СМС от Танна
![]() Фон дер Танн перед войной
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | ![]() |
Предшественник | Никто |
Преемник | Мольтке класс |
Построен | 1907–10 |
В комиссии | 1910–19 |
Завершенный | 1 |
Потерянный | 1 |
История | |
![]() | |
Имя | СМС от Танна |
Тезка | Людвиг фон дер Танн |
Заказал | 26 сентября 1907 г. |
Строитель | Блом и Восс , Гамбург |
Заложен | 21 марта 1908 г. |
Запущен | 20 марта 1909 г. |
Введен в эксплуатацию | 1 сентября 1910 г. |
Судьба | Затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919 года, затонувший корабль поднят в декабре 1930 года и сдан на слом в Росайте. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Уникальный линейный крейсер |
Смещение |
|
Длина | 171,7 м (563 фута 4 дюйма) |
Луч | 26,6 м (87 футов 3 дюйма) |
Черновик |
|
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 4400 миль (8100 км; 5100 миль) на скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
СМС от Танна [ а ] был первым линейным крейсером, построенным для немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот), а также первым крупным военным кораблем Германии с турбинным двигателем. На момент постройки « Фон дер Танн» был самым быстрым военным кораблем типа дредноут на плаву, способным развивать скорость более 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час). Она была разработана в ответ на британский Invincible класс . Хотя немецкая конструкция имела немного более легкие орудия - 28 см (11 дюймов), [ б ] по сравнению с 30,5-сантиметровым (12-дюймовым) Mark X, установленным на британских кораблях, Фон дер Танн был быстрее и значительно лучше бронирован. Она создала прецедент немецких линейных крейсеров, несущих гораздо более тяжелую броню, чем их британские аналоги, хотя и за счет меньших орудий.
Фон дер Танн участвовал в ряде действий флота во время Первой мировой войны, в том числе в нескольких бомбардировках английского побережья. Она присутствовала в Ютландском сражении уничтожила британский линейный крейсер HMS Indefatigable , где в первые минуты боя . Во время боя «Фон дер Танн» несколько раз был поражен крупнокалиберными снарядами, и в какой-то момент боя все орудия главного калибра корабля вышли из строя либо из-за повреждений, либо из-за неисправности. Тем не менее, повреждения были быстро устранены, и через два месяца корабль вернулся в состав флота.
После окончания войны в ноябре 1918 года Фон дер Танн вместе с большей частью флота открытого моря был интернирован в Скапа-Флоу в ожидании решения союзников относительно судьбы флота. Корабль встретил свой конец в 1919 году, когда немецкие смотрители затопили свои корабли, чтобы предотвратить их разделение среди военно-морских сил союзников. Затонувший корабль был поднят в 1930 году и сдан на слом в Росайте с 1931 по 1934 год.
Разработка
[ редактировать ]
Предыдущий немецкий большой крейсер проекта 1906 бюджетного года, «Блюхер» , представлял собой постепенное увеличение по сравнению с предыдущими броненосными крейсерами . «Блюхер» был вооружен двенадцатью 21-см (8,3 дюйма) орудиями, но появление британских кораблей «Инвинсибл» класса , которые были вооружены главной батареей из восьми 30,5-см (12 дюймов) орудий, превзошло новейший броненосный крейсер по огневой мощи. В результате большой крейсер 1907 года должен был иметь совершенно новую конструкцию, чтобы противостоять британским кораблям. Работа над новым кораблем, получившим название «Крейсер F», началась в августе 1906 года; Основными требованиями к кораблю было вооружение из восьми орудий калибра 28 см (11 дюймов) с вторичной батареей из восьми орудий калибра 15 см (5,9 дюйма) и минимальная скорость 23 узла (43 км/ч; 26 миль в час). Среди эскизных проектов были варианты, в которых ПМК размещались либо в четырех двухорудийных башнях , либо в казематах центральной батареи. Строительное управление под руководством военно-морского конструктора Рудольфа фон Эйкштедта представило конкурирующее предложение на корабль с шестью 28-см орудиями и вторичной батареей из 17-см (6,7 дюйма) орудий. [ 1 ]
Старшие офицеры разошлись во мнениях относительно предполагаемой роли нового корабля; Государственный секретарь Рейхсмаринеамта ( RMA — Имперское военно-морское управление) адмирал Альфред фон Тирпиц представлял новый корабль как копию британских «Инвинсиблов », с более тяжелыми орудиями, более легкой броней и более высокой скоростью с намерением использовать корабль в качестве разведчик флота и уничтожить крейсеры флота противника. Тирпиц не собирался использовать корабль в основной линии боя . Однако кайзер Вильгельм II , как и большая часть РМА, выступал за включение корабля в линию боя после первого контакта, что требовало гораздо более тяжелой брони. Настойчивое требование способности сражаться на линии фронта было результатом численного превосходства немецкого флота открытого моря перед британским Королевским флотом . Первоначальные предложения предполагали основную батарею из орудий диаметром от 30,5 до 34,3 см (от 12,0 до 13,5 дюйма), но финансовые ограничения потребовали использования меньшего и менее дорогого оружия. Те же самые 28-см двухорудийные башни, которые были разработаны для двух последних «Нассау ». линкоры класса Для «Крейсера F» будут использоваться [ 2 ] [ 3 ]

На конференции в сентябре 1906 года многие разногласия по поводу конструкции корабля были разрешены. Эйкштедт утверждал, что, поскольку взрывные испытания предлагаемых систем защиты для нового линейного крейсера не были завершены, строительство следует отложить, чтобы можно было внести какие-либо изменения в конструкцию. Он также утверждал, что орудий калибра 21 см или 24 см (9,4 дюйма) будет достаточно, чтобы пробить броню новых британских линейных крейсеров. Однако адмирал Август фон Херинген из Главного военно-морского ведомства заявил, что для того, чтобы корабль мог сражаться с линкорами, необходимы 28-см орудия. Адмирал Эдуард фон Капелле , заместитель директора РМА, заявил, что в зависимости от испытаний системы подводной защиты, которые намечено провести в ноябре, возможно, придется уменьшить калибр главной батареи, чтобы компенсировать вес любых усовершенствований защиты. систему, которую, возможно, потребуется создать. Тирпиц отверг идею уменьшения калибра, даже если это потребовало увеличения водоизмещения сверх согласованных 19 000 метрических тонн (19 000 длинных тонн). [ 4 ]
