Гамбургское авиастроение
Промышленность | Производитель самолетов |
---|---|
Предшественник | Блом и Восс |
Основан | 1933 год |
Основатель | Рудольф и Вальтер Блом |
Несуществующий | 1969 |
Судьба | Объединено |
Преемник | Мессершмитт-Бельков-Блом (MBB) |
Штаб-квартира | , |
Hamburger Flugzeugbau ( HFB ) — авиастроительная компания, расположенная в основном в квартале Финкенвердер в Гамбурге , Германия. Основанная в 1933 году как ответвление судостроительной компании Blohm & Voss , она позже стала операционным подразделением своей материнской компании и с 1937 года была известна как Abteilung Flugzeugbau der Schiffswerft Blohm & Voss, пока не прекратила свою деятельность в конце Второй мировой войны . В послевоенный период она была возрождена как независимая компания под своим первоначальным названием и впоследствии присоединилась к нескольким консорциумам, а затем была объединена в Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB). Он участвует в нынешних Airbus и европейских аэрокосмических программах.
История
[ редактировать ]В 1933 году судостроительная компания Blohm & Voss в Гамбурге переживала финансовый кризис из-за нехватки рабочих мест. Ее владельцы, братья Рудольф и Вальтер Блом , решили диверсифицировать производство самолетов, полагая, что вскоре появится рынок цельнометаллических летающих лодок дальнего действия , особенно с немецкой государственной авиакомпанией Deutsche Luft Hansa . Они также считали, что их опыт работы с цельнометаллическими морскими конструкциями окажется преимуществом. В то время широко распространено мнение, что трансатлантический воздушный транспорт вскоре возьмет на себя роль роскошных лайнеров того времени. Также считалось, что эти самолеты будут гидросамолетами и летающими лодками, поскольку они смогут использовать инфраструктуру и мощности уже существующих морских портов, тогда как наземные объекты в то время не подходили для таких больших самолетов. [ 1 ] [ 2 ]
Ранние годы
[ редактировать ]своего зятя и коллегу-директора B&V дипломированного инженера Макса Андреа и опытного авиатора Роберта Шрека В июне 1933 года братья Блом назначили в совет директоров . Шрек нанял дизайнера Райнхольда Мьюза из Heinkel , и 1 июля вместе с четырьмя другими дизайнерами они приступили к работе. [ 3 ] Hamburger Flugzeugbau GmBH официально открылась 4 июля. [ 4 ]
Офисы компании сначала занимали верхний этаж административного штаба B&V в квартале Штайнвердер в Гамбурге, а производство осуществлялось на малоиспользуемом судостроительном заводе. [ 1 ] были начаты строительство внутреннего аэродрома и здания окончательной сборки сухопутных самолетов . Тем временем в нескольких милях отсюда на Венцендорфском авиационном заводе , открытом в 1935 году, [ 5 ]
В этот период правящая нацистская партия значительно увеличила межвоенную программу перевооружения Германии , которая включала полную реконструкцию авиационной промышленности. В частности, нацистам нужны были технические возможности, позволяющие быстро построить большое количество боевых самолетов для новых Люфтваффе . В результате компания взяла на себя субподрядное производство узлов Junkers Ju 52 , получив таким образом ценный опыт производства цельнометаллических самолетов. Основная часть продукции компании в конечном итоге оказалась контрактным производством такого рода, включая многие тысячи самолетов для Дорнье , Фокке-Вульфа , Хейнкеля , Юнкерса и Мессершмитта . [ 2 ]

Собственные разработки компании обозначались официальным кодом компании RLM «Ха». Первым был построен Ha 135 . Мьюз не был знаком с передовыми технологиями, такими как цельнометаллическая конструкция, и сконструировал обычный биплан с тканевой обшивкой. Братья Блом хотели использовать более радикально продвинутый подход и, недовольные Мьюзом, обратились за советом в Reichsluftfahrtministerium (RLM). По их рекомендации компания предложила должность главного конструктора Ричарду Фогту , который тогда занимал ту же должность в Kawasaki в Японии и имел опыт работы в цельнометаллических конструкциях. Фогт принял предложение и прибыл поздней осенью, когда Ha 135 еще строился. Некоторое время компания содержала две дизайнерские группы в разных офисах. [ 6 ] [ 2 ]
Ha 135 совершил свой первый полет 28 апреля 1934 года. Однако заказов на него не поступило, и Мьюз и его команда вскоре покинули компанию.
