Титан Клайдбанк
55 ° 53'50 "N 4 ° 24'31" W / 55,8973 ° N 4,4085 ° W
Титан Клайдбанк , более известный как Титановый кран, высотой 150 футов (46 м) представляет собой консольный кран в Клайдбанке , Западный Данбартоншир , Шотландия. Он был разработан для использования при подъеме тяжелого оборудования, такого как двигатели и котлы, во время достройки линкоров и океанских лайнеров на верфи John Brown & Company . Это был также первый в мире консольный кран с электрическим приводом и самый большой кран такого типа на момент его завершения.
Расположенный в конце U-образного бассейна для оснащения, кран использовался для постройки некоторых из крупнейших кораблей 20-го века, в том числе « Королевы Марии» , «Королевы Елизаветы» и «Королевы Елизаветы 2» . категории А, Историческое сооружение, внесенное в список было отремонтировано в 2007 году как туристическая достопримечательность и музей кораблестроения. Он изображен на нынешней банкноте номиналом 5 фунтов стерлингов Clydesdale Bank .
История
[ редактировать ]Верфь в Клайдбанке была создана в 1871 году после того , как компания James & George Thomson переехала из доков Гован Грейвинг . [1] [2] John Brown & Company приобрела верфь в 1899 году, а в 1905 году заказ на кран на сумму 24 600 фунтов стерлингов был размещен у из Далмарнока. инжиниринговой компании Sir William Arrol & Co [3] Титан был завершен два года спустя, в 1907 году. [3] Он был построен шотландским инженером Адамом Хантером (1869–1933), который работал главным инженером в компании Arrol & Co., пройдя стажировку на строительстве моста Форт . [4] Компания Stothert & Pitt из Бата , Англия, изготовила и установила большую часть оборудования для Титана, включая электродвигатели, построенные Lancashire Dynamo and Motor Co. [4] [5]
Док использовался для достройки новых судов, а кран поднимал на корабли двигатели и котлы. [6] Грузоподъемность Титана и расположение верфи у слияния рек Клайд и Ривер Карт способствовали успеху верфи, поскольку она могла строить чрезвычайно большие корабли. [5] [7]
При испытаниях 24 апреля 1907 года Титан был самым большим консольным краном, когда-либо построенным, грузоподъемностью 160 тонн (160 длинных тонн; 180 коротких тонн) с радиусом действия 85 футов (26 м). [4] Первоначальная грузоподъемность была увеличена до 203 длинных тонн (206 т) в 1938 году, когда стало очевидно, что исходной спецификации будет недостаточно для установки новых орудий дальнего действия на такие корабли, как Duke of York . [4] [8] [9]
В ночь с 13 на 14 марта 1941 года блиц Клайдбанка практически разрушил город. 528 мирных жителей были убиты, более 617 человек получили серьезные ранения, 48 000 мирных жителей лишились своих домов. [10] Только семь объектов недвижимости в Клайдбанке не пострадали в результате одного из самых жестоких бомбардировок в Британии. [11] Налеты, в которых участвовало 260 бомбардировщиков Люфтваффе в первую ночь и 200 во вторую, были нацелены на промышленность Клайдсайда , но «Титан-Крейн» не пострадал. [10] [12]
В 1968 году верфь была объединена с компанией Upper Clyde Shipbuilders вместе с четырьмя другими в попытке повысить конкурентоспособность. [13] На всеобщих выборах 1970 года сменилось правительство, и финансирование верфи было прекращено, что привело к закрытию верфи Джона Брауна. [3] [13] Его купила у получателей компания Marathon Manufacturing Company из Хьюстона, штат Техас, для строительства нефтяных вышек. [3] В 1980 году Марафон продал верфь французской компании Union Industrielle et d'Entreprise (UiE). Владельцы UIE, компания Bouygues Offshore, закрыли верфь в 2001 году, и участок был предназначен для реконструкции. [14]
Суда, построенные с помощью этого крана, включают HMS Hood , Queen Mary , Queen Elizabeth , Queen Elizabeth 2 и королевскую яхту Britannia . [15] [16]
Ремонт
[ редактировать ]Кран вышел из употребления в 1980-х годах, и за прошедший период запустения кран подвергся вандализму в рулевой рубке и коррозии конструкции. [17] В 1988 году кран был признан А. историческим сооружением категории [3]
Компания по восстановлению городов Clydebank Re-Built начала проект реставрации стоимостью 3,75 миллиона фунтов стерлингов в 2005 году, а кран открылся для публики в августе 2007 года. [17] Конструкция была подвергнута дробеструйной очистке для удаления старой краски и ржавчины, что позволило провести ремонт перед перекраской. [17] Были установлены лифт для подъема посетителей на стрелу и лестница для аварийной эвакуации, а также проволочная сетка вокруг смотровой площадки и прожекторы для освещения крана в ночное время. [17]
В 2015 году был добавлен банджи-джампинг.
