 до A25 ) | |
---|---|
Смещение | 109 т (107 длинных тонн) [ 1 ] |
Длина | 41 м (134 футов 6 дюймов) ш. [ 1 ] |
Луч | 4,6 м (15 футов 1 дюйм) [ 1 ] |
Черновик | 1,52 м (5 футов 0 дюймов) [ 1 ] |
Установленная мощность | Угольный одновальный паровой двигатель тройного расширения, мощностью 1200 л.с. (895 кВт) [ 1 ] |
Движение |
|
Скорость | 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) [ 1 ] |
Диапазон | 900 морских миль (1700 км; 1000 миль) при скорости 12,5 узлов (23,2 км/ч; 14,4 миль в час) [ 1 ] |
Дополнить | 28 [ 2 ] |
Вооружение |
|
Все 25 самолетов были заказаны в 1914 году и были спроектированы и построены компанией AG «Vulcan» на их верфи в Гамбурге .
Имя | Двор №. | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба |
---|---|---|---|---|
А1 | 20 | 16 января 1915 г. | 29 января 1915 г. | |
А2 | 21 | 17 марта 1915 г. | 23 марта 1915 г. | |
А3 | 22 | 24 июня 1915 г. | 13 июля 1915 г. | |
A4 | 23 | 26 июня 1915 г. | 30 июня 1915 г. | |
А5 | 24 | 5 мая 1915 г. | 10 мая 1915 г. | |
А6 | 25 | 3 апреля 1915 г. | 8 апреля 1915 г. | |
A7 | 26 | 2 февраля 1915 г. | 19 апреля 1915 г. | |
А8 | 27 | 25 апреля 1915 г. | 21 мая 1915 г. | |
А9 | 28 | 4 августа 1915 г. | 6 августа 1915 г. | |
А10 | 29 | 16 августа 1915 г. | 23 августа 1915 г. | |
А11 | 30 | 4 июня 1915 г. | 7 июня 1915 г. | |
А12 | 31 | 28 апреля 1915 г. | 2 мая 1915 г. | |
А13 | 32 | 15 мая 1915 г. | 21 мая 1915 г. | |
А14 | 33 | 22 июля 1915 г. | 27 июля 1915 г. | |
А15 | 34 | 10 июля 1915 г. | 15 июля 1915 г. | |
А16 | 35 | 16 июня 1915 г. | 19 июня 1915 г. | |
А17 | 36 | 8 июня 1915 г. | 6 июля 1915 г. | |
А18 | 37 | 2 июля 1915 г. | 20 июля 1915 г. | |
А19 | 38 | 9 сентября 1915 г. | 15 октября 1915 г. | |
А20 | 39 | 27 августа 1915 г. | 1 сентября 1915 г. | |
А21 | 40 | 1 июня 1915 г. | 29 июня 1915 г. | |
А22 | 41 | 22 мая 1915 г. | 8 июня 1915 г. | |
А23 | 42 | 5 мая 1915 г. | 29 мая 1915 г. | |
А24 | 43 | 12 июня 1915 г. | 6 августа 1915 г. | |
А25 | 44 | 13 июля 1915 г. | 27 июля 1915 г. |
- А2 и А6 были потоплены британскими эсминцами 1 мая 1915 года во время боя у банки Нордхиндер .
- А3 затонул 7 ноября 1915 года по пути из Киля в Данциг.
- А15 был потоплен французскими эсминцами 23 августа 1915 года.
- А13 был разбомблен в доке Остенде 16 августа 1917 года.
- А10 был потоплен на минах у берегов Фландрии 7 февраля 1918 года.
- А7 и А19 были потоплены британскими и французскими эсминцами у побережья Фландрии 21 марта 1918 года.
- А1 , А18 и А21 – А25 сдались и подверглись ударам в период с 1921 по 1922 год.
- А11 и А17 были затоплены во время Капповского путча в 1920 году.
