«Маджестик » Линкор класса
![]() | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | «Маджестик » Линкор класса |
Строители | |
Операторы | Королевский флот |
Предшественник | HMS Слава |
Преемник | Канопус Класс |
Построен | 1893–1898 |
В комиссии | Декабрь 1895 г. - ноябрь 1921 г. |
Завершенный | 9 |
Потерянный | 1 |
Ушедший на пенсию | 8 |
Общие характеристики | |
Тип | Линкор до дредноута |
Смещение | 16 060 длинных тонн (16 320 т ) |
Длина | 421 фут (128 м) |
Луч | 75 футов (23 м) |
Черновик | 27 футов (8,2 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час) |
Дополнить | 672 |
Вооружение | |
Броня |
|
Класс Majestic , состоящий из девяти до дредноута, линкоров построен для Королевского флота в середине 1890-х годов в рамках программы Спенсера, названной в честь Первого лорда Адмиралтейства был Джона Пойнца Спенсера . вошли девять единиц В строй , и это был самый многочисленный класс линкоров. Девять кораблей, HMS Majestic , Caesar , Hannibal , Illustrious , Jupiter , Magnificent , Mars , Prince George и Victorious , были построены между 1894 и 1898 годами в рамках программы по усилению Королевского флота против двух его традиционных соперников, Франции и России. . Это продолжило инициативы по перевооружению военно-морского флота, начатые Законом о морской обороне 1889 года .
Majestic s внес ряд значительных усовершенствований в конструкцию британских линкоров, в том числе бронированные орудийные щиты для орудий главного калибра, установленных на барбетах . Корабли были вооружены главной батареей из четырех 12-дюймовых орудий BL Mark VIII — первого крупнокалиберного орудия в Королевском флоте, использовавшего бездымное пороховое топливо , что делало его почти во всех отношениях превосходящим более ранние, более крупные орудия. Они также были первыми британскими кораблями, оснащенными броней Харви , которая позволяла им иметь гораздо более высокий уровень защиты. Корабли оказались одними из самых успешных проектов своего времени, и они широко копировались в иностранных военно-морских силах, включая японский «Сикисима» класс и линкор «Микаса» , которые представляли собой модифицированные версии конструкции «Маджестик» .
На протяжении всей своей карьеры девять кораблей выполняли самые разные функции. В основном они служили во флоте Ла-Манша , хотя некоторые из них проходили ротацию на Средиземноморском флоте , а «Викториус» служил на Китайской станции в 1900–02 годах. К моменту начала Первой мировой войны в июле 1914 года эти суда уже не были передовыми кораблями и использовались для защиты переправы британского экспедиционного корпуса и различных пунктов на британском побережье. В 1915 году несколько кораблей были разоружены, их орудиями собирались оснастить «Лорд Клайв» класса мониторы . Разоруженные линкоры использовались в качестве военных кораблей во время Дарданелльской кампании , а «Принс Джордж» и «Маджестик» использовались для бомбардировки позиций противника до того, как «Маджестик» был торпедирован немецкой подводной лодкой . Уцелевшие корабли использовались на второстепенных ролях с 1915 года, а после войны все были проданы на слом в 1920–22 годах. Только один, Принц Джордж , избежал разборки , разбив Кампердуэн .