К концу сентября конструкторский состав представил кайзеру три базовые схемы: «1а» с двумя спаренными башнями и четырьмя одинарными башнями; «2а» с четырьмя спаренными башнями; и «5а» с тремя спаренными башнями и двумя одиночными установками. Все три варианта устанавливали ПМК в казематной батарее. Кайзер утвердил вариант «2а», который конструкторы продолжили дорабатывать, создав «2b», переместив крыльевые башни в эшелонированное расположение, которое теоретически обеспечивало залп всех восьми орудий (хотя сильные взрывные волны помешали этому на практике). Было принято решение перейти от паровых двигателей тройного расширения к паровым турбинам двигательной установки, что позволит увеличить скорость до 24 узлов (44 км/ч; 28 миль в час); в результате появился вариант «2a 1 »; усовершенствования схемы защиты и увеличение расчетной мощности привели к появлению окончательной версии «2c 1 ». [ 5 ]
22 июня 1907 года кайзер санкционировал строительство «Крейсера F», который будет назван « Фон дер Танн » в честь Людвига Фрайхерра фон унд цу дер Танн-Ратсамхаузена , баварского генерала, участвовавшего во франко-прусской войне 1870 года. Контракт был вручен верфи Blohm & Voss в Гамбурге 26 сентября 1907 года. [ 6 ] Корабль обошелся в 36,523 миллиона марок . [ 6 ] увеличение на тридцать три процента по сравнению с «Блюхером» и удвоение цены предыдущего броненосного крейсера «Шарнхорст» . Значительный рост цен вызвал серьезные проблемы для немецкого флота, поскольку военно-морские законы , регулирующие программу строительства, предполагали, что цены со временем останутся довольно стабильными. [ 7 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Общие характеристики
[ редактировать ]Фон дер Танн имел длину 171,5 м (562 фута 8 дюймов) по ватерлинии и 171,7 м (563 фута 4 дюйма) в длину . Она имела ширину 26,6 м (87 футов 3 дюйма), которая была увеличена до 27,17 м (89 футов 2 дюйма) с установкой противоторпедных сетей . Ее осадка составляла 8,91 м (29 футов 3 дюйма) вперед и 9,17 м (30 футов 1 дюйм) назад. Его водоизмещение 19 370 метрических тонн (19 060 длинных тонн ) согласно проекту и до 21 300 тонн (21 000 длинных тонн) при полной нагрузке . Ее корпус имел поперечные и продольные стальные шпангоуты и был разделен на пятнадцать водонепроницаемых отсеков с двойным дном , занимавшим 75 процентов длины корпуса. [ 8 ]
Корабль был хорошим морским судном с плавным ходом, хотя и имел легкий штурвал . Ей было трудно управлять, когда она двигалась задним ходом. Из-за перевернутого руля направления она потеряла до шестидесяти процентов скорости и кренилась до восьми градусов. [ 9 ] Frahm При постройке были установлены стабилизаторы поперечной устойчивости цистерны , но они оказались неэффективными и уменьшили крен только на 33%. [ 10 ] Позже для повышения устойчивости были добавлены трюмные кили , а пространство, ранее использовавшееся для стабилизаторов поперечной устойчивости, вместо этого использовалось в качестве дополнительного хранилища топлива. Корабль мог перевозить дополнительно 180 т (200 коротких тонн ) угля в стабилизаторах поперечной устойчивости. [ 11 ]
Жилые отделения корабля были устроены таким образом, что офицеры размещались в баке . Такое расположение было признано неудовлетворительным и не повторялось в последующих классах. [ 12 ] Фон дер Танн был спроектирован с учетом решетчатой мачты , но вместо этого корабль был укомплектован стандартными шестовыми мачтами. В 1914 году к мачтам были прикреплены наблюдательные посты для наблюдения за падением артиллерийского огня. В 1915 году гидросамолета проводились испытания на Фон-дер-Танне , а на кормовой палубе был прикреплен кран для подъема гидросамолета на борт корабля. Первоначально «Фон дер Танн» был оснащен противоторпедными сетями, но к концу 1916 года их сняли. [ 13 ]
Машины
[ редактировать ]«Фон дер Танн» был первым крупным немецким военным кораблем, использовавшим паровые турбины. Ее силовая установка состояла из четырех паровых турбин, расположенных в два комплекта: турбины высокого давления, приводившие в движение два внешних вала, и турбины низкого давления, приводившие в движение два внутренних вала. Каждый вал приводил в движение трехлопастной гребной винт диаметром 3,6 м (12 футов). Турбины были разделены на три машинных отделения . Пар для турбин обеспечивался восемнадцатью угольными двухконтурными водотрубными котлами , которые были разделены на пять котельных . Котлы были выведены в две широко разнесенные трубы : одну сразу за фок-мачтой, а другую — на миделе корабля . [ 9 ] [ 13 ]
Ее двигатели имели мощность 42 000 лошадиных сил (41 000 л.с. ) при максимальной скорости 24 узла (44 км/ч; 28 миль в час), хотя на ходовых испытаниях она значительно превысила обе цифры, достигнув мощности 79 007 лошадиных сил (77 926 л.с.) на 27,4 узла. (50,7 км/ч; 31,5 миль в час). В одном случае во время круиза из Тенерифе в Германию корабль в течение длительного периода развивал среднюю скорость 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час) и достиг максимальной скорости 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час). На момент спуска на воду он был самым быстрым военным кораблем типа дредноут на плаву. Проектная вместимость хранилища угля составляла 1000 т (980 длинных тонн), но при полной загрузке он мог перевозить до 2600 т (2600 длинных тонн). Это позволило обеспечить радиус плавания 4400 морских миль (8100 км; 5100 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час). фон дер Танна состояла Электростанция из шести турбогенераторов общей мощностью 1200 кВт (1600 л.с.) при напряжении 225 вольт . [ 14 ] [ 15 ]