- А4 , А12 и А14 были заброшены в Антверпене после немецкой эвакуации в конце Первой мировой войны . Захвачен Бельгией. Оставался в рабочем состоянии до 1927 года. [ 3 ]
- A5 , A8 , A9 , A16 и A20 были интернированы в Нидерландах в конце войны и переданы Бельгии в качестве репараций в 1919 году. Списаны в 1927 году и большая часть списана. А20 продолжал использоваться в качестве учебного судна и был захвачен немцами в 1940 году. [ 3 ] Списан в 1948 году. [ 2 ]
Тип А-II ( А26 – А55 )
[ редактировать ]Общие характеристики ( от A26 до A55 ) | |
---|---|
Смещение | 227–229 т (223–225 длинных тонн) [ 4 ] |
Длина | 49 м (160 футов 9 дюймов) LWL [ 4 ] |
Луч | 5,32–5,62 м (17 футов 5 дюймов – 18 футов 5 дюймов) [ 4 ] |
Черновик | 2,34 м (7 футов 8 дюймов) [ 4 ] |
Установленная мощность | Одновальный паровой турбинный двигатель с редуктором, работающий на жидком топливе, 3250 л.с. (2424 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час) [ 4 ] |
Диапазон | 690 морских миль (1280 км; 790 миль) при скорости 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) [ 4 ] |
Дополнить | 29 [ 4 ] |
Вооружение |
|
Все 30 были заказаны двумя партиями — 24 судна в 1915 году и 6 добавленных позже. Все они были спроектированы и построены компанией F. Schichau Werke на их верфи в Эльбинге . Вторая партия была на 2 тонны тяжелее и имела ширину 5,82 метра (18 футов 5,25 дюйма).
Имя | Двор №. | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба |
---|---|---|---|---|
А26 | 959 | 20 мая 1916 г. | 22 июля 1916 г. | |
А27 | 960 | 27 мая 1916 г. | 12 августа 1916 г. | Сдался 20 августа 1920 г. |
А28 | 961 | 10 июня 1916 г. | 26 августа 1916 г. | Сдался 20 августа 1920 г. |
А29 | 962 | 15 июня 1916 г. | 9 сентября 1916 г. | Сдался 20 августа 1920 г. |
А30 | 963 | 15 июля 1916 г. | 28 сентября 1916 г. | |
А31 | 964 | 1 июля 1916 г. | 30 сентября 1916 г. | Сдался 20 августа 1920 г. |
А32 | 965 | 15 июля 1916 г. | 14 октября 1916 г. | |
А33 | 966 | 29 июля 1916 г. | 30 октября 1916 г. | Сдался 15 сентября 1920 г. |
А34 | 967 | 20 июля 1916 г. | 8 ноября 1916 г. | Сдался 15 сентября 1920 г. |
А35 | 968 | 19 августа 1916 г. | 1 декабря 1916 г. | Сдался 20 августа 1920 г. |
А36 | 969 | 14 августа 1916 г. | 27 ноября 1916 г. | Сдался 20 августа 1920 г. |
А37 | 970 | 12 августа 1916 г. | 24 ноября 1916 г. | Сдался 15 сентября 1920 г. |
А38 | 971 | 17 октября 1916 г. | 14 марта 1917 г. | Сдался 15 сентября 1920 г. |
А39 | 972 | 12 сентября 1916 г. | 16 декабря 1916 г. | Сдался 20 августа 1920 г. |
А40 | 973 | 2 сентября 1916 г. | 8 декабря 1916 г. | |
А41 | 974 | 8 декабря 1916 г. | 16 марта 1917 г. | Сдался 20 августа 1920 г. |
А42 | 975 | 1 ноября 1916 г. | 5 января 1917 г. | |
А43 | 976 | 25 декабря 1916 г. | 2 апреля 2017 г. | |
А44 | 977 | 10 марта 1917 г. | 30 апреля 1917 г. | Сдался 15 сентября 1920 г. |
А45 | 978 | 8 ноября 1916 г. | 15 июня 1917 г. | Сдался 3 сентября 1920 г. |
А46 | 979 | 24 марта 1917 г. | 22 мая 1917 г. | |
А47 | 980 | 23 апреля 2017 г. | 22 июня 1917 г. | |
А48 | 981 | 9 июня 1917 г. | 31 июля 1917 г. | |
А49 | 982 | 19 мая 1917 г. | 20 августа 1917 г. | |
А50 | 988 | 8 июля 1917 г. | 20 августа 1917 г. | |
А51 | 989 | 16 мая 1917 г. | 26 июля 1917 г. | Затоплен в Фиуме 29 октября 1918 года. |
А52 | 990 | 18 января 1917 г. | 1 апреля 1917 г. | |
А53 | 991 | 3 февраля 1917 г. | 7 апреля 1917 г. | |
А54 | 992 | 22 февраля 1917 г. | 14 апреля 1917 г. | |
А55 | 993 | 10 марта 1917 г. | 27 апреля 1917 г. |
- А26 – А29 , А31 , А33 – А39 , А41 , А44 – А46 , А48 , А49 и А52 – А55 были сданы и поражены в период с 1920 по 1921 год.