Дизайн
[ редактировать ]
В 1891 году контр-адмирал Джеки Фишер , тогдашний контролер Королевского флота, опубликовал запрос на новый проект линкора , основанный на Royal Sovereign классе , но включающий недавно разработанную 12-дюймовую (305-мм) пушку и броню Харви , которая была значительно прочнее составной брони . Директор строительства военно- морского Уильям Генри Уайт подготовил эскизный проект корабля водоизмещением 12 500 тонн (12 700 тонн ), вооруженного четырьмя из 12 орудий и защищенного бронепоясом толщиной 9 дюймов (229 мм). Уайт представил проект 27 января 1892 года Совету директоров . Из-за большей устойчивости, которую обеспечивала броня Харви, для того же уровня защиты можно было использовать меньшее ее количество, что позволило значительно снизить вес. В результате схема защиты стала более мощной и комплексной, чем в Royal Sovereign , при этом увеличившееся водоизмещение было сведено к минимуму. Это включало установку полностью закрытых бронезащитных щитов для орудий главного калибра. [ 1 ]
Совет одобрил проект и намеревался заложить три корабля по программе 1892 года, но работа над 12-дюймовым орудием заняла больше времени, чем предполагалось, и поэтому строительство было отложено до программы 1893 года. К тому времени третий корабль будущего класса Majestic был перепроектирован в линкор второго класса, Renown , в результате чего по смете 1893 года осталось заложить только два корабля. Однако к августу 1893 года общественность осознала, что сила Королевского флота упала по сравнению с его традиционными соперниками, французским и российским флотами. Джон Спенсер , первый лорд Адмиралтейства , предложил большой план расширения военно-морского флота, получивший название «Программа Спенсера», который включал еще семь линкоров класса «Маджестик», чтобы успокоить общественное мнение. [ 1 ]
Majestic должны были стать эталоном для всех последующих дредноутов . В то время как предыдущие линкоры класса Royal Sovereign произвели революцию и стабилизировали конструкцию британских линкоров, представив линкор с высоким надводным бортом и четырьмя орудиями главного калибра в сдвоенных установках в барбетах на носу и корме, именно Majestic остановились на 12 орудиях главной батареи. и начал практику установки броневых рубок поверх барбетов; эти орудийные рубки, хотя и сильно отличались от предшествовавших им тяжелых круглых орудийных башен старого образца, сами стали известны как «башни» и стали стандартом для военных кораблей во всем мире. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Класс Majestic , самый крупный класс линкоров, когда-либо построенных, был одним из самых успешных линкоров своего времени и широко копировался. [ 1 ] Действительно, японский «Сикишима» класс и линкор «Микаса» были созданы непосредственно на базе « Маджестиков ». [ 5 ]
Общие характеристики и оборудование
[ редактировать ]
Majestic и имели длину 390 футов (120 м) между перпендикулярами 421 фут (128 м) общую длину . Они имели ширину 75 футов (23 м) и осадку 27 футов (8,2 м). Их водоизмещение до 16 060 длинных тонн (16 320 т) при полной боевой нагрузке. Корабли имели высоту надводного борта 25 футов (7,6 м) вперед, 17 футов 3 дюйма (5,26 м) на миделе и 18 футов 6 дюймов (5,64 м) на корме. Их корпуса были разделены на многочисленные водонепроницаемые отсеки : 72 отсека внутри бронецитадели и 78 снаружи. Двойное дно простиралось на большую часть длины корпуса. Они были оснащены двумя мачтами с двумя боевыми вершинами на каждой . За исключением «Цезаря» , «Ганнибала» и «Илластриуса» , у них была новая конструкция, в которой мостик устанавливался вокруг основания фок-мачты за боевой рубкой, чтобы предотвратить обрушение поврежденного в бою мостика вокруг башни. [ 2 ] [ 6 ]