Фогт оказался очень инновационным, и многие из его проектов имели необычные особенности: с самого начала они включали трубчатый стальной главный лонжерон крыла , который также выполнял функцию топливного бака. Он курировал все остальные типы вплоть до закрытия компании в 1945 году. [ 2 ]
В мае 1934 года к команде Фогта присоединился Ганс Амтманн , пришедший, как и Мьюз, из Хейнкеля и принесший в команду свой опыт управления большими летающими лодками. Амтманн произвел хорошее впечатление и вскоре был назначен руководителем отдела предварительного проектирования. [ 6 ] Среди других членов были Рихард Шуберт в качестве руководителя отдела аэродинамики и Джордж Хааг в качестве руководителя отдела проектирования крыльев.
Единственным типом, поступившим на вооружение в этот период, был Ха 139 дальний гидросамолет-почтовоз . Несмотря на свои размеры, с четырьмя двигателями, он был спроектирован для запуска с корабельной катапульты, чтобы увеличить дальность полета, и в небольшом количестве успешно эксплуатировался компанией Deutsche Luft Hansa . вариант сухопутного самолета Ha 142 Для авиакомпании также был построен .
Усыновление Blohm & Voss
[ редактировать ]
Самолеты, производимые Hamburger Flugzeugbau, все еще широко ассоциировались с Blohm & Voss, и это вызывало путаницу, поэтому в сентябре 1937 года Hamburger Flugzeugbau был переименован в Abteilung Flugzeugbau der Schiffswerft Blohm & Voss («Авиастроительное подразделение судостроительной компании Blohm & Voss»). RLM изменило официальный код обозначения типа самолета на «BV». Некоторым конструкциям типа Ha, уже находящимся в стадии разработки, было присвоено обозначение BV, например Ha 138 стал BV 138.
В 1939 году, когда судостроительное производство возобновилось и производственные мощности снова были полностью загружены, B&V перенесла свою авиационную дочернюю компанию, включая офисы и производство гидросамолетов, на специально построенную площадку на берегу реки Эльбы , в Финкенвердере . [ 7 ]
Наиболее значительными типами выпускаемых лодок были летающие лодки, которые в основном использовались Люфтваффе для морского патрулирования и разведки. Самым многочисленным был BV 138 Seedrache (названный как Ha 138), двухбалочный тримотор , тогда как BV 222 Wiking был намного крупнее. Самым крупным из них был прототип BV 238 , самый большой самолет, построенный какой-либо из держав Оси . Другие известные типы включают асимметричный BV 141 тактический разведывательный самолет ; Было построено 20 самолетов, но в серийное производство этот тип не поступил, поскольку предпочтение было отдано Focke-Wulf Fw 189 Uhu .
В Финкенвердере планировалось производить там собственную продукцию B&V, но субподрядное производство быстро съело большую часть площадей, и большая часть собственного производства компании, такая как BV 138, в свою очередь, была передана по субподряду компании Weser Flugzeugbau . Примечательно, что объект Финкенвердер пережил бомбардировку Гамбурга союзниками во время войны и остался за компанией.
Во время войны рабочая нагрузка Фогта настолько возросла, что его заместителем был принят на работу Герман Польманн , конструктор Юнкерса Ju 87 . Другие известные проекты позднего периода войны включали в себя множество весьма оригинальных конструкций бомбардировщиков и истребителей, в том числе серию бесхвостых истребителей со стреловидным крылом, кульминацией которых стал заказ на три прототипа ночного истребителя P 215 с реактивным двигателем , всего за несколько недель. до окончания войны. [ 2 ]
Послевоенное возрождение
[ редактировать ]
По окончании войны все авиационное производство в Германии было остановлено. Фогт и Амтманн были вовлечены в американскую операцию «Скрепка» и сделали там новую карьеру. Польманн остался в Германии.