Как и многие немецкие крупные корабли, [ с ] У Фон дер Танна были хронические проблемы с часто некачественным углем, который использовался в котлах корабля. После окончания рейда на Скарборо командир Фон дер Танна капитан Макс фон Хан заметил, что «недостаток нашего угля и его горючих свойств приводит к образованию тяжелых облаков дыма и сигнализирует о нашем присутствии». [ 16 ] Во время Ютландского сражения корабль не смог поддерживать огонь во всех своих котлах после 16:00 из-за некачественного угля. [ 17 ] С такими же трудностями во время боя столкнулись многие другие немецкие корабли, в том числе «Дерффлингер» и «Зейдлиц» . [ 18 ] После 1916 года сжигание угля в котлах было дополнено распылением дегтярного масла , что улучшило скорость горения. на уголь [ 13 ]
Вооружение
[ редактировать ]
Фон дер Танн нес восемь 28-см (11 дюймов) SK L/45. [ д ] орудия, смонтированные в четырех двухорудийных башнях: одной носовой, одной кормовой и двух с шахматным расположением крыльев . Орудия были установлены на поворотной платформе Drh.L C/1907, которая перемещалась электрически, а сами орудия использовали гидравлику для изменения высоты. [ 6 ] Орудия можно было поднимать на угол до 20 градусов, что обеспечивало максимальную дальность стрельбы 18 900 м (20 700 ярдов). Ремонт в 1915 году увеличил это расстояние до 20 400 м (22 300 ярдов). Основные орудия выпустили бронебойный снаряд массой 302 кг (670 фунтов) с начальной скоростью 875 м/с; основные метательные заряды заключались в латунный патрон . Всего в четырех снарядных помещениях хранилось 660 снарядов, в каждом по 165 снарядов. [ 6 ] Крыльевые башни были расположены таким образом, что все восемь орудий могли вести огонь бортовым залпом по очень широкой дуге. [ 20 ]
В отличие от своих британских современников, Фон дер Танн также имела тяжелую вторичную батарею, состоящую из десяти 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/45 , каземированных в шарнирных установках MPL C/06, каждая из которых имела по 150 фугасных и бронебойных снарядов. На момент строительства эти орудия могли стрелять снарядами массой 45,3 кг (100 фунтов) по целям на расстоянии до 13 500 м (14 800 ярдов); после ремонта 1915 года их максимальная дальность была увеличена до 16 800 м (18 400 ярдов). [ 21 ] Он также был вооружен шестнадцатью 8,8-см (3,5 дюйма) орудиями SK L/45 для защиты от торпедных катеров и эсминцев . Они также были установлены в шарнирных установках типа MPL C/01-06, в общей сложности к этим орудиям имелось 3200 снарядов. Эти орудия стреляли снарядом массой 9 кг (20 фунтов) со скоростью 15 выстрелов в минуту на дальность до 10 694 м (11 695 ярдов), что было довольно большим для оружия меньшего калибра. [ 21 ] В конце 1916 года, после ремонтных работ после повреждений, полученных во время Ютландской битвы, Фон дер Танн сняла свои 8,8-сантиметровые (3,5 дюйма) орудия и заварила огневые порты. На кормовой надстройке устанавливались две зенитные пушки калибра 8,8 см. [ 13 ]
Как это было принято для крупных кораблей того времени, «Фон дер Танн» был оснащен четырьмя торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) , всего одиннадцатью торпедами. Они располагались в носовой части, корме и два по борту. Торпеды несли боеголовку массой 110 кг (240 фунтов) и имели эффективную дальность действия 2 км (1,04 мили) при скорости 32 узла (59 км/ч) и 1,5 км (0,81 мили) при скорости 36 узлов ( 67 км/ч). [ 21 ]
Броня
[ редактировать ]
Поскольку « Фон дер Танн» был спроектирован для ведения боевых действий, его броня была намного толще, чем у британских линейных крейсеров. Фон дер Танн весил более чем на 2000 тонн больше, чем «Индефатигабл» класс . [ 22 ] и использовала на броню на 10% больше своего веса, чем линейные крейсеры, с которыми она столкнулась в Ютландской битве . [ 21 ]
Фон дер Танна состояла Броня из крупповской цементированной и никелевой стали . Броня основного пояса корабля имела толщину 80–120 мм (3,1–4,7 дюйма) в носовой части, 250 мм (9,8 дюйма) над цитаделью и 100 мм (3,9 дюйма) в кормовой части. Передняя боевая рубка имела защиту 250 мм (9,8 дюйма), а кормовая боевая рубка - 200 мм (7,9 дюйма). Четыре башни имели грани 230 мм (9,1 дюйма), борта 180 мм (7,1 дюйма) и крыши 90 мм (3,5 дюйма). Толщина горизонтальной брони составляла 25 мм (0,98 дюйма), а толщина наклонной палубной брони - 50 мм (2 дюйма). [ 23 ] Как и предшествующий ему броненосный крейсер «Блюхер» , он был защищен торпедной переборкой толщиной 25 мм (0,98 дюйма). Он был расположен на расстоянии 4 метров (13 футов) от внешней обшивки корпуса, а пространство между ними использовалось для хранения угля. [ 24 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
Киль « Фон дер Танн» был заложен 21 марта 1908 года, а корабль был спущен на воду почти год спустя, 20 марта 1909 года. Генерал Луитпольд Фрайхерр фон унд цу дер Танн-Ратсамхаузен , племянник тезки корабля, а затем командир III Королевский баварский корпус , окрестил корабль на церемонии спуска на воду. [ 25 ] В мае 1910 года «Фон дер Танн» отплыла с верфи Blohm & Voss в Гамбурге, чтобы получить окончательную достройку на Kaiserliche Werft (Императорская верфь) в Киле . В то время немецкому флоту хронически не хватало экипажей, поэтому работникам верфи пришлось доставить корабль в Киль. 1 сентября 1910 года корабль был принят в состав ВМС Германии, экипаж которого в основном состоял из людей с дредноута « Рейнланд» . Ее первым командиром был Kapitän zur See ( KzS – Капитан в море) Роберт Мишке . Во время ходовых испытаний он достиг средней скорости 27 узлов (50 км/ч) за шесть часов с максимальной скоростью 28,124 узла (52,086 км/ч; 32,365 миль в час) при максимальной мощности двигателей. [ 26 ] [ 27 ]
Фон дер Танн была отправлена в Южную Америку после завершения испытаний и покинула Германию 20 февраля 1911 года. она остановилась на Канарских островах По пути . Она посетила Рио-де-Жанейро , Бразилия, прибыв туда 14 марта, где ее посетил президент Бразилии Гермес да Фонсека направилась в Итажаху , а затем 23 марта . В этот период она курсировала вместе с немецким лёгким крейсером «Бремен» находившимся в этом районе . Оттуда 27 марта она продолжила путь в Баия-Бланку , Аргентина, где многие члены ее команды сошли на берег, чтобы посетить город. Она оставалась там до 8 апреля, а затем уехала в Баию , Бразилия, куда добралась шесть дней спустя. посетили Буэнос-Айрес Оттуда Мишке и его сотрудники 30 марта . 17 апреля она уехала домой и вернулась в Вильгельмсхафен 6 мая. [ 25 ] [ 28 ] Основная цель круиза заключалась в получении контрактов на вооружение из стран Южной Америки, впечатлив их тем, что «широко рекламировалось как самый быстрый и мощный военный корабль, который тогда находился на плаву». [ 29 ]
