Джон Браун и компания
![]() | |
Тип компании | Общественный |
---|---|
Промышленность | Судостроение |
Основан | 1851 |
Несуществующий | 1986 |
Судьба | Верфь объединена с Upper Clyde Shipbuilders (UCS), 1968 г. |
Преемник | Верфь продана UCS компании Marathon Manufacturing Company, 1972 г. John Brown Engineering купила Trafalgar House , 1986 г. |
Штаб-квартира | Клайдбанк , Шотландия |
Ключевые люди | Джордж Томсон (основатель) Джеймс Томсон (основатель) Чарльз Макларен, первый барон Аберконвей (председатель) Генри Макларен, второй барон Аберконвей (председатель) Чарльз Макларен, третий барон Аберконвей (председатель) |
Продукты | Военные корабли Торговые суда Подводные лодки судовые двигатели |
Родитель | Джон Браун и компания (1899–1968) |
Дочерние компании | Ковентриский артиллерийский завод |
John Brown and Company of Clydebank — шотландская морская инженерно - судостроительная фирма. Он построил множество известных и всемирно известных кораблей, включая RMS Lusitania , RMS Aquitania , HMS Hood , HMS Repulse , RMS Queen Mary , RMS Queen Elizabeth и Queen Elizabeth 2 .
На пике своего развития, с 1900 по 1950-е годы, это была одна из самых уважаемых и всемирно известных судостроительных компаний в мире. [ 1 ] Однако после этого, как и другим британским судостроителям, компании John Brown's стало все труднее конкурировать с развивающимися верфями в Восточной Европе и на Дальнем Востоке. В 1968 году компания John Brown's объединилась с другими верфями Клайдсайда и образовала консорциум Upper Clyde Shipbuilders , но в 1971 году он распался.
Затем компания ушла из судостроения, но ее инженерное подразделение по-прежнему успешно производило промышленные газовые турбины . В 1986 году он стал 100% дочерней компанией Trafalgar House , которая в 1996 году перешла во владение компании Kvaerner . Последний закрыл машиностроительный завод Клайдбанка в 2000 году.
Компания Marathon Manufacturing Company купила верфь Clydebank у UCS и использовала ее для строительства нефтяных платформ для нефтяной промышленности Северного моря . Union Industrielle d'Entreprise (UIE) (входит в французскую группу Bouygues ) купил верфь в 1980 году и закрыл ее в 2001 году.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Джей и Джи Томсон
[ редактировать ]

Два брата — Джеймс и Джордж Томсоны , работавшие у инженера Роберта Нэпьера , — основали инжиниринговую и судостроительную компанию J&G Thomson. Братья основали литейный завод Clyde Bank в Андерстоне в 1847 году. Они открыли верфь Clyde Bank Iron Shipyard в Цессноке , Гован , в 1851 году и спустили на воду свой первый корабль «Шакал » в 1852 году. Они быстро завоевали репутацию в строительстве престижных пассажирских судов, построив Jura. для компании «Кунард» в 1854 году и рекордсмена России в 1867 году. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Некоторые из кораблей, которые они построили, были куплены Конфедерацией для участия в блокаде во время Гражданской войны в США , в том числе CSS Robert E. Lee и Fingal , который был преобразован в броненосный Atlanta . [ 5 ]
Братья отделили свою бизнес-ассоциацию в 1850 году, и после резкого раскола Джордж взял на себя управление судостроительной частью ассоциации. Джеймс Томас начал новый бизнес. Джордж Томсон умер в 1866 году, а в 1870 году умер его брат Джеймс. [ 6 ] Им наследовали сыновья младшего брата Джорджа по имени Джеймс Роджер Томсон и Джордж Пол Томсон. Столкнувшись с принудительной покупкой их верфи Clyde Navigation Trust (который хотел землю для строительства нового дока Принсес ), они основали новую верфь Clyde Bank Iron Shipyard ниже по реке в Барнс-о'Клайд, недалеко от деревни Далмюр . в 1871 году. Это место в месте слияния притока реки Карт с рекой Клайд , у острова Ньюшот, позволяло спускать на воду очень большие корабли. Вскоре братья перенесли на то же место свой чугунолитейный и машиностроительный заводы. Связь с этим районом была настолько полной, что Джеймс Роджер Томсон стал первым проректором Клайдбанка. Несмотря на периодические финансовые трудности, компания заработала репутацию, основанную на инженерном качестве и инновациях. Быстрый рост верфи и ее вспомогательных предприятий, а также строительство жилья для рабочих привели к образованию нового города, получившего свое название от названия верфи, давшей ему начало - Клайдбанк . [ 2 ] В 1899 году сталелитейный завод John Brown and Company из Шеффилда купил верфь Clydebank компании J&G Thomson за 923 255 фунтов стерлингов 3 шиллинга 3 пенни. [ 2 ]
