ТСС Мэнксман (1904)
Мэнксмен
| |
История | |
---|---|
![]() ![]() | |
Имя |
|
Владелец |
|
Строитель | Викерс, Сыновья и Максим , Барроу |
Номер двора | 315 |
Заложен | 1903 |
Запущен | 15 июня 1904 г. |
Приобретенный | 1915 |
Введен в эксплуатацию |
|
Выведен из эксплуатации | 24 декабря 1919 г. |
Идентификация |
|
Судьба | Продан на металлолом 9 августа 1949 г. |
Общие характеристики | |
Тип | перевозить |
Тоннаж | 2174 брт , 629 нрт |
Длина |
|
Луч | 43,1 футов (13,1 м) |
Черновик | 16 футов (4,9 м) |
Глубина | 17,3 футов (5,3 м) |
Установленная мощность | 6300 л.с. , [ нужна ссылка ] 1300 л.с. |
Движение |
|
Скорость | 22 узла (41 км/ч) |
Дополнить | на службе в Королевском флоте : 250 |
Экипаж | на гражданской службе: 80 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 8 гидросамолетов |
TSS Manxman — турбинный пароход, спущенный на воду в 1904 году для Мидлендской железной дороги и курсировавший между Хейшамом и Дугласом, остров Мэн . В 1916 году он был принят на вооружение Королевского флота как HMS Manxman и участвовал в боевых действиях в качестве авианосца во время Первой мировой войны , после чего был приобретен компанией Steam Packet Company острова Мэн . С началом Второй мировой войны он был снова реквизирован в качестве военного корабля, пока не был введен в эксплуатацию и его название не было изменено на HMS Caduceus . Он так и не вернулся в воды острова Мэн и был списан в августе 1949 года.
Конструкция и размеры
[ редактировать ]Vickers, Sons & Maxim построили Manxman в Барроу-ин-Фернесс . Ее киль был заложен в 1903 году. [ нужна ссылка ] и она была спущена на воду 15 июня 1904 года. [ 1 ] Это был корабль со стальным корпусом, зарегистрированной длиной 334,0 фута (101,8 м), шириной 43,1 фута (13,1 м) и глубиной 17,3 фута (5,3 м). В состоянии постройки его тоннаж составлял 2174 брт и 629 нрт . Она имела три винта , каждый из которых приводился в движение паровой турбиной . [ 2 ] Рабочее давление ее котлов составляло 200 фунтов на квадратный дюйм , а турбины развивали мощность 10 000 лошадиных сил , что обеспечивало рабочую скорость 22 узла (41 км/ч). Он был сертифицирован для перевозки 2020 пассажиров и имел экипаж из 80 человек. [ нужна ссылка ]
Мидлендская железная дорога зарегистрировала ее в Дугласе. Ее официальный номер в Великобритании был 118603, а до 1933 года ее кодовые буквы были HMRS. [ 2 ] К 1930 году ее позывной был GFPS. [ 3 ]
Услуга
[ редактировать ]
Мидлендская железная дорога
[ редактировать ]Мэнксмен был завершен в сентябре 1904 года и поступил на службу Мидлендской железной дороги на участке от Хейшема до Дугласа. Адмиралтейство реквизировало ее в январе 1915 года.
Первая мировая война: HMS Manxman
[ редактировать ]Мэнксман была переоборудована для работы во время войны на верфи Чатема . Переоборудование включало два авиационных ангара и взлетную палубу. Он был введен в эксплуатацию как HMS Manxman 17 апреля 1916 года. В ее состав входили Sopwith Baby , Sopwith Pup , Sopwith Camel и Short Type 184 . Он служил в составе Великого флота до октября 1917 года, а затем был переведен в Восточное Средиземноморье .