Через два дня после прибытия в порт Фон дер Танн присоединился к I разведывательной группе . В июне она отправилась во Влиссинген в Нидерландах, где взяла на борт наследного принца Вильгельма и его жену Сесилию , чтобы отвезти их на коронацию короля Соединенного Королевства Георга V. Церемония включала смотр флота в Спитхеде , который длился с 20 по 29 июня, где Фон дер Танн представлял Германию. Затем линейный крейсер доставил наследного принца и принцессу обратно в Германию. Она вернулась к работе с флотом в августе, а 29 сентября стала флагманом I разведывательной группы, заменив Блюхера в этой роли . Подразделением в то время командовал визеадмирал (вице-адмирал) Густав Бахман . В июле 1912 года, когда «Фон дер Танн» проходил капитальный ремонт двигателя, новый линейный крейсер « Мольтке» сменил «Фон дер Танн» в качестве флагманского корабля. KzS Макс Хан сменил Мишке на посту капитана корабля в сентябре. Некоторое время она служила флагманом заместителя командующего контр- адмирала Франца фон Хиппера. , с 21 по 26 сентября. 1 октября « Фон дер Танн» стал флагманом 3-го адмирала разведывательных войск КАдма Феликса Функе ; 1 марта 1914 года Функе был переведен в командование III боевой эскадрильей , и его заменил KzS Артур Тапкен получил звание Контерадмирала . , который вскоре 22-го числа [ 28 ] [ 30 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
1914
[ редактировать ]После начала Первой мировой войны в июле 1914 года первый крупный боевой вылет Фон дер Танна произошел , когда корабль принял участие в безуспешных поисках британских линейных крейсеров после битвы Гельголандской бухте в августе 1914 года. в «Дер Танн» находился на Вильгельмсхафен -Роудс, и уже в 08:20 ему было приказано поднять пар, чтобы помочь немецким крейсерам, подвергшимся атаке в Гельголандская бухта . В 08:50 контр-адмирал Хиппер запросил разрешение у адмирала Фридриха фон Ингеноля , главнокомандующего Флотом открытого моря, послать Фон дер Танна и Мольтке на помощь осажденным немецким крейсерам. [ 31 ]
Фон дер Танн был готов к отплытию к 10:15, более чем за час до прибытия британских линейных крейсеров. Однако корабль был задержан из-за отлива, что помешало линейным крейсерам пересечь перемычку в устье Нефритового устья . В 14:10 Фон дер Танн и Мольтке смогли пересечь Нефритовый бар, и Хиппер приказал немецким лёгким крейсерам отступить на два тяжёлых корабля, а сам Хиппер отставал примерно на час на линейном крейсере « Зейдлиц» . В 14:25 оставшиеся легкие крейсеры «Страсбург» , «Штеттин» , «Фрауэнлоб» , «Штральзунд » и «Ариадна » встретились с линейными крейсерами. [ 32 ] Зейдлиц прибыл на место происшествия в 15:10; Ариадна получила боевые повреждения и затонула. Хиппер осторожно отправился на поиски двух пропавших легких крейсеров, Майнца и Кёльна . К 16:00 немецкая флотилия начала возвращаться в Нефритовый лиман, прибыв примерно в 20:23. [ 33 ]
Позже в том же году Фон дер Танн присутствовал при рейде на Ярмут 2–3 ноября. В 16:30 2-го числа « Фон дер Танн » вместе с «Зейдлицом» (флагманом Хиппера), «Мольтке» , броненосным крейсером «Блюхер» и четырьмя лёгкими крейсерами «Страсбург» , «Грауденц» , «Кольберг» и «Штральзунд» вышел из Нефритового устья, направляясь к англичанам. побережье с намерением установить минные поля на британских морских путях. В 18:00 на поддержку отправились две боевые эскадрильи дредноутов Флота открытого моря. Силы Хиппера повернули на север по дуге, чтобы обойти Гельголанд и расположенные там британские подводные лодки, а затем увеличили скорость до 18 узлов. [ 34 ] Примерно в 06:30 следующего утра линейные крейсеры Хиппера заметили британский тральщик «Хальцион» и открыли огонь, чем привлек внимание эсминца « Лайвли » . Хиппер понял, что теряет время и что дальнейшее преследование приведет его корабли к известному минному полю, поэтому он приказал своим кораблям вернуться в море. Когда флотилия поворачивала назад, линейные крейсеры произвели несколько залпов по Грейт-Ярмуту, но без особого эффекта. К тому времени, когда британское Адмиралтейство полностью осознало ситуацию, немецкие войска отступили обратно в свои воды. [ 35 ]

Фон дер Танн также участвовал в рейде на Скарборо, Хартлпул и Уитби 15–16 декабря. Рейд был еще одной попыткой выманить часть Великого флота и уничтожить его при поддержке всего Флота открытого моря. Фон дер Танн отложил сам рейд на несколько дней, потому что адмирал Ингеноль не желал отправлять I разведывательную группу в полном составе, а в начале декабря фон дер Танн проходил плановый ремонт. [ 36 ] I разведывательная группа вместе со II разведывательной группой в составе четырех легких крейсеров «Кольберг» , «Страсбург» , «Штральзунд» и «Грауденц» , а также двух флотилий миноносцев покинула «Нефрит» в 03:20. [ 37 ] Корабли Хиппера направились на север, через каналы в минных полях, мимо Гельголанда к легкому судну Хорнс-Риф, после чего корабли повернули на запад, к английскому побережью. [ 38 ] Основные боевые эскадры Морского флота ушли ближе к вечеру 15-го числа. Ночью 15 декабря основные силы Флота открытого моря столкнулись с британскими эсминцами, и, опасаясь перспективы ночной торпедной атаки, адмирал Ингенол приказал кораблям отступить. [ 39 ]