Джон Браун и компания
[ редактировать ]
Джон Браун родился в Шеффилде в 1816 году в семье кровельщика. В возрасте 14 лет, не желая следовать планам отца стать торговцем тканями , он получил должность ученика в компании Earle Horton & Co. Впоследствии компания занялась сталелитейным бизнесом, и в возрасте 21 года Джон Браун с при поддержке своего отца и дяди получил банковский кредит на 500 фунтов стерлингов, чтобы он мог стать торговым агентом компании. Он добился такого успеха, что заработал достаточно денег, чтобы основать собственный бизнес — сталелитейный завод Атлас. [ 7 ]
В 1848 году Браун разработал и запатентовал конический пружинный буфер для железнодорожных вагонов , который имел большой успех. С растущей репутацией и состоянием в 1856 году он переехал на более крупный объект. Он начал производить железо самостоятельно из железной руды , а не покупать ее, а в 1858 году применил бессемеровский процесс для производства стали. Все эти шаги оказались успешными и прибыльными, и в 1861 году он начал поставлять стальные рельсы для быстро развивающейся железнодорожной отрасли. [ 7 ]
Следующим его шагом было исследование железной обшивки , используемой на французских военных кораблях. Он решил, что может добиться большего, и построил стальной прокатный стан , который в 1863 году первым начал прокатывать 12-дюймовые (300 мм) броневые листы для военных кораблей. К 1867 году его железная обшивка использовалась на большинстве военных кораблей Королевского флота . К тому времени его штат сотрудников вырос до более чем 4000 человек, а годовой оборот его компании составил почти 1 миллион фунтов стерлингов. [ 7 ]
Однако, несмотря на этот успех, Брауну становилось все труднее работать с двумя партнерами и акционерами, которых он принял в компанию в 1859 году. Уильям Брагге был инженером, а Джон Девоншир Эллис происходил из семьи успешных литейщиков из Бирмингема . Помимо разработки запатентованной конструкции для создания составной железной пластины, облицованной сталью, Эллис привнес с собой свой опыт и способности управлять крупной компанией. Вместе трое партнеров создали компанию с ограниченной ответственностью John Brown & Company. Браун ушел из компании в 1871 году. В последующие годы он начал несколько новых деловых предприятий, но все они потерпели неудачу. Браун умер в нищете в 1896 году в возрасте 80 лет. [ 7 ]
Однако компания, которую Браун основал вместе со своими партнерами, John Brown & Company, стабильно продолжала работать под управлением Эллиса и двух его сыновей (Чарльза Эллиса и Уильяма Генри Эллиса ).
В 1899 году компания купила верфь Clydebank Engineering and Shipbuilding у J&G Thomson и вступила в новый этап своей истории как судостроительная компания . [ 7 ] Директором на этом этапе был Джон Гибб Данлоп из Thomsons, который взял на себя проектирование корабля. [ 8 ] Судебное дело, разрешенное в 1904 году Палатой лордов между Clydebank Engineering and Shipbuilding и доном Хосе Рамосом Искьердо-и-Кастанедой, министром испанского правительства , касалось ситуации, в которой
сторона соглашения заведомо нарушила его, и был предъявлен иск с целью добиться выплаты денежной суммы, которая по соглашению между сторонами была установлена как та, которую защитники должны были выплатить в случае, если произошло, [ 9 ]
значимый случай в истории судебных решений по статьям о штрафах и заранее оцененных убытках . [ 10 ]
Джон Браун и компания, судостроители
[ редактировать ]

В начале 1900-х годов компания внедрила инновационные технологии морского машиностроения, разработав турбину Брауна-Кёртиса , которая была первоначально разработана и запатентована американской компанией International Curtis Marine Turbine Co. Характеристики этих двигателей произвели впечатление на Адмиралтейство, которое впоследствии заказало множество крупнейших военных кораблей Королевского флота от Джона Брауна. Первым заметным заказом был линейный крейсер HMS Inflexible , за ним последовали линейные крейсеры HMAS Australia , HMS Tiger и линкор HMS Barham .
