«Неутомимый» Линейный крейсер класса
![]() Австралия в 1914 году
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Неутомимый класс |
Операторы | |
Предшественник | Непобедимый класс |
Преемник | льва класс |
Подклассы | Новая Зеландия |
Построен | 1909–1913 |
В эксплуатации | 1911–1923 |
В комиссии | 1911–1923 |
Завершенный | 3 |
Потерянный | 1 |
Списано | 2 |
Общие характеристики | |
Тип | Линейный крейсер |
Смещение |
|
Длина | 590 футов (179,8 м) |
Луч | 80 футов (24,4 м) |
Черновик | 27 футов (8,2 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 2 паротурбинные установки |
Скорость | 25,8 узла (47,8 км/ч; 29,7 миль в час) |
Диапазон | 6690 миль (12390 км; 7700 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 800 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Класс Indefatigable . был вторым классом британских линейных крейсеров [ Примечание 1 ] который служил в Королевском флоте и Королевском флоте Австралии во время Первой мировой войны . Конструкция представляла собой скромную переработку предыдущего «Инвинсибл» класса с повышенной выносливостью и улучшенной дугой обстрела мидельных крыльевых башен , достигнутой за счет удлинения корпуса. Как и его предшественник, конструкция напоминала современный дредноут Королевского флота, но принесла в жертву броневую защиту и одну башню главного калибра ради преимущества в скорости в 4 узла (7,4 км/ч; 4,6 миль в час).
Первоначально «Индефатигабл» был единственным кораблем этого класса, но позже Австралия и Новая Зеландия были построены в рамках схемы по улучшению защиты Доминионов путем приобретения каждым Доминионом «подразделения флота» из одного линейного крейсера, трех легких крейсеров и шести эсминцев. . Только Австралия полностью поддержала эту идею, сформировав Королевский австралийский флот, но Новая Зеландия согласилась профинансировать один линейный крейсер. был выбран модифицированный проект Indefatigable Вместо Lion линейного крейсера класса , который тогда строился для Королевского флота, .
Большую часть войны они провели, патрулируя Северное море, и участвовали в большинстве сражений там, хотя только Новая Зеландия находилась в составе Соединенного Королевства на момент начала войны . «Неутомимый» находился в Средиземном море , где преследовал немецкие военные корабли «Гебен» и «Бреслау» , бежавшие в сторону Турции , а Австралия была флагманом Королевского военно-морского флота Австралии в австралийских водах, где она помогала охранять немецкие тихоокеанские колонии и безуспешно искала немецкую Восточную Азию. Эскадра перед отплытием в Соединенное Королевство в декабре 1914 года. Новая Зеландия участвовала в ряде первых боевых действий в Северном море, включая битву в Гельголандской бухте и безрезультатную битву. Рейд в Скарборо . Австралия все еще находилась на ремонте после столкновения с Новой Зеландией перед Ютландской битвой, поэтому только Indefatigable и Новая Зеландия присутствовали, когда первая была уничтожена взрывом магазина. И Австралия , и Новая Зеландия провели много времени в море без происшествий после Ютландии, ожидая следующего появления Флот открытого моря , но это было запрещено кайзером . Новая Зеландия сопровождала адмирала Джеллико в его турне по Индии и доминионам после войны, а Австралия вернулась домой, где снова стала флагманом Королевского военно-морского флота Австралии . Новая Зеландия была продана на металлолом в 1922 году, а Австралия просуществовала всего два года, прежде чем была затоплена в соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского договора .
Фон
[ редактировать ]Indefatigable был преемником линейных крейсеров класса Invincible . Для военно-морской программы 1906 года рассматривался ряд вариантов больших крейсеров, в том числе проект X4 водоизмещением 22 500 длинных тонн (22 861 т) с 11-дюймовой (280 мм) броней и скоростью 25 узлов (46 км / ч; 29 миль в час). , но в итоге эта программа состояла всего из трёх кораблей типа « Дредноут» . Для программы 1907–08 годов рассматривался ряд вариантов: от 18 100 длинных тонн (18 390 т) до 21 400 длинных тонн (21 743 т), но в конце концов предпочтение снова было отдано линкорам, и до следующего программного года не было заказано ни одного линейного крейсера. [ 1 ]
К тому времени, когда окончательный дизайн Indefatigable был утвержден, Адмиралтейство уже приступило к работе, Фишер написал в сентябре 1908 года: «Я предложил сэру Филипу Уоттсу новый Indomitable , от которого у вас потекут слюнки, когда вы его увидите», дизайн, который в конечном итоге должен был стать HMS Lion . В августе 1909 года самоуправляющиеся доминионы встретились на Имперской конференции 1909 года , и при обсуждении имперской обороны Адмиралтейство предложило создать местные подразделения флота, каждое из которых должно состоять из одного линейного крейсера класса «Инвинсибл» , трех легких крейсеров типа «Бристоль и » и шесть эсминцев. Они должны были базироваться в Австралии , Новой Зеландии , Канаде и Южной Африке, пытаясь обеспечить военно-морскую оборону Доминионов, в то время как Королевский флот сосредоточился в своих водах для отражения немецкой угрозы. Хотя эта схема была отвергнута Канадой и Южной Африкой, Австралия и Новая Зеландия подписались, заказав модифицированную версию Indefatigable , а не первоначально предложенный класс Invincible . [ 2 ] «Австралия» стала кораблем недавно сформированного Королевского военно-морского флота Австралии , а Новая Зеландия осталась в европейских водах как полностью подразделение РН. [ 3 ] В конце концов, в 1913 году была сформирована только одна единица флота — Австралийская эскадра. [ 4 ]
Дизайн
[ редактировать ]
Компоновка, изображенная на этой диаграмме, на самом деле соответствует Invincible классу . Толщина брони была такой, как заявлено Адмиралтейством; [ 5 ] реальная толщина в некоторых местах была такой же, как заявленная, но во многих местах меньше.