- A30 , A40 , A42 и A47 были интернированы в Нидерландах в конце войны и переданы Бельгии в 1919 году в соответствии с Версальским договором. Списан в 1927 году. [ 3 ]
- А32 был потоплен во время операции «Альбион » 25 октября 1917 года, поднят и отремонтирован в 1923 году и служил Сулевом в ВМС Эстонии . Захваченный Россией в октябре 1940 года, он был переименован в «Аметист» («Аметист») и служил в ВМФ СССР в качестве патрульного корабля, затем в 1942 году был превращен в тендер и списан в 1950 году. [ 5 ] [ 6 ]
- А43 был списан в 1943 году.
- А50 был заминирован в Северном море 17 ноября 1917 года.
- А51 был затоплен в Фиуме 29 октября 1918 года.
Тип A-III — конструкция AG Vulcan ( A56 – A67 , A80 – A91 и A96 – A113 )
[ редактировать ]Общие характеристики ( от A56 до A67 ) ( от A80 до A91 ) и ( от A96 до A113 ) | |
---|---|
Смещение | 330–335 т (325–330 длинных тонн) [ 7 ] |
Длина | 59,3–60,12 м (194 футов 7 дюймов – 197 футов 3 дюйма) LWL [ 7 ] |
Луч | 6,42 м (21 фут 1 дюйм) [ 7 ] |
Черновик | 2,21–2,34 м (7 футов 3 дюйма – 7 футов 8 дюймов) [ 7 ] |
Установленная мощность | Паровой турбинный двигатель с редуктором, работающий на жидком топливе, мощностью 6000 л.с. (4474 кВт) [ 7 ] |
Движение |
|
Скорость | 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) [ 7 ] |
Диапазон | 800 морских миль (1500 км; 920 миль) при скорости 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) [ 7 ] |
Дополнить | 50 [ 7 ] |
Вооружение |
|
Эти 42 судна были заказаны тремя партиями — от A56 до A67 в 1916 году, от A80 до A91 в 1917 году и от A96 до A113 в 1918 году. Спроектированы компанией AG Vulcan, которая построила все из них, за исключением A83 , A84 и A85 , которые были построены компанией AG Vulcan. Howaldtswerke в Киле , а корпуса от A64 до A67 были передано по субподряду компании Seebeckwerft . Ни одно из 18 судов 1918 года так и не было достроено, и все они потерпели аварию 3 ноября 1918 года, некоторые из них были готовы до 35% (они были разбиты на стапели), но ни одно не было спущено на воду.
Имя | Двор №. | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба |
---|---|---|---|---|
А56 | 476 | 28 февраля 1917 г. | 14 апреля 1917 г. | Потоплен миной 12 марта 1918 года. |
А57 | 477 | 28 февраля 1917 г. | 28 апреля 1917 г. | Потоплен миной 1 марта 1918 года. |
А58 | 478 | 31 марта 1917 г. | 19 мая 1917 г. | Потоплен миной 16 августа 1918 года. |
А59 | 479 | 13 апреля 1917 г. | 9 июня 1917 г. | Сдался 30 сентября 1920 г. |
А60 | 480 | 15 мая 1917 г. | 23 июня 1917 г. | Потоплен миной 23 июня 1917 года. |
А61 | 481 | 15 мая 1917 г. | 11 июля 1917 г. | Сдался 15 сентября 1920 г. |
А62 | 482 | 8 июня 1917 г. | 25 июля 1917 г. | Сдался 15 сентября 1920 г. |
А63 | 483 | 16 июня 1917 г. | 11 августа 1917 г. | Сдался 30 сентября 1920 г. |
А64 | 484 | 30 марта 1918 г. | 8 августа 1918 г. | Сдался 15 сентября 1920 г. |
А65 | 485 | 30 марта 1918 г. | 24 августа 1918 г. | Сдался 3 сентября 1920 г. |