В 1955 году Германии снова разрешили строить гражданские самолеты. Основные заводы в Финкенвердере все еще существовали, и в 1956 году вновь появилась компания Hamburger Flugzeugbau GmbH (HFB), все еще находившаяся в собственности Вальтера Блома, но больше не связанная с B+V. Блом пытался уговорить Фогта вернуться из США, но безуспешно, и Польманн вернулся в компанию, чтобы стать новым главным конструктором. [ 8 ] Еще одним важным новобранцем был Ханс Воке , возглавлявший команду инженеров. [ 9 ]
Как всегда, основной работой компании станет субподрядчик различных немецких (и все более европейских) авиационных проектов, и с этой целью она будет участвовать в ряде консорциумов. Первый контракт заключался на изготовление фюзеляжа и окончательную сборку Nord Noratlas . Люфтваффе, Другая значительная работа будет проведена для истребителя Lockheed F-104G Starfighter а также в качестве партнера по военно-транспортному самолету Transall C-160 . [ 10 ]
В 1958 году HFB предложил два проекта гражданского транспорта. HFB 209 представлял собой двухтурбинный турбовинтовой самолет, способный перевозить 48 пассажиров, а HFB 314 был ближнемагистральным двухреактивным самолетом. Но ожидаемое финансирование со стороны правительства Германии не было предоставлено, и проекты были отменены в начале 1960-х годов. [ 10 ]
В 1961 году HFB и Focke-Wulf / Weserflug ( VFW-Fokker ) совместно образовали Entwicklungsring Nord (ERNO) для разработки авиационно-космической продукции. Работы будут проводиться для транспортного самолета Dornier Do 31 V/STOL, а затем в непосредственном сотрудничестве с Fokker F28 Fellowship . [ 4 ]
Единственным типом самолетов, который был спроектирован и построен новым HFB, был HFB 320 Hansa Jet , бизнес-джет с крыльями передней стреловидности, который впервые поднялся в воздух в 1964 году и производился в умеренных количествах.
В мае 1969 года HFB объединилась с Messerschmitt - Bölkow и образовала Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB), которая, в свою очередь, в сентябре 1989 года перешла во владение Deutsche Aerospace (DASA). [ 4 ] С тех пор DASA вошла в состав панъевропейской корпорации Airbus . С тех пор Airbus приобрел значительное присутствие вокруг первоначальной команды HFB и управляет аэродромом в частном порядке как аэропорт Гамбурга Финкенвердер . [ 2 ]
Самолеты и сопутствующие товары
[ редактировать ]Гамбургское авиастроение (довоенное)
[ редактировать ]Некоторые из этих типов все еще находились в стадии строительства, когда название компании было изменено на B&V и летали только под новым названием. Но были переименованы только те, чье проектирование и разработка продолжались под руководством B&V.
- Ха 135 . Прототип обычного учебно-тренировочного биплана, разработанный Рейнхольдом Мьюзом .
- Ха 136 . Прототип цельнометаллического учебно-тренировочного моноплана. Впервые использовал цилиндрический главный лонжерон торговой марки Vogt со встроенным топливным баком. [ 6 ]
- Ха 137 . Прототип пикирующего бомбардировщика .
- Ха 138 . Прототип двухбалочной летающей лодки. Поступил в производство как BV 138 (см. ниже).
- Ха 139 . Дальний гидросамолет- почтовоз, эксплуатируемый в небольшом количестве компанией Deutsche Luft Hansa . Позже переименован в BV 139.
- Ha 140 -торпедоносца Прототип гидросамолета . Позже переименован в BV 140.
- Прототип разведчика Ha 141 Asymmetric. Дальнейшее развитие получил как BV 141 (см. ниже).
- Ха 142 . Сухопутный самолет, производный от Ha 139. Прототипы позже были приняты на вооружение как BV 142.