» «Маджестики считались хорошими морскими лодками, во многом благодаря высокому надводному борту, легкому крену и хорошим пароходам, хотя и страдали от большого расхода топлива. Тем не менее они были очень маневренными. [ 2 ] Они имели поперечную метацентрическую высоту 3,7 фута (1,1 м) при полной нагрузке. [ 7 ] Корабли имели экипаж из 672–794 офицеров и рядовых , и это число варьировалось между кораблями и в течение их карьеры. На каждом корабле было множество небольших лодок, обычно в том числе три паровые лодки длиной 42 фута (13 м) , один паровой катер длиной 34 фута (10 м) , два катера длиной 27 футов (8,2 м) , два китобойных судна , три гигарки длиной от 24 до 10 м. 32 фута (7,3 и 9,8 м), одна шлюпка длиной 16 футов (4,9 м) и один плот длиной 13 футов 6 дюймов (4,11 м) . Корабли были оснащены шестью 24-дюймовыми (610 мм) прожекторами: четырьмя на мостике и по одному на каждой мачте. Все девять кораблей получили беспроводные передатчики типа I в 1909–10. [ 8 ]
Во время ходовых испытаний предыдущего линкора Royal Sovereign инженеры корабля узнали, что двигатели могут выйти из строя при высоких уровнях принудительной осадки ; в результате Majestic s были разработаны для достижения той же максимальной скорости с более мощным двигателем. Это позволило инженерам расширить запас безопасности на максимальной скорости. Их силовая установка состояла из двух 3-цилиндровых двигателей тройного расширения , каждый из которых приводил в движение один четырехлопастной винт. Пар вырабатывался восемью угольными односторонними судовыми котлами Scotch , которые были объединены в пару воронок , расположенных рядом. Их двигатели имели номинальную мощность 10 000 лошадиных сил (7 500 кВт) при нормальной осадке и обеспечивали максимальную скорость 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час). При форсированной осадке они могли достигать 12 000 л.с. (8900 кВт) и 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час). [ 2 ] [ 9 ] К 1908 году корабли были переоборудованы на модели, работающие на угле и нефти. [ 10 ] Корабли обычно перевозили 1100 тонн (1100 длинных тонн; 1200 коротких тонн) угля, а дополнительные помещения позволяли хранить до 1900 тонн (1900 длинных тонн; 2100 коротких тонн). С установкой новых котлов были добавлены нефтехранилища емкостью от 400 до 500 тонн (390-490 длинных тонн; 440-550 коротких тонн). На скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) корабли могли пройти 7000 морских миль (13000 км; 8100 миль). При скорости 14,6 узлов (27,0 км/ч; 16,8 миль в час) их дальность полета упала до 4420 миль (8190 км; 5090 миль). [ 8 ]
Вооружение
[ редактировать ]
Маджестик и ее сестры были вооружены четырьмя 12-дюймовыми пушками BL Mk VIII 35- го калибра в двухорудийных башнях, одной в носовой и одной в кормовой. Этот калибр станет стандартом для всех классов британских линкоров, построенных в течение следующих пятнадцати лет. Это были первые новые британские линкоры с 1880-х годов, на которых была установлена 12-дюймовая главная батарея. Новая пушка представляла собой значительное усовершенствование 13,5-дюймовой (343-мм) пушки, которая устанавливалась на классах Admiral и Royal Sovereign , предшествовавших Majestic s, с точки зрения баллистики и прочности самой пушки, и была значительно легче. . [ 2 ] [ 8 ] [ 10 ] 12-дюймовая пушка имела начальную скорость 2500 футов в секунду (760 м/с) — значительное увеличение по сравнению с 13,5-дюймовой пушкой благодаря использованию бездымного пороха — и она могла стрелять 850-фунтовыми (390 кг) снарядами с дальность действия 13 900 ярдов (12 700 м). [ 11 ]