А66 | 486 | 23 июня 1918 г. | 20 сентября 1918 г. | Сдался 30 сентября 1920 г. |
А67 | 487 | 23 июня 1918 г. | не завершено | Разбит (недостроен) 3 ноября 1919 г. |
А80 | 514 | 24 октября 1917 г. | 21 декабря 1917 г. | Сдался 30 сентября 1920 г. |
А81 | 515 | 27 ноября 1917 г. | 10 января 1918 г. | Сдался 30 сентября 1920 г. |
А82 | 516 | 27 марта 1918 г. | 1 июня 1918 г. | Затоплен в Фиуме 29 октября 1918 года. |
А83 | 614 | 18 мая 1918 г. | 28 мая 1918 г. | Разбит (недостроен) 3 ноября 1919 г. |
А84 | 615 | 18 мая 1918 г. | 19 апреля 1918 г. | Поражен (незавершен) 3 ноября 1919 г. |
А85 | 616 | 18 мая 1918 г. | 6 июня 1918 г. | Поражен (незавершен) 3 ноября 1919 г. |
А86 | 535 | 5 февраля 1918 г. | 16 марта 1918 г. | Сдался 30 сентября 1920 г. |
А87 | 536 | 21 февраля 1918 г. | 8 апреля 1918 г. | Сдался 15 сентября 1920 г. |
А88 | 537 | 2 марта 1918 г. | 27 апреля 1918 г. | Сдался 30 сентября 1920 г. |
А89 | 538 | 22 марта 1918 г. | 14 мая 1918 г. | Сдался 30 сентября 1920 г. |
А90 | 539 | 6 апреля 1918 г. | 6 июня 1918 г. | Сдался 30 сентября 1920 г. |
А91 | 540 | 27 апреля 1918 г. | 22 июня 1918 г. | Сдался 30 сентября 1920 г. |
А96 - А113 |
575 - 592 |
ни один не запущен | поражен 3 ноября 1918 г. |
- А56 – А58 были добыты в 1918 году.
- A59 , A60 и A61 нанесли серьезный ущерб HMS Terror . 19 октября 1917 года [ 8 ]
- A59 был передан Польше в 1921 году, став ORP Ślązak . В 1937 г. стал кораблем-мишенью, захвачен немцами в 1939 г. Затонул на буксире. [ 9 ]
- А60 был добыт в 1917 году.
- А61 и А62 были переданы Великобритании в 1920 году, списаны на слом в 1923 году.
- А63 и А66 были переданы Франции в 1920 году, списаны в 1923 году.
- A64 был передан Польше в 1921 году и стал ORP Krakowiak . Разрушен в октябре 1936 года и сдан на слом. [ 9 ]
- А65 был передан Бразилии и затоплен в Великобритании.
- А67 был списан незавершенным в 1921 году.
- A80 был передан Польше в 1921 году как ORP Góral . В 1922 году переименован в Подхаланин. В 1939 году переоборудован в нефтяной танкер. Потоплен немецкими бомбардировщиками на буксире 24 сентября 1939 года. [ 10 ]
- А81 , А86 – А91 были сбиты в 1920 году.
- А82 был затоплен в Фиуме в 1918 году.
- A83 , A84 и A85 списаны в некомплекте в 1919 году.
Тип A-III — конструкция Шихау 1916 г. ( A68 – A79 )
[ редактировать ]Общие характеристики (от A68 до A79 ) | |
---|---|
Смещение | 330 т (325 длинных тонн) [ 7 ] |
Длина | 60,2 м (197 футов 6 дюймов) LWL |
Луч | 6,41 м (21 фут 0 дюймов) [ 7 ] |
Черновик | 2,11 м (6 футов 11 дюймов) [ 7 ] |
Установленная мощность | Паровой турбинный двигатель с редуктором, работающий на жидком топливе, мощностью 5700 л.с. (4250 кВт) [ 7 ] |
Движение |
|
Скорость | 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час) [ 7 ] |
Диапазон | 800 морских миль (1500 км; 920 миль) при скорости 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) [ 7 ] |
Дополнить | 50 [ 7 ] |
Вооружение |
|
Эти двенадцать судов были заказаны в 1916 году, спроектированы и построены Ф. Шихау в Эльбинге.