Clydebank также стал Cunard Line предпочтительным судостроителем , построив свои флагманские лайнеры RMS Lusitania и RMS Aquitania . Перед началом строительства «Лузитании» в 1904 году верфь была реорганизована, чтобы разместить ее так, чтобы ее можно было спустить на воду по диагонали через самую широкую доступную часть реки Клайд, где она встречается с притоком, при этом обычная ширина реки составляла всего 610 футов (190 м). ) по сравнению с драккаром длиной 786 футов (240 м). Новый стапель занял место двух существующих и был построен на укрепляющих сваях, вбитых глубоко в землю, чтобы гарантировать, что он сможет выдержать временный сосредоточенный вес всего корабля, когда он соскользнет в воду. Кроме того, компания потратила 8000 фунтов стерлингов на дноуглубление «Клайда», 6500 фунтов стерлингов на новый газовый завод, 6500 фунтов стерлингов на новую электростанцию, 18 000 фунтов стерлингов на расширение дока и 19 000 фунтов стерлингов на новый кран, способный поднимать 150 тонн. в размере 20 000 фунтов стерлингов на дополнительные машины и оборудование. [ 11 ]
В 1905 году Браун основал совместное предприятие Coventry Ordnance Works с Yarrow Shipbuilders и другими. В 1909 году компания купила долю в Sociedad Española de Construcción Naval .
Первая мировая война
[ редактировать ]
К началу 1900-х годов завод Клайдбанка расширился и занял территорию в 80 акров (32 га), расположенных вдоль Дамбартон-роуд, состоящую из восточной и западной верфей, которые были разделены бассейном для достройки, где после спуска на воду корпуса оснащаются с помощью двух кранов грузоподъемностью 150 тонн каждый. На восточной верфи было пять строительных стапелей, на каждом из которых можно было построить самый большой линкор, причем один стапель был достаточно длинным, чтобы построить корабль длиной более 900 футов (270 м). Западная верфь использовалась для постройки небольших кораблей, таких как эсминцы.
С верфью был связан моторостроительный завод, где компания строила турбины и котлы как для своих судов, так и для других компаний.
За исключением короткого периода в 1917 году, руководителем завода на протяжении всей Первой мировой войны был Томас Белл . За свои усилия он был посвящен в рыцари в 1918 году. [ 12 ]
Несмотря на то, что завод был важной отраслью промышленности, ему было трудно найти подходящих рабочих для строительства всех кораблей, включенных в его книги заказов. В попытке сократить нехватку рабочей силы компания наняла женщин на ряд должностей по схеме, называемой «разбавление», согласно которой с профсоюзами было согласовано, что после окончания войны женщины уйдут с работы. На протяжении всей войны в компании на заводе Клайдбанка работало в среднем 10 000 рабочих, из которых 7 000 работали на верфи и 3 000 — на моторостроительном заводе. [ 13 ] В январе 1918 года из них 87 были женщины.
Чтобы повысить производительность, на протяжении 1914–18 годов компания постоянно инвестировала в новое оборудование и инструменты. В 1915 году компания представила пневматическую клепку, для которой требовался только один заклепочник, тогда как раньше требовалось два.