Дизайн
[ редактировать ]В «Титане» использовался фиксированный противовес и подъемники с электрическим приводом, установленные на вращающейся балке, что делало его более быстрым и отзывчивым, чем его предшественники с паровым приводом. [18] Для подъема небольших сборок, для которых не требовалась полная грузоподъемность 150 тонн (150 длинных тонн; 170 коротких тонн), использовался вспомогательный подъемник грузоподъемностью 30 тонн (30 длинных тонн; 33 коротких тонны), поскольку большие грузы встречались сравнительно редко. [19]
Титан имеет высоту 49 метров (161 фут), весит около 800 тонн (790 длинных тонн; 880 коротких тонн) и стоит на четырех бетонных сваях, погруженных на глубину 23 метра (75 футов). [9] [19] Длина плеч консольного рычага составляет 45,7 метра (150 футов) и 27,4 метра (90 футов). [9] [19] Площадь башни составляет 12 метров (39 футов), а ее центр находится всего в 10,7 метра (35 футов) от края набережной. [9]
После демонтажа крана Бердмор в 1970-х годах и Fairfield Titan теперь есть четыре гигантских консольных крана в 2007 году на реке Клайд . [16] [20] Остальные находятся в Стобкроссе ( Финнистон Крейн ), Скотстоуне ( Барклай Керл Крейн ) и Гриноке ( Джеймс Уотт Док Крейн ). [20] Менее шестидесяти гигантских консольных кранов было построено во всем мире, шесть из них на Клайде, а по состоянию на май 2011 года, как полагают, осталось только одиннадцать, из них четыре на Клайде. [9]
Награды
[ редактировать ]Кран был удостоен награды «Инженерное наследие» Института инженеров-механиков в 2012 году и описан как «великолепный образец машиностроения, который является неотъемлемой частью местного ландшафта». [12] [21] Титан был признан международным историческим памятником гражданского строительства и машиностроения Американским обществом инженеров-строителей и Американским обществом инженеров-механиков в 2013 году, что стало пятой такой наградой, присужденной шотландской структуре. [21]
Восстановление конструкции было отмечено премией Chicago Athenaeum Award в области архитектуры в 2008 году и Гражданским фондом в 2009 году. [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Верфь Джона Брауна» . Набережная Клайда. Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ «Дж. и Дж. Томсоны» . www.gracesguide.co.uk . Проверено 22 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «История» . Клайдбанк восстановлен. Архивировано из оригинала 21 марта 2014 года . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Титан-Журавль» . Американское общество инженеров-строителей . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Историческая среда Шотландии . «Клайдбанк, бывшая судостроительная верфь Джона Брауна, консольный кран Титан, включая бывший док для отделки (здание, внесенное в список памятников архитектуры) (LB22993)» . Проверено 28 марта 2019 г.
- ^ «Титан Клайдбанк» . clydewaterfront.com . Проверено 22 апреля 2014 г.
- ^ «Джон Браун и компания (Клайдбанк) Лтд.» . Университет Глазго . Проверено 22 апреля 2014 г.
- ^ «Шотландский титановый кран, посвященный ASCE и ASME как достопримечательность» . Американская ассоциация инженерных обществ. Архивировано из оригинала 22 марта 2014 года . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Титан Крейн, Клайдбанк» . Engineering-timelines.com . Проверено 22 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Клайдбанк Блиц» . Образование Шотландии. Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ «Блиц Клайдбанка» . Би-би-си . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Высшая инженерная награда за кран Titan Crane от Clydebank» . Новости Би-би-си . 5 июля 2012 года . Проверено 22 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Судостроители Аппер-Клайда работают в 1971/72 году» . Университет Стратклайда . Проверено 22 апреля 2014 г.
- ^ Крессвелл, Джереми (1 августа 2001 г.). «Занавес опускается в конце эпохи, когда на верфи Клайдсайда вывешивается табличка «Продается»» . Шотландец . Проверено 22 марта 2014 г.
- ^ Осборн, Ханна (20 августа 2013 г.). «Шотландский кран Titan Crane признан инженерным шедевром и получил международную награду» . Интернэшнл Бизнес Таймс . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Титан-Журавль» . Набережная Клайда . Проверено 22 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Титан Крейн, Клайдбанк» (PDF) . Маклин и Спирс. Архивировано из оригинала (PDF) 22 марта 2014 года . Проверено 22 марта 2014 г.
- ^ «Шотландский Титан получил статус Эйфелевой башни» . Институт инженеров-строителей. 22 августа 2013 года . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Факты» . Клайдбанк восстановлен . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «А потом их было четверо: Титан Журавли Клайда» . gbarr.info. 1 июня 2011 года . Проверено 22 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Шотландский Титан получил статус Эйфелевой башни» . Клайдбанк восстановлен. 20 августа 2013 года . Проверено 22 марта 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обзор проекта коллективной архитектуры
- «Кран Титан: настоящий гигант судостроения Клайдбанка» . Шотландец . 30 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г.
- Журавли на реке Клайд
- Отдельные краны (машины)
- Судостроительные краны
- Памятники категории А в Западном Данбартоншире
- Промышленные музеи Шотландии
- Музеи Западного Данбартоншира
- Технологические музеи в Соединенном Королевстве
- Здания и сооружения, построенные в 1907 году
- 1907 заведений в Шотландии
- Клайдбанк
- Исторические достопримечательности гражданского строительства