Имя | Двор №. | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба |
---|---|---|---|---|
А68 | 994 | 11 апреля 1917 г. | 13 июня 1917 г. | Сдался 3 сентября 1920 г. |
А69 | 995 | 28 апреля 1917 г. | 4 июля 1917 г. | Сдался 3 сентября 1920 г. |
А70 | 996 | 19 мая 1917 г. | 23 июля 1917 г. | Сдался 30 сентября 1920 г. |
А71 | 997 | 9 июня 1917 г. | 13 августа 1917 г. | Потоплен миной 4 мая 1918 года. |
А72 | 998 | 30 июня 1917 г. | 1 сентября 1917 г. | Потоплен миной 14 мая 1918 года. |
А73 | 999 | 7 июля 1917 г. | 21 сентября 1917 г. | Потоплен миной 20 января 1918 года. |
А74 | 1000 | 4 августа 1917 г. | 9 октября 1917 г. | Сдался 3 сентября 1920 г. |
А75 | 1001 | 11 августа 1917 г. | 26 октября 1917 г. | Сдался 30 сентября 1920 г. |
А76 | 1002 | 1 сентября 1917 г. | 12 ноября 1917 г. | Сдался 30 сентября 1920 г. |
А77 | 1003 | 22 сентября 1917 г. | 27 ноября 1917 г. | Потоплен миной 20 января 1918 года. |
А78 | 1004 | 13 октября 1917 г. | 15 декабря 1917 г. | Сдался 3 сентября 1920 г. |
А79 | 1005 | 8 ноября 1917 г. | 12 января 1918 г. | Потоплен миной 10 июля 1918 года. |
- А68 был передан Польше в 1921 году, став ORP Kujawiak . Переоборудован в нефтяной танкер в 1939 году. Потоплен немецкими бомбардировщиками 3 сентября 1939 года у Данцига. [ 10 ]
- A68 , A69 , A70 , A74 , A75 , A76 и A78 сдались в сентябре 1920 года (и поэтому были поражены) и были списаны в 1922/23 году.
- А71 , А72 , А73 , А77 и А79 были потоплены на минах в Северном море в 1918 году.
Тип A-III — дизайн Шихау 1917 года ( A92 – A95 ) ==
[ редактировать ]Общие характеристики ( от A92 до A95 )
Идентичен партиям от A68 до A79, за исключением: | |
---|---|
Длина | 59,4 м (194 футов 11 дюймов) ш. [ 7 ] |
Черновик | 2,08–2,12 м (6 футов 10 дюймов – 6 футов 11 дюймов) [ 7 ] |
Установленная мощность | Паровая турбина с редуктором, работающая на жидком топливе, мощностью 5700–6000 л.с. (4250–4474 кВт) [ 7 ] |
Движение |
|
Скорость | 26,5 узлов (49,1 км/ч; 30,5 миль в час) [ 7 ] |
Эти последние четыре судна были спроектированы и построены компанией F. Schichau Werke на их верфи в Эльбинге , с небольшими отклонениями в размерах от проекта 1916 года. Первые двое до капитуляции служили в составе флотилии тральщиков, а двое последних - в эскортной флотилии.
Имя | Двор №. | Запущен | Введен в эксплуатацию | Судьба |
---|---|---|---|---|
А92 | 1019 | 16 марта 1918 г. | 24 мая 1918 г. | Сдался 15 сентября 1920 г. |
А93 | 1020 | 9 апреля 1918 г. | 18 июня 1918 г. | Сдался 30 сентября 1920 г. |
А94 | 1021 | 27 апреля 1918 г. | 19 июля 1918 г. | Сдался 30 сентября 1920 г. |
А95 | 1022 | 25 мая 1918 г. | 19 августа 1918 г. | Сдался 30 сентября 1920 г. |
- Все четыре судна были сданы на слом в Бонессе в 1923 году ( A93 в 1922 году).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гренер 1983 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Гренер 1983 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с Додсон 2019 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гренер 1983 , с. 37.
- ^ « Сулев » . hot.ee (на эстонском языке). Архивировано из оригинала 14 сентября 2010 г. Проверено 2 марта 2010 г.
- ^ Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ [Фотоархив ВМФ России и СССР]. navsource.narod.ru (на русском языке) . Проверено 2 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Гренер 1983 , с. 38.
- ^ Бакстон, Ян (2008) [Впервые опубликовано в 1978 году]. Большие артиллерийские мониторы: проектирование, конструкция и эксплуатация 1914–1945 (2-е исправленное изд.). Барнсли, Великобритания: Перо и меч. в. 8.4 пункт. 7. ISBN 978-1-84415-719-8 .
- ^ Jump up to: а б Додсон 2019 , стр. 134, 142–143.
- ^ Jump up to: а б Додсон 2019 , стр. 134–135, 142–143.
Ссылки
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан (2019). «За пределами кайзера: эсминцы и торпедные катера IGN после 1918 года». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2019 года . Оксфорд, Великобритания: Оспри. стр. 129–144. ISBN 978-1-4728-3595-6 .
- Грёнер, Эрих (1983). Торпедные катера, эсминцы, катера, тральщики, тральщики . Немецкие военные корабли 1815–1945 гг. Том II. Кобленц: Бернард и Грефе. ISBN 3-7637-4801-6 .