Башни размещались на барбетах грушевидной формы; такое расположение имели первые шесть кораблей, но два последних, «Цезарь» и «Илластриус» , имели круглые барбеты. [ 2 ] Установки БИИ на первых шести кораблях позволяли осуществлять круговое заряжание из запаса готовых боеприпасов, хранившихся в башне, однако орудиям приходилось возвращаться на центральную линию для подъема боеприпасов из магазинов, так как подъемники боеприпасов не вращались вместе с башней. турель. Caesar и Illustrious с их круглыми барбетами имели крепления BIII с вращающимися подъемниками, что позволяло осуществлять заряжание из магазинов со всех сторон. Крепления как BII, так и BIII имели диапазон возвышения от −5 градусов до 13,5 градусов с максимальным углом возвышения. Во время Первой мировой войны четыре « Маджестика » были разоружены, и эти пушки использовались для вооружения восьми «Лорд Клайв» класса мониторов . Еще две башни Illustrious позже были установлены в качестве береговых орудий на Тайне . [ 11 ]
Экономия веса главной батареи позволила классу Majestic нести вспомогательную батарею орудий QF ( скорострельных ) из двенадцати 6-дюймовых 40-го калибра , что является более крупным вторичным вооружением, чем в предыдущих классах. Они были установлены в казематах двух орудийных палуб на миделе корабля. [ 10 ] [ 2 ] и они выпустили 100-фунтовый (45 кг) снаряд с начальной скоростью 2205 футов/с (672 м/с). Поднятые на 15 градусов, они могли поражать цели на расстоянии до 10 000 ярдов (9 100 м). [ 12 ] Корабли также несли шестнадцать 12-фунтовых орудий QF Mk I и двенадцать 2-фунтовых орудий QF Mk I для защиты от торпедных катеров . Они размещались в различных установках, в том числе в казематах, на крышах башен ГК и в боевых верхах. Корабли также были оснащены пятью 18-дюймовыми (450-мм) торпедными аппаратами , четыре из которых были погружены в корпус корабля, а последний - в палубную пусковую установку на корме. [ 2 ] Вулиджский арсенал производил торпеды модели Mark IV; массой 200 фунтов (91 кг) они несли боеголовку и имели дальность действия 750 ярдов (690 м) при скорости 27,5 узлов (50,9 км/ч; 31,6 миль в час). [ 13 ]
Броня
[ редактировать ]Броневой пояс класса Majestic состоял из 9 дюймов (229 мм) стали Харви, что обеспечивало равную защиту при меньших затратах по весу по сравнению с предыдущими типами брони. Это позволило кораблям иметь более глубокий и легкий пояс, чем у предыдущих линкоров, без каких-либо потерь в защите. [ 10 ] Поясная броня простиралась на 220 футов (67 м) вдоль корпуса; он занимал высоту 5 футов 6 дюймов (1,68 м) над ватерлинией и 9 футов 6 дюймов (2,90 м) ниже. Пояс соединялся через барбеты поперечной переборкой толщиной 14 дюймов (356 мм) в носовой части и переборкой толщиной 12 дюймов в кормовой части. Броневая палуба корабля имела толщину 3 дюйма (76 мм) в центральной части и наклонные борта толщиной 4 дюйма (102 мм), которые соединялись с нижним краем поясной брони. Такая конструкция требовала, чтобы любой снаряд, пробивший пояс, также прошел через палубу, прежде чем он мог достичь жизненно важных органов корабля. Палуба была уменьшена до 2,5 дюймов (64 мм) в носовой и кормовой части. [ 2 ] [ 14 ]
Барбеты главной батареи были защищены 14-дюймовой броней на открытых сторонах над бронепалубой, а часть, замаскированная под палубой, была уменьшена до 7 дюймов (178 мм). Орудийные рубки главной батареи имели толщину лицевых сторон 10 дюймов (254 мм), боковых стенок 5,5 дюймов (140 мм), задней части 4 дюйма (100 мм) и 2 толстых крыш. Казематы вспомогательных орудий имели толщину 6 дюймов, борта и корму - 2 дюйма для защиты расчетов от осколков. толщиной Кормовой торпедный аппарат закрывала маска 6 дюймов. Передняя боевая рубка имела 14 дюймов стали по бокам, за исключением задней стороны, которая была уменьшена до 12 дюймов. Кормовая боевая рубка имела гораздо более тонкую броневую защиту - 3 дюйма со всех сторон. [ 2 ] [ 14 ]