Приближаясь к британскому побережью, линейные крейсеры Хиппера разделились на две группы. Зейдлиц , Мольтке и Блюхер направились на север, чтобы обстрелять Хартлпул, а фон дер Танн и Дерффлингер пошли на юг, чтобы обстрелять Скарборо и Уитби. Два корабля уничтожили посты береговой охраны в обоих городах, а также станцию сигнализации в Уитби. К 09:45 16 числа две группы снова собрались и начали отступать на восток. [ 40 ] Хиппер не знал об отступлении Ингеноля и после бомбардировки целевых городов повернул обратно на встречу с немецким флотом. К этому времени линейные крейсеры Дэвида Битти были на позиции, чтобы заблокировать выбранный Хиппером путь отхода, в то время как другие силы были в пути, чтобы завершить окружение. В 12:25 легкие крейсеры 2-й разведывательной группы начали проходить мимо британских войск, ищущих Хиппера. Один из крейсеров 2-й эскадры легких крейсеров заметил Штральзунд и подал сигнал Битти. В 12:30 Битти повернул свои линейные крейсеры в сторону немецких кораблей. Битти предполагал, что немецкие крейсеры были прикрытием для кораблей Хиппера, однако они были примерно в 50 км (31 миле) впереди. 2-я эскадра легких крейсеров, которая осуществляла проверку кораблей Битти, отделилась, чтобы преследовать немецкие крейсеры, но неверно истолкованный сигнал британских линейных крейсеров отправил их обратно на позиции проверки. [ и ] Эта путаница позволила немецким легким крейсерам уйти и предупредила Хиппера о местонахождении британских линейных крейсеров. Немецкие линейные крейсеры повернули к северо-востоку от британских войск и сумели уйти. [ 41 ]
1915–1916
[ редактировать ]
Фон дер Танн переоборудовали во время битвы при Доггер-банке , поэтому она пропустила это действие. На смену ей пришел броненосный крейсер «Блюхер» , потопленный в ходе боя. [ 42 ] Отряд людей из Фон дер Танна был отправлен в Блюхер и затонул вместе с кораблем. [ 43 ] В 1915 году корабль принимал участие в действиях в Северном и Балтийском морях. 10 августа 1915 года фон дер Танн обстрелял остров-крепость Утё в восточной части Балтики. [ 44 ] в ходе которого приняла участие в артиллерийской дуэли с русским броненосным крейсером «Адмирал Макаров» . [ 45 ] Фон дер Танн также вступил в бой с русским броненосным крейсером «Баян» и пятью эсминцами, в ходе которого фон дер Танн был поражен снарядом через воронку, жертв не было. [ 46 ] 3–4 февраля 1916 года фон дер Танн участвовал в наступлении флота, чтобы приветствовать домой торгового рейдера Мёве . В том же месяце Ханс Ценкер сменил Хана на посту фон дер Танна . командира Корабль также присутствовал во время вылетов флота 5–7 марта, 17 апреля, 21–22 апреля и 5 мая. [ 47 ]
Фон дер Танн также принял участие в бомбардировке Ярмута и Лоустофта 24–25 апреля. Хиппер находился в отпуске по болезни, поэтому немецкими кораблями командовал контрадмирал Фридрих Бедикер . Немецкие линейные крейсеры «Дерффлингер» , «Лютцов» , «Мольтке» , «Зейдлиц» и «Фон дер Танн» покинули Нефритовый устье 24 апреля в 10:55 и были поддержаны прикрытием из шести легких крейсеров и двух флотилий миноносцев. [ 48 ] Тяжелые части Флота открытого моря вышли в путь в 13:40 с целью оказать дальнюю поддержку кораблям Бодикера. Британское Адмиралтейство узнало о немецкой вылазке благодаря перехвату немецких радиосигналов и в 15:50 развернуло Большой флот. [ 48 ]
К 14:00 корабли Бедикера достигли позиции у Нордернея , после чего он повернул свои корабли на север, чтобы избежать встречи с голландскими наблюдателями на острове Терсхеллинг . В 15:38 «Зейдлиц» подорвался на мине , которая пробила 50-футовую (15-метровую) дыру в ее корпусе, сразу за правым бортовым торпедным аппаратом, в которую попало 1400 тонн (1500 коротких тонн) воды. корабль. [ 48 ] Зейдлиц повернул назад, под прикрытием легких крейсеров, на скорости 15 узлов. Четыре оставшихся линейных крейсера немедленно повернули на юг, в направлении Нордернея, чтобы избежать дальнейших повреждений на минах. К 16:00 Зейдлиц был вне непосредственной опасности, поэтому корабль остановился, чтобы позволить Бодикеру высадиться. Торпедный катер V28 доставил Бедикера в Лютцов . [ 49 ]

В 04:50 25 апреля немецкие линейные крейсеры приближались к Лоустофту, когда легкие крейсеры «Росток» и «Эльбинг» , прикрывавшие южный фланг, заметили легкие крейсеры и эсминцы адмирала Тирвитта Харвичского отряда . [ 49 ] Бодикер отказался отвлекаться на британские корабли и вместо этого направил орудия своих кораблей на Лоустофт. Две береговые батареи диаметром 6 дюймов (15 см) были уничтожены вместе с другими повреждениями города. Позже Ценкер писал:
Туман над морем и дым от кораблей впереди мешали нам различать цели, когда мы держали курс на Лоустофт. Но после того, как мы повернули [на север], отель «Империя» предоставил нам удобный ориентир для эффективной бомбардировки. В 05:11 мы открыли огонь из тяжелого и среднего калибра по портовым сооружениям и разводным мостам. После нескольких «короткометражек» стрельба была хорошей. С кормового моста сообщалось о пожаре в городе, а с другой точки обзора — о сильном взрыве у входа [в гавань]. [ 49 ]
В 05:20 немецкие рейдеры повернули на север, в сторону Ярмута, которого достигли к 05:42. Видимость была настолько плохой, что немецкие корабли дали по одному залпу каждый, за исключением «Дерффлингера» , который выпустил из своей главной батареи четырнадцать снарядов. Немецкие корабли повернули обратно на юг и в 05:47 во второй раз столкнулись с Харвичским отрядом, который к тому времени был атакован шестью легкими крейсерами прикрытого отряда. Корабли Бодикера открыли огонь с расстояния 13 000 ярдов (12 000 м). [ 50 ] Тирвитт немедленно развернул свои корабли и бежал на юг, но не раньше, чем крейсер «Конквест» получил серьезные повреждения. Из-за сообщений о британских подводных лодках и торпедных атаках Бодикер прекратил погоню и повернул обратно на восток, в сторону Флота открытого моря. В этот момент Шеер, которого предупредили о вылазке Великого флота из Скапа-Флоу, повернул обратно в сторону Германии. [ 50 ]
Ютландская битва
[ редактировать ]
Фон дер Танн участвовал в Ютландской битве в составе Первой разведывательной группы Хиппера. Фон дер Танн был последним из пяти линейных крейсеров в строю Хиппера. [ 51 ] Незадолго до 16:00 по центральноевропейскому времени , [ ж ] 31 мая 1916 года силы Хиппера столкнулись с эскадрой линейных крейсеров Битти. Немецкие корабли первыми открыли огонь на дальности примерно 15 000 ярдов (14 000 м). [ 51 ] В 16:49 Фон дер Танн произвела свой первый выстрел по Indefatigable . Четырнадцать минут стрельбы спустя, [ 52 ] Фон дер Танн нанес пять попаданий в «Неутомимый» из 52 выпущенных тяжелых снарядов. [ 46 ] один из которых привел Indefatigable к взрыву и затоплению . Наблюдатель на линейном крейсере «Новая Зеландия» , который шел прямо перед «Индефатигабл» , позже заметил, что он видел, как « Индефатигабл» был поражен двумя снарядами с « Фон дер Танна» , один из которых попал в носовую башню. Оба, похоже, взорвались при ударе. Через тридцать секунд корабль взорвался, а за ним последовал густой дым, скрывший его из виду». [ 53 ]