Indefatigable был заказан как единственный линейный крейсер программы 1908–1909 годов. Ее эскизный проект был подготовлен в марте 1908 года, а окончательный проект был утвержден в ноябре 1908 года. По сути, этот проект представлял собой увеличенный «Инвинсибл» с измененными схемами защиты и основного вооружения. [ 6 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]Indefatigable были немного крупнее своих предшественников Invincible класса . Они имели общую длину 590 футов (179,8 м), ширину 80 футов (24,4 м) и осадку 29 футов 9 дюймов (9,1 м) при глубокой нагрузке. Их водоизмещение составило 18 500 длинных тонн (18 800 т) при нагрузке и 22 130 длинных тонн (22 490 т) при глубокой загрузке, что более чем на 1500 длинных тонн (1524 т) больше, чем у более ранних кораблей. Они имели метацентрическую высоту 4,78 фута (1,5 м) при глубокой нагрузке. [ 7 ]
Движение
[ редактировать ]Каждая парная установка «Парсонс» с прямым приводом паровых турбин размещалась в отдельном машинном отделении и приводила в движение два вала. Вал крыла был соединен с передней и задней турбинами высокого давления, а турбины низкого давления - с внутренними валами. Каждый вал крыла приводил в движение гребной винт диаметром 10 футов 10 дюймов (3,30 м), а гребные винты на внутренних валах имели диаметр 10 футов 3 дюйма (3,12 м). Турбины приводились в действие тридцать одним Babcock & Wilcox водотрубным котлом в пяти котельных. [ 8 ] Indefatigable Турбины были спроектированы так, чтобы производить в общей сложности 43 000 лошадиных сил на валу (32 065 кВт), но во время испытаний в 1911 году при принудительной тяге они достигли мощности более 55 000 л.с. (41 013 кВт). Турбины Австралии и Новой Зеландии были немного мощнее - 44 000 л.с. (32 811 кВт). Они были рассчитаны на скорость 25,8 узлов (47,8 км/ч; 29,7 миль в час), но во время испытаний все три преодолели скорость 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час). [ 9 ]
Корабли перевозили около 3200 длинных тонн (3251 т) угля и еще 850 длинных тонн (864 т) мазута , который распылялся на уголь для увеличения скорости его горения. [ 10 ] При полной мощности корабли могли пройти 6690 морских миль (12390 км; 7700 миль) со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 11 ]
Вооружение
[ редактировать ]Каждый корабль нес восемь 12-дюймовых (305-мм) орудий BL Mk X BVIII* в четырех спаренных башнях . Две башни были установлены в носовой и кормовой части по центральной линии, обозначены буквами «А» и «Х» соответственно. Две крыльевые башни были установлены на миделе корабля эшелонированно между трубами, обозначенными буквами «P» и «Q». Башня «P» устанавливалась по левому борту и обычно была обращена вперед, башня «Q» устанавливалась по правому борту и обычно была обращена назад (назад). Башни «P» и «Q» были расположены в шахматном порядке: «P» находилась впереди «Q», что позволяло «P» вести огонь по дуге 70 ° по правому борту, а «Q» аналогичным образом вести огонь по левому борту. Это были те же орудия, что и на «Дредноутах» , «Лорд Нельсон» типах и «Беллерофонт » . [ 12 ]

башни были модифицированы, чтобы обеспечить угол возвышения 16° Первоначально орудия можно было опускать до −3° и поднимать до 13,5°, хотя во время Первой мировой войны . Они выпустили снаряды массой 850 фунтов (390 кг) с начальной скоростью 2725 футов/с (831 м/с); при угле 13,5° это обеспечивало максимальную дальность стрельбы бронебойными (ББ) 2- кратными снарядами 16 450 м (17 990 ярдов). При угле места 16 ° дальность была увеличена до 20 435 ярдов (18 686 м) с использованием более аэродинамических, но немного более тяжелых бронебойных снарядов 4 crh. Скорострельность этих орудий составляла 1–2 выстрела в минуту. [ 13 ] Всего за время войны корабли несли 880 снарядов по 110 снарядов на орудие. [ 14 ]
Вспомогательное вооружение состояло из шестнадцати 4-дюймовых (102-мм) орудий BL Mk VII, расположенных в надстройке. Во время ремонта в 1914 и 1915 годах все орудия были заключены в казематы и снабжены противовзломными щитами для лучшей защиты орудийных расчетов от непогоды и действий противника, хотя два орудия были сняты одновременно. [ 15 ] Орудия на установках PII* имели максимальный угол наклона 7° и максимальный угол возвышения 15°. Они выпустили 31-фунтовые (14 кг) снаряды с начальной скоростью 2864 фута/с (873 м/с); это давало максимальную дальность действия 11 600 ярдов (10 600 м). Их скорострельность составляла 6–8 выстрелов в минуту. [ 16 ] Им было предоставлено по 100 патронов на ствол. [ 17 ]
В 1917 году на уцелевшие корабли была установлена дополнительная 4-дюймовая пушка в качестве зенитной (зенитной) пушки. Он был установлен на высокоугольной установке Mark II с максимальным углом возвышения 60 °. Он имел уменьшенный метательный заряд и начальную скорость всего 2864 фута/с (873 м/с). [ 16 ] Ранее зенитные орудия включали одну 3-дюймовую (76,2 мм) зенитную пушку QF мощностью 20 центнеров на высокоугольной установке Mark II, которая была добавлена во время ремонта в 1914–1915 годах. [ 14 ] Максимальная депрессия составляла 10°, а максимальная высота — 90°. Он выпустил снаряд массой 12,5 фунтов (5,7 кг) с начальной скоростью 2500 футов/с (760 м/с) и скорострельностью 12–14 выстрелов в минуту. У них был максимальный эффективный потолок 23 500 футов (7 200 м). [ 18 ] Было обеспечено 500 патронов. [ 17 ] Новая Зеландия имела одну 6-фунтовую зенитную пушку QF Hotchkiss на установке HA MkIc. С октября 1914 года по конец 1915 года [ 14 ] Максимальная депрессия составляла 8°, а максимальная высота — 60°. Он выпустил снаряд массой 6 фунтов (2,7 кг) с начальной скоростью 1765 футов/с (538 м/с) и скорострельностью 20 выстрелов в минуту. Его максимальный потолок составлял 10 000 футов (3 050 м), но эффективная дальность действия - всего 1 200 ярдов (1 097 м). [ 19 ]
На них были установлены два 17,7-дюймовых (450-мм) подводных торпедных аппарата , по одному с каждого борта в кормовой части барбета «X», на которые несли двенадцать торпед. [ 20 ]