- Ха 222 . Проектное предложение, позже будет построено как BV 222. [ 11 ]
Блом и Восс
[ редактировать ]Самолет спроектирован и эксплуатируется
[ редактировать ]- BV 138 Seedrache (морской дракон), первоначально обозначавшийся Ha 138. Трехмоторная летающая лодка морского патруля . Единственный тип, который будет запущен как в серийное производство, так и в эксплуатацию, некоторые из них были построены по субподряду компанией Weserflug . [ 2 ]
- BV 141 , первоначально обозначенный как Ha 141. Асимметричные разведывательные прототипы. Доставлено около 20 предсерийных экземпляров, но ни один из них не поступил в эксплуатацию. [ 2 ] [ 11 ]
- БВ 144 . транспортный с крылом изменяемого шага. Два из них построены во Франции компанией Breguet .
- БВ 155 . Прототип высотного перехватчика, созданный на основе проекта Мессершмитт Ме 155 .
- БВ 222 . Викинг ( Викинг ). Шестимоторная транспортная летающая лодка. Около двенадцати предсерийных экземпляров поступили в эксплуатацию.
- БВ 238 . Прототип летающей лодки, крупнейшего летательного аппарата Оси за годы войны.
- БВ 40 . Прототип планера-перехватчика. Несколько экземпляров летали, но к концу боевых действий еще не действовали.
Из этих самолетов лишь немногие поступили на вооружение, и только один, BV 138 « Fliegende Holzschuh » (летающий сабо), дошел до серийного производства. Все остальные самолеты либо оставались прототипами , либо ограничивались небольшим количеством машин предсерийной/целевой сборки. Тем не менее, работы было достаточно, чтобы потребовался второй завод в Финкенвердере.
Самый большой самолет, когда-либо спроектированный и построенный какой-либо из держав Оси во время Второй мировой войны, BV 238 , напоминал увеличенный BV 222, при этом был построен и летал только один прототип самолета.
Разработаны боеприпасы
[ редактировать ]Помимо самолетов, во время Второй мировой войны B&V также разработала ряд боеприпасов воздушного базирования, таких как планирующие бомбы и торпеды. Хотя во время разработки компания построила тысячи экземпляров, ни один из них не поступил в эксплуатацию. [ 2 ] Это были:
- БВ 143 . Прототип планирующей бомбы .
- BV 246 Hagelkorn (Hailstone), первоначально обозначенный как BV 226. Прототип планирующей бомбы дальнего действия с радиолокационным самонаведением. [ 12 ]
- BV 950 , построенный в двух вариантах: Прототип планирующей торпеды [ 13 ] [ 11 ]
- Л 10 Фриденсенгель . Торпеда с планером.
- Л 11 Белоснежка . Более поздние и более совершенные производные.
Дизайн-проекты
[ редактировать ]Фогт оказался дизайнером-новатором, и многие из его проектов вызвали интерес в немецком авиационном сообществе. [ 2 ] B&V исследовала несколько основных интересующих тем, каждая из которых была представлена в виде серии дизайнерских проектов и предложений. В их число входили; Большие морские самолеты « Штука » для замены пикирующих бомбардировщиков/штурмовиков Юнкерса Ju 87 , быстрых бомбардировщиков и современных истребителей. [ 14 ] Многие исследования имели необычные конфигурации, такие как асимметрия, новые многомоторные компоновки и расположение экипажа, крылья со стреловидностью вперед или назад (или и то, и другое), а иногда и бесхвостость. Все эти направления исследований дошли до эпохи реактивных самолетов, некоторые из которых были связаны с комбинациями поршневых и реактивных двигателей смешанной мощности.
Важные внутренние проекты эпохи Второй мировой войны включали:
Транспорт:
Бомбардировщики:
- БВ 237 . Одноместный пикирующий бомбардировщик и штурмовая разработка асимметричного Bv 141. Заказан лично Гитлером в качестве замены устаревшему Ju 87 Stuka , но позже отменен. [ 15 ]
- П 163 . Быстрый бомбардировщик с двумя двигателями, соединенными с центральным контрвинтом, и пилотируемыми законцовками крыла.
- П 170 . Быстрый бомбардировщик с тремя двигателями: одним центральным и двумя на необитаемых законцовках крыла.
- П 188 . Реактивный бомбардировщик с W-образным крылом.