Корабли
[ редактировать ]
Имя | Строитель [ 2 ] | Заложен [ 2 ] | Запущен [ 2 ] | Завершенный [ 2 ] |
---|---|---|---|---|
Цезарь | Портсмутская верфь | 25 марта 1895 г. | 2 сентября 1896 г. | Январь 1898 г. |
Ганнибал | Верфь Пембрук | 1 мая 1894 г. | 28 апреля 1896 г. | Апрель 1898 г. |
прославленный | Верфь Чатема | 11 марта 1895 г. | 17 сентября 1896 г. | Апрель 1898 г. |
Юпитер | Дж. и Дж. Томсон, Клайдбанк | 24 апреля 1894 г. | 18 ноября 1895 г. | Май 1897 г. |
Великолепный | Верфь Чатема | 18 декабря 1893 г. | 19 декабря 1894 г. | декабрь 1895 г. |
Величественный | Портсмутская верфь | февраль 1894 г. | 31 января 1895 г. | декабрь 1895 г. |
Марс | Братья Лэрд | 2 июня 1894 г. | 30 марта 1896 г. | Июнь 1897 г. |
Принц Джордж | Портсмутская верфь | 10 сентября 1894 г. | 22 августа 1895 г. | ноябрь 1896 г. |
Победоносный | Верфь Чатема | 28 мая 1894 г. | 19 октября 1895 г. | ноябрь 1896 г. |
История обслуживания
[ редактировать ]
«Маджестик» , «Великолепный» , «Юпитер » , «Марс» , «Принц Джордж» и «Ганнибал» служили во флоте Ла-Манша с момента их ввода в строй, а «Великолепный» был флагманом с 1895 года. Они присутствовали на юбилее Бриллиантовом королевы Виктории в июне 1897 года и приняли участие в смотре коронации. для короля Эдуарда VII в августе 1902 года вместе с Ганнибалом . Вместо этого Цезарь и Прославленный отправились на Средиземноморский флот , оставаясь там до 1903 и 1904 годов соответственно, когда они вернулись в Великобританию, чтобы присоединиться к своим сестрам во флоте Ла-Манша. «Викториус» некоторое время служил на Средиземноморском флоте в 1897 году, а затем был переведен на Китайскую станцию в 1898 году, оставаясь там до 1900 года. Затем корабль вернулся для еще одного пребывания в Средиземноморском флоте с 1900 по 1903 год, а в 1904 году он присоединился к своим сестрам в Ла-Манше. Флот. В 1906 Majestic окупилась году ; в следующем году она и Великолепная были повторно приняты в состав подразделения Нор . В то же время «Цезарь» , «Викториус» и «Марс» отправились в Девонпортскую дивизию. , в то время как Ганнибал , принц Джордж , Юпитер и Прославленный отправились в Портсмутскую дивизию . [ 15 ]
В марте 1912 года «Цезарь» был переведен в резерв 4-й эскадрильи Флота Метрополии . Позже в том же году Majestic , Prince George и Illustrious были направлены в 7-ю боевую эскадрилью (BS). После вступления Великобритании в Первую мировую войну в августе 1914 года «Цезарь» и «Юпитер» были приписаны к 7-му BS, который, в свою очередь, был приписан к флоту Ла-Манша и имел задачу защищать британский экспедиционный корпус , когда он пересекал Ла-Манш во Францию. В то же время «Ганнибал» , «Марс» , «Великолепный» и «Викториус» были приписаны к 9-й боевой эскадрилье и размещены в Хамбере для защиты британского побережья. Вместо этого «Илластриус» использовался в качестве охранного корабля Великого флота и первоначально базировался на озере Лох-Эве . [ 15 ]

В начале 1915 года Маджестик и принц Джордж приняли участие в Дарданелльской кампании против Османской империи ; они бомбардировали османские позиции вокруг Дарданелл до мая, когда «Маджестик» был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой U-21 у мыса Хеллес . Примерно в то же время в «Принца Георга» попал снаряд османской береговой батареи, требующий ремонта на Мальте. «Ганнибал» , «Великолепный » , «Викториус» и «Марс» были поставлены на прикол в начале 1915 года, и их 12 орудий были сняты для вооружения мониторов класса «Лорд Клайв» . «Илластриус» была также разоружена, и два ее орудия направились к турелям Тайн . «Ганнибал» , «Великолепный » и «Марс» затем использовались в качестве военных кораблей во время операций у Дарданелл. В конце 1915 года, после завершения Дарданелльской кампании, «Ганнибал» находился в Египте в качестве корабля-базы , а «Великолепный» и «Марс» вернулись в Великобританию, чтобы использоваться в качестве корабля с боеприпасами и корабля-базы соответственно. [ 15 ]