Управление огнем
[ редактировать ]
парусного корабля Прицельные топы, современный эквивалент боевой топки , расположенные на носовой и главной мачтах треноги, управляли огнем главных орудий « Неустанного » . Барра и Страуда длиной 9 футов (2,7 м) Данные с дальномера вводились в механический компьютер Дюмареска и электрически передавались на часы дальности Виккерса, расположенные на передающей станции (TS), расположенной под каждой вершиной прицеливания, где они преобразовывались в данные о дальности и отклонении. для использования оружием. Данные о цели также графически записывались на графическом столе, чтобы помочь офицеру-артиллеристу предсказать движение цели. Каждая орудийная башня имела собственное передающее оборудование, а башни, передающие станции и корректирующие установки могли быть соединены практически в любой комбинации. Испытания по стрельбе по Герою в 1907 году показали уязвимость этой системы к артиллерийскому обстрелу, поскольку верхняя часть прицела была повреждена дважды, а большой осколок повредил голосовую трубу и всю проводку, идущую вдоль мачты. Чтобы защититься от этой возможности, турель «А» Indefatigable был оснащен 9-футовым дальномером в задней части крыши башни и был оборудован для управления всем основным вооружением во время ремонта между 1911 и 1914 годами. [ 21 ]
Австралия и Новая Зеландия были построены по другой схеме. встроили бронированную корректировочную вышку Прицельную насадку на главной мачте убрали, а вместо нее в боевую рубку , где она была лучше защищена, имела улучшенное поле обзора и прямой доступ к основному боевому посту. Задняя передающая станция также была удалена, и, следовательно, передняя TS была увеличена. Их башни «А» были построены с учетом перечисленных выше улучшений. [ 22 ]
Технология управления огнем быстро развивалась в годы, непосредственно предшествовавшие Первой мировой войне, и разработка таблицы управления огнем Дрейера была одним из таких достижений. Он сочетал в себе функции Dumaresq и часов дальности, а упрощенная версия Mk I устанавливалась на Indefatigable s во время ремонта в 1915–1916 годах. Более важным нововведением стала система стрельбы режиссера. Он состоял из директора управления огнем, установленного высоко на корабле, который электрически передавал данные о тренировке и углах возвышения орудийным башням через указатели, которым экипаж башни должен был только следовать. Спусковой крючок наводящего слоя стрелял из орудий одновременно, что помогало обнаруживать брызги снарядов и сводило к минимуму влияние крена на разлет снарядов. Орудие в башне «Y» также было оснащено передатчиками, так что в качестве резервного оно могло функционировать как «наводящее орудие». [ 23 ] но не было предусмотрено разделение орудийной батареи между главным директором и этим наводящим орудием. [ 24 ] Indefatigable . получили свое директорское оборудование в период с середины 1915 года по май 1916 года [ 25 ]
Броня
[ редактировать ]В некотором смысле броневая защита Indefatigables была слабее, чем у их предшественников, поскольку толщина брони в ряде мест была уменьшена, но она была более растянутой. Главный пояс Indefatigable проходил от носа до кормы; ее толщина составляла 6 дюймов (152 мм) для средней части корабля длиной 298 футов (91 м), но была уменьшена до 4 дюймов (102 мм) рядом с концевыми 12-дюймовыми орудийными барбетами и магазинами и еще больше утончилась до 2,5 дюймов ( 64 мм) на законцовках корабля. 4,5 дюйма (114 мм) Переборка толщиной встречалась с барбетом башни X, а толщина передней переборки составляла 3–4 дюйма (76–102 мм). Орудийные башни и барбеты были защищены 7-дюймовой (178-мм) броней, за исключением крыш башен, в которых использовалась 3-дюймовая (76 мм) нецементированная броня Круппа (KNC). [ 26 ] Опорные балки крыш башен были усилены по сравнению с балками « Инвинсиблов» на основе уроков, извлеченных из огневых испытаний, проведенных в 1907 году. [ 27 ] Толщина основной палубы обычно составляла 1 дюйм (25 мм) из никелевой стали, но увеличивалась до 2 дюймов (51 мм) вокруг основания барбетов. Броня нижней палубы из никелевой стали имела толщину 1,5 дюйма (38 мм) на плоскости и 2 дюйма на склоне, но увеличивалась до двух дюймов на концах корабля. Борта передней боевой рубки имели толщину 10 дюймов (254 мм), а корректировочная рубка - четыре дюйма. Крыша и пол обеих башен были изготовлены из брони KNC толщиной 3 дюйма, а трубка связи боевой рубки - из стали KNC в четыре дюйма. Башня директора торпеды сделана из никелевой стали толщиной 1 дюйм со всех сторон. из никелевой стали Переборки торпед толщиной 2,5 дюйма были установлены рядом с магазинами и боекомплектами. Воздухозаборники воронки были защищены 1,5 дюймами никелевой стали по бокам и 1 дюймом на концах. цементированная броня Круппа , если не указано иное. Повсюду использовалась [ 28 ]
Австралия и Новая Зеландия были построены по другой схеме. Пояс ватерлинии не доходил до концов, а заканчивался на расстоянии 60 футов (18,3 м) от носа и на 55 футов (16,8 м) от кормы. Секции рядом с барбетами были утолщены до 5 дюймов (127 мм), а секции на каждом конце увеличены до четырех дюймов. Броня главной палубы была увеличена до 2,5 дюймов вокруг барбетов и простиралась на 55 футов за пределы задней барбетов. [ 29 ] Броня нижней палубы была уменьшена с 1,5–2 дюймов до одного дюйма, как на плоскости, так и на склоне, за исключением концов, где она была утолщена до 2,5 дюймов. [ 26 ] После Ютландии к верхушкам магазинов и крышам башен добавили по одному дюйму брони. [ 30 ] общим весом 110 длинных тонн (112 т). [ 31 ]
Строительство
[ редактировать ]В следующей таблице приведены детали сборки и стоимость приобретения членов класса Indefatigable . Хотя стандартная британская практика того времени заключалась в том, что в эти затраты не включались вооружение и запасы, по какой-то причине стоимость, указанная в The Naval Annual for Indefatigable , включает вооружение.