После уничтожения Indefatigable Битти отвел свои силы, в то время как британская 5-я линейная эскадра приблизилась к немецким линейным крейсерам, открыв огонь примерно с 19 000 ярдов (17 000 м). [ 54 ] Фон дер Танн и Мольтке , два последних члена эскадры Хиппера, попали под огонь трёх головных британских линкоров 5-й БС: «Бархэм» , «Валиант» и «Малайя» . [ 55 ] Немецкие линейные крейсеры начали двигаться зигзагом, чтобы избежать огня британских кораблей. В 17:09, [ 46 ] Через шесть минут после затопления Indefatigable в Фон дер Танн попал один 15-дюймовый (38-сантиметровый) снаряд из Бархама , который попал ниже ватерлинии и сбил часть поясной брони, в результате чего Фон дер Танн набрал 600 тонн воды. [ 54 ] Этот удар временно повредил рулевое устройство корабля и в сочетании с Фон дер Танна заставил зигзагообразным движением его отклониться от линии влево. В «Немецкой официальной истории» отмечалось, что «величайшая катастрофа, связанная с полным выходом из строя рулевого механизма, была предотвращена, в противном случае « Фон дер Танн» оказался бы в руках приближающихся линкоров, как это произошло с «Блюхером » во время боя на Доггер-банке». [ 56 ]

В 17:20 13,5-дюймовый (34-сантиметровый) снаряд линейного крейсера «Тайгер» попал в барбет башни «А» фон дер Танна . Кусок брони вылетел изнутри башни и задел тренажер башни, в результате чего башня заклинила под углом 120 градусов. Это вывело башню из строя на время боя. [ 57 ] В 17:23 корабль снова был поражен снарядом калибра 13,5 дюймов (34 см) из «Тигра» , который попал в башню C и убил 6 человек. Снаряд пробил палубу и образовал столько обломков, что башня не смогла пройти, а машинное отделение правого борта было повреждено. Башня C вышла из строя до тех пор, пока не удалось разрезать обломки. Дым от пожара, вызванного горящими учебными мишенями, хранившимися под башней, застилал корабль. Секции торпедных сетей оторвались и остались позади корабля. Однако их оторвали прежде, чем они смогли зацепиться за пропеллеры. [ 58 ] Новая Зеландия , которая вела бой с «Фон дер Танном» после уничтожения «Неутомимого » , потеряла из виду свою цель и перенесла огонь на Мольтке . [ 59 ] В 17:18 дальность до Фон дер Танна от Бархэма сократилась до 17 500 ярдов (16 000 м), после чего Фон дер Танн открыл огонь по британскому линкору. Вскоре после этого, в 17:23, Фон дер Танн зарегистрировал попадание в Бархама . [ 60 ] Однако, выпустив всего 24 снаряда, « Фон дер Танн» была вынуждена вернуться к своей прежней цели, Новой Зеландии , поскольку ее носовая и кормовая башни с тех пор были выведены из строя, а ее башни на миделе больше не могли нацеливаться на Бархама . [ 61 ]
В 18:15 орудия последней действующей башни заклинило в своих установках, в результате чего Фон дер Танн остался без работающего основного вооружения. [ 62 ] Тем не менее, она осталась на линии боя, чтобы отвлекать британских артиллеристов. [ 46 ] Поскольку она больше не стреляла из своих главных орудий, Фон дер Танн могла беспорядочно маневрировать, так что она могла избежать британского огня. [ 62 ] К 18:53 скорость корабля упала с 26 узлов (48 км/ч) до 23 узлов (43 км/ч). Спустя более чем полтора часа после выхода из строя из-за механических неполадок башня D была отремонтирована и снова готова к действию. Фон дер Танн получила свое четвертое и последнее попадание тяжелого снаряда в 20:19, когда один снаряд диаметром 15 дюймов (38 см) от Revenge попал в кормовую боевую рубку. Осколки снаряда проникли в боевую рубку, в результате чего погиб третий артиллерийский офицер и оба оператора-дальномерщик, а также были ранены все остальные члены экипажа в башне. Осколки снаряда и другие обломки упали через вентиляционную шахту на конденсатор, из-за чего на корабле погасло все освещение. [ 63 ] Одиннадцать минут спустя, в 20:30, башня B снова была готова к действию, а к 21:00 башня C также была в рабочем состоянии. [ 64 ] Однако обе башни на миделе получили дополнительные механические неисправности, которые вывели их из строя позже во время боя. [ 65 ]

Примерно в 22:15 Хиппер, чей флаг теперь находился в Мольтке , приказал своим линейным крейсерам увеличить скорость до 20 узлов и выйти в тыл основной немецкой линии. Ни «Дерффлингер» , из-за боевых повреждений, ни «Фон дер Танн» , из-за засоренности пожаров ее котлов, не могли идти на скорости более 18 узлов. [ 66 ] Дерффлингер и Фон дер Танн заняли позиции за кормой 2-й эскадрильи, а позже в 00:05 к ним присоединились старые дредноуты «Шлезиен» и «Шлезвиг-Гольштейн» . [ 67 ] В 03:37 британский эсминец «Морсби» выпустил торпеду в тыл немецкой линии; он прошел близко к носовой части «Фон дер Танна» и заставил корабль резко повернуть на правый борт, чтобы избежать удара. [ 68 ] Ближе к концу боя, в 03:55, Хиппер передал адмиралу Шееру доклад, в котором сообщил ему об огромных повреждениях, понесенных его кораблями. К тому времени «Дерффлингер» и «Фон дер Танн» имели в работе всего по два орудия, «Мольтке» было затоплено 1000 тонн воды, а «Зейдлиц» серьезно поврежден. Хиппер сообщил: «Поэтому I разведывательная группа больше не представляла никакой ценности для серьезного сражения, и, следовательно, главнокомандующий приказал ей вернуться в гавань, а сам он решил вместе с боевым флотом дождаться развития событий у рифа Хорнс». [ 69 ]
В ходе боя две главные башни «Фон дер Танн » были подбиты британской артиллерией, а две другие башни получили механические повреждения. [ 70 ] Корабль стрелял так быстро, что несколько орудий главного калибра в мидельных башнях перегрелись, заклинили в противооткатных затворах и не смогли быть возвращены в рабочее состояние. [ 71 ] Фон дер Танн находилась без своей главной батареи 11 часов, хотя к концу боя три башни были восстановлены в рабочем состоянии; [ 72 ] Башня D только после значительной резки гнутого металла ацетилено-кислородными резаками — после этого работать с орудиями можно было только вручную. [ 65 ] Ее потери составили 11 убитых и 35 раненых. [ 64 ] За время боя Фон дер Танн выпустил 170 тяжелых снарядов и 98 снарядов среднего калибра. [ 73 ]