Во время войны компания занималась почти исключительно строительством военных кораблей. За исключением линейных крейсеров «Рипалс» и «Худ» , данная боевая корабельная постройка была сконцентрирована на эсминцах. К концу войны она построила больше эсминцев, чем любая другая британская верфь, и установила рекорды по их постройке: HMS Simoom от закладки киля до отплытия потребовалось семь месяцев, HMS Scythe - шесть месяцев, а HMS Scotsman - пять с половиной месяцев. [ 14 ] По оценкам компании, за весь период войны она произвела в общей сложности 205 430 тонн судоходства и 1 720 000 л.с. (1 280 000 кВт) техники. [ 14 ]
Между войнами
[ редактировать ]
Окончание Первой мировой войны и последующая нехватка военно-морских заказов очень сильно ударили по британскому судостроению, и Джон Браун едва выжил. Три великих корабля спасли верфь: RMS Empress of Britain и гигантские лайнеры Cunard White Star RMS Queen Mary и RMS Queen Elizabeth . Художественный рассказ о трудностях отрасли представлен в художественном фильме «Верфь Салли» 1939 года .
Вторая мировая война и после нее
[ редактировать ]
Хотя история Глазго как крупного судостроительного города сделала его главной мишенью для немецких люфтваффе , и несмотря на блиц-атаку Клайдбанка , верфь внесла ценный вклад во Вторую мировую войну, построив и отремонтировав множество линкоров, включая известный и очень успешный HMS Duke of Йорк . В первые несколько лет после войны произошло внезапное сокращение заказов на военные корабли, но оно было уравновешено продолжительным бумом торгового судостроения, компенсирующим тоннаж, потерянный во время войны. Самыми известными судами, построенными в этот период, были RMS Caronia и королевская яхта HMY Britannia .
Однако к концу 1950-х годов судостроение в других европейских странах, а также в Корее и Японии было заново капитализировано и стало высокопроизводительным за счет использования новых методов, таких как модульное проектирование . Многие британские верфи продолжали использовать устаревшие методы работы и в значительной степени устаревшее оборудование, что делало их неконкурентоспособными. В Clydebank компания подала заявку на ряд безубыточных контрактов, в первую очередь на лайнер Kungsholm , в надежде выжить в конкурентной борьбе и сохранить производство в ожидании нового громкого контракта от Cunard на новый лайнер. Однако из-за роста затрат и инфляционного давления компания понесла крупные и непосильные убытки, в отличие от положительного изображения отрасли в фильме, получившем премию «Оскар», в фильме «Морские корабли, великие корабли» . К середине 1960-х годов руководство John Brown & Co предупредило, что верфь нерентабельна и рискует закрыться. Последний заказ Королевского флота был на Fearless класса десантную платформу HMS Intrepid. , который был спущен на воду в 1964 году и прошел испытания и ввод в эксплуатацию в 1967 году. Последний заказ на пассажирский лайнер в конечном итоге поступил от компании Cunard для Queen Elizabeth 2 .
В 1968 году верфь объединилась с компанией Upper Clyde Shipbuilders . [ 15 ] но этот консорциум распался в 1971 году. [ 16 ] Последнее судно, построенное на верфи, «Клайд» сухогруз-зерновоз класса «Алиса» , было построено в 1972 году. [ 17 ]
В 1972 году ликвидатор UCS продал верфь Clydebank компании Marathon Manufacturing Company . Union Industrielle d'Entreprise (UIE) (часть французской группы Bouygues ) купила верфь в 1980 году и использовала ее для строительства самоподъемных и полупогружных буровых установок для нефтяных месторождений Северного моря . UIE закрыл верфь в 2001 году. [ 18 ]

Коммерчески успешное подразделение компании John Brown Engineering, производившее трубопроводы и промышленные газовые турбины и включавшее в себя другие дочерние компании, такие как Markham & Co. , продолжало торговать независимо до 1986 года, когда его взял на себя промышленный конгломерат Trafalgar House . [ 19 ]