Корабль | Строитель | Двигатель строитель |
Заложен | Запущен | Завершенный | Стоимость согласно | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
БНА (1914) [ 32 ] | Паркс [ 33 ] | Джиллетт [ 34 ] | ||||||
Неутомимый | Верфь Девонпорта | Джон Браун, турбины Парсонса | 23 февраля 1909 г. | 28 октября 1909 г. | 24 февраля 1911 г. | £1,536,769* | £1,547,500 оружие £94,200 |
не указано |
Новая Зеландия | Фэрфилд , Гован | Турбины Fairfield, Parsons | 20 июня 1910 г. | 1 июля 1911 г. | ноябрь 1912 г. | не указано | £1,684,990 оружие £94,200 |
не указано |
Австралия | Джон Браун , Клайдбанк | Джон Браун, турбины Парсонса | 23 июня 1910 г. | 25 октября 1911 г. | 21 июня 1913 г. | не указано | не указано | £2,000,000 |
* = ориентировочная стоимость, включая оружие
История обслуживания
[ редактировать ]Первоначально «Неутомимый» был приписан к 1-й эскадре крейсеров Флота метрополии после ее ввода в строй в 1911 году. В декабре 1913 года он был переведен во 2-ю эскадру линейных крейсеров Средиземноморского флота. Новая Зеландия лишь ненадолго была включена в состав Флота метрополии, прежде чем отплыла в Нью-Йорк. Зеландия в феврале 1912 года. В декабре следующего года он вернулся в Портсмут и снова был направлен во флот метрополии. Перед началом войны она совершила ряд визитов в порты Франции и России. «Австралия» отправилась в Австралию почти сразу после того, как в июне 1913 года она была введена в эксплуатацию для исполнения обязанностей первого флагмана Королевского военно-морского флота Австралии. [ 4 ] [ 35 ]
Погоня за Гебеном и Бреслау
[ редактировать ]Indefatigable в сопровождении Indomitable под командованием адмирала сэра Арчибальда Беркли Милна столкнулся с немецким линейным крейсером Goeben и легким крейсером Breslau, утром 4 августа 1914 года направлявшимся на восток после беглой бомбардировки французского алжирского порта Филипвиль , но Великобритания и Германия еще не находилась в состоянии войны, поэтому Милн стал следить за немцами, когда они возвращались в Мессину, чтобы отступить. У всех трех линейных крейсеров были проблемы с котлами, но «Гебен» и «Бреслау» смогли разорвать контакт и к утру 5-го числа достигли Мессины. К этому времени после вторжения Германии в Бельгию была объявлена война, но приказ Адмиралтейства уважать итальянский нейтралитет и оставаться за пределами шестимильного (10-километрового) предела от итальянского побережья препятствовал проходу через Мессинский пролив , где они могли наблюдать за портом напрямую. Поэтому Милн разместил «Негибкий и неутомимый» у северного выхода из Мессинского пролива, все еще ожидая, что немцы прорвутся на запад, где они смогут атаковать французские транспорты с войсками; он разместил легкий крейсер «Глостер» у южного выхода и отправил «Неукротимый» отойти в Бизерту , где он был лучше расположен, чтобы отреагировать на вылазку немцев в Западное Средиземноморье. [ 36 ]
Немцы вылетели из Мессины 6 августа и направились на восток, в сторону Константинополя , сопровождаемые Глостером . Милн, все еще ожидая, что контр-адмирал Вильгельм Сушон повернет на запад, держал линейные крейсеры на Мальте почти до полуночи 8 августа, когда он отплыл к мысу Матапан , где Гебен восемь часов назад был замечен , на медленной скорости 12 узлов (22 км). /ч; 14 миль в час). В 14:30 он получил неверный сигнал от Адмиралтейства, в котором говорилось, что Великобритания находится в состоянии войны с Австрией - война не будет объявлена до 12 августа, а приказ был отменен четыре часа спустя, но Милн выполнил свой постоянный приказ охранять Адриатику от нападения Австрийская попытка прорыва, а не искать Гебена . Наконец, 9 августа Милн получил четкий приказ «преследовать Гебена , который миновал мыс Матапан 7-го числа, двигаясь на северо-восток». Милн все еще не верил, что Сушон направляется к Дарданеллам, и поэтому решил охранять выход из Эгейского моря , не подозревая, что «Гебен» не намерен выходить. [ 37 ]
3 ноября Черчилль отдал приказ о первой британской атаке на Дарданеллы после начала военных действий между Турцией и Россией. Атаку осуществили Indomitable и Indefatigable , а также французские линкоры до дредноута Suffren и Verité . Целью атаки было проверить укрепления и оценить реакцию Турции. Результаты оказались обманчиво обнадеживающими. В ходе двадцатиминутной бомбардировки единственный снаряд попал в магазин форта в Седд-эль-Бахре на оконечности полуострова Галлиполи, сместив (но не уничтожив) 10 орудий и убив 86 турецких солдат. Самым значительным последствием было то, что внимание турок было привлечено к усилению своей обороны, и они приступили к расширению минного поля. [ 38 ] Это нападение фактически произошло до того, как официально объявила войну Великобритания Османской империи , что произошло только 6 ноября. «Неутомимый» оставался в Средиземном море до тех пор, пока его не сменил «Инфлексибл» 24 января 1915 года и он не отправился на Мальту для ремонта. Завершив ремонт, 14 февраля она отплыла в Англию, где присоединилась ко 2-й эскадре линейных крейсеров (BCS). по прибытии [ 39 ]
Австралия в Тихом океане
[ редактировать ]
После объявления войны Австралии было поручено найти немецкую восточноазиатскую эскадру , единственную Центральных держав примечательную военно-морскую силу в Тихом океане. Во время этой охоты она была прикреплена к австралийскому военно-морскому экспедиционному корпусу и обеспечивала поддержку во время вторжения сил в Рабаул в случае присутствия немецкой эскадры. [ 40 ] Командир эскадры вице-адмирал Максимилиан фон Шпее с опаской относился к Австралии , которая, по его словам, превосходила его эскадру. [ 41 ]