«Викториус» был переоборудован в ремонтный корабль в 1915–1916 годах и базировался в Скапа-Флоу , главной базе Великого флота. Юпитер был переведен в патруль Суэцкого канала в середине 1915 года, а затем вернулся в Девонпорт в конце 1916 года для выплаты зарплаты. К 1916 году Illustrious был преобразован в склад и базировался в Чатеме; там к ней присоединился принц Джордж , к тому времени преобразованный в казарменный корабль . С декабря 1914 по сентябрь 1918 года «Цезарь» работал в качестве сторожевого корабля сначала в Гибралтаре , а затем на станции Северной Америки и Вест-Индии . В сентябре 1918 года она служила в Адриатической эскадре , а в Эгейской эскадре в октябре — . После войны она поддержала вмешательство союзников в гражданскую войну в России на Черном море в качестве корабля-базы; она была последним британским дредноутом, служившим за границей в каком-либо качестве. [ 16 ] [ 15 ]
«Ганнибал» и «Юпитер» были проданы в январе 1920 года, а затем разобраны в Италии и Великобритании соответственно. «Илластриус» последовала за своими сестрами на берег в июне 1920 года и была сдана на слом в Барроу-ин-Фернесс . «Цезарь» был выплачен в апреле 1920 года и в конечном итоге продан на слом в Германии в июле 1922 года. «Магнифисент» и «Марс» были проданы на слом в мае 1921 года и разобраны в Инверкейтинге и Бритон-Ферри соответственно. В сентябре «Принц Джордж» был продан на слом в Германии, но по пути он сел на мель у Кампердуина . Victorious был переименован в Indus II в 1920 году и в декабре 1922 года продан на слом. [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Берт , стр. 139–140.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Лион и Робертс , с. 34.
- ^ Ходжес , с. 33.
- ^ Сондхаус , с. 168.
- ^ Уоттс , с. 221.
- ^ Берт , стр. 139, 147.
- ^ Берт , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б с Берт , с. 147.
- ^ Берт , стр. 147, 157–158.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гиббонс , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Фридман , стр. 52–55.
- ^ Фридман , стр. 87–89.
- ^ Фридман , с. 329.
- ^ Перейти обратно: а б Берт , стр. 147, 150–151, 153.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Берт , стр. 161–167.
- ^ Престон , с. 7.
Ссылки
[ редактировать ]- Берт, Р.А. (2013) [1988]. Британские линкоры 1889–1904 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-173-1 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Гиббонс, Тони (1983). Полная энциклопедия линкоров и линейных крейсеров: технический справочник всех крупных кораблей мира с 1860 года по настоящее время . Лондон: Книги Саламандры. ISBN 978-0-86101-142-1 .
- Ходжес, Питер (1981). Большая пушка: основное вооружение линкора, 1860–1945 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-917-7 .
- Лион, Дэвид и Робертс, Джон (1979). «Великобритания и силы Империи». В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. стр. 1–113. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 978-0-87021-907-8 .
- Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815–1914 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-21478-0 .
- Уоттс, Эй Джей (1979). "Япония". В Шено, Роджер; Колесник, Евгений М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. стр. 216–239. ISBN 978-0-8317-0302-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Паркс, Оскар (1990). Британские линкоры . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-075-4 .