Бойцы:
- П 202 . крыла с поворотным крылом . Реактивный истребитель изменяемой геометрии
- П 203 . Многоцелевой штурмовик смешанной поршневой и реактивной мощности.
- П 208 . Проект бесхвостого стреловидного истребителя-толкача с поршневым двигателем.
- П 211 . Реактивный истребитель для участия в соревнованиях Volksjäger Emergency Fighter Programme .
- П 212 . Одномоторный реактивный истребитель.
- П 213 . Pulsejet Миниатюрный истребитель с двигателем для конкурса проектов Miniaturjäger в рамках программы Emergency Fighter.
- П 215 . Бесхвостый двухдвигательный двигатель со стреловидным крылом, разработанный на основе проектных исследований P 208 и P 212 . Заказ на три прототипа поступил всего за несколько недель до окончания войны. [ 16 ]
Гамбургское авиастроение (послевоенное)
[ редактировать ]- ХФБ 209 . Проект двухтурбинного авиалайнера.
- ХФБ 314 . Проект ближнемагистрального двухреактивного самолета.
- HFB 320 Ганза Джет . Бизнес-джет с крыльями прямой стреловидности.
- Трансалл С-160 . Военный транспорт (основной партнер).
- Консорциум Airbus (значительный вклад в проектирование и производство).
См. также
[ редактировать ]- Список самолетов § Blohm & Voss
- Список самолетов § Гамбургское самолетостроение
- Список самолетов § HFB
- Список проектов немецких самолетов, 1939–45 § Blohm & Voss
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Амтманн, «Вспомнили» (1998), ч.1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Полманн (1979).
- ^ Полманн (1979), издание 1982 года, страницы 8-11.
- ^ Jump up to: а б с Билл Ганстон; Всемирная энциклопедия производителей авиатехники , 2-е издание, Саттон, 2005 г.
- ^ Ганс Вальден; Как смазано: Производство вооружений и торговля оружием в районе Гамбурга («Хорошо смазано: Производство вооружений и торговля оружием в районе Гамбурга»), Loeper, 1997. История B+V. 1933-1938 (получено 1 мая 2017 г.)
- ^ Jump up to: а б с Амтманн, Скрепки (1988) [ нужна страница ]
- ^ Амтманн (1998) Скрепки , стр. 67.
- ^ Полманн (1979), издание 1982 года, страница 242.
- ^ Хеппенхаймер, Т.А. (1 марта 2003 г.). «Неправильные повороты» . Воздух и космос/Смитсоновский институт . Проверено 10 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Немецкая промышленность», раздел, посвященный Hamburger Flugzeugbau, , октября 1961 г., страницы 619–670 19 Flight .
- ^ Jump up to: а б с Уильям Грин; Боевые самолеты Третьего Рейха , Макдональд и Джейн, 4-е впечатление, 1979 год.
- ^ «Блом+Фосс» . История Вермахта. Архивировано из оригинала 12 января 2011 г. Проверено 28 января 2011 г.
- ^ Полманн (1979), издание 1982 года, страницы 195-198.
- ^ Коуин, Хью В.; «Проекты Blohm und Voss времен Второй мировой войны», Air Pictorial , часть I, октябрь 1963 г., стр. 312–316, часть II, ноябрь 1963 г., стр. 368–370, часть III, декабрь 1963 г., стр. 404–406.
- ^ Амтманн, «Вспомнили» (1998), часть 2.
- ^ Полманн (1979), издание 1982 года, страница 193.
Библиография
[ редактировать ]- Ганс Амтманн; «Blohm und Voss Remembered», Airplane Monthly , февраль 1998 г., стр. 22–27 (Часть 1) и март 1998 г., стр. 12–15 (Часть 2).
- Ганс Амтманн; Исчезающие скрепки , Монограмма, 1988.
- Полманн, Герман. ' Хроника авиазавода 1932-1945 гг. B&V - Blohm & Voss Hamburg - HFB Hamburger Flugzeugbau (на немецком языке). Издательство Motor Book, 1979 г. ISBN 3-87943-624-X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История Вермахта: Блом и Восс