Дальнейшие действия
[ редактировать ]После Ютландии он находился на ремонте со 2 июня по 29 июля. [ 64 ] После возвращения на флот «Фон дер Танн» принял участие в нескольких неудачных рейдах в Северное море в 1916 году. Во время первого из них, проведенного 18–19 августа , «Фон дер Танн» был одним из двух оставшихся немецких линейных крейсеров, все еще находящихся в боевом состоянии ( вместе с Мольтке ), поэтому в I разведывательную группу для операции были выделены три дредноута: «Маркграф» , «Гроссер Курфюрст» и «Бавария» . I разведывательная группа должна была бомбардировать прибрежный город Сандерленд , пытаясь выманить и уничтожить линейные крейсеры Битти. Адмирал Шеер и остальная часть Флота открытого моря с пятнадцатью собственными дредноутами будут следовать за ним, обеспечивая прикрытие. [ 74 ] Британцы знали о планах Германии и направили Большой флот им навстречу. К 14:35 Шеер был предупрежден о приближении Великого флота и, не желая вступать в бой со всем Великим флотом всего через одиннадцать недель после решительно близкого захода в Ютландию, развернул свои силы и отступил в немецкие порты. [ 75 ]
Дальнейшие вылеты проводились 25–26 сентября, 18–19 октября, 23–24 октября, а также наступление 23–24 марта 1917 г.; ни одно из них не привело к бою с британскими войсками. [ 64 ] KzS Конрад Моммзен сменил Ценкера в апреле. [ 27 ] Фон дер Танн служил флагманом контр-адмирала Людвига фон Ройтера во время наступления флота в Норвегию 23–25 апреля 1918 года, а также в боевом вылете 8–9 июля. [ 64 ]
Судьба
[ редактировать ]
Фон дер Танн должен был принять участие в заключительном сражении флота в конце октября 1918 года, за несколько дней до перемирия вступления в силу . Основная часть Флота открытого моря должна была выйти со своей базы в Вильгельмсхафене, чтобы вступить в бой с Великим британским флотом; Шеер — к тому времени гросс-адмирал ( гросс-адмирал ) флота — намеревался нанести как можно больший ущерб британскому флоту, чтобы сохранить лучшую переговорную позицию для Германии, несмотря на ожидаемые потери. Однако многие из уставших от войны моряков считали, что операция нарушит мирный процесс и продлит войну. [ 76 ] Пока флот открытого моря консолидировался в Вильгельмсхафене, моряки начали массово дезертировать. Когда Фон дер Танн и Дерффлингер прошли через шлюзы, разделявшие внутреннюю гавань и рейд Вильгельмсхафена, около 300 человек с обоих кораблей перелезли через борт и исчезли на берегу. [ 77 ] Утром 29 октября 1918 года был отдан приказ на следующий день отплыть из Вильгельмсхафена. Начиная с ночи 29 октября моряки на Тюрингии , а затем и на нескольких других линкорах подняли мятеж . [ 78 ] Беспорядки в конечном итоге вынудили Хиппера и Шира отменить операцию. [ 79 ] Узнав о ситуации, кайзер заявил: «У меня больше нет военно-морского флота». [ 80 ]
После капитуляции Германии в ноябре 1918 года большая часть Флота открытого моря под командованием Рейтера была интернирована на британской военно-морской базе в Скапа-Флоу . [ 79 ] Перед уходом немецкого флота адмирал Адольф фон Трота дал понять Рейтеру, что он не может позволить союзникам захватить корабли ни при каких условиях. [ 81 ] Флот встретился с британским лёгким крейсером «Кардифф» , который повёл корабли к флоту союзников, который должен был сопровождать немцев в Скапа-Флоу. Массивная флотилия состояла примерно из 370 британских, американских и французских военных кораблей. [ 82 ] После интернирования кораблей их орудия были выведены из строя путем снятия затворов , а их экипажи сократились до 200 офицеров и рядовых. [ 83 ] Фон дер Танн был интернирован в Скапа-Флоу под командованием капитана-лейтенанта Волланте. [ 84 ] В Скапа-Флоу на борту корабля был сформирован солдатский совет; Совет взял на себя полный диктаторский контроль над судном на время захоронения. [ 85 ]
Флот оставался в плену во время переговоров, которые в конечном итоге привели к заключению Версальского договора . Рейтер полагал, что британцы намеревались захватить немецкие корабли 21 июня 1919 года, что было крайним сроком для подписания Германией мирного договора. Не зная, что крайний срок продлен до 23 числа, Рейтер приказал потопить корабли при первой же возможности. Утром 21 июня британский флот покинул Скапа-Флоу для проведения учебных маневров, и в 11:20 Рейтер передал приказ своим кораблям. [ 81 ] Корабль затонул через два часа пятнадцать минут. [ 86 ] Задачу по подъему Фон дер Танна взяла на себя Эрнеста Кокса спасательная компания . Во время подготовительных работ трое рабочих чуть не погибли, когда их кислородно-ацетиленовые резаки вызвали мощный взрыв. Взрыв проделал дыры в все еще находившемся под водой судне и позволил воде попасть в отсек, опорожненный сжатым воздухом; к тому времени, когда мужчин спасли, отсек был заполнен почти полностью, и люди были по шею. [ 87 ] Тем не менее 7 декабря 1930 года корабль был успешно поднят на воду. [ 64 ] и сдан на слом в Росайте судоразделочной компанией Аллоа, начиная с 1931 года. [ 88 ]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества» на немецком языке.
- ^ Размеры, использованные здесь и в других частях статьи, относятся к диаметру канала ствола ружья.
- ^ Уголь более высокого качества обычно предназначался для небольших судов, экипажи которых были менее способны очищать котлы с повышенной скоростью, требуемой для угля низкого качества. В результате немецкие крупные корабли часто снабжались плохим углем, зная, что их более крупные экипажи могли лучше выполнять расширенное техническое обслуживание.
- ↑ В номенклатуре оружия Императорского флота Германии «SK» ( Schnelladekanone ) означает, что орудие скорострельно, а L / 45 обозначает длину орудия. В данном случае пушка L/45 имеет калибр 45 , а это означает, что длина пушки в 45 раз превышает ее диаметр. [ 19 ]
- ↑ Битти намеревался оставить только два последних лёгких крейсера из Гуденаф эскадры ; однако Ноттингема сигнальщик неправильно истолковал сигнал, полагая, что он предназначен для всей эскадры, и таким образом передал его Гуденафу, который приказал своим кораблям вернуться на свои позиции перед линейными крейсерами Битти.