В 1996 году Квэрнер купил Трафальгарский дом. [ 20 ] Позже компания была разделена, при этом Квэрнер сохранил за собой некоторые активы, в том числе базирующуюся в Клайдбанке компанию John Brown Engineering, которая стала Kvaerner Energy, а ЮКОС купил John Brown Hydrocarbons и Davy Process Technology, базирующиеся в Лондоне. [ 21 ] В 2000 году Kvaerner Energy закрыла завод по производству газовых турбин в Клайдбанке, потеряв 200 рабочих мест, что окончательно положило конец связям между Джоном Брауном и Клайдбанком. Объект был снесен в 2002 году. Компания John Brown Hydrocarbons была продана компании CB&I в 2003 году и переименована в CB&I John Brown, а позже в CB&I UK Limited. [ 22 ] новая компания по обслуживанию и техническому обслуживанию газовых турбин под названием John Brown Engineering Gas Turbines Ltd, созданная бывшим руководством компании John Brown Engineering во главе с Дунканом Уилсоном и другими инженерами с площадки в Клайдбанке. была воссоздана в Ист-Килбрайде В 2001 году [ 23 ]
Восстановление сайта Клайдбанка
[ редактировать ]
Комплексный план восстановления объекта реализуется Советом Западного Данбартоншира и компанией Scottish Enterprise . Это включает в себя повышение доступности набережной Клайдбанка для общественности. Реставрация исторического крана «Титан» , построенного сэром Уильямом Арролом и компанией для верфи, была завершена в 2007 году. [ 24 ] Новый кампус колледжа Клайдбанк был открыт в августе 2007 года. Планы восстановления также включают улучшенную инфраструктуру, современные офисы, комплекс легкой промышленности, а также новое жилье, объекты торговли и отдыха. Была надежда, что в рамках плана Queen Elizabeth 2 будет возвращена в город и реку, где она была построена, но 18 июня 2007 года Cunard Line объявила, что она будет продана Дубаю как плавучий отель. [ 25 ]
Корабли, построенные John Brown & Company
[ редактировать ]См.: Список кораблей, построенных John Brown & Company.
См. также
[ редактировать ]- Джон Браун (промышленник) — подробнее об основателе John Brown & Company.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Джон Браун и компания, Клайдбанк, Шотландия, Великобритания» . Корабли и гавани . Архивировано из оригинала 28 августа 2016 года . Проверено 7 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Худ, Джон (1988). История Клайдбанка . Издательская группа Парфенон, ООО, стр. 3–5. ISBN 1-85070-147-4 .
- ^ "doon-the-water".html "Спуск по Клайду: "Doon the Watter" " . История Глазго . 18 июля 2010 года . Проверено 20 июня 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Дворы» . акумфае Гован . Архивировано из оригинала 12 октября 2014 года . Проверено 20 июня 2016 г.
- ^ Джозеф МакКенна (18 января 2010 г.). Британские корабли в составе ВМС Конфедерации . МакФарланд. п. 211. ИСБН 978-0-7864-5827-1 .
- ^ «Дж. и Дж. Томсоны» . Путеводитель Грейс; Британская промышленная история . 31 июля 2012 года . Проверено 28 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «ДЖОН БРАУН ПЛС – История компании». Международный справочник историй компаний . Том. 1. Сент-Джеймс Пресс. 1988.
- ^ «Джон Гибб Данлоп» . Путеводитель Грейс по истории британской промышленности . 1 августа 2017 г.
- ^ Палата лордов, Clydebank Engineering and Shipbuilding Co., Limited против Дона Хосе Рамоса Искьердо-и-Кастанеды , 19 ноября 1904 г., по состоянию на 8 февраля 2023 г.
- ^ Названо «делом Клайдбанка» в деле Dunlop Pneumatic Tire Co Ltd против New Garage & Motor Co Ltd , 1914 год, в Палате лордов, Dunlop Pneumatic Tire Co Ltd против New Garage & Motor Co Ltd , пункт 2
- ^ Фокс, страница 403
- ^ Джонстон, [ нужны разъяснения ] п. 116
- ^ Джонстон, [ нужны разъяснения ] п. 97
- ^ Jump up to: а б Джонстон, [ нужны разъяснения ] п. 111
- ^ «Государственный судостроительный кризис» . Новости Би-би-си. 1 января 2002 г.
- ^ «Парламентские дебаты» . Парламентские дебаты (Хансард) . 4 июня 1971 года.
- ^ Кэмерон, Стюарт. «МВ Алиса» . Каледонский фонд морских исследований . Проверено 4 марта 2023 г.
- ^ «Верфь Джона Брауна» . Наследие Клайда Уотерфронт . Архивировано из оригинала 3 января 2014 года.