Мэнксмену не хватало скорости своих собратьев-гидроавианосцев «Бен-ми-Кри» и «Викинг» , и он потерял свое место в окружении Великого флота, потому что преобразование сделало его слишком медленным. Главнокомандующий флотом мэнский адмирал Битти 11 января 1917 года написал письмо с корабля HMS Iron Duke , в котором сообщил, что корабль непригоден для службы в составе линейного крейсерского флота «из-за недостаточной скорости» . эти последние шесть слов были добавлены собственноручно Битти.
Однако мэнксмен внес один вклад в историю авиации. Она представила одноместный истребитель Sopwith Pup , и этот самолет мог взлететь с ее стартовой платформы всего на 20 футов при ветре в 20 узлов.
Математика была на стороне бойца; его нагрузка на крыло составляла всего пять фунтов на квадратный фут, а мощность — 16,4 фунта на лошадиную силу; таким образом обеспечивая значительное соотношение мощности к весу . Эта небольшая машина имела двигатель Le Rhone мощностью 80 л.с., обеспечивающий скорость 182 миль в час на уровне моря и 103 миль в час на высоте 9000 футов. С помощью плавучих мешков он приземлился рядом с мэнским человеком , а затем его подняли на борт. В конце войны ее отправили в Восточную Африку, где она прибыла на Занзибар 22 ноября, а затем вернулась в Великобританию, где прибыла в Плимут в тот же день, что и « Викинг» . HMS Manxman был выплачен в мае 1919 года и освобожден от реквизиции в канун Рождества того же года.
Компания Steam Packet на острове Мэн
[ редактировать ]Из одиннадцати кораблей Steam Packet, купленных или зафрахтованных Адмиралтейством во время Великой войны , только четыре вернулись в строй компании после прекращения боевых действий, и, следовательно, для возобновления движения в мирное время потребовались новые корабли. Однако промышленность в целом находилась в дезорганизованном и серьезно изношенном состоянии после испытаний военных лет, и новые корабли не могли быть построены к наплыву туристов 1919 года.
Компания пошла на компромисс и, начав с покупки «Моны» , приступила к возмещению своих потерь военного времени.
Компания Steam Packet на острове Мэн купила Manxman у Адмиралтейства в марте 1920 года, и это был первый корабль в истории линии, получивший такое название. Она сохранила свое первоначальное имя. После покупки, будучи самым большим пароходом во флоте, «Мэнксман» стал командорским кораблем под командованием капитана Кейна, и эту должность она сохраняла до ввода в строй « Бен-ми-Кри» в 1927 году. [ 4 ]
В 1921 году он был переоборудован для сжигания нефти и стал первым кораблем компании, использовавшим нефтяное топливо. Manxman и ее сестра Manx Maid поначалу были единственными двумя кораблями, ходившими в плавание в 1926 году, в год всеобщей забастовки , когда спор шахтеров сделал практически невозможным работу угольных судов.
Manxman работал со всеми многочисленными портами, которые тогда обслуживались Steam Packet. Известный как надежный корабль, он наслаждался беззаботной жизнью, пока снова не оказался на войне.
Вторая мировая война: HMS Caduceus
[ редактировать ]« Мэнский человек» начал Великую войну под флагом Мидлендской железной дороги и был переоборудован в авианосец. Однако во время Второй мировой войны он был реквизирован Министерством военного транспорта в качестве личного корабля. Мэнксман служила вместе с семью своими сестрами из Steam Packet во время операции «Динамо» . 29 мая он был одним из десяти кадровых кораблей, которые вместе вывезли с Восточного пирса 14 760 военнослужащих. Она вернулась в Дюнкерк утром 2 июня, когда операция приближалась к завершению, и погрузила на борт 177 военнослужащих. Всего жители острова Мэн эвакуировали 2394 человека.
Едва она вернулась из своего последнего путешествия в Дюнкерк, как ей было приказано на запад, в Дартмут , где ей пришлось по иронии судьбы подвергнуться обстрелу со стороны небольшого сторожевого катера, который, очевидно, не был предупрежден о ее прибытии. Через несколько часов его перенаправили в Саутгемптон , и это должно было стать началом самой активной фазы войны мэнской .