После ухода фон Шпее из Тихого океана 8 ноября 1914 года Австралии было запоздало приказано присоединиться к нескольким японским крейсерам у берегов Мексики, чтобы возобновить охоту на немецкие крейсеры. К этому времени немецкая эскадра пробилась в Южную Атлантику и в начале декабря была уничтожена британской эскадрой в битве у Фолклендских островов . [ 42 ] Австралию отправили присоединиться ко 2-й эскадре линейных крейсеров в Росайте , Шотландия, и после короткого ремонта она стала флагманом эскадры. [ 43 ]
Битва при Гельголандской бухте
[ редактировать ]Первые действия Новой Зеландии были предприняты в составе линейных крейсеров под командованием адмирала Битти во время операции «Битва в Гельголандской бухте» 28 августа 1914 года. Корабли Битти изначально предназначались для дальней поддержки британских крейсеров и эсминцев, находящихся ближе к немецким. побережье на случай, если крупные соединения Флота открытого моря вылетят в ответ на британские атаки. Они повернули на юг на полной скорости в 11:35, когда британские легкие силы не смогли выйти из боя вовремя, а нарастающий прилив означал, что немецкие крупные корабли смогут преодолеть барьер в устье Нефритового устья . Совершенно новый легкий крейсер «Аретуза» был поврежден ранее в бою и находился под огнем легких крейсеров «Страсбург» и «Кёльн» , когда в 12:37 из тумана вырисовались линейные крейсеры Битти. Страсбург смог нырнуть в туман и уклониться от огня, но Кельн остался видимым и был быстро поврежден огнем эскадрильи. Но от задачи прикончить Битти отвлекло внезапное появление пожилого легкого крейсера. Ариадна прямо перед ним. Он повернул в погоню, но превратил ее в пылающую громаду всего за три залпа на расстоянии менее 6000 ярдов (5,5 км). В 13:10 Битти повернул на север и подал общий сигнал удалиться. Вскоре после поворота на север основные силы Битти столкнулись с искалеченным «Кельном» , и он был потоплен двумя залпами «Лайона» . [ 44 ]
Рейд на Скарборо
[ редактировать ]Немецкий флот принял решение о стратегии бомбардировки британских городов на побережье Северного моря, пытаясь выманить Королевский флот и детально уничтожить его элементы. Предыдущий рейд на Ярмут разработал более масштабную операцию 3 ноября был частично успешным, но впоследствии адмирал Франц фон Хиппер . Быстроходные линейные крейсеры фактически будут вести бомбардировку, в то время как весь флот открытого моря должен был расположиться к востоку от Доггер-банки, чтобы обеспечить прикрытие для их возвращения и уничтожить любые элементы Королевского флота, которые отреагировали на рейд. Но немцы не знали, что британцы читали немецкие военно-морские кодексы и планировали поймать рейдовый отряд на обратном пути, хотя они не знали, что Флот открытого моря также будет в море. адмирала Битти 1-я эскадра линейных крейсеров , теперь сокращенная до четырех кораблей, включая «Новую Зеландию» , а также 2-я линейная эскадра с шестью дредноутами, была отделена от Великого флота в попытке перехватить немцев возле Доггер-Бэнк. [ 45 ]
Адмирал Хиппер отправился 15 декабря 1914 года для еще одного такого рейда и успешно обстрелял несколько английских городов, но британские эсминцы, сопровождавшие 1-й БКС, уже в 5:15 столкнулись с немецкими эсминцами Флота открытого моря и вели с ними безрезультатный бой. Вице-адмирал сэр Джордж Уоррендер , командующий 2-й боевой эскадрой, в 05:40 получил сигнал о том, что «Линкс» вступает в бой с вражескими эсминцами, хотя Битти этого не сделал. Эсминец «Акула» заметил немецкий броненосный крейсер «Роон» и его эскорт примерно в 07:00, но не смог передать сообщение до 7:25. Адмирал Уоррендер получил сигнал, как и Новая Зеландия , а Битти — нет, несмотря на то, что Новой Зеландии было специально поручено передавать сообщения между эсминцами и Битти. Уоррендер попытался передать сообщение Шарка Битти в 07:36, но не смог выйти на контакт до 07:55. Битти изменил курс, когда получил сообщение, и отправил Новую Зеландию на поиски Руна . Она находилась на капитальном ремонте Новая Зеландия , когда Битти получил сообщение об Скарборо обстреле в 09:00. Битти приказал Новой Зеландии присоединиться к эскадрилье и повернул на запад, в сторону Скарборо. [ 46 ]

Британские войска разделились, обойдя мелководный юго-западный участок Доггер-банки; Корабли Битти прошли на север, а Уоррендер — на юг, направляясь на запад, чтобы заблокировать основной путь через минные поля, защищающие английское побережье. В результате между ними остался разрыв в 15 морских миль (28 км; 17 миль), через который начали двигаться немецкие легкие силы. В 12:25 легкие крейсеры 2-й разведывательной группы начали проходить мимо британских войск, ищущих Хиппера. Саутгемптон заметил легкий крейсер «Штральзунд» и подал сигнал Битти. В 12:30 Битти повернул свои линейные крейсеры в сторону немецких кораблей. Битти предполагал, что немецкие крейсеры были прикрытием для кораблей Хиппера, однако они отставали примерно на 50 км (31 милю). 2-я эскадра легких крейсеров, которая осуществляла проверку кораблей Битти, отделилась, чтобы преследовать немецкие крейсеры, но неверно истолкованный сигнал британских линейных крейсеров отправил их обратно на позиции проверки. [ Примечание 2 ] Эта путаница позволила немецким легким крейсерам уйти и предупредила Хиппера о местонахождении британских линейных крейсеров. Немецкие линейные крейсеры повернули к северо-востоку от британских войск и сумели уйти. [ 47 ]
Битва при Доггер-банке