- ^ «Трафальгар купит Джона Брауна» . Нью-Йорк Таймс . 8 мая 1986 года.
- ^ «Квэрнер покупает Трафальгар за 904 миллиона фунтов» . Независимый . 5 марта 1996 г.
- ^ «Внешние инвестиции ЮКОСа» . Обзор АПС . 6 сентября 2004 г.
- ^ «CB&I приобретает компанию John Brown Hydrocarbons» . Бизнесвайр . 2 июня 2003 г. Архивировано из оригинала 17 января 2017 г. Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Джон Браун Инжиниринг Газовые Турбины Лтд.» . Архивировано из оригинала 8 февраля 2011 года . Проверено 23 ноября 2009 г.
- ^ «История» . Титан Клайдбанк . Проверено 21 марта 2010 г.
- ^ «QE2 сегодня» . Пейдж Криса Кунарда . 2013 . Проверено 8 мая 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фокс, Стивен (2003). Океанская железная дорога (в твердом переплете). Лондон: Харпер Коллинз. п. 493. ИСБН 0-00-257185-4 .
- Джонстон, Ян; Бакстон, Ян (2013). Строители линкоров – строительство и вооружение британских крупных кораблей (в твердом переплете). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 320 страниц. ISBN 978-1-59114-027-6 .
- Джонстон, Ян (2009). Джордан, Джон (ред.). Верфь в состоянии войны: John Brown & Co. Ltd, Клайдбанк, 1914–1918 гг . Военный корабль 2009. Лондон: Конвей. стр. 96–116. ISBN 978-1-84486-089-0 .
- Джонстон, Ян (2015). Корабли для всех наций: John Brown & Company, Clydebank, 1847–1971 гг . Издательство Сифорт. Вслед за первым изданием 2000 г.
- Джонстон, Рональд (2000). Клайдсайд-Капитал, 1870–1920: социальная история работодателей .
- МакКинстри, Сэм (1998). «Преобразование верфи Джона Брауна: буровые установки и морской производственный бизнес Марафона». Шотландская экономическая и социальная история . 18 (1): 33–60. дои : 10.3366/sesh.1998.18.1.33 .
- Пиблс, Хью Б. (1987). Военное кораблестроение на Клайде: военно-морские заказы и процветание судостроительной промышленности Клайда, 1889–1939 гг .
- Шилдс, Джон (1949). Клайд построил: история судостроения на реке Клайд .
- Славен, А. (июль 1977 г.). «Верфь в депрессии: Джон Браунс из Клайдбанка 1919–1938». История бизнеса . 19 (2): 192–218. дои : 10.1080/00076797700000025 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «История верфи Клайд-Бэнк» . Время доставки . 30 ноября 1997 г.
- Крис Кунард Пейдж
- База данных кораблей, построенных Клайдом — корабли и судостроители на реке Клайд
- Clydebank Re-built Ltd. — возрождение Клайдбанка; в частности, редевелопмент прибрежных территорий, ранее отданных под судостроение и морскую технику.
- Фонд восстановления Клайдбанка
- Наследие Клайд-Уотерфронт — верфь Джона Брауна [ постоянная мертвая ссылка ]
- Пост-Блиц Клайдбанк - документальный фильм о Клайдбанке с 1947 по 1952 год.
- Клайдбанк через объектив - документальный фильм о Клайдбанке с 1960-х по 1980-е годы.
- Документы и вырезки о Джоне Брауне и компании в архиве 20-го века ZBW пресс -
55 ° 53'52 "с.ш. 4 ° 24'16" з.д. / 55,897786 ° с.ш. 4,404423 ° з.д.
- Несуществующие судостроительные компании Шотландии
- Производители судовых двигателей
- Компании, базирующиеся в Западном Данбартоншире
- Ривер Клайд
- РМС Лузитания
- Производственные компании, основанные в 1851 году.
- Производственные компании ликвидированы в 1986 году.
- 1851 заведение в Шотландии
- Закрытие 1986 года в Шотландии
- Британские компании, основанные в 1851 году.
- Клайдбанк
- Производители двигателей Великобритании
- Британские компании прекратили свое существование в 1986 году.
- Британские судостроители
- Бывшие строители подводных лодок