Начиналась эвакуация портов северо-западной Франции, и команда мэнского корабля хорошо знала побережье, проведя несколько месяцев перед Дюнкерком, перевозя войска в Гавр и Шербур . В течение, казалось, нескольких дней она совершила ряд поездок во французские порты под командованием капитана П. Б. Коули. В Шербуре она погрузилась на борт отступающих войск союзников , когда враг приближался к порту, и вернулась в Саутгемптон, часто подвергаясь воздушным атакам. Вернувшись на южное побережье Англии, она высадила людей, которых привезла, дозаправилась и почти сразу же отправилась в путь. Эту опасную и бессонную работу хорошо помнили ветераны из числа офицеров и экипажа «Мэна» , среди которых были старший офицер Линдхерст Кэллоу и второй офицер AWG Киссак, который позже стал суперинтендантом морской пехоты компании. С течением времени артиллерийские обстрелы приближались, рейды становились все более частыми, а район гавани Шербура все больше заполнялся спасательными шлюпками, обломками кораблей и обломками боевых действий. Это было « Дюнкерк » снова, но в меньшем масштабе. Тем временем мэнский мужчина , не имея собственного защитного вооружения, продолжал рисковать то входить в огонь, то выходить из него.
Поскольку условия стали отчаянными и дальнейшая эвакуация союзников стала невозможной, эсминец L.11. был специально отправлен на полной скорости в 36 узлов из Портсмута, чтобы помочь прикрыть жителя мэнского побег . Главный офицер Кэллоу, который выжил и стал коммодором флота Steam Packet Company, ярко вспоминал, как корабль в конце концов вышел из Шербура:
«Большие краны на причале были взорваны и сломаны и представляли одну из многих опасностей для судоходства. Танки приближались к гавани; остатки армий союзников отбивались от них, как могли. Сам мэнский корабль был нагружен с спасенными от катастрофы войсками и складированными боеприпасами, стрелковым и даже полевым оружием – одно попадание вражеского самолета могло бы взорвать весь корабль». [ 5 ]
Несмотря на все трудности, мэнксмен сбежала, а ее команда была вынуждена перерезать швартовые тросы топорами. Затем « Мэнский корабль» отошел благодаря огневому прикрытию эсминца Королевского флота , который направил свои передние орудия на колонну немецких танков, продвигавшуюся по пристани. Говорят, что Роммель даже упоминал о ней в своих бумагах, описывая ее как «дерзкий двухтрубный пароход». Когда жители острова Мэн в последний раз отступили, основная армия Роммеля находилась всего в нескольких милях от них. [ 6 ]
Главные обязанности « Мэна » были в Шербуре, но он также активно работал в небольшом порту Сен-Мало на востоке, где он был последним кораблем, покинувшим разрушенную гавань.
В октябре 1941 года он был переоборудован как RDF – судно радиопеленгации – и, будучи во второй раз передан Адмиралтейству, он был принят в эксплуатацию как HMS Caduceus . Затем ее направили в ее бывший порт приписки Дуглас, где на Дуглас-Хед располагалась одна из первых радиолокационных учебных станций — HMS Valkyrie .
Из Дугласа она провела некоторое время в патрулировании в Ирландском море , в то время как военно-морской персонал знакомился с работой радиопеленгации. В ее работе не обошлось без неудач: «Кадуцей» дважды получил повреждения при столкновении с пирсом Виктория-Дуглас и был отправлен в Белфаст на ремонт.
После ремонта Адмиралтейство удалило ее со станции, поскольку было постановлено, что гавань Дугласа не подходит для корабля ее размера - странное открытие, учитывая, что Дуглас в течение стольких лет был ее портом приписки.