[ редактировать ]23 января 1915 года отряд немецких линейных крейсеров под командованием адмирала Франца фон Хиппера совершил вылет, чтобы очистить Доггер-банку от любых британских рыбацких лодок или небольших судов, которые могли там находиться для сбора разведывательной информации о передвижениях Германии. Но британцы прочитали их закодированные сообщения и отправились на их перехват с помощью более крупных сил британских линейных крейсеров под командованием адмирала Битти, в состав которых входила Новая Зеландия . Контакт начался в 07:20 24 числа, когда британский лёгкий крейсер «Аретуза» заметил немецкий лёгкий крейсер СМС «Кольберг» . К 07:35 немцы заметили силы Битти, и Хиппер приказал повернуть на юг со скоростью 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час), полагая, что этого будет достаточно, если корабли, которые он видел к северо-западу, были британскими линкорами и что он всегда мог увеличить скорость до . максимальной скорости Блюхера в 23 узла (26 миль в час; 43 км / ч), если бы это были британские линейные крейсеры [ 48 ]
Битти приказал своим линейным крейсерам развивать всю возможную скорость, чтобы догнать немцев, прежде чем они смогут уйти. New Zealand и Indomitable были самыми медленными из кораблей Битти и постепенно отставали от более новых и быстрых линейных крейсеров, но Новая Зеландия смогла открыть огонь по Блюхеру к 09:35. Она продолжила сражаться с «Блюхером» после того, как другой, более быстрый линейный крейсер переключил цели на немецкие линейные крейсеры. Примерно через час Новая Зеландия вывела из строя «Блюхера » переднюю башню , и в 10:31 «Неукротимый» также начал стрелять по ней. Два 12-дюймовых снаряда пробили ее бронепалубу и взорвались в боекомплекте в 10:35. Это вызвало пожар в миделе корабля, который разрушил ее две левые 21-см (8,3 дюйма) башни, а сотрясение повредило ее двигатели, так что ее скорость упала до 17 узлов (31 км / ч; 20 миль в час), а рулевое управление заклинило. В 10:48 Битти приказал Неукротимому атаковать ее. Но из-за сочетания ошибки флаг-лейтенанта Битти в передаче сигналов и серьезного повреждения флагманского корабля Битти. Lion , который вывел из строя ее радио и вызвал достаточно дыма, чтобы скрыть ее сигнальные фалы, так что Битти не мог связаться со своими кораблями, что заставило остальные линейные крейсеры, временно находившиеся под командованием контр-адмирала сэра Гордона Мура в Новой Зеландии , считают, что этот сигнал относится и к ним. Поэтому они отвернулись от основных сил Хиппера и вступили в бой с Блюхером . [ 49 ] Новая Зеландия выпустила 147 снарядов по Блюхеру , прежде чем он перевернулся и затонул в 12:07 после торпедирования. [ 50 ]
Ютландская битва
[ редактировать ]31 мая 1916 года 2-й BCS состоял из Новой Зеландии (флагман контр-адмирала Уильяма Кристофера Пакенхэма ) и Indefatigable , поскольку Австралия все еще находилась в ремонте после ее столкновения с Новой Зеландией 22 апреля. [ 43 ] Он был приписан к флоту линейных крейсеров адмирала Битти, который вышел в море, чтобы перехватить вылазку Флота открытого моря в Северное море. Британцы смогли расшифровать немецкие радиосообщения и покинули свои базы до того, как немцы вышли в море. В 15:20 линейные крейсеры Хиппера заметили флот линейных крейсеров на западе. [ Примечание 3 ] но корабли Битти не заметили немцев на востоке до 14:30. Почти сразу после этого, в 15:32, он приказал изменить курс на восток-юго-восток, чтобы занять позицию по обе стороны линии отступления немцев, и вызвал экипажи своих кораблей на боевые посты. Он также приказал 2-му БКС, который шел впереди, идти за кормой 1-го БКС. Хиппер приказал своим кораблям повернуть на правый борт, подальше от британцев, чтобы занять юго-восточный курс, и снизил скорость до 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час), чтобы позволить трем легким крейсерам 2-й разведывательной группы догнать их. . Этим поворотом «Хиппер» отступал на Флот открытого моря, находившийся примерно в 60 милях (97 км) позади него. Примерно в это же время Битти изменил курс на восток, поскольку быстро стало очевидно, что он все еще находится слишком далеко на севере, чтобы отрезать Хиппера. [ 51 ]
Это положило начало тому, что должно было быть названо «Бегом на юг», когда Битти изменил курс и повернул на восток-юго-восток в 3:45, параллельно курсу Хиппера, теперь, когда дальность сократилась до менее 18 000 ярдов (16 000 м). Первыми в 15:48 открыли огонь немцы, почти сразу за ними последовали британцы. Британские корабли все еще находились в процессе поворота, поскольку только два ведущих корабля, «Лайон» и «Принцесса Ройал», удержали курс, когда немцы открыли огонь. Британский строй был выстроен вправо, «Индефатигебл» находился в тылу и дальше всего на запад, а Новая Зеландия впереди него и немного восточнее — . Немецкий огонь с самого начала был точным, но британцы переоценили дальность, поскольку немецкие корабли смешались с дымкой. «Неутомимый» нацелился на Фон дер Танна, в то время как Новая Зеландия нацелилась на Мольтке , сама оставаясь незамеченной. К 15:54 дальность снизилась до 12 900 ярдов (11 800 м), и Битти приказал изменить курс на два пункта вправо, чтобы увеличить дальность в 15:57. Около 16:00 «Неутомимый» получил два или три попадания снаряда «Фон дер Танна» в заднюю башню, почти сразу отвалился на правый борт, упал на корму и накренился на левый борт. При следующем залпе она получила еще два попадания: один раз в бак и в носовую башню, и взорвалась примерно в 16:03, когда у нее взорвались магазины. [ 52 ] Наиболее вероятной причиной ее гибели стал взрыв низкого порядка в магазине «X», в результате которого у нее вырвало днище и разорвало управляющие валы между рулевыми двигателями и рулевым механизмом, после чего последовал взрыв ее передних магазинов от второго залпа. [ 53 ] Фон дер Танн выпустила всего 52 снаряда диаметром 28 см (11 дюймов) по «Неустанному», прежде чем она взорвалась, унеся с собой 1017 человек. Единственных двоих выживших спас немецкий миноносец S68 . [ 54 ]