- ^ Время, упомянутое в этом разделе, указано по центральноевропейскому времени , что соответствует немецкой перспективе. Это на один час опережает UTC , часовой пояс, обычно используемый в британских работах.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Додсон , стр. 77–78.
- ^ Персонал , стр. 3–5.
- ^ Вейр , с. 82.
- ^ Филбин , стр. 66–67.
- ^ Додсон , стр. 78–80.
- ^ Перейти обратно: а б с д Персонал , с. 5.
- ^ Додсон , с. 79.
- ^ Грёнер , стр. 53–54.
- ^ Перейти обратно: а б Гренер , с. 54.
- ^ Персонал , стр. 7, 45.
- ^ Кэмпбелл и Сич , с. 151.
- ^ Персонал , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б с д Персонал , с. 8.
- ^ Грёнер , с. 53.
- ^ Персонал , стр. 4, 8.
- ^ Филбин , с. 56.
- ^ Филбин , стр. 56–57.
- ^ Филбин , с. 57.
- ^ Грисмер , с. 177.
- ^ Хаф , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б с д Персонал , с. 6.
- ^ Батлер , с. 50.
- ^ Персонал , стр. 6–7.
- ^ Персонал , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 50.
- ^ Персонал , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б Додсон , с. 80.
- ^ Ливермор , с. 41.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 49, 51.
- ^ Мэсси , с. 107.
- ^ Страчан , с. 417.
- ^ Мэсси , с. 114.
- ^ Мэсси , с. 310.
- ^ Мэсси , стр. 311–312.
- ^ Страчан , с. 428.
- ^ Шеер , с. 68.
- ^ Таррант , с. 31.
- ^ Таррант , с. 32.
- ^ Шеер , с. 70.
- ^ Таррант , с. 34.
- ^ Хокинс , с. 73.
- ^ Голдрик , стр. 279, 285.
- ^ Такер , с. 180.
- ^ Томас , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б с д Персонал , с. 10.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 49, 52.
- ^ Перейти обратно: а б с Таррант , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б с Таррант , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б Беннетт , с. 183.
- ^ Хаф , с. xiv.
- ^ Беннетт , стр. 184–185.
- ^ Перейти обратно: а б Беннетт , с. 185.
- ^ Мэсси , с. 594.
- ^ Таррант , с. 97.
- ^ Таррант , с. 99.
- ^ Таррант , с. 100.
- ^ Брукс , с. 244.
- ^ Брукс , с. 246.
- ^ Таррант , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 119.
- ^ Таррант , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Персонал , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 188.
- ^ Таррант , с. 205.
- ^ Таррант , с. 240.
- ^ Таррант , с. 244.
- ^ Таррант , с. 255.
- ^ Кэмпбелл и Сич , с. 152.
- ^ Мэсси , с. 604.
- ^ Персонал , стр. 10–11.
- ^ Таррант , с. 292.
- ^ Мэсси , с. 682.
- ^ Мэсси , с. 683.
- ^ Таррант , стр. 280–281.
- ^ Мэсси , с. 775.
- ^ Таррант , стр. 281–282.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 282.
- ^ Хервиг , с. 252.
- ^ Перейти обратно: а б Хервиг , с. 256.
- ^ Хервиг , стр. 254–255.
- ^ Хервиг , с. 255.
- ^ Рейтер , с. 154.
- ^ ван дер Ват , с. 147.
- ^ Рейтер , стр. 153.
- ^ ван дер Ват , с. 208.
- ^ The Times , «Спасение в Скапе» .
Ссылки
[ редактировать ]
- Беннетт, Джеффри (2005). Морские сражения Первой мировой войны . Барнсли: Военная классика Pen & Sword. ISBN 978-1-84415-300-8 .
- Брукс, Джон (2005). Дредноутная артиллерийская стрельба и Ютландское сражение . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-7146-5702-8 .
- Батлер, Дэниел Аллен (2006). Далекая Победа . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-275-99073-2 .
- Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-229-5 .
- Голдрик, Джеймс (1984). Королевские корабли были в море: Война в Северном море, август 1914 г. – февраль 1915 г. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-334-2 .
- Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5985-9 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хокинс, Найджел (2002). Голодная блокада: военно-морские блокады Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-85052-908-1 .
- Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 8. Ратинген: Mundus Verlag.
- Хаф, Ричард (2003). Дредноут: история современного линкора . Издательство Перископ. ISBN 978-1-904381-11-2 .
- Ливермор, Сьюард (1944). «Дипломатия линкора в Южной Америке: 1905–1925». Журнал современной истории . 16 (1): 31–44. дои : 10.1086/236787 . ISSN 0022-2801 . JSTOR 1870986 . S2CID 145007468 .
- Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN 978-0-345-40878-5 .
- Филбин, Тобиас Р. III (1982). Адмирал фон Хиппер: Неудобный герой . Издательство Джона Бенджамина. ISBN 978-90-6032-200-0 .
- Рейтер, Людвиг фон (1921). Скапа-Флоу: Могила немецкого флота (на немецком языке). Лейпциг: Хазе и Келер.
- «Спасение в Скапе». Таймс . 5 ноября 1931 г. с. 9.
- Шеер, Рейнхард (1920). Морской флот Германии в мировой войне . Лондон: Касселл и компания. OCLC 52608141 .
- Персонал, Гэри (2006). Немецкие линейные крейсеры: 1914–1918 гг . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-84603-009-3 .
- Страчан, Хью (2001). Первая мировая война: Том 1: К оружию . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926191-8 .
- Таррант, В.Е. (2001) [1995]. Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN 978-0-304-35848-9 .
- Томас, Лоуэлл (1928). Искатели глубин . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-722-8 .
- Такер, Спенсер Э. (2005). Энциклопедия Первой мировой войны . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-85109-420-2 .
- ван дер Ват, Дэн (1986). Великий Скаттл . Вустер: ISBN Billing & Sons Ltd. 978-0-86228-099-4 .
- Вейр, Гэри Э. (1992). Строительство кайзеровского флота . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-929-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брейер, Зигфрид (1997). флот и его большие крейсеры ( Императорский на немецком языке). Вёльферсхайм: Podzun-Pallas Verlag. ISBN 978-3-7909-0603-5 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). Боевые крейсеры . Специальный военный корабль. Том. 1. Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-130-4 .
- Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-5267-4198-1 .
- Персонал, Гэри (2014). Немецкие линейные крейсеры Первой мировой войны: их конструкция, конструкция и эксплуатация . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-213-4 .