«Кадуцей» перешел к реке Клайд был выброшен на берег недалеко от Гринока и продолжил свои обязанности по обучению радару, но в феврале 1943 года во время сильного шторма .
Она была восстановлена, и ее собственное имя было восстановлено, и затем мэнксмен вернулся к своим обязанностям на личном судне.
Он действовал в качестве авианосца и в конечном итоге перешел на движение между Харвичем и Тилбери, а также бельгийскими и голландскими портами, доставляя военнослужащий, гражданских лиц и перемещенных лиц .

Утилизация
[ редактировать ]Переведенная в Министерство военного транспорта в 1945 году, она работала авианосцем в Ла-Манше. Переведен на военную службу в Британскую Рейнскую армию (BAOR) как «Мэнксман» , отряд, несущий службу в Харвич-Хук, Голландия. Ему так и не суждено было вернуться домой в воды острова Мэн, и после несколько суровой, но, тем не менее, полной приключений жизни, в феврале 1949 года он был выведен из эксплуатации, больше не пригоден для использования, и впоследствии был поставлен на прикол в Барроу-ин-Фернесс .
Manxman был списан в августе 1949 года в Престоне, Ланкашир . [ 7 ]
Популярная культура
[ редактировать ]Спасательные круги с надписью « SS Manxman » показаны в фильме 1935 года «Без ограничений в главной роли » с Джорджем Формби . В фильме главный герой отправляется в плавание для участия в ТТ острова Мэн . Когда персонаж Формби приближается к причалу «Принца» в Ливерпуле корабль , у причала виден не мэнский , а «Королева Моны» , украшенная летней бело-зеленой ливреей Steam Packet — эта окраска когда-либо применялась только к «Королеве Моны» , «Леди Манна» и «Королеве Моны». Бен-ми-Кри .
Во время следующей сцены Формби должен найти женскую шляпу, которую он случайно сбил с борта корабля. Пытаясь вернуть шляпу, Формби падает в воду, и люди на борту корабля бросают спасательные круги ему « SS Manxman с хорошо видимым ». Поскольку эта сцена была снята в студии, следует сделать вывод, что спасательные круги были сделаны специально для этой сцены и являются всего лишь театральным реквизитом .
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Мэнксмен» . Судоходство и судостроение . Исследовательский фонд судоходства и судостроения . Проверено 27 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Список торгового флота . Лондон. 1906. с. 280 . Проверено 27 сентября 2022 г. - через проект Crew List Index Project.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Список торгового флота . Лондон. 1930. с. 349 . Проверено 27 сентября 2022 г. - через проект Crew List Index Project.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Генри 1962 , с. 27.
- ^ Чаппелл 1980 , с. 116.
- ↑ Isle of Man Times , суббота, 30 мая 1953 г., страница 3.
- ^ Хос 1993 , с. 119.
Ссылки
[ редактировать ]- Чаппелл, Коннери (1980). Островная линия жизни . T Stephenson & Sons Ltd. Прескот: ISBN 0-901314-20-Х .
- Диттмар, Ф.Дж. и Колледж, Дж.Дж. (1972) Британские военные корабли 1914–1919 Лондон, Ян Аллан. ISBN 0-7110-0380-7
- Грей, Рэндал (редактор) (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон, Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-245-5
- Хос, Дункан (1993). Британские железнодорожные пароходы: северо-западные и восточные компании + Зеландия и Стена . Херефорд: Публикации TCL. ISBN 0-946378-22-3 . OCLC 29846418 .
- Генри, Фред (1962). Корабли компании Steam Packet с острова Мэн . Глазго: Браун и Фергюсон.
- Лентон, HT и Колледж, Джей-Джей (1973). мировой войны Боевые корабли Второй Лондон, Ян Аллан. ISBN 0-7110-0403-X
- Янг, Джон (1975). Словарь кораблей Королевского флота Второй мировой войны . Кембридж, Патрик Стивенс Лтд. ISBN 0-85059-332-8