После Индефатигейбл » поражения « Новая Зеландия перенесла огонь на Фон дер Танн в соответствии с постоянными инструкциями Битти. Расстояние стало слишком большим для точной стрельбы, поэтому Битти изменил курс на четыре пункта влево, чтобы снова сократить расстояние между 16:12 и 16:15. К этому времени 5-я боевая эскадра из четырех «Куин Элизабет» линкоров класса приблизилась и вступила в бой с Фон дер Танном и Мольтке . В 16:23 13,5-дюймовый (340-мм) снаряд « Тайгера» попал в «Фон дер Танна» и кормовую башню вызвал пожар среди хранившихся там учебных мишеней, который полностью окружил корабль и заставил Новую Зеландию переключить огонь на Мольтке . [ 55 ] В 16:30 легкий крейсер «Саутгемптон» , ведущий разведку перед кораблями Битти, заметил передовые части Флота открытого моря, несущиеся на север на максимальной скорости. Три минуты спустя она увидела стеньги линкоров вице-адмирала Рейнхарда Шеера , но не передавала сообщение Битти еще пять минут. Битти продолжал двигаться на юг еще две минуты, чтобы самому убедиться в обнаружении, прежде чем последовательно приказал развернуться на шестнадцать пунктов вправо. «Новая Зеландия» , последний корабль флота, преждевременно развернулся, чтобы остаться вне досягаемости приближающихся линкоров. [ 56 ] За весь «Бег на юг» в нее попал только один раз, в башню «Y», 28-см снаряд без особого эффекта. [ 39 ]
Новая Зеландия вступила в бой с линкором «Принцрегент Луитпольд» в 17:08 во время так называемого «Бега на север», но по нему не попали, хотя несколько раз его оседлали. [ 57 ] Корабли Битти поддерживали полную скорость, пытаясь создать некоторое разделение между собой и флотом открытого моря, и постепенно вышли из зоны досягаемости. Они повернули на север, а затем на северо-восток, чтобы попытаться встретиться с основными силами Великого Флота . В 17:40 они вновь открыли огонь по немецким линейным крейсерам. Заходящее солнце ослепило немецких артиллеристов, они не смогли разглядеть британские корабли и в 17:47 повернули на северо-восток. [ 58 ] Битти постепенно повернул все больше на восток, чтобы иметь возможность прикрыть развертывание Великого Флота в его боевой порядок и двигаться впереди него, но он не рассчитал время для своего маневра и вынудил ведущую дивизию отойти на восток, дальше от противника. немцы. К 18:35 Битти следовал за «Неукротимым» и «Инфлексибл» из 3-го BCS, когда они держали курс с востока на юго-восток, возглавляя Большой флот, и продолжали вступать в бой с линейными крейсерами Хиппера на юго-западе. Несколькими минутами ранее Шеер приказал одновременно развернуться на 180° по правому борту, и Битти потерял их из виду в дымке. [ 59 ] Двадцать минут спустя Шеер приказал еще раз развернуться на 180 °, в результате чего они снова пошли на сближение с Великим флотом, который изменил курс на юг. Это позволило Великому флоту пересечь Т Шира , и они сильно повредили его ведущие корабли. Шеер приказал еще раз развернуться на 180° в 19:13, пытаясь вытащить Флот открытого моря из ловушки, в которую он их отправил. [ 60 ]
Это было успешным, и британцы потеряли немцев из виду до 20:05, когда Кастор заметил дым, идущий с запада на северо-запад. Десять минут спустя она приблизилась к цели настолько, чтобы опознать немецкие торпедные катера и атаковать их. Битти повернул на запад, услышав звуки выстрелов, и заметил немецкие линейные крейсеры всего на расстоянии 8500 ярдов (7800 м). «Инфлексибл» открыл огонь в 20:20, за ним почти сразу же последовали остальные линейные крейсеры Битти. [ 61 ] «Новая Зеландия» и «Неукротимый» сосредоточили свой огонь на Зейдлице и ударили по ней пять раз, прежде чем она повернула на запад, чтобы выйти из боя. [ 62 ] Вскоре после 20:30 были замечены преддредноутные линкоры 2-й боевой эскадры контр-адмирала Мауве и по ним был переключен огонь. Немцы из-за плохой видимости успели сделать по ним всего несколько выстрелов и повернули на запад. Британские линейные крейсеры несколько раз ударили по немецким кораблям, прежде чем около 20:40 они слились с дымкой. [ 63 ] После этого Битти изменил курс на юго-юго-восток и сохранял этот курс, опередив как Великий флот, так и Флот открытого моря, до 02:55 следующего утра, когда был отдан приказ изменить курс. [ 64 ]
Пост-Ютландская карьера
[ редактировать ]
Австралия » практически не занимались военно-морской деятельностью воссоединилась со 2-м BCS 9 июня 1916 года в качестве флагмана эскадры, но «Неутомимые , за исключением обычного патрулирования, благодаря приказу кайзера о том, что его корабли не должны выходить в море, если не будут уверены в победа. Австралия столкнулась с Repulse 12 декабря 1917 года и в течение следующего месяца находилась в ремонте. Она присутствовала при интернировании флота открытого моря в Скапа-Флоу 21 ноября 1918 года. Новая Зеландия В период с декабря 1918 года по февраль 1919 года адмирала Джеллико была переоборудована для годового турне ей заплатили по Индии и доминионам, и за нее . вернуться 15 марта 1920 г. в резерв. Он был продан на металлолом 19 декабря 1922 года. «Австралия» отплыла в Австралию 23 апреля 1921 года и стала флагманом Королевского военно-морского флота Австралии по прибытии . В соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского договора он был затоплен к востоку от Сиднея 12 апреля 1924 года. [ 65 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Корабли класса Indefatigable формально назывались броненосными крейсерами до 1911 года, когда приказом Адмиралтейства от 24 ноября 1911 года они были переименованы в линейные крейсеры. До тех пор неофициально использовался ряд обозначений, в том числе крейсер-линкор, крейсер-дредноут и линейный крейсер. . См. Робертс, стр. 24–25.
- ↑ Битти намеревался оставить только два последних лёгких крейсера из Гуденаф эскадры ; однако Ноттингема сигнальщик неверно истолковал сигнал, полагая, что он предназначен для всей эскадры, и таким образом передал его Гуденафу, который приказал своим кораблям вернуться на свои позиции перед линейными крейсерами Битти.
- ^ Время, используемое в этом разделе, указано в формате UTC , что на один час отстает от центральноевропейского времени , которое часто используется в немецких работах.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Робертс, стр. 28–29.
- ^ Ламберт, стр. 64–67.
- ^ Робертс, с. 29
- ^ Jump up to: а б Белл и Эллеман, с. 124
- ^ Naval Annual 1923 , диаграмма Indefatigable класса , на которой говорится, что «на диаграммах показаны также устаревшие корабли Indomitable и Inflexible ; но в Новой Зеландии и Австралии центральные башни расположены более эшелонированно, чем на двух более ранних кораблях».
- ^ Робертс, с. 28
- ^ Робертс, стр. 43–44.
- ^ Робертс, стр. 70–75.
- ^ Робертс, стр. 76, 80.
- ^ Робертс, с. 76
- ^ Престон, с. 26
- ^ Робертс, стр. 81–84.
- ^ «Британия 12»/45 (30,5 см) Mark X» . navweaps.com. 30 января 2009 г. Проверено 11 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Робертс, с. 83
- ^ Робертс, с. 97
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл (1978), с. 13
- ^ «Британская 12-фунтовая пушка [3 дюйма/45 (76,2 см)] 20 центов QF HA Marks I, II, III и IV» . navweaps.com. 27 февраля 2007 г. Проверено 11 ноября 2009 г.
- ^ «Британия, 6 фунтов / 8 центнеров [2,244 дюйма/40 (57 мм)] QF Marks I и II» . navweaps.com. 16 мая 2008 г. Проверено 11 ноября 2009 г.
- ^ Берт, с. 91
- ^ Робертс, стр. 90–91.
- ^ Робертс, с. 91
- ^ Справочник директора по стрельбе, 1917. стр. 88, 142.
- ^ Справочник директора по стрельбе, 1917. с. 88.
- ^ Робертс, стр. 92–93.
- ^ Jump up to: а б Робертс, с. 112
- ^ Браун, с. 57
- ^ Робертс, стр. 109, 112.
- ^ Берт, с. 94
- ^ Робертс, с. 113
- ^ Кэмпбелл (1978), с. 14
- ^ Военно-морской ежегодник Брасси 1914, стр. 192–199, 206.
- ^ Паркс, стр. 513–517.
- ^ Джиллетт, с. 128
- ^ «HMAS Австралия (I)» . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ Мэсси, с. 39
- ^ Мэсси, стр. 45–46.
- ^ Карлайон, с. 47
- ^ Jump up to: а б Берт, с. 103
- ^ Хосе, стр. 78–81.
- ^ Хосе, с. 25
- ^ Хосе, стр. 125–127.
- ^ Jump up to: а б Берт, с. 104
- ^ Мэсси, стр. 109–113.
- ^ Мэсси, стр. 333–334.
- ^ Мэсси, стр. 342–343.
- ^ Таррант, с. 34
- ^ Мэсси, стр. 376–384.
- ^ Мэсси, стр. 385–406.
- ^ Конвея, с. 27
- ^ Таррант, стр. 69, 71, 75.
- ^ Таррант, стр. 80–85.
- ^ Робертс, с. 116
- ^ Таррант, с. 85
- ^ Таррант, стр. 89–90.
- ^ Мэсси, стр. 595–600.
- ^ Таррант, с. 100
- ^ Таррант, с. 109
- ^ Таррант, с. 130–138
- ^ Таррант, стр. 149, 157.
- ^ Таррант, с. 175
- ^ Кэмпбелл (1998), с. 272
- ^ Таррант, стр. 177–178.
- ^ Таррант, с. 178, 224
- ^ Робертс, с. 123
Библиография
[ редактировать ]- Белл, Кристофер М. и Эллеман, Брюс А. (2003). Военно-морские мятежи двадцатого века: международная перспектива . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-5460-4 .
- Браун, Дэвид К. (1999). Великий флот: проектирование и развитие военного корабля 1906–1922 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-315-Х .
- Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8 .
- Кэмпбелл, Джон (1986). Ютландия: анализ боевых действий . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-324-5 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). Боевые крейсеры . Специальный военный корабль. Том. 1. Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-130-0 .
- Карлайон, Лес (2001). Галлиполи . Лондон: Издательство Transworld. ISBN 0-385-60475-0 .
- Хайт, виконт , изд. (1914). Военно-морской ежегодник 1914 года . Лондон: Брасси.
- Джиллетт, Росс (1977). Военные корабли Австралии . Ригби Лимитед. ISBN 0-7270-0472-7 .
- Хосе, Артур В. (1941). Королевский флот Австралии, 1914–1918 гг . Официальная история Австралии в войне 1914–1918 годов , Том X (9-е изд.). Сидней: Ангус и Робертсон. Архивировано из оригинала 4 октября 2009 года . Проверено 14 ноября 2009 г.
- Ламберт, Николас (1996). «Экономика или империя?: Концепция флотского подразделения и поиски коллективной безопасности в Тихом океане, 1909–14». Далекие линии: очерки имперской обороны в честь Дональда Маккензи Шурмана . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4216-9 .
- Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-679-45671-6 .
- Паркс, Оскар (1990) [1966]. Британские линкоры, Warrior 1860 - Vanguard 1950: История проектирования, строительства и вооружения (новое и исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-075-4 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 0-85177-245-5 .
- Робертс, Джон (1997). Боевые крейсеры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-068-1 .
- Таррант, В.Е. (1999) [1995]. Ютландия: немецкая перспектива: новый взгляд на великую битву, 31 мая 1916 г. Лондон: Брокгемптон Пресс. ISBN 1-86019-917-8 .
- Адмиралтейство, Артиллерийское отделение (1917). Справочник директора по увольнению . OU 6125 (поздний CB 1259). Экземпляр № 322 в Национальном архиве в Кью .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Проект «Дредноут» Технические материалы по вооружению и управлению огнем кораблей